Методические рекомендации по проведению вводного занятия Цели вводного, первого занятия со студентами состоят в том, чтобы



Скачать 152.36 Kb.
Дата06.04.2016
Размер152.36 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Методические рекомендации по проведению семинарских занятий по дисциплине «Психология подросткового возраста»
Теоретические вопросы рассматриваются либо самостоятельно, либо в связи с рассмотрением практической ситуации. Обсуждение теоретических вопросов за­ставит студентов готовиться к теме в целом.

Задаваемые студентам для подготовки дома теоретичес­кие вопросы для обсуждения на практических занятиях должны тща­тельно продумываться, с тем, чтобы охватить по возможности все важные аспекты темы. Необхо­димо также назвать новейшие нормативные акты и публикации.

Студенты, пропустившие занятия (независимо от причин), или не подготовившиеся к дан­ному практическому занятию, обязаны не позже чем в 2-недельный срок явиться на консультацию к преподавателю и отчитаться по теме, изучавшейся на занятии. Студенты, не отчитавшиеся по каждой не проработанной ими на занятиях теме к началу зачетной сессии не получают зачета за соответствующий семестр.

Работа каждого студента на практических занятиях отмечается преподавателем и обязательно учитывается при составлении рейтинга студента, проведении зачета.
На первом или втором занятии следует: 

а) подробно рассказать о целях и задачах изучения курса, о широте и сложности источников дисциплины, о важности систематического и целенаправленного его изучения во всех формах (лекции, учебная литература, самостоятельная работа, практические занятия, консультации);

б) познакомить студентов с литературными источниками, электронными, которыми им придется пользоваться на занятиях;

в) ознакомить с планом практических занятий;

г) познакомиться с группой студентов.

Методические рекомендации по проведению вводного занятия

Цели вводного, первого занятия со студентами состоят в том, чтобы

  • познакомиться со студентами группы;

  • ознакомить студентов с требованиями кафедры к сту­дентам;

  • раскрыть студентам программу подготовки по дисциплине;

  • выявить уровень знаний студентов, усвоенных ими на предыдущих кур­сах;

  • объяснить студентам те требования, которые предъявля­ются к ним на семинарских занятиях;

  • ознакомить их с порядком ведения рейтинга и проведения зачёта по дисциплине.

Ознакомление преподавателя с группой должно означать персо­нальное знакомство с каждым студентом группы. Важно провести это знакомство неформально, не ограничиваться перекличкой по спис­ку, а конкретно поговорить с каждым студентом, пытаясь выявить его успеваемость, желание заниматься той или иной областью психологии и социальной работы, перспективы его будущей работы и т. п. 
Особое внимание необходимо обратить на ознакомление студен­тов с требованиями кафедры по изучению дисциплины. Главный принцип здесь должен состоять в том, чтобы дать понять студентам, что знания они могут получить только сами, своим трудом, а роль преподавателя — помочь им эти знания получить. Главное требование — знание предмета, умение самостоятельно размышлять и находить различные решения трудных профессиональных вопросов.

На первом же занятии необходимо объяснить студентам учеб­ный план подготовки по дисциплине и характер занятий. Не­обходимо обратить внимание на то, что только в сочетании всех форм занятий по данному предмету можно получить требуемый уровень знаний. Особо необходимо сказать о лекциях, посещение которых обязательно для глубокого освоения дисциплины. Важно подчеркнуть необходимость системного подхода к изучению такого предмета, как экологическое право.

Особое внимание необходимо обратить на требования, которые будут предъявлены студенту на семинарских занятиях. Основой здесь должен стать примерный план проведения семинарских занятий.

Ожи­дать глубоких ответов здесь не следует: студенты 2 курса очного отделения пока не имеют глубоких знаний.

Одна из задач вводного занятия — объяснить порядок проведе­ния зачёта по дисциплине и требования препо­давателей кафедры. Ознакомить с системой рейтинговой оценки достижений студентов. Но необходимо объяснить, что получение высоких баллов рейтинга возможно при наличии сле­дующих условий: систематическое посещение занятий; студент, пропустивший занятие, независимо от причин, должен сдать данную тему на консультации; активная работа на занятиях (преподаватель должен вести учет работы студента в семестре), выполнение контрольных срезов, творческих заданий, учебных проектов. Особо необходимо обращать внимание на выступления студентов на занятиях, их активное участие в коллективных обсуждениях.

Практические занятия (семинары) могут быть различными по своему ха­рактеру в зависимости от тех конкретных целей, которые ставит пре­подаватель на данном этапе обучения. Выбор типа семинара по конкретной теме — дело преподавателя. Это зависит и от темы, и от характера группы. При этом необходимо найти пра­вильное сочетание теоретического семинара с иными формами веде­ния семинарских и практических занятий.

Готовясь к проведению семинара, преподаватель должен иметь в виду, что главная цель семинаров — повышение уровня самостоятельной работы студентов и развития основных групп профессиональных компетенций. Это может быть достигнуто не общим и неопределенным заданием группе, а по воз­можности точным и конкретным заданием каждому студенту или группе студентов, выполнение которого легко проверяется. При этом было бы неправильным давать задания только успевающим студентам. 

План практических занятий (семинаров)

по дисциплине «Психология подросткового возраста»


№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Общая характеристика подросткового возраста: возрастные границы развития, задачи, социальная ситуация развития.

2

2.

Подростковый возраст как кризисный период в жизни человека. Специфика протекания подросткового кризиса.

2

3.

Основные виды деятельности подростка. Проблема определения ведущей деятельности в подростничестве.

2

4.

Общение подростка со взрослыми и сверстниками.

2

5.

Чувство взрослости как центральное новообразование возраста. Виды чувства взрослости.

2

6.

Развитие сознания и самосознания подростка.

2

7.

Характеристика познавательной сферы в подростковом возрасте

2

8.

Особенности личности подростка

2

9.

Типичные проблемы подросткового возраста. Психолого-педагогическое сопровождение развития подростка.

2




Всего

18

Семинарское занятие 1. «Общая характеристика подросткового возраста: возрастные границы развития, задачи, социальная ситуация развития».
Вопросы и задания


  1. Определите специфику и общие черты основных подходов к периодизации подросткового возраста в современной отечественной и зарубежной психологии.

  2. Особенности кровеносной и дыхательной систем у подростка.

  3. Изменения в гормональной системе подростка.

  4. Созревание и развитие костно–мышечной системы подростка.

  5. Особенности развития нервной системы подростка.


Семинарское занятие 2. «Подростковый возраст как кризисный период в жизни человека. Специфика протекания подросткового кризиса»
Вопросы и задания:

  1. «Кризис» как категория психологии развития. Кризис в онтогенезе.

  2. позитивные и негативные характеристики кризисных этапов в жизни человека.

  3. Особенности ребёнка в переходный период от младшего школьного к подростковому возрасту.

  4. Основные противоречия кризиса подросткового возраста.

  5. Специфика протекания кризиса подросткового возраста.


Семинарское занятие 3. «Основные виды деятельности подростка. Проблема определения ведущей деятельности в подростничестве».
Задание: подготовить сообщение реферативного типа по теме занятия (вид деятельности по выбору студента)


Семинарское занятие 4. «Общение подростка со взрослыми и сверстниками».

Задание: подготовить тренинговое упражнение, направленное на становление коммуникативных навыков подростков.


Семинарское занятие 5. «Чувство взрослости как центральное новообразование возраста. Виды чувства взрослости».
Вопросы и задания (на выбор студента)

  1. Чувство взрослости как новообразование подросткового возраста. Подростковая эмансипация (эссе).

  2. Механизмы зарождения чувства взрослости у подростков. Варианты взрослости (реферат).



Семинарское занятие 6. «Развитие сознания и самосознания подростка».

Вопросы и задания

1. Дать характеристику «Я-концепции» как новообразования подросткового возраста. Определить структуру и механизмы её становления.



2. Подобрать ряд диагностических методик и развивающих упражнений для диагностики и становления самосознания подростков.

Семинарское занятие 7. «Характеристика познавательной сферы в подростковом возрасте»
Задание. Дать характеристику основным познавательным процессам подростка и показать методику его диагностики или коррекции.

  1. Ощущения и восприятие.

  2. Внимание.

  3. Память.

  4. Мышление.

  5. Воображение.

  6. Речь.



Семинарское занятие 8. «Личность ребёнка подросткового возраста»
Вопросы для обсуждения.

  1. Охарактеризовать мотивационную сферу подростка.

  2. Раскрыть содержание самосознания подростка, охарактеризовать центральное новообразование личности подростка - чувство взрослости.

  3. Выделить компоненты подросткового эгоцентризма.

  4. Раскрыть особенности половой идентификации подростков.

  5. Охарактеризовать процесс формирования рефлексии, Я-концепции, самооценки в подростковом возрасте.

  6. Указать особенности нравственного развития подростка, охарактеризовать эмоционально-волевую сферу личности подростка.

  7. Выделить основные новообразования личности подростка, раскрыть психологическое содержание кризиса перехода к юности.


Семинарское занятие 9. Типичные проблемы подросткового возраста. Психолого-педагогическое сопровождение развития подростка.
Задание: сообщение реферативного типа «Девиации подросткового возраста» (на выбор студента).


Примерные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов


  1. Образ современного подростка глазами студентов.

  2. Образ современного подростка глазами родителей.

  3. Образ современного подростка глазами самих подростков.

  4. Образ современного подростка глазами педагогов.

  5. Различия в образах современного подростка и подростка 5 лет назад.

  6. Различия в образах современного подростка и подростка 15 лет назад.

  7. Трудности подростка глазами родителей.

  8. Трудности подростка с точки зрения самих подростков.

  9. Трудности подростка глазами педагогов.

  10. Коррекция подростковой агрессивности.

  11. Причины и проявления подростковой тревожности.

  12. Проблема взаимоотношений подростка с родителями.

  13. Условия успешного общения родителей с подростками.

  14. Компьютер и подросток: плюсы и минусы.

  15. Компьютерная зависимость подростков.

  16. Подростковая субкультура (готы, эмо, хиппи и др. – по выбору студента).

  17. Влияние СМИ на личность подростка.

  18. Психолого-педагогическая поддержка подростка в период экзаменов (ГИА).

  19. Подростковая мода: плюсы и минусы.

  20. Подростковая любовь.



Примерная тематика рефератов и мини-исследований

по дисциплине «Психология подросткового возраста»
1. Исследование причин и форм проявления агрессии подростка.

2. Интернет и подросток.

3. Вредные привычки подростка.

4. Конфликты подростков с педагогами.

5. Межличностные конфликты в подростковой среде.

6. Условия конструктивного разрешения конфликтов с подростками.

7. Особенности взаимодействия в системе «учитель – родители» в средней школе.

8. Психолого-педагогические условия преодоления школьной неуспеваемости подростков.

11. Профилактика агрессивного поведения подростков.

12. Коррекция самооценки в подростковом возрасте.

13. Профилактика тревожности в подростковом возрасте.

14. Психологические особенности одаренных подростков.

15. Как научить подростка ответственности.

16. Особенности нравственного развития подростка.

17. Нравственное самосознание подростка: особенности когнитивного, эмоционального и интенционального компонентов.

18. Условия эффективного взаимодействия взрослых с подростками.

19. Подросткоый суицид

20. Кумиры подростков.




Рейтинговая система текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов

Структура накопительной системы баллов основана на рейтинговой системе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов ФГБОУ ВПО «ВГСПУ». Контроль за качеством обучения и ходом процесса освоения дисциплины осуществляется на основе рейтинговой системы оценки учебных достижений студентов. Рейтинговая система предполагает 100-балльную оценку успеваемости студента по учебной дисциплине в течение семестра, 60 из которых отводится на текущий контроль, а 40 – на промежуточную аттестацию по дисциплине (зачет или экзамен).

С учетом теоретико-практического характера дисциплины определена критериальная база рейтинговой оценки (в соответствии с Положением о рейтинговой системе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов ГОУ ВПО «ВГПУ» от «31» августа 2009 г..


Критериальная база рейтинговой оценки


Вид учебной деятельности студента

Баллы

Присутствие на лекционных занятиях

до 5 баллов

Работа на практических занятиях

до 20 баллов

Контрольные мероприятия, срезы (не менее 2-х в семестр)

до 10 баллов

СРС:

  • рефераты,

  • индивидуальные задания,

  • мини-исследования

до 25 баллов

Аттестация (с оценкой)

до 41 балла

Итого

100 баллов

1. Студент, набравший 41 балл, допускается к сдаче зачёта с оценкой.

2. Студент, набравший 60 и менее баллов, получает отметку «незачтено».

3. Студент, набравший 91 – 100 баллов - «отлично»,

76 – 90 – «хорошо»,

61 – 75 – «удовлетворительно»,



60 и менее – «неудовлетворительно».


Перечень вопросов к зачету


  1. Характеристика подросткового возраста в свете различных концепций.

  2. Общая характеристика подросткового возраста в периодизации Д.Б. Эльконина.

  3. Особенности физического развития подростка.

  4. Подростковый возраст как пубертатный период развития.

  5. Проблема определения ведущей деятельности подростка: структура и содержание.

  6. Социальная ситуация развития подросткового возраста

  7. Задачи и сферы развития в подростковом возрасте по М. Клее.

  8. Ведущие мотивы поведения подростка в общении со сверстниками.

  9. Особенности развития самосознания в подростковом возрасте.

  10. Значение общественно-полезной деятельности для развития личности подростков по Д.И. Фельдштейну.

  11. Кризис подросткового возраста: фазы, особенности протекания.

  12. «Чувство взрослости» как центральное новообразование подростка. Виды чувства взрослости.

  13. Особенности общения подростков со взрослыми.

  14. Девиантное и делинквентное поведение подростков.

  15. Варианты формирования подростковой идентичности.

  16. Особенности самооценки подростка. Коррекция самооценки.

  17. Особенности внимания, памяти, воображения и восприятия подростка. Условия их развития.

  18. Характеристика мышления и речи подростка, условия их развития.

  19. Воображение младших школьников: характеристика видов, развитие воображения.

  20. Общая характеристика мотивационно-потребностной сферы личности подростка, доминирующие мотивы и потребности.

  21. Эмоциональная сфера подростка. Дружба и любовь.

  22. Типичные личностные реакции в подростком возрасте.

  23. Типы акцентуация характера и их особенности в подростковом возрасте.

  24. Причины отклонений в развитии подростка.

  25. Особенности нравственного развития в подростковом возрасте.

  26. Ценностные ориентации подростков.

  27. Психологические проблемы подросткового возраста как пубертатного периода развития.

  28. Типичные проблемы подростка, связанные с личностным развитием.

  29. Основные направления работы бакалавра психолого-педагогического направления с подростком

  30. Основные направления работы бакалавра психолого-педагогического направления с родителями подростков и педагогами средней школы.


Информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература
  1. Обухова Л.Ф.Возрастная психология. – М.: МГППУ, 2007. – 464 с.


  2. Психология [Текст]: учебник / под ред. Б.А. Сосновского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 799 с. - (Основы наук). - Библиогр.: с.784-786. - Рекоменд. МО РФ.

  3. Хухлаева О.В. Психология подростка. М.: Академия, 2004.



б) дополнительная литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: 2009.

  2. Волков Б.С. Психология подростка. М.: 2005.

  3. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: 2009.

  4. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: 1987.

  5. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития // Под ред. А.А. Реана. М.: 2003.


в) программное обеспечение и электронные образовательные ресурсы

  • Офисный пакет (Microsoft Office или Open Office)

  • пакет статистических программ SPSS for Windows.

  • Сайты электронных библиотек:

- Электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com

- Университетская библиотека online http://www.biblioclub.ru

- Электронно-библиотечная система http://www.iprbookshop.ru/88-psixologiya.html?catalogebs_start=360.
г) информационно-справочные и поисковые системы,

1. Википедия – свободная энциклопедия. – URL: http://ru.wikipedia.org]



2. Электронная гуманитарная библиотека. – URL: http://www.gumfak.ru]

3. Официальный портал комитета по образованию и науки Администрации Волгоградской области – http://www.volganet.ru/irj/avo.html?guest_user=guest_edu]
Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Семья как фактор социогенеза: ценностно-нормативный аспект
2015 -> «Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог
2015 -> Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
2015 -> Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личности
2015 -> Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательрных учреждений и организаций организация учебного процесса с использованием дистанционных
2015 -> Лекция Как важно понимание семьи Категория: ветераны боевых действий и члены их семей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница