2. Содержание учебно-методического комплекса дисциплины
-
Титульный лист
-
Содержание УМКД
-
Выписка из ФГОС ВПО
-
Рабочая программа учебной дисциплины.
-
Методические указания для проведения занятий:
-
-
-
-
-
5.1. методические указания по проведению практических занятий;
5.2. методические указания по проведению семинарских занятий;
5.5. Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения;
5.7. Методические указания по организации самостоятельной работы студента и изучению дисциплины
6. Конспекты лекций.
7. Методические материалы для самоконтроля и систематического контроля преподавателем результативности изучения дисциплины.
8. Комплекты заданий для лабораторных работ, контрольных работ, домашних заданий.
9. Раздаточный материал и наглядные пособия:
10. Фонд тестовых и контрольных заданий для оценки знаний по дисциплине
11. Комплекты экзаменационных вопросов для каждого из предусмотренных экзаменов по дисциплине, либо контрольные вопросы к зачету.
3. Выписка из ФГОС ВПО Выпускник по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и социальная педагогика» должен обладать следующими компетенциями:
б) профессиональными, в том числе общие профессиональные компетенции (ОПК):
готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
В области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании (ПКСПП):
способен эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности (ПКСПП-6).
способен собрать и подготовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме учебного учреждения (ПКСПП-7)
В социально-педагогической деятельности (ПКСП):
способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении учащихся (ПКСП-2);
способен участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов (ПКСП-4);
В образовательной деятельности в дошкольном образовании (ПКД):
способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста (ПКД-1);
способен обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности (ПКД-3);
способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и
взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПКД-5);
способен осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПКД-6).
Введение
1. Цели освоения дисциплины сформировать у студентов представления о современном уровне развития социальной педагогики как науки и реальных потребностях практики. Раскрыть содержание научных фактов, социально-педагогических концепций, идей объясняющих существующие в жизни проблемы, связанные с социализацией личности, ее интеграцией в общество.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Социальная педагогика является составной частью базового блока профессионального цикла дисциплин, определяющих подготовку бакалавров, основой для дисциплин: возрастная психология, технология работы социального педагога.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля): ОПК-3, ПКСПП – 6,7, ПКСП – 2,4, ПКД – 1, 3, 5, 6.
Выпускник по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и социальная педагогика» должен обладать следующими компетенциями:
б) профессиональными, в том числе общие профессиональные компетенции (ОПК):
готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
В области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании (ПКСПП):способен эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности (ПКСПП-6).
способен собрать и подготовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме учебного учреждения (ПКСПП-7)
В социально-педагогической деятельности (ПКСП):способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении учащихся (ПКСП-2);
способен участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов (ПКСП-4);
В образовательной деятельности в дошкольном образовании (ПКД):
способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста (ПКД-1);
способен обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности (ПКД-3);
способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и
взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПКД-5);
способен осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПКД-6).
В результате освоения дисциплины студент должен:
-
1. Знать:
-
основные подходы к рассмотрению места социальной педагогики в системе социального знания;
-
особенности социальной педагогики как отрасли гуманитарного знания, объект и предмет исследования социальной педагогики;
-
сущностные характеристики основных категорий социальной педагогики;
-
содержание ведущих принципов социальной педагогики;
-
характеристику основных факторов социализации личности;
-
особенности социально-педагогической деятельности социального педагога;
-
сущность социально-педагогического исследования;
-
основные направления работы с детьми девиантного поведения.
2. Уметь:
-
использовать социально - педагогические методы и технологии в практике социальной работы;
-
видеть и анализировать проблемы социальной действительности;
-
прогнозировать и планировать собственную психолого - педагогическую деятельность с целью улучшения социализации детей;
-
организовать и проводить исследования социально-педагогической среды.
3. Владеть:
-
технологией проведения социально-педагогического исследования актуальных проблем теории и практики социальной педагогики;
-
основными методами социально-педагогической деятельности и социально-педагогическими технологиями в работе с различными категориями детей.
4. Структура и содержание дисциплины
-
Содержание теоретического раздела дисциплины очное отделение
Лекции
Таблица№1
№ п/п
|
Наименование и краткое содержание
|
Кол-во
часов
|
|
Модуль 1. Введение в социальную педагогику
|
|
1.
|
Теоретико-методологические основы социальной педагогики Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России. Социальная педагогика как наука. Взаимосвязь социальной педагогики с педагогикой и социологией. Связь социальной педагогики с другими науками. Методологическая основа, методы социальной педагогики. Основные категории и принципы социальной педагогики
|
4
|
2.
|
Профессиональная деятельность социального педагога.
Профессиональная деятельность социального работника и социального педагога: общие и отличительные признаки профессии. Функции деятельности социального педагога. Личностные качества социального педагога. Профессиональная компетентность социального педагога, его квалификационная характеристика. Сферы деятельности социального работника и социального педагога
|
2
|
|
Модуль 2. Процесс социализации личности.
|
|
3.
|
Процесс социализации личности. Социализация как развитие человека в процессе стихийного, относительно направляемого и социально контролируемого взаимодействия с обществом, а также самоизменения. Человек как объект, субъект и жертва социализации. Возрастные этапы социализации. Факторы социализации и их типология. Средства и агенты социализации. Механизмы социализации: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный. Различные подходы к проблеме социализации человека
|
2
|
4.
|
Факторы социализации личности. Внешние и внутренние, управляемые и неуправляемые факторы развития ребенка. Роль деятельности и общения в развитии ребенка. Противоречия - движущие силы развития человека. Влияние наследственности на развитие ребенка. Макрофакторы, мезофакторы, микро факторы социализации личности. Влияние среды на развитие ребенка. Усвоение социальных ролей как составляющие процесса социализации. Позитивные и негативные роли. Социальная адаптация. Роль воспитания и самовоспитания в социализации ребенка. Социальная дезадаптация и социальная pеабилитация ребенка
|
4
|
|
Модуль 3 Девиации как социально-педагогическая проблема.
|
|
5
|
Понятия «норма» и «отклонения от нормы» в социальной педагогике
Значение понятий «норма» и «отклонения от нормы» в социальной педагогике. Влияние состояния здоровья и отклонения в здоровье ребенка на процесс его развития. Психические отклонения от нормы и социализация ребенка. Особенности социализации детей, не получивших общего и профессионального образования. Социальные нормы и отклонения от них. Физические и психические отклонения от нормы. Причины нарушений, отклонений и задержек в развитии детей с ограниченными возможностями. Общее и особенное в социализации детей с ограниченными возможностями. Социально-педагогические отклонения от нормы. Девиантное, делинквентное и криминальное поведение подростков: общие и отличительные признаки. Факторы девиации подростков. Концепции девиации детей. Сиротство как отклонение в социальной жизни ребенка.
|
2
|
6
|
Формы девиантного поведения.
Алкоголизм, как форма проявления девиантного noвения детей. Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема. Причины и последствия детского алкоголизма. Детский алкоголизм: показатель неблагополучия семьи, средство время препровождения и самоутверждения ребенка, компенсация его психических отклонений от нормы, иллюзорная реальность для ребенка, реклама. Уровни развития алкогольной зависимости у детей.
Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей.
Подростковая наркомания как социально-педагогическая проблема. Особенности подростковой наркомании. Классификация и типы наркотиков, употребляемых подростками. Причины и последствия подростковой наркомании. Стадии развития подростковой наркомании.
Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей.
Преступность несовершеннолетних как социально-пeдагогическая проблема. Причины и последствия преступности несовершеннолетних. Социальные и психолого-педагогические особенности несовершеннолетнего осужденного. Система специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей: специальные общеобразовательные школы, специальные (коррекционные) обще образовательные школы, специальные профессиональные училища, воспитательные колонии: цели, задачи и особенности их работы.
|
4
|
7
|
Технологии социального воспитания. Сущность и особенности социально-педагогических технологий. Виды социально-педагогических технологий. Технология воспитания социально-активной личности. Технология духовно-нравственного воспитания. Технология коллективной деятельности. Творчество социального педагога в профессиональной деятельности. Содержание работы социального педагога с личностью. Методика социально-педагогического исследования социальных и личностных проблем детей и подростков. Методы снятия неблагоприятного состояния у подростков. Профилактика и разрешение конфликтов. Психотерапевтические приемы в работе школьного социального педагога. Профессиональная ориентация подростков. Формы и методы работы социального педагога с группой. Тренинговые упражнения для школьников. Игры и дискуссии для активизации познавательных интересов подростков. Инсценированные вечера для старшеклассников. Творческая лаборатория.
|
2
|
|
Всего
|
20
|
4. Структура и содержание дисциплины
-
Содержание теоретического раздела дисциплины заочное отделение
Лекции
Таблица№1
№ п/п
|
Наименование и краткое содержание
|
Кол-во
часов
|
|
Модуль 1. Введение в социальную педагогику
|
|
1.
|
Теоретико-методологические основы социальной педагогики Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России. Социальная педагогика в системе наук о человеке. Взаимосвязь социальной педагогики с педагогикой и социологией. Связь социальной педагогики с другими науками. Методологическая основа, методы социальной педагогики. Основные категории и принципы социальной педагогики. Профессиональная деятельность социального работника и социального педагога: общие и отличительные признаки профессии. Функции деятельности социального педагога. Личностные качества социального педагога. Профессиональная компетентность социального педагога, его квалификационная характеристика. Сферы деятельности социального работника и социального педагога
|
2
|
|
Модуль 2. Процесс социализации личности.
|
|
2.
|
Социализация личности.
Социализация как развитие человека в процессе стихийного, относительно направляемого и социально контролируемого взаимодействия с обществом, а также самоизменения. Человек как объект, субъект и жертва социализации. Возрастные этапы социализации. Факторы социализации и их типология. Средства и агенты социализации. Механизмы социализации: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный. Различные подходы к проблеме социализации человека.
Понятия «норма» и «отклонения от нормы» в социальной педагогике
Значение понятий «норма» и «отклонения от нормы» в социальной педагогике. Физические и психические отклонения от нормы. Социально-педагогические отклонения от нормы.“Необученные дети” как отклонение от нормы в образовании.
|
2
|
|
Всего
|
4
|
-
Содержание практического раздела дисциплины (модуля)
Таблица№3
Практические или семинарские занятия очное отделение
№ зан
|
№ раздела
|
Наименование и краткое содержание
|
Кол-во часов
|
Формы отчетности
|
1.
|
Модуль 1.
|
Основные категории и принципы социальной педагогики
Система категорий и понятий в науке. Социальные знания и умения - основы социализации ребенка. Сущность социального обучения, социальный феномен воспитания в истории развития общества, характеристика социального воспитания. Проблемы теории социального воспитания и социального обучения в современных условиях.
Назначение принципов в социальной педагогике. Принцип природосообразности, его назначение, правила реализации. Принцип культуросообразности, его назначение, правила реализации. Принцип гуманизма, его назначение, соотношение между милосердием и гуманизмом по отношению к детям с ограниченными возможностями. Правила реализации принципа гуманизма
|
2
|
Выступление на семинаре
|
2
|
Модуль 1.
|
Факторы социализации личности.
Мега и макрофакторы. Космос и его влияние на жизнь землян. Планета, мир как мегафакторы социализации. Планетарные и мировые процессы, их влияние на среду обитания и жизнь человека.
Макрофакторы. Этнокультурные условия социализации. Общество как политико-социологическое явление. Государство как политико-юридическое явление. Страна
Мезофакторы социализации. Средства массовой коммуникации. Тип поселения (село, город, поселок).
Микрофакторы. Семья, соседство, микросоциум. Группы сверстников и субкультура.
|
4
|
Выступление на семинаре
|
|
|
Модуль 2.
|
|
|
3
|
Модуль 2.
|
Девиации как социально-педагогическая проблема. Формы девиаций
Предпосылки девиации детей в подростковом возрасте. Причины социальной дезадаптации подростков. Нормальное и отклоняющееся поведение подростков. Типичные проявления отклоняющегося поведения у подростков. Девиантное, делинквентное и криминальное поведение подростков: общие и отличи тельные признаки. Факторы девиации подростков. Концепции девиации. Алкоголизм, как форма проявления девиантного noведения детей. Причины и последствия детского алкоголизма.
Профилактика. Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей.
Подростковая наркомания как социально-педагогическая проблема. Особенности подростковой наркомании. Причины и последствия подростковой наркомании. Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей. Преступность несовершеннолетних как социально-пeдагогическая проблема.
Причины и последствия преступности несовершеннолетних.
|
6
|
Выступление на семинаре
Решение социально-педагогических ситуаций
|
4
|
Модуль 3.
|
Социально-педагогическая деятельность с семьей. Семья и ее основные функции. Проблемы социализации ребенка в семье. Социальный статус семьи и ее типология. Особенности социально-педагогической деятельности с благополучной семьей, семьей группы риска, неблагополучной семьей, асоциальной семьей, семьей ребенка с ограниченными возможностями. Формы социально-педагогической помощи семье.
|
2
|
Участие в ролевой игре
Решение социально-педагогических задач
|
5
|
Модуль 3.
|
Социально-педагогическая деятельность в конфессиях. Религиозные организации: тенденции развития и изменения места и роли в жизни общества. Социализирующие функции и механизмы.
|
2
|
Разбор социально-педагогических ситуаций
|
6
|
Модуль 3.
|
Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения.
Выявление причин и мотивов девиаций в поведении детей и подростков. Основные виды, формы и методы работы социального педагога с девиантными подростками. Основные направления профилактики, формы и методы работы.
|
2
|
Защита проекта по профилактике девиантного поведения подростков
|
7
|
Модуль 3.
|
Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей
Сущность понятий «опека» и «попечительство».
Категории детей, нуждающихся в опеке и попечительстве. Социально-педагогическая деятельность при усыновлении ребенка.
Система государственного попечения детей-сирот: временная приемная семья, приют, дом ребенка, детский дом, школа-интернат.
|
2
|
Участие в конференции
|
|
|
Итого
|
20
|
|
Таблица№3
Практические или семинарские занятия заочное отделение
№ зан
|
№ раздела
|
Наименование и краткое содержание
|
2012
|
2013
2014
|
Формы отчетности
|
1.
|
Модуль 1.
|
Факторы социализации личности.
Мега и макрофакторы. Космос и его влияние на жизнь землян. Планета, мир как мегафакторы социализации. Планетарные и мировые процессы, их влияние на среду обитания и жизнь человека.
Макрофакторы. Этнокультурные условия социализации. Общество как политико-социологическое явление. Государство как политико-юридическое явление. Страна
Мезофакторы социализации. Средства массовой коммуникации. Тип поселения (село, город, поселок).
Микрофакторы. Семья, соседство, микросоциум. Группы сверстников и субкультура.
|
2
|
2
|
Решение социально-педагогических ситуаций
|
2
|
Модуль 2.
|
Девиации как социально-педагогическая проблема.
Предпосылки девиации детей в подростковом возрасте. Причины социальной дезадаптации подростков. Нормальное и отклоняющееся поведение подростков. Типичные проявления отклоняющегося поведения у подростков. Девиантное, делинквентное и криминальное поведение подростков: общие и отличи тельные признаки. Факторы девиации подростков. Концепции девиации
|
2
|
|
|
3
|
Модуль 2.
|
. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения.
Выявление причин и мотивов девиаций в поведении детей и подростков. Основные виды, формы и методы работы социального педагога с девиантными подростками
|
2
|
2
|
Решение социально-педагогических задач
|
4
|
Модуль 3.
|
Профилактика девиантного поведения.
Основные направления профилактики, формы и методы работы.
|
2
|
|
|
|
|
Итого
|
8
|
4
|
|
Таблица№4
Организованная самостоятельная работа
Очное отделение
№ раздела
|
Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
|
Кол-во часов
|
Формы отчетности
| -
|
Социально-педагогическая виктимология как составная часть социальной педагогики
|
4
|
Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене
| -
|
Урбанизация и её роль в жизни общества и в социализации человека
|
4
|
Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене
| -
|
Проблема мигрантов в современном мире
|
4
|
Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене
| -
|
Сущность и особенности социально-педагогической диагностики
|
5
|
Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене
| -
|
Содержание работы социального педагога с личностью.
|
5
|
Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене
| -
|
Формы и методы работы социального педагога с группой
|
5
|
Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене
| -
|
Методика работы социального педагога с детьми девиантного поведения.
|
5
|
Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене
|
|
Итого
|
32
|
|
Организованная самостоятельная работа
заочное отделение
№
|
Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
|
1012
|
2013
2014
|
Формы отчетности
|
1
|
Социально-педагогическая виктимология как составная часть социальной педагогики
|
10
|
10
|
Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене
|
2
|
Урбанизация и её роль в жизни общества и в социализации человека
|
5
|
5
|
Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене
|
3
|
Проблема мигрантов в современном мире
|
5
|
6
|
Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене
|
4
|
Сущность и особенности социально-педагогической диагностики
|
10
|
10
|
Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене
|
5
|
Содержание работы социального педагога с личностью.
|
10
|
10
|
Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене
|
6
|
«Норма» и «отклонения от нормы» в социальной педагогике
|
7
|
8
|
Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене
|
7
|
Девиации как социально-педагогическая проблема.
|
6
|
6
|
Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене
|
8
|
Формы девиантного поведения. Алкоголизм, как форма проявления девиантного пoведения детей. Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей.
Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей.
|
10
|
10
|
Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене
|
9
|
Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей
|
4
|
6
|
Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене
|
10
|
Формы и методы работы социального педагога с группой
|
10
|
10
|
Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене
|
11
|
Методика работы социального педагога с детьми девиантного поведения.
|
10
|
10
|
Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене
|
|
Итого
|
87
|
91
|
|
-
Образовательные технологии, используемые при различных видах учебной работы
Таблица № 5
№ п/п
|
Вид занятия
|
Форма интерактивного занятия
|
Количество часов
|
3
|
Семинарское
|
Выступление на семинаре
Решение социально-педагогических ситуаций
|
2
|
4
|
Практическое
|
Участие в ролевой игре
Решение социально-педагогических задач
|
2
|
5
|
Практическое
|
Разбор социально-педагогических ситуаций
|
2
|
6
|
Семинарское
|
Защита проекта по профилактике девиантного поведения подростков
|
2
|
7
|
Семинарское
|
Участие в конференции
|
2
|
|
Всего
|
|
10
|
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Промежуточный контроль – 6 час
1.Тестирование по 1 модулю «Введение в социальную педагогику»-2 час
2. Решение социально-педагогических ситуаций по 2 модулю «Процесс социализации личности» -2 час
3. Защита рефератов по 3 модулю «Девиации как социально-педагогическая проблема» - 2 час
Вопросы к курсовому экзамену по социальной педагогике
-
Благотворительность и милосердие как культурно-исторические традиции социально-педагогической деятельности.
-
Исторические предпосылки становления социальной педагогики в России.
-
Специфика профессиональной деятельности социального педагога.
-
Процесс социализации личности.
-
Человек как жертва процесса социализации.
-
Мега и макрофакторы социализации личности.
-
Воспитание как социальный институт.
-
Мезофакторы социализации личности.
-
СМК - как фактор социализации.
-
Субкультура как фактор социализации.
-
Микрофакторы социализации личности.
-
Функции религии в обществе.
-
Социализирующие функции группы сверстников.
-
Развитие ребенка и наследственность.
-
Развитие ребенка и среда.
-
Социум как объект изучения социальной педагогики.
-
Роль воспитания и самовоспитания в социализации ребенка.
-
Проблемы развития семьи как социального института в современной России.
-
Особенности социально-педагогической деятельности с семьей группы риска, неблагополучной семьей, асоциальной семьей, семьей ребенка-инвалида.
-
Особенности работы социального педагога в образовательных учреждениях.
-
Сущность понятий «опека» и «попечительство». Категории детей, нуждающихся в опеке и попечительстве.
-
Социально-педагогическая деятельность при усыновлении ребенка.
-
Система государственного попечения детей-сирот.
-
Причины социальной дезадаптации подростков.
-
Нормальное и отклоняющееся поведение подростков.
-
Девиантное, делинквентное и криминальное поведение подростков.
-
Концепции девиации детей.
-
Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема.
-
Проституция детей как социально-педагогическая проблема.
-
Особенности подростковой наркомании.
-
Причины и последствия преступности несовершеннолетних.
-
Бродяжничество и беспризорность детей как социально-педагогическая проблема
-
Социальные и психолого-педагогические особенности несовершеннолетнего осужденного.
-
Система специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей.
-
Специальные общеобразовательные школы, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы. Цели, задачи и особенности их работы.
-
Специальные профессиональные училища. Цели, задачи и особенности их работы.
-
Воспитательные колонии. Цели, задачи и особенности их работы.
-
Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения.
-
Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголизма.
-
Индивидуальная работа с несовершеннолетними правонарушителями.
-
Работа социального педагога с одаренными детьми.
-
Опыт работы социальных педагогов в реабилитационных центрах.
-
Технологии социально-педагогической деятельности.
-
Содержание работы социального педагога с личностью.
-
Формы и методы работы социального педагога с группой.
-
Методика работы социального педагога с детьми девиантного поведения.
Темы контрольных работ
-
Благотворительность и милосердие как культурно-исторические
традиции социально-педагогической деятельности
-
Профессиональная деятельность социального педагога.
-
Система профессиональной подготовки социальных педагогов.
-
Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности
-
Процесс социализация личности
-
Мега-макро факторы социализации личности
-
Мезофакторы социализации личности
-
Микрофакторы социализации личности
-
Институты социализации.
-
Понятия «норма» и «отклонения от нормы» в социальной педагогике.
-
Принципы социальной педагогики
-
Методика и технологии социально-педагогической деятельности.
-
Социально-педагогическая деятельность с семьей.
-
Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей.
-
Девиации как социально-педагогическая проблема.
-
Алкоголизм как форма проявления девиантного пoведения детей
-
Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей
-
Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей.
-
Система специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей.
-
Социально-педагогическая деятельность в конфессиях.
Методические рекомендации преподавателю
Приступая к проектированию данной учебной дисциплины необходимо: ознакомиться с учебным планом и типовой программой, учебно-тематическим планом проведения занятий, формами контроля и др. При организации учебных занятий есть возможность для предоставления студентам выбора разных форм работы: выступление по вопросам, включенным в план занятия; подготовка индивидуального задания в виде доклада; подготовка специальных заданий к семинару; участие в обсуждении основных вопросов, дискуссиях; дополнения, вопросы; выполнение практических заданий; анализ статей, пединформации; решение социально-педагогических ситуаций. Виды самостоятельной работы по изучению дисциплины: работа с Интернет – ресурсами, подбор и классификация материалов в профессиональной папке; написание реферативных работ; конспектирование основных источников; составление библиографии; работа с периодической печатью. См. приложение «Практикум по социальной педагогике»
7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Литература
А). Базовый учебник. Социальная педагогика [Текст] : учеб. для бакалавров и для студентов вузов по направлению 050400 "Психолого-педагогическое образование" / под ред.: В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. - Москва : Юрайт, 2012. - 405 с. - (Бакалавр)
Б). Основная
1. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студентов вузов / А. В. Мудрик ; [рец. Л. И. Новикова]. - 6-е изд., пераб. и доп. - Москва : Академия, 2007. – 223
2.Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства : учеб. пособие / Т. В. Лодкина ; [рец. : И. Н. Андреева, А. Ф. Чуянов]. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008.
3. Галагузова А.Н.., Социально-педагогические задачи. [Текст] / А.Н. Галагузова., М.А.Галагузова., И.А.Ларионова. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС,2008.-191с.
В). Дополнительная литература
-
Басов Н. Ф. Социальный педагог: введение в профессию [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031300 (050711) "Социальная педагогика" / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко ; [рец. : С. Н. Касаткина, М. А. Ковальчук]. - Москва : Академия, 2006.
-
Бочарова В.Г. Социальная педагогика. М.,1994.
-
Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России: Историч. очерк. – М., 1993.
-
Благотворительные организации социальной направленности. – М., 1998.
-
Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций : учеб. пособие / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова ; [рец. : Г. Н. Филонов, В. Д. Семенов]. - 6-е изд., стер. - Москва : Академия, 2006. - 439,
-
Васильчиков В. М. Правовое обеспечение социальной работы : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по напр. и специальности "Социальная работа" / В. М. Васильчиков. - Москва : Академия, 2009. - 335,
-
Дроздецкая, Ирина Александровна. Управление социальными системами [Текст] : учеб.-метод. пособие для студентов всех форм обучения / И. А. Дроздецкая ; Том. гос. пед. ун-т. - Томск : Изд-во ТГПУ, 2011.
-
Еремеева, Людмила Ивановна. Практикум по социальной педагогике [Текст] : учеб.-метод. пособие / Л. И. Еремеева ; Югор. гос. ун-т. - Ханты-Мансийск : РИЦ ЮГУ, 2007. - 39 с. - Библиогр. в конце тем. - 55 экз. –
-
Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. – М., 1995.
-
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1986.
-
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция.- М., 2000.
-
Комаров М.С. Введение в социологию-М., 1994.
-
Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988.
-
Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. – М., 1997.
-
Лефарг П. Благотворительность. – М., 1988.
-
Лиханов А.А. Дети без родителей: Кн. для учителя. – М., 1987.
-
Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Кн. для род. – М., 1996.
-
Медведева Г.П. Этика социальной работы. – М., 1999.
-
Менеджмент социальной работы /Под ред. Е.И.Комарова, А.И.Войтенко. – М., 2001.
-
Mид М. Культура и мир детства- М., 1988.
-
Мудрик А.В. Социализация и “смутное время”. – М., 1991.
-
Мудрик А.В. Виктимология // Магистр. 1992, май.
-
Новикова Л.И. Школа и среда. – М., 1985.
-
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.,2001.
-
Ольшанский В.Б. Психология – практикум: учителям, родителям и руководителям. – М., 1996.
-
Организация работы с неблагополучной семьей: Методические рекомендации. – Екатеринбург, 1997.
-
Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России. – Вопросы психологии, №3, 2001.
-
Прихожан А.М., Толстых И.Н. Дети без семьи. – М., 1990.
-
Психологические проблемы изучения неформальных молодёжных объединении -М.,1988
-
Российская энциклопедия социальной работы /Под ред. А.М.Пановой и .И.Холостовой: В 2 т. – М., 1997.
-
Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М.,2001.
-
Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. - Екатеринбург, 1995.
-
Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматичеких стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы // Психологически журнал. - 1992, т. 13. №2. -С.14-ЗО.
-
Теория и методика социальной работы: В 2 ч. – М., 1994.
-
Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : учеб. пособие / [П. Д. Павленок и др.] ; под ред. П. Д. Павленка. - Москва : Дашков и К°, 2004. - 235 с
-
Формы и методы работы с детьми и родителями в центре социальной помощи семье/ Л.С. Алексеева и др.-М.,1999.
37. Шептенко П.А.,Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога.- М.,2007
Электронные ресурсы
1.
|
\\fs.edu.ugrasu.\Resources\Институт гуманитарный\Кафедра ПиП\
Еремеева Л.И.
|
Локальная сеть ЮГУ
|
Доступ в локальной сети ЮГУ
|
2
|
Электронно-библиотечная система«Университетская библиотека онлайн»
|
http://biblioclub.ru/
|
Авторизованный доступ
|
3.
|
Научная электронная библиотека elibrary.ru
|
http://elibrary.ru
|
Авторизованный доступ
|
4.
|
ЭБС издательства «Лань»
|
http://e.lanbook.com
|
Авторизованный доступ
|
5
6
|
Электронная библиотека открытого доступа с тематическим каталогом
|
http://www.kodges.ru/
|
Авторизованный доступ
|
7
|
Федеральный портал "Российское образование"
|
http://www.edu.ru/
|
Авторизованный доступ
|
8
|
ЭБС«ZNANIUM.COM»
|
http://znanium.com
|
Авторизованный доступ
|
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Название оборудования
|
Лекции*
|
Практические и/или семинарские занятия***
|
Самостоятельная работа
|
Мультимедийный проектор
|
Все лекции обеспечены слайдовыми презентациями
|
Занятие 1-8
|
Работа с электронной папкой по предмету
|
-
Методические указания для проведения занятий
5.1-5.2 Методические указания по проведению практических и семинарских занятий
Методические рекомендации
Приступая к изучению данной учебной дисциплины необходимо: ознакомиться с учебно-тематическим планом проведения занятий, формами контроля и др.
При организации учебных занятий есть возможность для предоставления студентам выбора разных форм работы: выступление по вопросам, включенным в план занятия; подготовка индивидуального задания в виде доклада; подготовка специальных заданий к семинару; участие в обсуждении основных вопросов, дискуссиях; дополнения, вопросы; выполнение практических заданий; анализ статей, решение социально-педагогических ситуаций. Виды самостоятельной работы по изучению дисциплины: работа с Интернет – ресурсами, подбор и классификация материалов в профессиональной папке; написание реферативных работ; конспектирование основных источников; составление библиографии; работа с периодической печатью.
Темы семинарских и практических занятий
Т е м а 1. Основные категории и принципы социальной педагогики.
1.1. Создать электронную, профессиональную папку по дисциплине. Внести в нее программу курса, вопросы для самостоятельного изучения, список основной и дополнительной литературы к курсу.
1.2.Составить таблицу «Сравнительная характеристика принципа природосообразности» в трудах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци и К. Д. Ушинского. Отразить общее и различное во взглядах классиков педагогики на данную проблему.
1.3. Подготовить вопросы по плану семинарского занятия.
Тема 2. Факторы социализации личности.
-
Мега и макрофакторы. Космос и его влияние на жизнь землян. Планета, мир как мегафакторы социализации. Планетарные и мировые процессы, их влияние на среду обитания и жизнь человека.
-
Макрофакторы. Этнокультурные условия социализации. Общество как политико-социологическое явление. Государство как политико-юридическое явление. Страна
-
Мезофакторы социализации. Средства массовой коммуникации. Тип поселения (село, город, поселок).
-
Микрофакторы. Семья, соседство, микросоциум. Группы сверстников и субкультура.
Данная тема будет рассматриваться на двух семинарских занятиях. Каждому студенту необходимо подобрать в периодической печати 1 статью, отражающую проблему социализации личности, ее факторов.
Подготовить анализ статьи по схеме:
-
автор, название статьи, источник;
-
основная идея, проблема, которую поднимает и рассматривает автор;
-
краткое содержание статьи, соответствие названию статьи;
-
представлены ли в статье концепция, позиция или опыт автора;
-
какие выводы делает автор статьи;
-
ваши рекомендации студентам по использованию материалов статьи в процессе самостоятельной работы над курсом.
2. Дополнить электронную папку материалами по проблеме факторов социализации личности.
3. Подготовить вопросы по плану занятий.
Тема 3. Девиации как социально-педагогическая проблема. Формы девиаций
Девиации как социально-педагогическая проблема. Формы девиаций
-
Предпосылки девиации детей в подростковом возрасте. Причины социальной дезадаптации подростков.
-
Нормальное и отклоняющееся поведение подростков. Типичные проявления отклоняющегося поведения у подростков. Девиантное, делинквентное и криминальное поведение подростков: общие и отличи тельные признаки.
-
Факторы девиации подростков. Концепции девиации.
-
Алкоголизм, как форма проявления девиантного noведения детей. Причины и последствия детского алкоголизма. Профилактика.
-
Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей. Подростковая наркомания как социально-педагогическая проблема. Особенности подростковой наркомании. Причины и последствия подростковой наркомании.
-
Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей. Преступность несовершеннолетних как социально-пeдагогическая проблема. Причины и последствия преступности несовершеннолетних.
Задания к занятию
1. Внести в словарь ключевые понятия изучаемой темы.
2.Дополнить электронную папку материалами по данной проблеме.
3. Подготовить 2-3 социально-педагогические задачи для обсуждения на семинаре
1. Дополнить электронную папку материалами по данной проблеме.
.
Т е м а 4. Социально-педагогическая деятельность с семьей.
-
Семья и ее основные функции. Проблемы социализации ребенка в семье. Социальный статус семьи и ее типология.
-
Особенности социально-педагогической деятельности с благополучной семьей, семьей группы риска, неблагополучной семьей, асоциальной семьей, семьей ребенка с ограниченными возможностями.
-
Формы социально-педагогической помощи семье.
Ключевые понятия: социально-педагогическая деятельность, семья как социальный институт, основные типы семей.
1. Внести в словарь ключевые понятия изучаемой темы.
2.Дополнить электронную папку материалами по данной проблеме.
3. Подготовить 2-3 социально-педагогические задачи для обсуждения на семинаре.
Те м а 5. Социально-педагогическая деятельность в конфессиях
-
Религиозные организации: тенденции развития и изменения места и роли в жизни общества.
-
Социализирующие функции и механизмы.
Задания к занятиям
1. Подготовить вопросы по плану семинарского занятия.
2.Дополнить электронную папку материалами по данной проблеме.
3. Внести в словарь ключевые понятия изучаемой темы.
.
Т е м а 6. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения
-
Выявление причин и мотивов девиаций в поведении детей и подростков.
-
Основные виды, формы и методы работы социального педагога с девиантными подростками.
-
Основные направления профилактики, формы и методы работы.
Задания к занятию
1. Подготовить вопросы по плану семинарского занятия.
2.Дополнить электронную папку материалами по данной проблеме.
3. Внести в словарь ключевые понятия изучаемой темы.
Тема 7
Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Сущность понятий «опека» и «попечительство».
Категории детей, нуждающихся в опеке и попечительстве. Социально-педагогическая деятельность при усыновлении ребенка.
Система государственного попечения детей-сирот: временная приемная семья, приют, дом ребенка, детский дом, школа-интернат.
Задания к занятию
1. Подготовить вопросы по плану семинарского занятия.
2.Дополнить электронную папку материалами по данной проблеме.
3. Внести в словарь ключевые понятия изучаемой темы.
5.5 Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Основные требования к оформлению контрольной работы
1. Титульный лист
Югорский государственный университет
Поделитесь с Вашими друзьями: |