Методические указания к практическим занятиям
Тема 1. Сущность социального развития. Показатели социального развития дошкольников .
Вопросы для обсуждения
-
Сущность социального развития. Соотношение социального и нравственного (морального) развития. Социально-личностное, социально-коммуникативное развитие дошкольника.
-
Задачи формирования социальной компетентности (или социальной зрелости) ребёнка.
-
Базисная программа развития ребёнка-дошкольника «Истоки». (Под научной редакцией Л.А. Парамоновой, А.Н. Давидчук, К.Р. Тарасовой) о задачах социального развития ребёнка.
-
Обзор раздела «социальное развитие» в программе "Истоки", характеристика возрастных возможностей, задачи развития, содержание, условия педагогической работы. Социальное развитие в младенческом возрасте.
-
Социальное развитие в раннем возрасте.
-
Социальное развитие в младшем дошкольном возрасте. Складывание «психологического портрета» личности в младшем дошкольном возрасте. Социальная компетентность как его часть.
-
Социальное развитие в старшем дошкольном возрасте.
-
Показатели социального развития, базисные характеристики личности ребенка на разных этапах дошкольного детства.
Литература для самостоятельной работы:
-
Антонова, Т.В. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели развития и методы выявления / Т.В. Антонова // Детский сад от А до Я. 2004. № 5.
-
Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. ФГОС/ Р.С.Буре. – М.:Мозаика-Синтез, 2014.
-
Диагностика социально-нравственного воспитания детей//Социально-нравственное воспитание дошкольников/ Под ред. Н.В.Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013. С.15-25.
-
Мониторинг результатов социально-личностного развития детей// Там же. С.134-166.
-
Истоки: Базисная программа развития ребёнка-дошкольника / Под ред. Л.А. Парамоновой, А.Н. Давидчука, К.В. Тарасовой. М., 1997 или др. издание.
-
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.:Мозаика-Синтез, 2010.
-
Петрова, В.И., Стульник, Т.Д. Нравственное воспитание дошкольников. Программа / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник // Детский сад от А до Я. 2004. № 5.
-
Степанова, Г.Б. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада / Г.Б. Степанова // Дошкольное воспитание. 1999. № 10.
-
Юдина, Е.Г., Степанова, Г.Б., Денисова, Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова. – М., 2003.
Тема 2. Концепция и программа социального развития
детей дошкольного возраста (Л.В.Коломийченко)
Вопросы для обсуждения
-
Концепция социального развития детей дошкольного возраста, разработанная Л.В. Коломийченко. Социальное развитие личности как средство и результат социализации-индивидулизации, характеризующийся не только уровнем усвоения социального опыта, но и степенью социальной «самости» индивида.
-
Характеристика содержания социального развития (культура общения, психосексульная культура, национальная культура, этническая культура, правовая культура и тд.).
-
Программа социального развития дошкольников Л.В. Коломийченко: цель, задачи, основные разделы программы («Человек среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре», «Человек в своём крае»).
-
Блочно-тематическое планирование и технологии программы.
-
Возрастные показатели социального развития дошкольника.
Литература для самостоятельной работы:
Пименова, Л.В. Программа нравственно-полового воспитания детей дошкольного возраста / Л.В. Пименова. – Пермь, 2000. – 48 с.
Пименова, Л.В. Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста / Л.В. Пименова. – Пермь, 2000. – 92 с.
Коломийченко, Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко. – Пермь, 2002. – 115 с.
Коломийченко, Л.В. Блочно-тематический план реализации «Программы социального развития детей дошкольного возраста» / Л.В. Коломийченко, Л.И. Югова. – Пермь, 2003. – 146 с.
Коломийченко, Л.В. Обучение педагогов дошкольных образовательных учреждений использованию татарской народной культуры в процессе патриотического воспитания детей: учебно-методическое пособие / Л.В. Коломийченко, Ф.Н. Мурланова / под общей редакцией Л.В. Коломийченко. – Пермь, 2005. – 30 с.
Коломийченко, Л.В. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Л.В. Коломийченко, О.В. Оглезнева. – Пермь, 2005. – 59 с.
Коломийченко, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе социального развития дошкольников: опыт организации и проведения эксперимента: учебно-методическое пособие / Л.В. Коломийченко, Н.А. Гладких, Е.В. Зайкова. – Пермь, 2005. – 99 с.
Коломийченко, Л.В. Диагностика психолого-педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Л.В. Коломийченко, Л.П. Жолобова. – Пермь, 2005. – 50 с.
Коломийченко, Л.В. Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования: моногр. / Л.В. Коломийченко; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2007. – 154 с.
Коломийченко, Л.В. Прикладные аспекты социального развития и воспитания детей дошкольного возраста: опыт инновационной деятельности: моногр. / Л.В. Коломийченко; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2007. – 139 с.
Коломийченко, Л.В. Семьеведение для малышей: Программа семейно-полового воспитания детей дошкольного возраста / О.А. Воронова, Л.В. Коломийченко. – Пермь, 2007. – 121 с.
Коломийченко, Л.В. Программа социального развития / Л.В. Коломийченко // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 1. – С. 16-24.
Коломийченко, Л.В. Программа социального развития / Л.В. Коломийченко // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 5. – С. 13-20.
Коломийченко, Л.В. Программа социального развития / Л.В. Коломийченко // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 8. – С. 15-26.
Коломийченко, Л.В. Теоретические аспекты изучения механизмов социального развития детей дошкольного возраста в культурологической парадигме образования / Л.В. Коломийченко // Вестник московского государственного университета культуры и искусства. – 2008. – № 5. – С. 16-24.
Поделитесь с Вашими друзьями: |