Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, вопросы для самоконтроля и вопросы к зачету



Скачать 356.17 Kb.
Дата27.05.2016
Размер356.17 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение


высшего профессионального образования
«Уфимский государственный нефтяной технический университет»
Кафедра истории и культурологии


М.М. Каримов
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения

Уфа


2016

Данные учебно-методические указания предназначены для проведения семинарских занятий по дисциплине «Культурология» для подготовки бакалавров очной формы обучения по направлению подготовки «Эканомика»
Рецензенты: Профессор, д.и.н. В.А. Надеждина

Зав. кафедрой ИК, к.т.н. Р.М. Мазитов


Учебно-методическое пособие имеет целью помочь студентам очной формы обучения в изучении курса культурологии. Методические материалы включают: план учебных занятий, литературу, методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, вопросы для самоконтроля и вопросы к зачету.

Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2016



Содержание

Введение …………………………………………………………………4

Тема 1. Культура – основное понятие культурологии. ………………. 5

Тема 2. Человек и культура. Приоритеты в культуре. . …… …………7

Тема 3. Проблема культурной целостности. Культурная картина

мира……………………………………………………………..10

Тема 4 Этническое, национальное, цивилизационное измерение

культуры. Культура и цивилизация.…………………………12

Тема 5 Социальные институты культуры и управление

культурой …………………………………………………. 15

Тема 6. Исторические модели культуры. …………………………… 17

Тема 7. Запад и Восток. Русская культура и ее типологическая характеристика ………………………………………………...19

Содержание вопросов для зачета…………………………………21

Введение
Семинарские занятия – одна из важнейших форм учебного процесса по курсу «Культурология». На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых невозможно сформировать целостное представление о культуре. Поэтому главным условием усвоения курса является тщательная подготовка студента к каждому семинарскому занятию. Данная учебно-методическая разработка как раз составлена с целью оказания помощи при подготовке к семинарам. Она содержит тематику и планы семинарских занятий, что позволяет студентам предварительно ознакомиться с теми вопросами, которые выносятся на обсуждение. Важной составной частью учебно-методической разработки являются методические рекомендации. Обращение к ним призвано помочь студентам, с одной стороны, определить круг проблем, затрагиваемых в рамках изучения определенного вопроса. С другой стороны, методические рекомендации помогают также сориентироваться в рекомендованных к семинарским занятиям литературе. В учебно-методической разработке к каждому семинару прилагаются контрольные вопросы, которые могут быть использованы как самими студентами в целях самоконтроля, так и преподавателями для определения степени подготовки последних к соответствующим вопросам семинарского занятия.

Семинар №1.

Тема№1: «Культура – основное понятие культурологии ».


  1. Появление понятия «культуры» в языке, философии и науки.

  2. Различные подходы к определению культуры. Культура и антикультура.

  3. Категории культурологии: язык, символ, код, артефакты культуры.

  4. Ценности и ценностные идеалы.


Основная литература:

        1. Каримов М.М. Культурология: учебник. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2014.-

( Электронный ресурс) http://172.16.7.180; http://history.rusoil.net/

2. Культурология: учебник/ Под ред. М.М. Каримова.– Уфа: Изд-во УГНТУ, 2014.– ( Электронный ресурс) http://172.16.7.180; http://history.rusoil.net/



Дополнительная литература:

              1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология: учебник для студентов вузов. - М., 2007.- С. 98-102 (1-2 вопр.)

  1. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. - СПб., 2008.- С.12-15, 33- 34(1-2 вопр.), 15-25 (3-4 вопр.).

  2. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. — М.,2007.- С. 22-26, 69-74, 222-226 (1-2 вопр.), 110-117(3- вопр.)

  3. Культурология: учебник для вузов / под ред. Б.А.Эренгросс.— М., 2007. С.- 466-470 (3- вопр.)

              1. Культурология: учебник / под ред. М.М.Каримова; - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2008.- С.17-21(1-2 вопр.), С.31-39 (3-4 вопр.).



Методические рекомендации
1.Приступая к изучению культуры, следует отметить, что слово «культура» является одним из наиболее употребляемых. Но это говорит скорее о многозначности его смыслов, чем об изученности самого феномена культуры.

В повседневной речи это слово связано с культурой обслуживания и культурой быта, музеями, театрами, правилами поведения и т.п. Однако между обыденным и научным представлением о культуре дистанция огромного размера. Обратите внимание, что теоретическое понятие, в отличие от житейского представления, указывает не на внешние признаки, а на внутреннюю причину, которое породило данное явление.

Необходимо отметить, что слово «культура» появилось задолго до возникновения понятия «культура». Это слово появилось в латинском языке. Какой первоначальный смысл оно имело? Как расширил применение слова «культура» римский философ и оратор Цицерон? Слово «культура» латинского происхождения, но еще раньше в греческой античности появилось слово-аналог «пайдейя». Оно означало, как и у римлян, и «воспитание-образование», и «культ, поклонение». Слова «культура» и «культ» являются однокоренными. Европейское средневековье сделало акцент на втором. Подумайте, чем связаны забвение первого значения в это время и возврат к античному смыслу в эпоху Возрождения?

2.Слово «культура» стало употребляться в качестве научного термина в историко-философской литературе европейских стран со второй половины XVIII века — «века Просвещения». Причем постепенно выделилось два аспекта в его трактовке: аксиологический и антропологический. В чем особенность трактовки культуры обозначенными подходами?

В науке существует очень много определений культуры: по подсчетам американских ученых А.Кребера и Х.Клакхона - более 500. Чем вы можете объяснить такое многообразие? На какие группы подразделяют все эти определения в зависимости от принципа, который выносится на первый план?

От многообразия определений «культура» следует отличать многозначность этого слова — его постоянное использование в разных, нередко исключающих друг друга смыслах. В каких значениях используют слово «культура»? Все ли рукотворное (т.е. произведенное человеком) можно отнести к культуре? Здесь следует обратиться к понятию «антикультура». Какое содержание вносят представители аксиологического подхода в это понятие?

3. Культура характеризуется своими элементами. К ним относится язык, символ, код культуры и культурный артефакт.

Язык - один из основных элементов культуры. Языки культуры подразделяются на две группы. Какие? Естественный язык существует в различных формах, каких? Обратите внимание на значение языка для этноса.

Символ - узловое понятие, в котором синтезируются различные аспекты культуры и жизнедеятельности людей. Согласны ли вы с утверждением, что человек — это «животное, созидающее символы». Обоснуйте свой ответ. Познакомьтесь с теориями символов Эрнеста Кассирера, Карла Юнга, К. Леви-Стросса, А.Ф. Лосева.

Важное значения для понимания культуры отводится культурному коду. Когда возникает необходимость в культурном коде? Докажите, что без знания кода культурный текст окажется закрытым, непонятным, невоспринятым. Какими свойствами должен обладать основной код культуры?

Культура есть мир человеческой деятельности или мир артефактов. Дайте определение артефакта. Обратите внимание на объективную и субъективную стороны артефакта. Приведите примеры разнообразия артефактов по своему характеру и содержанию.

4. От всего живого на Земле человек отличается в первую очередь своей способностью оценивать мир, в котором живет. Ценности - витальные, материальные и духовные реалии, позволяющие людям удовлетворять их желания, потребности, интересы, чаяния и заставляющие прилагать усилия для их достижения, созидания, сохранения и приумножения. Для человека вся совокупность ценностей имеет иерархический характер. Приведите такого рода примеры. Как вы прокомментируете, что ценности бывают относительными и абсолютными.

Высшие ценности формируют представления об идеале. В истории мысли вопрос о содержании идеала, его природе и происхождении решался в зависимости от культурных традиций, философских и религиозных предпочтений. Познакомьтесь с ними.
Вопросы для самопроверки:


  1. Что такое культура? Каково этимологическое содержание термина "культура"? В чем особенность обыденного и научного понимания культуры?

  2. Связаны ли между собой понятия «культура» и «культ»?

  3. Как соотносятся между собой понятия "культура" и "прогресс"?

  4. Что понималось под культурой в эпоху Просвещения?

  5. Назовите авторов определений культуры и их произведения. Какой смысл вкладывали они в него?

  6. Назовите три подхода современной науки в определении культуры. Раскройте их суть.

  7. В чем причина многообразия подходов к определению культуры?

8. Дайте определение языка в широком смысле. Какие виды языков вы знаете? В чем специфика искусственных и естественных языков?

  1. Что такое ценность и ценностные идеалы? Какие виды ценностей вы знаете?

  2. Что такое "знак" и "символ"? Каково их происхождение? В чем отличие знака-символа от других видов знаков? Каково значение символа в культуре?

  3. Что такое "культурный код"? Какова функция культурных кодов?



Семинар №2.

Тема№2: Человек и культура. Приоритеты в культуре.


  1. Человек, природа, культура. Человек как творец и продукт культуры.

  2. Теории происхождения культуры.

  3. Функции культуры. Формы и механизмы приобщения к культуре.

  4. Культурная идентичность и маргинальность в культуре


Основная литература:

        1. Каримов М.М. Культурология: учебник. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2014.-

( Электронный ресурс) http://172.16.7.180; http://history.rusoil.net/

2. Культурология: учебник/ Под ред. М.М. Каримова.– Уфа: Изд-во УГНТУ, 2014.– ( Электронный ресурс) http://172.16.7.180; http://history.rusoil.net/



Дополнительная литература:

  1. Грушевицкая Т.Г Садохин А.П., . Культурология. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. - М., 2007.- С. 102-106, (2 вопр.), 189-201. (3 вопр.), 194-198(4 вопр.)

  2. Гуревич П.С. Культурология. – М., 2007. – С. 32-42(1 вопр.) 47-54.(2 вопр.), 225-235. (4 вопр.)

  3. Культурология: учебник для вузов / под ред. Б.А.Эренгросс.— М., 2007. – С.108-124,162-164.(1 вопр.).

  4. Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А.Радугина – М.: Центр, 2001. – С. 54-55.

  5. Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В.Драча. – Ростов-н/Д., 2001. – С.104-112.

  6. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: учеб. пособие для вузов.-М., 2001.- С.158-165 (4 вопр.)

  7. Полищук В.И. Культурология: учеб. пособие. - М., 1998. – С.137-138, (2 вопр.), 38-40.(3 вопр.).


Методические рекомендации
1. Если культура - «вторая природа», как она соотносится с первой? Противостоит ли она природе? Следует обратить внимание, что во взаимодействии с миром человек использует две основные формы деятельности: непосредственное потребление человеком природных ресурсов; но главная — преобразование природы, создание артефактов. Какие потребности человека они обеспечивают? К каким результатам в культуре приводит взаимодействие человека с природой. Следует иметь в виду, что оно оценивается неоднозначно.

Огромно влияние природы на образ жизни человека. На конкретных примерах покажите, как географическая среда участвует в формировании и функционировании культуры. Во взаимодействии культуры и природы следует обратить внимание на следующие аспекты: хозяйственно-практический, экологический, медико-гигиенический, этический, эстетический.

Источник культуры — сам человек. Пренебрежение человеком и человеческими отношениями в обществе в конечном итоге скажется и на состоянии культуры. Человек является и объектом, и субъектом культуры. Созидание человеком культуры как необычайно сложное явление бесконечно. Таким же нескончаемым оказывается процесс воздействия ценностей культуры на личность. Обратите внимание, что понятие «личность» тесно связывается с понятиями «индивидуальность» и «индивид».

Как они соотносятся друг к другу? Достаточно ли одной индивидуальности для формирования личности? Как различить понятия «индивидуальность» и «индивидуализм»? При каких условиях «объект культуры» становится ее «субъектом» (творцом) культуры?

2. В результате длительнейшего процесса развития в бесконечном пространстве природы и в конечном пространстве Земли на одном ее небольшом участке (Юго-Восточная Африка) биологическая форма материального бытия преобразовалась в антропосоциокультурную. Это был процесс одновременного и совместного формирования триединой целостности — человека, общества и культуры.

Проблема происхождения культуры — одна их самых сложных в науке, неслучайно в ее решении выявилось множество теорий, концепций и подходов. На практическом занятии предлагается обратиться к наиболее известным попыткам решения данной проблемы. Особенно следует обратить внимание на теории: культурогенеза И.Г.Гердера, игровую, символическую, школу психоанализа и др.

3. Сложность, многообразие проявлений культуры, ее многомерность определяют и многообразие ее функций. Функции культурыэто совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей.

Но в вопросе о количестве функций культуры среди культурологов нет полного единодушия. В работах разных авторов зачастую одни и те же функции обозначаются по-разному. Сопоставление различных точек зрения по данному вопросу позволяет сделать вывод, что к числу основных функций культуры относятся адаптивная, коммуникативная, знаковая (сигнификативная), познавательная, информационная, интегративная, регулятивная, релаксационная, аксиологическая, социализации и инкультурации. Причем некоторые исследователи в качестве главной функции выделяют гуманистическую (человекотворческую). Согласны ли вы с такой оценкой последней функции и почему?

Функций культуры много, и все они важны. Тем не менее следует иметь в виду, что не все в культуре может быть объяснено с помощью понятия «функция». Культуру нельзя рассматривать лишь под углом зрения того, как она обслуживает общество, так как она обладает самостоятельной ценностью. Она возникла как способ существования жизни и превратилась в сущность жизненного существования. С функцией социализации и инкультурации тесно связана проблема человека как объекта, так и субъекта культуры.

4. Культурная идентичность — принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе, формирующая ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом. Представления людей о самих себе зачастую весьма существенно различаются от культуры к культуре. Когда возникает необходимость в самоидентификации? Обратите внимание к каким последствиям приводит ее отсутствие. Кого называл «манкуртами» писатель Ч. Айтматов? Может ли человек обладать сразу несколькими идентичностями? Обоснуйте свой ответ.

Культурная идентичность обладает двойственной функцией. Раскройте её суть.Утрата идентичности находит выражение в таких болезненных явлениях, как отчуждение, ощущение «разорванности бытия», деперсонализация, маргинализация, психологическая патология, асоциальное поведение и пр.



Маргинальность — современное явление. Маргинала обычно характеризует принадлежность к двум или нескольким культурным группам. Раскройте причины возникновения маргинальной культуры. С какими проблемами сталкиваются лица маргинального типа? Понятие «маргинальное» часто употребляться исключительно с оценочно-негативным оттенком. Разделяете ли вы точку зрения, что маргинал — это обязательно деклассированный, культурно дезориентированный человек? Если нет, то приведите убедительные примеры, опровергающие её. Сделайте вывод о главной тенденции маргинальности.

Вопросы для самопроверки:


  1. Охарактеризуйте оппозицию «культура» — «природа».

  2. Сформулируйте определение понятия "функции культуры". В чем проявляется полифункциональный характер культуры?

  3. Что общего между социализацией и инкультурацией и чем они отличаются?

  4. Как решить проблему приоритетов - права человека или права нации?

  5. Что собой представляет мир человека? Что делает человека личностью? Совместимы ли социализация и формирование творческой индивидуальности?

  6. В чем трудности эволюционной (трудовой) концепции культурогенеза? В чем 3. Фрейд не соглашался с К. Марксом?

  7. На чем основываются убеждения Иоганна Хёйзинга в том, что игра старше культуры? Сторонником и последователем игровой концепции культурогенеза является Е. Финк. Почему в ряд пяти основных феноменов человеческого бытия он включает игру?

  8. Культура выступает в теории Эрнста Кассирера как символическая вселенная, а человек - творец и создатель символов. Какие символы и символические системы создаются человеком?

  9. Что такое мир ценностей личности? Как соотносятся мир ценностей индивида и общества?

  10. Что такое культурная самоидентичность? Какую личность называют маргинальной?

  11. Как соотносятся понятия «культурная самоидентичность» и

«маргинальность»?


Семинар №3.

Тема№3: Проблема культурной целостности. Культурная картина мира.


  1. Единство и многообразие культур.

  2. Классовое, национальное, интернациональное содержание культуры. Общечеловеческое в культуре.

  3. Понятие культурной традиции; её значение для целостности культуры.

  4. Культурная картина мира. К. Ясперс «Истоки истории и ее цель».



Основная литература:

        1. Каримов М.М. Культурология: учебник. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2014.-

( Электронный ресурс) http://172.16.7.180; http://history.rusoil.net/

2. Культурология: учебник/ Под ред. М.М. Каримова.– Уфа: Изд-во УГНТУ, 2014.– ( Электронный ресурс) http://172.16.7.180; http://history.rusoil.net/



Дополнительная литература:

  1. Бачинин В.А. Культурология. Энциклопедический словарь. - СПб., 2005, .- С.263-264 (3- вопр.)

  2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология: учебник для студентов вузов. - М., 2007.- С. 114-121 (1- вопр.)

3. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. - СПб., 2008.- С.33-34 (1- вопр.)

4. Культурология: учеб. пособие / сост. и отв. ред. А.А Радугин. – М., 2007.- С. 59-63 (4 вопр.).



  1. Культурология: учеб. пособие для вузов / под ред. С.В.Лапиной.- Минск, 2007.- С.21-28 (1вопр.)

  2. Культурология: учебник для вузов / под ред. Б.А.Эренгросс.— М., 2007. С.- 464-466 (3- вопр.)

  3. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: учеб. пособие для вузов.-М., 2001.- С.154-157 (2- вопр.)

  4. Полищук В.И. Культурология: учеб. пособие. - М., 1998. С.- 53-55(3- вопр.), С.- 56-58(2- вопр.)

  5. Романов Ю.И. Культурология. — СПб.,2007. –С.128-129 (4 вопр.).


Методические рекомендации
1.Перечисляя все явления культуры в хаотическом порядке, мы получим бессмысленную мешанину, пока не взглянем на каждое из перечисленных явлений как на один из взаимосвязанных элементов культуры. Культурология изучает не отдельные проявления культуры, а всю культуру как целостность. Система — совокупность связанных друг с другом элементов, образующих определенную целостность, единство. Культурология как наука стремится выработать целостное представление о культуре. В чем суть системного подхода в культурологии? При этом следует обратить внимание, что культура как система, как целостность существует и развивается в связи с обществом и в зависимости от общества. Общество выступает как макросистема по отношению к культуре. В то же время общество испытывает влияние культуры как одного из его подсистем. В какой взаимосвязи находится культура с другими подсистемами общества? Что дает системный подход для исследователя культуры?

Морфология культуры - составная часть теории культуры, изучающая основные структурные элементы, типичные формы культуры как сложной целостной системы, принципы их взаимодействия. Следует отметить, что исследователи, занимающиеся проблемами морфологии культуры, используют различные методологические принципы в определении морфологических форм культуры (М. Каган, А.Флиер и др.)

Наиболее распространенными принципами классификации культуры являются: по родам деятельности - материальная и духовная; по носителю культуры - народная (этническая), национальная (элитарная) и массовая культура.

Выделение в культуре материальной и духовной форм носит условный характер: в чистом виде ни та, ни другая не существуют. Любая вещь, явление в системе культуры (артефакт) имеет материально-духовный характер.

2. Современная теория культуры в число основных проблем современности выводит вопрос о соотношения общечеловеческого, национального, интернационального и классового в культуре.



В классовом обществе по отношению к любым духовным ценностям проявляются социально-классовые пристрастия, интересы. К каким последствиям это приводит?

Национальное в культуре - это прежде всего самосознание народа, нации, личности, выраженное в языке, искусстве, религии, обычаях и обрядах. Мировые достижения отдельных культур интересны миру как конкретно-национальное явление (русская литературе ХIХ века, немецкая классическая философия) получили мировое признание, так как основные их положения имеют универсальный характер.

Следует всегда различать национальное и националистическое. Грань же может быть едва различимой. Как вы прокомментируете высказывание Хейзинги, что национальное сознание возможно культивировать только в том случае, «если оно чистое»? Приведите примеры гармоничного сочетания национального и интернационального в культуре.



Проблема интернационального в культуре и духовной цивилизации - это проблема общечеловеческих ценностей, выраженных в конкретных ценностях и социальных нормах, традициях. Однако следует отметить, что полнота проявлений в национальной культуре общечеловеческого, — что значительно шире понятия интернационального — находится в прямой зависимости от полноты проявления в ней национально-самобытного. Что понимают под общечеловеческой культурой? Может ли общечеловеческое проявляется через космополитическое? Обоснуйте свой ответ.

В конце своего выступления сделайте вывод о сложной сочетании классового, национального, интернационального и общечеловеческого в культуре.

3. Культурные традиции — это основные накопители и трансляторы стандартизированного социального опыта общества. Каковы их основные функции? В каких обществах традиции являются доминирующим средством социальной регуляции? Поразмышляйте над проблемой, есть ли место традиции в модернизированных странах. Чем заменяются традиции в таких обществах?

Если традиция вносит в социальные отношения устойчивость, то как с этим стыкуются выражение Гегеля, «традиция не есть неподвижная статуя: она — живая и растет подобно могучему потоку, который тем более расширяется, чем дальше он отходит от своего истока». Что бы сказали по этому поводу?

Общества, в которых доминирует традиция, принято называть традиционными. В культурологии различают культурную традицию и традиционализм. Это не одно и то же. Обоснуйте разницу.

4. Духовные ценности тесно связаны с формированием культурной картины мира. Какие ценности лежат в основе ее формирования? На что влияет культурная картина мира? Культурная картина мира это целостный образ мира, который формируется в рамках исходных мировоззренческих установок. Подумайте, из чего складывается картина мира, если учесть, что она должна состоять из установившихся форм, отражающих особенности мировосприятия определенной группы людей или народа.

Исходя из форм сознания, мировоззренческих установок какие виды картины мира можно выделить? Какую роль выполняет культурная картина мира для человека?

Ясперс предложил схему единого мира, единой, культурной картины человечества Культура едина, в ней слито историческое и современное, общее и специфическое. К чему приводит нарушение этого единства в развитии культуры? Уже с древних времен, писал К.Ясперс, человек пытался воссоздать единую картину универсума. Эта картина представлялась то в виде мифа, то в виде религиозного учения, то в историческом трактате. При создании целостной картины культуры он обратил внимание на такое явление в культуре как «осевое время». Какое время Ясперс называет «осевым»? Что такое» осевые культуры» и «осевые народы»?


Вопросы для самопроверки:


  1. Почему культуру, несмотря на многообразие ее форм, можно рассматривать как систему, т.е. в её единстве?

  2. Если культура - это и классовое, и национальное, и религиозное, и общечеловеческое явление, то возникает один существенный вопрос: что предпочтительно, приоритетно в культуре? Что из всех явлений в культуре наиболее важно и наиболее ценно для человека?

  3. В чем суть взаимодействия национального, интернационального и общечеловеческого в культуре?

  4. Сопоставьте понятия «культурная традиция» и «традиционализм».

  5. Какова роль традиций в культуре?

  6. Что подразумевается под «культурной картиной мира»?

  7. На чем основана целостная культурная картина мира?

  8. Исходя из форм сознания, мировоззренческих установок какие картины мира можно выделить? Из чего складывается картина мира?

  9. Что такое» «осевое время»? Как оно повлияло на формирование культур?

  10. Что дает понятие «осевого времени» для восприятия культуры?


Семинар №4.
Тема№4: Этническое, национальное, цивилизационное измерение культуры. Культура и цивилизация.


        1. Этническая, национальная культура. От этнического к национальному.

        2. Культура и цивилизация; соотношение понятий. Культура как основание цивилизации.

        3. Мировая и национальная культура.


Основная литература:

        1. Каримов М.М. Культурология: учебник. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2014.-

( Электронный ресурс) http://172.16.7.180; http://history.rusoil.net/

2. Культурология: учебник/ Под ред. М.М. Каримова.– Уфа: Изд-во УГНТУ, 2014.– ( Электронный ресурс) http://172.16.7.180; http://history.rusoil.net/



Дополнительная литература:

              1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология: учебник для студентов вузов. - М., 2007.- С. 106-113, (2 вопр.), 122-125 (3 вопр.)

              2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 3 ч. - М., 1997.- Ч.П.-С. 261-270, 422-427 (1 вопр.)

              3. Ерасов Б.С. Цивилизации: Универсалии и самобытность. — М.: Наука, 2002. – С.12-36, 104-105 (2 вопр.).

              4. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. - СПб., 2008.- С.63-71(2 вопр.)

              5. Культурология: учебник / под. ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. — М.,2007.- С346-348(1 вопр.).69-81, 332 (2 вопр.), 368-377( 3 вопр.).

              6. Культурология: учеб. пособие для вузов / под ред. С.В.Лапиной.- Минск, 2007.- С. 34-36 ( 1 вопр.).

              7. Культурология: учебник для вузов / под ред. Б.А.Эренгросс.— М., 2007. С. 386-408 (1 вопр.)

              8. Левяш И.Я. Культурология. – Минск,2006. - С. -16-25(2 вопр.);


Методические рекомендации

Культурология, как отмечалось ранее, рассматривает культуру как целостную систему. Следовательно, в основу типологии культуры должен быть заложен принцип, позволяющий выделить типы по каким-то основополагающим принципам, фундаменту или идейно-смысловому ядру культуры.

1.Подразделение культуры по ее носителю (субъекту) сформировалось в ходе исторического развития. Изучение этнической (народной) необходимо начать с определения смыслов понятий «этнос» (народ), «нация». При этом следует иметь в виду, что они могут существенно отличаться от представлений в других общественных науках, поэтому пользуйтесь справочниками и учебными пособиями по культурологии.

Обратите внимание на характерные черты этих форм (пластов) культуры, в каких сферах культуры они проявляются, как взаимодействуют этническая и национальная, культура.

Для этнической культуры характерен этноцентризм, который связан с отношениями данного этноса к другим культурам. Народная культура - культура «крови и почвы». Обратите внимание на интегративный и дезинтегративный характер народной культуры. Дайте оценку этому явлению в культуре.

Взаимодействие культур, их диалог - наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений. И наоборот, когда в обществе есть межэтническое напряжение и тем более, межэтнические конфликты, то диалог между культурами затруднен, взаимодействие культур может носить ограниченный характер.



Национальная культура тесно связана с этнической, но не сводится к ней. Этнос и нация, черты различия. Процесс формирования нации, национального языка, литературы и культуры. Национальная интеллигенция как носитель национальной культуры. Элитарный характер национальной культуры.

Приведите примеры различных вариантов формирования национальных культур. Взаимодействие национальной и этнической культур при определенных условиях могут доходить почти до разрыва (как это было в русской культуре).

2. При изучении литературы, касающейся проблемы историко-культурных типов, столкнетесь с понятием "цивилизация". Для его уяснения следует обратиться к терминологическому словарю и рекомендованной литературе. Сопоставьте данное понятие с понятием "культура". При этом следует помнить, что понятие «цивилизация» столь же многозначно, как и понятие «культура».

Ознакомьтесь с основными теориями цивилизации. При этом обратите внимание на неоднозначность оценки цивилизации: с одной стороны, она выступает как более высокая ступень, которой предшествует варварство; с другой, согласно Шпенглеру, это упадок культуры. Как понимает марксизм сущность цивилизации? Какова современная трактовка антитезы "культура - цивилизация"?

В качестве основных факторов появления цивилизаций называют город, разделение труда (выделение торговли и ремесел, образование, разделение на классы) и социальные институты (прежде всего – государство). Каково содержание и роль этих начал? Понятие «цивилизации» не совпадают с государством, нацией или любой социально-политической и религиозной группой. Продемонстрируйте это положение на конкретных примерах. Раскройте роль культуры как идейно-смыслового ядра цивилизации.

3. Современная мировая культура многолика. Представители «культурного релятивизма» исходили из признания несовместимости и отсутствия точек совпадения культур различных стран, народов и эпох. Кто из культурологов отрицал понятие «мировая культура» и почему? Какие тенденции в современном мире подтверждают их правомерность?

Как бы ни были многообразны формы культуры, в них обнаруживаются и черты единства, совпадения в предметах культуры, в способах деятельности людей, независимо от хронологической и географической отдаленности. Приведите аргументы (примеры) подтверждающие это. Анализ данной проблемы будет неполным, если не ответить на следующие вопросы: Исключает ли мировая культура национальную самобытность? Из чего складывается мировая культура?
Вопросы для самопроверки:


  1. Какими факторами вызваны этническое и национальное измерения культуры? Как они взаимодействуют друг с другом?

  2. Что такое этноцентризм? Дайте оценку этому явлению в культуре.

  3. Назовите различные варианты формирования национальных культур.

  4. Что такое «национализм»?

  5. Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»? Какие есть точки зрения на этот счет?

  6. Каково значение культуры в формировании цивилизации?

  7. Назовите социокультурные функции цивилизации.

  8. Что подразумевается под мировой культурой? Означает ли это преодоление национального в культуре?

  9. Совместимы ли понятия "замкнутые культуры" и "общемировой процесс"?



Семинар №5.
Тема№5: Социальные институты культуры и управление культурой
1.Роль социальных институтов в культуре

2. Государство и культура. Государственная культурная политика

3. Культура и рынок. Предпринимательство и культура

4. Семья как социальный институт культуры. Образование и культура.


Основная литература:

        1. Каримов М.М. Культурология: учебник. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2014.-

( Электронный ресурс) http://172.16.7.180; http://history.rusoil.net/

2. Культурология: учебник/ Под ред. М.М. Каримова.– Уфа: Изд-во УГНТУ, 2014.– ( Электронный ресурс) http://172.16.7.180; http://history.rusoil.net/



Дополнительная литература:

              1. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 1997. - С.303-331(1-4 вопр.).

              2. Ерасов Б.С. Цивилизации. Универсалии и самобытность. - М., 2002. - С.28-430 (2- вопр.),

  1. Культурология: учебник / под ред. М.М.Каримова; - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2008.- С.112-124(1-4 вопр.).

  2. Культурология: учебник / под. ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. — М.,2007. .- С.183-124188, 91-192(1 вопр.),189-191(4 вопр.),

  3. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: учеб. пособие для вузов.-М., 2001. - С.269-273 (2- вопр.),



Методические рекомендации
1. Социальные институты культуры – совокупность социальных структур и общественных учреждений, в рамках которых развивается культура. Обратите внимание на специфические функции социальных институтов по отношению к культуре.

Принято выделять некоторые основные типы социальных институтов для поддержания духовного производства, а также художественной культуры, существующие в разные эпохи. Ознакомьтесь с ними по рекомендованной литературе.

Социальные институты культуры выполняют в обществе ряд функций. Перечислите важнейшие из них. Дайте свой комментарий следующему положению: «С рождения и до конца своей жизни человек не просто погружен в культуру, но и «курируется» ею посредством соответствующих более или менее институализированных культурных форм воздействия».

2. Важнейшая роль в поддержании культурной жизни общества принадлежит государству. Обратите внимание на противоречивые установки в государственном регулировании сферой культуры. Нужно ли вмешательство правительственных организаций в работу культурных организаций или оно только вредит их работе?

Многообразие взаимоотношений государства и культуры лишний раз подчеркивает, что культура - это особый феномен, поэтому и управление ею отличается сложностью и многообразием форм. Каковы принципы и механизмы государственного управления культурой?

В различные исторические периоды развития государственности конкретных стран взаимодействие между культурой и властью складывалось по-разному. Какие задачи выполняет культурная политика в условиях демократии и тоталитаризма?

3. Культура и рынок. Важнейшим институтом, оказывающим существенное воздействие на культуру в развитых странах, является бизнес. В обществах с торговым обращением произведения культуры становятся в той или иной степени предметом купли-продажи и само существование художника или мыслителя так или иначе оказывается связанным с коммерческими факторами. В своем докладе раскройте влияние коммерциализации на культуру; её положительные и негативные стороны. Обратите внимание на меценатство и фонды как формы регуляции культурной деятельности и жизни.

Отечественной культуре в условиях перехода к рынку выпали весьма тяжкие испытания. С какими проблемами столкнулась Россия в этот непростой период? Каковы его позитивные и негативные моменты? «Предпринимательство и культура — «две вещи несовместные как гений и злодейство», предпринимательству не место в Храме Искусства – таково распространенное мнение среди деятелей культуры. Раскройте сложность взаимоотношений этих двух сфер деятельности. Способны ли бизнес и культура плодотворно и эффективно взаимодействовать друг с другом? Какая существует альтернативная точка зрения на этот счет? Приведите соответствующие примеры.

4. Ни одна из культур как в прошлом, так и в настоящем не оставляла без внимания институт семьи. Здесь уместно вспомнить о понятиях «инкультурация» и «социализация». В семье закладывается фундамент всей культуры: согласны ли вы с подобным утверждением? Аргументируйте свою позицию. Семья и школа совокупно выполняют воспитательно-образовательную функцию.

Обратите внимание на возможные последствия для общества и самого человека, растущего в условиях массовой культуры и недооценки образования вообще. Какую роль и функции выполняет система образования в культуре?

В своем выступлении обратите внимание на факторы, влияющие на состояние образования. Познакомьтесь с основными этапами развития системы образования в мировой и отечественной культуре. В каких культурах или на каких этапах образование выполняло наиболее полно свою роль? Каково состояние современного уровня системы образования в России, и с какими проблемами она столкнулась? Вопросы для самопроверки:

1 .Какова роль социальных институтов в развитии культуре? Какие типы

социальных институтов вам известны?

2. От чего зависит образование и характер различных социальных институтов

культуры? Какие функции выполняют социальные институты культуры в

обществе?

3. Что такое культурная политика? В чём заключаются противоречия

государственного регулирования сферой культуры?

4. Назовите наиболее важные задачи государственной культурной политики.

5. Какие методы управления в культуре вам известны? Каковы трудности в

культурной политике России на современном этапе?

6. Каким образом рыночные отношения влияют на систему управления в

культуре? Определите положительные и негативные стороны влияния

рынка на культуру.

7.Возможно ли предпринимательство в сфере культуре? Обоснуйте свой ответ.

8. В чем особенность влияния института семьи в культуре? Какие функции

она выполняет?

9. Какую роль выполняет система образования в культуре? Почему

образование зависит от политического строя страны?

Семинар №6.
Тема№6: Исторические модели культуры.
1.Историческая (линейная) типология культуры

2.Локально-типологическое рассмотрение культуры

3.Современные подходы к типологии культуры

4. Природно-символический тип культуры


Основная литература:

        1. Каримов М.М. Культурология: учебник. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2014.-

( Электронный ресурс) http://172.16.7.180; http://history.rusoil.net/

2. Культурология: учебник/ Под ред. М.М. Каримова.– Уфа: Изд-во УГНТУ, 2014.– ( Электронный ресурс) http://172.16.7.180; http://history.rusoil.net/



Дополнительная литература:

  1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология: учебник для студентов вузов. — М., 2007. .- С.211- 230 (4 вопр.).

  2. Драч Г.В. и др. Культурология. Конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.- С.72--81(1-3 вопр.).

  3. Ерасов Б.С. Цивилизации: Универсалии и самобытность. – М.: Наука, 2002. - .- С.75-79, 233-237 (2 вопр.).

  4. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. - СПб., 2008.- С.- 367 -417 (1-3 вопр.).

  5. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. – М., 2005. – С.315-337, 244-515 (1-3 вопр.).

  6. Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В.Драча. – Ростов-н/Д., 2001. – С.297-323. (1-3 вопр.).

  7. Культурология: учебник / под ред. М.М.Каримова; - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2008.- С.126-133(1-3 вопр.).

  8. Полищук В.И. Культурология: учеб. пособие. - М., 1998. С.128- 144 (4 вопр.).



Методические рекомендации

Культурология, как отмечалось ранее, рассматривает культуру как целостную систему. Следовательно, в основу типологии культуры должен быть заложен принцип, позволяющий выделить типы по каким-то основополагающим принципам, фундаменту или идейно-смысловому ядру культуры. В истории культурологии такие попытки предпринимались некоторыми мыслителями.

1.Чаще всего, как мы видели, ученые не разделяли кардинально цивилизацию и культуру. Здесь следует выделить концепции типов культур (цивилизаций) просветителя XVIII в. Гердера, философов XIX в. Гегеля, Маркса. Все перечисленные типологии сделали привычным взгляд на историю человечества как на однолинейный прогресс, в авангарде которого находится Запад. Такой подход стали выражать понятием "европоцентризм". Проблема типологии культуры оказалась тесно связанной с концепцией истории культуры.

2.Со второй пол. XIXв. — нач. XXв. появились концепции типов цивилизаций Н.Данилевского, О.Шпенглера (один из немногих, кто противопоставлял Ц.и К.), А.Тойнби, А.Сорокина. В них наряду с разработкой проблем типологии отрицается идея однолинейности развития культур и утверждается взгляд на самобытность и замкнутость культур. Под воздействием каких наук утверждаются подобные взгляды? Возможно ли подходить с оценочными мерками к разным культурам, подразделяя их на "лучшие" и "худшие"? Совместимы ли понятия "замкнутые культуры" и "общемировой процесс"?

3.Идея единства мировой истории и культуры вновь появилась в сер. XX в. в теории "осевого времени" немецкого философа К.Ясперса. У истока современных историко-типологических представлений о культуре стоит М.Вебер. Суммируя все позитивное, что содержится в различных периодизациях и типологиях культуры, выработанных за последние полтора столетия, современная наука выделяет ряд исторических этапов и типов культур.

4. Это первый в истории человечества исторический тип культуры. Его название отражает не просто прямую зависимость человека от природных условий, но и особое восприятие мира, при котором человек не выделяет себя из природы. Почему понятие «символический» также стало сущностной чертой для определения этого типа культуры? Покажите, что для природно-символического типа характерен культурный синкретизм.

Для понимания закономерностей начального этапа человеческой культуры важное значение представляет анализ особенностей сознания первобытного человека. В этой связи необходимо, прежде всего, ответить на следующий вопрос: отличается ли качественно мышление людей архаической эпохи от нашего?

Проследите, как происходило зарождение культурных ценностей, ранних форм религии, искусства, мифологии. Обратите особое внимание на роль мифа для первобытного человека.


Вопросы для самопроверки:

  1. Какие основания для типологии культур вам известны? Какова особенность типологизации культуры в культурологии?

  2. В чем суть исторической типологии культур? Каковы ее положительные и отрицательные моменты? Изложите концепции основных ее представителей.

  3. Что означает понятие «культурно-исторический тип»? Изложите основные теории представителей концепции «локальных цивилизаций».

  4. Кто из исследователей XX в. ввел вновь в научный оборот антитезу «Восток — Запад»? Чем отличаются восточные и западные культуры друг от друга?

  5. Раскройте смысл утверждения: "человек - символическое животное".

  6. Существует утверждение о том, что именно первобытная культура и общество заложили основы современной цивилизации. Докажите или опровергните этот тезис.

  7. Какова внутренняя периодизация этого типа культуры?

  8. Что означает «неолитическая революция»? Каковы её причины и последствия?

  9. Раскройте смысл утверждения, что миф - это способ человеческого бытия и мироощущения.



Семинар №7.
Тема№7: Запад и Восток. Русская культура и ее типологическая характеристика
1. «Восток — Запад» в культурологии.

2. Восточная культура и ее типы

3. Античный тип культуры как оппозиция Востоку. Новоевропейский тип культуры.

4. Место и роль России в мировой культуре. Проблема цивилизационной и культурной идентификации Руси-России



Основная литература:

        1. Каримов М.М. Культурология: учебник. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2014.-

( Электронный ресурс) http://172.16.7.180; http://history.rusoil.net/

2. Культурология: учебник/ Под ред. М.М. Каримова.– Уфа: Изд-во УГНТУ, 2014.– ( Электронный ресурс) http://172.16.7.180; http://history.rusoil.net/



Дополнительная литература:

              1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология: учебник для студентов вузов — М., 2007.- С.- 172-175 (1 вопр.), Гл.11-16,21, 24(2 -3 вопр.).

              2. Гуревич П.С. Культурология. - М., 2007. - С.94-109(1 вопр.).

              3. Ерасов Б.С. Цивилизации: Универсалии и самобытность. — М.: Наука, 2002. – С.299-305, 322 (1 вопр.), 156-164 (2 вопр.) 451-461 (4 вопр.)

              4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 1997. - С.481-494(4 вопр.).

5. Драч Г.В., Ерыгин А.Н. и др. Культурология. Конспект лекций. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.- С. 82-90 (1 вопр.), 91-96 ( 4 вопр.).

6. Культурология: учебник / под. ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. — М.,2007.- С. 329-322 ( 1 вопр.).

7. Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - Брянск, 1995.- С.47-56(2 вопр.) , 57-68(3 вопр.), 100-108, 195-216 ( 4 вопр.).


  1. Полищук В.И. Культурология: учеб. пособие. - М., 1998. С.243- 303, 383-418 (3 вопр.),



Методические рекомендации

1. На протяжении всей своей истории человеческая цивилизация находилась между двумя культурными полюсами: Западом и Востоком. В культурологии эти две категории рассматриваются не как географические, а как культурно-исторические понятия. Эти два своеобразных культурных мира основаны на несовместимых принципах в области экономических отношений, политического строя, менталитета, психологии и образа жизни. Парадигмы Востока: религиозная, духовная, геоцентрическая, консервативная, "идеалистическая", монархическая. Парадигмы Запада: антидуховная, атеистическая, материалистическая, антропоцентрическая, гуманистическая, протестантская, либеральная, республиканская, модернистская... Обратите внимание на проблему «человек -природа – общество» в восточной и западной культурах!

Разделение человечества на две культурные системы Запад и Восток осуществилось на определенном историческом этапе. Уясните для себя время, место, предпосылки формирования Западной культуры.

Обратите внимание на основные различия между Западом и Востоком: в исторической динамике, в месте и роли личности, в ее отношении с миром и природой, а также ценностных ориентациях; в структурных характеристиках культуры.

2. Термином «древневосточный тип культуры и цивилизации» характеризуют одну из первых в истории человечества законченную форму цивилизации и культуры, которая сложилась в IV–III тысячелетии до н. э (Месопотамия, Египет, Индия, Китай).

При всем многообразии современных восточных цивилизаций «мы вправе вычленить,- пишет Васильев, - три гигантские структуры»: китайскую, индо–буддийскую и арабо–исламскую. Восточный тип, несмотря на многообразие и уникальность традиций, «существенно не противоречат друг другу». Каковы общие черты этих культур?

Важная черта восточной культуры - это жесткое переплетение религиозных, философских и научных идей. Как это отличает их от Запада? Далее, следует остановиться на характерных особенностях индийской, китайской, исламской культурах.

3. Античная культура - величайшее творение человечества. В понятие "античная" мы включаем греко-римскую культуру. Она заложила противопоставление мировой культуры на Запад и Восток. Почему в названии этого типа культуры присутствует определение антропоцентрично-космогонический? Раскройте смысл утверждения: античность - это полис.

Обратите внимание на особенности формирования греческой культуры. Определите значение греческой мифологии для культуры греков и западноевропейской цивилизации. Художественной доминантой в культуре античности классического периода была скульптура. Почему? Какую связь вы видите между скульптурой и архитектурой, а также скульптурой и другими видами искусства.

Римская цивилизация во многих своих чертах схожа с древнегреческой. Однако это обстоятельство не исключает особой направленности в развитии римской цивилизации. Какие факторы оказали воздействие на формирование и характер римской цивилизации и культуры. Какое принципиальное отличие в сути древнеримской от древнегреческой мифологии? В чем заключалось своеобразие религии древних римлян? Каково содержание "римского мифа"? Обратите особое внимание влиянию государства и права на римскую культуру.

Мировое значение античной культуры. Переход к культуре нового времени начинается с эпохи Возрождения и Реформации. Какое значение имели эти два движения на формирование нового типа культуры?

В Новое время - с XVII до начала XX в. - культура западноевропейских стран обрела ту развитую форму, которая выделила Европу из остального мира и которую имеют в виду, когда говорят о европейской культуре в целом. Обратите внимание, что XVIII столетие - век Просвещения - определило основные тенденции, сформировавшие облик европейской культуры Нового времени. В чем суть новоевропейской культурной парадигмы? Чем характеризуется культура XIX в.?

4. Многие исследователи говорят о "бинарности", "двоецентрии" русской культуры. Эти два противоположных начала символизируют Восток и Запад. Россия, занимая пограничное положение, постоянно испытывала их влияние; происходило взаимопроникновение черт обеих цивилизации.

Попытка осмысления роли России в мировом культурно-историческом движении осуществлена П.Я. Чаадаевым в "Философских письмах". Как он оценивает место России в мировой культуре? Проблема, поставленная Чаадаевым, вызвало противоречивое отношение к западной культуре в России. На каких позициях по этому вопросу находились славянофилы и российское западничество? Чем отличался культурно-исторический тип от других культур и каковы его перспективы в концепции Н.Данилевского? Обратите внимание на представление В.Соловьева о мессианском предназначении России. Различные проблемы русской культуры поставлены в творчестве Н.Бердяева, где получили отражение следующие вопросы: особенность русского характера и культуры; о судьбах реформ в России и т.д. Какой выход для России видит Н.Бердяев?



Дискуссия по поводу цивилизационной сущности России была продолжена в XX в. в концепции "евразийства". Какую роль сыграли Запад и Восток в судьбах России? Какую позицию по отношению к ним должна занять Россия по их мнению? Интересна в рамках этого вопроса и точка зрения Г.В.Плеханова. Какую роль, по его мнению, сыграло в судьбе страны "срединное положение" России? Как современные исследователи оценивают такое положение России для судеб мировой цивилизации?

Вопросы для самопроверки:

  1. Какие типы культур вам известны?

  2. Что понимает наука под выражением «восточная культура»? Назовите разновидности восточной культуры и расскажите о ее ценностях.

  3. Чем отличается восточные и западные культуры друг от друга? Согласны ли Вы с утверждением Р.Киплинга о том, что "Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись..."? Обоснуйте свой ответ.

  4. Почему античную культуру характеризуют как антропоцентрично-космогонический тип? Дайте краткую характеристику образа жизни греческого полиса.

  5. В чем состоит главное значение античной культуры и цивилизации? Как новоевропейский тип культуры связан с античной? Объясните их сходство и различие.

  6. Как оценивает Чаадаев место России в мировой культуре?

  7. В чем отличие между западниками и славянофилами в вопросе о месте России в мировой истории и культуре?

  8. На какой основе разработана теория культурно-исторических типов
    Данилевского? Чем отличается славянский культурно-исторический тип от других культур?

  9. Чем отличается концепция В.Соловьева от концепции Данилевского относительно истории человечества? Сколько и какие типы исторических ступеней цивилизации выделяет В.Соловьев? К чему ведет исторический процесс по Соловьеву? В чем суть концепции "русской идеи" В.Соловьева? Какие черты русского национального характера определяют его мессианскую роль в истории?

  10. Отчего, по Бердяеву, зависят особенности национального менталитета? В чем видел Бердяев особенность русского характера и культуры? В чем корень противоречий в русском характере? Чем объясняет Бердяев конфликтность и прерывность в русской культуре? Какие этапы в истории русской культуры выделяет Бердяев? Почему в России безуспешны попытки реформ по Бердяеву? Какой выход для России видит Бердяев?

  1. Что вы знаете об историко-культурологической концепции "евразийства"?

  2. Какую роль сыграли Запад и Восток в судьбах России? Какую позицию по отношению к ним должна занять Россия?

Каталог: pages
pages -> Выпускных квалификационных работ
pages -> Диплом ддн №013591 от 23. 04. 2010. Заместитель председателя диссертационного совета спбгут образование и трудовая деятельность
pages -> Формирование
pages -> Программа состоит из двух частей: I часть. Специальная психология II часть. Коррекционная педагогика
pages -> Заместитель Министра образования
pages -> Лукашина Галина Васильевна подготовка будущих педагогов профессионального обучения к обеспечению безопасности жизнедеятельности в производственной среде
pages -> Магистратура
pages -> 1. общая характеристика специальности 032100. 00 Математика с дополнительной специальностью


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница