Методические рекомендации по проведению единого урока и родительского собрания по профессиональной ориентации



Скачать 143.36 Kb.
Дата14.02.2016
Размер143.36 Kb.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению единого урока и родительского собрания по профессиональной ориентации

учащихся общеобразовательных школ Костромской области
Т.А. Липаева, канд. филос. наук,

ст. преподаватель кафедры развития

профессионального образования

ОГБОУ ДПО «Костромской областной

институт развития образования»


«Если вы удачно выберете труд

и вложите в него всю свою душу,

то счастье вас отыщет».
К.Д. Ушинский




Пояснительная записка

Актуальность. В образовательном процессе на уровнях национальной системы образования профессиональная ориентация (далее профориентация) рассматривается как одна из функций современного образования, связанная с обеспечением условий для повышения уровня обоснованности осознанного выбора личностью своей будущей профессии и реализации профессиональных планов. В связи с реализацией стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, когда возрастают потребности регионов в определенных специалистах, профориентация школьников как часть всестороннего и гармоничного развития личности, формирования понимания социальной и профессиональной роли в обществе, приобретает огромное значение. Профориентация имеет первостепенное значение в регулировании рынка труда и является основой развития кадрового потенциала региона.

Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных в жизни каждого человека, в его профессиональном становлении, является вопрос о выборе и овладении профессией. В условиях современных рыночных отношений происходят качественные изменения в сфере труда, возникает много новых профессий, мир профессий приобретает чрезвычайную динамичность. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профориентации молодежи.

Современная молодежь оказалась не достаточно подготовленной к новым требованиям политической социально-экономической и кадровой ситуации. Как свидетельствует статистика – большой процент молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. Причины этого зачастую кроятся в том, что большая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью. Именно поэтому учащиеся общеобразовательных школ нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале своей профессиональной карьеры.

Концептуальной идеей методической разработки является усиление роли системы образования как одного из основных социальных институтов в профориентации и профессиональном становлении современной молодежи.

Методические рекомендации разработаны для:

- привлечения внимания руководителей общеобразовательных школ, педагогов, учащихся, родителей к проблеме профессионального самоопределения молодежи;

- активизации деятельности образовательных учреждений по содействию профессиональному самоопределению молодежи через проведение единого урока и родительского собрания по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ.

Материалы предназначены для руководителей образовательного учреждения, заместителей по воспитательной работе с учащимися, классных руководителей, педагогов, социальных педагогов, школьных психологов.

Цель проведения единого урока по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ: актуализация внимания учащихся к выбору профессии и расширение их компетентности в процессе профессионального самоопределения.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

- знакомство учащихся с различными профессиями, раскрытие их социальных, экономических и психологических сторон;

- формирование профессиональных интересов и мотивированных профессиональных намерений у учащихся, которые базируются на знании своего внутреннего мира, а также на социально-экономических потребностях общества и региона;

- информирование учащихся и их родителей о путях получения избранных профессий, об учебных заведениях, профилирующих предметах, сроках обучения, перспективах профессионального роста;

- выработка у учащихся начальных навыков профессионального самоопределения, обеспечивающих подготовку к обоснованному выбору образовательной и профессиональной траектории;

- формирование позитивного отношения к труду, уважения к «человеку труда»;

- установление и реализация взаимосвязи учебных предметов и программ с профориентационной работой;

- выработка системы сотрудничества общеобразовательной школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Планируемые результаты:

актуализация проблемы профориентации молодежи в условиях современного рынка труда;

- активизация деятельности образовательных учреждений по осуществлению профориентационной работы с учащимися и их родителями;

- установление практики сотрудничества в сфере профориентационной деятельности образовательных учреждений, семьи, работодателей, государственных и общественных организаций.
Теоретическая часть

Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий, школы, семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников.

Профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения в России регулируются соответствующими международными правовыми актами, Законом Российской Федерации «Об образовании», Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. N1032-1, Основами законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. №5487-1, Основными направлениями развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации (Постановление Минтруда РФ от 29 августа 1995 г. №47), Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации (Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. №1), другими нормативно - правовыми актами.

В Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации дается следующее определения профессиональной ориентации: профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

Положение определяет следующие направления профориентации:

- профессиональная информация - ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

- профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;

- профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

- профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;

- профессиональная, производственная и социальная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

Образовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) и специальные (коррекционные) учреждения для учащихся с отклонениями в развитии согласно Положению:

- обеспечивают профориентационную направленность учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом, участие в этой работе педагогических коллективов, родительской общественности, специалистов соответствующих организаций и учреждений;

- проводят системную, квалифицированную и комплексную профориентационную работу;

- формируют у учащихся общеобразовательных учреждений сознательный подход к выбору профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностями каждого учащегося с учетом потребности региона в кадрах;

- привлекают учащихся во внеучебное время к техническому и художественному творчеству, повышают его роль в выборе профессии;

- организуют профессиональное просвещение и консультирование учащихся, формируют у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах;

- организуют дифференцированное обучение учащихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей;

- обеспечивают органическое единство психолого-педагогической и медицинской консультации, профессионального отбора (подбора) молодежи, поступающей в образовательные учреждения профессионального образования;

- используют возможности психологических служб, организуемых в образовательных учреждениях, для организации и проведения профориентационной работы.

Основными компонентами профориентационной работы являются:

1. Профессиональная диагностика. Различные диагностические методики и тесты позволят определить интересы и предпочтения ученика, мотивы выбора им той или иной профессии, некоторые особенности его характера, личности, имеющие значение для выбора профессии.

2. Профессиональное просвещение – ознакомление школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием и особенностями профессий, тенденциями их развития, потребностями в кадрах экономики страны и региона, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и последующего профессионального роста.

3. Групповые обучающие занятия и тренинги. Данные занятия должны обучить школьников правилам подготовки к вступительным занятиям, прохождению собеседования при приеме на работу, приемам решения возможных препятствий на пути к профессиональным достижениям и т.п.

4. Профессиональная консультация – содействие в профессиональном самоопределении учащихся, основанное на индивидуальном изучении личности школьника и оказании адресной помощи.

В практике профориентационной работы следует руководствоваться следующими принципами:

- связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи учащемуся в выборе его будущей профессии в единстве и взаимосвязи с потребностями современной экономики в квалифицированных кадрах; 

- систематичность профориентации с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс; 

- дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, интересов и способностей;

- взаимосвязь школы, внешкольных учреждений, семьи, профессиональных учебных заведений, работодателей и общественности.
Методическая часть

Единый урок по профориентации

При постановке цели единого урока по профориентации школьников и форм его проведения необходимо учитывать возрастные особенности учащихся:



1-4 классы. Цель: знакомство с миром профессий, формирование положительного отношения к труду, раскрытие важность и необходимость труда для общества, силы и красоты труда, потребности быть полезным людям.

Формы:


- традиционный урок,

- урок-игра. Примерные темы урока: «Кем быть?», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Я бы в летчики пошел, пусть меня научат», «Расскажи о профессии любимого героя (на примере героев художественных произведений и мультипликационных фильмов)», «Мама, папа на работе». Оформление выставки сочинений, рисунков, творческих работ.



5-7 классы. Цель: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»).

Формы:


- урок-викторина,

- диалоговая беседа. Примерные темы урока: «Что я знаю о профессиях?», «Профессии наших родителей», «Мастер своего дела», «Все работы хороши - выбирай на вкус», «Есть такая профессия – Родину защищать». Оформление выставки плакатов, рисунков, сочинений, творческих и проектных работ.



8-9 классы. Цель: знакомство с конкретными видами трудовой деятельности, формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения, формирование нравственных основ и ответственности в выборе жизненного пути.

Формы:


- деловая игра,

- урок-викторина,

- урок-диспут,

- диалоговая беседа. Примерные темы урока: «Человек и профессия», «Профессионал своего дела», «Профессии моего города», «Мастером не рождаются, мастером становятся», «Не профессия красит человека, а мир профессию». Оформление выставки творческих работ и проектных заданий.



10-11 классы. Цель: помощь в выборе профессии, обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Формы:


- деловая игра,

- урок-лекция,

- урок-диспут,

- урок-конференция,

- диалоговая беседа. Примерные темы урока: «Профессия и карьера», «Человек XXI века», «Мой профессиональный старт», «Что век грядущий нам готовит?», «Будущее в наших руках». Оформление выставки творческих и проектных работ.
Системная профориентационная работа общеобразовательных школ может включать следующие формы:

- работа школьных предметных факультативов, кружков по интересам («Юный эколог», «Юный бухгалтер», «Юный экономист», «Юный менеджер» и.п.);

- профориентационная экскурсия в профессиональные учебные заведения и на предприятия;

- соревнования и конкурсы по трудовому многоборью;

- лектории;

- сюжетно-ролевые игры;

- работа трудовых объединений школьников;

- профориентационное краеведение;

- шефство преподавателей профессиональных заведений, специалистов предприятий и организаций над образовательными учреждениями;

- проведение дней открытых дверей на предприятиях и в учебных заведениях;

- ярмарки учебных и рабочих мест с участием учебных заведений, работодателей, Центра занятости;

- родительские собрания;

- выставки в библиотеках литературы о профессиях;

- мастер-классы от приглашенных специалистов;

- предметные олимпиады, тематические фестивали.

Так же общеобразовательным школам рекомендуется:

- проводить специальным образом организованные тестирования и анкетирования учащихся по самому широкому кругу проблем, связанных с профориентацией;

- оформить стенды и уголки по профориентации;

- создать странички на школьном сайте с подзаголовком «Профориентация».

Информация для стендов: образовательная карта Костромской области с перечнем образовательных учреждений профессионального образования всех уровней; расписание профориентационных уроков, анкетирования, консультаций, тренингов, родительских собраний, экскурсий; объявления о встречах со специалистами различных сфер профессиональной деятельности, представителями учреждений профессионального образования; информация для старшеклассников о наличии вакантных мест на различных предприятиях, в фирмах и учреждениях с целью трудоустройства на период каникул.

При подготовке и проведении в общеобразовательных школах указанного комплекса мероприятий по профориентации учащихся общеобразовательных школ организаторам следует обратиться к проекту «Моя профессиональная карьера», разработанного кафедрой развития профессионального образования Костромского областного института развития образования. Проект выложен на электронном портале «Образование Костромской области» (Моя профессиональная карьера). Проект содержит следующую информацию.

Для учащихся:

- перечень образовательных учреждений системы НПО и СПО Костромской области (специальности, сроки обучения, контакты);

- профессиограмма (перечень профессий, требования к профессии, необходимые профессиональные качества, медицинские противопоказания, требования к профессиональной подготовке);

- трудоустройство (службы содействия в трудоустройстве выпускников в учреждениях СПО, вакансии портала государственных органов Костромской области, Департамента по труду и занятости Костромской области, Департамента здравоохранения Костромской области);

- календарь профессиональных праздников.

Для преподавателей:

- методики для профотбора;

- профориентационные тесты;

- презентации занятий по профориентации;

- виртуальные кабинеты профориентации ряда образовательных учреждений.

Для родителей:

- правовые вопросы, связанные со статусом образовательных учреждений;

- правила подачи заявлений в приемные комиссии;

- консультация психолога по теме «как помочь сдать ребенку экзамены;

- перечень востребованных профессий/специальностей в Костромской области по программам НПО и СПО.

Основными результативными критериями и показателями эффективности профориентационной работы принято считать:

- достаточная информация о профессии и путях ее получения, четкое представление о содержании и условиях труда в избираемой профессии, требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах;

- потребность в обоснованном выборе профессии, т.е. самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана;

- уверенность школьника в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности;

- степень самопознания школьника, т.е. насколько глубоко он способен осознать свои профессионально важные качества;

- наличие у учащегося обоснованного профессионального плана, четких представлений о стратегии своих дальнейших действия на пути овладения той или иной профессией.

Системная профориентационная работа с родителями общеобразовательных школ может включать следующие формы:

- проведение тематических лекториев;

- индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися;

- участие родителей в проведении экскурсий учащихся на предприятия и в учебные заведения;



- участие родителей в организации временного трудоустройства учащихся во время каникул;

- «круглые столы» с участием родителей по актуальным вопросам профессионального самоопределения школьников.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница