Министерство образования и образования Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Горно-Алтайский государственный университет
Кафедра ботаники и фитофизиологии
М.З.Васильева
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СПЕЦКУРСУ
“МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ”
г. ГОРНО-АЛТАЙСК
2005 г.
Введение
Спецкурс «Методы и средства интенсификации обучения биологии» является продолжением методической подготовки студентов-биологов. Он изучается в 7 семестре после методики преподавания биологии.
Общее количество часов – 26, из них лекционных – 10, лабораторных – 16. Форма отчета – зачет.
Спецкурс нацелен на усиление методической подготовке студентов к предстоящей педагогической практике (8 семестр).
В курсе отрабатывается методика интенсификации обучения биологии путем активизации внеклассного чтения, различных видов самостоятельной работы, межпредметных и интегративных связей, активной познавательной деятельности и отработки общеучебных, интеллектуальных умений и навыков учащихся, использования активных видов уроков. В ходе изучения спецкурса внимание студентов обращается на воспитание учеников: их умственное развитие, формирование личностных качеств – ответственности, сознательности, самостоятельности, доброжелательности так необходимых в процессе интенсификации обучения биологии.
Цель курса: Сформировать четкое представление у будущих учителей – биологов о возможности повышения эффективности обучения биологии путем интенсификации учебного процесса.
Задачи: 1. Обеспечить теоретическое осмысление студентами сущности интенсификации обучения.
2.Иметь представление о цене учебного времени и необходимости овладения методикой его рационального использования.
3.Способствовать развитию коммуникативных, конструктивных, исследовательских и организаторских умений.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
“Методы и средства интенсификации обучения биологии”
№
пп
|
Наименование тем
|
Содержание тем
|
Объем
в часах
|
1.
|
Активные методы обучения биологии
|
Понятие активные методы. Диалоги, моделирование, решение задач, ролевые игры, погружение, мозговая атака. Характеристика отдельных методов. Интерактивные методы их роль в интенсификации обучения. Графическое письмо, система опорных конспектов.
|
2
|
2
|
Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении биологии.
|
Активизация: обучение как условие образование, развитие воспитание школьников. Систематизирование познавательного интереса и эмоциональных отношений учащихся. Проблемный подход в обучении биологии.
|
2
|
3.
|
Самостоятельная работа как одно из средств интенсификации обучения биологии.
|
Определение понятия «Самостоятельная работа». Различные виды самостоятельной работы. Методика их использования в обучении.
|
2
|
4
|
Методика организации и проведения внеклассного чтения как средства интенсификации обучения биологии.
|
Место внеклассного чтения в обучении биологии. Организация детского чтения. Взаимосвязь внеклассного чтения с формами обучения биологии. Роль чтения в повышении эффективности обучения.
|
2
|
5
|
Межпредметные, интегративные связи в курсе биологии.
|
Роль межпредметных связей, их классификация. Планирование межпредметных связей. Методика использование межпредметных связей в различных формах обучения биологии.. Эффективность методики.
|
2
|
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО СПЕЦКУРСУ
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1. 4 часа
Тема: МЕТОДИКА ОТРАБОТКИ ОБЩЕУЧЕБНЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В КУРСЕ БИОЛОГИИ.
Задачи: 1. Знать нормативы общеучебных умений и навыков – чтение и письмо для учащихся и студентов.
2. Отработать приемы работы с книгой, учебником (понимание прочитанного).
3. Уметь организовать и провести занятия с учащимися по отбработке общеучебных умений и навыков.
Ход занятия
-
Определить нормативы чтения студентов в ( микрогруппах.).
II. Выявить причины медленного чтения текста.
-
Уяснить правила – приемы быстрого чтения.
-
Выяснить технику скорости письма у студентов (в микрогруппах.) Познакомиться с методикой скорописи.
-
Пояснить методику работы с текстами по определению понимания прочитанного учащимися.
-
Ответить на вопросы:
-
Как определить степень быстроты чтения у читателя?
-
Каковы причины медленного чтения? Как их устранить?
-
Какие существуют приемы увеличение скорости письма?
-
Как выяснить уровень понимания прочитанного?
-
Подведение итогов.
Литература: 5- с. 138; 6- с. 114; 2; 3; 4; 7.
ЛАБОРАТОРНО- ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 4 часа
Тема: МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.
Задачи: 1. Познакомиться с разными типами литературы для внеклассного чтения.
2. Уметь отличать один тип литературы от другого.
-
Продумать приемы использования дополнительной литературы в обучении биологии.
-
Уяснить методику приобщения учащихся к книге.
Оборудование: выставка биологической литературы в библиотеке ГАГУ.
Ход занятия
-
Познакомиться с выставкой биологической литературой.
-
Составить список книг для чтения учащихся (по разделам).
-
Определить методику использования книг в обучении учащихся (на примере 2-3 книг).
-
Продумать приемы приобщения учащихся к книге и учета чтения.
-
Ответьте на вопросы:
-
Какие типы научно-популярной литературы по биологии вам известны?
-
Каких широко известных авторов популяризаторов можете назвать?
-
Как дополнительные сведения из книг вводятся в учебный процесс?
-
Какова методика приобщения учащихся к чтению дополнительной литературы и контроля за ним?
-
Подведение итогов.
Литература: 6- с. 216; 5- с. 236; 2; 3; 4; 7.
ЛАБОРАТОРНО- ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 4 часа
Тема: МЕТОДИКА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.
Задачи: 1. Знать методы и приемы, развивающие познавательный интерес и активизирующие познавательную деятельность учеников.
-
Уметь применять методику активизации познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.
-
Развивать умения и навыки по организации и мобилизации учащихся на активную познавательную работу.
Оборудование: 5, 1, 2.
Ход занятия
-
Определить активные методы в обучении биологии.
-
Выявить приемы, вызывающие интерес к предмету и активизирующие познавательную деятельность учащихся.
-
Установить связь отдельных методов и приемов с конкретным содержанием разделов биологии (по выбору).
-
Отработать методику активизации познавательной деятельности на примере урока (по выбору).
-
Ответить на вопросы:
-
Какие известны вам активные методы обучения? С чем связано их название?
-
Какова роль проблемного обучения в активизации учащихся?
-
Назовите группы приемов активизации познавательной деятельности учащихся?
-
В чем сложность методики активизации познавательной деятельности учащихся?
-
Подведение итогов.
Литература: 8- с. 5-9; 15- с. 14; 9- с. 3-8; 16- с. 3-5; 10- с. 3-5; 11- с. 8-15.
ЛАБОРАТОРНО- ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 4 часа
Тема: МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.
Задачи: 1. Знать особенности самостоятельных работ по биологии.
2. Уметь устанавливать взаимосвязь самостоятельных работ с формами и методами обучения.
3. Доказать, что самостоятельная работа есть особый вид деятельности учащихся.
Оборудование: 2, 5, 1, 4.
Ход занятия
-
Назвать виды самостоятельной работы по биологии и их классификацию.
-
Доказать, что самостоятельная работа – это не форма обучения. Составить схему взаимосвязи самостоятельной работы и форм обучения.
-
Доказать, что самостоятельная работа – это не метод обучения. Составить схему взаимосвязи самостоятельной работы и методов обучения
-
Ответить на вопросы:
-
Почему самостоятельная работа - особый вид деятельности учащихся?
-
Какова роль учителя в проведении самостоятельных работ?
-
Как классифицируются виды самостоятельных работ?
-
Какова роль самостоятельных работ в интенсификации обучения биологии?
-
Подведение итогов.
Литература: 2; 3; 4; 7; 11- с. 8,16 и др.; 17- с. 3; 12- с. 3-5.
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Натуральные объекты:
1.Гербарии.
2.учела птиц.
3.Скелеты птиц.
4.Коллекции.
5,Живые объекты.
2. Изобразительные пособия:
1.Таблицы.
2.Муляжи.
3.Модели.
4.Схемы.
5.Дидактический материал.
ВОПРОСЫ
к зачету по спецкурсу
-
Раскрыть понятия «интенсификация обучения».
-
Пути формирование интереса к биологии.
-
Методика развития познавательной активности учащихся при обучении биологии.
-
Приемы создания проблемной ситуации на уроках биологии.
-
Приемы занимательности в обучении биологии.
-
Стиль отношения учителя учащихся в обучении биологии.
-
Приемы активизации познавательной деятельности учащихся.
-
Раскрыть понятия «Самостоятельная работа».
-
Виды самостоятельной работы по биологии.
-
Уровни самостоятельности учащихся в обучении биологии.
-
Классификация видов самостоятельной работы по биологии.
-
Взаимосвязь форм обучения и видов самостоятельных работ.
-
Взаимосвязь методов обучения и самостоятельной работы по биологии.
-
Организация самостоятельной работы на уроках биологии.
-
Организация самостоятельной работы учащихся во внеклассной работе.
-
Отработка общеучебных умений и навыков учащихся по биологии.
-
Приемы выявления уровня понимания текста учащимися.
-
Приемы работы учащихся с учебником, книгой.
-
Обзор литературы для детского чтения для учащихся 6-11 кл. (по выбору).
-
Виды интегративных связей в курсе биологии.
-
Методика использования дополнительных сведений на уроках биологии.
-
Методика организации внеклассного чтения по биологии.
-
Методика учета внеклассного чтения по биологии.
-
Планирование межпредметных связей.
-
Методика использования интегративных связей в курсе биологии.
-
Активные методы обучения биологии, их роль в интенсификации обучении биологии.
-
Методика использования активных методов по биологии.
Проверочные измерительные материалы по дисциплине
ТЕСТ
Вариант 1.
-
Активные методы:
а) погружение, мозговая атака, моделирование;
б) интерактивные, графическое письмо, диалог;
в) моделирование, решение задач, препарирование;
г) а + б + в.
-
Метод инцидента относится к методам :
а) интерактивным;
б) классическим;
в) активным.
-
Приемы активизирующие словесные методы обучения - это:
а) удивление, пересказ;
б) эмоциональное воздействие, демонстрация;
в) придание значимости изучаемому материалу, отсроченный ответ:
-
Приемы занимательности это:
а) стихи, рассказ;
б) кроссворд, викторина;
в) чтение, рисование.
-
Современный стиль отношения учителя и ученика:
а) авторитарный;
б) демократический;
в) смешанный.
-
Учащиеся приобщаются к книги с помощью следующих приемов:
а) чтение книг вслух, выставка литературы;
б) пересказ книг, рекомендательные списки литературы;
в) обзор литературы, выставка, сообщения интересных моментов из жизни авторов, героев книг.
-
Контроль за детски чтением ведут с помощью:
а) ученического дневника,
б) читательского дневника,
в) тетради по биологии.
-
Общеучебные умения и навыки - это:
а) рисование, анализ;
б) чтение, письмо;
в) сравнения, обобщения.
-
Быстрому чтению мешают:
а) шум, плохое освещение;
б) возврат глаз к прочитанному тексту, проговаривание слов;
в) стеснение, забывчивость.
-
Самостоятельная работа - это:
а) метод обучения;
б) форма обучения;
в) особый вид деятельности учащихся под руководством учителя.
-
Уровни самостоятельности:
а) высокий;
б) низкий;
в) поисковый.
-
Требования к самостоятельной работе:
а) трудная, сложная, легкая;
б) имеет временные рамки, посильна, проверяема.
в) безоценочна, доступна, интересна.
-
Межпредметные связи – это связи:
а) внутри раздела биологии;
б) между разделами биологии;
в) между школьными дисциплинами.
-
Межпредметные связи используются:
а) на уроках;
б) отдельных формах обучения;
в) во многих других формах обучениях.
-
Планирование межпредметных связей ведет:
а) директор школы;
б) завуч школы;
в) учитель и завуч;
г) а + б.
Вариант II.
1. Ролевая игра относится к методам:
а) активным;
б) интерактивным;
в) словесным.
2. Метод мозговой атаки применим для познания:
а) готовых знаний;
б) решения новой проблемы;
в) а + б.
3.Вопрос - “ Какие вы знаете органы цветковых растений?” является:
а) проблемным;
б) репродуктивным;
в) развивающим.
4. Схема проблемного обучения следующая:
а) проблемный вопрос, проблемная ситуация, проблема;
б) проблема, проблемный вопрос, проблемная ситуация;
в) проблемная ситуация, проблема, проблемный вопрос.
5. Активизируют познавательную деятельность учащиеся:
а) рассказ, демонстрация, наблюдения, эксперимент;
б) вопросы доказательства, вопросы – задачи, новизна знаний;
в) а + б.
6. Эффективные приёмы приобщения учащихся к книге - это:
а) чтение отрывков;
б) устное сообщение;
в) пересказ текста с демонстрацией иллюстраций.
7. Контроль за внеклассным чтением учащихся ведут:
а) родители;
б) библиотекарь;
в) учитель.
8. Интеллектуальные умения – это:
а) чтение, рисование, письмо;
б) сравнение, обобщение, выводы, нахождение главного;
в) анализ, синтез;
г) а + в;
д) б + в.
9. Начать приобщать учащихся к чтению научно-популярной книги целесообразно с:
а) зообиллетристики;
б) книг для чтенья ( по разделам биологии ),
в) рассказов о научном поиске.
10. Эффективность самостоятельной работы учащихся зависит от следующих факторов:
а) содержание, оборудование, задание;
б) инструктаж, наглядные пособия;
в) форм, методов, средств обучения.
11. Виды самостоятельной работы с натуральными объектами:
а) лабораторные работы;
б) закладка и наблюдение опыта;
в) описание морфологии;
г) а + б + в.
12. Планирование межпредметных связей может быть:
а) тематическое;
б) курсовое;
в) понятийное;
г) а + б + в.
13. Требование к научно-популярной литературе:
а) доступна, интересна, иллюстрирована;
б) занимательна, легко читаема, рисунки помогают чтению;
в) научна, доступна, дает новые знания.
14. Схема развития познавательного интереса - это:
а) любопытство – любознательность – интерес – познавательный интерес;
б) любознательность – любопытство - интерес – познавательный интерес;
в) а + б.
15. Эффективный прием приобщения учащихся к книге – это:
а) устное сообщение;
б) письменное сообщение;
в) чтение отрывка.
Вариант III
1. Интенсификация – это:
а) увеличение производства продукции за единицу времени;
б) увеличение производительности труда;
в) то и другое.
2. Метод « погружения» является:
а) классическим;
б) активным;
в) а + б.
3. Познавательная активность – это:
а) познавательный интерес;
б) активные действия, направленные на приобретение знаний в ходе познавательного процесса;
в) использование многих форм и методов обучения.
4. Активные виды деятельности на уроке:
а) лабораторные работы, наблюдения, демонстрация опытов;
б) постановка эксперимента, запись в тетрадях;
в) объяснения, демонстрация наглядных пособий.
5. Внеклассным чтение занимались следующие методисты:
а) В.Ф. Зуев;
б) А. Теряев;
в) А.Я. Герд.
6. Формы и методы обучения внеклассного чтения - это:
а) занятия по обучению внеклассному чтению;
б) беседы библиотекаря;
в) объяснение учителя.
7. Уровни проблемного обучения 21 века:
а) учитель создает проблему и с учащимися ее решает;
б) учитель создает проблему, учащиеся ее решают,
в) учащиеся формулируют проблему и решают ее.
8. Общеучебные умения – это:
а) чтение (вслух), письмо, анализ и синтез;
б) чтение (молча), рисование, работа с темой;
в) чтение, письмо, работа с учебником;
9. Ролевые игры относятся к методам:
а) активным;
б) интерактивным;
в) классическим.
10. Для увеличения быстроты чтения необходимо делать:
а) перерывы во время чтения;
б) зарядку для глаз;
в) выполнять технические упражнения;
г) а + б + в.
11.Эффективные уровни познавательной самостоятельности:
а) репродуктивный, поисковый;
б) поисковый, исследовательский;
в) репродуктивный, поисковый, исследовательский.
12. Межпредметные связи используются на:
а) уроках, экскурсиях;
б) пришкольном участке, домашних работах;
в) а + б.
13. Межпредметные связи исследовали методисты – биологи:
а) Зверев И.Д., Максимова В.Н., Федорова В.Н.;
б) Максимова В.Н., Боровицкий П.И., Верзилин Н.М.;
в) Федорова В.Н., Трайтак Д.И., Корсунская В.М.
14. Планирование межпредметных связей может быть:
а) сетевое, курсовое, тематическое;
б) тематическое, поурочное, комплексное;
в) курсовое, проблемно-комплексное, поурочное.
15. Наиболее сложный вид самостоятельной работы - это с:
а) натуральными объектами;
б) учебником, книгой;
в) изобразительными пособиями.
Ключи
I вариант:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
г в в б б в б б б в в б в в в
II вариант
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
б б б в в в в д а а г г в а б
III вариант
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
а б б а в а в в б г б в а а а
Основная литература
1. Верзилин Н.Н., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1983.
2. Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. – М.: Дрофа, 2002.
3. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек 8 кл. – М.: Дрофа, 2000.
4. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные 7 кл. – М.: Дрофа, 2000.
5 Пономарева И.Н.,Соломин В.П., Сидельникова Г.Д.
Общая методика обучения биологии. – М.: АСА ДЕМА, 2003.
6. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.(Биология. – М.: Дрофа, 2002.
7. Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. – М.: Дрофа, 2000.
Дополнительная литература
8. Активные формы и методы обучения биологии //Сост. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. – М.: Просвещение, 1997.
9. Активные формы и методы биологии. – Белгород, 1989.
10. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1996.
11. Бодрова Н.Ф. Изучения курса ” Человек и его здоровье” 8 кл. – Воронеж, 2000.
12. Бруновт Е.П. Самостоятельные работы по биологии. – М.: Просвещение, 1983.
13. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1985.
14. Кавтарадзе Д.Н. Интерактивные методы обучения пониманию //Биология в школе, 1998 № 3 - с. 30.
15 Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. – М.: Просвещение,1993.
16. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1988.
17. Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков 7 кл. – С-Петербург, Паритет, 2001.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение стр. 2.
Тематический план лекционного курса стр. 3.
Лабораторно-практические занятия по спецкурсу стр. 4 - 6
Вопросы к зачету по спецкурсу стр. 7.
Проверочно-измерительные материалы по спецкурсу стр. 7 – 12.
.
Основная литература, рекомендуемая по спецкурсу стр. 13.
Дополнительная литература стр. 13.
Поделитесь с Вашими друзьями: |