Методические рекомендации по подготовке к итоговому экзамену по дисциплине «Теория обучения иностранным языкам»



Скачать 365.89 Kb.
Дата21.04.2016
Размер365.89 Kb.
ТипМетодические рекомендации


Министерство образования и науки Российской Федерации
Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Новый гуманитарный институт»

Методические рекомендации

по подготовке к итоговому экзамену по дисциплине

«Теория обучения иностранным языкам»
Электросталь - 2011 год
Содержание
Введение
Программа
Раздел I. Теоретические основы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков.

Раздел II. Система обучения иностранным языкам.

Раздел III. Методика обучения аспектам языка (средства обучения)

Раздел IV. Методика обучения деятельности общения.

Раздел V. Организация и обеспечение процесса обучения.

Раздел VI. Этапы, уровни и профили обучения языку.

Раздел VII. История методики и преподавания иностранных языков
Вопросы государственного экзамена по дисциплине «Теория обучения иностранным языкам»
Библиографический список.

Введение
На итоговом экзамене по дисциплине «Теория обучения иностранным языкам» государственная комиссия оценивает теоретическую и практическую готовность выпускника к самостоятельной работе в области методики преподавания иностранного языка, проверяет его знания и умения.

Итоговый экзамен включает вопросы по методике преподавания иностранного языка и смежным дисциплинам – педагогике и психологии.

Первый вопрос затрагивает широкий спектр теоретических знаний по методике обучения иностранным языкам: по истории отечественной методики; общие и частные вопросы по теории обучения иностранным языкам. Второй вопрос включает проверку знаний по педагогике, психологии, а также ставит целью выявление степени освоения студентами основ практической деятельности преподавания иностранного языка.

Ответы на вопросы позволяют сделать вывод о профессиональной готовности студента, о степени освоения им практических навыков, о знании теоретических основ.

На экзамене студент имеет право пользоваться только программой итогового экзамена, гос. стандартом по филологическому образованию. Однако в сложных случаях с разрешения государственной комиссии он может обращаться также к программам профилирующих учебных курсов, тематика которых затронута в экзаменационном билете. От умения пользоваться этими документами в немалой степени зависит качество ответа на поставленные вопросы.

По итогам экзамена комиссия выставляет оценку, которая отражает степень готовности студента к профессиональной деятельности по всем её составляющим.



Программа дисциплины «Теория обучения иностранным языкам»
Раздел 1. Теоретические основы методики преподавания иностранных языков
Тема 1.

Лингводидактика как общая теория обучения иностранным языкам: объект, предмет. Методы исследования как способы изучения процесса обучения с целью повышения его эффективности и качества. Общие и частные методы исследования. Место лингводидактики в системе знаний. Языковая личность как центральная категория лингводидактики. Лингвокогнитивная структура языковой личности. Условия и закономерности развития билингвальной (полилингвальной) языковой личности в процессе обучения и преподавания иностранных языков. Взаимосвязанное обучение языку и культуре как основа формирования способности к межкультурной коммуникации.



Тема 2.

Языковая политика в области лингвистического образования: цели, принципы, содержание. Структура, содержание современного лингвистического образования. Иностранный язык как объект овладения и обучения. Место иностранного языка в системе школьного и вузовского образования. Факторы, влияющие на специфику процессов овладения иностранным языком/изучения иностранного языка/обучения иностранному языку Понятия «коммуникативная компетенция», «межкультурная компетенция».



Тема 3.

Методика обучения иностранным языкам как учебная, научная и практическая дисциплина. Объект и предмет методики. Общая, частная и специальная методики. Методика как самостоятельная научная дисциплина? Связь методики с другими науками.



Тема 4.

Лингвистические основы методики Единицы языка и речи как объекты обучения. Функциональный подход к овладению системой языка. Использование в методике учения о языковых контактах, лингвистической теории текста, положений структурной и коммуникативной лингвистики, функциональной стилистики, риторики, теории речевого этикета, представления о «вторичной языковой личности». Существующие подходы к описанию языка в учебных целях. Использование в методике идей социолингвистики, изучающей социальную природу и роль, которую язык играет в жизни общества. Взгляд на язык как средство межкультурной коммуникации. Роль родного языка в овладении иностранным языком. Представление об интерференции и транспозиции при овладении иностранным языком.



Тема 5.

Психологические основы методики Связь методики и психологии по линии психологии речи и педагогической психологией. Психология общения и ее значение для методики. Теория речевой деятельности и ее роль в методике. Использование теории установки в методических исследованиях. Теория поэтапного формирования умственных действий (теория управления усвоением) и е применение в методике. Психодиагностика и ее использование в методических исследованиях. Мотивация в обучении языку и виды мотивов учебной деятельности. Факторы, влияющие на мотивацию обучения. Представление об индивидуально-психологических особенностях личности обучаемого и его способностях к овладению языком Связь методики с психолингвистикой, изучающей процессы речеобразования и восприятия речи в их соотнесенности с системой языка. Коммуникативные и когнитивные процессы общения. Связь методики с социальной психологией, изучающей закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактами их включения в различные социальные группы.



Тема 6.

Социокультурные основы методики. Взаимодействие языка и культуры в обучении языку. Дисциплины, изучающие взаимодействие языка и культуры: культурология, лингвострановедение, лингвокультурология. Средства языка, обеспечивающие межкультурное общение. Этикет общения. Тактики речевого поведения. Фоновые знания. Содержание социокультурной компетенции. Социокультурные ошибки в речи изучающих иностранный язык. Уровни социокультурной компетенции. Особенности межкультурного общения в контексте диалога культур.



Тема 7.

Методика обучения иностранным языкам: объект, предмет, методы исследования. Основные методы исследования в методике: обобщение опыта преподавания, научное наблюдение, изучение литературы, эксперимент, опытное обучение, анкетирование, тестирование, хронометрирование. Приемы статистического анализа результатов эксперимента. Выбор метода научного исследования в зависимости от его цели : а) для проверки эффективности системы занятий, учебного пособия; б) для изучения деятельности учащихся; в) для знакомства с деятельностью преподавателя.



Тема 8.

Взаимосвязь лингводидактики и методики с другими науками. Дисциплины, являющиеся для методики базисными (лингвистика, психология, педагогика, философия, социология, страноведение, культурология). Дисциплины, находящиеся на стыке разных наук: психолингвистика, социальная психология, лингвострановедение, лингвокультурология, социолингвистика Методы научного исследования в методике.


Раздел 2. Система обучения иностранным языкам
Тема 1.

Понятие «система обучения» и ее компоненты. Система как упорядоченная и внутренне организованная совокупность взаимосвязанных и образующих единство объектов. Системный подход как метод научного познания. Система обучения иностранным языкам. Признаки системы: функциональность, адаптивность, сложность, открытость. Структурные компоненты системы обучения, подход к обучению, цели и задачи обучения, содержание обучения, процесс обучения, организационные формы обучения. Учебная операция как единица системы обучения. Формы обучения: контактное-дистантное, активное-информативное, контекстное-ннеконтекстное, интуитивное-сознательное. Современное состояние системы обучения иностранным языкам



Тема 2.

Подход к обучению как методическая категория. Понятие «подход к обучению». Существующие в методике подходы к обучению. Возможные классификации подходов с точки зрения объекта обучения (язык-речь-речевая деятельность) и способов обучения языку (прямой-сознательный-комбинированный). Современные подходы к обучению: прямой (интуитивный), сознательный, коммуникативно-деятельностный, социокультурный, центрированный на ученике, личностно-ориентированный. Дистантное обучение как один из подходов, ориентированный на использование современных технологий.



Тема 3.

Цели и задачи обучения. Цель обучения как заранее планируемый результат деятельности по овладению языком. Практическая, общеобразовательная, воспитательная, развивающая цели обучения и особенности их реализации на разных этапах обучения языку, промежуточная и конечная цели обучения. Задачи, решаемые в рамках различных целей обучения на базовом уровне школьного курса: коммуникативные, языковые, общеобразовательные, социокультурные, учебные и др.



Тема 4.

Содержание обучения. Содержание обучения как совокупность того, что должно быть усвоено учащимися в процессе овладения языком. Объекты обучения и усвоения на занятиях. Результаты усвоения содержания обучения: знания - навыки-умения- разные виды компетенции. Коммуникативная компетенция и ее составляющие. Компетенция как показатель уровня владения языком. Вклад Совета Европы в разработку проблемы коммуникативной компетенции и определение уровня владения иностранным языком. Экстралингвистические компоненты содержания обучения, цель, мотив, сфера, тема, ситуация общения.



Тема 5.

Принципы обучения Принципы обучения как исходные положения, определяющие требования к обучению и его составляющим: целям, методам, средствам, содержанию обучения. Существующие классификации принципов обучения. Возможность классификации принципов обучения на основе базисных для методики наук: дидактики, лингвистики, психологии. Собственно методические принципы. Характеристика дидактических, психологических, методических принципов обучения. Сознательность и наглядность как ведущие дидактические принципы. Принцип коммуникативности и его реализация на занятиях по языку. Взаимодействие принципов обучения в учебном процессе.



Тема 6.

Методы обучения. Метод как научная категория, определяющая способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Методы общеметодологические (средства познания), общедидактические (способы достижения поставленной цели), собственно методические (направления в обучении). Классификация общедидактических методов. Методы - направления в обучении: прямые, сознательные, комбинированные, интенсивные. Характеристика ведущих прямых методов: прямой, натуральный, аудиовизуальный, аудиолингвальный. Характеристика сознательных методов, грамматико-переводный, сознательно-практический, сознательно-сопоставительный. Коммуникативный метод обучения Современные интенсивные методы, суггестопедический, метод активизации, эмоционально-смысловой, «интелл-метод», «экспресс-метод». Эволюция коммуникативного метода в направлении создания концепции коммуникативно-иноязычного образования (Е.И. Пассов). Причины возникновения новых методов. Проблема создания оптимального метода обучения



Тема 7.

Средства обучения. Средства обучения как комплекс учебных пособий и технических приспособлений, используемых в целях обучения языку. Классификация средств обучения. Характеристика средств обучения для преподавателя, учащихся. Государственный образовательный стандарт по иностранному языку как средство обучения. Программа по иностранному языку УМК по иностранному языку. Обязательные и факультативные компоненты комплекса. Требования к современному УМК для средней школы. Новые информационные и телекоммуникационные технологии в обучении иностранным языкам.



Тема 8

Аудиовизуальные и технические средства обучения. Классификация современных аудиовизуальных (АВСО) средств обучения: фонограммы, видеограммы, видеофонограммы. Цели использования АВСО на занятиях и их функции: семантизирующая, стандартизирующая, воссоздающая ситуацию общения, стимулирующая высказывание. Роль слуховой наглядности в обучении. Особенности использование фонограмм на разных этапах обучения. Лингафонные курсы по иностранным языкам. Классификация видеограмм. Особенности работы с художественно-изобразительными и графическими средствами наглядности. Использование картинных словарей и диафильмокурсов на занятиях. Особенности работы с учебными кинофильмами, видеофильмами. Учебное телевидение и возможности его применения на занятиях. Технические средства и их классификация Современные технологии обучения: компьютерные программы, Интернет. Кабинет ТСО. Виды кабинетов, оборудованных аудиопассивной, аудиоактивной, аудиокомпаративной системами обучения и контроля. АВСО как компонент УМК по иностранному языку. Проблемы комплексного использования средств обучения.



Тема 9.

Процесс обучения. Процесс обучения как взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого достигаются цели обучения, образования и развития учащихся. Условия успешности процесса обучения. Характеристика участников процесса обучения: преподаватель - учащиеся Требования к профессии преподавателя иностранного языка. Профессиональная компетенция учителя. Учащийся как участник процесса обучения. Учебная деятельность как содержание процесса обучения. Структурная организация учебной деятельности.


Раздел 3. Методика обучения аспектам языка (средствам общения)
Тема 1.

Обучение фонетическим средствам языка. Аспекты языка, фонетический, лексический, грамматический. Проблема аспектности и комплексности в обучении. Фонетика и ее роль в обучении. Трудности фонетической системы изучаемого языка для русскоговорящих учащихся Учет особенностей родного языка на занятиях по фонетике. Особенности обучения фонетике, орфоэпии, интонации на разных этапах обучения. Вводно-фонетический, сопроводительный, корректировочный курсы. Понятие акцента. Типичные ошибки учащихся в иноязычном произношении. Приемы постановки звуков. Методы обучения произношению. Система фонетических упражнений. Использование технических средств на занятиях по фонетике. Контроль произношения и ритмико-интонационных навыков Требования к уровню владения фонетическими средствами языка на разных этапах обучения.



Тема 2.

Обучение лексическим средствам языка Лексика и ее роль в обучении языку Понятие лексической единицы и лексического минимума. Существующие лексические минимумы для средней школы Активный и пассивный словарный запас. Принципы отбора лексики в учебных целях Трудности лексики изучаемого языка для русскоязычных учащихся. Этапы работы над лексикой, ознакомление с лексической единицей, ее семантизация, автоматизация, использование в различных ситуациях общения. Способы семантизации иноязычной лексики. Лексические упражнения и их типология. Использование средств наглядности на занятиях по лексике. Контроль сформированности лексических навыков. Словари, используемые при обучении лексическим средствам языка. Требования к уровню владения лексикой на разных этапах обучения.



Тема 3.

Обучение грамматическим средствам языка. Грамматика и ее роль в обучении языку. Трудности грамматической системы иностранного языка для русскоязычных учащихся и способы их преодоления. Грамматика теоретическая (формальная, описательная) и практическая (функциональная, педагогическая). Практическая грамматика как основа обучения языку как средству общения Связь грамматики с другими аспектами языка. Принципы отбора грамматического материала в учебных целях. Этапы работы над грамматическим материалом: объяснение, закрепление, выход в речь, контроль. Грамматический навык и его становление Модель предложения как единица обучения грамматике. Роль правил в работе над грамматическим материалом. Теоретический и теоретико-пракгаческий способы обучения грамматике. Типы упражнений по обучению грамматике. Использование АВСО и ТСО на занятиях по грамматике. Контроль сформированности грамматических навыков. Тесты по грамматике. Требования к уровню владения грамматическими средствами языка на разных этапах обучения.



Тема 4.

Лингвострановедческий аспект обучения. Лингвострановедение как аспект преподавания, реализующий отбор и использование в учебном процессе сведений о национально-культурных особенностях речевого общения носителей языка. Роль и место лингвострановедения в системе обучения языку. Связь лингвострановедения с культуроведением и страноведением. Содержание лингвострановедения как совокупности языкового материала (фоновая, безэквивалентная лексика, иноязычная фразеология, афористика) и способов отражения в языке культуры его носителей. Особенности отражения в языке способов мышления (ментальности) представителей определенной культуры. Лингвострановедческое рассмотрение невербальных языков (язык жестов, мимика и др.). Текст в лингвострановедческом рассмотрении. Лингвострановедческие словари и их использование на занятиях



Тема 5.

Речевой этикет в системе обучения языку. Речевой этикет как совокупность правил речевого поведения при общении в среде носителей языка. Вербальные и невербальные способы социокультурного поведения. Приемы ознакомления с правилами речевого этикета на занятиях.


Раздел 4. Методика обучения деятельности общения

(речевой деятельности)
Тема 1.

Речевое общение как цель и средство овладения иностранным языком. Речевое общение как цель обучения. Способы общения на занятиях, интерактивное, перцептивное, информационное. Средства общения на уроке, вербальное, невербальное. Виды общения: контактное-дистантное, устное-письменное, диалогическое-монологическое, непосредственное-опосредствованное, бытовое-профессиональное, свободное-стереотипное. Сферы общения обиходно-бытовая, учебная, профессионально-производственная, социокультурная, общественно-политическая; их роль и место на разных этапах обучения. Общение как умение. Особенности организации речевого общения на уроке. Ролевая и деловая игра как средство обучения речевому общению.



Тема 2.

Речевая деятельность в системе обучения иностранному языку. Речевая деятельность как процесс речевого общения в устной или письменной форме. Коммуникативная компетенция как показатель уровня владения речевой деятельностью. Виды речевой деятельности: рецептивная деятельность (слушание, чтение), продуктивная деятельность (говорение, письмо). Речевая деятельность и способы ее выполнения (перевод, реферирование, «думание» и др.). Структурная организация речевой деятельности. Взаимодействие видов речевой деятельности на разных этапах обучения.



Тема 3.

Обучение аудированию Аудирование как вид речевой деятельности и одна из форм устного общения. Аудирование как цель и средство обучения языку. Роль и место аудирования на разных этапах обучения. Взаимодействие аудирования с другими видами речевой деятельности. Механизмы аудирования. Фазы аудирования. Трудности аудирования лингвистического, психологического характера и связанные с условиями восприятия речи. Преодоление трудностей аудирования на уроке. Упражнения для обучения аудированию. Требования к аудиотексту. Использование технических средств на занятиях по аудированию. Виды лингафонных кабинетов. Контроль при обучении аудированию. Требования к сформированности умений аудирования для разных этапов обучения.



Тема 4.

Обучение говорению. Говорение как вид речевой деятельности, с помощью которого осуществляется устное вербальное общение. Говорение как цель и средство обучения Говорение как умение. Взаимодействие говорения с другими видами речевой деятельности Особенности обучения говорению на разных этапах овладения языком. Виды говорения в зависимости от степени участия мышления в процессе речевой деятельности, говорение инициативное, реактивное, имитативное, ассоциативное. Фазы речевого высказывания. Речь диалогическая-монологическая. Особенности обучения диалогической и монологической речи. Система упражнений для обучения говорению. Использование средств наглядности на занятиях по говорению. Формы контроля диалогической/ монологической речи. Уровни владения диалогической/ монологической речью на базовом и пороговом уровнях овладения языком в школьном курсе.



Тема 5.

Обучение чтению. Чтение как вид речевой деятельности. Чтение как цель и средство обучения. Роль и место чтения в системе обучения иностранному языку. Чтение как умение извлекать информацию из печатного текста и ее смысловой обработки. Психологические механизмы чтения. Связь чтения с другими видами речевой деятельности Приемы овладения техникой чтения. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое. Последовательность обучения разным видам чтения. Признаки «зрелого» чтения Методика обучения разным видам чтения. Классификация видов учебного чтения: чтение вслух - про себя, подготовленное -неподготовленное, классное - домашнее, аналитическое -синтетическое. Виды упражнений для обучения разным видам чтения. Текст как единица обучения чтению. Отбор текстов для разных этапов обучения. Приемы адаптации текста. Этапы работы над учебным текстом (задания предтекстовые, притекстовые, послетекстовые). Контроль умений в разных видах чтения. Требования к уровню владения чтением на разных этапах обучения



Тема 6.

Обучение письму и письменной речи. Письмо как навык фиксации речи с помощью букв. Навыки графические, каллиграфические, орфографические. Письменная речь как умение выражать мысли в письменной форме. Письмо и письменная речь как цель и средство обучения иностранному языку. Роль и место письма и письменной речи на разных этапах обучения. Методика обучения письму: Трудности иноязычной графики, орфографии, пунктуации и их преодоление. Упражнения для овладения техникой письма. Обучение письменной речи. Виды письменных упражнений (изложение, сочинение, реферат). Сочинение как творческая работа и средство самовыражения личности. Формы контроля навыков письма и умений письменной речи Критерии оценки сформированное™ письма и письменной речи Тесты письменной речи Требования к уровням владения письмом и письменной речью на разных этапах обучения.


Раздел 5. Организация и обеспечение процесса обучения
Тема 1.

Планирование учебного процесса. Цели планирования, их отражение в учебном плане, программе обучения, языковом стандарте. Виды планирования: календарное, тематическое, поурочное.



Тема 2.

Организационные формы обучения. Урок как организационная единица учебного процесса в школе. Существующие подходы к классификации типов уроков. Уроки языковые, речевые, комбинированные. Уроки по формированию речевых навыков либо развитию речевых умений (Е.И. Пассов). Уроки по овладению средствами общения либо направленные на развитие коммуникативной деятельности (ИЛ. Бим). Структура урока. Требования к организации и проведению урока. Анализ урока иностранного языка. Внеаудиторная работа по иностранному языку Роль внеаудиторной работы как источника повышения мотивации учения и интереса к иностранному языку Виды и формы внеаудиторной работы Взаимосвязь внеаудиторной и аудиторной работы. Взаимодействие занятий по иностранному языку с другими дисциплинами учебного плана. Планирование внеаудиторной работы. Кружок иностранного языка. Применение средств наглядности и современных технологий в аудиторной и внеаудиторной работе.



Тема 3.

Учебник иностранного языка. Учебник и его функции в учебном процессе. Структурные компоненты учебника. Типология современных учебников. Место учебника в учебно-методическом комплексе по иностранному языку. Использование учебника в аудиторной и внеаудиторной работе.



Тема 4.

Упражнения по иностранному языку. Упражнение как средство формирования речевых навыков и умений. Роль упражнений в овладении языком. Классификации упражнений. Упражнения языковые, условно-речевые, речевые. Виды языковых и речевых упражнений. Система упражнений в учебниках разного типа.



Тема 5. Текст как лингвистическое и методическое понятие. Роль текста в учебном процессе. Текст как средство обучения. Принципы отбора текстов в учебных целях. Классификация текстов в зависимости от сферы общения, формы речи (диалогические - монологические, устные - письменные), цели использования (овладение средствами общения либо деятельностью общения). Требования к учебным и аутентичным текстам. Методика работы с текстом. Методика организации домашнего чтения. Хрестоматии и книги для чтения по иностранным языкам.

Тема 6.

Контроль в обучении иностранному языку. Контроль как форма проверки достигнутого уровня владения языком. Функции контроля. Виды контроля. Требования к контролю. Формы контроля: индивидуальный - фронтальный, устный - письменный, контактный — дистантный. Критерии оценки уровня владения языком на разных этапах обучения. Тестирование как форма контроля. Тестовое задание как минимальная единица теста. Тесты нормативно-ориентированные и критериально - ориентированные. Приемы тестирования. Достоинства и недостатки тестирования как средства определения уровня владения языком.



Тема 7.

Профессиограмма преподавателя иностранного языка. Профессиограмма, как перечень требований к преподавателю в области владения иностранным языком, способности его преподавать, личностных качеств и профессионального мастерства Функции преподавателя на уроке. Педагогическое общение как форма взаимодействия педагога и учащихся в процессе учебной деятельности. Коммуникативный акт как минимальная единица педагогического общения.

Стили педагогического общения. Педагогическая техника как форма организации поведения учителя и учащихся. Профессиональная компетенция учителя и ее составляющие. Педагогические способности. Критерии оценки профессионализма учителя. Педагогическая практика в системе подготовки учителя иностранного языка.

Тема 8.

Современные технологии обучения. Технологии обучения как совокупность приемов работы учителя, с помощью которых достигаются поставленные цели обучения с наибольшей эффективностью за минимально возможный отрезок времени. Трактовка термина «технологии обучения» как обучения с использованием технических средств, получившая распространение в литературе 60-х гг. XX столетия в связи с развитием программированного обучения. Толкование термина в литературе 70-х-80-х гг. как использования технических средств в обучении и как применение учителем приемов научной организации труда, обеспечивающих наибольшую эффективность учебного процесса. Современная дифференциация двух терминов: технологии обучения (Technology of Teaching) - приемы научной организации труда учителя, способствующие наилучшим образом достижению поставленной цели, и технологии в обучении (Technology in Teaching) -использование в учебном процессе технических средств обучения. Важнейшие характеристики технологий обучения: результативность обучения (высокий уровень достижения каждым учащимся поставленной цели); экономичность (за единицу учебного времени усваивается максимально возможный объем учебного материала); эргономичность (обучение происходит в обстановке сотрудничества, положительного эмоционального микроклимата, при отсутствии перегрузки и переутомляемости; высокая мотивированность в овладении языком, что позволяет выявить и совершенствовать лучшие личностные качества обучаемого, раскрыть резервные возможности учащихся). Учебные технологии как реализация на занятиях личностно-деятельностного подхода к обучению, в котором учащийся выступает как активный, творческий субъект учебной деятельности. Современные технологии обучения иностранным языкам: обучение в сотрудничестве, метод проектов (проектные технологии), центрированное на учащихся обучение (student -centred approach), тандем-метод, использование языкового портфеля, использование компьютерных и аудиовизуальных технологий.


Раздел 6. Этапы, уровни, профили обучения.
Тема 1.

Этапы и профили обучения. Этап обучения как относительно завершенный цикл занятий, обеспечивающий достижение планируемой цели обучения. Характеристика начального, основного, продвинутого этапов в школьной/вузовской подготовке по иностранному языку. Профиль обучения как сложившийся тип подготовки по иностранному языку.

Характеристика существующих профилей обучения: дошкольный, школьный, курсовой, филологический, нефилологический, гуманитарный, дистантный, самостоятельное изучение языка, особенности обучения бакалавров, магистрантов, аспирантов, стажеров разных профилей.

Тема 2.

Уровни владения иностранным языком Понятие «уровень владения иностранным языком» Шкала уровней владения языком, разработанная в документе Совета Европы «Общеевропейская компетенция» (Страсбург, 1996). Характеристика разных уровней владения иностранным языком: выживания, допороговый, пороговый, продвинутый, высокий, совершенный. Содержание допорогового и порогового уровней владения языком в средней школе. Учебный стандарт школьного курса иностранного языка Реализация базового содержания учебного предмета «иностранный язык» в программах и учебниках по иностранным языкам для средней школы.


Раздел 7. История методики преподавания иностранных языков
Тема 1.

Развитие зарубежной методики. Преподавание иностранных языков в Древнем Риме, в Средние века, в эпоху Возрождения. Иностранные языки в ХУ1-ХУШ вв. Переводные методы обучения в первой половине XIX в. Методические идеи Д. Гамильтона, Ж. Жакото Реформа преподавания иностранных языков в середине ХГХ в. Обоснование концепции беспереводных методов. Методические взгляды Г. Суита. Методы М. Берлица, Ф Гуэна Работы Г. Пальмера, М.Уэста. Возникновение смешанных методов (П. Хэгболдт) Современные модификации прямого метода: аудиовизуальный метод (П. Губерина, П Риван) и аудиолингвальный метод (Ч. Фриз, Р. Ладо). Достижения современной методики преподавания иностранных языков за рубежом.



Тема 2.

Развитие отечественной методики (дореволюционный период). Принятие христианства на Руси. Изучение иностранных языков в монастырях. Первая школа по изучению иностранных языков при Посольском Приказе (XVI в.). Открытие московского университета (1755) и гимназии с изучением латинского и европейских языков). Иностранные языки в программе народных училищ и гимназий. Реформа среднего образования (1864) и изучение иностранных языков в классических и реальных гимназиях. Программы и учебники по иностранным языкам.



Тема 3.

Развитие отечественной методики (послереволюционный период). Первый этап (1917-1930-е гг). Борьба за сохранение иностранного языка как самостоятельного предмета Иностранный язык в программе Единой трудовой школы (1929). Научное обоснование преподавания иностранных языков в работах Л.В. Щербы и первой отечественной методике К.А. Ганшиной (1930). Содержание обучения. Обоснование концепции сознательно-сопоставительного метода.



Второй этап (1930-1940 гг). Проблема целей обучения иностранным языкам. Обоснование концепции сознательно-сопоставительного метода Программы и учебники по иностранным языкам.

Третий этап (1941-1959 гг). Концепция преподавания иностранных языков в работе Л.В. Щербы «Преподавание иностранных языков в средней школе» (1947). Выдвижение в качестве ведущего принципа сознательности в обучении. Расширение сферы преподавания иностранных языков в школе. Программы и учебники по иностранным языкам. Четвертый этап (1960-1969 гг.). Критика состояния обучения иностранным языкам общественностью Провозглашение устной основы обучения в программе 1967 г. Влияние на развитие методики исследований в области психологии Б.В. Беляева, В.А. Артемова, АН. Леонтьева. Выход «Общей методики обучения иностранным языкам в средней школе» (1967), обосновавшей практическую направленность обучения на основе знаний и формируемых на их основе навыков и умений. Сознательно-практический метод обучения (Беляев, 1965). Программы и учебники по иностранным языкам.

Пятый этап (1970-1979 гг.). Обоснование концепции преподавания языка с позиции психологической теории деятельности Возникновение лингвострановедения как аспекта обучения. Перенос акцента в обучении со средств языка и знаний о языке на речевую деятельность. Приоритет сознательно-сопоставительного метода обучения. Обобщение опыта преподавания языков в книге «Основные направления в методике преподавания иностранных языков в Х1Х-ХХ вв.» (под ред ИВ. Рахманова, 1972). Программы и учебники по иностранным языкам.

Шестой этап (1980—1989 гг.). Перестройка высшего и среднего образования в стране. Обоснование коммуникативно-деятельностного подхода (И.А. Зимняя и др.), коммуникативного метода (Е.И. Пассов). Интерес к интенсивным методам и обоснование концепции метода активизации (ГА. Китайгородская). Выход УМК, ориентированных на практическое овладение языком. Обобщение методической концепции 80-х гг. в «Методике обучения иностранным языкам в средней школе» (1982) и «Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе» (1981). Программы и учебники по иностранным языкам. Седьмой этап (1990-до наших дней). Ориентация методической концепции на обучение речевому межкультурному общению. Обоснование коммуникативной компетенции как цели обучения языку и концепции коммуникативного иноязычного образования. Разработка системы уровней владения языком и обоснование содержания допорогового и порогового уровней применительно к задачам средней школы. Создание языкового стандарта по иностранному языку (1998). Развитие современных технологий обучения Вхождение России в единое образовательное пространство по изучению европейских языков. Перспективы развития методики.
Вопросы государственного экзамена по дисциплине «Теория обучения иностранным языкам»
I. Введение в теорию обучения ИЯ

Особенности иностранного языка (ИЯ) как учебного предмета. Место ИЯ в системе современного образования.

Факторы, влияющие на процесс овладения ИЯ.

Основные компоненты профессиональной компетенции учителя/ преподавателя ИЯ. Особенности взаимодействия учителя и учащихся на уроке ИЯ.



II. Лингводидактика

Лингводидактика: объект, предмет, методы исследования.

Структура языковой личности. Условия и закономерности развития билингвальной и бикультурной языковой личности. Понятие «межкультурная коммуникация».

Характеристика «коммуникативной компетенции» и ее основных компонентов. Современные подходы к оценке и самооценке уровней владения ИЯ. Европейский Языковой Портфель.



III. Методика обучения ИЯ а) теоретические вопросы:

Методика обучения ИЯ: объект, предмет, методы исследования. Компоненты содержания обучения ИЯ, Проблема отбора содержания Основные принципы обучения ИЯ Основные цели урока ИЯ.

Требования к плану урока с точки зрения реализации практической, образовательной и воспитательной целей обучения.

Нахождение/определение материала, способствующего развитию диалога культур.

Цели обучения произношению на начальном /среднем/продвинутом этапе.

Источники интерференции и переноса.

Приемы преодоления и предупреждения интерференции.

Способы семантизации лексики.

Упражнения для усвоения лексики.

Возможные подходы к изучению грамматического материала. Упражнения для усвоения грамматического материала. Классификации видов чтения.

Содержание понятия «техника чтения», ее компоненты.

Содержание понятия «техника письма», ее компоненты.

Требования к текстам для разных видов чтения.

Упражнения для обучения устным формам общения (аудирование).

Упражнения для обучения устным формам общения (говорение).

Упражнения для обучения письменным формам общения (чтение).

Упражнения для обучения письму.

Контроль сформированности умений аудирования/ говорения/ чтения/ письма.

Основные различия между продуктивной, рецептивной и потенциальной лексикой.

Возможные трудности продуктивных и рецептивных лексических единиц на уровне формы, значения и употребления.

Определение трудностей текста для чтения/аудирования. Способы устранения/преодоления этих трудностей.

Понятия «речевое общение» и «межкультурная коммуникация». Функции речевого общения.

б) практические задания:

-Выделите в указанном тексте потенциальный словарь. Обоснуйте свой выбор. Поясните различие между продуктивной, рецептивной и потенциальной лексикой.

-Проанализируйте возможные трудности указанных лексических единиц на уровне формы, значения и употребления. Обоснуйте способ семантизации этой лексики.

-Проанализируйте предложенный план урока с точки зрения реализации практической, образовательной и воспитательной целей обучения.

-Проанализируйте указанный раздел/урок учебника. Найдите материал, способствующий развитию диалога культур

-Проанализируйте предложенный текст и определите, для обучения каким видам чтения его целесообразно использовать. Обоснуйте вашу точку зрения.

-Проанализируйте предтекстовые упражнения из указанного учебника.

-Определите, какие умения можно формировать с их помощью.

-Проанализируйте текст для чтения и определите трудности, которые могут возникнуть при его чтении. Предложите упражнения для преодоления этих трудностей.

-Проанализируйте в указанном учебнике послетекстовые упражнения для проверки понимания текстов для чтения. Составьте свои упражнения.

-Проанализируйте текст для аудирования и определите трудности, которые могут возникнуть при его восприятии на слух. Предложите упражнения для преодоления этих трудностей.

-Составьте упражнения для проверки понимания текста для аудирования.

-Проанализируйте параграф учебника и выделите в нем основные компоненты содержания обучения.

-Проанализируйте в указанном параграфе учебника лексические/грамматические упражнения. Определите их назначение, обоснуйте их целесообразность и эффективность. Предложите свои упражнения.

-Проанализируйте в указанном параграфе учебника упражнения, предназначенные для формирования умений монологической/диалогической речи. Обоснуйте их целесообразность их эффективность Предложите свои упражнения.

-Проанализируйте в указанном параграфе учебника упражнения, предназначенные для формирования умений письма. Обоснуйте их целесообразность и эффективность. Предложите свои упражнения.

-Проанализируйте ролевую/коммуникативную игру с точки зрения ее назначения, последовательности проведения и форм контроля.

-Разработайте приемы обучения устному общению (на материале конкретной темы/ситуации).


IV. История развития методов обучения иностранным языкам

Переводные методы обучения ИЯ

Прямой и неопрямой методы обучения ИЯ.

Аудио-лингвалъный метод обучения ИЯ.

Аудио-визуальный метод обучения ИЯ. Интенсивные методы обучения ИЯ.

Современный коммуникативный подход к обучению ИЯ.

Современные средства обучения межкультурной коммуникации.

Методика подготовки и проведения ролевых/коммуникативных игр.

Современные подходы к лингводидактическому тестированию.

Формирование умений автономной учебной деятельности по овладению ИЯ.


Библиографический список
Основная литература

  1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя.- М.: АРКТИ, 2004

  2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика.- М.: Изд. центр "Академия", 2006

  3. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность/под ред. А.А. Миролюбова.- Обнинск: Титул, 2010

  4. Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам.- М: Ступени, ИНФРА-М, 2002

  5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс- М.: ACT Астрель, 2010

  6. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика.- М.: Филоматис, 2006


Дополнительная литература

  1. Азимов Э.П., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков).- СПб., 1999

  2. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).- М.: Издательство ИКАР, 2009

  3. Акишина А.А. Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного.- М.: Рус.яз., Курсы, 2002

  4. Аракин В.Д. Методика преподавания английского языка в старших классах.- И.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1968

  5. Бабинская П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский/П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева,И.М. Андреасян и др.- Мн.: ТетраСистемс, 2003

  6. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке.- Обнинск: Титул, 2001

  7. Галеева Н.Л. Сам себе учитель. Курс практических занятий по формированию успешности ученика.- М.: 5 за знания, 2006

  8. Гез Н.И. История зарубежной методики преподавания иностранных языков: учеб. пособие./ Н.И. Гез, Г.М. Фролова.- М.: Издательский центр "Академия", 2008

  9. Громова Н.М. Деловое общение на иностранном языке методика обучения/Н.М. Громова.- М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010

10. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке.- М.: Просвещение, 1978

11. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам.- СПБ.:КАРО, 2005

12. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика.- М.: Высшая школа, 2009

13. Колкер Я.М. и др. Практическая методика обучения иностранному языку.- М.: Академия, 2001

14. Колкер Я.М. и др. Практическая методика обучения иностранному языку.- М.: Академия, 2004

15. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку.- СПб.:КАРО. 2008

16. Конышева А.В. Игра в обучении иностранному языку: теория и практика.- Минск: ТетраСистемс, 2008

17. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих английский язык. Пособие для учителей.- М.:АРКТИ, 2002

18. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам. Продуктивные образовательные технологии.- М.: Академия, 2010

19. Лапидус Б.А. Обучение второму иностранному языку как специальности.- М.: Высшая школа, 1980

20. Методика преподавания иностранных языков. Общий курс/отв. ред.А.Н. Шамов.- М.: ACT: ACT МОСКВА: Восток-Запад, 2008 ,

21. Миньяр-Белоручев Р.К. Теория и методы перевода.- М.: "Московский лицей", 1996

22. Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе/ З.Н. Никитенко, Н.Д. Гальскова.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007

23. Обучение иностранным языкам в школе и вузе,- СПБ.: КАРО, 2001

24. Психологические основы обучения неродному языку. Хрестоматия/сост. А.А. Леонтьев.- М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2004

25. Протасова Е.Ю. Методика обучения дошкольников иностранному языку.- М.: ВЛАДОС, 2010

26. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2010

27. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. Начальная школа - М.: Просвещение, 2010

28. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению.- М., 1980

29. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций.- М.: Просвещение, 2006

30. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Практикум к базовому курсу лекций.- М.: ACT. Астрель, 2008

31. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход. Монография.- М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004 32. Современные теории и методики обучения иностранным языкам/ под общ. ред. Л.М. Фёдоровой - М.: ЭКЗАМЕН, 2004

33. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях.- М., 1998

34. Утробина А.А. Методика преподавания и изучения иностранного языка. Конспект лекций.- М.: Приор-издат, 2006

35. Щерба Л.В. Преподавание языков в школе. Общие вопросы методики.-СПб., 2003

36. Fay, Jim Teaching with Love and Logic: taking control of the classroom/-USA, 1995

37. Jensen, Erik Teaching with the brain in mind.- Alexsandria, Virginia, 199
Учебно-методические комплексы:


  1. Афанасьева О.В.Английский язык. Контрольные задания. 10 класс/О.В. Афанасьева, Дж.Дули, И.В. Михеева, В. Эванс- М.: Express Publishing: Просвещение, 2010 (Английский в фокусе)

  2. Афанасьева О.В.Английский язык. Книга для учителя. 10 класс/О.В. Афанасьева, Дж.Дули, И.В. Михеева, В. Эванс- М.: Express Publishing: Просвещение, 2010 (Английский в фокусе)

  3. Афанасьева О.В.Английский язык. Рабочая тетрадь 10 класс/О.В. Афанасьева, Дж.Дули, И.В. Михеева, В. Эванс- М.: Express Publishing: Просвещение, 2010 (Английский в фокусе)

  4. Афанасьева О.В.Английский язык. 10 класс/О.В. Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева, В. Эванс- М.: Express Publishing: Просвещение, 2010 (Английский в фокусе)

  5. Афанасьева О.В.Английский язык.11 класс/О.В. Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева, В. Эванс- М.: Express Publishing: Просвещение, 2010 (Английский в фокусе)

  6. Афанасьева О.В.Английский язык. Книга для учителя. 11 класс/О.В. Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева, В. Эванс- М.: Express Publishing: Просвещение, 2010 (Английский в фокусе)

  7. Быкова Н.И. Английский язык . Книга для учителя 2 класс/ Н.И. Быкова . Д. Дули, М.Д. Поспелова. В.Эванс- М.: Express Publishing: Просвещение, 2010 (Английский язык в фокусе)

  8. Быкова Н.И. Английский язык . 2 класс/ Н.И. Быкова . Д. Дули, М.Д. Поспелова. В.Эванс- М.: Express Publishing: Просвещение, 2010 (Английский язык в фокусе)

  9. Быкова Н.И. Английский язык . Книга для учителя 2 класс/ Н.И. Быкова . Д. Дули, М.Д. Поспелова. В.Эванс- М.: Express Publishing: Просвещение, 2010 (Английский язык в фокусе)

10. .Быкова Н.И. Английский язык . Книга для учителя 3 класс/ Н.И. Быкова . Д. Дули, М.Д. Поспелова. В.Эванс- М.: Express Publishing: Просвещение, 2010 (Английский язык в фокусе)

11. Быкова Н.И. Английский язык . 3 класс/ Н.И. Быкова .Д. Дули, М.Д. Поспелова. В.Эванс- М.: Express Publishing: Просвещение, 2010 (Английский язык в фокусе)

12. Быкова Н.И. Английский язык . Рабочая тетрадь 3 класс/ Н.И. Быкова. Д. Дули, М.Д. Поспелова. В.Эванс- М.: Express Publishing:Просвещение, 2010 (Английский язык в фокусе)

13. Ваулина Ю.Е. Английский язык . Книга для учителя 5 класс/ Н.И. Быкова . Д. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс- М.: Express Publishing: Просвещение, 2010 (Английский язык в фокусе)

14. Ваулина Ю.Е. Английский язык .5 класс/ Н.И. Быкова . Д. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс- М.: Express Publishing: Просвещение, 2010 (Английский язык в фокусе)

15. Ваулина Ю.Е. Английский язык . Рабочая тетрадь. 5 класс/ Н.И. Быкова . Д. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс- М.: Express Publishing: Просвещение, 2010 (Английский язык в фокусе)

16. Ваулина Ю.Е. Английский язык . Книга для учителя 6 класс/ Н.И. Быкова , Д. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс- М.: Express Publishing: Просвещение, 2010 (Английский язык в фокусе)

17. Ваулина Ю.Е. Английский язык . 6 класс/ Н.И. Быкова . Д. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс- М.: Express Publishing: Просвещение", 2010 (Английский язык в фокусе)

18. Ваулина Ю.Е. Английский язык . Контрольные задания. 6 класс/ Н.И. Быкова . Д. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс- М.: Express Publishing:Просвещение, 2010 (Английский язык в фокусе)

19. Ваулина Ю.Е. Английский язык . Рабочая тетрадь. 6 класс/ Н.И. Быкова . Д. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс- М.: Express Publishing:Просвещение, 2010 (Английский язык в фокусе)

20. Ваулина Ю.Е. Английский язык . Книга для учителя 7 класс/ Н.И. Быкова , Д. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс- М.: Express Publishing:Просвещение, 2010 (Английский язык в фокусе)

21. Ваулина Ю.Е. Английский язык . 7 класс/ Н.И. Быкова , Д. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс- М.: Express Publishing: Просвещение, 2010 (Английский язык в фокусе)

22. Ваулина Ю.Е. Английский язык .Контрольные задания 7 класс/ Н.И. Быкова , Д. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс- М.: Express Publishing:Просвещение, 2010 (Английский язык в фокусе)

23. Ваулина Ю.Е. Английский язык . Книга для учителя 7 класс/ Н.И. Быкова, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс- М.: Express Publishing:Просвещение, 2010 (Английский язык в фокусе)

24. Ваулина Ю.Е. Английский язык . Рабочая тетрадь7 класс/ Н.И. Быкова, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс- М.: Express Publishing:Просвещение, 2010 (Английский язык в фокусе)

25. Ваулина Ю.Е. Английский язык . 8 класс/ Н.И. Быкова , Д. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс- М.: Express Publishing: Просвещение, 2010 (Английский язык в фокусе)

26. Ваулина Ю.Е. Английский язык . Рабочая тетрадь 8 класс/ Н.И. Быкова, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс- М.: Express Publishing:Просвещение, 2010 (Английский язык в фокусе)

27. Соловова Е.Н. ЕГЭ. Английский язык. Тематические тестовые задания. Россия и мир/ Е.Н. Соловова, Джон Парсонс- М.: Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2011

28. Соловова Е.Н. ЕГЭ. Английский язык. Практикум. Чтение/ Е.Н. Соловова, Джон Парсонс- М.: Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2011

29. Соловова Е.Н. ЕГЭ. Английский язык. Тематические тестовые задания. Школьное образование/ Е.Н. Соловова, Джон Парсонс- М.: Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2011

30. Соловова Е.Н. ЕГЭ. Английский язык. Практикум. Письмо/ Е.Н. Соловова, Джон Парсонс- М.: Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2011

31. Соловова Е.Н. ЕГЭ. Английский язык. Практикум. Грамматика и лексика Е.Н. Соловова, Джон Парсонс- М.: Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2011

32. Соловова Е.Н. ЕГЭ. Английский язык. Практикум. Аудирование/ Е.Н. Соловова, Джон Парсонс- М.: Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2011

33. Соловова Е.Н. ЕГЭ. Английский язык. Тематические тестовые задания. Человек и его окружение/ Е.Н. Соловова, Джон Парсонс- М.: Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2011



34. Соловова Е.Н. ЕГЭ. Английский язык. Типовые тестовые задания. Школьное образование/ Е.Н. Соловова, Джон Парсонс- М.: Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2011





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница