Методические указания к разработке рабочей программы дисциплины в соответствии с требованиями фгос впо дата введения: Выпуск



Скачать 134.37 Kb.
Дата13.02.2016
Размер134.37 Kb.
ТипМетодические указания

ГОУ ВПО


Саратовский ГМУ

им. В.И. Разумовского Росздрава



Методические указания к разработке рабочей программы дисциплины в соответствии с требованиями ФГОС ВПО

Дата введения:

Выпуск

Изменение №




«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе Саратовского государственного медицинского университета, профессор

__________________ А.А. Протопопов

«____» ____________________ 200__ г.

Методические указания к разработке рабочей программы дисциплины в соответствии с требованиями ФГОС ВПО

Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса

Особенностями нового поколения образовательных стандартов ВПО являются задание требований к результатам освоения программы специальности через набор компетенций и определение ее трудоемкости в целом и каждого из ее компонентов в зачетных единицах. С учетом этого, при разработке рабочей программы (РП), выбор форм и методов обучения должен проводиться с ориентацией на компетентностный подход. Результаты освоения программы специальности определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. Компетенции выпускника по направлению подготовки непосредственно связана с областью, объектами, видами и задачами профессиональной деятельности выпускника.

Для формирования заявленных в ФГОС компетенций не достаточно привычных видов учебных занятий, новые требования предполагают применение новых технологий и форм реализации учебной работы. В первую очередь необходим переход от информативных к активным формам и методам обучения (включая игровые способы организации учебного процесса), переориентация от знаниевого к деятельностному подходу, поиск возможностей соединения теоретических знаний студентов с их практическими потребностями.

Использование зачетных единиц для оценки трудоемкости является основой для индивидуально-ориентированной организации учебного процесса, стимулирующей балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности студентов, предоставляемых преподавателям академических свобод и т.д.

Проектирование РП производится с учетом внешних и внутренних регламентирующих документов, профессиональных и общекультурных компетенций выпускников на основе требований соответствующих ФГОС ВПО и стратегических партнеров вуза (работодателей).



Обучение, основанное на компетенциях

Под обучением, основанным на компетенциях, понимается «обучение, основанное на определении, освоении и демонстрации знаний, умений, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности/профессии»

Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульной организации. Под модулем понимается – целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершению модуля, и представляющий составную часть более общей функции.

Рекомендуемые образовательные технологии для реализации РП в соответствии с требованиями ФГОС

Образовательная технология – система, включающая в себя конкретное представление планируемых результатов обучения, форму обучения, порядок взаимодействия студента и преподавателя, методики и средства обучения, систему диагностики текущего состояния учебного процесса и степени обученности студента.

Реализация компетентностного подхода должна предусматривать использование в учебном процессе помимо традиционных форм проведения занятий также активные и интерактивные формы.

При разработке РП для каждого модуля (учебной дисциплины) необходимо предусмотреть соответствующие технологии обучения, которые позволят обеспечить достижение планируемых результатов обучения.

Интерактивное обучение – метод, основанный на постоянном мониторинге результатов освоения образовательной программы, текущий контроль и взаимодействие (интерактивность) преподавателя и студента в течение всего процесса обучения. Рекомендуемые методы активизации:

1). Методы ITприменение компьютеров для доступа к Интернет-ресурсам, использование обучающих программ с целью расширения информационного поля, повышения скорости обработки и передачи информации, обеспечения удобства преобразования и структурирования информации для трансформации ее в знание.

2). Работа в команде совместная деятельность студентов в группе под руководством лидера, направленная на решение общей задачи синергийным сложением результатов индивидуальной работы членов команды с делением ответственности и полномочий.

3). Case-study – анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений.

4). Игра – ролевая имитация студентами реальной профессиональной деятельности с выполнением функций специалистов на различных рабочих местах.

5). Проблемное обучение – стимулирование студентов к самостоятельной «добыче» знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.

6). Контекстное обучение – мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением.

7). Обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности студентов за счет ассоциации их собственного опыта с предметом изучения.

8). Индивидуальное обучение – выстраивание студентами собственных образова-тельных траекторий на основе формирования индивидуальных учебных планов и программ с учетом интересов и предпочтений студентов.

9). Междисциплинарное обучение – использование знаний из разных областей, их группировка и концентрация в контексте конкретной решаемой задачи.

10). Опережающая самостоятельная работа – изучение студентами нового материала до его изложения преподавателем на лекции и других аудиторных занятиях.

Допускаются комбинированные формы проведения занятий:

- лекционно-практические занятия;

- лекционно-лабораторные занятия;

- лабораторно-курсовые проекты и работы.

Преподаватели самостоятельно выбирают наиболее подходящие методы и формы проведения занятий из числа рекомендованных и согласуют выбор на научно-методической конференции.



Учебно-методическое и информационное обеспечение

Учебно-методическое обеспечение РП направления подготовки специалистов в полном объеме должно содержаться в учебно-методических комплексах дисциплин.

Содержание учебно-методических комплексов должно обеспечивать необходимый уровень и объем необходимый для организации образовательного процесса, включая и самостоятельную работу студентов, а также предусматривать контроль качества освоения студентами программы специальности в целом и отдельных ее компонентов (см. Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины).
Форма рабочей программы


  1. Рабочая программа разрабатывается на основании 1. ФГОС ВПО (обязательно); 2. Учебного плана (обязательно); 3. Примерной образовательной программы (при ее наличии).

  2. Часовая нагрузка на виды учебной деятельности прописывается согласно учебному плану;

  3. п.1.2. Задачей преподавания … является освоение студентами теоретических знаний относительно … и практических умений … .

В результате прохождения курса студенты должны:

Знать:







Уметь:







Коды формируемые компетенции:

ОК-…


ПК-…

  1. п.1.3. В подразделе «Место дисциплины в учебном процессе» на основе анализа учебного плана, указывается к какому циклу дисциплин (гуманитарные и социально-экономические дисциплины; естественно-научные, математические и медико-биологичекие дисциплины; профессиональные дисциплины и дисциплины специальности) и к какому компоненту относится данная дисциплина (федеральному, национально-региональному, элективному).

  2. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов включает в себя

1. Подготовку к аудиторным занятиям в т.ч. и изучение литературы по заданным темам, написание рефератов эссе и пр. письменных работ;

2. Подготовку к итоговой и промежуточной аттестации;

3. Самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин.

Таблица 2.2.1 включает в себя (п.3), если тем вынесенных на самостоятельное изучение студентам нет, то таблица 2.2.1 отсутствует. В связи с этим необходимо делать запись, что таблица 2.2.1 отсутствует ввиду того, что тем для самостоятельного внеаудиторного работы рассмотрения студентами нет. (Шестой столбец таблицы 2.2 и таблица 2.2.1 в сумме должны давать часы самостоятельной внеаудиторной работы студентов)



  1. Литературных источников в основном списке должно быть не более 5-6, они должны соответствовать книгообеспечению библиотеки (авторы, год издания, название учебного пособия).

  2. п.4. оформляется в виде таблицы (Приложение 1)

Вносятся коррективы в описание. Структура РП не меняется. (Приложение 1)



  • В п. 1.2. дополнительно вносятся коды формируемых компетенций;

  • Таблица 2.1. Делится по количеству модулей, вносятся данные о формируемых компетенциях: «В процессе усвоения лекционного материала у студента должны сформироваться следующие компетенции:

ОК-

ОП-…», а так же в 4 столбец к часовому объему дополняются «кредиты (зачетные единицы)»;



  • Таблица 2.2. Делится по количеству модулей, 4 столбец к часовому объему дополняются «кредиты (зачетные единицы)», а так же в 3 столбец «содержание» вносится пункт: «коды формируемых компетенций»;

  • Таблица 2.2.1. 4 столбец к часовому объему дополняются «кредиты (зачетные единицы)», а так же в 3 столбец «содержание» вносится пункт: «коды формируемых компетенций»;

  • К рабочей программе необходимо приложить «Карту формирования компетенций» (Приложение 2)



Приложение 1
Структура рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения


  1. Цель и задачи дисциплины, её место в учебном процессе

1.1 Цель преподавания дисциплины

1.2 Задачи изучения дисциплины (на уровне знания, умения, ознакомления), коды формируемых компетенций

1.3 Место дисциплины в учебном процессе
Содержание дисциплины

2.1 Лекции



В процессе усвоения лекционного материала у студента должны сформироваться следующие компетенции:

ОК-

ПК-
Модуль 1 (название)

№№

п.п.


Наименование тем лекций

Цель и содержание

Объем (часы)/кредиты (зачетные единицы)







Расшифровать:

Цель лекции:

Содержание лекции:






Модуль 2 (название)

№№

п.п.


Наименование тем лекций

Цель и содержание

Объем (часы)/кредиты (зачетные единицы)







Расшифровать:

Цель лекции:

Содержание лекции:




2.2 Клинические (лабораторные, семинарские, практические) занятия



Модуль 1 (название)

№№

п.п.


Наименование тем

занятий


Содержание

Объем (часы)/кредиты (зачетные единицы)

Самостоятельная аудиторная работа – виды, объем, формы контроля

Самостоятельная внеаудиторная работа – виды, объем, формы контроля







на уровне знания;

  1. на уровне умения;

  2. на уровне ознакомления;

  3. коды форм. компетенций.










Модуль 2 (название)

№№

п.п.


Наименование тем

занятий


Содержание

Объем (часы)/кредиты (зачетные единицы)

Самостоятельная аудиторная работа – виды, объем, формы контроля

Самостоятельная внеаудиторная работа – виды, объем, формы контроля







  1. на уровне знания;

  2. на уровне умения;

  3. на уровне ознакомления;

  4. коды форм. компетенций.










2.2.1 Темы, выносимые на самостоятельное изучение (самостоятельная внеаудиторная работа)

№№

п.п.


Наименование темы


Содержание

Объем (часы)/кредиты (зачетные единицы)

Формы контроля







А) на уровне знания;

В) на уровне умения;

С) на уровне ознакомления.

D) коды форм. компетенций.











  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

3.1 Основная литература

3.2 Дополнительная литература

3.3 Методические пособия, рекомендации и т.д., изданные кафедрой


  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины



Тема лекции,

практического

занятия


Мультимедийные презентации

Учебные фильмы

Муляжи

Макропрепараты

Другое

Приложение 2
«Карта формирования компетенций»


Название дисциплины

Трудоемкость (в кредитах)

Компетенции (с формирующими их микроцелями)

Методы формирования (формы учебной работы и контроля)







ОК-

ПК-


Что должны знать и чем овладеть в результате усвоения учебного материала в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения.

Формы учебной работы (лекции, практические (лабораторные) занятия, деловые игры, конференции, круглые столы, проекты, и пр.). Формы контроля (тестирование, задачи (видео, ситуационные, клинические и пр.), решение кроссвордов, составление кроссвордов, )





Лист. из
Запрещается несанкционированное копирование документа


Каталог: info -> str -> metod -> files -> cab -> instr
instr -> Методические рекомендации об основных видах учебных изданий в Саратовском государственном медицинском университете
instr -> Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов на кафедрах
cab -> Банк использования инновационных методов в образовательном процессе гоу впо саратовский гму им. В. И. Разумовского Росздрава
cab -> Обобщения и систематизации
instr -> Методические рекомендации «Виды аудиторных учебных занятий. Порядок подготовки и проведения»
instr -> Методические указания к разработке рабочей программы дисциплины в соответствии с требованиями фгос спо дата введения: Выпуск


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница