МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке программ педагогического и психологического
сопровождения одаренных детей
I. Введение
Проблема работы с одарёнными школьниками чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Современное общество нуждается в свободной личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству, к отстаиванию своей независимости. Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.
В наши дни проблема выявления, развития и обучения одарённых детей вызывает большой интерес в психологических и педагогических кругах. Многочисленные исследования особенностей развития одаренных детей подчеркивают важность этой проблемы как в нашей стране, так и за рубежом. Главная цель исследователей – разработка принципов диагностики и программ обучения одаренных школьников, организации психолого-педагогического сопровождения таких детей.
Одарённые дети – весьма однообразная, ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из его важнейших ресурсов. Одарённые дети представляют собой культурный и научный потенциал Российского общества.
Термин «одаренность» многозначен. Узкое его значение – обозначение любого ребёнка, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста.
В более широком значении одаренный ребёнок – это ребёнок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющей ценность для общества.
Таким образом, одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Для этого необходимо в каждой общеобразовательной школе выстроить систему поиска, поддержки и сопровождения одарённых детей.
Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе образования соответствующих программ педагогического и психологического сопровождения одаренных детей.
При таком подходе объектом сопровождения выступает образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс), предметом деятельности является ситуация развития ребёнка как система отношений ребёнка: с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.
Целью психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение развития обучающегося.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором индивидуального образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
- психологическое обеспечение образовательных программ;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов;
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
- формирование адекватной самооценки;
- охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
- профилактика неврозов;
- предупреждение изоляции одарённых детей в группе сверстников.
Ведущими методологическими принципами современной педагогики и психологии, позволяющими определять основные способы решения проблем и осуществлять планирование и прогнозирование деятельности при работе с одарёнными детьми, являются:
системный подход, позволяющий выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов. При таком подходе работа с одарёнными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: целей образования, субъектов педагогического процесса, содержания образования, методов и форм обучения и материально-технической базы;
личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одарённого ребёнка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий;
деятельностный подход, предполагающий обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности;
полисубъектный (диалогический) подход, рассматривающий личность как систему характерных для нее отношений, как носителя взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с одарёнными детьми;
культурологический подход, обусловленный объективной связью человека с культурой как системой ценностей.
Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению: профилактика; диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг)); консультирование (индивидуальное и групповое); развивающая работа (индивидуальная и групповая); психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей; экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
Программы педагогического и психологического сопровождения одарённых детей являются важным средством решения вопросов выявления и поддержки талантливых школьников и должны быть сосредоточены на реализации проектов, направленных на решение проблем максимального развития способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей.
Основанием для проектирования программ педагогического и психологического сопровождения для любой ступени образования является возрастно-нормативная модель развития ребёнка определённого возраста, в которой даётся характеристика его развития в виде последовательности ситуаций и типов развития.
Программа проектируется совместно педагогом-психологом и учителями.
Процесс проектирования включает в себя несколько этапов.
1-й этап: мотивационный – установление эмоционального контакта между педагогом и психологом, совместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий.
2-й этап: концептуальный – раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для педагога, выработка общего языка, определение роли, статуса и общей профессиональной позиции учителя и психолога относительно ребёнка, распределение между ними функциональных обязанностей, формирование общей цели, задач, мотивов, смыслов сотрудничества.
3-й этап: проектный – разработка проекта программы педагогического и психологического сопровождения на основании ориентировочной диагностики наличного уровня развития; ознакомление с проектом программы других участников образовательного процесса; психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса (не принимавших участия в разработке проекта программы).
4-й этап: реализация проекта – практическая реализация программы: одновременно проводится текущая педагогическая диагностика, анализ и рефлексия процесса реализации программы, при затруднениях проводится текущая психологическая диагностика для определения причин и направления разрешения затруднений.
5-й этап: рефлексивно-диагностический – завершение процесса: итоговая диагностика, совместный анализ результатов, рефлексия, внесение предложений по проектированию программы перехода на следующую ступень развития.
II. Задачи психолого-педагогического сопровождения обучающихся на разных уровнях (ступенях) образования
Задачи психолого-педагогического сопровождения обучающихся на разных уровнях (ступенях) образования различны.
Дошкольное образование – ранняя диагностика, обеспечение готовности к школе.
Начальная школа – определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей.
Основная школа – сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения.
Старшая школа – помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения.
При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровождения.
Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности – развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций.
Уровень учреждения. На данном уровне работа ведётся педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами (в оптимальном варианте объединенными в службу, консилиум и т. д.), выявляющими проблемы детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей.
III. Этапы работы с программой
В работе с программой педагогического и психологического сопровождения одаренных детей (далее – программа) выделяются следующие этапы: принятие решения о разработке программы; формирование программы; экспертиза и утверждение программы; реализация программы; оценка эффективности реализации программы.
Принятие решения о разработке программы
Процесс принятия решения о разработке программы включает следующие этапы: отбор проблем; проведение диагностики; принятие решения по разработке программы.
Разработка программы
Работа по подготовке проекта программы осуществляется рабочей группой, состоящей из учителей и педагога-психолога.
Программа должна содержать:
1. Титульный лист программы по форме согласно приложению 1.
2. Основное содержание программы по разделам:
2.1. Обоснование необходимости разработки программы.
2.2. Основные цели и задачи программы.
Основная цель и задачи программы должны соответствовать основным приоритетам региональной образовательной политики и положениям современных концепций работы с одаренными детьми.
Необходимо, чтобы формулировка цели отвечала на вопрос о том, «зачем» будет реализовываться данная программа (цель должна быть направлена на решение заявленной в программе проблемы).
Формулировка задач должна отвечать на вопрос о том, «как» обеспечить достижение цели программы.
Для выделения задач необходимо использовать одно общее основание. Например, выделение задач по ступеням образования: дошкольное образование, начальное образование, среднее общее образование, дополнительное образование и далее детализировать мероприятия по содержанию работ.
Можно выделять задачи по содержанию работ (способам воздействия):
- улучшение материально-технического обеспечения;
- подготовка и переподготовка кадров и т.п.
2.3. Сроки реализации программы.
2.4. Система (перечень) программных мероприятий.
Мероприятие – носящее предельно конкретный характер действие или несколько взаимосвязанных действий в отношении одного объекта.
Формулировка мероприятия должна быть предельно конкретной и однозначно описывать, что именно планируется сделать для решения поставленной задачи.
Каждое мероприятие должно включать следующую информацию:
-
наименование;
-
сроки реализации;
-
исполнитель (ответственный за выполнение).
Все программные мероприятия должны быть сгруппированы в соответствии с задачами программы.
2.5.Оценка и утверждение программы.
Экспертный совет образовательного учреждения проводит внутреннюю экспертизу разработанной программы педагогического и психологического сопровождения одаренных детей (при необходимости проводится внешняя экспертиза). При получении отрицательного экспертного заключения программа дорабатывается с учетом полученных замечаний и представляется на повторное рассмотрение экспертами.
При положительных экспертных заключениях программа утверждается образовательным учреждением.
2.6. Оценка эффективности реализации программы.
В соответствии с целью и задачами программы по завершении реализации программы (при реализации программы по этапам – по окончании каждого этапа) должны быть представлены качественные и количественные результаты её эффективности.
Показатели эффективности реализации программы должны отражать конечный результат. Показатели программы должны быть сформулированы так, чтобы с их помощью можно было ответить на вопросы: выполнена или не выполнена программа и какое улучшение достигнуто.
ΙV. Заключение
Таким образом, педагогическое и психологическое сопровождение одарённых обучающихся школы представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения образования по выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей.
Можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей в образовательном учреждении эффективно, если:
-
детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих – выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;
-
создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребёнка;
-
выявлены основные принципы организации обучения одарённых школьников;
-
структуры образовательных учреждений в своем целевом и функциональном проявлении будут обеспечивать необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка.
V. Список литературы и нормативно-правовых документов
5.1. Нормативно-правовые документы
-
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
-
Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».
-
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03 апреля 2012 года.
-
Федеральная целевая программа «Дети России» (подпрограмма «Одаренные дети»).
-
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению школьников в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования.
-
Приказ департамента образования автономного округа от 21 июня 2012 года № 1615 «Об утверждении Комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа».
-
Приказ департамента образования автономного округа от 22 октября 2012 года № 2061 «Об утверждении региональной системы выявления, отбора и поддержки одаренных и талантливых детей в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа».
5.2. Литература
-
Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.
-
Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1994.
-
Одаренное поколение Смоленщины: проблемы, подходы, перспективы: Сборник материалов международной научно-практической конференции 10–11 апреля 2008 г. – Смоленск: ГОУ ДПОС «СОИУУ», 2008.
-
Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г. В. Бурменской, В. А. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991.
-
Основные направления деятельности педагога-психолога: учеб.-метод. пособие / Авт.-сост.: Е. А. Осипова, Е. В. Чуменко. – Минск: ГУО АПО, 2006.
-
Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. – М., 1996.
-
Работа с одаренными детьми / Сост. О. А. Запотылок. – Минск: Красико-Принт, 2006.
-
Разработка проектов перспективного развития школ Московской области на основе инициативы «Наша новая школа»: Методические рекомендации // Под ред. А. М. Моисеева. – АСОУ, 2011.
-
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – Спб., 2000.
-
Теплов Б. М. Способность и одарённость. Избранные труды в 2 т. – Т. 1. – М., 1985.— 461 с.
-
Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. – М.: Владос, 2000.
Приложения к методическим рекомендациям
Приложение 1
Титульный лист
_________________________________________________________________
(название общеобразовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНА
от «__________» ______________ №___
__________________________________________________________________
(название программы)
__________________________________________________________________
(год разработки)
(На титульном листе должны быть обозначены:
название учреждения ;
фамилия, имя, отчество автора;
название программы;
название муниципального образования;
год разработки)
Приложение 2
Примерные программные мероприятия психолого-педагогического сопровождения одаренных детей
Цель: психологическое и педагогическое сопровождение развития личности одаренного обучающегося.
Задачи:
-
Создание условий для выявления, развития и сопровождения одаренного ребенка, реализации его потенциальных способностей; социализация и формирование целеполагания одаренного школьника на разных этапах его обучения и развития.
-
Совершенствование мотивационной среды школы с целью повышения профессионализма учителя и развития обучающихся.
-
Повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми.
-
Совместная с родителями поддержка талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье.
-
Повышение социального престижа школы на муниципальном и региональном уровнях.
№ п/п
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Ответственные
|
Работа с педагогами
|
1
|
Организация проблемного семинара "Одаренные дети: выявление, обучение, развитие"
|
Сентябрь
|
Педагог-психолог,
руководители МО
|
2
|
Беседа с классными руководителями по выявлению познавательной и творческой одаренности обучающихся, уточнение "банка данных" одаренных детей
|
Октябрь
|
Педагог-психолог,
руководители МО
|
3
|
Консультационно-методическая работа по сопровождению и созданию образовательного маршрута для одаренных детей
|
Октябрь
|
Педагог-психолог,
педагоги
|
4
|
Педсовет «Мониторинг качества образовательной среды»
|
Январь
|
Директор,
зам. директора по УВР
|
5
|
Организация методического семинара по реализации творческого потенциала педагогов, использованию техник и технологий в педагогической деятельности
|
Февраль
|
Педагог-психолог,
руководители МО
|
6
|
Организация, подготовка и проведение конкурса "Ученик года"
|
Март-апрель
|
Зам. директора по УВР, педагог-психолог
|
Работа с родителями
|
1
|
Консультации для родителей "Если ваш ребенок одарен"
|
Сентябрь
|
Педагог-психолог
|
2
|
Согласование образовательного маршрута с родителями обучающихся
|
Октябрь
|
Педагог-психолог, классные руководители
|
3
|
Информационно-психологический вестник "Развитие творческой одаренности"
|
Ноябрь
|
Психолог, руководители МО
|
4
|
Консультация для родителей. Рекомендации по организации режима учебных и внеучебных нагрузок для одаренных учащихся
|
Январь
|
Педагог-психолог
|
5
|
Методический вестник "Одаренный ребенок в школе"
|
Март
|
Педагог-психолог
|
6
|
Групповые консультации по итогам комплексных диагностик
|
В течение года
|
Педагог-психолог, педагоги
|
Работа с учащимися
|
1
|
Изучение академических достижений, творческих способностей. Диагностические исследования по изучению потенциальных и общих умственных способностей обучающихся
|
Сентябрь-
октябрь
|
Педагог-психолог, педагоги
|
2
|
Изучение уровня воспитанности обучающихся
|
Октябрь-март
|
Классные руководители, социальный педагог
|
3
|
Создание и уточнение «базы данных» с учетом академических достижений, творческих способностей обучающихся
|
Сентябрь-октябрь
|
Педагог-психолог, педагоги
|
4
|
Согласование образовательного маршрута с обучающимися
|
Октябрь
|
Педагог-психолог, педагоги
|
5
|
Посещение уроков с целью наблюдения за обучающимися
|
В течение года
|
Зам. директора, педагог-психолог
|
6
|
Изучение мотивационно-потребностной сферы одаренного ребенка, углубленное изучение личностных особенностей
|
Январь
|
Педагог-психолог,
|
7
|
Изучение микроклимата в коллективе с целью исследования межличностных отношений.
Анкетирование по вопросам здоровьесбережения
|
Февраль-
март
|
Педагог-психолог, классные руководители
|
8
|
Привлечение к участию в общешкольных мероприятиях, концертах, соревнованиях обучающихся с разными видами и типами одаренности
|
В течение года
|
Педагог-организатор
|
9
|
Привлечение к участию в конкурсах "Кенгуру", "Медвежонок", предметных олимпиадах, НОУ и научных конференциях
|
В течение года
|
Зам. директора, педагог-психолог, педагоги
|
10
|
Контроль за учебно-физической нагрузкой, рациональным использованием свободного времени
|
В течение года
|
Зам. директора, педагог-психолог
|
11
|
Привлечение к участию в конкурсе "Ученик года"
|
В течение года
|
Зам. директора, классные руководители
|
Приложение 3
Примерные разделы программы, программные мероприятия
№ п/п
|
Название раздела программы
|
Программные мероприятия
|
1.
|
Обеспечение технологической и психологической готовности педагогов и психологов к решению проблемы по выявлению и обучению одаренных детей
|
1.1. Организация работы внутришкольных семинаров для учителей, работающих с одаренными детьми (тематика):
- «Понятие «детская одаренность» и «одаренные дети»;
- «Специфика работы учителя-предметника с одаренными детьми»;
- «Работа классного руководителя и «детская одаренность»;
- «Роль семьи в выявлении и развитии одаренных детей».
1.2. Проведение межпредметных методических заседаний по проблеме развития одаренных детей
1.3. Изучение на школьных методических
объединениях опыта работы по планированию, разработке образовательных и воспитательных программ, использованию методов и форм работы с одаренными детьми
|
2.
|
Информационно-методическое обеспечение процесса управления развитием одаренных детей
|
2.1. Подбор диагностического материала для изучения способностей учащихся и внедрение мониторинга одаренности: тестовый материал;
активизирующие методики.
2.2.Создание банка данных одаренных детей (Индивидуальных психолого-педагогических карт)
2.3. Разработка практических рекомендаций по составлению программ индивидуального развития одаренных детей.
2.4. Создание программ развития одаренных детей
2.5. Диагностика профориентации одаренных детей путем: анкетирования; тестирования; проведение индивидуальных профконсультаций.
2.6. Мониторинг профильного распределения учащихся старшего звена школы
2.7. Психолого-педагогическая диагностика: банк методик диагностики одаренности.
2.8. Подбор литературы по проблеме одаренности
|
3.
|
Создание оптимальных условий для развития и самореализации одаренных детей
|
3.1. Создание диагностической карты на одаренного ученика, составленной на основе: педагогической диагностики; психологической диагностики; наблюдения на уроках и во внеурочной деятельности; собеседования с родителями; анализа результативности участия в различных олимпиадах, турнирах.
3.2. Организация психологической помощи одаренным детям: индивидуальное консультирование; собеседование; диагностика развития одаренных детей.
3.3.Организация и отслеживание обучения одаренных детей через школьные факультативы; кружки; элективные курсы; индивидуальные занятия; тренинги.
3.4. Организация индивидуально-групповых занятий для учащихся с повышенной учебной мотивацией
3.5. Помощь в организации и проведении школьных предметных олимпиад; интеллектуальных марафонов; предметных недель; научно-практических конференций; участие в работе научных клубов
|
4.
|
Осуществление контроля за процессом выявления и развития одаренных детей
|
4.1. Мониторинг программ углубленного изучения предметов
4.2. Мониторинг и экспертиза программ факультативов, кружков, индивидуальных и групповых занятий с одаренными детьми
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |