Методические рекомендации «Психология и педагогика. Содержание курса и методические рекомендации к проведению семинарских занятий для студентов по специальностям 060101 Лечебное дело, 060103 Педиатрия, 060105 Стоматология»



Скачать 241,68 Kb.
Дата27.04.2016
Размер241,68 Kb.
ТипМетодические рекомендации


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития

Кафедра философии, культурологии и социологии

Психология и педагогика


Содержание курса и методические рекомендации к проведению семинарских занятий для студентов по специальностям 060101 – Лечебное дело, 060103 – Педиатрия, 060105 – Стоматология.

Ставрополь, 2009

УДК 159.9 (075.8)

ББК 88 я 7

П 86

Методические рекомендации «Психология и педагогика. Содержание курса и методические рекомендации к проведению семинарских занятий для студентов по специальностям 060101 – Лечебное дело, 060103 – Педиатрия, 060105 – Стоматология» разработаны на основании Госстандарта ГСЭ. Ф. 07. по дисциплине «Психология и педагогика».


Методические рекомендации «Психология и педагогика. Содержание курса и методические рекомендации к проведению семинарских занятий для студентов по специальностям 060101 – Лечебное дело, 060103 – Педиатрия, 060105 – Стоматология» одобрены и утверждены на заседании кафедры философии, культурологии и социологии и Совета по гуманитарному образованию СтГМА.

Автор – к.п.н., преподаватель кафедры философии, культурологии и социологии Горбатько О.И.

УДК 159.9 (075.8)

ББК 88 я 7

П 86


Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом СтГМА
Рецензенты:

Заведующая кафедрой философии, культурологии и социологии СтГМА, д.ф.н., профессор Сергеева Т.Б.

К.п.н., доцент кафедры иностранных языков ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет Шевченко С.В.

©Ставропольская государственная

медицинская академия

Раздел 1. Введение в психологию
Занятие 1. Предмет, объект и методы современной психологии. 2 часа.
1. Психология как наука.

2. Предмет психологии: поведение и деятельность. Деление психических явлений на процессы, свойства и состояния. Основные отрасли психологии.

3. Методы исследования в психологии.

Основные понятия: активность, отражение, психология, психические процессы, психические свойства, психические состояния.
Основная литература:

1. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Учебное пособие / Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2.Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Психолгия для стоматологов / Под ред. Проф. Кудрявой Н.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.


Дополнительная литература:

1. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии.

2. А.А. Реан, Н.В. Бордовская Н.В., СИ. Розум. Психология и педагогика. Учеб­ник для вузов. СПб, 2001 г.

3. Творогова Н.Д. Психология. Лекции для студентов медвузов. Москва, ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002 г.

4. Творогова Н.Д. Психология. Практикум для студентов медвузов. Москва, ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002 г.
Темы рефератов:

1.Основные понятия, с помощью которых описываются психологические явления, их классификация.

2.Примеры явлений, которые изучает современная психология: доступность и трудность их научного познания.

3. Специальные отрасли психологии: генетическая психология, психофизиология, дифференциальная психология, возрастная психология, социальная психология, педагогическая психология, медицинская психология, патопсихология, психодиагностика, психотерапия и др.

4. Роль психологических знаний в работе врача.
Занятие 2. Понятие о психике и ее эволюции. 2 часа.
1. Возникновение психики в процессе эволюции.

2. Психика и организм.

3. Развитие высших психических функций у человека.

4. Сравнительный анализ поведения животных и человека.


Основные понятия: психика, психическое отражение, инстинкт, импринтинг, организм, деятельность, поступок, действие, интериоризация, экстериоризация.

Основная литература:

1. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Учебное пособие / Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2.Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Психолгия для стоматологов / Под ред. Проф. Кудрявой Н.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.


Дополнительная литература:

1. Столяренко Л. Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб: 2004.

2. А.А. Реан, Н.В. Бордовская Н.В., СИ. Розум. Психология и педагогика. Учеб­ник для вузов. СПб, 2001 г.

3. Творогова Н.Д. Психология. Лекции для студентов медвузов. Москва, ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002 г.

4. Творогова Н.Д. Психология. Практикум для студентов медвузов. Москва, ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002 г.

5. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии.


Темы рефератов:

1.Основные этапы развития психики у животных.

2.Элементарные и высшие психические функции у человека.

3.Мотивация и эмоции у человека и животных.


Раздел 2. История психологии. Психологические концепции
Занятие 3. История развития психологии. 2 часа.
1. Этапы развития психологии.

2. Развитие психологии с эпохи Возрождения до середины XIX века.

3. Преобразование психологических знаний с середины XIX в. до второй половины ХХ в.

4. Становление и современное состояние отечественной психологии. Основные концепции и теории психологии.


Основные понятия: анимизм, душа, дуализм, духовность, идеализм, ассоциация, рефлекс, рефлексология, рационализм, эмпиризм, бессознательное, либидо, защитные механизмы психики, сублимация, поведение, стимул, подкрепление, самоактуализация, эмпатия, конгруэнтность, гештальт.
Основная литература:

1. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Учебное пособие / Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2.Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Психолгия для стоматологов / Под ред. Проф. Кудрявой Н.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.


Дополнительная литература:

1. Столяренко Л. Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб: 2004.

2. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии.
Темы рефератов:

1.Истоки научных психологических знаний.

2.Основные этапы развития психологии до середины XIX века.

3.Становление психологии как самостоятельной науки во второй половине XIX века.

4. Развитие психологии в первой половине XX века

5.Теория эволюции Ч. Дарвина и ее влияние на психологию.

6. Современные направления исследований в психологии.
Раздел 3. Психология познавательных процессов
Занятие 4-5. Основные формы психической деятельности. Ощущение, восприятие, внимание, память, воображение. 4 часа.

1.Понятие об ощущениях.

2.Восприятие, его виды и свойства.

3.Внимание.

4.Память. Общее представление о памяти.

5. Воображение. Определение и виды воображения. Сон и сновидения.


Основные понятия: адаптация, аккомодация, закон Вебера-Фехнера, модальность, порог ощущений, сенсибилизация, сенсорика, синестезия, восприятие, приписывание, установка, стереотип, предубеждение, боль, внимание, объем внимания, переключение внимания, распределение внимания, память, мнестическая деятельность, продуктивность памяти, сохранение, узнавание, припоминание, воспроизведение, забывание, проактивное торможение, ретроактивное торможение, воображение.
Основная литература:

1. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Учебное пособие / Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2.Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Психолгия для стоматологов / Под ред. Проф. Кудрявой Н.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.


Дополнительная литература:

1. Столяренко Л. Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб: 2004.

2. А.А. Реан, Н.В. Бордовская Н.В., СИ. Розум. Психология и педагогика. Учеб­ник для вузов. СПб, 2001 г.

3. Творогова Н.Д. Психология. Лекции для студентов медвузов. Москва, ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002 г.

4. Творогова Н.Д. Психология. Практикум для студентов медвузов. Москва, ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002 г.

5. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии.


Темы рефератов:

1. Адаптация и сенсибилизация органов чувств.

2. Связь ощущений со свойствами внешней и внутренней среды организма.

3. Развитие восприятия (перцептивных действий) у детей.

4. Понятие об иллюзии восприятия.

5. Физиологические механизмы восприятия трехмерного пространства.

6.Внимание и его психологические свойства.

7. Воображение и средства психотерапевтического воздействия.

8.Виды памяти человека.

9.Индивидуальные особенности и нарушения памяти.

10.Формирование и развитие памяти.
Занятие 6. Мышление и речь в психической деятельности. Особенности мыслительной деятельности врача. 2 часа.
1. Природа и виды мышления. Развитие мышления ребенка. Развитие мышления в персоногенезе.

2. Логические операции мышления: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Основные процессы мышления: суждение, умозаключение.

3. Индивидуальные стили мышления. Классификация типов мыслительной деятельности (по признакам экстраверсии-интроверсии; доминирования рационального или иррационального, эмоционального или логического).

4. Особенности творческого мышления. Понятие интеллекта. Трехмерная модель интеллекта по Дж. Гилфорду. Оценка интеллекта (уровень интеллектуальных возможностей индивида). Концепция развития детского интеллекта по Ж. Пиаже.

5. Речь. Виды речевой деятельности. Речь как средство общения. Речь как инструмент мышления.
Основные понятия: мышление, абстрагирование, анализ, обобщение, синтез, сравнение, понятие, суждение, умозаключение афазия, внутренняя речь, диалогическая речь, знак, знаковая система, коммуникация, эгоцентрическая речь, язык.
Основная литература:

1. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Учебное пособие / Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2.Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Психолгия для стоматологов / Под ред. Проф. Кудрявой Н.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.


Дополнительная литература:

1. Психология: Учеб./Крылов А. А. М. 1999.

2. А.А. Реан, Н.В. Бордовская Н.В., СИ. Розум. Психология и педагогика. Учеб­ник для вузов. СПб, 2001 г.

3. Творогова Н.Д. Психология. Лекции для студентов медвузов. Москва, ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002 г.

4. Творогова Н.Д. Психология. Практикум для студентов медвузов. Москва, ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002 г.

5. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии.


Темы рефератов:

1. Аутистическое и реалистическое мышление.

2. Связь между коэффициентом интеллекта и жизненными успехами.

3. Личностные особенности творческого человека.

4. Эгоцентрическая речь. Дискуссия Л. С. Выготского и Ж. Пиаже.

5. Стимулирование развития мышления с помощью техники.

6. Формирование речи у детей.

7. Особенности мыслительной деятельности врача.


Занятие 7. Структура сознания. 2 часа.

1.Сознание как высшая ступень развития психики.

2.Самосознание. Нарушения самосознания.

3. Взаимодействие сознания и подсознания.


Основные понятия: сознание, интроспекция, персонификация, самосознание, рефлексия, бессознательное, «Я» - концепция, самооценка.
Основная литература:

1. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Учебное пособие / Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2.Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Психолгия для стоматологов / Под ред. Проф. Кудрявой Н.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.


Дополнительная литература:

1. Психология: Учеб./Крылов А. А. М. 1999.

2. А.А. Реан, Н.В. Бордовская Н.В., С.И. Розум. Психология и педагогика. Учеб­ник для вузов. СПб, 2001 г.

3. Творогова Н.Д. Психология. Лекции для студентов медвузов. Москва, ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002 г.

4. Творогова Н.Д. Психология. Практикум для студентов медвузов. Москва, ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002 г.

5. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии.


Темы рефератов:

1.Личность и самосознание.

2.Проблема сознания и бессознательного в психике человека.

3.Проявления сознания в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.

4. Проявления бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.

Раздел 4. Введение в психологию личности
Занятие 8. Психология личности. 2 часа.

1.Личность. Общее понятие о личности. Индивид, личность, индивидуальность. Взаимосвязь социального и биологического в личности. Формирование и развитие личности.

2.История исследования личности. Три основных исторических периода в изучении личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный, их особенности и влияние на современное состояние этой области знаний. Вклад А.Ф.Лазурского, Г. Айзенка, Г. Оллпорта и Р. Кеттела в разработку проблем личности.

3.Формирование и развитие личности. Концепция развития личности Э.Эриксона, основания и принципы, на которых она строится. Понима­ние личностного развития по Э.Фромму.

4.Устойчивость личности. Жизненное значение феномена устойчивости лич­ности. Зависимость устойчивости и изменчивости личностных ка­честв от возраста, индивидуальных особенностей человека, его отношений с окружающими людьми. Социализация личности.
Основные понятия: личность, индивид, индивидуальность, иерархическая структура личности, направленность личности, социализация, социальная роль.
Основная литература:

1. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Учебное пособие / Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2.Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Психолгия для стоматологов / Под ред. Проф. Кудрявой Н.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.


Дополнительная литература:

1. Психология: Учеб./Крылов А. А. М. 1999.

2. А.А. Реан, Н.В. Бордовская Н.В., СИ. Розум. Психология и педагогика. Учеб­ник для вузов. СПб, 2001 г.

3. Творогова Н.Д. Психология. Лекции для студентов медвузов. Москва, ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002 г.

4. Творогова Н.Д. Психология. Практикум для студентов медвузов. Москва, ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002 г.

5. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии.


Темы рефератов:

1.Сравнительный анализ и синтез различных определений личности.

2.Классификация и содержание новейших теорий личности.

3.Условия и факторы нормального и аномального развития личности.

4.Проблема устойчивости личности.
Занятие 9. Структура личности в психологии. 2 часа.
1. Психологическая структура и основные компоненты личности:

- способности, их виды; способности и одаренность у детей;

- типы темпераментов; связь темперамента с экстраверсией-интроверсией. Темперамент, впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность человека;

- характер – совокупность устойчивых черт личности; типология характеров Э. Кречмера; акцентуированные типы характеров по К. Леонгарду; социальные типы характеров по Э. Фромму и т. д.;

- воля и ее основные признаки; воля, сознание, речь;

- эмоции: функции и виды; теории эмоций в психологии. Эмоции и человеческие взаимоотношения.


Основные понятия: способности, природные (или естественные) способности, специфические человеческие способности, задатки, темперамент, активность, возбудимость, интровертированность, экстравертированность, характер, акцентуация, интроверсия, черта, воля, абуляция, волевое усилие, импульсивные действия, сила воли, эмоции, астенические эмоции, аффекты, апатия, депрессия, страсть, стресс, чувства, стенические чувства.
Основная литература:

1. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Учебное пособие / Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2.Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Психолгия для стоматологов / Под ред. Проф. Кудрявой Н.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.


Дополнительная литература:

1. Психология: Учеб./Крылов А. А. М. 1999.

2. А.А. Реан, Н.В. Бордовская Н.В., СИ. Розум. Психология и педагогика. Учеб­ник для вузов. СПб, 2001 г.

3. Творогова Н.Д. Психология. Лекции для студентов медвузов. Москва, ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002 г.

4. Творогова Н.Д. Психология. Практикум для студентов медвузов. Москва, ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002 г.

5. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии.


Темы рефератов:

1.Типология характеров в связи со строением тела человека (Э. Кречмер).

2.Межполовые различия в способностях, их научное объяснение.

3.Условия раннего проявления способностей у детей.

4.Нейрофизиологические механизмы эмоций.
Занятие 10. Потребностно-мотивационная сфера личности. 2 часа.

1.Потребности – понятие и виды. Иерархия потребностей (по А. Маслоу). Теории потребностей человека и психологические концепции мотивации.

2. Мотивация и деятельность: теория каузальной атрибуции; теория мотивации, направленной на достижение успехов и избегание неудач.

3. Мотивационные явления: локус контроля (интернальный и экстернальный); самооценка; уровень притязаний; устойчивость к фрустрации; аффилиация; альтруизм-эгоизм; агрессивность.

4. Мотивационные черты личности: акцентуации характера, формирование жизненных целей; личностный рост и комплекс неполноценности; жизненные сценарии; «Я»-концепция.

5. Психические состояния, их классификация. Уверенное поведение и проблема агрессивности. Виды агрессивности.


Основные понятия: аффилиация, альтруизм, агрессивность, каузальная атрибуция, мотив, мотивация, мотивационная потребность, мотивационные диспозиции, самооценка, уровень притязаний, фрустрация.
Основная литература:

1. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Учебное пособие / Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2.Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Психолгия для стоматологов / Под ред. Проф. Кудрявой Н.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.


Дополнительная литература:

1. Психология: Учеб./Крылов А. А. М. 1999.

2. А.А. Реан, Н.В. Бордовская Н.В., СИ. Розум. Психология и педагогика. Учеб­ник для вузов. СПб, 2001 г.

3. Творогова Н.Д. Психология. Лекции для студентов медвузов. Москва, ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002 г.

4. Творогова Н.Д. Психология. Практикум для студентов медвузов. Москва, ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002 г.

5. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии.


Темы рефератов:

1.Индивидуальные различия в деятельности людей, ориентированных на успех и неудачу.

2. Альтруизм, эмпатия и просоциальное поведение.

3. Мотивация агрессивного и просоциального поведения.

4.Сопоставительный анализ различных типологий характеров.

5. Аргументы «за» и «против» существования типов характеров.



Раздел 5. Психология взаимодействия людей. Межличностные отношения
Занятие 11. Психология общения. 2 часа.


  1. Понятие и виды общения. Отличие общения человека от общения животных. Виды человеческого общения. Общение и деятельность.

  2. Роль общения в психическом развитии человека. Общение и развитие человека как личности.

  3. Перцептивная сторона общения. Первое впечатление. Взаимопонимание. Установки. Предубеждения. Эффекты, наблюдаемые при восприятии людьми друг друга: ореола новизны, первичности, стереотипизации. Эмпатия.

  4. Трансактный анализ общения. Синтоническая модель общения.


Основные понятия: общение, коммуникация, интеракция, межличностное восприятие, стереотип, установка, предубеждение, виды общения,
Основная литература:

1. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Учебное пособие / Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2.Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Психолгия для стоматологов / Под ред. Проф. Кудрявой Н.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.


Дополнительная литература:

1. Психология: Учеб./Крылов А. А. М. 1999.

2. А.А. Реан, Н.В. Бордовская Н.В., СИ. Розум. Психология и педагогика. Учеб­ник для вузов. СПб, 2001 г.

3. Творогова Н.Д. Психология. Лекции для студентов медвузов. Москва, ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002 г.

4. Творогова Н.Д. Психология. Практикум для студентов медвузов. Москва, ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002 г.

5. Столяренко Л. Д. Психология: Учебник для вузов/ СПб. 2004.

6. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии.
Темы рефератов:

1. Необходимость общения для психического развития человека.

2. Роль невербального общения в становлении звуковой речи.

3. Содержание, цели и средства общения у людей, находящихся на разных уровнях интеллектуального и личностного развития.

4. Соотношение вербального и невербального в общении. Структура и функции невербального поведения.

5. Стиль профессионально-педагогического общения, его технология.


Занятие 12. Психология общения. Техника межличностного общения. 2 часа.
1. Общение как восприятие людьми друг друга. Типы и механизмы психологического воздействия. Вербальные и невербальные средства общения.

2. Виды взаимодействия (кооперация, конкуренция, согласованное взаимодействие, помогающее общение). Компоненты структуры общения и их значение для установления доверительных отношений.

3. Коммуникативная компетентность. Механизмы восприятия людьми друг друга.

4. Виды и техники слушания.


Основные понятия: вербальные средства общения, невербальные средства общения, коммуникация, активное слушание, пассивное слушание, эмпатическое слушание.
Основная литература:

1. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Учебное пособие / Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2.Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Психолгия для стоматологов / Под ред. Проф. Кудрявой Н.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.


Дополнительная литература:

1. Психология: Учеб./Крылов А. А. М. 1999.

2. А.А. Реан, Н.В. Бордовская Н.В., СИ. Розум. Психология и педагогика. Учеб­ник для вузов. СПб, 2001 г.

3. Творогова Н.Д. Психология. Лекции для студентов медвузов. Москва, ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002 г.

4. Творогова Н.Д. Психология. Практикум для студентов медвузов. Москва, ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002 г.

5. Столяренко Л. Д. Психология: Учебник для вузов/ СПб. 2004.

6. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии.
Темы рефератов:

1. Понятие техники и приемов общения.

2. Понятие и механизмы действия обратной связи в общении.

3. Психологические закономерности ведения деловой беседы.

4. « Я» - высказывания и реагирование на конфликтное поведение.

5. Средства и методы психологического воздействия.


Занятие 13. Психология человеческих взаимоотношений в группах и коллективах.

2 часа.
1. Понятие группы. Формирование групп. Классификация групп. Виды малых групп. Основные параметры малой группы. Определение оптимальной величины группы. Групповые нормы.

2. Межличностные отношения в группах. Виды и характер взаимоотношений в группах-диадах и группах-триадах. Эффективность групповой деятельности. Социально-психологические явления в малых группах: психологический климат, социальные санкции.

3. Личность и группа: двойственность влияния группы на индивида; группа как носитель образцов для подражания; конформное поведение: причины конформизма, нонконформизм.

4. Руководство и лидерство в группах: типы лидерства; теории лидерства; стили управления, их классификация; особенности администраторских и лидерских качеств руководителя и его управленческий стиль.

5. Конфликты: типы и фазы протекания; переход из делового конфликта в межличностный; конфликтные личности и способы нейтрализации источников конфликта.
Основные понятия: группа, статус, лидер, руководитель, межличностные отношения, уровень развития группы.
Основная литература:

1. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Учебное пособие / Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2.Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Психолгия для стоматологов / Под ред. Проф. Кудрявой Н.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.


Дополнительная литература:

1. Психология: Учеб./Крылов А. А. М. 1999.

2. А.А. Реан, Н.В. Бордовская Н.В., СИ. Розум. Психология и педагогика. Учеб­ник для вузов. СПб, 2001 г.

3. Творогова Н.Д. Психология. Лекции для студентов медвузов. Москва, ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002 г.

4. Творогова Н.Д. Психология. Практикум для студентов медвузов. Москва, ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002 г.

5. Столяренко Л. Д. Психология: Учебник для вузов/ СПб. 2004.

6. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии.
Темы рефератов:

1.Поведение человека под влиянием социальных норм и условностей.

2. Способы улучшения самочувствия личности в группе.

3. Факторы, способствующие и препятствующие правильному восприятию людьми друг друга.



Раздел 6. Возрастная психология
Занятие 14. Психологические особенности возрастных периодов. 4 ч.
1.Кризис новорожденности. Стадия младенчества.

2. Ранний возраст. Кризис трех лет. Дошкольный возраст.

3.Младший школьный возраст. Подростковый возраст.

4..Психологические особенности юношеского и студенческого возраста.

5.Психология зрелого возраста. Геронтопсихология.
Основные понятия: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм, геронтопсихология, возрастные особенности.
Основная литература:

1. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Учебное пособие / Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2.Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Психолгия для стоматологов / Под ред. Проф. Кудрявой Н.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.


Дополнительная литература:

1.Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов высшего сестринского образования мед. Вузов. – Самара: Издательство ГП «Перспектива», 2002.

2.Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для студ. сред. мед. учеб. заведений / Н.Н. Петрова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

3. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии.



Темы рефератов:

1.Различные подходы к периодизации развития в психологии.

2. Влияние возраста на отношение к болезни.
Раздел 7. Общие основы педагогики. Педагогика в высшем медицинском образовании
Занятие 15. Предмет и основные этапы развития педагогики. 2 часа.

1.Предмет педагогики.

2.Система педагогических наук.

3.Методы педагогического исследования.

4.История развития педагогики.
Основные понятия: педагогика, функции педагогики, развитие человека, воспитание, образование, обучение, наблюдение, исследовательская беседа, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.
Основная литература:

1. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Учебное пособие / Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Педагогика в медицине: учеб. пособие для студ. Высш. мед. Учеб. заведений / Н.В. Кудрявая, Е.М. Уколова и др.; под ред. Н.В. Кудрявой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Дополнительная литература:

2. А.А. Реан, Н.В. Бордовская Н.В., СИ. Розум. Психология и педагогика. Учеб­ник для вузов. СПб, 2001 г.

5. Столяренко Л. Д. Психология: Учебник для вузов/ СПб. 2004.
Темы рефератов:

1. Педагогика как область гуманитарной практики.

2. Модели и принципы обучения.

3. Формирование профессиональных действий врача.


Занятие 16. Роль педагогики в высшем медицинском образовании. 2 часа.
1.Цели высшего медицинского образования.

2.Функции (задачи) педагогической науки в медицинском образовании.

3.Основные категории и понятия педагогики.

4. Духовная культура врача в современном российском образовании.



Основные понятия: цели высшего медицинского образования, функции (задачи) педагогики, обучение, воспитание, развитие, образовательная среда, самовоспитание, усвоение, освоение.
Основная литература:

1. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Учебное пособие / Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Педагогика в медицине: учеб. пособие для студ. Высш. мед. Учеб. заведений / Н.В. Кудрявая, Е.М. Уколова и др.; под ред. Н.В. Кудрявой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Дополнительная литература:

1.Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М. 2001.

2.Педагогика. / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов и др. М.2000

3.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика – СПб: Питер, 2001.


Темы рефератов.

1.Сходство и различие процессов обучения и лечения как древнейших видов гуманитарной практики.

2.Проблемы духовности и образование врача в дореволюционной России.

3.Мотивы выбора медицинской профессии и профессиональное становление личности врача.



Занятие 17. Педагогические аспекты в деятельности врача. 2 часа.
1.Педагогическая ситуация в работе врача.

2.Педагогические задачи врача.

3.Ситуация педагогического общения в работе врача.

4.Общение в триаде «врач–медсестра–пациент».

5. Конфликты в медицине: их динамика; стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Основные понятия: педагогические действия, педагогическое общение, барьеры общения, личностные черты, барьер отрицательных эмоций, барьер восприятия, невербальные компоненты общения, каналы восприятия.
Основная литература:

1. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Учебное пособие / Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Педагогика в медицине: учеб. пособие для студ. Высш. мед. Учеб. заведений / Н.В. Кудрявая, Е.М. Уколова и др.; под ред. Н.В. Кудрявой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Дополнительная литература:

1.Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М. 2001.

2.Педагогика. / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов и др. М.2000

3.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика – СПб: Питер, 2001.


Темы рефератов:

1.Сущность и структура педагогической деятельности.

2.Особенности стилей руководства в медицинском коллективе.

3.Роль эмпатии во врачебной деятельности.


Темы для самостоятельной работы:

1.Методы теоретической психологии.

2. Психическая деятельность, ее специфика и структура.

3. Психофизиологические механизмы управления двигательным актом.

4. Психологическое содержание восприятия устной речи.

5. Овладение ребенком семантикой и функциями речи.

6. Связь закономерностей формирования умственных действий с внешними практическими действиями.

7. Типы темперамента и возможности продуктивной психической деятельности индивида.

8. Особенности проявления эмоций в раннем детском возрасте.

9. Интимные межличностные отношения: дружба, любовь, виды любви.

10. Характеристика психологических состояний с точки зрения соотношения «норма-патология».

11. Основные типы и черты психического стресса.

12. Основные этапы формирования эмоциональной сферы у детей.

13. Структура педагогической науки: теория обучения (дидактика), теория воспитания, частные методики


14. Педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология.

15. Структурные элементы педагогической системы.



16. Профессиональная модель специалиста мед.учреждения. Обучение медицинского персонала
Вопросы к зачету по психологии и педагогике.

1.Психология как наука. Предмет, объект, методы психологии. Этапы развития психологии. Задачи и место психологии в системе наук.

2. Понятие психики. Психическое отражение. Психика и организм. Психика, поведение, деятельность.

Основные психологические концепции.

3.Фрейдизм. Неофрейдизм.

4. Бихевиоризм.

5. Аналитическая психология К.Юнга.

6. Гештальтпсихология.

Психология познавательных процессов.

7. Сознание человека. Структура сознания. Развитие сознания в фило- и онтогенезе. Сознание и бессознательное. Фрейд о бессознательном.

8.Структура приема информации. Ощущения и восприятия. Основные характеристики анализаторов. Виды ощущений. Виды восприятий и их свойства. Нарушения восприятия.

9. Внимание, его свойства и объем. Виды внимания. Воображение и его виды. Виды творческой фантазии.

10. Память: виды памяти, процессы памяти. Теории памяти в психологии.

11. Мышление: виды, логические операции, индивидуальные стили. Классификация видов мыслительной деятельности. Расстройства мышления. Понятие интеллекта. Речь как средство общения и как инструмент мышления.

12. Потребностно-мотивационная сфера личности: потребности и их виды; мотивы и их виды. Формы проявлении направленности личности (интересы, склонности, идеалы). Причины аномального поведения личности.

Психологическая структура личности.

13. Понятие личности в психологии, ее основные характеристики. Типы теорий личности. Этапы развития личности по Э. Эриксону.

14. Способности, их классификация. Темперамент – биологический фундамент личности: физиологические основы, типы темперамента. Взаимосвязь темперамента с экстраверсией-интоверсией.

15. Характер. Типологии характеров: Э.Фромма, психоаналитические, типология психосоциотипов. Сенсорная типология.

16. Формы проявления характера. Акцентуации характера и неврозы. Виды неврозов. Альтруизм, эмпатия и просоциальное поведение.

17. Мотивационные черты личности: тревожность. Агрессивность, устойчивость к фрустрации, уровень притязаний. Личностный рост и комплекс неполноценности. «я»-концепция и самооценка. «Локус контроля».

Психология общения.

18.Теории межличностного взаимодействия: теория обмена (Хоманс, Дойч), теория символического интеракционизма, трансакционная теория (Э. Берн), психоаналитические теории.

19. Понятие, структура и уровни общения. Соотношение вербального и невербального в общении. Аффективный компонент общения.

20. Понятие коммуникации. Коммуникативная компетентность. Синтоническая модель общения. Средства и методы психологического воздействия. Коммуникативные барьеры.

21. Психология групп. Классификация групп. Основные параметры малой группы. Нормативное поведение в группе. Социальные санкции. Конформное поведение.

22. Конфликты: понятие, виды, фазы протекания. Конфликтные личности. Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Способы нейтрализации источников конфликта.

23. Взаимодействие личности и коллектива. Руководство и лидерство в группе. Стиль и теории лидерства. Стили управления. Межгрупповые конфликты и их классификация.

24. Психологические особенности возрастных периодов.

25. Предмет и основные этапы развития педагогики.

26. Роль педагогики в высшем медицинском образовании.

27. Педагогические аспекты в деятельности врача.


Каталог: userfiles -> depts -> philosophy
philosophy -> Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология специальность 040400. 62 Социальная работа
philosophy -> Рабочая учебная программа по психологии разработана в соответствии с требованиями фгос -3 впо и Примерной учебной программы по психологии для специальности Экономика
philosophy -> Тема «История развития психологии»
philosophy -> Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология общения направление подготовки 080100. 62 Экономика
philosophy -> Рабочая учебная программа по психологии и педагогике разработана в соответствии с требованиями фгос -3 впо и Примерной учебной программы по психологии для специальности Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
philosophy -> Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология общения направление подготовки 080100. 62 Экономика
philosophy -> Краткое содержание темы: Вопрос Общая характеристика памяти. Теории памяти
philosophy -> Примерные вопросы к зачету по дисциплине «Психология»
philosophy -> Вопросы к зачету по дисциплине «психология общения»
philosophy -> Тест философия февраль лф к какому направлению философского мировоззрения относится поиск первоматерии?


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница