Методические указания для студентов по написанию эссе. С. 11 12



Дата27.05.2016
Размер174 Kb.
ТипМетодические указания


ГОУ СПО КОЛЛЕДЖ АВТОМАТИЗАЦИИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

№ 27 ИМ. П.М. ВОСТРУХИНА.


ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

К НАПИСАНИЮ ЭССЕ.

Автор – составитель: Арсёнова Л.Ф.

Москва, 2010 г.
Содержание:

Введение. ___________________________________________________ С. 3 - 4



  1. Особенности эссе как литературного жанра. ___________________С. 5 - 6

  2. Эссе как творческая работа студента. ________________________ С. 7 - 8

  3. Этапы формирования умений и навыков написания эссе. ________ С. 9 - 10

  4. Методические указания для студентов по написанию эссе. _______ С. 11 - 12

Заключение. _____________________________________________ С. 13

Литература. _____________________________________________ С. 14

Введение.

Система требований, предъявляемых к уровню знаний, умений и навыков по дисциплинам гуманитарного цикла, предполагает, что накопление знания (понятий, определений и т.д.) не должно являться определяющей целью. Знание на репродуктивном уровне рассматривается как необходимая база для развития мышления, способности формулировать и аргументировать свою позицию.

К репродуктивным в той или иной степени можно отнести требования:


  • знать основные термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;

  • называть (перечислять) характерные, существенные черты изученных социальных явлений и объектов.

Следующие требования предполагают овладение студентом на основе усвоенных знаний сложными приемами интеллектуальной деятельности, причем в порядке нарастающей сложности:

  • сравнивать изученные социальные явления и процессы, т.е. выявлять сходства и отличия;

  • характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. раскрывать свойственные им значимые признаки;

  • объяснять (интерпретировать) изученные социальные объекты и явления, т.е. раскрывать их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние;

  • приводить собственные примеры, т.е. иллюстрировать, аргументировано раскрывать изученные теоретические положения на соответствующих фактах;

  • давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.

Одним из наиболее значимых показателей сформированности интеллектуальных умений высокого уровня является умение творчески применять полученные знания, формулировать собственные обоснованные суждения, целостные высказывания, аргументированную позицию по сложным содержательным проблемам. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического характера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Данное задание позволяет проверить качественное овладение знаниями по предметам гуманитарного цикла и сложными интеллектуальными умениями: делать выводы, логично и последовательно излагать свои мысли, применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов, использовать знания в воображаемых жизненных ситуациях.

Технология написания эссе в последнее время привлекает большое внимание методистов и преподавателей в связи с подготовкой учащихся к выполнению заданий единого государственного экзамена по обществознанию1. Последнее задание ЕГЭ предполагает изложение собственной точки зрения по определенной проблеме. При этом учащийся должен использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на факты общественной жизни и собственный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции. Задания ЕГЭ по истории в части «С» также требуют от студентов навыков анализа суждений и аргументации своей точки зрения. Овладение технологией написания эссе в курсе общеобразовательной подготовки несомненно поможет студентам в изучении других гуманитарных дисциплин: основ философии, социологии и политологии.



В данной методической разработке предпринята попытка выявить особенности эссе как литературного жанра; особенности эссе как творческой работы студента по дисциплинам гуманитарного цикла; проследить этапы формирования умений и навыков написания эссе; сформулировать методические рекомендации для студентов по написанию эссе.
Особенности эссе как литературного жанра.
Слово «эссе» пришло в русский язык из французского языка и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское essai можно буквально перевести словами «опыт», «проба», «попытка», «набросок», «очерк». Толковые словари и энциклопедии предлагают следующие определения слова «эссе»:

  1. Эссе – очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме.1

  2. Эссе – жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающей подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.2

  3. Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные.3

Из всех предложенных определений можно выделить ряд признаков, которые характеризуют эссе как жанр:

  • Небольшой объем. Каких-либо жестких границ не существует, но часто бывает достаточно одного листа, не скольких емких, побуждающих к размышлению фраз.

  • Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысление. Как пишет М.Ю.Брандт, «эссе – жанр субъективный, оно интересно и ценно именно тем, что дает возможность увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру».4

  • Непринужденность повествования. Автор эссе, чтобы быть понятым, должен избегать намеренно усложненных, неясных, излишне «строгих» построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

  • Свободная композиция. Это важная особенность эссе. Эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Эссе призвано удивить читателя. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко являются афористичное, яркое высказывание или парадоксальное определение. При этом свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем должно обладать внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

Исследователи выделяют несколько разновидностей эссе.

С точки зрения содержания, эссе бывают философскими, литературно-критическими, историческими, художественно-публицистическими, духовно-религиозными и др.

По литературной форме эссе предстают в виде рецензии, лирической миниатюры, заметки, странички из дневника, письма, слова и др.

Различают также эссе описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и др. В данном случае в основу положены композиционные особенности произведения, выполненного в жанре эссе.

Наконец, предложена классификация эссе на две большие группы: личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее. Если говорить об экзаменационном эссе по обществознанию, то оно принадлежит ко второй группе.
Эссе как творческая работа студента.
Эссе представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Студент должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам, а также к фактам, почерпнутым из социального и личного опыта.

Эссе относится к заданиям, которые, с одной стороны, могут успешно выполнить лишь студенты, освоившие содержание обществоведческого курса на высоком уровне, а с другой – позволяет выявить этот уровень. Успешно написать эссе может лишь студент, знания, умения и навыки которого полностью соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Он способен применять обществоведческие термины в новой, незнакомой ситуации, имеет собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеет убедительно, аргументировано ее излагать и отстаивать, высказывать собственные оценки, формулировать целостные, внутренне не противоречивые высказывания.

По мнению разработчиков заданий всероссийских олимпиад по истории и обществознанию, критериями оценки эссе могут быть: самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность и диалогичность; композиционная свобода, способствующая раскрытию темы; образность и глубина раскрытия проблемы; внутреннее смысловое единство; оригинальность решения проблемы, аргументации. М.Ю. Брандт справедливо отмечает, что предложенные критерии «устанавливают «планку» требований очень высоко, что вполне оправданно при оценке творческих работ финалистов всероссийских олимпиад, но едва ли применимо в практике проведения единого государственного экзамена».1

Подход, который в настоящее время является руководящим при подготовке к написанию эссе, воплощен в критериях, которые применяются на едином государственном экзамене по обществознанию и содержатся в инструкции, предназначенной для экспертов, проверяющих задания части С:



  1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

  2. Раскрытие проблемы на теоретическом и бытовом уровнях, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

  3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Максимальный балл за полный ответ: 4.

4-х баллов заслуживает эссе, в котором:



  1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

  2. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа;

  3. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

3-х баллов заслуживает эссе, в котором:

  1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

  2. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа;

  3. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

2-х баллов заслуживает эссе, в котором:

  1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

  2. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов;

  3. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретического обоснования

1-го балла заслуживает эссе, в котором:

  1. Представлена собственная точка зрения(позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

  2. Проблема раскрыта на бытовом уровне;

  3. Сделана попытка аргументации своего мнения.

0 баллов заслуживает эссе, в котором:

  1. Представлена собственная точка зрения по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации;

  2. Проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.

Таким образом, решающее значение придается содержательной стороне – владению терминологией, знанию теоретических обобщений, представленных в содержании учебного курса, умению видеть проблему в соответствующем контексте и др. Однако целый ряд требований вытекает из жанровых особенностей эссе. Акцент делается на изложении и обосновании собственной позиции. Наконец, высокая оценка может быть выставлена только за эссе, обладающее внутренним смысловым единством, целостностью и последовательностью заявленной в нем позиции.


Этапы формирования умений и навыков написания эссе.
Успешность формирования умений и навыков, необходимых для написания эссе, проявляется в том, что студенты:

  1. На осознанном уровне владеют теоретическими знаниями и понятийным аппаратом учебной дисциплины;

  2. Владеют на высоком уровне приемами анализа, синтеза, сравнения, навыков аргументации собственной позиции и ведения дискуссии;

  3. Понимают, что эссе по обществознанию существенно отличается от эссе по литературе;

  4. Владеют практическими навыками, в том числе стилем, присущим эссе по обществознанию.

Умения и навыки написания эссе по обществознанию закладываются в основной школе в 8-9 классах и окончательно формируются в старшей школе. Однако подготовка абитуриентов колледжа в этой области, как показывает практика, остается на низком уровне. Преподавателям общеобразовательных дисциплин, как правило, предстоит восполнить этот пробел в умениях и навыках студентов, чтобы подготовить их к дальнейшей работе по изучению дисциплин гуманитарного и социально-экономического циклов и, в случае необходимости, к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Обучению написания эссе предшествует:



  1. обучение развернутому ответу с элементами аргументации посредством приема «незаконченного предложения»: «Я считаю (думаю), что…, так как …»;

  2. Введение понятий «тезис», «аргумент»

  3. Обучение подбору аргументов в поддержку и опровержение какого-либо положения, позиции и т.д. с опорой на изученные обществоведческие понятия и термины.

  4. Обучение приемам аргументации собственной позиции в ходе ведения учебных дискуссий.

Если в период обучения в средней школе у студентов не сформировался на достаточном уровне навык развернутого аргументированного ответа, то его ответ чаще всего бывает односложным. Между тем развернутое аргументированное суждение – необходимый элемент эссе. На помощь приходит прием «незаконченного предложения», использовать который можно на различных этапах урока в соответствии с поставленными целями. Например, при изучении темы «Культура Киевской Руси» в качестве закрепления изученного материала можно предложить задание: «Можно ли согласиться с мнением В.Г.Белинского, который считал, что Византия как цивилизация могла подарить России только обыкновение чернить зубы, белить лица и выкалывать глаза врагам и преступникам». При этом студенты должны придерживаться следующей схемы построения ответа: « Думаю, что можно (нельзя), потому что…».

По мере освоения учащимся данной формы развернутого ответа вводятся понятия «тезис» и «аргумент». Т.Г.Цитович предлагает следующий алгоритм учебной деятельности:



  1. Студентам предлагается выполнить письменное задание по изучаемой теме по уже освоенному ими «шаблону» «незаконченного предложения».;

  2. Введение непосредственно самих понятий «тезис» и «аргумент» (возможно, в занимательной форме);

  3. Студентам предлагается в своих ответах выделить тезис и аргумент (возможен обмен тетрадями, если ранее применялись и студентами были приняты формы взаимопроверки;

  4. Обсуждение полученных результатов с обязательным словесным поощрением и при необходимости с корректировкой.1

Следующий этап предполагает обучение подбору аргументов для поддержки и опровержения какого-либо положения, позиции, с опорой на изученные обществоведческие понятия и с использованием терминологии.

Первоначально для выполнения задания студентам предлагается использовать в ответе определенный преподавателем круг понятий и терминов. Так, при выполнении задания «Какой точки зрения вы придерживаетесь: «Человек живет, чтобы трудиться» или «Человек трудится, чтобы жить» студентам предлагается использовать в ответе следующие понятия и теоретические обобщения: «трудовая деятельность», «самореализация личности», «материальные потребности», «социальные потребности», «ценностные ориентации».

Предложенный перечень понятий и терминов уже сам по себе является стимулом к активной мыслительной деятельности студента, к привлечению его собственного жизненного опыта или известных примеров. Впервые задание такого характера целесообразно дать на дом с последующим разбором на уроке. Далее в процессе учебной деятельности возможно применение различных приемов и форм учебной работы в целях закрепления осознанного использования в ответе понятий и терминов. Возможна, например, постановка следующих опережающих заданий на дом:


  1. Произвести подбор понятий и терминов, с помощью которых можно раскрыть суть предлагаемого суждения или афоризма;

  2. Произвести подбор суждений, афоризмов по изучаемой теме.

В первом случае на уроке эффективны различные варианты организации учебной деятельности: каждый студент работает со своей «заготовкой»; происходит обмен «домашними заготовками» между студентами; если отработан навык групповой работы, возможна организация работы в группах. При использовании второго задания на уроке при различных вариантах учебной деятельности фактически пишется эссе.

Далее обучение приемам аргументации собственной позиции проводится в форме учебных дискуссий. Если студенты слабо владеют навыками ведения дискуссии, то необходимо их более подробно с ними познакомить.

После успешного завершения подготовительной работы, вводится сам термин «эссе», определяются его существенные характеристики и структура. При этом на уроке необходимо предусмотреть не только теоретическую, но и практическую часть занятия, возможно, в форме групповой работы. Особое внимание следует уделить организации совместной со студентами работы по определению требований к содержанию эссе, поскольку отсутствие данного этапа в работе влечет такие негативные последствия, как:


  • Ограничение возможности студента в самосовершенствовании данного навыка, т.к. студент не понимает, в чем заключаются недочеты в его работе;

  • Несогласие студента с объективностью оценки его работы;

  • Формирование негативного отношения к эссе и как к методу обучения, и как к форме контроля знаний.

Методические указания для студентов.

Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Стиль эссе отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию.

Исходя из этого определения, можно выделить особенности эссе как литературного жанра:



Особенности объема

Как правило, это небольшая работа

Индивидуальность работы

Субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему.

Особенности стиля

Образность, афористичность, разговорные интонации и лексика

Особенности композиции

  • Композиция свободна, однако это не предполагает ее полное отсутствие;

  • последовательность изложения, как правило, подчинена только внутренней логике авторских размышлений;

  • мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер;

  • отсюда – особый синтаксис – множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции;

  • в пунктуации – многоточия, будто приглашающие к соразмышлению.



Независимо от свободной композиции работы, в ней должны присутствовать части, создающие общую структуру:



  • вступление (суть и обоснование выбора темы); в нем можно осветить ваши цели и то, что в ваше эссе не войдет (обозначить рамку рассуждений);

  • основная часть (развитие темы: аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала); для выдвижения аргументов можно воспользоваться так называемой ПОПС-формулой:

П – положение (утверждение) – Я считаю, что…;

О – объяснение – Потому, что…;

П – Пример, иллюстрация – Например, …;

С – суждение (итоговое) – Таким, образом, ….



  • Заключение (обобщения и аргументированные выводы по теме)

Алгоритм написания эссе:

  • Внимательно прочтите все темы, предлагаемые для написания эссе;

  • Выберите ту, которая будет отвечать следующим требованиям: а) интересна вам; б) вы понимаете смысл высказывания; в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, у вас есть личный опыт и т.д.);

  • Определите главную мысль высказывания (о чем онон?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же сааме, но своими словами);

  • Набросайте аргументы «за» и (или) «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против», ваше эссе может носить полемический характер);

  • Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.

  • Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.)

  • Распределите подобранные аргументы и (или) контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план)

  • Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали данную тему, сразу определить свою позицию и т.д.)

  • Изложите свою точку зрения в той последовательности, в которой наметили

  • Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.


Редактирование предполагает проверку работы по следующим направлениям:

  • Структура (проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе)

  • Искренность тона (избегайте слишком эмоциональных прилагательных и наречий)

  • Единство стиля (важно определиться, чтобы в работе вы не перескакивали с научного стиля на публицистический, разговорный, и наоборот)

  • Объем эссе

  • Привлекательность вашей работы, ее индивидуальность (есть ли в вашей работе что-то особенное, позволяющее выбиться из ряда других работ).


Чего следует избегать при написании эссе:

  • Непонимания сути заявленной темы;

  • Отсутствия структурированности в изложении;

  • Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы);

  • Использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств);

  • Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение;

  • Слишком обширной описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом;

  • Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции;

  • Повторов без необходимости.


Заключение.
Написание эссе – одно из самых сложных заданий. Задание обладает высокими дифференцирующими возможностями, позволяет выявить интеллектуальных, образованных, хорошо подготовленных студентов, на высоком уровне овладевших содержанием той или иной дисциплины. Эссе – это не только ценный инструмент измерения уровня подготовки студента; систематическое применение этой формы работы на уроке и во внеурочное время будет способствовать достижению целей и задач, стоящих перед современным образованием.

Литература.


  1. Боголюбов Л.Н. и др. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию. М., 1999

  2. Брандт М.Ю. Эссе на экзамене по обществознанию.//Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. №1

  3. Киприянова Е.В. Как научиться писать эссе по обществознанию на «отлично»? //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. №9.

  4. Т.Г.Цитович. Формирование умений написания эссе на уроках обществознания// Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. №7.



1 Брандт М.Ю. Эссе на экзамене по обществознанию.//Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. №1. Киприянова Е.В. Как научиться писать эссе по обществознанию на «отлично». //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. №9. Цитович Т.Г. Формирование умений написания эссе на уроках обществознания.//Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. №7.

1 Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 1998


2 Большой энциклопедический словарь: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/338226

3 Краткая литературная энциклопедия.

4 Брандт М.Ю. Эссе на экзамене по обществознанию.//Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. №1. С.27.

1 Брандт М.Ю. Эссе на экзамене по обществознанию.//Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. №1.

1 Т.Г.Цитович. Формирование умений написания эссе на уроках обществознания// Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. №7.

Каталог: images
images -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
images -> Информация об опыте 2
images -> Секция «Психология труда и эргономика» 3
images -> Методическое пособие «Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения»
images -> Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе подготовки студентов-психологов 19. 00. 13 психология развития, акмеология
images -> Московский городской
images -> Рабочая Программа учебной дисциплины м 01. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
images -> Самопонимание как фактор развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих 19. 00. 13 психология развития, акмеология


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница