Методические рекомендации по реализации гендерного подхода в обучении и воспитани



Скачать 300.5 Kb.
страница1/5
Дата22.02.2016
Размер300.5 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5


Комитет общего и профессионального образования

Ленинградской области

Ленинградский областной институт развития образования

МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Санкт – Петербург

2007

Содержание:
Введение 2
Глава 1. Гендерный подход (гендерное измерение) в

социальном и гуманитарном знании. 2 – 4
Глава 2. Гендерное воспитание как фактор развития

и социализации личности ребенка. 4 - 5
Глава 3. Методология гендерного воспитания 5 – 6

3.1. Системно-структурный подход в гендерном

воспитании 6 –

3.2. Комплексный подход в гендерном воспитании 6 - 7

3.3. Деятельностный подход в гендерном воспитании 7

    1. Модели полового воспитания подростков 7 - 9


Глава 4. Словарь терминов 9 – 16
Глава 5. Методические рекомендации по реализации

гендерного подхода в обучении и воспитании. 16

    1. Модели реализации гендерного

подхода в работе с учащимися. 16 – 28

    1. Модели реализации гендерного подхода

в работе с родителями и педагогами. 28 - 36
Мужчина и женщина – это две ноты,

без которых струны человеческого сердца

не дают правильного и полного аккорда

Д. Мадзини

ВВЕДЕНИЕ
Несмотря на то, что в академической науке женские и гендерные исследования уже являются интегрированным и признанным направлением, а в системе высшего образования они делают первые шаги, в школьном образовании преподавание женских и гендерных курсов является большой редкостью. Вместе с тем, на Западе, и особенно в Скандинавии, гендерное образование и воспитание начинается с детского сада и начальной школы. Поэтому мы считаем, что разработка и преподавание курсов, способствующих ликвидации гендерных стереотипов и формированию идей гендерного равенства у подрастающего поколения, является одной из важных задач современной российской педагогики и министерства образования.

Задача осложняется тем, что в российской педагогической школе еще не накоплено достаточно опыта интеграции гендерных курсов и гендерной проблематики в систему школьного образования, так же как и еще не разработана в достаточной степени методика их преподавания.

Педагогика - одна из наук, призванных удовлетворять потребность общества в эффективном сохранении и передаче культуры от поколения к поколению. Одной из самых значимых инноваций последнего двадцатилетия, по мнению многих ученых с мировым именем, является гендерное измерение основных философских вопросов - проблемы сущности человека, смысла и предназначения, пространства и времени человеческого бытия, отношения полов в обществе.


Глава 1. Гендерный подход (гендерное измерение) в социальном и гуманитарном знании.

Формирование гендерного подхода (гендерного измерения) в социальном и гуманитарном знании - это принципиально новая теория, признание которой нередко обозначает изменение ценностных ориентаций человека, пересмотр многих привычных представлений и «истин», что оказывается для многих весьма болезненным процессом.

Смысл понятия «гендер» заключается прежде всего в идее социального моделирования или конструирования пола (в отличие от сексуального пола, который задается генетически). Социальный пол конструируется социальной практикой. В обществе возникает система норм поведения, предписывающая выполнение определенных ролей в зависимости от сексуального пола индивида. Соответственно, возникает жесткий ряд представлений о том, что есть «мужское» и что есть «женское» в данном обществе.

Таким образом, пол - в том смысле, как мы его воспринимаем и что ожидаем от человека, классифицируя его по полу, является социальным конструктом, виртуальной мозаикой представлений о должном и возможном, о правильном и неправильном, приличном и неприличном. Эта «мозаика» складывается в сознании и воображении каждого индивида и является, с одной стороны субъективной, но с другой стороны, отражает принятые в данной культуре предписания к поведению индивида в зависимости от сексуального пола.

Доказательством того, что гендер - это социальный конструкт, а не природная данность, служат результаты научных исследований антропологов, которые в разных культурах у разных народов нашли большие различия в «сценариях» женских и мужских ролей. В качестве аргумента социального происхождения представлений о женском и мужском в обществе могут быть использованы наблюдения за субкультурами геев и лесбиянок, где в однополой среде, тем не менее, различным индивидам приписываются различные половые роли и соответствующие сценарии поведения.

Таким образом, мы исходим из того, что гендер - это совокупность социальных репрезентаций, а не природой закрепленная данность. Гендер - это культурная маска пола, это то, что принято думать о женском или мужском в данном обществе в границах его социокультурных представлений. Более того, пол и есть только гендер, то есть то, что стало полом в процессе его социализации.



Стратегическая цель внедрения гендерного измерения в воспитание и обучение - изменение культуры взаимодействия полов, замена отношений иерархии на отношения партнерства, привнесение в идеологию общества и государства таких «женских» ценностей, как миролюбие и созидание взамен основополагающих ценностей андрократии. Тактическая задача текущего периода - продвижение знаний о гендере, гендерных технологий в содержание высшего педагогического профессионального и последипломного образования.

Гендерные системы поддерживаются и воспроизводятся гендерными технологиями. Основополагающими гендерными технологиями на протяжении веков были язык, религия, образование и воспитание

Школа через содержание, организацию, формы воспитания и образования, выбор предметов, мягкую половую сегрегацию девочек и мальчиков по определенным курсам и предметам, распределение поручений и межличностное общение «учитель-ученик» воспроизводит традиционную иерархичную систему гендерных ролей в обществе.

Цели гендерного подхода в обучении и воспитании - социально- и педагогически- ориентированные:

- Воспитание уважения к человеческой личности, раскрытие ценности каждого человека, его уникальности, неповторимости;

- Стимуляция удовлетворения учащимися своих базовых потребностей и метапотребностей (например, и особенно, самоактуализация).

В ракурсе этих проблем важным направлением работы, задающим ориентиры на дальнейшее изучение новых аспектов вхождения ребенка в мир человеческих отношений, является воспитание с учетом гендерных особенностей подростка. Вопросы половой идентификации и дифференциации, привлекающие в последнее время все больший круг психологов, находят отражение в педагогических исследованиях, обогащая арсенал направлений и содержание современной педагогики.


Глава 2. Гендерное воспитание как фактор развития и социализации личности ребенка.

Проблема воспитания ребенка с учетом половых различий, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы с подростками, по значимости и актуальности на сегодняшний день не имеет аналогов.

Для современной постановки вопроса о разработке систем гендерного воспитания существует множество причин. Первая, как уже было отмечено, связана с отсутствием дифференцированного подхода к детям в соответствии с их половой принадлежностью. Вторая – недостаточная осведомленность педагогов, родителей в вопросах сексуального просвещения детей, приводящая к стремительному росту числа внебрачных рождений, абортов, уголовных преступлений на сексуальной почве, к отсутствию ранней ориентации на выполнение социальной роли в жизни (отца, матери).

Значение процесса половой социализации правомерно подчеркивает И.С. Кон. Он отмечает, что не только семья, но и общество сверстников оказывают существенное влияние на половую социализацию ребенка, являясь «исключительно важным агентом половой социализации».

Важность воспитания качеств мужественности и женственности, начиная с дошкольного возраста, подчеркивал Сухомлинский В.А., отмечая, что, уже в «малыше-первокласснике и дошкольнике мужского пола нужно воспитывать настоящего мужчину».

Гендерное воспитание можно определить, как воспитание девочек и мальчиков, осознающих свою принадлежность к одному из полов и формирование у детей знаний и навыков поведения того пола, к которому ребенок принадлежит: у девочек - феминного, у мальчиков - маскулинного. Проявление совокупности признаков того или иного пола может быть определено через понятия фемининности и маскулинности:

фемининность - это набор свойств и качеств, принадлежащих женскому полу,

маскулинность - это набор свойств и качеств, принадлежащих мужскому полу.

Психологи утверждают, что фемининность и маскулинность не просто независимые, а взаимодополняющие переменные, так что каждый индивид характеризуется тем или иным их сочетанием. Но очевидно то, что у мужчин и женщин при наличии такой совокупности преобладают лишь какие-то определенные признаки. Отсюда вытекает задача социальных педагогов развивать у девочек феминные, а у мальчиков маскулинные признаки. Мужчина характеризуется агрессивностью, независимостью, силой, активностью, рациональностью, инструментальностью, ориентировкой на индивидуальные достижения. Женщина же характеризуется как слабая, пассивная, зависимая мягкая, эмоциональная, ориентированная на других, экспрессивная.

Анализом половых различий занимаются ученые многих областей науки: биологи, физиологи, медики, психиатры, психологи. Несомненно, эта информация касается и социальных педагогов. Определены следующие группы половых различий:


  1. врожденные;

  2. биологически - обусловленные;

  3. складывающиеся в ходе социализации.

Данные половые различия могут проявляться на различных уровнях развития личности:

  1. биопсихическом,

  2. психологическом,

  3. социально-психологическом,

  4. социальном.

Сравнительно немногие гендерные различия локализованы только на одном уровне, причем, чем выше уровень, тем больше вероятность таких локальных одноуровневых гендерных различий, а чем он ниже, тем более вероятно его влияние на половые различия более высоких уровней.

Прежде всего гендерные знания необходимы на этапе становления и саморегуляции. Саморегуляция поведения предполагает наличие у индивида определенной информации о самом себе. Частью этой информации о себе является знание о том, что человек принадлежит к определенному полу, что есть представители другого пола, отличающиеся по ряду признаков. Значит, знания о половых различиях окажут большую помощь человеку в саморегуляции поведения. Представления о своем теле, его строении и причинах такого строения являются компонентом "системы Я" наряду с представлениями о своих психических свойствах, моральных качествах и т.д. Осознание каких либо своих способностей и особенностей меняет самооценку и уровень притязаний человека, что немаловажно для создания психологического и социального комфорта "системы Я" каждого человека. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что гендерное воспитание необходимо для развития личности человека, потому что "пол" - понятие не только биологическое, физиологическое и социальное. Знания о гендерных различиях будут являться условием гендерного воспитания и определять его содержание.



Глава 3. Методология гендерного воспитания

Общенаучный уровень методологии предполагает ориентацию в теоретических основах системно-структурного, комплексного и деятельностного подходов.



3.1. Системно-структурный подход к гендерному воспитанию может быть раскрыт с точки зрения трех основных позиций:

  1. гендерное воспитание рассматривается как компонент целостного социально - педагогического процесса, включающего помимо воспитания самовоспитание, обучение и самообучение, образование и самообразование в единстве своем обеспечивающего эффективность полового воспитания. Процесс поло-ролевой социализации не может быть ограничен решением задач гендерного воспитания в узком смысле слова. Он понимается как процесс передачи и усвоения всего общественно-исторического опыта, неизбежно отражающийся и на наличии знаний; умений и навыков поведения; и на понимание исторических аспектов возникновения и закрепления той или иной нормы; и на процессы, обеспечивающие самоактуализацию, самовыражение, самосознание, самореализацию.

  2. гендерное воспитание рассматривается как целостная социально-педагогическая система.

  3. личность, включающаяся в процесс поло-ролевой социализации, рассматривается как системное образование.

3.2. Комплексный подход к гендерному воспитанию выражается во взаимосвязи всех сторон воспитания детей. Гендерное воспитание связано с нравственным, физическим, эстетическим, умственным и трудовым. Эта связь нацелена на формирование у детей чувств, сознания и навыков поведения.

Например, в процессе трудового воспитания мы создаем представление детей о том, что труд людей разного пола имеет свою специфику, которая связана с физиологическими особенностями и историческим аспектом развития человека: труд мужчин традиционно предполагает более тяжелую физическую нагрузку, чем труд женщин.

Связь гендерного воспитания с физическим аналогична: на физкультурных занятиях необходим учет нагрузки для девочек и мальчиков, а также выбор упражнений, развивающих разные физические качества и формирующие определенное отношение к стилю поведения (фигура, походка, динамика движений).

Гендерное воспитание связано с эстетическим, например, в организации досуга, где учитываются предпочтения детей, в зависимости от половых различий. Эта связь проявляется в знакомстве детей с этикетом, нормами поведения, понятиями о красоте.

В процессе формирования системы знаний обнаруживается связь гендерного воспитания с умственным: учет особенностей мышления детей разного пола при усвоении детьми правил родного языка и иностранного языка.

Связь гендерного воспитания с нравственным обнаруживается в знакомстве детей с элементарными понятиями о морали, ролью в обществе людей разного пола, ориентации детей на предстоящую социальную функцию.



3.3. Деятельностный подход в гендерном воспитании. Сущность деятельностного подхода к проблеме половой дифференциации состоит в том, чтобы определить место и роль совместной деятельности в становлении психологического пола личности как в контексте онтогенетического развития индивида, так и в историко-культурном аспекте формирования и функционирования соответствующих норм и образцов поло-ролевого поведения. Если рассматривать деятельностный подход применительно к более широкому понятию «гендерное воспитание», то его суть будет выражаться в том, что личность развивается в деятельности, в то время, как сам ребенок является ее субъектом. Становление личности и его поло-ролевая социализация осуществляется в деятельности общения, как со взрослыми, так и со сверстниками. В процессе общения ребенок получает информацию в семье от других людей, его окружающих. Аналогично гендерное развитие ребенка осуществляется и в других видах деятельности (например, игровой, учебной, трудовой).

С позиции деятельностного подхода гендерное воспитание будет эффективно при соблюдении четырех условий:

1. Ребенок должен стать субъектом социально- педагогической деятельности, предполагающей систематическое и целенаправленное его взаимодействие с социальный педагогом.

2. Ребенок должен сам являться субъектом своей деятельности, включаться в нее в соответствии со своими потребностями. Актуализация этих потребностей является задачей воспитателя.

3. Деятельность воспитателя и ребенка должна осуществляться в ракурсе личностно-ориентированной модели социальной педагогики.

4. В методике гендерного воспитания должны быть задействованы все функциональные компоненты различных видов деятельности.

Вопрос о половом воспитании является одним из самых сложных и сомнительных для подавляющего большинства родителей. Споры о необходимости полового воспитания и о его правильной организации насчитывают уже не один век. Следовательно, социальному педагогу необходимо убедить родителей в возможности полового воспитания их детей и подростков.


    1. Модели полового воспитания подростков.

Пуританская модель. Половое воспитание, согласно этой модели, строится на полном отсутствии предоставляемой информации о вопросах пола со стороны родителей, педагогов, докторов и любых "взрослых" с точки зрения подростка людей. Выбирая такую схему полового воспитания своих детей, родители чаще всего руководствуются лишь собственными весьма ограниченными познаниями в половых вопросах, а также в педагогике.

Более жестким вариантом пуританской модели полового воспитания детей служит попытка со стороны родителей полностью оградить своих детей от обсуждения и любой информации, связанной с сексуальной жизнью людей. Детям в этом случае чаще всего внушается, что все подобные проявления в жизни людей являются "грязными", "постыдными", и их нужно избегать всеми силами. Родители стараются никогда не говорить с детьми обо всех половых вопросах, а если и говорят, то только в негативной форме.


Благодаря такому влиянию родителей, у ребенка формируется парадоксальное отношение ко всем вопросам пола. С одной стороны, любопытство и интерес лишь усиливаются на фоне минимума информации, полученной из случайных источников. С другой стороны, любовь и уважение к родителям делают свое, и ребенок начинает стесняться и стыдиться всех проявлений сексуальности. Нередко развивается стойкий страх перед прикосновением к собственным половым органам.

С возрастом у человека, получившего такое воспитание, негативное отношение к половым вопросам притупляется, однако не исчезает полностью. Этот факт в совокупности с явно недостаточной информированностью часто приводит к значительным сексуальным и психологическим проблемам в жизни. Юноши и девушки, прошедшие такую родительскую «подготовку», чаще склонны к депрессивным состояниям, комплексам неполноценности и неуверенности в себе.


Теоретическая модель. При этой модели и родители, и преподаватели ограничиваются лишь предоставлением теоретических знаний о половой жизни людей, чаще общего характера. Родители могут с загадочным взглядом дать своему ребенку книжку или статью с описаниями развития вторичных половых признаков, менструального цикла, поллюций и т.д. Нередко стыдливость родителей при разговоре на подобные темы передается детям, и те сами начинают избегать редких попыток родителей поговорить о сексуальности.
Следует заметить, что эта модель наиболее распространена в России. Недостатком этой модели является крайняя обособленность получаемых знаний от практической жизни. И подростку приходится самому устанавливать связь между приобретенными знаниями и своей жизнью. И, что самое важное, самому определять ценность и эмоциональную окраску того или иного вопроса. Недостаток информации пополняется из разговоров старших товарищей, журналов и фильмов соответствующего содержания и т.д., а также постигается нелегким путем проб и ошибок. В такой ситуации предсказать поведение подростка в той или иной ситуации практически невозможно.

Модель семейная. Ряд родителей и представителей религиозных движений придерживаются мнения, что половое воспитание подростков - дело сугубо семейное, и в него не должны вмешиваться ни педагоги, ни общественные деятели. Нельзя не признать, что эта позиция имеет право на существование и не лишена логики - внутри каждой семьи детям прививается именно та позиция, которой придерживаются родители, и традиционный конфликт отцов и детей сводится к минимуму. Однако при чрезмерно радикальных взглядах родителей на вопросы сексуальности информация, полученная детьми, может резко отличаться от того, что они видят по телевизору, читают в книгах и журналах, слышат в разговорах более опытных товарищей. В результате может развиться недоверие к родителям и отрицание всего преподнесенного ими. Кроме того, следует учитывать, что не все родители подготовлены соответствующим образом, чтобы взять всю тяжесть полового воспитания детей на себя.

Модель комплексная. Эта модель в настоящее время недостаточно активно применяется в России, хотя наиболее популярна на Западе. Она предполагает тесное взаимодействие в вопросах полового воспитания подростков между семьей и преподавателями в школе. При этом школа берет на себя большую часть информационной нагрузки в вопросах полового воспитания - физиология, психология межполовых отношений, контрацепция, СПИД и другие венерические заболевания и т.д., а за семьей остается эмоциональная и моральная оценка этой информации. Но четко провести границу между тем, что должна дать ребенку школа, и тем, о чем должны поговорить родители, невозможно, поэтому тут существует много вариантов.

Эта модель представляется наиболее перспективной, поскольку при ней подростки получают наиболее полную и объективную информацию, а также видят позиции по различным вопросам разных людей, и имеют возможность сравнивать их и вырабатывать собственную точку зрения. Однако эта модель требует очень серьезной специальной теоретической подготовки как родителей, так учителей, что не всегда возможно. Кроме того, следует учитывать возможность резких разногласий по вопросам полового воспитания между родителями и педагогами, для решения которых требуется их постоянное взаимодействие.


Глава 4. СЛОВАРЬ
Аборт – несостоявшееся рождение; искусственно вызванное прерывание беременности, ведущее к уничтожению плода. Несмотря на то, что в некоторых обществах аборт официально запрещен, в большинстве современных он признан законным способом прерывания нежелательной беременности, и в некоторых странах зарегистрированные аборты по масштабам приближаются к рождаемости. В последние годы в центре споров об абортах находились права матерей и нерожденных детей.

Андроцентризм – склонность пренебрегать перспективой или вкладом женщин, например, мужской уклон в культурных идеях и их воплощение в учреждениях.

Брак – социально одобряемые сексуальные отношения между двумя индивидами. Почти всегда брак заключается между людьми противоположного пола, но в некоторых культурах весьма терпимы и к гомосексуальному браку. Обычно брак является основой для репродуктивной семьи, т.е. ожидается, что супружеская пара рождает и воспитывает детей. Во многих обществах разрешен полигамный брак, в котором у индивида может быть сразу несколько супругов.

Гендер – социальные ожидания относительно поведения, рассматривающегося как соответствующее для мужчин и женщин. Гендер означает не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности. В последнее время изучение гендерных отношений стало одним из наиболее важных направлений в социологии, хотя ранее этому вопросу долгое время не уделялось должного внимания.

Гендерная дифференциация - процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации. В наиболее известных культурах анатомический пол служит основой гендера.

Гендерная идентичность – осознание себя связанным с культурными определениями мужественности и женственности.

Гендерная идеология – система идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание, в том числе с точки зрения «естественных» различий и сверхъестественных убеждений.

Гендерная роль – социальные ожидания, вытекающих из понятий, окружающих гендер, а также поведение в виде речи, манер, платья, и жестов. Мужские и женские роли являются, как считают, взаимоисключающими, и в некоторых обществах ролевые поведения могут быть поляризованы: пассивность -–женская роль, а активность – мужская. Предписания относительно поведения, связанного с гендерными ролями, особенно очевидны в половом разделении труда на мужской и женский.

Гендерная стратификация - процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации, а воспринятые различия между гендерами – систематически оцениваемыми и оцененными. Подобная стратификация нередко искажалась, и ее часто подчиняли социально-классовой или этнической стратификации. Но ее значение, особенно в качестве системы, отражающей, что люди женского пола оцениваются и вознаграждаются ниже мужского, выделялось социологами, испытывающими влияние феминизма.

Гендерные стереотипы – один из видов социальных стереотипов, основанный на принятых в обществе представлениях о маскулинном и феминном.

Гетеросексуальность – сексуальная ориентация поведения и чувств индивида на лица противоположного пола.

Гомосексуальность – сексуальная ориентация поведения и чувств индивида на лица того же пола.

Гражданские права – права, предоставляемые гражданину на основании одного лишь гражданства и охраняемые законом. Поэтому они могут отличаться от прав человека, которые могут защищаться или не защищаться законом и которые принадлежат всем людям независимо от того, находятся ли они под его сенью.

Движение за освобождение женщин (Women's Liberation Movement) – многогранное возрождение западного феминизма с 1960-х годов. Опыт женщин-активисток Движения за гражданские права в США побудил их сосредоточится на необходимости бороться против подчинения женщин. В отличие от прежних женских движений, движение за освобождение женщин подчеркнуло, что «личное есть политическое», и видело в «росте сознания» основу теории и практики. Акцент поэтому делался на конкретной персональной политике, которая позволит женщинам проанализировать природу их угнетения и бороться за его преодоление.

Дискриминация – действия, закрывающие членам определенной группы доступ к ресурсам или источникам дохода, доступным для остальных. Дискриминацию следует отличать от предрассудка (предубеждения), хотя обычно эти два явления тесно связаны.

Дискриминация по половому признаку – практика, посредством которой одному полу отдается предпочтение по сравнению с другим. В большинстве обществ это рассматривается как дискриминация, благоприятствующая мужчинам в ущерб женщинам.

Домашний труд – многочисленные, часто рутинные задачи, включая работу по дому и присмотр за детьми, служащие поддержанию домашнего хозяйства. В большинстве современных обществ такой труд не оплачивается, приватизирован и основан на гендерных ролях. Женщины отвечают, прежде всего, за выполнение этой роли обслуживания, а также за удовлетворение физических и эмоциональных потребностей семьи.

Женские исследования – мультидисциплинарный подход к анализу и пониманию положения, а также опыта женщин в патриархальных обществах как в прошлом, так и настоящем. Возникли в 1960-х годах в Европе и США. Путем сосредоточения на конкретных проблемах изучается искаженное положение женщин, обнаруживаемое в традиционных дисциплинах. Их цель состоит в том, чтобы сделать видимой женскую роль в обществе и культуре, где существует явное смещение в сторону мужчин, подкрепляемое традиционным знанием, а также оспаривать все основные формы дискриминации и подвергать сомнению жесткие границы, отделяющие один академический предмет от другого.

Женский вопрос вопрос о путях достижения фактического равенства мужчин и женщин в обществе, о путях создания таких условий, когда выполнение одной из функций не становилось бы непреодолимым препятствием на пути реализации остальных.

Женственность – характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе.

Избиение жены – разговорный термин, ныне также используемый в социологии по отношению к физическому оскорблению женщин их мужьями или партнерами. Феминистские теоретики объясняют это не только большей физической силой у большинства мужчин, но и культурным климатом, поддерживающим «мужское господство».

Избирательное право – право голосовать на выборах.

Изнасилование – угроза или применение силы с целью заставить индивида вступить в сексуальные отношения с другим.

Интимность – сексуальные и личные отношения, характеризуемые близостью и открытостью. По Гидденсу, интимность предполагает прежде всего эмоциональную связь с собой и другими в контексте равенства, причем «доверие должно побеждать и активно поддерживаться».

Комплекс Электры – см. Эдипов комплекс.

Лесбиянство – 1. Сексуальная классификация, относящаяся к женскому гомосексуализму. 2 (феминистское понимание) Гомоэротическое желание между женщинами или, в более широком смысле, женский опыт, предполагающий социальную, эмоциональную и эротическую привязанность женщины. В этом значении термин рассматривается прежде всего как политическая категория, снижающая важность проблемы генитальной сексуальности и поднимающая идентифицированный женский опыт.

Матриархат – социальная организация, основанная на женской власти. Буквальное значение относится к правлению матери как главы семьи, и может поэтому быть противопоставлено термину патриархат, означающему правление отца.

Матрилокальная семья – семейная система, при которой предполагается проживание мужа рядом с родителями жены.

Моногамия – форма брачного союза, при котором каждому брачному партнеру разрешается иметь только одну супругу или супруга одновременно.

Мужественность – характерные формы поведения, ожидаемые от мужчин в рамках данной культуры.

Насилие – причинение физического ущерба телу или собственности человека с помощью силы или оружия. Способность применить физическую силу часто является определяющим фактором в таких социальных действиях, как отношения между мужьями и женами или родителями и детьми.

Нуклеарная семья – семья, состоящая из отца, матери (или одного из них), а также несовершеннолетних детей.

Открытая родовая семья – форма семьи, присущая традиционной Европе, при которой семейные отношения тесно переплетаются в пределах местной общины.

Патернализм – система, посредством которой правительство (организация) обращается с подданными (служащими), создавая авторитарную модель семейных отношений, то есть отношений властного, но доброжелательного отца со своим ребенком.

Патриахат – 1. Форма социальной организации, в которой мужчина выступает главой семьи/семейного хозяйства, держа под своей властью женщин и детей; 2. Система, посредством которой мужчины добиваются и поддерживают социальное, культурное и экономическое господство над женщинами и более молодыми мужчинами. Термин может относиться к модели организации в семье, семейном хозяйстве и т.д. или в рамках всего общества.

Патрилокальная семья – местожительство женатой пары с семьей мужа.

Пол – биологические и анатомические особенности, отличающие женщин от мужчин.

Полиандрия – форма множественного брака, при которой женщины имеют более одного мужа.

Полигамия – множественный брак, предполагающий более одного партнера противоположного пола.

Полигиния – форма множественного брака, при которой мужчина имеет более одной жены.

Порнография – эротические, иногда явно откровенные либо грубые сексуальные изображения, вызывающие социальное порицание на том основании, что они оскорбляют, принижают либо эксплуатируют женщин или молодежь.

Проституция – продажа сексуальных услуг.

Работа по дому – неоплачиваемый труд, направленный на поддержание домашнего очага и домочадцев, - стряпня, уборка, стирка и глажка. В большинстве современных обществ эта работа приватизирована и феминизирована. Работа по дому, скорее всего, связана с физическими задачами, нежели с эмоциональными. Женщины, рассматриваемые как «естественные» источники заботы, обычно выполняют обе задачи.

Равенство – состояние пребывания равным в определенном отношении.

Равенство возможностей – идея, согласно которой все люди, независимо от класса, возраста, расы или пола, должны иметь равные права в путях достижения желанного положения в обществе.

Развод и разлучение супругов – допустимый или социально санкционируемый распад брака – развод, в отличие от разлучения – прерванности временной либо постоянной брачной связи и способной привести или не привести к разводу.

Разделение труда по половому признаку – форма разделения труда согласно представлениям о «мужской работе» и «женской работе» на основании гендерных различий, которые, создаются социально.

Расширенная семья – семейная группа, состоящая из более чем двух поколений родственников, ведущих совместное хозяйство и проживающих вместе.

Репродуктивные технологии – различные технологии, применяемые к беременности и деторождению. Они распадаются на три основные категории: технологию управления, которая включает медицинское руководство в периоды предбеременности, беременности и рождения; контрацептивную технологию – презервативы, гормональные супрессанты, внутриутробные устройства и стерилизация; концептивную технологию, состоящую из искусственного оплодотворения, суррогации, повышающих фертильность препаратов, донорства, хранения эмбрионов, а также оплодотворения в пробирках.

Родство – отношения, связывающие индивидов узами кровного родства, либо брака, либо отношениями усыновления (удочерения). Хотя по определению родственные отношения связаны с браком и семьей, но на деле они гораздо шире и не ограничиваются только семьей и браком. В большинстве современных обществ некоторые социальные обязательства, относящиеся к родственным отношениям, выходят непосредственно за рамки института семьи, а во многих других обществах родство имеет огромное значение для большинства аспектов социальной жизни.

СПИД – заболевание, связанное с ослаблением иммунной системы человека.

Сексизм – установки или убеждения, в соответствии с которыми представителями одного или другого пола ложно приписываются или отрицаются определенные качества, что приводит к усилению полового неравенства.

Сексуальная активность – активность, направленная на получение сексуального удовлетворения.

Сексуальное преследование – положение, когда один индивид предпринимает нежелательные для другого сексуальные посягательства, несмотря на сопротивление со стороны последнего.

Сексуальность – сексуальные характеристики и сексуальное поведение человеческих существ.

Семья – группа индивидов, связанных узами кровного родства, браком или отношение усыновления (удочерения). Эти люди ведут общее хозяйство, а взрослые несут ответственность за воспитание детей. Во всех обществах существует институт семьи, хотя природа семейных отношений в каждом из них сильно отличается.

Сожительство – сексуальные отношения двух людей без заключения брака.

Социальные права – права на социальное обеспечение, гарантированные государством всем своим гражданам, например, право на получение пособия по безработице, бедности и т.д.

Суфражистки – участницы первых женских движений, боровшиеся за равенство избирательных прав мужчин и женщин.

Табу на кровосмешение – запрет сексуальных отношений между некоторыми категориями родственников, обычно близких по крови, чаще всего между детьми и родителями, братьями и сестрами, иногда между кузенами.

Трансвестизм – практика переодевания в одежду противоположного пола и мировоззрение, поддерживающее эту практику.

Трансвестит – человек, который утверждается социально, культурно и политически и/или получает сексуальное наслаждение от присвоения платья и манер поведения противоположного гендера.

Транссексуал – человек, испытывающий глубокое и постоянное смещение между своим физиологическим полом и приписанным Гендером. Иногда возникает желание изменить физиологический пол с тем, чтобы он совпал с направлением субъективных ощущений гендерной идентичности.

Феминизация (занятости)- исторический процесс, в ходе которого некоторые виды занятости женщин (например, школьное обучение, уход), стали рассматриваться как женская работа, вызвав снижение в доходе и статусе.

Феминизм – 1. Целостная теория, связанная с характером глобального угнетения женщин и их подчинения мужчинам; 2. Социополитическая теория и практика, стремящаяся к освобождению всех женщин от мужского превосходства и эксплуатации; 3. Социальное движение, заключающее в себе стратегическую конфронтацию с гендерно-классовой системой; 4. Любая идеология, состоящая в диалектическом противоречии со всеми женоненавистническими идеологиями и действиями.

Феминистская теория – теория, которая в связи с политическими и социальными изменениями 1960 – 1970-х годов бросила вызов традиционным концепциям женственности и пола.

Фертильность – среднее количество рожденных живыми детей для женщин детородного возраста. Фертильность отличается от биологической плодовитости. Последняя относится к потенциальному количеству рождений, к которым способна женщина данной популяции. Фертильность никогда не совпадает с биологической плодовитостью.

Частная и публичная сферы – дихотомная модель социальных отношений, разделяющая внутреннюю сферу семьи и сферу труда (наемного труда), а также политической деятельности. Эта модель проявляется как на обыденном уровне во фразах типа «место женщины – в доме», так и в рамках социальных наук.

Эгалитарная теория решения женского вопроса – теория, в основу которой положены принципы фактического равноправия полов в экономической, социальной, политической, семейной сферах, равенства социальных возможностей для самореализации личности.

Эдипов комплекс – подсознательное желание маленьких мальчиков убить отца и жениться на матери (из греческой легенды о царе Эдипе). Он считается неотъемлемой частью фаллической стадии в психодинамической теории развития Фрейда. У мальчика в возрасте от трех до пяти лет развивается сексуальная ревность к отцу. Поскольку его желания не могут реализоваться в действительности, он решает ситуацию посредством другого человека, идентифицируя себя со своим отцом. Эта идентификация предполагает интериоризацию воспринятых нравственных стандартов отца, формируя таким образом Суперэго. Лицевой стороной Эдипова комплекса для маленькой девочки является комплекс Электры, то есть подсознательное желание убить мать и выйти замуж за отца, хотя термин Эдипов комплекс используется, как правило, для обоих полов.

Экзогамия – запрет браков в пределах одной родственной группы. Группа может определяться происхождением, кастой, классом, этнической принадлежностью или другой социальной классификацией. Противоположность экзогамии – эндогамия.

Эмансипация – освобождение женщины от какой-либо дискриминации, опеки, угнетения, уравнение в правах с мужчиной.

Эндогамия – правило, предписывающее брак внутри данной социальной группы.

Эрос – инстинкт жизни у личности в теории Фрейда. Эрос включает все инстинкты, ведущие к выживанию, а потому не служит синонимом сексуального стимула, хотя он и очень важен.

Эротизм – сексуальное возбуждение или желание и их изменяющиеся сексуальные конструкции.

Я – умственное построение человека человеком, но неизбежно сформированное из социального опыта.
Глава 5. Методические рекомендации по реализации гендерного подхода в обучении и воспитании.

Развитие личности происходит в действии, поэтому рекомендуется широко использовать в работе активные формы обучения: дискуссии, практические работы, ролевые игры.



    1. Методики реализации гендерного подхода в работе с учащимися.

Гендерные исследования - перспективная область знаний, востребованная молодежью. (Примерные тематики гендерных исследований старшеклассников: “Гендерный стереотип: дочки-матери”, “Современная старше­классница и ее интересы”, “Девушка и общество” и др.).
Вариант детского социологического исследования:

«Гендерный стереотип или дочки – матери»

На протяжении многих веков женщине отводилась второстепенная роль, причем чаще это было правилом, нежели исключением. Она всегда зависела от мнения общества, условностей, которые мало изменялись с течением времени. Женщина всегда считалась «слабым полом». Ее уделом был дом, дети. Двадцатый век внес свои коррективы в положение женщины в обществе. Равные права с мужчиной все больше становятся реальностью. Женщины-ученые, инженеры, члены правительства, даже женщина-президент. Еще наши бабушки не могли о таком и мечтать. Водить машину было для них чем-то фантастическим. А теперь мы знаем о женщинах-летчиках, капитанах, космонавтах. Все чаще для них главной является работа, карьера, а не дом и дети. Возможно, в этом есть свои отрицательные стороны (женщина не должна отказываться от материнства, домашнего очага), но это веление времени, и надо с этим считаться. Чтобы выяснить мнение девочек и их матерей о вопросе положения женщины в современном обществе и проведено данное исследование.



ВОПРОСЫ:

1.Вы видите девушку за рулем. Как вы к этому относитесь?

2.Вы слышите высказывание: “Место женщины на кухне”. Ваше отношение.

3.Как Вы относитесь к празднику “8 Марта”?

4.Как бы Вы отнеслись к тому, если бы мужчины стали рожать?

5.Как Вы относитесь к женщине в армии?


РЕЗУЛЬТАТЫ:

1.

Варианты


Сама мечтаю сесть за руль.

Это не женское дело.

Не придаю значения.




Девушки

Мамы

Девушки

Мамы

Девушки

Мамы

Количество

16

6

0

4

4

10

%

80

30

0

20

20

50

Каталог: files -> articles
articles -> Печатается по решению кафедры
articles -> Переоценка ценностей
articles -> 1. Реализация метода проектов История метода проектов
articles -> Соционика, ментология и психология личности” №3/2007 с. 67-77 2007 Шлаина В. М. Зачем ладонь с повинной ты на сердце кладешь?
articles -> Использование педагогических технологий развивающего обучения на уроках математики Что такое технология?
articles -> Современная образовательная среда как условие обеспечения качественного образования
articles -> Психоинформационные
articles -> Особенности звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста
articles -> Факторы стресса в социальных контактах
articles -> Воспитание в Ленинградской области


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница