Методические рекомендации по разработке вопросов конкурсных заданий



страница1/3
Дата22.04.2016
Размер0.59 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке вопросов конкурсных заданий

Международной олимпиады курсантов образовательных организаций высшего образования по военно-профессиональной подготовке 2015 г.
В соответствии с Регламентом Международной олимпиады курсантов образовательных организаций высшего образования по военно-профессиональной подготовке (далее – Олимпиада) все военные образовательные организации высшего образования, подавшие заявки на участие в Олимпиаде, разрабатывают проекты конкурсных заданий по следующим конкурсам:

1. «Воспитатель» (вопросы по основам воинского обучения и организации воспитательной работы с военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации).

2. «Красный крест» (вопросы по нормам международного гуманитарного права, ответственности в международном гуманитарном праве, правовым основам и особенностям статуса участников вооруженных конфликтов, методам и способам ведения боевых действий, целям, задачам и деятельности международного комитета красного креста, Женевским и Гаагским конвенциям).

3. «Слава Отечества» (вопросы по истории российского государства, истории войн, подвигам Русской и Советской армий, дням воинской славы Российской Федерации).

4. «Живи по уставу, завоюешь честь и славу» (вопросы по положениям и требованиям общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, обязанностям дежурного и дневального по роте).

5. «От выживания к развитию, от успеха к победе» (вопросы по основам выживаемости и медицинскому обеспечению).

6. «Стрелок» (вопросы по огневой подготовке, основам и правилам стрельбы из автомата и пистолета, тактико-техническим характеристикам и приведению автомата и пистолета к нормальному бою).

7. «Химзащита» (вопросы по характеристикам ядерного, химического, биологического оружия, мероприятиям РХБ защиты, средствам индивидуальной и коллективной защиты, техническим средствам радиационной и химической разведки, специальной обработки, порядку выполнения специальной обработки и РХБ разведки).

8. «Тяжело в учении, легко в бою» (вопросы по тактической подготовке).

9. «Военно-спортивное ориентирование» (вопросы по военной топографии).

По каждому из вышеперечисленных конкурсов вузы разрабатывают и представляю в РВВДКУ тест, содержащий 10 вопросов. Всего – 8 тестов по 10 вопросов в каждом тесте. Примеры вопросов прилагаются.

Для разработки вопросов целесообразно использовать действующие руководящие документы (уставы, руководства, наставления, ...). Правильный вариант ответа на каждый вопрос теста должен быть отмечен знаком «+» и содержать краткое указание на соответствующий источник информации.

Завершает каждое тестовое задание список использованной литературы с полным библиографическим описанием.

Вопросы (тестовые задания) вузы-участники Олимпиады до 1 февраля 2015 г. представляют в РВВДКУ:

печатный вариант заданий, утвержденный заместителем начальника вуза по учебной и научной работе, – почтой по адресу: 390031, г. Рязань, пл. Маргелова, д. 1;

электронные варианты (в форматах *.pdf (копия утвержденного варианта вопросов заместителем начальника вуза по учебной и научной работе) и *.doc или *.docx) – электронной почтой: rvvdku @ mil.ru с пометкой «Олимпиада».


ПРИМЕРЫ КОНКУРСНЫХ ЗАДАНИЙ ОЛИМПИАДЫ

1. Конкурс «Воспитатель»

Тест № 1.

1. Укажите возраст граждан, не проходивших военную службу, которые имеют право поступать в военные образовательные организации высшего образования.



  1. от 16 до 22 лет;

  2. от 17 до 23 лет;

  3. от 18 до 24 лет;

  4. от 16 до 24 лет.

2. Что является предметом военной педагогики?

  1. подготовка военных специалистов, их воспитание и обучение;

  2. основы общественно-государственной и боевой подготовки;

  3. принципы и методы обучения и воспитания;

  4. подготовка военных специалистов, их воспитание и обучение, основы общественно-государственной и боевой подготовки, принципы и методы обучения и воспитания.

3. Кровати в спальных помещениях следует располагать не ближе...

  1. 50 см. от наружных стен;

  2. 60 см. от наружных стен;

  3. 80 см. от наружных стен;

  4. 70 см. от наружных стен.

4. Какая форма не относится к группе общих форм обучения личного состава?

  1. военно-профессиональные ситуации;

  2. учения;

  3. военные игры;

  4. школы передового опыта.

5. К какой группе относится взвод?

  1. естественная;

  2. неформальная;

  3. ранговая;

  4. формальная.

6. Движущими силами процесса обучения военнослужащих являются...

  1. законы и закономерности развития;

  2. принципы и методы обучения;

  3. присущие обучению противоречия;

  4. деятельность офицера по обучению подчиненных.

7. Важнейшей формой государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового и эстетического воспитания, обучения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации является...

  1. общее собрание воинского коллектива;

  2. общественно-государственная подготовка;

  3. культурно-массовая работа;

  4. военные учения.

8. Процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств, называется...

  1. осознанием;

  2. представлением;

  3. ощущением;

  4. восприятием.

9. Непосредственным организатором внутренней службы в расположении роты является...

  1. дежурный по роте;

командир роты;

один из командиров взводов;

старшина роты.

10. Количество смен дневальных в ротах определяется...

командиром роты;

командиром полка;

старшиной роты;

командиром батальона.



Тест № 2.

1. Субъектами педагогической деятельности являются...



  1. образование, воспитание, развитие;

  2. окружающая среда, группа, педагоги;

  3. окружающая среда, общество, педагоги;

  4. общество, группа, педагоги.

2. Единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности – это...

    1. ощущение;

    2. обучение;

    3. познавательная деятельность;

    4. психологические процессы.

3. Что выступает исходным началом в процессе воспитания?

  1. принципы, формы и методы воспитания;

  2. цель воспитания и закономерности;

  3. цель воспитания;

  4. средства и приемы воспитания.

4. Плановое информирование солдат (матросов), сержантов (старшин), проходящих военную службу по контракту проводится...

  1. 2 раза в месяц по 30 минут;

  2. 1 раз в неделю по 30 минут;

  3. 2 раза в неделю по 30 минут;

  4. по мере необходимости.

5. Что не относится к психическим свойствам личности?

  1. темперамент;

  2. страх;

  3. способности;

  4. характер.

6. Функциями военно-педагогической деятельности являются...

  1. управление, психологическая подготовка, обучение;

  2. активизация, прогнозирование, проектирование;

  3. познание, коммуникация, исследование;

  4. обучение, коммуникация, прогнозирование;

7. Общая уборка всех помещений производится...

  1. один раз в месяц;

  2. один раз в неделю;

  3. один раз в две недели;

  4. по решению командира.

8. Что не относится к субъективным методам психологического исследования?

  1. наблюдение;

  2. эксперимент;

  3. анкетирование;

  4. тестирование.

9. Обобщенная характеристика боеспособности человеческого компонента вооруженных сил, включающая в себя совокупность элементов массового (коллективного) сознания военнослужащих, – это...

  1. морально-психологическое состояние;

  2. агрессивное состояние;

  3. возбужденное состояние воинского подразделения;

  4. аффективное состояние.

10. Высшей формой подготовки личного состава к ведению современного боя являются...

  1. тактическая подготовка;

  2. боевая подготовка;

  3. огневая подготовка;

  4. тактические учения.

2. Конкурс «Красный крест»

Тест № 1.

1. Что с позиции международного гуманитарного права понимается под агрессией?

а) проводимая антинародная политика, выражающаяся в переселении коренных народов для постоянного проживания на другие территории этого же государства;

б) применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности другого государства;

в) совокупность общественно опасных в международном масштабе деяний, нарушающих нормальную дипломатическую деятельность государств;

г) учения, маневры, иные военные операции федеральных сил на территории одного или нескольких субъектов Федерации;

2. Аннексия – это ...

а) насильственное присоединение государством территории какой-либо нации, народности;

б) категорическое требование правительства одного государства, предъявляемое правительству другого государства, под угрозой принятия в случае невыполнения определенных мер;

в) передача населения территории, переходящей от одного государства к другому государству;

г) денежные суммы, выплачиваемые побежденным государством победителю после окончания войны.

3. Под беженцами понимаются лица – ...

а) насильно вывезенные в ходе войны с оккупированных территорий для использования на различного рода работах;

б) с двойным или множественным гражданством;

в) покинувшие свою страну в результате преследований, военных действий и иных чрезвычайных обстоятельств;

г) военнослужащие, самовольно оставившие военную службу в военное время.

4. Безъядерная зона – это ...

а) часть земной коры, не связанная с ядром Земли;

б) географическое пространство, в котором, как правило, на основе международной договоренности не производится, не размещается и не испытывается ядерное оружие;

в) территория, на которой размещены склады ядерного оружия, для ограничения распространения ядерного оружия и уменьшения возможностей возникновения ядерного конфликта;

г) пространство с повышенным уровнем радиационного фона, куда ограничен въезд и где проводятся мероприятия по дезактивации объектов.

5. Военное положение – это ...

а) особое правовое положение (статус) органов военного управления в связи с переходом на всей либо части территории государства всей полноты власти военному командованию;

б) состояние войны между государствами, определяемое Советом Безопасности ООН либо региональными международными организациями;

в) помещение иностранных граждан в определенные поселения и ограничение их прав и свобод в связи с дискриминационными действиями, предпринятыми против граждан государства;

г) особый правовой режим, вводимый в государстве в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии с целью создания условий для отражения или предотвращения агрессии.

6. Под военнопленным понимается ...

а) гражданское лицо, задержанное во время комендантского часа, не имеющее соответствующих документов;

б) любой комбатант, попавший во власть противной стороны;

в) лицо, призванное на военную службу по мобилизации;

г) военнослужащий, предпринявший попытку уклонения от военной службы в военное время или в боевой обстановке.

7. Военный разведчик – это ...

а) лицо, собирающее сведения в районе действия противника и выполняющее поставленную перед ним задачу в форме своей армии, т.е. не скрывающее своей принадлежности к вооруженным силам воюющего государства;

б) гражданин РФ, совершивший выдачу государственной тайны либо оказавший помощь иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ;

в) лицо, собирающее сведения в районе действия противника и выполняющее поставленную перед ним задачу в форме противника, т.е. скрывающее свою принадлежность к вооруженным силам воюющего государства;

г) сотрудник дипломатического представительства, аккредитованный при министре обороны иностранного государства.

8. Война – это ...

а) военные действия между государствами, а также между государствами и национально-освободительными движениями, сопровождающиеся полным разрывом всех мирных отношений между ними;

б) военные действия между государствами, а также между государствами и национально-освободительными движениями, не сопровождающиеся полным разрывом всех мирных отношений между ними;

в) вооруженный конфликт, происходящий на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют определенный контроль над частью территории государства;

г) решение Совета Безопасности ООН о применении вооруженных сил ООН в связи с массовыми и грубыми нарушениями прав человека в каком-либо государстве.

9. Геноцид – это ...

а) политика, направленная на разделение населения по расовым признакам;

б) действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу;

в) одно из проявлений политики государства в международных отношениях, выражающееся в стремлении к господству над другими странами и народами;

г) ущемление прав человека по национальному признаку.

10. Под демилитаризованной зоной понимается ...

а) театр военных действий, на котором временно не ведутся боевые действия между вооруженными силами противоборствующих государств;

б) объявленная внутригосударственным актом часть разминированной после вооруженного конфликта территории государства, пригодной для проживания населения;

в) способ ведения боевых действий, в соответствии с которым осуществляется отвод войск в глубь территории государства и врагу передается часть государственной территории;

г) часть территории государства, на которой по международному договору или внутригосударственному акту ликвидированы военные сооружения и другие объекты, запрещено содержание вооруженных сил.

Тест № 2.

1. Депортация – это ...

а) возвращение лиц, оказавшихся в силу различных причин на территории другого государства, в страну гражданства;

б) принудительная высылка лица, народности, нации с исторической родины в другое государство;

в) вывоз государством своих граждан с территории другого государства, где идет вооруженный конфликт;

г) перемещение культурных ценностей на территорию другого государства в период вооруженного конфликта.

2. Интернирование – это ...

а) помещение захваченных военнослужащих противоборствующего государства на линии огня для защиты собственных войск;

б) правомерное принудительное выдворение иностранных граждан в особые места поселения воюющей или нейтральной стороной в связи с вооруженным конфликтом;

в) объявление дипломата, оказавшегося в районе боевых действий, персоной нон грата;

г) противоправное помещение бежавших военнопленных, больных или раненых воинов, принадлежащих к воюющим армиям, в местах, далеких от театра военных действий.

3. Комбатанты – это ...

а) лица, не имеющие гражданства какого-либо государства;

б) лица, входящие в состав вооруженных сил, функции которых сводятся к обслуживанию и обеспечению боевой деятельности вооруженных сил;

в) лица, входящие в состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте;

г) лица из состава вооруженных сил одной воюющей стороны, захваченные во время военного конфликта другой стороной.

4. Лазутчик (военный шпион) – это ...

а) лицо, собирающее сведения в районе действия противника и выполняющее поставленную перед ним задачу в форме своей армии, т.е. не скрывающее своей принадлежности к вооруженным силам воюющего государства;

б) гражданин РФ, совершивший выдачу государственной тайны либо оказавший помощь иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ;

в) лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действия одной из воюющих сторон с намерением сообщить таковые противной стороне;

г) сотрудник дипломатического представительства, аккредитованный при министре обороны иностранного государства.

5. Мародерство – это ...

а) глумление над убитыми (либо ранеными) с целью устрашения противника;

б) тайное или открытое похищение военнослужащим на поле сражения вещей, находящихся при убитых или раненых (в том числе гражданских лиц);

в) изъятие продуктов питания у местного населения для нужд вооруженных сил;

г) осквернение мест захоронений иностранных граждан.

6. К методам вооруженной борьбы относятся ...

а) репарации и реституции;

б) вероломство и военные хитрости;

в) мобилизация и установление специальных повинностей;

г) организованная деятельность вооруженных сил.

7. Мирный договор – это ...

а) любой международный договор невоенного характера;

б) соглашение двух или более государств по борьбе с правонарушениями в международных отношениях;

в) вид международного договора, которым юридически закрепляется прекращение состояния войны, регулируются территориальные, политические, военные, экономические и другие вопросы, восстанавливаются мирные отношения между воюющими государствами;

г) соглашение между иностранными физическими и юридическими лицами о мирном разрешении спора и добровольном выполнении договорных обязательств.

8. Наемничество – это ...

а) привлечение и использование иностранной рабочей силы;

б) приглашение на работу в дипломатическое представительство персонала из числа местного населения;

в) вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях;

г) выбор гражданства в ситуациях территориальных изменений.

9. Нейтрализация – это ...

а) освобождение определенной территории на основании международного договора от ядерного оружия;

б) режим, запрещающий военные действия на определенной территории, использование ее в качестве базы для ведения войны;

в) ликвидация военных укреплений и сооружений на определенной территории;

г) правовое положение государства, при котором оно не участвует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим.

10. Нейтралитет в военное время – это ...

а) правовое положение государства, при котором оно не участвует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим;

б) предоставление права воюющим сторонам превращать территорию любого государства в театр военных действий, проводить через нее свои войска, действовать против такого государства вооруженными силами;

в) ликвидация военных укреплений и сооружений на определенной территории;

г) одностороннее заявление государства о соблюдении принципов и норм международного права в случае констатации Советом Безопасности ООН ситуаций нарушения мира.

Задача № 1.

Во время операции по вытеснению противника с оккупированной территории командир части просит главного врача больницы небольшого городка принять раненого военнослужащего из этой части, которому предписан полный покой. Главный врач отвечает, что больница уже заполнена солдатами противника, и им также предписан полный покой. Командир отвечает: «Я беру в плен этих раненых врагов. И приказываю вам переместить их и освободить место для наших солдат». Главный врач отказывается перемещать тяжело раненных людей, несмотря на их принадлежность к стороне противника. Солдаты, сопровождающие офицера, возмущены этим ответом и угрожают применить оружие. Для того чтобы его позиция не вызывала никаких сомнений, главный врач становится в дверях, чтобы преградить доступ в больницу. Вы являетесь юридическим советником командира части.



Вопросы:

Согласитесь ли вы на применение силы?

Правильно ли поступил главный врач?

Оцените действия командира.



Задача № 2.

В признанной государством гражданской больнице работают врачи, занятые полный и неполный рабочий день. Их статус подтвержден нарукавными повязками с эмблемой Красного Креста и удостоверением личности с фотографией владельца. Все они внесены в список сотрудников больницы. Войска захватили данный район. Два врача, один из которых работает полный рабочий день, а второй – неполный, направляются домой в частном автомобиле, на котором изображена защитная эмблема. Машину останавливает патруль военной полиции оккупирующей стороны. Нарукавную повязку и удостоверение личности врача, который работает в больнице неполный рабочий день, конфискуют, автомобиль задерживают, а доктору объявляют, что он нарушил закон. Дело передано на рассмотрение вам как юридическому советнику больницы.



Вопросы:

1. Какие действия в данной ситуации соответствовали Конвенции?

2. Что вам следует предпринять?

Задача № 3.

Несколько тысяч людей бежали из своей страны и нашли убежище в соседнем государстве, где их разместили в лагерях для беженцев. В результате стычек, происходящих на границе, район, в котором расположены лагеря, оказывается в оккупированной зоне, но настоящий вооруженный конфликт не разгорается. Некоторые отряды местного ополчения поддерживают оккупирующую державу и начинают преследовать беженцев в их лагерях. Происходит кровопролитие, однако оккупирующая держава никак на это не реагирует.



Вопросы:

1. Имеет ли место международный конфликт?

2. Каковы обязанности оккупирующей державы?

3. Какие последствия вытекают из этих обязанностей?



Задача № 4.

В отчете Международного комитета красного креста за 1981 г. говорится, что «в связи с военными действиями между Ираком и Ираном Международный комитет красного креста продолжал выполнение задач, возложенных на него III и IV Женевскими конвенциями, и после многомесячных переговоров 62 иракских военнопленных и 102 иранских военнопленных и гражданских лиц были репатриированы под эгидой Международного комитета красного креста». Использовались следующие авиамаршруты: Багдад – Ларнака (Кипр) – Тегеран и Тегеран – Ларнака (Кипр) – Багдад.



Вопросы:

    1. Какой мандат использовался и кем он был предоставлен?

    2. Почему число военнопленных оказалось неодинаковым у двух сторон? Не происходит ли такой обмен по принципу одного на одного?

    3. Когда должны были быть освобождены пленные, все еще находившиеся под стражей?

    4. Какие положения Дополнительного протокола применимы в данном случае?

    5. Какую роль в этой ситуации играет Кипр?

Задача № 5.

В ходе вооруженного конфликта между двумя государствами нейтральные государства направляют гражданские медицинские формирования в воюющие страны. Нейтральная страна передает одному из воюющих государств полевой госпиталь Международного комитета красного креста, который оказывается в руках противной стороны. Офицер, командующий подразделением, захватившим госпиталь, берет в плен раненых, принадлежащих неприятельской стороне, и отправляет их в тыл в качестве военнопленных. В госпитале остаются только больные и раненые военнослужащие оккупирующей державы. Нейтральное государство требует от представителей оккупирующей державы вернуть ему госпиталь и разрешить репатриацию нейтрального персонала.



Вопросы:

Должна ли оккупирующая держава исполнить это требование, или она может приказать медицинскому персоналу остаться работать в госпитале, чтобы обеспечить уход за принадлежащими ей больными и ранеными?

Определите правовой статус нейтрального государства.

Оцените действия нейтрального государства.



Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница