Методические указания для проведения занятий: методические указания по проведению практических занятий



страница1/3
Дата21.05.2016
Размер0.82 Mb.
  1   2   3
c:\documents and settings\l_eremeeva\рабочий стол\док\9.jpeg
2. Содержание учебно-методического комплекса дисциплины


  1. Титульный лист

  2. Содержание УМКД

  3. Выписка из ФГОС ВПО

  4. Рабочая программа учебной дисциплины.

  5. Методические указания для проведения занятий:











5.1. методические указания по проведению практических занятий;

5.2. методические указания по проведению семинарских занятий;

5.5. Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения;

5.7. Методические указания по организации самостоятельной работы студента и изучению дисциплины

6. Конспекты лекций.

7. Методические материалы для самоконтроля и систематического контроля преподавателем результативности изучения дисциплины.

8. Комплекты заданий для лабораторных работ, контрольных работ, домашних заданий.

9. Раздаточный материал и наглядные пособия:

10. Фонд тестовых и контрольных заданий для оценки знаний по дисциплине

11. Комплекты экзаменационных вопросов для каждого из предусмотренных экзаменов по дисциплине, либо контрольные вопросы к зачету.


3. Выписка из ФГОС ВПО Выпускник по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и социальная педагогика» должен обладать следующими компетенциями:

б) профессиональными, в том числе общие профессиональные компетенции (ОПК):

готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);



В области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании (ПКСПП):

способен эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности (ПКСПП-6).

способен собрать и подготовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме учебного учреждения (ПКСПП-7)

В социально-педагогической деятельности (ПКСП):

способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении учащихся (ПКСП-2);

способен участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов (ПКСП-4);

В образовательной деятельности в дошкольном образовании (ПКД):

способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста (ПКД-1);

способен обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности (ПКД-3);

способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и

взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПКД-5);

способен осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПКД-6).



c:\documents and settings\l_eremeeva\рабочий стол\док\5.jpeg

c:\documents and settings\l_eremeeva\рабочий стол\док\6.jpeg

Введение
1. Цели освоения дисциплины сформировать у студентов представления о современном уровне развития социальной педагогики как науки и реальных потребностях практики. Раскрыть содержание научных фактов, социально-педагогических концепций, идей объясняющих существующие в жизни проблемы, связанные с социализацией личности, ее интеграцией в общество.

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Социальная педагогика является составной частью базового блока профессионального цикла дисциплин, определяющих подготовку бакалавров, основой для дисциплин: возрастная психология, технология работы социального педагога.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля): ОПК-3, ПКСПП – 6,7, ПКСП – 2,4, ПКД – 1, 3, 5, 6.

Выпускник по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и социальная педагогика» должен обладать следующими компетенциями:



б) профессиональными, в том числе общие профессиональные компетенции (ОПК):

готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);



В области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании (ПКСПП):способен эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности (ПКСПП-6).

способен собрать и подготовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме учебного учреждения (ПКСПП-7)



В социально-педагогической деятельности (ПКСП):способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении учащихся (ПКСП-2);

способен участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов (ПКСП-4);



В образовательной деятельности в дошкольном образовании (ПКД):

способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста (ПКД-1);

способен обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности (ПКД-3);

способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и

взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПКД-5);

способен осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПКД-6).



В результате освоения дисциплины студент должен:

  • 1. Знать:

  • основные подходы к рассмотрению места социальной педагогики в системе социального знания;

  • особенности социальной педагогики как отрасли гуманитарного знания, объект и предмет исследования социальной педагогики;

  • сущностные характеристики основных категорий социальной педагогики;

  • содержание ведущих принципов социальной педагогики;

  • характеристику основных факторов социализации личности;

  • особенности социально-педагогической деятельности социального педагога;

  • сущность социально-педагогического исследования;

  • основные направления работы с детьми девиантного поведения.

2. Уметь:

  • использовать социально - педагогические методы и технологии в практике социальной работы;

  • видеть и анализировать проблемы социальной действительности;

  • прогнозировать и планировать собственную психолого - педагогическую деятельность с целью улучшения социализации детей;

  • организовать и проводить исследования социально-педагогической среды.

3. Владеть:

  • технологией проведения социально-педагогического исследования актуальных проблем теории и практики социальной педагогики;

  • основными методами социально-педагогической деятельности и социально-педагогическими технологиями в работе с различными категориями детей.


4. Структура и содержание дисциплины


  1. Содержание теоретического раздела дисциплины очное отделение


Лекции

Таблица№1



п/п

Наименование и краткое содержание

Кол-во

часов




Модуль 1. Введение в социальную педагогику




1.

Теоретико-методологические основы социальной педагогики Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России. Социальная педагогика как наука. Взаимосвязь социальной педагогики с педагогикой и социологией. Связь социальной педагогики с другими науками. Методологическая основа, методы социальной педагогики. Основные категории и принципы социальной педагогики

4


2.

Профессиональная деятельность социального педагога.
Профессиональная деятельность социального работника и социального педагога: общие и отличительные признаки профессии. Функции деятельности социального педагога. Личностные качества социального педагога. Профессиональная компетентность социального педагога, его квалификационная характеристика. Сферы деятельности социального работника и социального педагога

2




Модуль 2. Процесс социализации личности.




3.

Процесс социализации личности. Социализация как развитие человека в процессе стихийного, относительно направляемого и социально контролируемого взаимодействия с обществом, а также самоизменения. Человек как объект, субъект и жертва социализации. Возрастные этапы социализации. Факторы социализации и их типология. Средства и агенты социализации. Механизмы социализации: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный. Различные подходы к проблеме социализации человека

2

4.

Факторы социализации личности. Внешние и внутренние, управляемые и неуправляемые факторы развития ребенка. Роль деятельности и общения в развитии ребенка. Противоречия - движущие силы развития человека. Влияние наследственности на развитие ребенка. Макрофакторы, мезофакторы, микро факторы социализации личности. Влияние среды на развитие ребенка. Усвоение социальных ролей как составляющие процесса социализации. Позитивные и негативные роли. Социальная адаптация. Роль воспитания и самовоспитания в социализации ребенка. Социальная дезадаптация и социальная pеабилитация ребенка

4



Модуль 3 Девиации как социально-педагогическая проблема.





5

Понятия «норма» и «отклонения от нормы» в социальной педагогике

Значение понятий «норма» и «отклонения от нормы» в социальной педагогике. Влияние состояния здоровья и отклонения в здоровье ребенка на процесс его развития. Психические отклонения от нормы и социализация ребенка. Особенности социализации детей, не получивших общего и профессионального образования. Социальные нормы и отклонения от них. Физические и психические отклонения от нормы. Причины нарушений, отклонений и задержек в развитии детей с ограниченными возможностями. Общее и особенное в социализации детей с ограниченными возможностями. Социально-педагогические отклонения от нормы. Девиантное, делинквентное и криминальное поведение подростков: общие и отличительные признаки. Факторы девиации подростков. Концепции девиации детей. Сиротство как отклонение в социальной жизни ребенка.



2

6



Формы девиантного поведения.

Алкоголизм, как форма проявления девиантного noвения детей. Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема. Причины и последствия детского алкоголизма. Детский алкоголизм: показатель неблагополучия семьи, средство время препровождения и самоутверждения ребенка, компенсация его психических отклонений от нормы, иллюзорная реальность для ребенка, реклама. Уровни развития алкогольной зависимости у детей.

Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей.

Подростковая наркомания как социально-педагогическая проблема. Особенности подростковой наркомании. Классификация и типы наркотиков, употребляемых подростками. Причины и последствия подростковой наркомании. Стадии развития подростковой наркомании.



Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей.

Преступность несовершеннолетних как социально-пeдагогическая проблема. Причины и последствия преступности несовершеннолетних. Социальные и психолого-педагогические особенности несовершеннолетнего осужденного. Система специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей: специальные общеобразовательные школы, специальные (коррекционные) обще образовательные школы, специальные профессиональные училища, воспитательные колонии: цели, задачи и особенности их работы.



4


7



Технологии социального воспитания. Сущность и особенности социально-педагогических технологий. Виды социально-педагогических технологий. Технология воспитания социально-активной личности. Технология духовно-нравственного воспитания. Технология коллективной деятельности. Творчество социального педагога в профессиональной деятельности. Содержание работы социального педагога с личностью. Методика социально-педагогического исследования социальных и личностных проблем детей и подростков. Методы снятия неблагоприятного состояния у подростков. Профилактика и разрешение конфликтов. Психотерапевтические приемы в работе школьного социального педагога. Профессиональная ориентация подростков. Формы и методы работы социального педагога с группой. Тренинговые упражнения для школьников. Игры и дискуссии для активизации познавательных интересов подростков. Инсценированные вечера для старшеклассников. Творческая лаборатория.

2




Всего

20


4. Структура и содержание дисциплины


  1. Содержание теоретического раздела дисциплины заочное отделение


Лекции

Таблица№1




п/п

Наименование и краткое содержание

Кол-во

часов




Модуль 1. Введение в социальную педагогику




1.

Теоретико-методологические основы социальной педагогики Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России. Социальная педагогика в системе наук о человеке. Взаимосвязь социальной педагогики с педагогикой и социологией. Связь социальной педагогики с другими науками. Методологическая основа, методы социальной педагогики. Основные категории и принципы социальной педагогики. Профессиональная деятельность социального работника и социального педагога: общие и отличительные признаки профессии. Функции деятельности социального педагога. Личностные качества социального педагога. Профессиональная компетентность социального педагога, его квалификационная характеристика. Сферы деятельности социального работника и социального педагога

2





Модуль 2. Процесс социализации личности.




2.

Социализация личности.

Социализация как развитие человека в процессе стихийного, относительно направляемого и социально контролируемого взаимодействия с обществом, а также самоизменения. Человек как объект, субъект и жертва социализации. Возрастные этапы социализации. Факторы социализации и их типология. Средства и агенты социализации. Механизмы социализации: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный. Различные подходы к проблеме социализации человека.

Понятия «норма» и «отклонения от нормы» в социальной педагогике

Значение понятий «норма» и «отклонения от нормы» в социальной педагогике. Физические и психические отклонения от нормы. Социально-педагогические отклонения от нормы.“Необученные дети” как отклонение от нормы в образовании.



2




Всего

4



  1. Содержание практического раздела дисциплины (модуля)

Таблица№3

Практические или семинарские занятия очное отделение


зан

раздела

Наименование и краткое содержание

Кол-во часов

Формы отчетности

1.

Модуль 1.

Основные категории и принципы социальной педагогики

Система категорий и понятий в науке. Социальные знания и умения - основы социализации ребенка. Сущность социального обучения, социальный феномен воспитания в истории развития общества, характеристика социального воспитания. Проблемы теории социального воспитания и социального обучения в современных условиях.

Назначение принципов в социальной педагогике. Принцип природосообразности, его назначение, правила реализации. Принцип культуросообразности, его назначение, правила реализации. Принцип гуманизма, его назначение, соотношение между милосердием и гуманизмом по отношению к детям с ограниченными возможностями. Правила реализации принципа гуманизма


2

Выступление на семинаре

2

Модуль 1.

Факторы социализации личности.

Мега и макрофакторы. Космос и его влияние на жизнь землян. Планета, мир как мегафакторы социализации. Планетарные и мировые процессы, их влияние на среду обитания и жизнь человека.

Макрофакторы. Этнокультурные условия социализации. Общество как политико-социологическое явление. Государство как политико-юридическое явление. Страна

Мезофакторы социализации. Средства массовой коммуникации. Тип поселения (село, город, поселок).

Микрофакторы. Семья, соседство, микросоциум. Группы сверстников и субкультура.


4

Выступление на семинаре







Модуль 2.







3

Модуль 2.

Девиации как социально-педагогическая проблема. Формы девиаций

Предпосылки девиации детей в подростковом возрасте. Причины социальной дезадаптации подростков. Нормальное и отклоняющееся поведение подростков. Типичные проявления отклоняющегося поведения у подростков. Девиантное, делинквентное и криминальное поведение подростков: общие и отличи тельные признаки. Факторы девиации подростков. Концепции девиации. Алкоголизм, как форма проявления девиантного noведения детей. Причины и последствия детского алкоголизма.

Профилактика. Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей.

Подростковая наркомания как социально-педагогическая проблема. Особенности подростковой наркомании. Причины и последствия подростковой наркомании. Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей. Преступность несовершеннолетних как социально-пeдагогическая проблема.

Причины и последствия преступности несовершеннолетних.


6

Выступление на семинаре

Решение социально-педагогических ситуаций



4

Модуль 3.

Социально-педагогическая деятельность с семьей. Семья и ее основные функции. Проблемы социализации ребенка в семье. Социальный статус семьи и ее типология. Особенности социально-педагогической деятельности с благополучной семьей, семьей группы риска, неблагополучной семьей, асоциальной семьей, семьей ребенка с ограниченными возможностями. Формы социально-педагогической помощи семье.

2

Участие в ролевой игре

Решение социально-педагогических задач




5

Модуль 3.

Социально-педагогическая деятельность в конфессиях. Религиозные организации: тенденции развития и изменения места и роли в жизни общества. Социализирующие функции и механизмы.

2

Разбор социально-педагогических ситуаций

6

Модуль 3.

Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения.

Выявление причин и мотивов девиаций в поведении детей и подростков. Основные виды, формы и методы работы социального педагога с девиантными подростками. Основные направления профилактики, формы и методы работы.



2

Защита проекта по профилактике девиантного поведения подростков

7

Модуль 3.

Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей

Сущность понятий «опека» и «попечительство».

Категории детей, нуждающихся в опеке и попечительстве. Социально-педагогическая деятельность при усыновлении ребенка.

Система государственного попечения детей-сирот: временная приемная семья, приют, дом ребенка, детский дом, школа-интернат.



2

Участие в конференции








Итого

20



Таблица№3


Практические или семинарские занятия заочное отделение


зан

раздела

Наименование и краткое содержание

2012

2013

2014

Формы отчетности

1.

Модуль 1.

Факторы социализации личности.

Мега и макрофакторы. Космос и его влияние на жизнь землян. Планета, мир как мегафакторы социализации. Планетарные и мировые процессы, их влияние на среду обитания и жизнь человека.

Макрофакторы. Этнокультурные условия социализации. Общество как политико-социологическое явление. Государство как политико-юридическое явление. Страна

Мезофакторы социализации. Средства массовой коммуникации. Тип поселения (село, город, поселок).

Микрофакторы. Семья, соседство, микросоциум. Группы сверстников и субкультура.


2



2

Решение социально-педагогических ситуаций

2

Модуль 2.

Девиации как социально-педагогическая проблема.

Предпосылки девиации детей в подростковом возрасте. Причины социальной дезадаптации подростков. Нормальное и отклоняющееся поведение подростков. Типичные проявления отклоняющегося поведения у подростков. Девиантное, делинквентное и криминальное поведение подростков: общие и отличи тельные признаки. Факторы девиации подростков. Концепции девиации



2







3

Модуль 2.

. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения.

Выявление причин и мотивов девиаций в поведении детей и подростков. Основные виды, формы и методы работы социального педагога с девиантными подростками



2

2

Решение социально-педагогических задач

4

Модуль 3.

Профилактика девиантного поведения.

Основные направления профилактики, формы и методы работы.



2













Итого

8

4



Таблица№4


Организованная самостоятельная работа

Очное отделение

раздела

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во часов

Формы отчетности



Социально-педагогическая виктимология как составная часть социальной педагогики

4

Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене



Урбанизация и её роль в жизни общества и в социализации человека

4

Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене



Проблема мигрантов в современном мире

4

Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене



Сущность и особенности социально-педагогической диагностики

5

Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене



Содержание работы социального педагога с личностью.

5

Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене



Формы и методы работы социального педагога с группой

5

Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене



Методика работы социального педагога с детьми девиантного поведения.

5

Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене




Итого


32






Организованная самостоятельная работа

заочное отделение




Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

1012

2013

2014

Формы отчетности

1

Социально-педагогическая виктимология как составная часть социальной педагогики

10

10

Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене

2

Урбанизация и её роль в жизни общества и в социализации человека

5

5

Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене

3

Проблема мигрантов в современном мире

5

6

Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене

4

Сущность и особенности социально-педагогической диагностики

10

10

Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене

5

Содержание работы социального педагога с личностью.

10

10

Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене

6

«Норма» и «отклонения от нормы» в социальной педагогике

7

8

Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене

7

Девиации как социально-педагогическая проблема.

6

6

Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене

8

Формы девиантного поведения. Алкоголизм, как форма проявления девиантного пoведения детей. Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей.

Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей.



10

10

Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене

9

Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей

4

6

Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене

10

Формы и методы работы социального педагога с группой

10

10

Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене

11

Методика работы социального педагога с детьми девиантного поведения.

10

10

Электронная папка. Собеседование на семинарском или экзамене




Итого


87

91







  1. Образовательные технологии, используемые при различных видах учебной работы

Таблица № 5


№ п/п

Вид занятия

Форма интерактивного занятия

Количество часов

3

Семинарское

Выступление на семинаре

Решение социально-педагогических ситуаций



2

4

Практическое

Участие в ролевой игре

Решение социально-педагогических задач



2

5

Практическое

Разбор социально-педагогических ситуаций

2

6

Семинарское

Защита проекта по профилактике девиантного поведения подростков

2

7

Семинарское

Участие в конференции

2




Всего




10


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Промежуточный контроль – 6 час

1.Тестирование по 1 модулю «Введение в социальную педагогику»-2 час

2. Решение социально-педагогических ситуаций по 2 модулю «Процесс социализации личности» -2 час

3. Защита рефератов по 3 модулю «Девиации как социально-педагогическая проблема» - 2 час


Вопросы к курсовому экзамену по социальной педагогике

  1. Благотворительность и милосердие как культурно-исторические традиции социально-педагогической деятельности.

  2. Исторические предпосылки становления социальной педагогики в России.

  3. Специфика профессиональной деятельности социального педагога.

  4. Процесс социализации личности.

  5. Человек как жертва процесса социализации.

  6. Мега и макрофакторы социализации личности.

  7. Воспитание как социальный институт.

  8. Мезофакторы социализации личности.

  9. СМК - как фактор социализации.

  10. Субкультура как фактор социализации.

  11. Микрофакторы социализации личности.

  12. Функции религии в обществе.

  13. Социализирующие функции группы сверстников.

  14. Развитие ребенка и наследственность.

  15. Развитие ребенка и среда.

  16. Социум как объект изучения социальной педагогики.

  17. Роль воспитания и самовоспитания в социализации ребенка.

  18. Проблемы развития семьи как социального института в современной России.

  19. Особенности социально-педагогической деятельности с семьей группы риска, неблагополучной семьей, асоциальной семьей, семьей ребенка-инвалида.

  20. Особенности работы социального педагога в образовательных учреждениях.

  21. Сущность понятий «опека» и «попечительство». Категории детей, нуждающихся в опеке и попечительстве.

  22. Социально-педагогическая деятельность при усыновлении ребенка.

  23. Система государственного попечения детей-сирот.

  24. Причины социальной дезадаптации подростков.

  25. Нормальное и отклоняющееся поведение подростков.

  26. Девиантное, делинквентное и криминальное поведение подростков.

  27. Концепции девиации детей.

  28. Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема.

  29. Проституция детей как социально-педагогическая проблема.

  30. Особенности подростковой наркомании.

  31. Причины и последствия преступности несовершеннолетних.

  32. Бродяжничество и беспризорность детей как социально-педагогическая проблема

  33. Социальные и психолого-педагогические особенности несовершеннолетнего осужденного.

  34. Система специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей.

  35. Специальные общеобразовательные школы, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы. Цели, задачи и особенности их работы.

  36. Специальные профессиональные училища. Цели, задачи и особенности их работы.

  37. Воспитательные колонии. Цели, задачи и особенности их работы.

  38. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения.

  39. Социально-педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголизма.

  40. Индивидуальная работа с несовершеннолетними правонарушителями.

  41. Работа социального педагога с одаренными детьми.

  42. Опыт работы социальных педагогов в реабилитационных центрах.

  43. Технологии социально-педагогической деятельности.

  44. Содержание работы социального педагога с личностью.

  45. Формы и методы работы социального педагога с группой.

  46. Методика работы социального педагога с детьми девиантного поведения.


Темы контрольных работ


  1. Благотворительность и милосердие как культурно-исторические

традиции социально-педагогической деятельности

  1. Профессиональная деятельность социального педагога.

  2. Система профессиональной подготовки социальных педагогов.

  3. Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности

  4. Процесс социализация личности

  5. Мега-макро факторы социализации личности

  6. Мезофакторы социализации личности

  7. Микрофакторы социализации личности

  8. Институты социализации.

  9. Понятия «норма» и «отклонения от нормы» в социальной педагогике.

  10. Принципы социальной педагогики

  11. Методика и технологии социально-педагогической деятельности.

  12. Социально-педагогическая деятельность с семьей.

  13. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей.

  14. Девиации как социально-педагогическая проблема.

  15. Алкоголизм как форма проявления девиантного пoведения детей

  16. Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей

  17. Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей.

  18. Система специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей.

  19. Социально-педагогическая деятельность в конфессиях.



Методические рекомендации преподавателю

Приступая к проектированию данной учебной дисциплины необходимо: ознакомиться с учебным планом и типовой программой, учебно-тематическим планом проведения занятий, формами контроля и др. При организации учебных занятий есть возможность для предоставления студентам выбора разных форм работы: выступление по вопросам, включенным в план занятия; подготовка индивидуального задания в виде доклада; подготовка специальных заданий к семинару; участие в обсуждении основных вопросов, дискуссиях; дополнения, вопросы; выполнение практических заданий; анализ статей, пединформации; решение социально-педагогических ситуаций. Виды самостоятельной работы по изучению дисциплины: работа с Интернет – ресурсами, подбор и классификация материалов в профессиональной папке; написание реферативных работ; конспектирование основных источников; составление библиографии; работа с периодической печатью. См. приложение «Практикум по социальной педагогике»


7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Литература

А). Базовый учебник.     Социальная педагогика [Текст] : учеб. для бакалавров и для студентов вузов по направлению 050400 "Психолого-педагогическое образование" / под ред.: В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. - Москва : Юрайт, 2012. - 405 с. - (Бакалавр)

Б). Основная

1. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студентов вузов / А. В. Мудрик ; [рец. Л. И. Новикова]. - 6-е изд., пераб. и доп. - Москва : Академия, 2007. – 223



2.Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства : учеб. пособие / Т. В. Лодкина ; [рец. : И. Н. Андреева, А. Ф. Чуянов]. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008.

3. Галагузова А.Н.., Социально-педагогические задачи. [Текст] / А.Н. Галагузова., М.А.Галагузова., И.А.Ларионова. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС,2008.-191с.
В). Дополнительная литература




  1. Басов Н. Ф.     Социальный педагог: введение в профессию [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031300 (050711) "Социальная педагогика" / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко ; [рец. : С. Н. Касаткина, М. А. Ковальчук]. - Москва : Академия, 2006.

  2. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. М.,1994.

  3. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения России: Историч. очерк. – М., 1993.

  4. Благотворительные организации социальной направленности. – М., 1998.

  5. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций : учеб. пособие / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова ; [рец. : Г. Н. Филонов, В. Д. Семенов]. - 6-е изд., стер. - Москва : Академия, 2006. - 439,

  6. Васильчиков В. М. Правовое обеспечение социальной работы : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по напр. и специальности "Социальная работа" / В. М. Васильчиков. - Москва : Академия, 2009. - 335,

  7. Дроздецкая, Ирина Александровна.    Управление социальными системами [Текст] : учеб.-метод. пособие для студентов всех форм обучения / И. А. Дроздецкая ; Том. гос. пед. ун-т. - Томск : Изд-во ТГПУ, 2011.

  8. Еремеева, Людмила Ивановна.    Практикум по социальной педагогике [Текст] : учеб.-метод. пособие / Л. И. Еремеева ; Югор. гос. ун-т. - Ханты-Мансийск : РИЦ ЮГУ, 2007. - 39 с. - Библиогр. в конце тем. - 55 экз. –

  9. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. – М., 1995.

  10. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1986.

  11. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция.- М., 2000.

  12. Комаров М.С. Введение в социологию-М., 1994.

  13. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988.

  14. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. – М., 1997.

  15. Лефарг П. Благотворительность. – М., 1988.

  16. Лиханов А.А. Дети без родителей: Кн. для учителя. – М., 1987.

  17. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Кн. для род. – М., 1996.

  18. Медведева Г.П. Этика социальной работы. – М., 1999.

  19. Менеджмент социальной работы /Под ред. Е.И.Комарова, А.И.Войтенко. – М., 2001.

  20. Mид М. Культура и мир детства- М., 1988.

  21. Мудрик А.В. Социализация и “смутное время”. – М., 1991.

  22. Мудрик А.В. Виктимология // Магистр. 1992, май.

  23. Новикова Л.И. Школа и среда. – М., 1985.

  24. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.,2001.

  25. Ольшанский В.Б. Психология – практикум: учителям, родителям и руководителям. – М., 1996.

  26. Организация работы с неблагополучной семьей: Методические рекомендации. – Екатеринбург, 1997.

  27. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России. – Вопросы психологии, №3, 2001.

  28. Прихожан А.М., Толстых И.Н. Дети без семьи. – М., 1990.

  29. Психологические проблемы изучения неформальных молодёжных объединении -М.,1988

  30. Российская энциклопедия социальной работы /Под ред. А.М.Пановой и .И.Холостовой: В 2 т. – М., 1997.

  31. Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М.,2001.

  32. Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. - Екатеринбург, 1995.

  33. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматичеких стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы // Психологически журнал. - 1992, т. 13. №2. -С.14-ЗО.

  34. Теория и методика социальной работы: В 2 ч. – М., 1994.

  35. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : учеб. пособие / [П. Д. Павленок и др.] ; под ред. П. Д. Павленка. - Москва : Дашков и К°, 2004. - 235 с

  36. Формы и методы работы с детьми и родителями в центре социальной помощи семье/ Л.С. Алексеева и др.-М.,1999.

37. Шептенко П.А.,Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога.- М.,2007

Электронные ресурсы

1.

\\fs.edu.ugrasu.\Resources\Институт гуманитарный\Кафедра ПиП\

Еремеева Л.И.



Локальная сеть ЮГУ

Доступ в локальной сети ЮГУ

2


Электронно-библиотечная система«Университетская библиотека онлайн»

http://biblioclub.ru/

Авторизованный доступ

3.

Научная электронная библиотека elibrary.ru

http://elibrary.ru

Авторизованный доступ

4.

ЭБС издательства «Лань»

http://e.lanbook.com

Авторизованный доступ

5

6


Электронная библиотека открытого доступа с тематическим каталогом

http://www.kodges.ru/

Авторизованный доступ

7

Федеральный портал "Российское образование"

http://www.edu.ru/

Авторизованный доступ

8

ЭБС«ZNANIUM.COM»

http://znanium.com

Авторизованный доступ


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Название оборудования

Лекции*

Практические и/или семинарские занятия***

Самостоятельная работа

Мультимедийный проектор

Все лекции обеспечены слайдовыми презентациями

Занятие 1-8


Работа с электронной папкой по предмету



  1. Методические указания для проведения занятий


5.1-5.2 Методические указания по проведению практических и семинарских занятий

Методические рекомендации

Приступая к изучению данной учебной дисциплины необходимо: ознакомиться с учебно-тематическим планом проведения занятий, формами контроля и др.

При организации учебных занятий есть возможность для предоставления студентам выбора разных форм работы: выступление по вопросам, включенным в план занятия; подготовка индивидуального задания в виде доклада; подготовка специальных заданий к семинару; участие в обсуждении основных вопросов, дискуссиях; дополнения, вопросы; выполнение практических заданий; анализ статей, решение социально-педагогических ситуаций. Виды самостоятельной работы по изучению дисциплины: работа с Интернет – ресурсами, подбор и классификация материалов в профессиональной папке; написание реферативных работ; конспектирование основных источников; составление библиографии; работа с периодической печатью.
Темы семинарских и практических занятий
Т е м а 1. Основные категории и принципы социальной педагогики.
1.1. Создать электронную, профессиональную папку по дисциплине. Внести в нее программу курса, вопросы для самостоятельного изучения, список основной и дополнительной литературы к курсу.

1.2.Составить таблицу «Сравнительная характеристика принципа природосообразности» в трудах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци и К. Д. Ушинского. Отразить общее и различное во взглядах классиков педагогики на данную проблему.



1.3. Подготовить вопросы по плану семинарского занятия.
Тема 2. Факторы социализации личности.

  1. Мега и макрофакторы. Космос и его влияние на жизнь землян. Планета, мир как мегафакторы социализации. Планетарные и мировые процессы, их влияние на среду обитания и жизнь человека.

  2. Макрофакторы. Этнокультурные условия социализации. Общество как политико-социологическое явление. Государство как политико-юридическое явление. Страна

  3. Мезофакторы социализации. Средства массовой коммуникации. Тип поселения (село, город, поселок).

  4. Микрофакторы. Семья, соседство, микросоциум. Группы сверстников и субкультура.

Данная тема будет рассматриваться на двух семинарских занятиях. Каждому студенту необходимо подобрать в периодической печати 1 статью, отражающую проблему социализации личности, ее факторов.

Подготовить анализ статьи по схеме:



  • автор, название статьи, источник;

  • основная идея, проблема, которую поднимает и рассматривает автор;

  • краткое содержание статьи, соответствие названию статьи;

  • представлены ли в статье концепция, позиция или опыт автора;

  • какие выводы делает автор статьи;

  • ваши рекомендации студентам по использованию материалов статьи в процессе самостоятельной работы над курсом.

2. Дополнить электронную папку материалами по проблеме факторов социализации личности.

3. Подготовить вопросы по плану занятий.



Тема 3. Девиации как социально-педагогическая проблема. Формы девиаций

Девиации как социально-педагогическая проблема. Формы девиаций

  1. Предпосылки девиации детей в подростковом возрасте. Причины социальной дезадаптации подростков.

  2. Нормальное и отклоняющееся поведение подростков. Типичные проявления отклоняющегося поведения у подростков. Девиантное, делинквентное и криминальное поведение подростков: общие и отличи тельные признаки.

  3. Факторы девиации подростков. Концепции девиации.

  4. Алкоголизм, как форма проявления девиантного noведения детей. Причины и последствия детского алкоголизма. Профилактика.

  5. Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей. Подростковая наркомания как социально-педагогическая проблема. Особенности подростковой наркомании. Причины и последствия подростковой наркомании.

  6. Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей. Преступность несовершеннолетних как социально-пeдагогическая проблема. Причины и последствия преступности несовершеннолетних.

Задания к занятию

1. Внести в словарь ключевые понятия изучаемой темы.

2.Дополнить электронную папку материалами по данной проблеме.

3. Подготовить 2-3 социально-педагогические задачи для обсуждения на семинаре

1. Дополнить электронную папку материалами по данной проблеме.

.

Т е м а 4. Социально-педагогическая деятельность с семьей.



  1. Семья и ее основные функции. Проблемы социализации ребенка в семье. Социальный статус семьи и ее типология.

  2. Особенности социально-педагогической деятельности с благополучной семьей, семьей группы риска, неблагополучной семьей, асоциальной семьей, семьей ребенка с ограниченными возможностями.

  3. Формы социально-педагогической помощи семье.

Ключевые понятия: социально-педагогическая деятельность, семья как социальный институт, основные типы семей.

1. Внести в словарь ключевые понятия изучаемой темы.

2.Дополнить электронную папку материалами по данной проблеме.

3. Подготовить 2-3 социально-педагогические задачи для обсуждения на семинаре.



Те м а 5. Социально-педагогическая деятельность в конфессиях

  1. Религиозные организации: тенденции развития и изменения места и роли в жизни общества.

  2. Социализирующие функции и механизмы.

Задания к занятиям

1. Подготовить вопросы по плану семинарского занятия.

2.Дополнить электронную папку материалами по данной проблеме.

3. Внести в словарь ключевые понятия изучаемой темы.

.

Т е м а 6. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения


  1. Выявление причин и мотивов девиаций в поведении детей и подростков.

  2. Основные виды, формы и методы работы социального педагога с девиантными подростками.

  3. Основные направления профилактики, формы и методы работы.

Задания к занятию

1. Подготовить вопросы по плану семинарского занятия.

2.Дополнить электронную папку материалами по данной проблеме.

3. Внести в словарь ключевые понятия изучаемой темы.



Тема 7

Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Сущность понятий «опека» и «попечительство».

Категории детей, нуждающихся в опеке и попечительстве. Социально-педагогическая деятельность при усыновлении ребенка.

Система государственного попечения детей-сирот: временная приемная семья, приют, дом ребенка, детский дом, школа-интернат.



Задания к занятию

1. Подготовить вопросы по плану семинарского занятия.

2.Дополнить электронную папку материалами по данной проблеме.

3. Внести в словарь ключевые понятия изучаемой темы.



5.5 Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Основные требования к оформлению контрольной работы
1. Титульный лист

Югорский государственный университет


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница