Методические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине «психология развития и возрастная психология»



Скачать 37,01 Kb.
Дата24.04.2016
Размер37,01 Kb.
#33077
ТипМетодические указания
Негосударственное образовательное учреждение

высшего образования

«Институт управления и права»

Методические указания для организации

самостоятельной работы

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»



Направление подготовки

37.03.01 - Психология


Уровень квалификации - бакалавр

(Образец титульного листа)


Негосударственное образовательное учреждение

высшего образования
«Институт управления и права»
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ
направление (ИЛИ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ) «___________»

РЕФЕРАТ

(контрольная работа)

(КУРСОВАЯ РАБОТА)
по дисциплине «________ »
семестр ___
Вариант № __ (для контрольных работ)
«ТЕМА РАБОТЫ» (для рефератов, курсовых работ)

Работу выполнил студент ______________ ___________________

(подпись) (Фамилия Имя Отчество)
Проверил _______________

(подпись)


Регион _______________

Дата выполнения работы _______________

Москва 2015

Варианты контрольных работ
Контрольная работа (1 вариант)

(для студентов, фамилии которых начинаются с букв А-О)


I.Теоретическая часть (развернутый ответ на поставленные вопросы)

1. Предмет детской психологи. Соотношение детской и генетической психологии.

2. Историческое изменение продолжительности и структуры детства.

3. Проблемы диагностики возрастного развития.

4. Л.С.Выгоский о кризисных возрастах.

5. Влияние ходьбы на психическое развитие ребенка.



  1. Дать краткую обобщенную характеристику физического, когнитивного, психосоциального развития в подростковом возрасте (материалы оформить в виде таблицы).




Показатели развития

Описательные характеристики

Физическое развитие




Когнитивное развитие




Личностное развитие




Социальное развитие




Развитие деятельности






II. Практическая часть (задачи, практические задания и т.п.)

Разговор двух мам. Одна из них с тревогой говорит: «Я слышала, что к 6 годам у ребенка пробуждается интерес к учению. Некоторые дети уже в 5 читают. Я все жду, жду, а у моего сына ни интереса, ни желания учиться не проявилось, хотя ему скоро идти в школу».

Какой фактор, влияющий на психическое развитие, не был использован?
III. Тесты

1. Понятие «Развитие» в возрастной психологии рассматривается как


А) время жизни человека, выраженное в количественном измерении

Б) уровень психического развития, который свойственен человеку на данный промежуток времени

В) непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях.

Г) развитие нравственных качеств человека


2. Новообразования в возрастной психологии рассматриваются как
А) присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов.

Б) особые, относительно непродолжительные во времени периоды онтогенеза

В) нарастание трудностей общения взрослого с ребенком

Г) психологические образования, которые активно развиваются и отчетливо проявляются на определенном возрастном этапе и возникают под воздействием ведущей деятельности


3. Сензитивность возраста –
А) присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов.

Б) особые, относительно непродолжительные во времени периоды онтогенеза

В) психологические образования, которые активно развиваются и отчетливо проявляются на определенном возрастном этапе

Г) непрерывный процесс самодвижения


4. Кризис возрастной – это
А) уровень психического развития, который свойственен человеку на данный промежуток времени

Б) особые, относительно непродолжительные во времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями

В) индивидуально-вариативное отношение к возрасту

Г) повышенная чувствительность к различным ситуациям


5. Исторически обусловленные реальности существования человека (по В.С.Мухиной):
А) реальность предметного мира;

Б) реальность образно-знаковых систем;

В) реальность социального пространства;

Г) природная реальность

Д) все перечисленные реальности в совокупности
6. Предпосылками развития психики являются
А) биологические

Б) социальные

В) биологические и социальные

Г) все не верно


7. Биогенетический закон развития был сформулирован
А) Э.Геккелем

Б) Ф.Гальтоном

В) К.Витте

Г) Ч.Дарвиным


8. Книга «Наследственность таланта. Ее зако¬ны и последствия» была написана
А) К.Витте

Б) Э.Геккелем

В) Ф.Гальтоном

Г) З.Фрейдом


9. «Метод близнецов» впервые был введен в психологию
А) Ф.Гальтоном

Б) Ч.Дарвиным

В) Р.Заззо

Г) В. Райхом


10. «Метод близнецов» – это психогенетический метод, позволяющий выявить влияние
А) только генетических факторов на вариативность изучаемого признака путем установления сходства монозиготных и дизиготных близнецов.

Б) исключительно средовых факторов на вариативность изучаемого признака путем установления сходства монозиготных и дизиготных близнецов.

В) генетических и средовых факторов на вариативность изучаемого признака путем установления сходства монозиготных и дизиготных близнецов.

Г) это метод, не имеющий никакого отношения к возрастной психологии


Перечень тем рефератов

1. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского. Основные идеи.

2. Теория развития А.Н. Леонтьева. Основные идеи.

3. Периодизация развития психики Д.Б. Эльконина.

4. Психология игры.

5. Динамика игры в дошкольном детстве.

6. Теория развития личности Л.И. Божович.

7. Теория персонализации А.В. Петровского.

8. Сенсорное развитие новорожденного и младенца.

9. Познавательная деятельность в период младенчества.

10. Предметная деятельность - ведущая деятельность ребенка раннего возраста.

11. Развитие эмоционально - волевой сферы ребенка раненного возраста.

12. Начальные формы развития личности - начало самопознания и формирование образа Я.

13. Общение с взрослым и со сверстниками и формирование детского коллектива.

14. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста.

15. Развитие познавательной сферы ребенка дошкольного возраста.

16. Основные особенности интеллектуального развития в дошкольном детстве.

17. Развитие речи в дошкольном возрасте.

18. Развитие личности в дошкольном возрасте.

19. Характеристика учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Развитие мотивов учения.

20. Особенности развития познавательных процессов младшего школьника.

21. Особенности развития общения со сверстниками.

22. Особенности развития личности младшего школьника.

23. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста: рефлексия, анализ, планирование.

24. Социально-историческая природа подросткового возраста.

25. Теории развития в подростковом возрасте.

26. Роль общения со сверстниками в психическом развитии подростка.

27. Формирование профессиональной направленности в юношеском возрасте.

28. Формирование индивидуального стиля мышления юношей и девушек.

29. Развитие общения в юношеском возрасте.

30. Поиск и выбор друга, вступление в брак.

31. Формирование отцовской и материнской позиции, воспитание детей.

32. Формирование образа и стиля жизни, круга общения.

33. Биологические и социальные факторы старения.

34. Психофизиологические изменения в старости.

35. Компенсаторные механизмы в период старения.


Контрольная работа (2 вариант)

(для студентов, фамилии которых начинаются с букв П-Я)


I.Теоретическая часть (развернутый ответ на поставленные вопросы)

1. Сензитивные периоды в развитии.

2. Роль созревания ЦНС в психическом развитии ребенка.

3. Концепция амплификации психического развития ребенка-дошкольника: А.В.Запорожец и его школа.

4. Психологический смысл кризиса 1 года.

5. Основные линии развития понимания речи и активной речи ребенка от 1 до 3 лет

6.Дать краткую обобщенную характеристику физического, когнитивного, психосоциального развития в ранней и поздней юности (материалы оформить в виде таблицы).


Показатели развития

Описательные характеристики

Физическое развитие




Когнитивное развитие




Личностное развитие




Социальное развитие




Развитие деятельности





II. Практическая часть (задачи, практические работы и пр.)

Увидев первый раз волка в зоопарке, Оля спросила маму: «Почему тут Рэкс?» ((Рэкс – собака соседей).

Определить возраст девочки. Объяснить, почему ребенок так воспринял волка.
III. Тесты

1. К организационным методам психологического исследования относят:

А) сравнительный

Б) лонгитюдный

В) комплексный

Г) все три метода


2. К методам обработки данных в психологических исследованиях можно отнести:

А) количественный

Б) качественный

В) количественный и качественный

Г) ни то, ни другое.
3. В эндогенном направлении возрастной психологии основной движущей силой считается

А) среда


Б) субъект

В) и субъект и среда

Г) семья
4. К эндогенным теориям возрастной психологии и психологии развития можно отнести

А) теорию созревания А.Гезелла

Б) бихевиоризм Б.Скиннера

В) теорию развития С. Бижу

Г) теорию развития Р.Сирса
5. Теория конвергенции двух факторов (эндогенного и экзогенного) была разработана

А) Ж.Пиаже

Б) А.Гезеллом

В) Ф.Гальтоном

Г) В.Штерном
6. Психодинамическая теория была разработана

А) Дж. Уотсоном

Б) Э. Эриксоном

В) З. Фрейдом

Г) Г. Лидгреном
7. Первые три стадии в теории З. Фрейда, охватывающие период от рождения до пяти лет называют

А) прегенитальными стадиями

Б) генитальными стадиями

В) латентными стадиями

Г) оральными стадиями
8. Теория психосоциального развития (эпигенетическая теория) была разработана

А) Дж. Уотсоном

Б) Э. Эриксоном

В) З. Фрейдом

Г) Г. Лидгреном
9. Кризис в теории Э. Эриксона обозначается поворотным моментом в жизни индивида, который

А) наступает в результате естественного хода биологических часов

Б) возникает как следствие воздействия объективных факторов

В) содержит как позитивные так и негативные компоненты и способствует зрелости

Г) ни один из вариантов не подходит
10. Центральным качеством «Я» в эпигенетической теории Э. Эриксона выступает

А) энергия либидо

Б) энергия мортидо

В) психосоциальная идентичность

Г) Сверх-Я
Перечень тем рефератов

1. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского. Основные идеи.

2. Теория развития А.Н. Леонтьева. Основные идеи.

3. Периодизация развития психики Д.Б. Эльконина.

4. Психология игры.

5. Динамика игры в дошкольном детстве.

6. Теория развития личности Л.И. Божович.

7. Теория персонализации А.В. Петровского.

8. Сенсорное развитие новорожденного и младенца.

9. Познавательная деятельность в период младенчества.

10. Предметная деятельность - ведущая деятельность ребенка раннего возраста.

11. Развитие эмоционально - волевой сферы ребенка раненного возраста.

12. Начальные формы развития личности - начало самопознания и формирование образа Я.

13. Общение с взрослым и со сверстниками и формирование детского коллектива.

14. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста.

15. Развитие познавательной сферы ребенка дошкольного возраста.

16. Основные особенности интеллектуального развития в дошкольном детстве.

17. Развитие речи в дошкольном возрасте.

18. Развитие личности в дошкольном возрасте.

19. Характеристика учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Развитие мотивов учения.

20. Особенности развития познавательных процессов младшего школьника.

21. Особенности развития общения со сверстниками.

22. Особенности развития личности младшего школьника.

23. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста: рефлексия, анализ, планирование.

24. Социально-историческая природа подросткового возраста.

25. Теории развития в подростковом возрасте.

26. Роль общения со сверстниками в психическом развитии подростка.

27. Формирование профессиональной направленности в юношеском возрасте.

28. Формирование индивидуального стиля мышления юношей и девушек.

29. Развитие общения в юношеском возрасте.

30. Поиск и выбор друга, вступление в брак.

31. Формирование отцовской и материнской позиции, воспитание детей.

32. Формирование образа и стиля жизни, круга общения.

33. Биологические и социальные факторы старения.

34. Психофизиологические изменения в старости.

35. Компенсаторные механизмы в период старения.



Перечень вопросов к экзамену

1. Предмет, история психологии развития.

2. Задачи и проблемы психологии развития

3. Факторы, определяющие психическое развитие человека

4. Методы возрастной психологии (классификации).

5. Описательные методы в психологии развития.

6. Экспериментальное исследование в психологии развития.

7. Значение кросс-культуральных исследований в психологии развития.

8. Экзогенное направление психологии развития.

9. Эндогенное направление психологии развития.

10. Проблема развития человека и его движущие силы в бихевиоризме.

11. Теория развития как научение, законы научения.

12. Проблема психического развития в психоанализе.

13. Проблема развития личности в эпигенетической теории Э. Эриксона.

14. Проблема развития в индивидуальной психологии А. Адлера.

15. Проблема развития в теории Ж. Пиаже.

16. К. Рождерс о личностном развитии

17. А.Маслоу. Теория самоактуализации человека.

18. Теория культурно-исторического развития Л.С. Выготского.

19. Теория становления высших психических функций Л.С. Выготского.

20. Проблема возраста и возрастной периодизации в трудах Л.С. Выготского

21. Проблема соотношения обучения и развития в трудах Л.С. Выготского

22. Понятие зоны ближайшего развития в работах Л.С.Выготского

23. Понятие зоны актуального развития в работах Л.С.Выготского.

24. Особенности развития мышления и речи ребенка в работах Л.С.Выготского

25. Роль среды и наследственности в психическом развитии ребенка (различные теоретические позиции).

26. Проблема движущих сил развития в отечественной психологии.

27. Проблема условий и факторов развития в отечественной психологии

28. Понятие развития и его закономерности в отечественной психологии.

29. Понятие нормы развития в современной психологии.

30. Основные принципы периодизации развития Д.Б. Эльконина.

31. Проблема возраста в психологии (различные подходы).

32. Проблема возраста в современной отечественной психологии.

33. Кризисы психического развития, природа и значение.

34. Роль деятельности в развитии. Понятие ведущего вида деятельности.

35. Социальная ситуация развития как параметр возрастного развития.

36. Роль общения в психическом развитии.

37. Характеристика кризиса новорожденности.

38. Общая характеристика психического развития в младенческом возрасте.

39. Психологическая характеристика раннего детства.

40. Предметная деятельность, как ведущая в раннем возрасте.

41. Кризис 1 года и трех лет. Симптомы, значение для психического развития.

42. Психологические особенности дошкольника.

43. Психологическая готовность к школьному обучении. Кризис 7 лет.

44. Игра как ведущая деятельность дошкольника.

45. Психологическая характеристика младшего школьника.

46. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте.

47. Кризис подросткового возраста.

48. Основные новообразования подросткового возраста.

49. Психологическая характеристика юношеского возраста.

50. Формирование профессиональной направленности и предварительное профессиональное самоопределение как ведущее новообразование юношеского возраста.

51. Развитие общения в юношеском возрасте. Развитие воли и способности к самоуправлению.

52. Критерии «зрелой личности».

53. Молодость как начальный этап зрелости.

54. Расхождение между идеальной моделью «мечты» образа жизни и реальностью как причина нормативного кризиса 30 лет.

55. Расцвет творческой активности и профессиональной деятельности. Самоактуализация личности

56. Зрелость как вершина жизненного пути.

57. Причины нормативного кризиса 50-55 лет.

58. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека.

59. Период старения и старости. Психофизиологические изменения в старости.



60. Психология зрелости и старости.

Список рекомендуемой литературы, Интернет-ресурсов

Основная:


  1. Батюта, М.Б. Возрастная психология : учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М. : Логос, 2011. - 306 с. // ЭБС «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119428

  2. Корецкая, И.А. Психология развития и возрастная психология : учебно-практическое пособие / И.А. Корецкая. - М. : Евразийский открытый институт, 2011. - 119 с. // ЭБС «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. –Режим доступа:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90709.


Дополнительная:


  1. Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии - М.: Институт психологии РАН, 2006.

  2. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. Учебное пособие для вузов - М.: Академический проект, 2005.

  3. Волков Б. С. Психология юности и молодости: учебное пособие - М.: Академический проект, 2006.

  4. Домыслов Т. В. Возрастные мотивационные особенности - М.: Лаборатория книги, 2010.

  5. Нартова-Бочавер С. К., Потапова А. В. Введение в психологию развития: учебное пособие - М.: Флинта, 2011.

  6. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник - М.: Педагогическое общество России, 2004.

  7. Савенков А. И. Психология детской одаренности - М.: Генезис, 2010.

Интернет-ресурсы

  1. ЭБС «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://biblioclub.ru

  2. Human Technologies Лаборатория «Гуманитарные технологии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ht.ru

  3. Куб-библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://koob.ru,

  4. Научная электронная библиотека elibrary.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elibrary.ru,

  5. Профессиональные психологические тесты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vsetesti.ru

  6. А. Я. Психология: тесты, тренинги, словарь, статьи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://azps.ru

  7. Институт практической психологии «Иматон» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imaton.ru

Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Выпускных квалификационных работ
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»

Скачать 37,01 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница