Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля). 12 11. Паспорт рабочей программы дисциплины 13 > Цели и задачи освоения дисциплины



Скачать 294.64 Kb.
страница1/4
Дата14.02.2016
Размер294.64 Kb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ ТЮМГУ В Г. ТОБОЛЬСКЕ

Факультет непрерывного профессионального образования

Кафедра дошкольного и начального образования
Рабочая программа дисциплины

«Проблема развития детской одаренности»

050100.62

Дошкольное образование

бакалавр

очная/заочная форма обучения

Тобольск 2014

Оглавление


1. Цели и задачи освоения дисциплины 3

2. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата. 3

3. Требования к результатам освоения дисциплины 3

4. Структура и содержание дисциплины 3

5. Образовательные технологии 5

6. Самостоятельная работа студентов 7

7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства 8

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 12

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины 12

10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля). 12

11. Паспорт рабочей программы дисциплины 13




1. Цели и задачи освоения дисциплины


Сформировать у будущих педагогов представления о психолого-педагогических основах работы с одаренными детьми различных возрастных групп.

2. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата.


Дисциплина относится к профессиональному циклу вариативной части дисциплин по выбору – Б3.В.ДВ.7.1.

3. Требования к результатам освоения дисциплины


3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1).
3.2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) знать: 

- виды одаренности,

- технологии работы с одаренными детьми,

- принцы диагностики и обучения одаренных детей.

2) уметь:

- осуществлять психолого-педагогические мероприятия по адаптации одаренных детей к образовательному процессу,

-определять формы и методы обучения одаренных в соответствии с законами развития психики ребенка.

3)владеть:



- методиками выявления одаренности;

- технологиями развивающего и личностно-ориентированного обучения;

- методологией и методикой научного поиска.

4. Структура и содержание дисциплины


Для ОДО:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц (144 часов), из них 36 часов лекционных, 36 часов практических, 72 часа на самостоятельную работу студентов, 7 часов на контрольную работу. Дисциплина читается в 7 семестре. Итоговый контроль – зачет с оценкой.

Для ОЗО:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц (108 часов), из них 2 часа лекционных, 6 часов практических, 96 часов на самостоятельную работу студентов, 5 часов на контрольную работу. Дисциплина читается на 5 курсе. Итоговый контроль – зачет с оценкой.


4.1. Структура дисциплины

Таблица 1





Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы (в академических часах)

аудиторные занятия

СР

ЛК

ПЗ

ЛБ



Современное состояние проблемы развития одаренности

5

2

2

0

6



Виды одаренности

2

2

0

6



Принципы выявления одаренных детей

4

4

0

6



Принципы обучения одаренных детей

4

4

0

10



Стратегии ускорения обучения одаренных детей через обогащение содержания образования

4

4

0

8



Иерархия целей и задач в обучении одаренных

4

4

0

6



Формы и методы обучения

4

4

0

8



Факторы, способствующие адаптации образовательной среды к образовательным потребностям одаренных детей

4

4

0

8



Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми

4

4

0

8



Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми 

4

4

0

6

4.2. Содержание дисциплины



Таблица 2



Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела (дидактические единицы)



Современное состояние проблемы развития одаренности

История развития проблемы обучения одаренных детей. Подходы к развитию одаренных. Школы, направленные на развитие одаренности детей. Недостатки традиционной формы обучения. Проблемы детской одаренности. Исследования в области одаренности.



Виды одаренности

Общая интеллектуальная (академическая) одаренность. Информационно- коммуникативная одаренность. Творческая одаренность. Социальная одаренность. Спортивная одаренность. Политическая одаренность. Экономическая одаренность.



Принципы выявления одаренных детей

Опора на валидные и экологичные методы психодиагностики. Комплексность, системность, длительность отслеживания показателей психолого-педагогического статуса одаренного ребенка. Учет зоны ближайшего развития



Принципы обучения одаренных детей

Принципы педагогики индивидуальности. Принцип «обогащенного обучения». Принципы свободоспособности. Междисциплинарный подход. Логика механизма внедрения технологии.





Стратегии ускорения обучения одаренных детей через обогащение содержания образования

Ступени обучения. Дополнительный материал в обучении одаренных детей. Индивидуальная траектория развития.



Иерархия целей и задач в обучении одаренных

Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся и выбор технологии (под конкретную педагогическую ситуацию). Выбор оптимальных форм, методов, приемов и средств организации УВП. Анализ результата через систему диагностических процедур и рефлексивную деятельность. Сохранение и развитие личности одаренного ученика.



Формы и методы обучения

Технологии РИЛ – обучения В.В. Полякова; технологии саморазвития личности Г.К. Селевко, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технология развития исследовательской деятельности А.И. Савенкова.



Факторы, способствующие адаптации образовательной среды к образовательным потребностям одаренных детей

Психолого-педагогические (системность стимулирования, обеспечение отношений «человек- человек», комфортность, сотрудничество, совместимость). Правовые (обеспечение демократических норм и правил поведения). Социальные (обеспечение всем равных стартовых возможностей в обучении). Валеологические факторы.



Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми

Высокая коммуникативная культура, наличие творческих способностей. Умение найти подход к нестандартным детям. Стремление к самообразованию и самосовершенствованию. Доброжелательность, чуткость, педагогический такт. Профессиональная компетентность. Знание возрастной психологии



Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми 

Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа одаренных детей. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем. Повышения уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями.



  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница