Методические рекомендации по проведению занятия по дисциплине «Экономика организации»



Дата10.02.2016
Размер109 Kb.
#379
ТипМетодические рекомендации


Департамент образования Ярославской области

ГОУ СПО ЯО Угличский механико-технологический техникум


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

занятия по дисциплине «Экономика организации» в форме деловой игры « Открытие филиала фирмы»

Углич,

2015 год



Одобрено УТВЕРЖДЕНА
Цикловой комиссией Зам. директора по учебной работе

____________________ Бабич А.Н.

Специальность38.02.01

Протокол № __6__ от 20.04.2015 г.


АВТОР: Е.В. Неберт, преподаватель ГОУ СПО ЯО Угличский механико - технологический техникум;


Методическая разработка составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (базовая подготовка)

прямоугольник 1

СОДЕРЖАНИЕ

1

Аннотация

4

2

Схема проектирования

5

2.1

Проектирование на уровне дисциплины, профессионального модуля

5

2.2

Проектирование на уровне темы

7

2.3

Проектирование на уровне конкретного занятия

9




Приложение 1 Инструкционная карта

12

АННОТАЦИЯ
Работа выполнена на основе ФГОС нового поколения для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)».

Методические указания разработаны для проведения занятия в виде деловой игры, которая направлена на закрепление знаний по теме «Кадры организации. Оплата труда» и реализацию межпредметных связей по дисциплинам «Менеджмент», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Управление персоналом и эффективное поведение на рынке труда». Изучение проблемы поиска кадрового состава при открытии фирмы вызывает высокую мотивацию, провоцирует творческий поиск. В результате, студенты получают не просто теоретические знания, а сразу находят им практическое применение.



Схема проектирования

педагогического процесса занятия по дисциплине «Экономика организации»


Проектирование на уровне дисциплины

Профессия /специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»



Курс обучения 2

дисциплина «Экономика организации», объем учебного времени 172 часа.



Место УД, ПМ в учебном плане: общепрофессиональный цикл

Требования ФГОС и работодателей к компетенции выпускников

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения;

ПК 2.3 Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей по результатам инвентаризации.

ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

ПК 4.1 Отражать нарастающим итогом на счетах БУ имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;

ПК 4.2 Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки

ПК 4.4 Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.



Цели

Образовательная:

  • Углубление и расширение знаний по составу трудовых ресурсов организации, показателях их эффективного использования; организации производственного процесса;

  • Формирование элементарных навыков поиска вакансий на рынке труда;

  • формирование умений в их применении в ходе исследовательской работы, будущей специальности;

  • формирование умений коллективной работы, эффективного общения с коллегами, руководством, потребителями.

  • Формирование навыков использования информационных технологий в профессиональной деятельности.

Развивающая:

  • развитие способности анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;

  • активизация познавательной деятельности обучающихся;

  • формирование умений выделять главное, сравнивать, обобщать, применять полученные знания на практических занятиях

  • развитие словесно-логического мышления, наблюдательности, умения работать в нужном темпе

Воспитательная:

- способствовать воспитанию ответственного отношения к труду, культуре общения и речи;

- побуждение познавательного интереса к профессиональной деятельности;

- развивать способности к сотрудничеству, умению работать в команде, общению в коллективе.

Критерии (показатели достижения целей)

- демонстрация интереса к будущей профессии

- эффективный поиск необходимой информации;

-использование различных источников информации, включая электронные;

- работа с компьютером, использование специальных программ;

- взаимодействие с обучающимися и преподавателями в ходе обучения;

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы;

- организация самостоятельных занятий при изучении дисциплины;

- изучение и анализ инноваций в области процедуры конкурсного отбора;

- умение заполнять унифицированные формы первичных документов;

Основной тип педагогического процесса сущностно - репродуктивный

Форма итоговой аттестации по УД - дифференцированный зачёт

Проектирование на уровне темы


  1. Название и № темы

По дисциплине: «Кадры и оплата труда в организации» тема 3.

  1. Объем учебного времени 90 минут

  2. Межпредметные связи – Математика, ИТПД, статистика, основы бухгалтерского учёта.

Внутрипредметные связи: «Состав и структура кадров организации», «Основные элементы делового общения», «Обработка текстовой информации», «Комплексное использование возможностей MS Office при создании документов по профилю специальности»

  1. Цели (ожидаемые результаты, уровень освоения) с учетом требований ФГОС (ОК, ПК)

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 4.4 Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.



  1. Критерии и показатели достижения целей

- демонстрация интереса к будущей профессии

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области делового общения, эффективного поведения на рынке труда;

- эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников информации, включая электронные;

- работа с компьютером, использование специальных программ;

- взаимодействие с обучающимися и преподавателями в ходе обучения;

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы;


  1. Основной тип педагогического процесса сущностнорепродуктивный, продуктивный

  2. Методы и формы оценки образовательного результата по теме: наблюдение, соответствие само представления методам делового общения, соответствие презентаций по структуре и методам оформления.

  3. Используемые учебно-методические материалы: Инструкционные карты

  4. Средства обучения: персональные компьютеры, проектор, экран.


Проектирование на уровне конкретного занятия

1. Название темы УВЗ (№ УВЗ в теме) «Кадры и оплата труда в организации» тема 3.

2. Межпредметные связи – Математика, ИТПД, статистика, основы бухгалтерского учёта.

Внутрипредметные связи: «Состав и структура кадров организации», «Основные элементы делового общения», «Обработка текстовой информации», «Комплексное использование возможностей MS Office при создании документов по профилю специальности»

3. Цели:

Образовательная:

  • Углубление и закрепление знаний по кадровому составу предприятий (фирм);

  • Формирование элементарных навыков поиска вакансий на рынке труда.

  • формирование умений делового общения и их применения в ходе собеседования при конкурсном отборе;

-Формирование навыков использования информационных технологий в профессиональной деятельности.

Развивающая:

  • развитие способности анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;

  • активизация познавательной деятельности обучающихся;

  • формирование умений выделять главное, сравнивать, обобщать, применять полученные знания на практических занятиях;

  • развитие словесно-логического мышления, наблюдательности, аспектного мышления, умения работать в нужном темпе.

Воспитательная:

- способствовать воспитанию ответственного отношения к труду, культуре общения и речи;

- побуждение познавательного интереса к профессиональной деятельности;

- развивать способности к сотрудничеству, умению работать в команде, общению в коллективе.


  1. Задачи УВЗ

- на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым углубить знания по организационно-правовой структуре организаций и кадровому составу;

- способствовать становлению умения заполнения документации по экономической деятельности организации;

- развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы;

- помочь учащимся увидеть результаты своего труда;

- формировать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать по плану.


  1. Критерии (показатели) достижения целей

- демонстрация интереса к будущей профессии

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области документирования и оформления презентаций по представлению своей кандидатуры на вакантную должность;

- эффективный поиск необходимой информации;

-использование различных источников информации, включая электронные

- работа с компьютером, использование специальных программ;

- взаимодействие с обучающимися и преподавателями в ходе обучения

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы

- изучение и анализ инноваций в области документирования;



  1. Тип урока: применение знаний и умений на практике;

  2. Методы и формы оценки образовательного результата по теме: выставление оценок

  3. Учебный материал (основной и дополнительный): электронные ресурсы, инструкционная карта, сеть Интернет.

  4. Ведущие методы, технологии, методики словесный, практический, эвристический

  5. Форма УВЗ урок – деловая игра

  6. Форма предъявления учебного материала учащимся: инструкционные карты, содержащие опорные тексты, вопросы и задания, возможности выбора и т.п.

  7. МТБ, ТСО, расходные материалы и т.п. персональные компьютеры, проектор, экран, фломастеры, бумага.

Этапы и временные рамки

УВЗ


Цель этапа (ожидаемый результат)

Показатели достижения ожидаемого результата

Деятельность учащихся (методы учения)

Формы организации деятельности учащихся



Деятельность педагога (методы, приемы, способы предъявления учебного материала учащимся, формы контроля)

Организационный момент (3 минуты)

Эмоциональный настрой на урок. 

Студенты готовы к занятию

Проверяют готовность к уроку, староста группы объявляет отсутствующих

Фронтальная

Приветствие. Отметить в журнале отсутствующих, Представить план занятия, настроить учащихся на продуктивную деятельность, Проверить готовность к уроку.

Актуализация опыта и опорных знаний студентов (4 минуты)

Готовы воспринимать новую информацию

Участвуют в беседе

Формируют профессиональные навыки.

фронтальная

Беседуют о значимости профессиональных знаний и значимости профессии. Ведет диалог

Мотивация учебной деятельности обучаемых (3 минуты)

Слушают

Воспринимают информацию.

Изучают инструкционную карту

фронтальная

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, организует работу с заданиями. Представляет членов жюри

Осмысление выполнения задания по вакансиям, жеребьевка (10 минут)

Включиться в игру, понять правила, провести жеребьевку

Диалог с преподавателями

Запоминают информацию,

задают вопросы по проведению игры



групповая

Излагают условия игры, порядок и проведение жеребьевки, критерии оценивания заданий.

Поиск информации и выполнение задания (30 минут)

Подготовка обучающихся к пресс- конференции

Выполнение презентаций по кандидатурам, по структуре фирмы, подготовка саморекламы

Готовят проект создания фирмы, распределяют должности

групповая

Организуют выполнение задания по теме урока. Наблюдают, корректируют деятельность студентов

Выступление учащихся (25 минут)

Представление данных при помощи пакета программ Microsoft Office,

Составлена схема управления фирмой, выбран руководитель, подготовлена ее реклама, выбраны кандидаты на рабочие места

Работают в программах Microsoft Office, и сети интернет

групповая

Наблюдают, корректируют деятельность студентов, оценивают выступления

Конкурс исполнительного директора фирмы (10 мин)

Подготовка и выступление руководителей

Аргументированные, грамотные ответы на вопросы

Подготавливаются и выступают на пресс-конференции

индивидуальная

Оценивают выступления на компетентность и соответствие занимаемой должности

Домашнее задание

(3 минут)



Подготовиться к следующим занятиям

Домашнее задание подготовить рекламу

Записывают в тетрадь

фронтальная

Выдают информацию по выполнению домашнего задания

Подведение итогов занятия (2 минуты)

Сделать выводы

Сделаны выводы

Определяют уровень достижения целей урока. Анализируют деятельность студентов 

фронтальная

Определяют уровень достижения целей урока. Анализируют деятельность студентов 

Приложение 1

ГОУ СПО ЯО Угличский механико-технологический техникум



специальность 080114

дисциплина « Экономика предприятия »

Инструкционно-практическая карта занятия

Тема: Кадры и оплата труда в организации

Наименование: Открытие филиала фирмы

Обучающийся должен уметь:

  • находить и использовать необходимую экономическую информацию;

  • представлять себя на рынке труда.

Обучающийся должен знать:

  • структуру кадров;


Материальное обеспечение: инструкционная карта, фломастеры, плакаты, компьютерные места.

Место проведения: кабинет информатики

Время занятия: 90 мин.


Оцениваемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

Цели игры:

1. Повторить и закрепить пройденный материал в форме деловой игры;

2. Активизировать изучение и закрепление экономических понятий, определений, терминов;

3. Ознакомиться с процедурой проведения конкурсного отбора, интегрировать знания, полученные на уроках экономики и делового общения, эффективного поведения на рынке труда;

4. Развивать творческое мышление, реакцию на ситуативность, умение формулировать и конкретизировать ответы на вопросы.

5. Воспитывать объективность в самооценке, дух соревнования, стремление к самоутверждению, конкурентоспособности на рынке труда;

6. Формирование непредвзятого отношения к предпринимательству, предприимчивости в условиях рыночной экономики, коммуникативных способностей.

Этапы проведения игры:

1. Подготовительный этап. Фронтальный опрос ( дать перечень профессий).

Чем занимается специалист данной профессии?

Какие знания и образование ему необходимы?

Какие профессионально важные качества требуются для успешной работы?

Где он может работать?

2. Начало игры. Организационный момент. Вступительное слово ведущего (знакомство, цель и ход игры). Представление жюри.

3. Жеребьевка и деление учащихся на две команды.

4. Выдача заданий командам:

- Составление организационной структуры фирмы на основе предложенного кадрового состава.

-Оптимизация кадрового состава.

-Представление кандидатов на вакантные места.

5. Презентация конкурсных работ.

6. Определение победившей в конкурсе команды.

9. Подведение итогов конкурса менеджеров (жюри).

10. Итог урока. Заполнение карты самоконтроля учащихся.



Ход игры

1. Вступительное слово ведущего.

Итак, всемирно известная фирма по производству йогуртов “Данон” расширяется. Аналитики по маркетингу, изучив ситуацию в конкурирующих фирмах, составили долгосрочный проект по открытию филиалов в разных городах. Мы предлагаем вам принять участие в конкурсе на замещение вакантных должностей специалистов для работы во вновь открывающихся филиалах.

Вы все хотите устроиться на работу в эту фирму. У нас будет работать комиссия по приему на работу (жюри). Необходимо убедить комиссию предоставить вакансию именно вашей команде.

Составьте для себя легенду и, устраиваясь на работу, расскажите, почему вы хотите работать в данной фирме, где работали ранее, что умеете делать. Сформулируйте также идею, которой вы могли бы заинтересовать фирму. Постарайтесь убедить членов комиссии в ценности вашей кандидатуры для фирмы.

Позвольте представить компетентное жюри в составе: ... .

2. Для работы учащиеся разбиваются на две команды (по жетонам, полученным в начале игры).

Команды для разминки выполняют задание:

Подготовят проект создания филиала (придумают его название, основной принцип или девиз, организационно-правовую форму, структуру управления и пр).

Предложат достойную кандидатуру менеджера на должность исполнительного директора фирмы.

В конце игры будет проведена предвыборная пресс-конференция кандидатов на эту ответственную должность.

3. Работа в команде.

Заполнение вакансии специалистов филиала – (главный бухгалтер, экономист; менеджер; программист; дизайнер, художник; специалист по рекламе; маркетолог, технолог, рабочие и специалисты по производству йогурта, торговый агент, торговый консультант; психолог; технический редактор; юрисконсульт).

Ведущий приглашает команды по очереди, называет вакантное место, выясняет количество претендентов на эту вакансию, претенденты по очереди представляют себя как специалиста, составив легенду (время представления - 1 минута на каждого участника). Жюри определяет по каждой специальности лучшего.

4. Команды выбирают своего кандидата на должность исполнительного директора фирмы.

Участники команд готовят по несколько каверзных вопросов для пресс-конференции кандидатов (по 2-3 вопроса для каждого кандидата из другой команды).

5. Предвыборная кампания президента фирмы:

Претенденты на должность исполнительного директора фирмы приглашаются на сцену, садятся на приготовленные места. Затем, по очереди каждый участвующий в предвыборной кампании представляет себя, знакомя со своей легендой, отвечает на вопросы, подготовленные другой командой.

6. Подведение итогов игры.

7. Выполнение творческого домашнего задания.

Необходимо придумать рекламу выпускаемого товара, максимально проявляя свое творчество. Это может быть продукт в виде рекламного ролика, театрализованного представления, сказки и т.д. с использованием рисунков, стихов, песен и, конечно, юмора.

Подводятся итоги работы жюри и называются победители. (Каждый победивший в конкурсе вакансий приносит 1 балл своей команде). Называется командный победитель творческого конкурса. Вручаются типовые договора приема на работу.



8. Итог урока. Самоконтроль учащихся.

Критерии оценивания работы:



Этап работы

Результат работы

баллы

1

Выбор соответствующей организационно-правовой формы и структуры фирмы

Наиболее выгодный выбор

1-2

2

Поиск информации, подготовка кандидатов на вакантные места, представление фирмы

Правильность, корректность и точность составленных данных

1-2

3

Представление вакансий

Соответствие выступления соответствующей должности

1-2

4

Пресс-конференция

Грамотность и обоснованность выбора. Владение деловым стилем.

1-4

ИТОГО

4-10

Список используемых источников

  1. http://www.ereport.ru/articles/firms/kadry.htm/ Кадры организаций

  2. Сергеев, И. В. С32 Экономика организации (предприятия) : учеб. пособие для ба- калавров / И. В. Сер геев, И. И. Веретенникова ; под ред. И. В. Сер- геева. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 671 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс. ISBN 978-5-9916-2323-0

  3. Деловая этика: учебное пособие. Подопригора, М.Г. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – 116 с

  4. Скаженик Е.Н. Практикум по деловому общению: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.

  5.  http://studentam.net/content/view/1326/123/ Инновационные педагогические технологии (Панфилова А.П.)  INCLUDEPICTURE "http://studentam.net/templates/wm_06/images/arrow.png" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://studentam.net/templates/wm_06/images/arrow.png" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://studentam.net/templates/wm_06/images/arrow.png" \* MERGEFORMATINET  Практические иллюстрации: тренинги, ролевые, имитационные, деловые игры


Каталог: files -> main -> documents -> 2015
2015 -> Министерство образованя и науки рт
2015 -> Рабочая программа учебной дисциплины дпп. Ф. 6 Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями
2015 -> Здоровье и образ жизни
2015 -> Рабочая программа учебной дисциплины психология общения для специальности 38. 02. 01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)
2015 -> Методическая разработка внеаудиторного интегрированного занятия по теме
2015 -> Великие географические открытия
2015 -> Рабочая программа дисциплины «Английский язык»
2015 -> Рабочая программа учебной дисциплины дпп. В. 3 Этика и психология семейных отношений
2015 -> Очарованный странник: кто он?


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница