Методические рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи



Скачать 298.97 Kb.
страница1/16
Дата11.02.2016
Размер298.97 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Документ предоставлен КонсультантПлюс

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПИСЬМО

от 10 февраля 2015 г. N ВК-268/07
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ

И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
В целях совершенствования деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, с учетом применения норм Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) и в рамках протокола Коллегии от 10 ноября 2014 г. N ПК-6вн Минобрнауки России направляет Методические рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - Методические рекомендации).

Минобрнауки России считает недопустимым ликвидацию и реорганизацию центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - Центры) и обращает внимание, что сложившиеся практики их деятельности в соответствии с Федеральным законом об образовании должны активно развиваться в соответствии с реальными условиями и фактическими потребностями населения в услугах по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, активным участием Центров в социальной политике региона (муниципалитета) с учетом рекомендуемого норматива 1 Центр на 5 тысяч детского населения, проживающего в муниципальном образовании, но не менее 1 в нем.

В соответствии с пунктом 1 и пунктом 5 статьи 31 Федерального закона об образовании Центр вправе осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения и другим общеобразовательным программам.

Образовательная деятельность Центра подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Центр, реализующий основные общеобразовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения, относится к организациям, осуществляющим обучение. В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона об образовании данные организации являются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона об образовании на Центр как на организацию, осуществляющую обучение, на обучающихся, педагогических работников Центра распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

Согласно пункту 5 статьи 108 Федерального закона об образовании наименование и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом об образовании не позднее 1 января 2016 года.

Минобрнауки России рекомендует использовать Методические рекомендации для организации деятельности Центров на региональном и муниципальном уровнях.


В.Ш.КАГАНОВ
Приложение

к письму Минобрнауки России

от __ февраля 2015 г. N ____
РЕКОМЕНДАЦИИ

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОРГАНАМ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕНТРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ

И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ


1. Организация деятельности центров

психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи


В соответствии с частью 1 п. 12 статьи 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (далее - Федеральный закон об образовании) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится: организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.

В связи с этим, актуальной задачей для органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования становится задача: наиболее эффективно реализовать свои полномочия по "организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации".

В соответствии со статьей 42 Федерального закона об образовании психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе, несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - Центры).

Центры создаются из расчета одно учреждение на 5 тыс. детей, проживающих в городе (районе). При необходимости учреждение может быть создано для меньшего количества детей, проживающих в городе (районе).

Деятельность Центров финансируется по нормативам, разработанным и утвержденным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и оформляется в виде государственного (муниципального) задания. При этом создается единое организационное, научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Центры осуществляет свою деятельность на трех уровнях: региональном, муниципальном и уровне организации, осуществляющей образовательную деятельность. Взаимодействие между структурными компонентами системы предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (при наличии нескольких центров) регулируется нормативным актом субъекта Российской Федерации об организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в системе образования субъекта Российской Федерации.

Основными задачами совершенствования деятельности Центров на данном этапе являются:

расширение содержания деятельности;

увеличение охвата различных категорий детей (детей с ОВЗ и детей-инвалидов, детей с повышенными познавательными потребностями, одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из приемных, опекунских семей, из семей в социально опасном положении, детей, склонных к поведенческим рискам, и других);

разработка и применение инновационных подходов и технологий психолого-педагогического сопровождения детей и их ближайшего окружения;

приведение условий сопровождения в соответствие с требованиями надзорных органов;

психологизация образовательной среды.

На сегодняшний момент в Российской Федерации можно выделить две основные модели оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (в настоящее время данную помощь осуществляют образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи):
Модель - децентрализованная

Модель подразумевает наличие в регионе нескольких Центров, имеющих статус юридического лица и включающих в себя ряд структурных подразделений, не являющихся самостоятельными юридическими лицами. Структурные подразделения могут выполнять сходные функции либо могут быть спрофилированы на выполнение определенного рода задач (например, диагностики, консультирования, профилактики и т.п.). Возможен вариант, когда часть подразделений выполняет сходные функции, а другая часть - профильные. В частности, структурное подразделение одного из Центров может выполнять функции методического обеспечения по отношению к психологическим службам образовательных организаций региона. Также на одно из структурных подразделений того или иного Центра может быть возложено осуществление функции психолого-медико-педагогической комиссии. Кроме этого, в образовательных организациях психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ могут осуществлять специалисты этой же организации.


┌─────────────────┐

│ Региональный │

│ (муниципальный) │

│ орган власти │

└─┬─────────────┬─┘

┌─────────────────┘ └───────────┐

│ │

\/ \/


┌──────────────┐ ┌──────────────┐

│ ППМС-центр 1 │ │ ППМС-центр 2 │

└────┬─┬──┬────┘ └──────┬─┬──┬──┘

│ │ │ ┌───────────┘ │ └──────────┐

┌────────────┘ │ └─────────┐ │ │ │

\/ \/ \/ \/ \/ \/

┌───────────┐ ┌───────────┐ ┌─────────────┐ ┌───────────┐ ┌───────────┐ ┌─────────────┐

│Структурное│ │Структурное│ │ Структурное │ │Структурное│ │Структурное│ │ Структурное │

│подразд-е 1│ │подразд-е 2│ │подразд-е ...│ │подразд-е 1│ │подразд-е 2│ │подразд-е ...│

└───────────┘ └───────────┘ └─────────────┘ └───────────┘ └───────────┘ └─────────────┘


Рис. 1. Схема децентрализованной модели организации

деятельности Центров


Важной особенностью данной модели является наличие в регионе не менее двух Центров. Такая конфигурация позволит избежать монополии одной организации на психолого-педагогические услуги и сохранить для жителей региона возможность выбора Центра.

Достоинствами данной модели являются:

- обеспечение "шаговой доступности" предоставляемых услуг;

- повышение качества предоставляемых услуг вследствие вариативности программ, реализуемых Центрами;

- постоянное стремление каждого Центра к увеличению разнообразия и объема предоставляемых услуг, что несвойственно монополии;

- возможность реализации "авторского подхода" в организации и содержании деятельности, предполагающего единую концепцию, методологию и технологию;

- сохранение возможности для каждой организации создавать свою психолого-педагогическую службу, взаимодействующую с одним или несколькими Центрами.

К дополнительным задачам, требующим своего решения в данной модели, можно отнести преодоление следующих трудностей:

- ограничение возможности для "маневра" внутренними ресурсами (кадровыми, материальными и др.), что связано с их ограниченным количеством;

- трудности обеспечения одних и тех же услуг в разных Центрах;

- дублирование функций Центров и необходимость распределения ресурсов между ними;

- сложности с обеспечением единого стандарта деятельности Центров, унификации форм отчетности.


Модель 2 - централизованная

В регионе уполномоченным органом власти создается Центр с филиалами, которые распределяются в соответствии со спецификой территориального расположения, численностью детского населения и его потребностью в помощи. Центр представляет собой жесткую иерархическую систему оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Такая структура позволяет обеспечить высокую централизацию управления, единый стандарт услуг, рациональное использование кадровых и финансовых ресурсов, прозрачность и достоверность результатов деятельности.


┌────────────────┐

│ Орган власти │

│ субъекта РФ │

│ (учредитель) │

└───────┬────────┘

\/



┌──────────────┐

│ ППМС-центр 1 │

└────┬─┬──┬────┘

│ │ │


┌────────────┘ │ └─────────┐

\/ \/ \/


┌───────────┐ ┌───────────┐ ┌─────────────┐

│Структурное│ │Структурное│ │ Структурное │

│подразд-е 1│ │подразд-е 2│ │подразд-е ...│

└───────────┘ └───────────┘ └─────────────┘


Рис. 2. Схема централизованной модели организации

деятельности ППМС-центров


Структурные подразделения (филиалы) Центра выполняют сходные функции либо спрофилированы на выполнение определенного рода задач (например, диагностики, консультирования, профилактики и т.д.). Возможен вариант, когда часть подразделений Центра будет выполнять сходные функции, а другая часть - профильные. Также возможен вариант, когда одно из структурных подразделений (филиалов) Центра выполняет функции методического обеспечения по отношению к психологическим службам образовательных учреждений региона.

Основные преимущества данной модели:

- сокращение расходов на административно-управленческий персонал по сравнению с несколькими центрами;

- высокая централизация управления;

- возможность обеспечения единого стандарта услуг;

- широкие возможности для "маневра" внутренними ресурсами (кадровыми, материальными и др.), что связано с их достаточным количеством.

К дополнительным задачам реализации данной модели можно отнести преодоление следующих препятствий:

- снижение качества предоставляемых услуг вследствие отсутствия конкуренции;

- замедление темпов развития Центра;

- усложнение системы внутреннего контроля по различным направлениям деятельности Центра;

- снижение управляемости центра в связи с наличием многих структурных подразделений (филиалов);

- увеличение транспортных расходов на перемещение между структурными подразделениями.

Независимо от модели психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, Центры должны реализовывать функции в соответствии со своим назначением:

по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации <1>;

--------------------------------

<1> Часть 1 статьи 42 Закона N 273-ФЗ "Об образовании в РФ".
по оказанию помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся <1>;

--------------------------------



<1> Часть 4 статьи 42 Закона N 273-ФЗ "Об образовании в РФ".
по обеспечению функционирования психолого-медико-педагогической комиссии <1>.

--------------------------------



<1> Часть 5 статьи 42 Закона N 273-ФЗ "Об образовании в РФ".
Основные функции Центров разных уровней - регионального, муниципального и уровня образовательной организации - по решению задач деятельности приведены в таблице 1.

Для наиболее полного удовлетворения спроса населения в квалифицированной психологической и педагогической помощи Центры могут оказывать дополнительные платные образовательные услуги, включая психологическую и правовую экспертизу, оказание психологической помощи взрослому населению, дополнительное образование взрослых, и другие. В соответствии с действующим законодательством дополнительные платные услуги могут быть оказаны физическим и юридическим лицам сверх государственного (муниципального) задания и по тем видам деятельности, которые не относятся к основным.

Помимо оказания дополнительных платных услуг физическим и юридическим людям Центры могут осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность - в интересах своего развития, продвижения услуг и в соответствии с действующим законодательством.
Таблица 1
Функции ППМС-центров регионального, муниципального уровня

и уровня взаимодействия с образовательными организациями

в соответствии с их назначением



по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

по оказанию помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся

по обеспечению функционирования психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)

региональный уровень

- консультирование детей и их родителей (законных представителей) по вопросам возрастного развития, предупреждения и преодоления трудностей обучения, развития, социализации;

- своевременное выявление и коррекция особенностей (отклонений) в развитии детей;

- организация работы служб ранней помощи для детей с выявленными и неустановленными нарушениями развития;

- обучение детей в соответствии с медицинскими или социально-педагогическими показателями по адаптированным общеобразовательным и адаптированным основным общеобразовательным программам;

- организация вариативных форм групп кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста ("Особый ребенок", специализированной подготовки к школе, лекотека и других;

- оказание помощи детям и подросткам в кризисном состоянии, ситуации конфликта, состоянии дезадаптации, суицидальной готовности и других состояниях;

- оказание комплексной индивидуально-ориентированной помощи детям из приемных и опекунских семей;

- оказание комплексной помощи несовершеннолетним, признанным подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, и другие



- разработка нормативно-правовой основы предоставления ППМС-помощи; разработка стратегий развития системы ППМС-помощи;

- проведение комплексной экспертизы образовательных программ, проектов, учебно-методических комплектов, педагогических технологий и инноваций;

- разработка стратегии, технологии, принципов, критериев, инструментов проведения мониторинга психического и психологического здоровья детей, начиная с раннего возраста, и мониторинга по выявлению уровня сформированности универсальных учебных действий в рамках ФГОС общего образования;

- участие в проектировании развития образования в регионе с учетом результатов проводимых мониторингов;

- организация и проведение научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы в организациях образования по запросу организаций и органов исполнительной власти - в сетевом взаимодействии с научными организациями и вузами;

- разработка и реализация целевых программ и проектов региона по осуществлению приоритетных направлений образовательной и социальной политики;

- проведение курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов, оказывающих услуги по предоставлению ППМС-помощи (при наличии соответствующей лицензии);

- анализ социального и ведомственного запросов от субъектов образования на услуги сопровождения;

- организация и проведение научно-практических конференций регионального уровня


- проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении;

- подготовка рекомендаций по оказанию детям ППМС-помощи и организации их обучения и воспитания; подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций и других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

- оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации инвалида;

- осуществление учета данных о детях с ОВЗ и (или) девиантным поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;

- координация и организационно-методическое обеспечение деятельности муниципальных комиссий;

- проведение обследования детей по направлению муниципальной комиссии, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) детей заключения муниципальной комиссии и другие


муниципальный уровень

- обследование детей для определения индивидуальных особенностей, ограничений и ресурсов, оценки ситуации развития, выявления причин трудностей;

- консультирование детей, родителей (законных представителей);

- проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, испытывающими трудности в обучении, адаптации, социализации;

- организация работы групп кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста, начиная с раннего, в т.ч. для детей с особенностями развития;

- оказание экстренной помощи детям и подросткам в кризисном состоянии, ситуации конфликта, состоянии суицидальной готовности и других; обеспечение индивидуального сопровождения и поддержки;

- обеспечение комплексной специализированной ППМС-помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам на всех возрастных этапах, начиная с раннего;

- организация работы служб ранней помощи для детей с выявленными и неустановленными нарушениями;

- психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних обучающихся, признанных подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления;

- организация работы по предупреждению, выявлению, преодолению неблагополучия детей и подростков в образовательной и социальной среде;

- профилактика неблагоприятных явлений в детской и подростковой среде (саморазрушающее поведение; экспериментирование и злоупотребление ПАВ; агрессия, жестокость и насилие, асоциальное поведение, экстремизм и ксенофобия и другие)



- обеспечение психолого-педагогического сопровождения реализации основных общеобразовательных программ и адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

- оказание ППМС-помощи участникам образовательного процесса - детям и подросткам, родителям (законным представителям), педагогам - образовательных организаций в предупреждении и разрешении проблем обучения, самореализации, социализации;

- оказание методической помощи, включая работу ПМП-консилиума, разработку образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выбор оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности, детей с ОВЗ и инвалидностью, выявлении и устранении препятствий к обучению;

- проведение психолого-педагогических мониторингов психофизиологического и психоэмоционального состояния, социального самочувствия, адаптированности к условиям обучения и т.п. обучающихся, воспитанников, в частности - с особыми образовательными потребностями;

- участие в проектировании образовательной среды в образовательных организациях с учетом результатов проводимых мониторингов;

- осуществление мониторинга эффективности оказываемой организациями психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

- осуществление методического, информационного и организационного обеспечения деятельности педагогов и специалистов образовательных организаций по ППМС-сопровождению участников образовательного процесса


- проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении;

- подготовка рекомендаций по оказанию детям ППМС-помощи и организации их обучения и воспитания; подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций и других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

- оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации инвалида;

- осуществление учета данных о детях с ОВЗ и (или) девиантным поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;

- оказание методической, информационной и организационной помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в работе психолого-медико-педагогических консилиумов и другие



уровень организации, осуществляющей образовательную деятельность (в сетевом взаимодействии с общеобразовательными организациями)

- проведение психолого-педагогической диагностики для оценки адаптированности к условиям образования и выявление детей, нуждающихся в ППМС-помощи;

- организация работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации;

- участие в разработке адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов, оптимизации обучения и воспитания обучающихся, испытывающих учебные трудности, детей с ОВЗ и инвалидностью;

- проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, испытывающими трудности в обучении, адаптации, социализации, детьми с ОВЗ и инвалидностью;

- психолого-педагогическое консультирование детей и подростков, их родителей (законных представителей);

- содействие детям в выборе образовательного маршрута с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и склонностей; профессиональной ориентации; в планировании профессиональной карьеры;

- проведение мониторинга состояния и динамики развития детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательном процессе;

- оказание первичной психологической помощи и поддержки детям и подросткам в состоянии дезадаптации, стресса; оказание индивидуально-ориентированной ППМС-помощи одаренным детям, детям из семей в трудной жизненной ситуации, семей в социально опасном положении, приемных и опекунских семей;

- осуществление помощи педагогам в индивидуальном подходе к детям, индивидуализации обучения;

- содействие родителям (законным представителям) в сфере детско-родительских отношений, воспитания детей;

- ведение просветительской работы в целях повышения психологической компетентности всех участников образовательной деятельности





2. Создание и развитие региональных моделей деятельности

центров психолого-педагогической, медицинской и социальной

помощи по решению актуальных задач современной

образовательной и социальной политики
2.1. Роль и функции центров психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи по ресурсному обеспечению

инклюзивного образования детей с ограниченными

возможностями здоровья (далее - ОВЗ)


В соответствии с новым направлением образовательной политики - обеспечением равнодоступности качественного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью - у Центров появляется новая роль по координации инклюзивного образования, которая может быть реализована в виде его ресурсного обеспечения.

Это, в первую очередь, относится к Центрам:

- обеспечивающим на своей базе работу ПМПК;

- реализующим общеобразовательные программы для детей с особыми образовательными потребностями, адаптированные основные общеобразовательные программы на основе ФГОС образования обучающихся с ОВЗ;

- осуществляющим специализированную коррекционно-развивающую помощь детям с различными нарушениями развития, в том числе со сложными, ментальными и эмоционально-волевыми нарушениями, включая расстройства аутистического спектра.

Региональный опыт показывает, что такие центры, имеющие в своем составе высококвалифицированных специалистов по коррекционной работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью, стали инициаторами и движущей силой развития инклюзивного образования. Становление инклюзивного образования происходит существенно более последовательно, согласованно, результативно, менее напряженно и болезненно при активной позиции ведущих центров, взявших на себя координирующую, ресурсную, помогающую роль во взаимодействии с образовательными организациями.

Место и функции Центров в становлении инклюзивного образования детей с ОВЗ и инвалидностью определяются необходимостью обеспечения двустороннего процесса инклюзии - адаптации ребенка с ОВЗ к школе и адаптации школы - к его особенностям и потребностям.

Функции Центров как ресурсных центров инклюзивного образования адресованы всем участникам инклюзивного образовательного процесса - детям с ОВЗ и инвалидностью, их семьям, педагогам, другим обучающимся (воспитанникам) и их родителям, специалистам службы сопровождения образовательной организации.

Функционирование Центров как координаторов инклюзивного образования обусловлено необходимостью:

- создания специальных условий, в том числе кадровых, для образования детей с ОВЗ и инвалидностью <1>,

--------------------------------

<1> Часть 5 статьи 5 и части 1 и 2 статьи 79 Федерального Закона об образовании.
- обеспечения коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ <1> и соответствуют их назначению, а именно:

--------------------------------



<1> Часть 3 статьи 79 Федерального Закона об образовании.
- обеспечению помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в развитии и социальной адаптации <1> и

--------------------------------



<1> Части 1 и 2 статьи 42 Федерального Закона об образовании.
- помощи образовательным организациям в выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении препятствий к обучению <1>.

--------------------------------



<1> Часть 4 статьи 42 Федерального Закона об образовании.
Реализация Центром модели обеспечения ресурсов в помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, должна охватывать все этапы организации инклюзивного образовательного процесса - проектирования, освоения, функционирования, анализа эффективности и обобщения инклюзивного опыта.

Основные функции Центров по ресурсному обеспечению инклюзивного образования представлены в виде схемы (рис. 3).

Центры могут применять различные организационные формы обеспечения инклюзивного образования в образовательных организациях, как-то: методические объединения педагогов и специалистов инклюзивной практики, творческие лаборатории и профессиональные мастерские, методические кабинеты, кабинеты внедрения инклюзивных подходов и технологий, подготовку и выпуск практикоориентированных сборников по вопросам инклюзивного образования, фокус-группы, смотры и конкурсы и другие. Но главное - это обеспечение текущей помощи специалистов центров участникам инклюзивного образовательного процесса в образовательных организациях.

Приоритеты деятельности Центров по подготовке детей с ОВЗ и инвалидностью к включению в образовательную среду, развитие индивидуального потенциала, способностей к адаптации приведены в таблице 2.

Таким образом, деятельность Центров в сфере инклюзивного образования весьма многообразна и вариативна и, будучи хорошо организованной, открывает большие возможности для становления инклюзивного образования в соответствии с требованиями времени.

Основные функции центров психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи по ресурсному обеспечению

инклюзивного образования


┌─────────────────────────────────────────────────┐

│методическая помощь образовательным организациям │

│в создании специальных условий обучения - │

│безбарьерной образовательной среды, адаптивных \

│средств обучения, предметной коррекционно- /

│развивающей и социализирующей среды │

└─────────────────────────────────────────────────┘ Организация,

┌─────────────────────────────────────────────────┐ осуществляющая

│помощь образовательным организациям в разработке │ образовательную

│индивидуальных учебных планов и адаптированных \ деятельность

│образовательных программ для детей с ОВЗ с учетом/

│их индивидуальных особенностей и образовательных │

│потребностей │

(─────────────────────) └─────────────────────────────────────────────────┘

│ Центр │ ┌─────────────────────────────────────────────────┐

│ психолого- │ │содействие в осуществлении индивидуального │

│ педагогической, │ │психолого-педагогического сопровождения детей │

│ медицинской │ │с ОВЗ в процессе обучения, в организации \

│ и социальной помощи │ │коррекционно-развивающих занятий для их /

│ │ │адаптации к условиям обучения, преодоления │

│ │ │препятствий в коммуникации и освоении │

│ │ │образовательной программы │

│ (──────────────) │ └─────────────────────────────────────────────────┘

│ │ Психолого- │ │ ┌─────────────────────────────────────────────────┐ (─────────────)

│ │ медико- │ │ │помощь в осуществлении тьюторского сопровождения │ │ дети с ОВЗ │

│ │педагогическая│ │ │детей с особыми образовательными потребностями │ │дети-инвалиды│

│ │ комиссия │ │ │и ограничениями; практическое обучение тьюторов \ (─────────────)

│ (──────────────) │ │подходам и методам индивидуального /

│ │ │психолого-педагогического сопровождения детей │

│ │ │с ОВЗ, взаимодействию с учителями, родителями │

│ │ │детей │

│ │ └─────────────────────────────────────────────────┘

│ │ ┌─────────────────────────────────────────────────┐ (─────────────)

(─────────────────────) │методическая, практическая и психологическая │ │ дети с ОВЗ │

│поддержка педагогов в инклюзивной практике; │ │дети-инвалиды│

│обучение педагогов подходам и технологиям \ (─────────────)

│инклюзивного обучения детей ОВЗ, учета их /

│особенностей, ограничений, потребностей; │

│разработка пособий и методических разработок │

│для педагогов │

└─────────────────────────────────────────────────┘ (─────────────)

┌─────────────────────────────────────────────────┐ │ дети с ОВЗ │

│помощь в осуществлении тьюторского сопровождения │ │дети-инвалиды│

│детей с особыми образовательными потребностями │ (─────────────)

│и ограничениями; практическое обучение тьюторов \

│подходам и методам индивидуального /

│психолого-педагогического сопровождения │

│детей с ОВЗ, взаимодействию с учителями, │

│родителями детей │

└─────────────────────────────────────────────────┘ (─────────────)

┌─────────────────────────────────────────────────┐ │ дети с ОВЗ │

│помощь в создании атмосферы принятия детей с ОВЗ;│ │дети-инвалиды│

│в формировании толерантных отношений всех │ (─────────────)

│участников образовательного процесса; \

│в разрешении возникающих противоречий, /

│кризисов, конфликтов │

└─────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────/\──────────┐ ┌──────────────/\───────────────┐ ┌─────────────/\────────────┐

│ исследование │ │ определение образовательного │ │ методическая помощь │

│ индивидуальных │ │ статуса детей с ОВЗ │ │ в работе ПМП-консилиумов; │

│ особенностей детей │ │ и инвалидностью, разработка │ │ обучение педагогов │

│с ОВЗ и инвалидностью,│ │ рекомендаций по оптимальному │ │ ПМП-консилиумов подходам │

│ выявление их │ │маршруту и созданию специальных│ │ и технологиям │

│ образовательных │ │ условий обучения │ │ индивидуализации обучения │

│ и социальных │ │ в образовательной организации │ │и психолого-педагогического│

│ потребностей, рисков │ └───────────────────────────────┘ │ сопровождения детей с ОВЗ │

│ и ограничений │ └───────────────────────────┘

│ адаптации │

│ и социализации │

└──────────────────────┘


Таблица 2
Основные функции ППМС-центров по подготовке детей с ОВЗ

и инвалидностью к включению в образовательную среду




адресованные непосредственно детям с ОВЗ и детям-инвалидам

адресованные родителям детей с ОВЗ и детей-инвалидов

углубленное исследование индивидуальных особенностей ребенка, выявление его индивидуальных и семейных ресурсов, образовательных потребностей и социальных интересов;

разработка индивидуальной программы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения специалистами центра с учетом индивидуальных особенностей и задач интеграции;

осуществление индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами со специалистами Центра, включая раннюю помощь - психологом, дефектологом, логопедом, нейропсихологом, музыкальным педагогом и другими - в соответствии с индивидуальной программой сопровождения;

организация социализирующих мероприятий в поддержку интеграции детей в среду сверстников и окружающий мир;

организация работы групп по подготовке к школе и детскому саду детей с ОВЗ и инвалидностью, в том числе групп кратковременного пребывания детей, работающих по программам адаптации;

мониторинг динамики развития детей с ОВЗ и инвалидностью, получающих коррекционно-развивающую помощь в Центре,

и другие


консультирование родителей по вопросам особенностей развития, социализации и обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

работа с родителями детей с ОВЗ и инвалидностью по оптимизации семейного воспитания, овладения современными представлениями и навыками эффективного взаимодействия с детьми, адаптации, обучения и социализации - консультации, родительские группы и клубы, детско-родительские группы и другие;

проведение социализирующих мероприятий и программ, таких как соревнования, смотры работ детского творчества, музейные программы, программы летних выездных лагерей и т.п.;

мониторинг динамики развития детей с ОВЗ и инвалидностью, получающих коррекционно-развивающую помощь в Центре, социологический опрос родителей и другие



2.2. Роль и функции центров психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи по предупреждению

детского неблагополучия


В современных условиях, когда эффективность деятельности субъектов социальной политики все больше оценивается с позиций профилактики детского неблагополучия, возрастает роль Центров как организаций, призванных выявлять детей, нуждающихся в психологической, педагогической, медицинской и социальной помощи, и оказывать им адекватную помощь в адаптации и социализации, преодолении трудностей взросления и решении проблем обучения.

Ключевыми международными критериями детского благополучия, используемыми для сравнительной оценки положения детей в разных странах, приняты такие показатели, как эмоциональное благополучие (субъективное восприятие благополучия самими подростками, детьми), поведенческие риски, отношения в семье и со сверстниками. Помощь детям с учетом этих показателей имеет прямое отношение к сфере деятельности Центров.

На практике Центры зарекомендовали себя важным звеном образовательной системы в обеспечении социальной адаптации детей и подростков, активным субъектом профилактики негативных явлений. Им принадлежит значительная роль в практической, организационно-методической, информационно-аналитической работе по предупреждению и преодолению психологического, эмоционального неблагополучия детей и подростков, поведенческих рисков, агрессии и жестокости в детской и подростковой среде.

Роль и функции Центров в профилактике детского неблагополучия в образовательной среде обусловлены необходимостью:

оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (ст. 42, пп. 1 и 2 Закона об образовании);

своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей (ст. 42, п. 4 Закона об образовании);

помощи образовательным организациям в выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся (ст. 42 п. 3 Закона об образовании).

Поскольку детское неблагополучие интерпретируется как условия, непригодные для развития ребенка, наносящие вред, препятствующие его социализации, развитию и дальнейшему продвижению в жизни, в общем виде задача центров в профилактике неблагополучия и поведенческих рисков определяется как выявление и устранение факторов, препятствующих развитию и социализации детей - с опорой на их собственные ресурсы, образовательные организации и семьи. Функционально-уровневое распределение задач деятельности Центров по данному направлению представлено в Таблице 2.

Функции Центров по предупреждению детского неблагополучия разнообразны и различаются по уровню оказания помощи: на уровне образовательной организации преобладает тенденция обнаружения детей с разными проявлениями неблагополучия и оказания непосредственной профилактической помощи, на муниципальном уровне - выявление оснований неблагополучия в углубленном и комплексном обследовании, принятие и реализация индивидуальной программы реабилитации, тогда как на региональном уровне наиболее эффективны функции исследования состояния проблемы неблагополучия в регионе, целевого проектирования профилактической деятельности, ее организационно-методического и ресурсного обеспечения, мониторинга и контроля.
Таблица 2
Функционально-уровневое распределение задач деятельности

Центров по выявлению, преодолению и предупреждению

детского неблагополучия



во взаимодействии с участниками образовательной деятельности

в межведомственном взаимодействии

на уровне образовательной организации

- выявление детей, испытывающих трудности в адаптации к образовательной среде и имеющих проблемы в обучении, общении, социализации, с целью установления причин затруднений, индивидуальных особенностей, ресурсов, социальной ситуации развития и оказания своевременной коррекционно-развивающей помощи и создания оптимальных условий обучения - педагог-психолог, социальный педагог, ПМП-консилиум;

- выявление детей с выраженным эмоциональным неблагополучием, поведенческими нарушениями, риском социальной дезадаптации; определение индивидуальных особенностей восприятия и реагирования, семейной и социальной ситуации, ресурсов и оказание им адекватной помощи в т.ч. с привлечением специалистов других организаций;

- выявление детей с неявным, скрытым неблагополучием, определение причин психологического дискомфорта - индивидуально-типологических, средовых (семейная ситуация, образовательная среда, общение со сверстниками), риска саморазрушающего и асоциального поведения;

- проведение тренинговых занятий с обучающимися, воспитанниками по развитию позитивного восприятия, опыта преодоления трудностей, навыков конструктивного взаимодействия и выхода из конфликтных ситуаций;

- организация консультирования родителей и педагогов по вопросам оптимизации обучения и воспитания детей в целях предупреждения эмоционального неблагополучия и поведенческих рисков у детей и подростков

и другие


- организация взаимодействия с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, другими субъектами профилактики; сопровождение детей, оказавшихся в зоне ответственности организации и КДН и ЗП;

- индивидуальная работа с детьми и подростками групп риска во взаимодействии с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, физкультуры и спорта, культуры, общественными организациями;

- выявления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей из семей в социально опасном положении; оказание им необходимой психологической, педагогической, медицинской и социальной помощи;

- организация профилактических акций и системы мер по предупреждению негативных явлений в детской и подростковой среде - агрессии, жестокости, экспериментирования с ПАВ, игромании и др.;

- проведение лекций, бесед, дискуссий для педагогов и родителей на темы предупреждения и преодоления детского неблагополучия, поведенческих рисков

и другие


на муниципальном уровне

- проведение комплексного диагностического обследования детей и подростков со стойкими нарушениями поведения, поведенческими рисками, социальной и учебной дезадаптацией; разработка рекомендаций образовательным организациям по созданию оптимальных условий обучения и воспитания;

- организация работы групп общения и взаимодействия, самопознания и самоорганизации, личностного роста и других - для детей и подростков;

- организация работы детско-родительских групп по развитию способностей взаимопонимания и взаимодействия, индивидуально-ориентированных занятий по коррекции детско-родительских отношений;

- повышение психолого-педагогической компетентности педагогов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в вопросах эффективного

взаимодействия с детьми и подростками с выраженным и скрытым неблагополучием и поведенческими нарушениями; организация обучающих семинаров и тренингов, дискуссий и конференций для педагогов; подготовка и выпуск информационно-методических материалов в помощь педагогам;

- организация консультирования родителей по вопросам предупреждения и преодоления неблагополучия детей и подростков;

- оказание организационно-методической помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в проектировании и осуществлении работы по профилактике детского неблагополучия;

- проведение исследований детского неблагополучия в образовательных организациях, мониторинга эффективности психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

и другие


- проведение мониторинга эмоционального благополучия детей и подростков в контексте социально-экономической и социокультурной ситуации в муниципалитете - совместно с учреждениями социальной сферы, общественными организациями, родительской общественностью;

- оказание экстренной помощи детям и подросткам, находящимся в кризисном состоянии, в состоянии острого стресса, суицидальной готовности, в ситуации конфликта, потери, испытавшим жестокое обращение, ставшим потерпевшими или жертвами преступлений; организация работы телефонов экстренной психологической помощи; осуществление индивидуально-ориентированной психологической реабилитации - совместно с учреждениями здравоохранения и социального развития;

- организация консультирования и проведение углубленного психолого-педагогического обследования детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении; оказание им индивидуально-ориентированной коррекционной помощи во взаимодействии с учреждениями социальной сферы; организация работы групп поддержки;

- проведение комплексного обследования детей и подростков с девиантным поведением (по направлениям комиссий по делам несовершеннолетних, других субъектов профилактики); разработка и осуществление индивидуальной программы реабилитации - на базе центра или других организаций;

- участие в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципалитета, координационных советов и межведомственных групп на уровне муниципалитета

и другие








- разработка подходов и технологий работы по выявлению и устранению эмоционального неблагополучия детей и подростков в образовательной среде, профилактике поведенческих рисков, агрессии и жестокости, саморазрущающего и асоциального поведения;

- проведение комплексного обследования несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления; разработка и реализация индивидуальной программы реабилитации;

- проведение обучения специалистов центров и организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

- проведение мониторинга эффективности работы образовательных организаций по предупреждению неблагополучия детей и подростков, поведенческих рисков, агрессии и жестокости в детской и подростковой среде

и другие


- участие в разработке и реализации целевых региональных программ по предупреждению детского неблагополучия;

- проведение исследований по проблеме детского неблагополучия с целью выявления тенденций и значимых факторов - в сетевом взаимодействии с научными организациями и вузами;

- оказание экстренной помощи детям и подросткам, находящимся в кризисном состоянии, в состоянии суицидальной готовности, в ситуации конфликта, потери, состоянии острого стресса, испытавшим жестокое обращение, ставшим потерпевшими или жертвами преступлений; организация работы телефона экстренной психологической помощи;

- участие в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципалитета, координационных советов и межведомственных групп на уровне муниципалитета

и другие


3. Технологии реализации эффективных моделей

деятельности центров психолого-педагогической, медицинской

и социальной помощи


3.1. Описание основных процедур
1. На уровне органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования необходимо определить и нормативно закрепить модель организации и предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования должна быть создана рабочая группа, которая разрабатывает модель организации и предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. При этом за основу могут быть взяты вышеописанные модели. В рабочую группу могут входить: представители органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования, специалисты Центров, уже осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации, представители организаций высшего образования, осуществляющих подготовку педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, представители органа законодательной власти, представители других ведомств, представители общественных организаций.

Рабочая группа должна организовать обсуждение проектов документов, модель организации и предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи среди руководителей муниципалитетов, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, специалистов Центров.

С целью повышения эффективности оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи необходимо оценить потребности системы образования субъекта Российской Федерации с учетом:

a) количественного состава детей в разных возрастных категориях;

b) в каждой возрастной категории - процентного соотношения детей группы "нормы" и "с ограниченными возможностями здоровья" (по заключению психолого-медико-педагогической комиссии);

c) распределения детей группы "с ограниченными возможностями здоровья" по образовательным организациям на всех возрастных этапах;

d) наиболее часто встречающихся проблем у детей группы "нормы" на разных возрастных этапах, с которыми они сами, или их родители, или педагоги обращались к педагогам-психологам, социальным педагогам, работающим в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Должна быть полностью представлена инфраструктура системы образования субъекта Российской Федерации по всей территории с транспортными развязками.

Рабочей группой оцениваются ресурсы организаций, предоставляющих психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь.


Кадровые ресурсы:

- провести количественный анализ специалистов для осуществления профессиональной деятельности в организациях;

- определить соответствие квалификации специалистов требуемой профессиональной деятельности;

- выявить потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов;

- выявить потребности в увеличении объемов государственного задания;

- изучить потребности привлечения специалистов из других организаций для выполнения определенных видов работ.


Ресурсы времени:

- выявить, в течение какого времени возможно решить задачи по реализации полномочий по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования с помощью тех кадровых ресурсов, которые уже есть;

- установить, в течение какого времени возможно решить задачи по реализации полномочий по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования при количественных и качественных изменениях кадрового потенциала;

- выбрать тот период времени, который оптимален с точки зрения решения проблем развития ребенка, кадровых и финансовых ресурсов.


Управленческие ресурсы:

- выявить потребность в управленческих решениях для успешного решения задач по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи на уровне органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования;

- установить потребность в принятии коллегиальных решений и, соответственно, в проведении мероприятий (совещаний, конференций, консилиумов);

- выявить потребность в нормативно-правовых документах, обеспечивающих решение задач по созданию и дальнейшей деятельности организаций, оказывающих психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь.


Информационно-методические ресурсы:

- выявить потребность в стандартизированном диагностическом инструментарии (психодиагностическом, социологическом, педагогическом, медицинском) на всех возрастных этапах развития ребенка;

- установить потребность в профилактических, развивающих, коррекционных технологиях и методиках на всех возрастных этапах развития ребенка;

- изучить потребность в информационных услугах: услуги связи, интернет, профессиональных периодических изданиях;

- установить необходимость и возможность в создании единой информационной сети;

- определить потребность в создании автоматизированного рабочего места специалиста;

- изучить потребность в научно-методической профессиональной литературе.
Материально-технические:

- установить наличие необходимых помещений, оргтехники, канцтоваров, расходных материалов и т.д., дополнительную потребность в них.

В результате должна быть выбрана модель организации и предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, которая утверждается на уровне органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования приказом.

2. На основании решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования создаются, в зависимости от модели:

- Модель с централизованным управлением и сетевым взаимодействием организаций, осуществляющих образовательную деятельность: Центр (единый) на уровне региона, как государственная бюджетная (автономная) организация, осуществляющая образовательную деятельность и его филиалы, или Центр на уровне региона и Центры на уровне муниципалитетов как государственные бюджетные (автономные) организации, осуществляющие образовательную деятельность. При этом помощь, организации, осуществляющей образовательную деятельность по вопросам реализации общеобразовательных программ, включая психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, оказания методической помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в том числе помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению, а также осуществление мониторинга эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации может предоставляться на условиях аутсорсинга. Финансирование Центра (центров) осуществляется в соответствии с государственным заданием по нормативам, разработанным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

- Модель с децентрализованным управлением: Центр (краевой, областной) на региональном уровне как государственная бюджетная (автономная) организация, осуществляющая образовательную деятельность, Центры на уровне муниципалитетов как муниципальная бюджетная (автономная) организация, осуществляющая образовательную деятельность и специалисты в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Финансирование Центра на региональном уровне осуществляется на основе государственного задания по нормативам, разработанным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Финансирование центров на муниципальном уровне осуществляется на основе муниципального задания по нормативам, разработанным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Финансирование организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе государственного (муниципального) задания по нормативам, разработанным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. Финансирование Центра (центров) должно осуществляться по нормативам, разработанным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Следовательно, на уровне органа государственной власти субъекта Российской Федерации необходимо принять закон об утверждении нормативов бюджетного финансирования Центров, оказывающих психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь, структуру Государственного (муниципального) задания. Данные документы могут быть подготовлены рабочей группой в составе: представителей органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования, органа государственной власти субъекта Российской Федерации в финансовой сфере, экономистов, руководителей образовательных организаций. Количество членов рабочей группы не должно превышать 9 чел.

4. С целью обеспечения качества оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи разрабатывается регламент работы Центра, который включает в себя: регламент работы центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, договор на предоставление услуг центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, заявления на предоставление услуг центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; программу развития центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, отчеты центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Примерный регламент работы Центра, примерные формы договора на предоставление услуг центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, заявления на предоставление услуг центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, отчеты центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, примерная программа развития центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, приведены соответственно в приложениях к настоящим Методическим рекомендациям.

5. В соответствии с принятой моделью принимается решение о создании соответствующего Центра (центров). Разрабатывается и утверждается Устав Центра. Примерный устав Центра приведен в приложениях к настоящим Методическим рекомендациям.

7. С целью оценки качества оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи разрабатываются критерии оценки качества предоставляемых услуг и процедура ее проведения. Методика оценки качества предоставляемых услуг и процедура ее проведения приведена в приложениях к настоящим Методическим рекомендациям.
3.2. Нормативное правовое регулирование

деятельности Центров


Основными нормативными документами федерального уровня, определяющими деятельность Центров, является:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации "О центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" от 14.06.2014 N ВК-1440/07,

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".

В системе психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи на региональном и муниципальном уровнях необходимо формировать собственную нормативную базу, регламентирующую взаимодействие всех субъектов, оказывающих психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь.

В качестве основополагающих документов, обеспечивающих деятельность Центров, служат:

- Методика расчета норматива бюджетного финансирования Центров, находящихся в ведении системы образования субъекта Российской Федерации;

- Государственное задание организациям, оказывающим психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь на текущий и последующие годы;

- Нормативный документ, утверждающий Порядок организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии системы и ее состав;

- Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме организации, осуществляющей образовательную деятельность;

- Должностные инструкции специалистов организаций, оказывающих психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь в рамках определенной организационно-содержательной модели деятельности;

- Договоры о сотрудничестве в системе функционирования субъектов, оказывающих психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь;

- Различные локальные акты, обеспечивающие решение нормативных правовых, организационно-управленческих, научно-методических, информационных и кадровых задач развития Центров.
4. Рекомендуемые программно-методические материалы
4.1. Перечень рекомендуемых (примерных)

программно-методических материалов


В состав рекомендуемых (примерных) программно-методических материалов входят:

1. примерный устав Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;

2. примерный регламент работы Центра;

3. примерный перечень государственных и муниципальных услуг и работ в рамках деятельности Центров;

4. краткая характеристика дополнительных общеобразовательных программ;

5. комплект учебно-методической документации по дополнительной общеобразовательной программе;

6. примерный перечень психодиагностических методик Центра;

7. примерный перечень проблемных областей консультирования;

8. примерные формы договора на предоставление услуг;

9. критерии оценки качества оказания услуг Центром;

10. примерная программа развития Центра.
4.2. Примерный перечень дополнительных общеобразовательных

программ, реализуемых Центром


К общеразвивающим дополнительным общеобразовательным программам могут быть отнесены: профилактические, коррекционно-развивающие, общеразвивающие, просветительские и иные программы, реализуемые специалистами центров. Все программы разрабатываются в соответствии с требованиями, изложенными в комплекте учебно-методической документации по дополнительным общеобразовательным программам.
4.2.1. Коррекционно-развивающие программы (примерный перечень):

- Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с проблемами в развитии

- Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с проблемами в развитии

- Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, переживших насилие, в том числе сексуальное

- Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов

- Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, испытывающих трудности в освоении общеобразовательных программ в условиях реализации ФГОС нового поколения (трудности школьной и социальной адаптации)

- Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста и другие.
4.2.2. Профилактические программы (примерный перечень):

- Профилактика дезадаптивных форм поведения несовершеннолетних

- Профилактика употребления ПАВ подростками и подростками с девиантным поведением

- Формирование социальных установок на ЗОЖ

- Профилактика эмоционального профессионального выгорания педагогов и другие.
4.2.3. Развивающие программы (примерный перечень):

- Формирование навыков саморегуляции у детей и подростков

- Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы детей

- Выявление и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к учению.


4.2.4. Просветительские программы (примерный перечень)

- Профессиональное (жизненное) самоопределение обучающихся

- Формирование толерантности

- Формирование эффективных детско-родительских отношений и другие.


4.3. Образовательные программы дошкольного образования,

которые могут быть реализованы Центрами


Центр вправе самостоятельно разрабатывать основные образовательные программы дошкольного образования (п. 6 ФГОС ДО от 28.08.2013), опираясь на программы, предлагаемые Министерством образования и науки РФ, в числе которых могут быть:

- примерная основная образовательная программа дошкольного образования для детей 0 - 7 лет "Почемучки";

- примерная основная образовательная программа дошкольного образования для детей 0 - 7 лет "УСПЕХ";

- примерная основная образовательная программа дошкольного образования для детей 0 - 7 лет "Радуга";

- примерная основная образовательная программа дошкольного образования для детей 0 - 7 лет "ТРОПИНКИ"

и другие, рекомендуемые Министерством образования и науки РФ.


Приложение 1
примерный
УСТАВ

ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

"ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ

И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ"


"УТВЕРЖДЕН" "УТВЕРЖДЕН"
от "__" ________ 20 года от "__" ___________ 20 года

N __________ N _____________


_____________________________ _______________________________
УСТАВ

государственного (муниципального) бюджетного учреждения

"Центр психолого-педагогической, медицинской

и социальной помощи"

далее в наименовании может следовать уточняющая информация

(примерный)


СОДЕРЖАНИЕ



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница