Методические рекомендации по спецкурсу "методы и средства интенсификации обучения биологии" г. Горно-алтайск 2005 г. Введение Спецкурс «Методы и средства интенсификации обучения биологии»



Скачать 194.16 Kb.
Дата16.02.2016
Размер194.16 Kb.
Министерство образования и образования Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Горно-Алтайский государственный университет

Кафедра ботаники и фитофизиологии

М.З.Васильева


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СПЕЦКУРСУ

“МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ”

г. ГОРНО-АЛТАЙСК

2005 г.
Введение
Спецкурс «Методы и средства интенсификации обучения биологии» является продолжением методической подготовки студентов-биологов. Он изучается в 7 семестре после методики преподавания биологии.

Общее количество часов – 26, из них лекционных – 10, лабораторных – 16. Форма отчета – зачет.

Спецкурс нацелен на усиление методической подготовке студентов к предстоящей педагогической практике (8 семестр).

В курсе отрабатывается методика интенсификации обучения биологии путем активизации внеклассного чтения, различных видов самостоятельной работы, межпредметных и интегративных связей, активной познавательной деятельности и отработки общеучебных, интеллектуальных умений и навыков учащихся, использования активных видов уроков. В ходе изучения спецкурса внимание студентов обращается на воспитание учеников: их умственное развитие, формирование личностных качеств – ответственности, сознательности, самостоятельности, доброжелательности так необходимых в процессе интенсификации обучения биологии.



Цель курса: Сформировать четкое представление у будущих учителей – биологов о возможности повышения эффективности обучения биологии путем интенсификации учебного процесса.

Задачи: 1. Обеспечить теоретическое осмысление студентами сущности интенсификации обучения.

2.Иметь представление о цене учебного времени и необходимости овладения методикой его рационального использования.

3.Способствовать развитию коммуникативных, конструктивных, исследовательских и организаторских умений.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛЕКЦИОННОГО КУРСА 

Методы и средства интенсификации обучения биологии”





пп


Наименование тем

Содержание тем

Объем

в часах


1.

Активные методы обучения биологии

Понятие активные методы. Диалоги, моделирование, решение задач, ролевые игры, погружение, мозговая атака. Характеристика отдельных методов. Интерактивные методы их роль в интенсификации обучения. Графическое письмо, система опорных конспектов.

2

2

Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении биологии.

Активизация: обучение как условие образование, развитие воспитание школьников. Систематизирование познавательного интереса и эмоциональных отношений учащихся. Проблемный подход в обучении биологии.

2

3.

Самостоятельная работа как одно из средств интенсификации обучения биологии.

Определение понятия «Самостоятельная работа». Различные виды самостоятельной работы. Методика их использования в обучении.

2

4

Методика организации и проведения внеклассного чтения как средства интенсификации обучения биологии.

Место внеклассного чтения в обучении биологии. Организация детского чтения. Взаимосвязь внеклассного чтения с формами обучения биологии. Роль чтения в повышении эффективности обучения.

2

5

Межпредметные, интегративные связи в курсе биологии.

Роль межпредметных связей, их классификация. Планирование межпредметных связей. Методика использование межпредметных связей в различных формах обучения биологии.. Эффективность методики.

2


ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО СПЕЦКУРСУ


ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1. 4 часа


Тема: МЕТОДИКА ОТРАБОТКИ ОБЩЕУЧЕБНЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В КУРСЕ БИОЛОГИИ.

Задачи: 1. Знать нормативы общеучебных умений и навыков – чтение и письмо для учащихся и студентов.

2. Отработать приемы работы с книгой, учебником (понимание прочитанного).

3. Уметь организовать и провести занятия с учащимися по отбработке общеучебных умений и навыков.

Ход занятия



  1. Определить нормативы чтения студентов в ( микрогруппах.).

II. Выявить причины медленного чтения текста.

  1. Уяснить правила – приемы быстрого чтения.

  2. Выяснить технику скорости письма у студентов (в микрогруппах.) Познакомиться с методикой скорописи.

  3. Пояснить методику работы с текстами по определению понимания прочитанного учащимися.

  4. Ответить на вопросы:

  1. Как определить степень быстроты чтения у читателя?

  2. Каковы причины медленного чтения? Как их устранить?

  3. Какие существуют приемы увеличение скорости письма?

  4. Как выяснить уровень понимания прочитанного?

  1. Подведение итогов.

Литература: 5- с. 138; 6- с. 114; 2; 3; 4; 7.

ЛАБОРАТОРНО- ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 4 часа


Тема: МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.

Задачи: 1. Познакомиться с разными типами литературы для внеклассного чтения.

2. Уметь отличать один тип литературы от другого.



  1. Продумать приемы использования дополнительной литературы в обучении биологии.

  2. Уяснить методику приобщения учащихся к книге.

Оборудование: выставка биологической литературы в библиотеке ГАГУ.

Ход занятия



    1. Познакомиться с выставкой биологической литературой.

    2. Составить список книг для чтения учащихся (по разделам).

    3. Определить методику использования книг в обучении учащихся (на примере 2-3 книг).

    4. Продумать приемы приобщения учащихся к книге и учета чтения.

    5. Ответьте на вопросы:

    1. Какие типы научно-популярной литературы по биологии вам известны?

    2. Каких широко известных авторов популяризаторов можете назвать?

    3. Как дополнительные сведения из книг вводятся в учебный процесс?

    4. Какова методика приобщения учащихся к чтению дополнительной литературы и контроля за ним?

    1. Подведение итогов.

Литература: 6- с. 216; 5- с. 236; 2; 3; 4; 7.

ЛАБОРАТОРНО- ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 4 часа


Тема: МЕТОДИКА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.

Задачи: 1. Знать методы и приемы, развивающие познавательный интерес и активизирующие познавательную деятельность учеников.

  1. Уметь применять методику активизации познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.

  2. Развивать умения и навыки по организации и мобилизации учащихся на активную познавательную работу.

Оборудование: 5, 1, 2.

Ход занятия



  1. Определить активные методы в обучении биологии.

  2. Выявить приемы, вызывающие интерес к предмету и активизирующие познавательную деятельность учащихся.

  3. Установить связь отдельных методов и приемов с конкретным содержанием разделов биологии (по выбору).

  4. Отработать методику активизации познавательной деятельности на примере урока (по выбору).

  5. Ответить на вопросы:

    1. Какие известны вам активные методы обучения? С чем связано их название?

    2. Какова роль проблемного обучения в активизации учащихся?

    3. Назовите группы приемов активизации познавательной деятельности учащихся?

    4. В чем сложность методики активизации познавательной деятельности учащихся?

  6. Подведение итогов.

Литература: 8- с. 5-9; 15- с. 14; 9- с. 3-8; 16- с. 3-5; 10- с. 3-5; 11- с. 8-15.

ЛАБОРАТОРНО- ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 4 часа



Тема: МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.

Задачи: 1. Знать особенности самостоятельных работ по биологии.

2. Уметь устанавливать взаимосвязь самостоятельных работ с формами и методами обучения.

3. Доказать, что самостоятельная работа есть особый вид деятельности учащихся.

Оборудование: 2, 5, 1, 4.

Ход занятия



  1. Назвать виды самостоятельной работы по биологии и их классификацию.

  2. Доказать, что самостоятельная работа – это не форма обучения. Составить схему взаимосвязи самостоятельной работы и форм обучения.

  3. Доказать, что самостоятельная работа – это не метод обучения. Составить схему взаимосвязи самостоятельной работы и методов обучения

  4. Ответить на вопросы:

    1. Почему самостоятельная работа - особый вид деятельности учащихся?

    2. Какова роль учителя в проведении самостоятельных работ?

    3. Как классифицируются виды самостоятельных работ?

    4. Какова роль самостоятельных работ в интенсификации обучения биологии?

  5. Подведение итогов.

Литература: 2; 3; 4; 7; 11- с. 8,16 и др.; 17- с. 3; 12- с. 3-5.


ОБОРУДОВАНИЕ
1. Натуральные объекты:

1.Гербарии.

2.учела птиц.

3.Скелеты птиц.

4.Коллекции.

5,Живые объекты.



2. Изобразительные пособия:

1.Таблицы.

2.Муляжи.

3.Модели.

4.Схемы.

5.Дидактический материал.



ВОПРОСЫ

к зачету по спецкурсу


  1. Раскрыть понятия «интенсификация обучения».

  2. Пути формирование интереса к биологии.

  3. Методика развития познавательной активности учащихся при обучении биологии.

  4. Приемы создания проблемной ситуации на уроках биологии.

  5. Приемы занимательности в обучении биологии.

  6. Стиль отношения учителя учащихся в обучении биологии.

  7. Приемы активизации познавательной деятельности учащихся.

  8. Раскрыть понятия «Самостоятельная работа».

  9. Виды самостоятельной работы по биологии.

  10. Уровни самостоятельности учащихся в обучении биологии.

  11. Классификация видов самостоятельной работы по биологии.

  12. Взаимосвязь форм обучения и видов самостоятельных работ.

  13. Взаимосвязь методов обучения и самостоятельной работы по биологии.

  14. Организация самостоятельной работы на уроках биологии.

  15. Организация самостоятельной работы учащихся во внеклассной работе.

  16. Отработка общеучебных умений и навыков учащихся по биологии.

  17. Приемы выявления уровня понимания текста учащимися.

  18. Приемы работы учащихся с учебником, книгой.

  19. Обзор литературы для детского чтения для учащихся 6-11 кл. (по выбору).

  20. Виды интегративных связей в курсе биологии.

  21. Методика использования дополнительных сведений на уроках биологии.

  22. Методика организации внеклассного чтения по биологии.

  23. Методика учета внеклассного чтения по биологии.

  24. Планирование межпредметных связей.

  25. Методика использования интегративных связей в курсе биологии.

  26. Активные методы обучения биологии, их роль в интенсификации обучении биологии.

  27. Методика использования активных методов по биологии.


Проверочные измерительные материалы по дисциплине
ТЕСТ
Вариант 1.

    1. Активные методы:

а) погружение, мозговая атака, моделирование;

б) интерактивные, графическое письмо, диалог;

в) моделирование, решение задач, препарирование;

г) а + б + в.



    1. Метод инцидента относится к методам :

а) интерактивным;

б) классическим;

в) активным.


    1. Приемы активизирующие словесные методы обучения - это:

а) удивление, пересказ;

б) эмоциональное воздействие, демонстрация;

в) придание значимости изучаемому материалу, отсроченный ответ:


    1. Приемы занимательности это:

а) стихи, рассказ;

б) кроссворд, викторина;

в) чтение, рисование.


    1. Современный стиль отношения учителя и ученика:

а) авторитарный;

б) демократический;

в) смешанный.


    1. Учащиеся приобщаются к книги с помощью следующих приемов:

а) чтение книг вслух, выставка литературы;

б) пересказ книг, рекомендательные списки литературы;

в) обзор литературы, выставка, сообщения интересных моментов из жизни авторов, героев книг.


    1. Контроль за детски чтением ведут с помощью:

а) ученического дневника,

б) читательского дневника,

в) тетради по биологии.


    1. Общеучебные умения и навыки - это:

а) рисование, анализ;

б) чтение, письмо;

в) сравнения, обобщения.


    1. Быстрому чтению мешают:

а) шум, плохое освещение;

б) возврат глаз к прочитанному тексту, проговаривание слов;

в) стеснение, забывчивость.


    1. Самостоятельная работа - это:

а) метод обучения;

б) форма обучения;

в) особый вид деятельности учащихся под руководством учителя.


    1. Уровни самостоятельности:

а) высокий;

б) низкий;

в) поисковый.


    1. Требования к самостоятельной работе:

а) трудная, сложная, легкая;

б) имеет временные рамки, посильна, проверяема.

в) безоценочна, доступна, интересна.


    1. Межпредметные связи – это связи:

а) внутри раздела биологии;

б) между разделами биологии;

в) между школьными дисциплинами.


    1. Межпредметные связи используются:

а) на уроках;

б) отдельных формах обучения;

в) во многих других формах обучениях.


    1. Планирование межпредметных связей ведет:

а) директор школы;

б) завуч школы;

в) учитель и завуч;

г) а + б.



Вариант II.

1. Ролевая игра относится к методам:

а) активным;

б) интерактивным;

в) словесным.

2. Метод мозговой атаки применим для познания:

а) готовых знаний;

б) решения новой проблемы;

в) а + б.

3.Вопрос - “ Какие вы знаете органы цветковых растений?” является:

а) проблемным;

б) репродуктивным;

в) развивающим.

4. Схема проблемного обучения следующая:

а) проблемный вопрос, проблемная ситуация, проблема;

б) проблема, проблемный вопрос, проблемная ситуация;

в) проблемная ситуация, проблема, проблемный вопрос.

5. Активизируют познавательную деятельность учащиеся:

а) рассказ, демонстрация, наблюдения, эксперимент;

б) вопросы доказательства, вопросы – задачи, новизна знаний;

в) а + б.

6. Эффективные приёмы приобщения учащихся к книге - это:

а) чтение отрывков;

б) устное сообщение;

в) пересказ текста с демонстрацией иллюстраций.

7. Контроль за внеклассным чтением учащихся ведут:

а) родители;

б) библиотекарь;

в) учитель.

8. Интеллектуальные умения – это:

а) чтение, рисование, письмо;

б) сравнение, обобщение, выводы, нахождение главного;

в) анализ, синтез;

г) а + в;

д) б + в.

9. Начать приобщать учащихся к чтению научно-популярной книги целесообразно с:

а) зообиллетристики;

б) книг для чтенья ( по разделам биологии ),

в) рассказов о научном поиске.

10. Эффективность самостоятельной работы учащихся зависит от следующих факторов:

а) содержание, оборудование, задание;

б) инструктаж, наглядные пособия;

в) форм, методов, средств обучения.

11. Виды самостоятельной работы с натуральными объектами:

а) лабораторные работы;

б) закладка и наблюдение опыта;

в) описание морфологии;

г) а + б + в.

12. Планирование межпредметных связей может быть:

а) тематическое;

б) курсовое;

в) понятийное;

г) а + б + в.

13. Требование к научно-популярной литературе:

а) доступна, интересна, иллюстрирована;

б) занимательна, легко читаема, рисунки помогают чтению;

в) научна, доступна, дает новые знания.

14. Схема развития познавательного интереса - это:

а) любопытство – любознательность – интерес – познавательный интерес;

б) любознательность – любопытство - интерес – познавательный интерес;

в) а + б.

15. Эффективный прием приобщения учащихся к книге – это:

а) устное сообщение;

б) письменное сообщение;

в) чтение отрывка.

Вариант III
1. Интенсификация – это:

а) увеличение производства продукции за единицу времени;

б) увеличение производительности труда;

в) то и другое.

2. Метод « погружения» является:

а) классическим;

б) активным;

в) а + б.

3. Познавательная активность – это:

а) познавательный интерес;

б) активные действия, направленные на приобретение знаний в ходе познавательного процесса;

в) использование многих форм и методов обучения.

4. Активные виды деятельности на уроке:

а) лабораторные работы, наблюдения, демонстрация опытов;

б) постановка эксперимента, запись в тетрадях;

в) объяснения, демонстрация наглядных пособий.

5. Внеклассным чтение занимались следующие методисты:

а) В.Ф. Зуев;

б) А. Теряев;

в) А.Я. Герд.

6. Формы и методы обучения внеклассного чтения - это:

а) занятия по обучению внеклассному чтению;

б) беседы библиотекаря;

в) объяснение учителя.

7. Уровни проблемного обучения 21 века:

а) учитель создает проблему и с учащимися ее решает;

б) учитель создает проблему, учащиеся ее решают,

в) учащиеся формулируют проблему и решают ее.

8. Общеучебные умения – это:

а) чтение (вслух), письмо, анализ и синтез;

б) чтение (молча), рисование, работа с темой;

в) чтение, письмо, работа с учебником;

9. Ролевые игры относятся к методам:

а) активным;

б) интерактивным;

в) классическим.

10. Для увеличения быстроты чтения необходимо делать:

а) перерывы во время чтения;

б) зарядку для глаз;

в) выполнять технические упражнения;

г) а + б + в.

11.Эффективные уровни познавательной самостоятельности:

а) репродуктивный, поисковый;

б) поисковый, исследовательский;

в) репродуктивный, поисковый, исследовательский.

12. Межпредметные связи используются на:

а) уроках, экскурсиях;

б) пришкольном участке, домашних работах;

в) а + б.

13. Межпредметные связи исследовали методисты – биологи:

а) Зверев И.Д., Максимова В.Н., Федорова В.Н.;

б) Максимова В.Н., Боровицкий П.И., Верзилин Н.М.;

в) Федорова В.Н., Трайтак Д.И., Корсунская В.М.

14. Планирование межпредметных связей может быть:

а) сетевое, курсовое, тематическое;

б) тематическое, поурочное, комплексное;

в) курсовое, проблемно-комплексное, поурочное.

15. Наиболее сложный вид самостоятельной работы - это с:

а) натуральными объектами;

б) учебником, книгой;

в) изобразительными пособиями.
Ключи

I вариант:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

г в в б б в б б б в в б в в в


II вариант

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

б б б в в в в д а а г г в а б
III вариант

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

а б б а в а в в б г б в а а а


Основная литература
1. Верзилин Н.Н., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1983.

2. Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. – М.: Дрофа, 2002.

3. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек 8 кл. – М.: Дрофа, 2000.

4. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные 7 кл. – М.: Дрофа, 2000.

5 Пономарева И.Н.,Соломин В.П., Сидельникова Г.Д.

Общая методика обучения биологии. – М.: АСА ДЕМА, 2003.

6. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.(Биология. – М.: Дрофа, 2002.

7. Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. – М.: Дрофа, 2000.


Дополнительная литература
8. Активные формы и методы обучения биологии //Сост. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. – М.: Просвещение, 1997.

9. Активные формы и методы биологии. – Белгород, 1989.

10. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1996.

11. Бодрова Н.Ф. Изучения курса ” Человек и его здоровье” 8 кл. – Воронеж, 2000.

12. Бруновт Е.П. Самостоятельные работы по биологии. – М.: Просвещение, 1983.

13. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1985.

14. Кавтарадзе Д.Н. Интерактивные методы обучения пониманию //Биология в школе, 1998 № 3 - с. 30.

15 Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. – М.: Просвещение,1993.

16. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1988.

17. Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков 7 кл. – С-Петербург, Паритет, 2001.



СОДЕРЖАНИЕ

Введение стр. 2.


Тематический план лекционного курса стр. 3.

Лабораторно-практические занятия по спецкурсу стр. 4 - 6


Вопросы к зачету по спецкурсу стр. 7.


Проверочно-измерительные материалы по спецкурсу стр. 7 – 12.

.
Основная литература, рекомендуемая по спецкурсу стр. 13.

Дополнительная литература стр. 13.







База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница