Методические рекомендации по педагогической практике Улан-Удэ 2016 содержани е цели и задачи педагогической практики



Дата14.02.2016
Размер201 Kb.
ТипМетодические рекомендации


БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




М.Г. Цыренова


Программа и методические рекомендации

по педагогической практике

Улан-Удэ


2016

С О Д Е Р Ж А Н И Е


Цели и задачи педагогической практики……………………… ………… 4

Содержание и организация педагогической практики


  1. Виды деятельности студентов……………………………………….. 9

  2. Организация и руководство педагогической практикой …………. 12

  3. Права и обязанности …………………………………………………18

План работы студентов в период педагогической практики……………...20

Отчетные задания по истории ………………………………………………30

Цели и задачи педагогической практики
Педагогическая практика в школе является важным звеном в системе профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров. В процессе практики не только закрепляются и углубляются теоретические знания, но и вырабатываются знания, умения и навыки педагогического труда.

Среди важнейших особенностей педагогической практики отмечается ее комплексный характер, что позволяет слушателям овладеть функциональными обязанностями учителя-предметника, воспитателя классного коллектива, организатора внеклассной работы по предмету. В качестве одного из достоинств отмечается многообразие отношений и общения слушателей со школьниками, их родителями, учителями и классными руководителями, администрацией школы, групповым руководителем-методистом, преподавателями кафедр педагогики, психологии и специальных дисциплин.

В процессе педагогической практики решаются следующие задачи:

- закрепление, углубление и расширение общественно-политических, психолого-педагогических и специальных знаний, их применение в решении конкретных педагогических задач;

- формирование профессионально-методических умений и навыков по организации учебно-воспитательного процесса при изучении истории и проведении воспитательной работы с учащимися;

- самостоятельное планирование, проведение, контроль и корректировка урочной и внеурочной деятельности по истории;

- выработка творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности;

- овладение современными педагогическими технологиями в преподавании истории;

- применение современных средств оценивания результатов обучения;

- формирование приемов владения аудиторией;

- реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

- изучение современного состояния учебно-воспитательной работы в различных типах школ, анализ передового педагогического опыта.

На педагогической практике слушатели должны овладеть следующими профессионально-методическими умениями.

В области исследовательской деятельности:

- изучать личность определенного ученика и особенности классного коллектива с целью определения уровня обучения, интересов и отношений к предмету, индивидуальных, субъективных и личностных характеристик индивидуальности школьников;

- проводить анализ учебного материала с целью определения трудностей его усвоения определенной группой учащихся;

- осуществлять анализ компонентов учебно-методического комплекса с целью их рационального использования в каждом конкретном классе;

- наблюдать учебно-воспитательный процесс на уроке, выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений, вычленять положительное и отрицательное в опыте;

- анализировать уроки учителей с точки зрения методического содержания, логики урока и методов познавательной деятельности учащихся и обучающей деятельности учителя;

- анализировать и корректировать стиль взаимоотношений в коллективе учащихся, выявлять уровни готовности к сотрудничеству на уроке во внеклассной деятельности;

- выявлять возможности развития творческих способностей, инициативы и самостоятельности школьников при проведении воспитательных внеклассных мероприятий;

- уметь анализировать план воспитательной работы классного руководителя, перспективно определять содержание, формы и методы работы с классом, последовательность их использования в работе с детьми;

- проектировать конечный результат воспитательных воздействий.



В области практической деятельности:

- формулировать образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока, исходя из целей обучения;

- отбирать и дозировать учебный материал с целью его презентации с учетом факторов конкретной учебной ситуации;

- составлять тематический план серии уроков в соответствии с целями обучения, уровнем обученности учащиеся, условиями работы школы;

- составлять планы уроков различных типов;

- выбирать оптимальные методы и приемы изучения нового материала на основе принципов научности, доступности и учета индивидуальных особенностей;

- определять типы и виды, количество и последовательность вопросов и заданий, предназначенные для формирования умений учащихся;

- уместно и целесообразно планировать использование наглядных средств обучения при формировании знаний и умений;

- планировать методически целесообразно использование ТСО и ЦОР на уроках и во внеклассной работе по истории;

- определять адекватные способы контроля и проверки знаний, умений и их коррекции;

- организовывать свою деятельность и различные формы познавательной деятельности учащихся для реализации поставленных задач урока и внеклассных мероприятий по истории;

- организовывать разнообразные игры (поисковые, состязательные и ролевые) на уроке и во внеклассной работе по истории;

- вести урок, создавая благоприятный психологический климат общения, устанавливать атмосферу педагогического сотрудничества на уроке и во внеурочное время, выступая равноправным партнером общения;

- для решения педагогических задач планировать содержание и форму творческой воспитательной работы с детьми;

- провести ряд воспитательных мероприятий по формированию у школьников познавательных интересов: предметные олимпиады, конкурсы, фестивали, игры, турниры и пр., а также художественно-творческие часы;

- привлекать для совместных творческих дел родителей, специалистов;

- выбирать оптимальные методы общения со школьниками в учебной и внешкольной обстановке, использовать адекватную технологию общения согласно воспитательной ситуации.

В области предметно-информационной деятельности:

1. профессионально грамотно работать на уроке с различными источниками исторической информации:

1.1. с учебными историческими текстами, используя их для комплексного решения образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения истории в школе;

1.2. с историческими источниками (письменными, устными, визуальными, вещественными), обучая школьников приемам характеристики авторства, условия появления и типа источника, выявления явных и скрытых фактов; учить школьников рассматривать источник в контексте эпохи (читать языком и смыслами эпохи), осуществлять аксиологический анализ авторской позиции, устанавливать степень достоверности информации источника, высказывать собственные суждения на основе источников;

1.3. работать с историографическими материалами: учить школьников видеть историографические версии, вычленять факты и их интерпретацию, оценивать существующие интерпретации историков с точки зрения их аргументации, анализировать исследовательский инструментарий ученых-историков, понимать относительность любых теоретических построений в области гуманитарных наук;

2. владеть «точным» компонентом исторических знаний: датами, фактами, именами, названиями географических объектов, памятников культуры и т.д.;

3. производить отбор и композицию учебного исторического материала урока, исходя из поставленных целей, устанавливая разумное соотношение между «точным» историческим знанием и версионным компонентом.
В области технологической деятельности:

- разрабатывать и изготовлять дидактический материал (схемы, таблицы, карточки и т.д.);

- составлять тесты, проверочные работы, словарные диктанты;

- проектировать и изготовлять пособия и стенды для оформления кабинета истории;

- разрабатывать сценарий творческого дела;

- использовать цифровые образовательные ресурсы по истории.



Содержание и организация педагогической практики


  1. Виды деятельности практиканта в период педагогической практики:


а) Работа учителя истории

Слушатель-практикант должен:

- спланировать учебно-воспитательную работу по истории на весь период практики и по неделям;

- разработать поурочные планы и представлять их на утверждение групповому руководителю-методисту и учителю истории в школе или заместителю директора по учебной работе;

- посещать уроки истории учителей и других предметников- стажистов;

- самостоятельно провести уроки истории (не менее 12 уроков в 5-9 классах) с применением различных методов, форм и средств, активизирующих познавательную деятельность учащихся;

- принимать участие в обсуждении и анализе проведенных уроков; проводить самоанализ проведенных уроков;

- оказывать индивидуальную помощь учащимся по истории;

- организовывать и проводить внеклассную работу по истории в форме фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимся;

- принимать участие в организации и проведении факультативных занятий (желательно по истории Бурятии);

- участвовать в оформлении кабинета истории и способствовать организации работы в нем учащихся;

- активно участвовать в организации двух внеклассных мероприятий по истории (тематический вечер; олимпиада, предметная неделя и т.д.).



б) Методическая и исследовательская работа
Слушатель-практикант должен:

- вести целенаправленное наблюдение учебного процесса по истории;

- изучить оборудование кабинета истории, ТСО и наглядные пособия и последующим использованием в учебной работе;

- посетить уроки опытных учителей по истории, литературе, географии, участвовать в их анализе; проследить межпредметные связи;

- изучить педагогический опыт одного из высококвалифицированных учителей истории школы;

- дать один открытый «зачетный» урок;

- систематически знакомиться с педагогической и методической литературой и участвовать в анализе и обсуждении;

- принимать участие в работе методического объединения учителей истории школы.


в) Работа классного руководителя
Слушатель-практикант должен выполнять работу помощника классного руководителя. Для этого необходимо:

-ознакомиться с системой учебно-воспитательной работы в школе;

- изучить план работы школы, план классного руководителя;

- изучить учащихся и коллектив своего класса;

- разработать план-график проведения воспитательной работы с учащимися в период практики:

- провести отдельные виды и формы воспитательной работы (этические беседы, устный журнал, экскурсии и т.д.); различные виды общественно-полезного труда учащихся; другие формы коллективной внеклассной работы;

- проводить работу с родителями (посещений учащихся дома, индивидуальные беседы с родителями, выступления на родительском собрании);

- посетить воспитательные занятия классных руководителей и практикантов, принять участие в их анализе;

- принять участие в работе семинара классных руководителей, педагогического совета школы;

- регулярно анализировать свою работу в педагогическом дневнике;

- выполнить задание по изучению личности школьника или классного коллектива (задание по психологии).
II. Организация и руководство педагогической практикой.
К педагогической практике допускаются слушатели, прослушавшие курсы педагогики, психологии, методики обучения истории и успешно сдавшие по этим предметам зачеты или экзамены.

Общее руководство осуществляет групповой руководитель, к студентам в каждой школе прикрепляются руководители с кафедр педагогики и психологии.


Групповой руководитель педагогической практики:

- организует и проводит установочную и заключительную конференцию по педагогической практике;

- осуществляет контроль за организацией и проведением педагогической практикой;


  • проводит консультации по вопросам организации учебно-воспитательной работы учителя, организует выполнение слушателями-практикантами заданий по педагогической практике;

  • анализирует отчетную документацию слушателей-практикантов, организует защиту ими педагогической практики на заключительной конференции и выставляет итоговую оценку,

  • осуществляет контроль за работой практикантов в школе, выявляет и устраняет недостатки в организации и проведении педагогической практики;

- обобщает опыт организации и проведения педагогической практики, вносит предложения по ее совершенствованию;

- составляет общий отчет по итогам педагогической практики и предоставляет в ИНО.



  • организации учебно-воспитательной работы в школе;

- оказывает помощь практикантов в подготовке воспитательных мероприятий, посещает, анализирует и оценивает их;

- участвует в защите и оценке педагогической практики практикантов.



Учитель истории:

  • знакомит практикантов с содержанием и основными направлениями своей педагогической деятельности;

  • проводит для практикантов открытые уроки, внеурочные занятия и воспитательные мероприятия, организует их обсуждение;

  • оказывает практикантам помощь в выполнении заданий педагогической практики; составляет график проведения практикантами зачетных уроков, внеклассных мероприятий по предмету;

- регулярно посещает, анализирует и оценивает уроки, внеурочные занятия, проводимые практикантами,

  • организует защиту ими педагогической практики в школе (на заседании педсовета или методического объединения).

- оказывает помощь в подготовке отчетной документации практикантов;

- участвует в защите практикантами педагогической практики в школе и ее оценке.


Условно, в педпрактике можно выделить ключевые моменты, на которые практиканту особо следует обратить внимание.
1. Установочная конференция - проводится в первый день начала практики. Здесь практиканты получают представления о предстоящей работе по психологии, педагогике и методике обучения истории на четыре недели, знакомятся с руководителями в школах.

2. Работа в качестве учителя истории - выполнение всех профессиональных функций учителя - планирования, проведения уроков в классе по истории.

3. Работа в качестве классного руководителя предполагает совместную работу с учителями по организации и проведению внеклассных воспитательных мероприятий.

4. Подготовка отчетной документации.

Вся деятельность практиканта оценивается по следующим параметрам:



  1. Учебная работа: количество и качество проведенных уроков, количество посещенных уроков и качество их анализа, качество выполнения плана-конспекта зачетного урока и его анализа, качество дополнительных материалов, использованных на уроке, оценка участия во внеклассной работе по истории. Отметку выставляет совместно учитель и групповой руководитель.

  2. Воспитательная работа: качество составления плана воспитательной работы в классе на период педагогической практики, качество разработки и оформления воспитательных зачетных мероприятий в классе, школе. Воспитательную работу оценивает классный руководитель и преподаватель кафедры педагогики.

  3. Психологическое задание оценивается преподавателем кафедры психологии, при этом учитывается характер и объем наблюдения, самостоятельность в выборе методик и оценок наблюдений, умение оперировать психологическими понятиями и аппаратом психологического исследования в конкретных условиях данного социума учащихся и коллектива класса.



Отчетная документация по педагогической практике включат в себя:

  1. индивидуальный дневник-отчет,

  2. развернутый конспект зачетного урока,

  3. самоанализ и материалы обсуждения зачетного урока,

  4. разработку воспитательного дела,

  5. план-конспект внеклассного мероприятия по предмету,

  6. психологическую характеристику интеллектуально-познавательной сферы учащегося.

Дополнительно необходимо предоставить видеосъемку зачетного урока с его обсуждением.
Для подведения итогов практики практиканты в недельный срок обязаны представить всю необходимую документацию групповым руководителям для проставления итоговой оценки.
6. Итоговая конференция - позволяет практикантам поделиться своими впечатлениями, проблемами и методическими находками, которые они приобрели во время прохождения практики. На итоговую конференцию необходимо предоставить письменный и устный отчет с фотографиями, проведенных уроков и мероприятий. На конференции также рассматриваются характеристики, представленные учителями школ, отчеты практикантов о выполнении индивидуального плана, заслушивают групповых руководителей и выставляют оценку студентам за прохождение педагогической практики в ведомость и зачетные книжки.

Права и обязанности практиканта

1. В период педпрактики практикант пользуется всеми правами, установленными для учителей.



  1. Практикант выполняет все обязанности, соответствующие должности учителя, классного руководителя.

  2. Практикант должен находиться в школе не менее 6 часов ежедневно.

  3. Практикант обязан вовремя сдать отчетную документацию, в случае задержки, групповой руководитель имеет право снизить оценку.

  4. В случае болезни, педпрактика продлевается на время болезни (медицинская справка обязательна для предъявления).


Обязанности руководителя в школе:

Опытный учитель истории оказывает практиканту повседневную помощь в приобретении профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, проводит необходимую воспитательную работу, контролирует выполнение индивидуального плана практики, составляет развернутую характеристику по окончании практики на практиканта.



Основные направления в работе:

- глубокое изучение и освоение практикантом школьных программ, учебников, требований к современному уроку, научно-педагогической литературы по предмету;

- ознакомление и овладение методикой развивающего обучения; освоение современных требований к внеурочной работе:



  • проведение открытого урока для практикантов с последующим его самоанализом и анализом;

  • совместная разработка системы уроков по истории; составление тематического плана;

  • совместная подготовка к уроку, отбор дидактического материала;

  • наблюдение и анализ работы практикантов в первые недели для выявления типичных методических ошибок и определить проблему для обсуждения на методических семинарах в школе;

  • контроль за ведением дневниковых записей практикантов;

- помощь в организации самостоятельного конструирования и изготовления учебно-методического материала для учащихся;

- наблюдение и анализ уроков, проводимых практикантами;

- работа над методическими ошибками слушателей;


  • помощь в изучении передового педагогического опыта и использования его в проведении уроков практикантами;

  • помощь в организации творческой деятельности практиканта во время практики.



Методы работы руководителя в школе:

  • организация методического семинара (один раз в неделю), выбрать проблему для обсуждения, организовать свободный обмен мнениями, чтобы создать практикантам условия для объективизации и рефлексии профессиональной деятельности;

  • беседы с практикантами по проблемам педагогики, методики и психологии;

  • консультации с практикантами по частным вопросам методики обучения истории и организации внеклассной работой по предмету (групповые и индивидуальные консультации),

  • консультирование и совместная подготовка к урокам;

- посещение уроков, внеклассных мероприятий, организация их обсуждений и анализа.

Отчетные задания
Задание 1. Знакомство с педагогическим коллективом школы, кабинетом истории и школьной документацией.

Примерные вопросы для беседы с администрацией школы:

  1. Сколько в школе работает учителей, в том числе мужчин?

  2. Сколько учителей имеет образование: среднее педагогическое, высшее педагогическое?

  3. Сколько учителей учится: заочно в педагогических институтах, в других учебных заведениях, в магистратуре и в аспирантуре?

  4. Сколько учителей имеет стаж педагогической работы: от 1 до 5 лет, от 5-до 10 лет, от 10 до 25 лет, свыше 25 лет?

  5. Каковы результаты аттестации учителей?

  6. Сколько учителей имеет II, I и высшую квалификационную категории?

  7. Какие проблемы работы школы успешно решены педагогическим коллективом?

  8. Над какими проблемами работает коллектив учителей?

Критерии изучения работы кабинета истории

  1. Наличие в кабинете учебного оборудования, дидактического материала, других материалов для обучения учащихся.

  2. Характеристика библиотеки кабинета.

  3. Наличие в кабинете средств организации обучения (наглядных пособий, ТСО и др.)

  4. Роль кабинета в организации внеурочной работы с учащимися.

  5. Оформление кабинета.

Ознакомление со структурой, содержанием и порядком ведения школьной документации (изучение классного журнала, дневников и тетрадей учащихся)

При ознакомлении с классным журналом необходимо обратить внимание



  • на структуру журнала (из каких разделов оно состоит),

  • виды письменных работ учащихся,

  • накопляемость оценок,

  • посещаемость учениками уроков.

При изучении дневников школьников следует проанализировать:

  • правильность и аккуратность заполнения ими всех разделов дневника,

  • систематичность выставления отметок,

  • содержание записей учителя,

  • контроль родителей за ведением дневника учеником.

При изучении ученических тетрадей необходимо осветить следующие вопросы:

  • по каким учебным предметам заведены тетради,

  • какие виды письменных работ выполняют ученики на уроках и дома,

  • каков объем классных и домашних письменных работ,

  • как часто учитель проверяет тетради учеников,

  • проводится ли работа по совершенствованию каллиграфии учащихся.

Задание 2. Составление календарно-тематического плана по истории на период практики.

Примерные схемы календарно-тематического планирования

Схема №1


№ урока

Тема урока

Основные понятия

Основные умения

Межпредметные связи

Средства обучения

Тип урока






















Схема №2
Название общей темы и количество часов на всю тему





Номера уроков

1-й урок

2-й урок

I

Название темы.

1) Цель (общее дидактическое) урока или системы уроков.

2) Тип урока (уроков).

3) Общие методы обучения (репродуктивный или продуктивный).

4) Оборудование и основные источники информации.

5) Виды контрольных работ по системе уроков.









II

Актуализация.

1) Опорные знания (понятия и факты) и способы действий.

2) Типы самостоятельных работ.








III

Формирование новых понятий и способов действий.

1) Типы самостоятельных работ.

2) Основные и второстепенные проблемы и типы самостоятельных работ.








IV

Применение (формирование умений и навыков).

1) Типы самостоятельных работ.

2) Межпредметные связи.








V

Домашнее задание.

1) Повторение (объем учебного материала).

2) Типы самостоятельных работ.









Задание 3. Аспектный анализ уроков истории.

Примерные вопросы для педагогического наблюдения уроков при посещении уроков учителя и однокурсников с целью аспектного анализа урока.



1) Фотография урока.

Ф.И.О. __________________ Класс ______________

Тема: _______________________________________________


Ход урока

Анализ наблюдения




+

-










2) Схема анализа урока №1

Класс. Тема урока. Тип урока.



  1. Цели и задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные).

  2. Методы урока

  3. Оборудование урока.

  4. Ход урока: продолжительность, краткое содержание и приемы реализации каждого элемента урока.

  5. Итог урока: краткие выводы о проделанной работе, комментирование оценок, перспектива на следующий урок.


3) Схема анализа урока №2

Учитель: _____________________________________________________

Класс:_________________

Тема: _______________________________________________________




Ход урока

(деятельность учителя и учащихся)



Анализ урока




цель урока;

готовность учителя и учащихся к уроку;







активность учащихся на уроке;

способы активизации;







дисциплина на уроке;

рациональное использование времени;







воспитательная ценность урока;

подведение итогов






Общий вывод.

Сегодняшний день мне принес…

Когда я вижу, что дети…

Когда я сталкиваюсь с …

я чувствую, что …

В общении с детьми …


4) Схема анализа урока №3

Проанализируй урок в соответствии с предложенными критериями:



а) с точки зрения реализаций целей и содержания учебного материала: Цель урока:

  • сформулирована четко, лаконично;

  • соответствует требованиям программы, типу обучения (углубленное, профильное), месту урока в теме.

Тип урока:

  • соответствует этапам познавательной деятельности,
    содержанию учебного материала:

  • соответствует дидактической цели урока, требованиям программы, повышенному
    уровню лицейского образования;

  • излагается в соответствии с современным уровнем развития науки и общества,
    профилем обучения;

  • обеспечивает глубокое проникновение в сущность явлений, проблем, фактов;

  • предполагает использование ресурсов ИНТЕРНЕТ;

  • исключает фактические ошибки и неточности.

б) с точки зрения реализации методов обучения:

  • соответствует содержанию учебного материала и цели урока;

  • обеспечивают познавательную самостоятельность и интерес учащихся;

  • способствуют эффективному усвоению материала;

  • позволяют использовать дифференцированный подход, создавать ситуации выбора типа, вида, формы заданий;

  • обеспечивают оптимальное сочетание репродуктивной, конструктивной и творческой деятельности.

в) определи способы организации работы учащихся на уроке (индивидуальная, коллективная, фронтальная).
5) Схема анализа урока №4
Эффективность методов обучения (заполняется в таблице):





МЕТОД

Формирование

рассказ

беседа

Лекция

дискуссия

работа с книгами

демонстрация

иллюстрация

Видеометод

упражнения

познават. игра

кругозора, научного мировоззрения































теоретических знаний

































практических умений































умения добывать, систематизировать и применять знания































умения учиться, навыков самообразования































навыков упрочения знаний, умений


































МЕТОД

Развитие

рассказ

беседа

Лекция

дискуссия

работа с книгой




иллюстрация

Видеометодд

упражнения.

Познават. Игра

Мышления

































познавательного интереса































Активности































Памяти































Воли































Способности выражать мысли































Эмоции






























Знак (+!) - означает, что метод лучше других способствует решению задачи

(+) - метод эффективен для достижения цели

(-) —метод не эффективен для достижения цели.




6) Схема анализа урока №5

Проведите аспектный анализ урока по развитию умений и навыков.

1. Определение целей и задач урока по формированию умений и навыков. Сообщение учащимся задач урока.


  1. Учет возрастных и психологических особенностей учащихся при формировании общих учебных умений на уроке.

  2. Содержание, формы и методы урока:

  • осуществление отбора и анализа содержания с целью определения возможностей для формирования общих учебных умений и навыков;

  • выбор методов и организация форм обучения, способствующих формированию учебных навыков и умений;

  • учет и использование в этих целях межпредметных связей;

  • методика обучения приемам восприятия нового материала;

  • методы и приемы работы с учебником и другой литературой;

  • рациональная организация труда учащихся на уроке.

4. Выделение главного, существенного:

  • выделение главного с помощью разнообразных заданий и упражнений (выразить в одном предложении главную мысль текста, разделить текст на логические части, определить основной тезис прочитанного и т.д.).

5. Планирование учебной деятельности:

  • систематическая и последовательная работа учителя по ознакомлению учащихся с приемами планирования (составление простого и сложного плана, плана характеристики понятий и законов и т.д.).;

  • методика обучения составлению плана (сплошное чтение текста, нахождение главной мысли, членение текста на части, выделение опорных слов, установление роли выделенных частей и характер связи между ними, запись пунктов плана);

  • использование планов учащимися при устных высказываниях.

6. Развитие у учащихся навыков самоанализа, самооценки, самоконтроля:

  • организация взаимопроверки учащимися выполнения заданий;

  • применение для самоконтроля специальных карточек, перфокарт, кодоскопа;

  • обучение сравнению своего ответа с ответом учебника;

  • использование рецензирования учащимися ответов товарищей, письменных работ;

  • акцентирование внимания на содержания ответа, работы, их структуре; умение обосновывать выводы.

  1. Выработка ускоренного темпа чтения.

  2. Овладение основными видами письменных работ.

  3. Отработка культуры письменной и устной речи.

  4. Организация учебного труда:

  • подготовка рабочих мест учащихся;

  • соблюдения правил гигиены учебного труда;

  • определение задач учебной работы и ее планирование;

  • организация работы консультантов, лаборантов.

11. Обучение основам библиографической грамотности на уроке.

12. Руководство и контроль за домашней самостоятельной учебной деятельностью учащихся.


7) Схема анализа урока №6

  1. Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет. Оборудование и ТСО.

  2. Организация урока. Начало урока. Подготовленность класса к уроку. Умение учителя мобилизовать внимание учащихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.

  3. Тема и основные цели урока. Доведение до учащихся темы, образовательной, развивающей и воспитательной цели урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.

  4. Организационные стороны урока. Структура урока. Соответствие структуры урока его содержанию и целям. Взаимосвязь этапов урока, виды учебной деятельности.

  5. Целесообразность распределения времени на уроке. Занятость учащихся работой. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

  6. Содержание деятельности учителя и учеников на уроке:

А) эффективность использования ранее приобретенных знаний, умений и навыков;

Б) эффективность использования жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.

6. Соответствие примененных методов изучения нового материала целям, содержанию урока и возрастным особенностям учащихся, а также решению задач развития самостоятельности и активности учащихся в процессе усвоения знаний.

7. Роль и место самостоятельной работы на уроке. Место учебника, использование наглядности, характер вопросов и заданий.

8. Психологические основы урока. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения активность восприятия учащихся. Ритмичность урока: чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными. Нагрузка в течение урока.

9. Целесообразность дидактических задач, поставленных учащимся перед домашним заданием. Наличие, объем, характер домашних заданий.

10. Индивидуальный подход в процессе воспитания:

- стиль работы учителя, педагогический такт, речь, кругозор, умение держаться и руководить классом;

- оценка знаний учащихся и их деятельности на уроке;

- соблюдение гигиенических правил, условий поддержания работоспособности учащихся на уроке.

11. Выводы и предложения:

А) структура урока, ее целостность, эффективность использования разных видов деятельности;

Б) методы и средства обучения, используемые на уроке, их эффективность;

В) реализация основных дидактических принципов на уроке;

Г) художественная целостность урока, как она достигается;

Д) достижение учебно-воспитательной цели урока;

Е) опрос и педагогическая оценка на уроке;

Ж) замечания, предложения.



8) самоанализ пробного урока

  1. Трудности, возникшие при подготовке к уроку

  2. Удачи и недостатки в ходе урока, их причины

  3. Предложения по улучшению урока

  4. Рост своего мастерства: от каких недостатков, ранее встречавшихся, избавился; какие приобрел, нет ли повторения ошибок

Задание 4. Анализ внеклассного мероприятия по предмету.

  1. Класс, предмет, по которому проводится занятие.

  2. Тема занятия.

  3. Цели занятия и оценка их формулировки и подачи учащимся.

  4. Как соотносится содержание внеклассного занятия с программным материалом по учебному предмету.

  5. Степень занимательности, увлекательности, необычности используемого материала.

  6. Оптимальность объема предлагаемого учащимися материала, его доступность.

  7. Участие учащихся в подготовке занятия, их активность на занятии.

  8. Использование разных форм и методов проведения занятий, их целесообразность и эффективность.

  9. Проводилось ли награждение победителей? Как? Целесообразность награждения.

  10. Рекомендовались ли дополнительные источники получения информации по теме занятия: журналы, энциклопедии, книги, альбомы и т.п. Насколько удачно это было сделано?

  11. Оценка оформления занятий, использованных пособий и средств в ходе занятия.

  12. Оценка поведения и речи ведущего занятие.


Задание 5. Работа с историческим документом.

Памятка для работы с документом.

  1. Кто автор документа? Кто, кроме автора участвовал в подготовке документа? Что вы знаете об этих людях? Что дополнительно вы смогли узнать об авторах из изучаемого документа?

  2. Когда был написан или создан документ? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет время написания документа?

  3. Где произошли события, о которых говорится в изучаемом документе? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет место, в котором произошли описываемые в документе события?

  4. Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?

  5. Почему был создан документ? Каков повод для его создания? Причины, по которым произошли описанные в документе события?

  6. Как изучаемый документ помог вам узнать больше об историческом событии, к которому он относится?


Вопросы к документу в зависимости от его вида:


Вид документа

Типология вопросов и заданий к нему

1. Документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.

1. Когда, где, появился этот документ? (Опишите исторические условия его создания).

2. Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности?

3. Объясните основные понятия, употребляющиеся в тексте документа.

4. Интересы, каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа или весь он в целом?

5. Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах?

6. К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа?

7. Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого документа: судебное дело, выступление оппозиции и т.п.


2. Документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т.д.

1. Покажите на карте государства, составившие этот документ.

2. Охарактеризуйте исторические условия его создания.

3. Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для каждой из сторон и других стран, международной ситуации в целом.

4. Объясните, в чем и почему этот документ составлен на таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других государств, на паритетных началах).

5. Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу?

6. Какой характер носил этот документ: открытый или секретный - и почему?

7. Дайте обобщающую оценочную характеристику этому документу.

8. Подумайте, при каких обстоятельствах подобный документ мог быть составлен с другим раскладом сил.



3. Документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т.п.

  1. Кто автор документа? Каковы его политические взгляды?

  2. Каковы исторические условия создания документа? Где и когда он появился?

  3. К чему призывает и что осуждает автор документа?

  4. Интересы, какого слоя населения он выражает?

  5. Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами?

  6. Каковы последствия: реальные или прогнозируемые, осуществления идей этого документа?

  7. Дайте историческую оценку документу.

4. Документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения.

1. Какие исторические факты излагаются в документе?

2. Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события.

3. Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно
не указано в документе или дано в иной (нехристианской) системе летоисчисления.

4.Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет значение исторических событий?

5.По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами
его создания?

6.В чем позиция автора совпадает / не совпадает с современной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение / несовпадение можно объяснить?

7.Оцените значимость этого документа в сопоставлении с аналогичными историческими сочинениями этого периода или посвященными этим же историческим событиям.


5. Документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев.

1. Кто автор документа? Каково его социальное положение? Должность? Занятия? Причастность к описываемым им событиям?

2. Что увидел автор документа? Как он относится к описываемым им событиям? Подтвердите свои рассуждения текстом источника.

3. Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям? К его участникам?

4. В чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого автора от других источников по данному историческому факту?

5. Доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа? Почему?

6. Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа?



6. Документы литературного жанра (проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения и пр.)

1. Покажите на карте район мира, где происходит действие этого литературного источника.

2. По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т.п. определите примерное время действия или написания произведения. / Найдите


признаки, подтверждающие, что данное произведение было создано в эпоху …

3. Какие образы исторических героев, событий создает автор? Что представляется вам в этом портрете явно преувеличенным, искаженным,


предвзятым и т.п.? Как вы думаете, с какой целью автор сделал это?

4. Как автор литературного произведения объясняет поступки своих героев? Согласны ли вы с такими оценками и аргументами?

5. К какому общественному слою, группе населения принадлежал автор? Насколько он оказался объективным и беспристрастным в передаче событий
или автор совершенно к этому не стремился?

6. В каких других литературных произведениях вы встречали похожий сюжет? Чем можно объяснить его распространенность?




Задание 6. Составить научно-педагогическое обоснование урока.

Научно-педагогическое обоснование урока - это научная работа реферативного характера, в которую должны быть включены различные точки зрения ученых, психологов, методистов, историков. Чтобы работа имела четкую структурную организацию и логическую завершенность, ее следует выполнять по данной схеме:
Комплексная схема научно-педагогического обоснования

«зачетного урока»

  1. Обоснуйте место данного урока в системе занятий по теме. К какому типу можно отнести данный урок.

  2. Определите задачи урока. Как они соотносятся с целями обучения истории. Аргументируйте необходимость системного и комплексного подходов к реализации целей обучения.

  3. Обоснуйте структуру и логику данного урока, продолжительность и соразмерность его этапов. Какие формы организации познавательной деятельности учащихся используются, дайте им психологическое обоснование.

  4. Какие элементы содержания имеют место на уроке. Аргументируйте зависимость содержания обучения от целей обучения и задач урока.

  5. Как реализованы на уроке общедидактические и методические принципы.

  6. Какие методы обучения использованы на уроке.

  7. Как учитель активизирует познавательную деятельность учащихся? Какие типы познавательных задач были предложены учащимся.

  8. Аргументируйте адекватность упражнений для формирования и совершенствования навыков и умений поставленным задачам урока.

  9. Как учитываются возрастные особенности учащихся при определении задач, содержания, познавательных задач, используемых приемов обучения.

  10. Как поддерживается и развивается мотивация учебной деятельности школьников.

  11. Аргументируйте целесообразность и эффективность используемых средств обучения, в том числе и ТСО.

  12. Какие виды и формы контроля знаний, умений используются на уроке.

  13. Как осуществляется оценка деятельности учащихся на уроке. Раскройте воспитательное значение оценки.

  14. Аргументируйте целесообразность и эффективность домашнего задания, его связь с уроком.

  15. Раскройте роль учителя на уроке. Какие методические средства используются для создания атмосферы сотрудничества и благоприятного климата на уроке.


Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Семья как фактор социогенеза: ценностно-нормативный аспект
2015 -> «Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог
2015 -> Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
2015 -> Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личности
2015 -> Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательрных учреждений и организаций организация учебного процесса с использованием дистанционных
2015 -> Лекция Как важно понимание семьи Категория: ветераны боевых действий и члены их семей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница