Методические указания к выполнению дипломной работы



Скачать 345.3 Kb.
Дата14.02.2016
Размер345.3 Kb.
Методические указания к выполнению дипломной работы

Дипломная работа представляют собой самостоятельное научно-методическое исследование, выполняемое слушателем Богословских Курсов под руководством преподавателя. Цель работы – развитие навыков самостоятельного исследования научного характера, овладение методами современных научных исследований, углубленное изучение какого-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины, развитие способности самостоятельной оценки тех или иных идей, а также оценка рассматриваемого вопроса с позиций православного вероучения. Итогом написания исследовательской работы является достижение научно-обоснованного и значимого для Церкви результата.

Написание дипломной работы является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ компонентом учебного процесса, отраженного в учебном плане; положительное выполнение дипломной работы дает право получения диплома об окончании Богословских курсов.

Сроки написания выпускной дипломной или практическая работы: 5-6 семестр ( 3 курса).

Защита: в конце 6 семестра (конец мая).



Руководство дипломной работой осуществляют преподаватели.

Слушатель выполняет исследование самостоятельно, пользуясь консультациями руководителя и отчитываясь перед ним по мере выполнения ее отдельных частей и работы в целом.

Руководитель:

         · помогает слушателю определить круг вопросов по выбранной теме и методы исследования, а также составить план работы и определить список основных источников;

         · консультирует слушателя в ходе написания работы, осуществляет систематический контроль, проводит поэтапную аттестацию и информирует о процессе ее выполнения;

         · проверяет исследование, пишет отзыв и оценивает работу.

В итоговой оценке руководитель учитывает на только окончательный результат, но и степень самостоятельности слушателя.

        Лучшие работы могут быть оставлены в учебно-методическом отделе Богословских курсов в качестве образцов.


Этапы исследовательской работы


  1. Выбор темы исследования.

  2. Планирование исследовательской работы.

  3. Знакомство с литературой по теме.

  4. Теоретический анализ отобранной литературы и ее реферирование.

  5. Составление плана дипломной или практической работы.

  6. Изучение требований к написанию исследовательской работы.

  7. Написание исследования.

  8. Защита исследования или практической работы.

Выбор темы исследования

Тема работы определяется либо самим слушателем, что наиболее целесообразно, либо рекомендацией преподавателя, либо совместно. Как правило, это результат научного и практического интереса слушателя, складывающегося в процессе его обучения. При выборе той или иной темы исследования рекомендуется учитывать ее актуальность, имеющийся опыт работы слушателя, а также другие факторы.

После выбора темы дипломной или практической работы, она закрепляется за слушателем, что фиксируется в соответствующей ведомости.
Планирование исследовательской работы

После того как тема выбрана и согласована с научным руководителем, составляется календарный план, в котором определяются сроки выполнения этапов работы. План помогает четко организовать работу слушателя, контролировать выполнение исследования научному руководителю и самому слушателю, оказывать помощь по мере необходимости.

         Календарный план также способствует рациональному распределению времени, отводимого на подбор литературы и ее изучение, организацию и проведение опытно-экспериментальной части работы (если это необходимо), анализ и обработку полученных данных, составление выводов, заключений, литературное и техническое оформление работы, подготовку ее к защите.

Примерный календарный план написания исследовательской работы




п/п


Наименование этапов работы

Плановый срок выполнения этапа

Отметка о фактическом выполнении этапа

Подпись научного руководителя

1.

Выбор темы работы и научного руководителя

начало сентября

 

 

2.

Утверждение темы работы и научного руководителя

до 15 сентября

 

 

3.

Составление совместно с научным руководителем предварительного плана работы

середина сентября

 

 

4.

Подбор литературы по теме.

Просмотр,  реферирование и конспектирование необходимых материалов



середина сентября – декабрь

Просмотрено и отобрано всего источников: __, в т.ч.

-отечеств.источн._

= в т.ч. книг_

= научн.статей_

= архивн.матер._

=матер.интернета_

- зарубеж.источн._


 

5.

Составление плана (оглавления) научной работы

октябрь







6.

Проведение при необходимости социологических опросов, анкетирования и подбор статистического материала

ноябрь – февраль

 

 

7.

Ежемесячные консультации с научным руководителем по подготовке первой редакции  исследовательской работы согласно плану исследования:

– введение;

– 1 и последующие главы;

– заключение.



октябрь – февраль

 

 




 

 

8.

Подготовка первого варианта работы в рукописи (компьютерный набор)

к марту

 

 

9.

Предварительное рассмотрение работы руководителем

март

 

 

10.

Переработка исследования в соответствии с выявленными замечаниями

март-апрель

 

 

11.

Повторное рассмотрение работы (при необходимости – и третье)

апрель

 

 

12.

Техническая работа по оформлению работы (набор на компьютере, переплет)

май

 

 

13.

Подготовка отзыва научного руководителя на работу слушателя (касается только дипломного проекта).

май

 

 

14.

Защита работы на аттестационной комиссии (касается только дипломного проекта). Выставление оценки руководителем по курсовой работе.

май - начало июня

 

 

Работа с литературой по теме исследования

Работу над исследованием начинают с подбора и изучения/анализа литературы и источников. Изучение литературы служит средством изучения истории и причин возникновения проблемы, ее современного состояния.

Работа с литературой включает следующие методы:

- составление библиографии, т.е. списка литературы, использованной автором при написании исследования;

- реферирование: сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей теме;

- конспектирование: детальное изложение главных положений и концепций идей работы;

- аннотирование: краткое, предельно сжатое изложение основного содержания источников;

- цитирование: дословная запись высказываний автора.

На включенную в текст цитату следует оформить ссылку с обязательным указанием номера источника в списке литературы и номера страницы в источнике. Например: …как пишет в своем труде православный педагог С.Куломзина, «лучший способ приобщить ребенка к опыту молитвы – это молиться вместе с ним» [8, с.90] (ссылка заключается в квадратные скобки); если цитируется Священное Писание, ссылка оформляется в круглых скобках, например: как сказано в Евангелии от Иоанна, «… не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14). Если приводится не цитата, а излагаемая мысль автора, высказанная им идея, то в тексте также делается ссылка на источник.

Любой источник, на который ссылается автор исследования, должен быть внесен в библиографический список.

При оформлении библиографического списка необходимо использовать алфавитный способ группировки литературных источников, ориентируясь на фамилию автора или название источника, если автор отсутствует. Исключение составляют монашествующие: в таком случае на первом месте пишется имя автора, а фамилия следует после имени и в круглых скобах. Правила оформления источников в списке литературы см. в приложении.

При работе с источниками рекомендуется просмотреть также периодические издания: «Журнал Московской Патриархии», «Московские епархиальные ведомости», «Миссионерское обозрение», «Приход» и другие.

В результате работы над литературой по теме исследования слушатель должен выявить следующие основные сведения:

         · Кто и где уже работал и работает по теме исследования?

         · Где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках)?

 · В чем суть исследований?

Необходимое количество источников в библиографическом списке для дипломной работы – около 50.
Композиция исследования

Исследование, как правило, имеет следующую структуру:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Главы основной части.

5. Заключение.

6. Библиографический список.

7. Приложения.

Титульный лист является первой страницей исследования и заполняется по строго определенным правилам (см. приложение).

Оглавление помещается после титульного листа. В нем приводятся все заголовки работы с указанием страницы, с которых они начинаются (см. приложение): введение, главы и параграфы, заключение, библиографический список, заключение. При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, а также быть краткими и четкими, последовательно отражающими ее внутреннюю логику.

Введение. В нем обычно даются характеристики работы: обосновывается актуальность выбранной темы и формулируется проблема, описывается степень разработанности темы, ставятся цель и задачи, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод/методы исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая и практическая значимость, а также новизна и гипотеза (см. приложение). Таким образом, введение – это очень ответственная часть исследования, т.к. оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые его квалификационные характеристики.

Объем введения составляет обычно 2-5 страниц.

Введение должно начинаться с обоснования а к т у а л ь н о с т и выбранной темы, отражающей суть проблемной ситуации (затруднения или противоречия). Для этого нужно показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения. Сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования. Причем следует раскрыть как практическую, так и научную актуальность темы (показать степень разработанности выделенной проблемы в богословии, указать на недостаточно проработанные аспекты, которые предполагает разрешить данная тема). Итак, актуальность отвечает на вопрос: «Почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?»

Значимым является описание с т е п е н и р а з р а б о т а н н о с т и выбранной темы, для чего составляется краткий обзор литературы, который должен показать, что именно данная тема еще не раскрыта (раскрыта лишь частично или в другом ракурсе) и поэтому нуждается в дальнейшей разработке. Назвать основные фамилии тех исследователей, которые изучали данную тему в том или ином аспекте. Предполагается упоминание автором богословов, философов, педагогов и психологов, которые занимались разработкой и исследованием данной проблемы.

С проблемой связан о б ъ е к т и п р е д м е т исследования. Эти категории соотносятся между собой как общее и частное. Объект - это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Он представляет собой процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которая будет исследоваться. Понятие «предмет» исследования значительно уже и конкретнее. В предмет включаются только те элементы, связи, отношения внутри объекта, которые непосредственно будут изучаться в исследовании. Объект исследования отвечает на вопрос: «Что рассматривается?», предмет исследования: «Какие свойства объекта раскрывает данное исследование?»

Ц е л ь исследования выражает путь решения проблемы и те конечные результаты, которые при этом должны быть получены. Т.е., это то, что мы хотим получить при проведении исследования. Она отвечает на вопрос: «Какой результат слушатель хочет получить?»

З а д а ч и исследования – это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели:

- изучить…

- рассмотреть…

- описать…

- охарактеризовать…

- исследовать…

- сравнить…

- выявить…

- разработать…

Формулировку задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составлять содержание глав работы. Т.е., задачи соответствуют согласно названию параграфа.

Г и п о т е з а означает предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, истинное значение которого не определено. При формировке гипотезы используются выражения:


  • «это возможно, если...»

  • «будет обеспечено, если...»

  • «будет осуществляться эффективно при наличии (при условии)...»

М е т о д ы и м е т о д о л о г и ч е с к и е о с н о в ы исследования (указывать только для дипломной работы). Метод – это своеобразный инструмент научного исследования. Успех исследования находится в прямой зависимости от методов: результаты тем достовернее, чем богаче арсенал используемых методов. Методы можно разделить на 2 группы: теоретические (раскрывают сущность изучаемых явлений: анализ, синтез, абстрагирование, индукция, дедукция и т.д.) и эмпирические (служат средством сбора конкретных фактов: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение документации, педагогический эксперимент).

Обязательным условием является указание методологических основ исследования (нормативных документов, научных теорий, концепций и т.п.).

Н о в и з н а исследования – признак, наличие которого дает право на использование понятия «впервые», что означает факт отсутствия подобных результатов. Она проявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы.

Т е о р е т и ч е с к а я з н а ч и м о с т ь связана с теоретическим обоснованием каких-либо новых подходов.

П р а к т и ч е с к а я з н а ч и м о с т ь. Автор показывает, какое могут иметь значение те результаты, которые им получены в ходе исследования, и где они, возможно, получат применение, т.е. кому и для чего нужно то, что сделано дипломником.

В конце введения раскрывается с т р у к т у р а работы: дается перечень ее структурных элементов.



Главы основной части. Дипломная работа состоит из глав, включающих в себя параграфы.

В содержании основной части необходимо полностью раскрыть тему работы, подробно рассматривая историю, теорию, методологию, методику, технику исследования, делается критический анализ литературы, обобщаются полученные результаты. Обязательной является логическая связь между главами и последовательное развитие основной идеи темы на протяжении всей работы.

Далее идет описание опытно-экспериментальной (для дипломного проекта) части работы, если таковая есть. Подробно дается характеристика испытуемых, возраст, количество, описывается материал, используемый в опытной работе. Описывается ход работы, ее этапы. Упоминается, каким способом обрабатывались полученные данные. Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах.

По окончании изложения материала в каждом параграфе должны быть сделаны краткие выводы.



Заключение представляет собой не просто перечень полученных результатов проведенного исследования, а их итоговый синтез. Оно не должно подменяться механическим суммированием выводов по главам, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования. А также имеет место наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы.

Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержание введения и основной части работы. В целом заключение должно давать ответ на вопросы о том, зачем предпринято исследование, что сделано и к каким выводам пришел автор.



Библиографический список. При оформлении библиографического списка необходимо использовать алфавитный способ группировки литературных источников, ориентируясь на фамилию автора или название источника, если автор отсутствует. Исключение составляют монашествующие: в таком случае на первом месте пишется имя автора, а фамилия следует после имени и в круглых скобах (см. приложение).

Список должен включать все цитируемые в работе источники и труды.



Приложение – это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение. Материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложение.

Оформляются оно на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок, и в правом верхнем углу надпись «Приложение» с указанием его порядкового номера.



Написание исследования

При написании научной работы необходимо соблюдать единство стиля изложения, а также обеспечить орфографическую, синтаксическую и стилистическую грамотность. Необходимо помнить, что исследование не является проповедью, молитвословием или духовной беседой, поэтому оно должно быть выдержано в академическом стиле без публицистических и лирических отступлений. Содержание работы должно отвечать тематике той дисциплины, по которой выбрана тема. Рекомендуется использовать творения святых отцов и учителей Церкви. В работе не принято ссылаться на популярные брошюры и пособия для воскресных школ, а также википедию.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение литературы свидетельствует о том, что…», «можно утверждать…», «исследования показали, что…» и т.п.

Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность.

Объем курсового дипломного исследования составляет 30-50 страниц машинописного текста.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование должно быть напечатано на листе формата А-4 14 шрифтом на одной стороне листа и через 1,5 интервала.

При написании должны соблюдаться поля: левое — 30 мм, правое — 10 мм, верхнее и нижнее — по 20 мм.

Страницы в работе считают с титульного листа, нумеруют со второго.

Все структурные части работы (оглавление, введение, каждая глава, заключение, библиография, приложения) начинаются с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Подразделы глав (параграфы) начинать с новой страницы не нужно.

Завершенная работа прошивается и помещается в файл (разрез файла сверху, крепёж слева) или переплетается. Прилагается также электронный вариант на диске.



СДАЧА И ЗАЩИТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Сдача исследовательской работы

За месяц до защиты окончательно оформленная дипломная работа в 1 экземпляре в комплекте с электронным ее вариантом, представляется слушателем научному руководителю на отзыв и затем обязательно сдается в учебную часть Курсов. Электронный вариант должен содержать полный текст работы с приложениями, библиографией и иллюстративным материалом, а также шрифты и программы, необходимые для корректного отображения текста. Текст работы должен быть представлен одним файлом (вместе с титульным листом), в названии которого должна присутствовать фамилия автора. На титульном листе обязательна подпись автора и научного руководителя. Без подписей, а также без наличия электронной версии работы к защите допускаться не будут.

Руководитель готовит отзыв на работу, в котором должны быть отмечены положительные стороны работы и недостатки, степень самостоятельности автора, наличие у него навыков работы с богословской и другой литературой по теме исследования, обоснованность и значимость результатов, возможность их применения. Отзыв также содержит в себе сведение о допуске слушателя к защите, а также рекомендуемую оценку.

На дипломную работу также пишется рецензия. Ее автором может быть или преподаватель богословского ВУЗа, семинарии или академии, т.е., человек, ведущий преподавательскую/научную деятельность в области, сходной с темой исследования слушателя. В рецензии должны быть отражена актуальность темы, полнота и обстоятельность изложения поставленной проблемы, эффективность   использования   избранных   методов    для решения проблемы, достижение поставленной цели, практическая ценность и  возможность  использования  полученных    результатов.




Примерный порядок защиты исследовательской работы
Слушатель делает краткое сообщение (не более 10 минут), в котором четко сообщает название работы, излагает цель, задачи, предмет, объект, методы и результаты исследования, выводы, обосновывая их и отмечая практическую значимость.

По окончании сообщения слушатель отвечает на вопросы. Вопросы по содержанию научной работы могут быть заданы не только членами комиссии, но и любым присутствующим на защите.

Далее зачитывается отзыв научного руководителя и рецензия на работу.

Затем исследователь отвечает на замечания научного руководителя и рецензента.

Решения аттестационной комиссии принимаются на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. Результаты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания.

Защита дипломных работ проводится на заседании аттестационной комиссии с участием научного руководителя, слушателя и других членов комиссии.


Критерии оценки исследовательской работы

Оценку « о т л и ч н о » заслуживает работа, содержание которой представляет теоретический или практический интерес для церковной жизни, анализирует рассматриваемый вопрос с позиции православного вероучения, а также свидетельствует о владении автором приемами научно-исследовательского анализа. Композиция такой работы четко структурирована и логична. В Заключении содержатся ясные и обоснованные выводы, которые вносят вклад в решение поставленной проблемы, намечают перспективу для дальнейшей разработки. Работа написана литературным языком, тщательно выверена по стилю, научно-справочный аппарат и оформление соответствуют действующим в церковной науке стандартам и требованиям настоящих Рекомендаций. При отличной оценке исследовательской работы следует учитывать краткость и логичность вступительного слова слушателя, в котором отражены основные положения работы, а также четкие и аргументированные ответы на вопросы, заданные членами комиссии.

Исследовательская работа оценивается на « х о р о ш о », если анализ поставленной проблемы неполный, богословская оценка вопроса правильная, но недостаточная, выводы не всегда аргументированы, в структуре работы, содержании и стиле изложения есть отдельные погрешности, не имеющие принципиального характера. В остальном работа отвечает требованиям, предъявляемым к «отличной» работе.

Работа оценивается « у д о в л е т в о р и т е л ь н о », если анализ проблемы подменен описанием фактов, богословская оценка вопроса неубедительна, выводы не конкретны и слабо аргументированы, отсутствует библиографический обзор по теме работы, в стиле и оформлении работы имеются существенные погрешности, слушателем проявлена неуверенность во время дискуссии.

Оценку « н е у д о в л е т в о р и т е л ь н о » заслуживает работа, содержание которой не соответствует заявленной теме или тема изложена неполно, с упущением основных материалов, значимых для раскрытия темы. Выводы в работе или вообще отсутствуют, либо носят декларативный характер. В ходе защиты слушатель ведет себя неуверенно, материалами собственной работы владеет слабо, на поставленные вопросы ответить затрудняется, допускает существенные ошибки. При обнаружении плагиата работа также оценивается как неудовлетворительная.

Правила употребления заглавных и строчных букв

 

Заглавные буквы употребляются:

1.     В именах Лиц Святой Троицы и Божией Матери, при написании всех относящихся к Ним местоимений, действий и событий, например: «Святая Троица», «Отец», «Слово», «Логос», «Агнец», «Премудрость Божия» (Вторая Ипостась Святой Троицы), «Святой Дух», «Утешитель», «Пресвятая Дева», «Воплощение», «Божество и Человечество Иисуса Христа», «Приснодевство Богоматери», «Святая Церковь», «Божественное Откровение», «Промысел», «Введение во Храм», «Преображение», «Сошествие во ад», «Второе Пришествие».

2.     В названиях книг Священного Писания, а также в наименованиях: «Священное Писание», «Библия», Ветхий завет», «Новый Завет», «Евангелие», «Божественное Откровение», «Священное Предание», «Никейский Символ Веры», «Никео-Цареградское Исповедание веры».

3.     В названиях исторических церковных событий, например: «Апостольский Собор», «Седьмой Вселенский Собор», «Констатинопольский Софийский Собор 879 года», «Владимирский Собор», «Большой Московский Собор», «Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 г.».

4.     В наименованиях Таинств, например: «Таинство Крещения», «Таинство Брака», «Евхаристия».

5.     В названиях постов с заглавной буквы пишется только первое слово, Например: «Великий пост», «Успенский пост».

6.     В названиях церковных учебных дисциплин, например: «Догматическое богословие», «Общая церковная история», «Церковная археология», «История Русской Православной Церкви».

7.     В обозначениях церковных учреждений, например: «Священный Синод Русской Православной Церкви», «Московский Патриархат», «Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата», «Учебный комитет при Священном Синоде», «Хозяйственное управление Московского Патриархата», «Московская Духовная Академия и Семинария».

8.     В принятых обращениях: «Ваше Святейшество», «Ваше Высокопреосвященство», «Высокопреосвященнейший Владыко», Высокочтимый Владыко Митрополит», «Ваше Высокопреподобие».

9.     В названиях международных христианских организаций, например; «Всемирный Совет Церквей», «Христианская Мирная Конференция», «Конференция Европейских Церсквей».

 

Строчные буквы употребляются:

1.     В словах: ангел, архангел, архистратиг, херувим, серафим, апостол, великомученик, преподобный, блаженный, исповедник, пророк, патриарх, кроме тех случаев, когда они по традиции вошли в состав собственного имени, например: «Иоанн Богослов», «Василий Блаженный», «Василий Великий», Никита Исповедник», «Алексий Человек Божий».

2.     В литургических названиях, например: «литургия», «проскомидия», «молебен», «алтарь», «иконостас», «престол», «дискос».



Правила оформления источников

В соответствии с благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при подготовке церковно-научных публикаций и связанных с ними документов, наиболее предпочтительным стандартом библиографических сокращений является принятый в «Православной энциклопедии», выработанный специалистами библиографического отдела «Православной энциклопедии» на основе российских ГОСТов с учетом опыта описания книжных собраний библиотеки МДАиС.



Книга одного - трех авторов

Вениамин (Федченков), митроп. Встречи со святыми: Мои духовные встречи. М., 1999.

Зеньковский В., прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.

Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. М., 2007.



Книга под общей редакцией

Приватизация: Чему учит мировой опыт / Под общ. ред. Болотина. М., 1993.



Репринтное издание

Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. - Репринтное воспроизведение издания 1911 г. (Москва). Загорск, 1991.



Отдельный том многотомного издания

Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. М., 1969. Т. 2..

Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова: С болью и любовью о современном человеке / Пер. с греч. иеромонаха Доримедонта: В 4 т. Суроти, Салоники, М., 2002.

Христианство: Энциклопедический словарь: В 2-х т. / Ред. кол.: Аверинцев А.А. и др. М. Т. 1: А - К, 1993.



Многотомное издание в целом

Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. М., 1969.



Произведение из собрания сочинений

Герцен А.И. Тиранство сибирского Муравьева // Сбор. соч.: В 30 т. М., 1968. Т. 14. С. 315-316.



Описание главы или раздела книги

Драчева Е.Л. Организация работы предприятия / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов // Менеджмент: учеб пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования. М., 2002. Гл. 2. С. 41-48.



Описание статьи из литературы справочного характера

Древнегреческая культура // БСЭ. 3-е изд. М., 1972. Т. 7. С. 290 - 299.



Статья из газеты и журнала

Аникеев А. Национальное самосознание и судьбы государства // Диалог. 1993. № 4. С. 4-10.

Шутьков А.А. Пятилетка развала // Сельская жизнь. 1996. 26 декабря. С. 4.

Дзарасов С.В., Плиев С.К. Продовольственная безопасность России // Вопросы экономики. 1996. № 8. С. 23-24.



Статья из сборника научных трудов

Ломакин С.Т., Бердышев В.Е. Универсальная система комбайнов // Вузовская наука производству: Сб. науч. трудов МГАУ. М., 1999. С. 23-28.



Сборник статей

Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. трудов НИИ высшего образования / Отв. ред. Нечаев Н.Н. М., 1995.



Материалы конференций, съездов

Развитие села и социальная политика в условиях рыночной экономики: Материалы конференции. Междунар, научно-практич. конф., посвящ. 70-летию МГАУ. М., 2000.



Описание электронного ресурса удаленного доступа

(страницы из Интернет)

Горный Е. Развитие электронных библиотек: мировой и российский опыт (Электронный ресурс) / Е. Горный, К. Вигурский. Электронные данные 2002. Режим доступа: http://www.zhurnal.ru

(Адреса Интернет-сайтов приводятся до знака «ru»)

Описания законов, постановлений и т. д.

Составляются аналогично описанию статей.



Описания рукописных материалов

После названия документа дается указание на место хранения документа (названий архива или учреждения), наименование или номер фонда, номер описи, номер дела и номер листов.

Материалы следственной комиссии, учрежденной в связи с распространением антиправительственной пропаганды. Центр. Гос. архив в Ленинграде (ЦГИАЛ), фонд к 1282, оп. 1, д. 74.

Образец титульного листа

ДОНСКОЙ ХРАМ г. МЫТИЩИ

ПЕРЛОВСКИЙ ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР

БОГОСЛОВСКИЕ КУРСЫ

Дипломная /практическая / работа

на тему: «Духовно-нравственные традиции Православия

в букварях и азбуках»

Выполнена слушателем

(слушательницей)

III курса

ФИО

Научный руководитель:



ФИО, звание, должность

ПДПЦ, 20 __ г.




Оглавление (для дипломной работы)

Введение..................................................................................................................3

Глава I. Православная культура – фактор укрепления и развития российской государственности ............................................................7

1.1. Влияние православной культуры на становление российского образования ............................................................................................7

1.2. Роль духовно-нравственного воспитания в формировании российской культурной традиции.......................................................17

1.3. Православная культура как фундаментальная основа для создания учебной литературы..............................................................27

Глава II. Национальная культурная традиция в русских букварях и азбуках ………………………………………………………………...37

2.1. Печатные буквари и азбуки второй половины XVI – конца XVII веков........................................................................................................37

2.2. Обучение грамоте в начале XVIII – начале XX веков.....................47

2.3. Советские и постсоветские буквари и азбуки. Букварь современных православных гимназий ………………………………………….......57

Заключение.............................................................................................................67

Библиографический список..................................................................................70

Приложения ...........................................................................................................74

Введение

Каждой цивилизации присущ свой определенный духовный компонент, благодаря которому она живет и развивается. В основе самобытной тысячелетней российской цивилизации лежат такие фундаментальные ценности, которые духовно определяют многочисленные аспекты человеческой деятельности. Православие принесло российскому государству свою, совершенно новую, евангельскую систему нравственных норм и принципов, регулирующую жизнь общества, воспитывающую и преображающую славянские языческие племена. На Руси стали появляться учебные заведения, а вместе с ними и учебная литература, с помощью которой молодое поколение могло получать элементарное образование. Такими первыми учебниками для обучения чтению являлись Часослов и Псалтирь. По ним дети не только обучались чтению, но и получали необходимое духовное и нравственное воспитание. Так, обучение и воспитание осуществлялось неразрывно друг от друга.

Прошло девять столетий, на протяжении которых благоговейное отношение нации к своей православной культуре почти не менялось. Но наступил бурный и трагичный ХХ век – эпоха правления советской власти, оставившая яркий отпечаток в жизни Российского общества, подменившая традиционную духовную культуру коммунистической идеологией.

В настоящее время, с 90-ых годов XX века, современное общество стало снова возвращаться к Православию, изменилось и официальное отношение к Церкви, и сознание граждан. Вновь зазвонили колокола. Проблема духовного возрождения стала важнейшей государственной задачей.

Возрождаются разрушенные, открываются новые храмы и монастыри. А вместе с ними – православные гимназии. Во многих из них возникла проблема, связанная с профессиональным, квалифицированным преподаванием азов Православия. В процессе обучения детей грамоте учителя, используя современный светский букварь или азбуку, со страниц которых духовно-нравственное воспитание, к сожалению, практически исчезло, вынуждены добавлять материал, связанный с православной культурой и духовно-нравственным воспитанием. В связи с этим очень скоро стал вопрос о создании православного букваря. В 90-ых годах ХХ – начала XXI века были опыты создания современных отечественных православных букварей: «Православный букварь» Н.В. Давыдовой, «Азбука для маленьких христиан» священника Анатолия Стальбовского, «Азбука для православных детей» Н. Орловой, «Православная азбука для малышей» Ю. и В. Артемьевых, «Азбука для обучения детей в школе и семье» и др. Однако все перечисленные выше пособия, включая в себя богатый материал для духовно-нравственного воспитания, нуждаются в методическом дополнении. Между тем, такие печатные учебники, базирующиеся на многовековой православной культурной традиции, стали появляться еще со II половины XVI века. Первыми среди них были: «Азбука» 1574 года дьякона Ивана Федорова, «Азбука» 1634 года Василия Бурцева, «Букварь словенороссийских письмен...» иеромонаха Кариона Истомина, «Алфавитарь ради учения малых детей» архиепископа Архангельского Афанасия Холмогорского и т.д. В связи с этим возникает необходимость глубокого изучения материала по православной культуре в русских букварях и азбуках предшествующих веков. Важно выявить и использовать все то положительное, что было накоплено в предшествующие этапы развития и совершенствования системы образования, и что способно позитивно повлиять на эффективность современного духовно-нравственного воспитания младших школьников в православных гимназиях. Многое из того, что заключено в педагогическом наследии, подходит и для наших дней. Это поможет в современных условиях разрешить возникающие проблемы.

Над анализом содержания учебников по обучению грамоте трудились такие видные деятели как Л.Н. Аверьянова, М.Б. Ботвинник, А. Глухов, В.Г. Горецкий, Э.Е. Зайденшнур, В. Зелинский, В. Золотов, Д.И. Извеков, Г.В. Карпюк, Н.В. Качалов, В.А. Кирюшкин, Л. Кудрявцева, М.Р. Львов, Е.Л. Немировский, А. Николич, Ф.Ф. Резенер, Ф. Сетин, Д.Б. Эльконин и др. Но только некоторые из них (Л.Н. Аверьянова, Д.И. Извеков, Е.Л. Немировский, А. Николич) уделяли внимание их православно-культурной стороне содержания.

Все выше изложенное и побудило нас выбрать темой исследования изучение материала по православной культуре в русских печатных учебниках по обучению грамоте.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения и анализа духовно-нравственного материала в русских букварях и азбуках, накопившегося на протяжении почти четырех с половиной веков, а также возможностью его использования на уроках обучения грамоте в православной гимназии.

Цель работы – исследование русских печатных букварей и азбук II половины XVI – начала XXI веков с точки зрения православной культурной традиции и определение возможности использования этого материала в православной гимназии в период обучения грамоте.

Объект исследования – православная культура в обучении и воспитании школьников.

Предмет исследования теория и методология духовно-нравственного воспитания в содержании русских букварей и азбук II половины XVI – начала XXI веков.

Реализация поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

1. Определить взаимосвязь Православия, российской государственности и национальной культурной традиции.

2. Выявить особенности духовно-нравственного воспитания на Руси.

3. Осмыслить значимость православной культуры и духовно- нравственного воспитания в российском образовании.

4. Рассмотреть на методологическом уровне значение православной культуры в создании российских букварей и азбук.

5. Провести научный анализ русских печатных букварей и азбук II половины XVI – начала XXI веков в свете православной культурной традиции и канона.

6. Разработать концептуальную модель использования материала по духовно-нравственному воспитанию для школьников периода обучения грамоте в современных православных гимназиях.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой в условиях современной православной гимназии наиболее результативными в воспитании и обучении могут оказаться учебники для первоначального обучения чтению, сориентированные на православную культуру и духовно-нравственное воспитание. Это позволит решить не только основные задачи обучения грамоте, но и многие воспитательные аспекты, а также создать условия для приобщения детей к важнейшим граням православной культуры.

Методологическую основу исследования составили: аксиологические принципы, отражающие национальные и общечеловеческие ценности жизни общества и составляющие одну из сущностных основ духовно-нравственного воспитания; философские идеи о причинно-следственной связи явлений; важнейшие положения культурологии, свидетельствующие о воспитании человека через освоение отечественной и мировой культуры; положение о связи православной культуры и педагогики; дидактические принципы единства воспитания и обучения, идеи целостного подхода к становлению личности; богословские и догматические принципы Православия, частью которых является духовно-нравственное воспитание.

Теоретическая база исследования. Существенное влияние на формирование теоретической концепции исследования оказали идеи и взгляды русских религиозных философов Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, С.М. Соловьева, П.А. Флоренского; крупнейших историков Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, Д.С. Лихачева; известных культурологов: Ю.Г. Марченко, П.Н. Милюкова, Б.А. Рыбакова. Различные вопросы о месте и роли православной культуры нашли свое отражение в работах таких крупнейших педагогов, как П.Ф. Каптерев, К.П. Победоносцев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский; в святоотеческом наследии святителей Григория Богослова, Тихона Задонского, Феофана Затворника, Иоанна Златоуста; современных христианских педагогов и церковных деятелей протоиерея В.В. Зеньковского, Е. Шестуна, А.И. Осипова, а также таких писателей как Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, В.А. Жуковского, И.А. Крылова, Д.И. Фонвизина. Кроме того, в памятниках древнерусской литературы и русских летописях; в работах по изучению истоков учебной книги таких исследователей, как М.Б. Ботвинник, Е.Л. Немировский и др.

Теоретические основы исследования базируются также на трудах и исследованиях многих современных ученых о вопросах духовно-нравственного воспитания и образования в новой социокультурной и политической ситуации, проблемах сохранения культурно-исторического наследия: В.А. Беляевой, А.В. Бородиной, Ю.П. Вавилова, И.А. Галицкой, С.Ю. Дивногорцевой, М.В. Захарченко, Ю.Г. Круглова, Е.А. Куркина, В.Н. Лазарева, В.С. Леднева, С.Г. Макеевой, Ю.Г. Марченко, В.М. Ментшикова, И.В. Метлика, И.Г. Минераловой, А.В. Морозова, Н.А. Нарочницкой, М.Ю. Новицкой, А.В. Павловской, А.С. Панарина, С.В. Перевезенцева, Т.И. Петраковой, И.В. Понкина, Т.В. Скляровой, В.А. Сластенина, Л.В. Суровой, В.Ю. Троицкого, Т.В. Челышевой, В.Ф. Шаповалова, Л.Л. Шевченко, О.Ю. Юрьевой, О.Л. Янушкявичене, Киприана (Ященко) и др. В рамках возобновившегося в последние годы диалога с Церковью современные исследователи не только доказывают жизненную необходимость рассмотрения всех проблем образования и воспитания в контексте отечественной культуры, но и подчеркивают непреходящее значение и особую актуальность задачи раскрытия педагогического потенциала Православия.

При написании работы использовался следующий комплекс методов исследования: теоретико-аналитический (анализ педагогической, церковно-исторической, лингвистической и учебно-методической литературы по исследуемой проблеме, а также официальных государственных документов, программ, учебных пособий); сравнительно-исторический (анализ русских букварей и азбук); аналитический (анализ основных учебников по обучению грамоте II половины XVI – начала XXI веков); обобщающий (описание результатов анализа материала по православной культуре в учебниках по обучению грамоте, синтез); интерпретация (объяснение, сравнение, подбор материала по православной культуре для использования его на уроках обучения грамоте в православных гимназиях).

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые осуществлен сравнительно-исторический анализ и охарактеризовано становление и развитие русских печатных букварей и азбук различных эпох с точки зрения православной культурной традиции. Предложена концептуальная модель первого школьного учебника, предназначенного для современных православных гимназий, а также методические рекомендации для учителей.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что в нем:

- впервые показана актуальность теоретического и практического исследования русских печатных букварей и азбук II половины XVI – начала XXI веков;

- подверглось целостному рассмотрению и анализу православно-культурное содержание учебников по обучению грамоте прошлых веков.

Практическая значимость работы заключается в том, что:

1) результаты исследования могут найти применение в современной православной гимназии на уроках обучения грамоте;

2) итоги сравнительно-исторического анализа могут внедряться в процесс преподавания курса методики обучения чтению при подготовке учителей начальных классов;

3) материалы исследования могут использоваться для исторического освещения проблем обучения чтению и воспитанию в букварях и азбуках при проведении дальнейших научных исследований.



Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ДОНСКОЙ ХРАМ г. МЫТИЩИ

ПЕРЛОВСКИЙ ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР

БОГОСЛОВСКИЕ КУРСЫ



РЕЦЕНЗИЯ

на дипломную работу слушателя

_______________________________________________________________ (Тема)

_____________________________________________ (Фамилия, Имя, Отчество)

Руководитель дипломной работы

_______________________________________________(Ф. И. О., ученая степень, звание)

СОДЕРЖАНИЕ РЕЦЕНЗИИ

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(1-1,5 страницы текста с оценкой рецензента)

дата (Ф. И. О., ученая степень, звание)

(подпись руководителя)








База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница