Методические рекомендации по планированию ролевой игры



Дата21.04.2016
Размер61.5 Kb.
ТипМетодические рекомендации
ГБОУ СПО СК

«Кисловодский медицинский колледж»



Методические рекомендации

по планированию ролевой игры

Подготовили

методисты

Григорьян М.Б.

Другова Е.Н.
г. Кисловодск 2015 г.

Методические рекомендации для преподавателей по планированию ролевой игры /Сост. М.Б. Григорьян, Е Н. Другова – Кисловодск, ГБОУ СПО СК «Кисловодский медицинский колледж», 2015.


Рассмотрено и утверждено

на заседании МС

ГБОУ СПО СК «КМК»

Протокол № _____ от «____» _____201_ г.

Составители:

Григорьян М.Б., методист ГБОУ СПО СК «КМК»

Другова Е.Н., методист ГБОУ СПО СК «КМК»

Данные методические рекомендации будут полезны преподавателям ГБОУ СПО СК «КМК» при планировании ролевой игры
Содержание



  1. Ролевая игра

  2. Требования к ролевой игре

  3. План ролевой игры

Ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях.

Чаще всего в учебном процессе используются умеренно-контролируемая ролевая игра, свободная и сценарная ролевые игры .Занятия – ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:


  1. имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия;

  2. ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;

  3. условные, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т.д.

Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: это и воображаемые путешествия, и дискуссии, и конференции, и прием пациентов и т.д.

Методика разработки и проведения ролевых игр предусматривает включение в полной мере или частично следующих этапов:

- подготовительного,

- игрового,

- заключительного и этапа анализа результатов игры.

На подготовительном этапе решаются вопросы как организационного характера, так и связанные с предварительным изучением содержательного материала игры.



Организационные вопросы:

- распределение ролей;

- формирование игровых групп;

- ознакомление с обязанностями.



Предваряющие:

-знакомство с темой, проблемой;

-ознакомление с инструкциями, заданиями;

-сбор материала;

-анализ материала;

-подготовка сообщения;

-изготовление наглядности;

-консультации.



Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием проблемной ситуации в группах и между группами.

На заключительном этапе:

- вырабатываются решения по проблеме;

Умеренно контролируемая ролевая игра - ролевая игра, при подготовке к которой участники получают общее описание своих ролей, на основе которого готовят свое индивидуальное ролевое задание. Проблема заключается в том, что особенности ролевого поведения известны только самому исполнителю. Остальным участникам важно догадаться, какой линии поведения следует их партнер, и принять соответствующее решение о собственной реакции. Все типовые и проблемные ситуации детально прорабатываются на занятиях, изучаются образцы диалогов, имеется возможность получить консультацию преподавателя по материалу.

Свободная ролевая игра – это ролевая игра, при подготовке к которой студенты получают обстоятельства общения. Эта игра служит формированию индивидуальных и групповых навыков самостоятельной работы по дисциплине или МДК. Студенты должны не только самостоятельно определить тему и разработать сценарий игры, но и подобрать соответствующий материал, произвести поиск информации, используя рекомендуемую литературу.

Сценарная игра. При подготовке к сценарной игре студенты разрабатывают программу, сценарий под руководством преподавателя. В ходе подготовки к сценарной ролевой игре формируются навыки коллективной учебной деятельности по созданию ее сценария, определению проблемных ситуаций, поиску дополнительной информации по теме. После этого начинается работа по определению ролей и наполнению их конкретным содержанием. В ходе презентации ролевой игры каждый из участников может изменить любое из своих высказываний по собственному желанию, внося тем самым в ролевую игру элемент неожиданности, импровизации.

Требования к ролевой игре  

1) игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у студентов интерес и желание хорошо выполнить задание;

2) ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, четко организовывать;

3) ролевая игра должна быть принята всей группой;

4) она непременно проводится в доброжелательной творческой атмосфере, вызывает у студентов чувство удовлетворения, радости;

5) преподаватель непременно сам верит в ролевую игру, в ее эффективность. Только при этом условии он может добиться хороших результатов;

6) большую значимость приобретает умение преподавателя установить контакт со студентами. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии – очень важный фактор. В процессе игры преподаватель иногда может взять себе какую-либо роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под руководством.

В ходе подготовки и проведения занятия, включающих игровые фрагменты, а также занятия – ролевой игры, были выработаны следующие рекомендации:

1. Функцию ролевой игры и ее место в учебном процессе, форму проведения, а также время, которое необходимо для проведения игры, определяет преподаватель.

Форма проведения управления определяется преподавателем, исходя из:

содержания самой игры;

характера ситуационных задач, вопросов включенных в игру;

степени подготовленности студентов.

количества участников ролевой игры

2. В ролевой игре должен отрабатываться материал, работа над которым ведется в аудитории в данный момент, а также должны использоваться из других тем с целью повторения. Выполнение ролевой игры должно осуществляться на материале, определяемом темой и ситуацией.

3. Организуя игру, необходимо вовлечь в нее как можно больше студентов группы.

4.В ролевой игре следует учитывать психологические особенности студентов.

5. Преподаватель должен внимательно наблюдать за игрой, управлять ею, давая при этом необходимые рекомендации и подсказки, если возникают затруднения.

6. В ходе ролевой игры преподаватель не исправляет ошибки студентов, однако рекомендуется ошибки незаметно фиксировать с целью их систематизации последующей коррекции.

7. При проведении ролевой игры необходимо по возможности максимально использовать различные средства наглядности, музыкальное сопровождение, современные технологии обучения, в том числе мультимедийные.

План ролевой игры

Дисциплина /МДК

Тема занятия:

Специальность: курс

Цель ролевой игры:

Задачи ролевой игры:

Образовательная

Воспитательная

Развивающая

Студент должен уметь:

Студент должен знать:

Междисциплинарные связи:

Тип занятия: ролевая игра

Количество часов: 2 часа

Обеспечение:

2.1 Содержание ролевой игры

Преподаватель отвечает за техническое обеспечение ролевой игры – своевременную демонстрацию необходимых слайдов или презентации. Кроме того, преподаватель следит за ходом ролевой игры, контролирует время, помогает студентам в случае каких-либо затруднений.

Заранее, в ходе подготовки к ролевой игре, распределяются роли – выбираются студенты которые будут выступать в той или иной роли.

Например:



В задачу медсестры входит:

В задачу медсестры приемного отделения входит:

В задачу медсестры отделения входит:

В задачу врача поликлиники входит:

В задачу пациента входит:

(каждую из выбранных ролей необходимо подробно описать)

Участники ролевой игры совместно с преподавателем выбирают кто будет выполнять роль (медсестры, врача и т,д) и сообщают их остальным участникам игры, чтобы те могли подготовиться.

Ролевая игра требует творчества как студентов, так и преподавателя. Ход ролевой игры должен быть тщательно продуман – необходимо решить, какую манипуляцию студенты будут выполнять первой, какую второй, когда они задают вопросы.



Структура ролевой игры

1. Организационный момент - ___мин

2.Ход ролевой игры (распределение ролей) — ___ мин

3. Проведение ролевой игры — ___ мин

4 Подведение итогов игры -___ мин

2.2 Ход игры

1. Распределение ролей (участники)

- медсестры отделения (2 человека);

- медсестры приемного отделения (1человека);

- врач (3 человек);

- медсестры детского сада 2 человек);

- пациенты (все остальные).

2. Выполнения участниками ролевой игры ситуационных задач

Студентам предлагаются выбрать ситуационные задачи в соответствии с определенными заранее ролями игры. Ситуационные задачи подбираются по теме ролевой игры.

Ситуационная задача №1, № 2...

2.3. Подведение итогов ролей игры

В конце занятия подводятся результаты ролевой игры, преподаватель разбирает ошибки студентов, допущенные в ходе занятия, поощряет наиболее активных участников, хорошо справившихся со своей ролью.



Каждая выполненная правильна ситуационная задача - 5 баллов, допущены незначительные ошибки - 4 балла, допущены грубые ошибки - 3 балла и ситуационная задача выполненная неправильно — 2 балла.
Каталог: content -> files -> docs -> prepodavatel
files -> Проект VIII открытая научно-практическая конференция в области художественного образования детей «АртЕкатеринбург-2014» резолюция
files -> Создание условий для становления профессиональной субъектности у студентов в учебном процессе вуза
files -> Концептуальные основы просвещения в области семьеведения
files -> Детский суицид: профилактика и коррекция
files -> Учебное пособие для диспетчеров еддс муниципальных
docs -> Вопросы к экзамену по философии
prepodavatel -> Методические рекомендации по написанию рабочей тетради по дисциплине
docs -> Тесты по истории


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница