Методические рекомендации по выполнению практических работ Практическая работа №1 «Составление текста выступления. Стиль речи»



Скачать 301.5 Kb.
страница1/4
Дата23.05.2016
Размер301.5 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4


государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Новокузнецкий техникум пищевой промышленности»









Методические рекомендации к выполнению контрольной работы

по учебной дисциплине ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА

Уровень образования: среднее общее образование

Срок обучения: 3 года 10 месяцев

Специальность: 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

Форма обучения заочная

Разработал преподаватель

первой квалификационной категории

Кожевниковкова Анна Викторовна


Новокузнецк 2015



Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………….. 4

Общие методические рекомендации по выполнению практических работ…. 5




Практическая работа № 1

«Составление текста выступления. Стиль речи» …………………………………………………….7




Практическая работа № 2

«Язык жестов»…………………………………. 9




Практическая работа № 3

«Барьеры в общении»…………………………..13





Практическая работа № 4

«Конфликтные ситуации на рабочем месте…. 17




Практическая работа № 5

«Сходства и различия в деловом имидже мужчины и женщины»…………………………20




Практическая работа № 6

«Стратегия и тактика деловых переговоров»...28




Практическая работа № 7

«Принципы международного этикета»……….35





Практическая работа № 8

«Формы организации труда на предприятии»…………………………………..41





Список источников

…………………………………………………..43














































































































Пояснительная записка

Данная работа содержит методические рекомендации к практическим работам по дисциплине «Деловая культура» и предназначена для студентов, обучающихся по специальности 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий.

Практические задания разработаны в соответствии с рабочей учебной программой.

Цель разработки: оказание помощи обучающимся в выполнении практических работ по дисциплине «Деловая культура»

Важное значение в подготовке обучающихся к профессиональной деятельности имеют практические занятия, котрые служат связующим звеном между теорией и практикой. Практическим занятиям отводится 8 часов. Они необходимы для закрепления теоретических знаний, полученных на уроках теоретического обучения, а так же для получения практических знаний. Практические задания выполняются учащимися самостоятельно, с применением знаний и умений, полученных на уроках, а также с использованием необходимых пояснений, полученных от преподавателя, при выполнении практического задания.

Практические занятия направлены на формирование таких умений и навыков, как:

- осуществление профессионального общения с соблюдением норм и правил делового этикета;

- применение техник и приемов эффективного общения в профессиональной деятельности;

- использование приемов саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

- передача информации устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;

- создание и соблюдение имиджа делового человека;

- организация делового общения подчиненных;
Практические работы проводятся после изучения теоретического материала в учебном кабинете Деловая культура. Обучающиеся должны иметь методические указания по выполнению практических работ. Каждая практическая работа включает краткий теоретический материал и задания.

Общие методические рекомендации

по выполнению практических работ
Подготовка к практической работе

Успешное выполнение практических работ может быть достигнуто в том случае, если студент представляет себе цель выполнения практической работы, поэтому важным условием является тщательная подготовка к работе.

Преподаватель заранее объявляет о предстоящей работе, информирунт о содержании и цели работы, порядке ее подготовки и выполнения. Студенты самостоятельно по лекционному курсу и соответствующим литературным источникам изучают теоретический материал, указанный преподавателем, в тетрадь выписывают необходимые понятия, делают практические зхадания, заполняют таблицы, письменно отвечают на вопросы.
Выполнение практических работ

Для выполнения практической работы группу предварительно разбивают на малые подгруппы, пары или дают работу по вариантам.

Преподаватель подробно инструктирует студентов о ходе предстоящей работы: называет тему, цель, требования к выполнению работы, а также рассказывает о форме отчетности, критериях оценки.

Преподаватель выдает бланки заданий студентам, они должны внимательно ознакомиться с описанием соответствующей практической работы и установить, в чем состоит основная цель этой работы.

Студенты приступают к выполнению работы: читают задание, отвечают письменно и устно на вопросы, в тетрадях делают краткий конспект, заполняют таблицы, делают упражнения, тесты и т.д.
Оформление практических работ

Оформление практических работ является важнейшим этапом выполнения. Каждую работу студенты выполняют, руководствуясь следующими положениями:

1. На новой странице тетради указать дату выполнения работы, название и порядковый номер практической работы, а также кратко сформулировать цель работы.

2. После проведения практических занятий студенты должны составить устный или письменный отчет о проделанной работе.

Итогом выполнения является письменная работа или публичное выступление на занятиях по заданной теме.
Критерии оценивания практических работ

Если практическая работа выполнена в полном объеме и правильно оформлена, то ставится оценка «5».

Если практическая работа выполнена более чем на 75%, ставится оценка «4».

Если практическая работа выполнена более чем на 60%, ставится оценка «3».

В противном случае работа не засчитывается.
.
Практическая работа № 1

Составление текста выступления. Стиль речи.

Цель работы: научить грамотно выбирать стиль речи для различных коммуникативных ситуаций, уметь презентовать информацию в разных стилях.

Вводная информация:

Существует 5 основных стилей речи:



  • Научный стиль

  • Публицистический стиль

  • Художественный стиль

  • Официально-деловой стиль

  • Разговорный стиль


Научный стиль является особой разновидностью литературного языка, который применяется и в устной, и в письменной речи. Главная цель – точное изложение определенной научной информации. Высказывания предварительно обдумываются, проводится строгий отбор языковых средств перед выступлением, что отличает научный стиль от других. Широко употребляются различные термины, имеются свои грамматические особенности, широко используются деепричастия, причастия и отглагольные существительные. Иногда применяются существительные в единственном числе для обозначения общего ряда предметов. Изложение выстроено логически и отличается точностью. Эмоциональность используется редко.
Деловой стиль используется при передаче деловой информации в письменной речи. Используется при написании различных официальных деловых документов, заявлений, докладных, отчетов и т.п. Как и в научном стиле используется определенная терминология, наблюдается наличие различных аббревиатур, отсутствует эмоциональный окрас. Используются преимущественно сложные предложения со строгим порядком слов, большую роль играют безличные конструкции. Часто употребляются глаголы в повелительном наклонении.
Публицистический стиль употребляется в печати, в новостных лентах и составляется как текст выступлений перед общественностью в целях агитации. Основная функция – воздействие и пропаганда. В данном стиле речи важную роль играет не только сообщение самой информации, но и эмоциональный окрас, который дает понять отношение автора. Особую роль играет логичность изложения и оперирование различными фактами, но в то же время не меньшую роль играет эмоциональная составляющая. Для стиля характерно использование разговорных и книжных конструкций при построении предложения.
Разговорный стиль присутствует в повседневном общении в неофициальной атмосфере. Применяется как в письменной, так и в устной форме. Не отличается каким-то отбором языковых средств, предложения строятся исходя из речевой ситуации. Разговорная речь дополняется мимикой и жестами, широко используются ударения, паузы и смена интонации, чтобы придать максимальный эмоциональный окрас, где основной акцент ставится на выразительность. Широко употребляются повторы и вводные конструкции.
Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы и отличается особой эмоциональностью и выразительностью. В данном стиле больше всего используются метафоры и языковые обороты для придания торжественной и возвышенной окраски. Часто употребляются устаревшие слова. Стиль отличается высоким уровнем информативности, что сочетается с выразительностью, а для этого используются особенности других речевых элементов других стилей.

Ход работы:

1. Поделиться на 5 групп , выбрать стиль речи для составления текста.

2. Составить тест выступления, используя тот или иной стиль речи. Тема выступления для всех одна, выбирается совместно на занятии. (например, климатические особенности осеннего периода Юго-Западной Сибири)

3. Презентовать выступление.

4. После каждого выступления повторить особенности каждого стиля, провести работу над ошибками.

П р а к т и ч е с к а я р а б о т а № 2



Язык жестов.

Цель работы: формирование навыков анализа невербальных проявлений в поведении другого человека.

Вводная информация:

В нашем внешнем поведении проявляется то многое, что у нас происходит и есть внутри. Только эти проявления нужно уметь распознать. За отдельными, едва заметными проявлениями рук, глаз, позы важно увидеть настроение, желание, помыслы вашего партнера. Задача изучения личности как раз и заключается в видении и обобщении указанных проявлений. Чтобы на основе полученной информации постичь характер человека и установить взаимосвязь черт его личности. Чтобы постичь характер человека, нужно обладать некоторыми методическими приемами изучения личности, доступными каждому интересующемуся этой проблемой.


Открытость. Среди многих жестов, выражающих ее, назовем открытые руки. Часто они сопровождаются поднятием плеч, ладони открыты вперед: "Что Вы от меня хотите?!" Другой характерный жест - расстегнутая куртка (пиджак и т.д.) . Человек, доверяющий Вам, расстегнет, а то и снимет ее в Вашем присутствии. Не застегивайтесь - и ваши взаимные цели будут достигнуты легче! Кластер жестов "идем вместе": люди сидят, расстегнувшись, не скрещивая рук и ног, сдвинувшись к партнеру через разделяющий стол.
Защита. Характерный жест - скрещенные на груди руки. Этот жест оказывает сильное влияние на других. В группе из четырех человек и более вы можете повлиять на всех них, скрестив руки. В итоге коммуникация нарушается. Другой часто встречающийся жест - скрещенные ноги. Люди, скрестившие ноги, - это те, кто оказывает вам наибольшее соперничество, и поэтому они требуют усиленного внимания. Если же при этом скрещены и руки - перед вами действительный противник. Если женщина, скрестив ноги , покачивает верхней - ей наскучила ситуация.
Оценка. Самые ошибочно интерпретируемые жесты - это те, которые мы называем жестами оценки, те, что связаны с задумчивостью, размышлениями. Кластер жестов "критической оценки": подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные располагаются ниже рта. если это сопровождается наклоном тела от партнера, то тон оценки циничный, негативный. Жест "рука у щеки", означает, что человек находится в состоянии размышления о чем-то. Наклон головы набок - связан с заинтересованностью. Почесывание подбородка - размышление, идет процесс принятия решения. Жесты с очками. Один из негативных - взгляд поверх очков: "Ну что там еще?" Другие жесты - средство выиграть время: тщательное протирание стекол и т.д. Жест "захватывание носа в щепоть", соединенный с закрыванием глаз, говорит о большой сосредоточенности над принимаемым решением.
Подозрение и скрытность. Все жесты, передающие подозрение, неуверенность, отрицание, сомнение имеют общий смысл: негативный. Жесты, относящиеся к этому типу часто связаны с левой рукой. Например, у американцев поднятый большой палец правой руки означает "хорошо", а мизинец левой - "плохо". Типичный кластер жестов - сложенные руки, отклонения тела назад, скрещенные ноги, наклон головы вперед, взгляд исподлобья. Более слабые жесты, находящиеся вне сознательного контроля, - это отворачивание тела в сторону, в силуэт, потирание носа, взгляд сбоку, ступни или все тело повернуто по направлению к выходу.

Сигналы глаз. Основа для настоящего общения может быть установлена только тогда, когда вы общаетесь с человеком с глазу на глаз. Если при общении с одними людьми вы чувствуете себя уютно, то с другими вы чувствуете себя неуютно и недоверчиво. Это, главным образом, связано с тем, как они смотрят на вас, от длительности их взгляда, и от того, как долго они могут выдерживать ваш взгляд. Если человек нечестен или скрывает что-то, его глаза встречаются с вашими менее, чем 1\3 часть всего времени общения. Если взгляд человека встречается с вашими глазами более 2\3 времени, это может означать одно из двух: первое, он или она считают вас очень интересным или привлекательным, в этом случае зрачки глаз будут расширены; во-вторых, он или она настроены враждебно по отношению к вам и невербально посылают вызов; в этом случае зрачки будут сужены.
Деловой взгляд. Ведя деловые переговоры, представьте, что на лбу вашего собеседника находится треугольник. Направив свой взгляд на этот треугольник, вы создаете серьезную атмосферу, и другой человек чувствует, что вы настроены по-деловому. При условии, что ваш взгляд не опускается ниже глаз другого человека, вы сможете контролировать ход переговоров при помощи взгляда.
Социальный взгляд. Если ваш собеседник опускается ниже уровня глаз другого человека, создается атмосфера социального общения. Эксперименты по исследованию особенностей взгляда показали, что во время социального общения глаза тоже смотрят на символический треугольник на лице человека, в данном случае расположенный на линии глаз и области рта.
Интимный взгляд. Этот взгляд проходит через линию глаз и опускается ниже подбородка на другие части тела собеседника. При тесном общении этот треугольник опускается от глаз до груди, а при отдаленном - от глаз до бедер. Мужчины и женщины при помощи этого взгляда показывают свою заинтересованность к человеку, а если он тоже заинтересован, то он ответит тем же взглядом.
Взгляд искоса. Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность и часто используется для завлекания. Если он сопровождается опущенными вниз бровями, нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, он означает подозрительное, враждебное или критическое отношение.
Ладони и передаваемая с их помощью информация. Самый лучший способ узнать, откровенен и честен ли с тобой в данный момент собеседник - это понаблюдать за положением его ладоней. Когда человек начинает с вами откровенничать, он обычно раскрывает перед собеседником ладони полностью или частично. Этот жест подскажет вам, что собеседник говорит в данный момент правду. Если правильно использовать силу ладони, то она может придать человеку больше авторитета и возможности командовать другими. Существует три основных командных жеста ладони: положение ладони вверх (доверительный жест), положение ладони вниз (оттенок начальственности) и положение указывающего перста (агрессивное положение ладони).

Некоторые жесты рук и кистей рук. Потирание ладоней - с помощью данного жеста люди невербально передают свои положительные ожидания. Потирание большого пальца об указательный или о кончики других пальцев - применяется обычно для обозначения и ожидания поступления денег в качестве оплаты. Сцепленные пальцы рук - часто этот жест означает разочарование и желание человека скрыть свое отрицательное отношение. Шпилеобразное положение рук - обозначает уверенную или "всезнающую позицию". Этот жест часто применяют люди управляющего звена. Закладывание рук за спину - считается жестом уверенного в себе человека с чувством превосходства над другими. Жест "руки в замок за спиной" отличается от жеста "закладывание рук за спину с захватом запястья", который говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки. Интересно, что чем более сердит человек, тем выше передвигается его рука по спине. Акцентирование больших пальцев рук - говорит о властности, превосходстве и даже агрессивности человека. Однако этот жест (как и многие другие) нужно рассматривать в совокупности с другими жестами, т.к. открытые пальцы являются положительным сигналом.
Ход работы:

Вопросы для самоконтроля:

1.     Почему важно понимать язык телодвижений?


2.     Почему язык телодвижений неоднозначен?
3.     Как с помощью соответствующих жестов и позы можно попытаться снять напряженное состояние партнера?
4.     Перечислите жесты, свидетельствующие об уверенном и неуверенном поведении.

Задание 1.

Понаблюдайте за позами и жестами людей во время занятия, совещания, на остановке, перед началом спектакля, в транспорте. Сравните свою оценку внутреннего состояния объекта наблюдения с оценкой своего товарища. Обсудите отличия.



Задание 2.

Попробуйте в течение 15 минут посмотреть латиноамериканский телесериал без звука и попытайтесь по жестам и позам героев понять, что происходит на экране.



Задание 3.

В общении с друзьями приобретайте навыки подражания по позе и «отзеркаливанию» жестов. Наблюдайте за изменениями состояния собеседника.



Задание 4.

Попробуйте определить настроение близкого вам человека, приняв его позу.



Задание 5.

Разбейтесь на пары. Первые номера начинают рассказывать вторым о том, как они провели вчерашний день. У слушающих задание – в течение первых трех минут принять позу, подражающую позе рассказчика, и «отзеркаливать» его жесты. Затем принять произвольную позу и перестать «отзеркаливать» партнера. Потом поменяйтесь ролями.

Результаты и ощущения обсудите в группе.

Задание 6.

 Игра «Таможня». «Итак, наша группа – пассажиры, идущие на рейс самолета. Один из них контрабандист. Он пытается вывести из страны уникальное ювелирное изделие. Кто хочет быть таможенником»? Взявший на себя эту роль выходит. Один из участников группы, по желанию, прячет у себя ключ, после чего впускают «таможенника». Мимо него проходят «пассажиры», он пытается определить, кто из них «провозит контрабанду». Чтобы облегчить задачу, ему предоставляются две или три попытки. После того как в роли «таможенника» побывали 2-3 подростков, ведущий просит их рассказать, на что они ориентировались, определяя «контрабандиста». Желательно, чтобы сам ведущий побывал в роли «таможенника» и «контрабандиста».

Далее - групповое обсуждение результатов игры.






П р а к т и ч е с к а я р а б о т а № 3



Барьеры в общении.

Цель работы: повышение уровня коммуникативной компетентности.

Вводная информация:

Барьеры общения - это психологические трудности, возникающие в процессе общения, служащие причиной конфликтов или препятствующие взаимопониманию и взаимодействию. Они могут быть связаны с характерами людей, их стремлениями, взглядами, речевыми особенностями, манерами общения.

Взяв за основу структуру общения (перцептивная, интерактивная и коммуникативная составляющие), можно соответственно классифицировать и барьеры общения.
1. Барьеры восприятия и понимания:

- эстетический (внешнее впечатление крайне неблагоприятно);

- социальный (различия в социальном положении);

- барьер отрицательных эмоций (страха, гнева, обиды, раздражения, настроения, страдания, горя, стыда и вины, презрения, отвращения, брезгливости);

- барьер установки (срабатывают стереотипы или предварительно сформированные негативные установки по отношению к фирме, организации, вам лично);

- барьер психологической защиты (когда человек уверен в себе, у него есть комплексы и он выстраивает свое поведение с позиции обороны, самозащиты).


2. Барьеры взаимодействия:

- барьер стилей общения;

- этический барьер (нравственная несовместимость деловых партнеров);

- мотивационный барьер (различие мотивов вступления в контакт);

- барьер техники и навыков общения;

- барьер характера.


3. Барьер коммуникации:

- барьер речи;

- барьер слушания;

- барьер модальностей (различные репрезентативные системы);

- некомпетентность.
Характеристика барьера отрицательных эмоций

Барьер отрицательных эмоций - один из наиболее часто встречающихся в практике общения, и связан он с тем или иным эмоционально-психическим состоянием личности.



Барьер страдания (горя).
Ход работы: 1. прочитайте внимательно текст и письменно ответьте на вопросы:

Каталог: files -> %D0%97%D0%B0%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница