Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 15 1 Самостоятельная работа студента 16 2 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 17



страница1/4
Дата16.02.2016
Размер0.56 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

Рубцовский институт (филиал)

f:\утверждаю для титульного листа(1).bmp
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РИТОРИКА


Специальность - 080105.65 Финансы и кредит

Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе ВПО, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе СПО

Кафедра общественных дисциплин


Рубцовск –2011

При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены:


1) ГОС ВПО по специальности 080105.65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 180 эк /сп.

2) Учебный план по специальности 080105.65 Финансы и кредит, утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12.


УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин «27» июня 2011 г. протокол №6

лямина

СОДЕРЖАНИЕ


Занятия 1-2. Ораторское искусство как социальное явление 13

Занятия 3-4. Оратор и его аудитория 13

Занятия 5-7. Подготовка и составление речи 13

Занятия 8-11. Культура речи оратора 13

Занятия 12-15. Культура спора 14

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15

4.1 Самостоятельная работа студента 16

4.2 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 17

5. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ 19

Проверочные тесты 22

«Функциональные стили современного русского языка» 22

«Риторика как наука» 24

«Виды красноречия» 25

«Публичная речь» 27

«Способы изложения материала» 29

«Выразительные средства языка» 31

«Оратор и его аудитория» 33

Глоссарий 35

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 45



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дисциплины «Риторика» является продолжением программы дисциплины «Русский язык и культура речи» и в процессе изучения основ ораторского искусства, полемического мастерства предусматривает использование полученных студентами знаний.

Значение дисциплины «Риторика» определяется тем, что она направлена на обучение умению грамотно общаться в учебной и профессиональной деятельности, в повседневной жизни.

Главной целью изучения дисциплины является формирование образцовой языковой личности, высокообразованного специалиста, речь которого соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой.

Задачи, стоящие перед студентами в процессе изучения дисциплины:



  • сформировать основные навыки, необходимые для успешной коммуникации в различных сферах;

  • закрепить и совершенствовать навыки владения нормами современного русского литературного языка;

  • развить речевое мастерство для подготовки к сложным профессиональным ситуациям общения.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



(распределение часов курса по разделам и видам работ)

Очная форма обучения

Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование разделов

Максимальная нагрузка студентов, час.

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студентов, час.

Лекции

Семинары

Лабораторные работы

1

2

3

4

5

6

7

ДЕ 1 Основы ораторского искусства

(30 баллов)



1.Ораторское искусство как социальное явление

22

6

4

-

12

2.Оратор и его аудитория

22

6

4

-

12

3. Подготовка и составление речи

30

8

6

-

16

Промежуточный контроль

Публичное выступление

ДЕ 2 Проблема стиля ораторской речи

( 30 баллов)



4. Культура речи оратора


30

8

8

-

14

Промежуточный контроль

Публичное выступление

ДЕ 3 Основы полемического мастерства

(40 баллов)



5. Культура спора

30

8

8

-

14

Промежуточный контроль

Публичное выступление

Итоговый контроль

Экзамен

Итого часов

134

36

30

-

68

Заочная форма обучения

Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование разделов

Максимальная нагрузка студентов, час.

Количество аудиторных часов при заочной форме обучения

Самостоятельная работа студентов, час.

Лекции

Семинары

Лабораторные работы

1

2

3

4

5

6

7

ДЕ 1 Основы ораторского искусства

1.Ораторское искусство как социальное явление

20

2

-

-

18

2.Оратор и его аудитория

22

2

2

-

18

3. Подготовка и составление речи

34

2

2

-

30

Промежуточный контроль

Публичное выступление

ДЕ 2 Проблема стиля ораторской речи

4. Культура речи оратора


22

2

2

-

18

Промежуточный контроль

Публичное выступление

ДЕ 3 Основы полемического мастерства

5. Культура спора

36

4

2

-

30

Промежуточный контроль

Публичное выступление

Итоговый контроль

Экзамен

Итого часов

134

12

8

-

114

Заочная (сокращенная) на базе ВПО форма обучения

Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование разделов

Максимальная нагрузка студентов, час.

Количество аудиторных часов при заочной (сокращенной) на базе ВПО форме обучения

Самостоятельная работа студентов, час.

Лекции

Семинары

Лабораторные работы

1

2

3

4

5

6

7

ДЕ 1 Основы ораторского искусства

1.Ораторское искусство как социальное явление

20

2

-

-

18

2.Оратор и его аудитория

22

2

2

-

18

3. Подготовка и составление речи

34

2

2

-

30

Промежуточный контроль

Публичное выступление

ДЕ 2 Проблема стиля ораторской речи

4. Культура речи оратора


22

2

2

-

18

Промежуточный контроль

Публичное выступление

ДЕ 3 Основы полемического мастерства

5. Культура спора

36

4

2

-

30

Промежуточный контроль

Публичное выступление

Итоговый контроль

Экзамен

Итого часов

134

12

8

-

114

Очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе СПО форма обучения

Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование разделов

Максимальная нагрузка студентов, час.

Количество аудиторных часов при очно-заочной (вечерней) сокращенной на базе СПО форме обучения

Самостоятельная работа студентов, час.

Лекции

Семинары

Лабораторные работы

1

2

3

4

5

6

7

ДЕ 1 Основы ораторского искусства

1.Ораторское искусство как социальное явление

24

2

2




20

2.Оратор и его аудитория

24

2

2




20

3. Подготовка и составление речи

26

2

4




20

Промежуточный контроль

Публичное выступление

ДЕ 2 Проблема стиля ораторской речи

4. Культура речи оратора


28

2

4




22

Промежуточный контроль

Публичное выступление

ДЕ 3 Основы полемического мастерства

5. Культура спора

32

2

6




24

Промежуточный контроль

Публичное выступление

Итоговый контроль

Экзамен

Итого часов

134

10

18




106

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

(дидактические единицы)
3.1 Содержание разделов учебной дисциплины
ДЕ 1 Основы ораторского искусства

Тема 1. Ораторское искусство как социальное явление

Аудиторное изучение:

Причины возникновения ораторского искусства. Ораторское искусство – явление историческое. Античная риторика. Развитие риторических традиций в России. Виды ораторского искусства.



Самостоятельное изучение:

Ораторское искусство-Риторика-Красноречие.


Тема 2. Оратор и его аудитория

Аудиторное изучение:

Оратор. Типы ораторов. Особенности аудитории. Интеллектуальное и эмоциональное сопереживание. Показатели взаимопонимания между оратором и аудиторией.



Самостоятельное изучение:

Способы определения уровня взаимопонимания между оратором и аудиторией.


Тема 3. Подготовка и составление речи

Аудиторное изучение:

Основные этапы подготовки речи. Составление речи. Способы словесного оформления публичного выступления.



Самостоятельное изучение:

Методы избавления от «ораторской лихорадки». Методы работы с книгой.


ДЕ 2 Проблема стиля ораторской речи

Тема 4. Культура речи оратора

Аудиторное изучение:

Требования к речи оратора. Система норм русского литературного языка. Коммуникативные качества литературной речи. Условия функционирования и языковые особенности книжных стилей. Устная и письменная форма литературной речи. Понятие стилистической нормы, стилистической ошибки и стилистического недочета. Лексическая стилистика. Стилистика частей речи. Синтаксическая стилистика.



Самостоятельное изучение:

Публицистический стиль. Сфера применения. Языковые функции. Особенности словообразовательные, лексические, грамматические. Жанровое своеобразие. Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.


ДЕ 3 Основы полемического мастерства

Тема 5. Культура спора

Аудиторное изучение:

Спор. Классификация споров. Полемика. Культура спора. Основные формально-логические законы. Доводы в споре. Полемические приёмы. Классификация вопросов. Виды ответов. Уловки в споре. Доказательство. Доказывание. Убеждение.



Самостоятельное изучение:

Из истории спора. Особенности поведения полемистов.


3.2 Содержание практических занятий

Занятия 1-2. Ораторское искусство как социальное явление


  1. Ораторское искусство-Риторика-Красноречие.

  2. Причины возникновения ораторского искусства.

  3. Ораторское искусство – явление историческое.

  4. Античная риторика.

  5. Развитие риторических традиций в России.

  6. Виды ораторского искусства.

  7. Способы словесного оформления публичного выступления.

Занятия 3-4. Оратор и его аудитория


  1. Оратор. Типы ораторов.

  2. Особенности аудитории.

  3. Интеллектуальное и эмоциональное сопереживание.

  4. Показатели взаимопонимания между оратором и аудиторией.

Занятия 5-7. Подготовка и составление речи


1. Основные этапы подготовки речи.

2. Составление речи.

3. Способы словесного оформления публичного выступления.

Занятия 8-11. Культура речи оратора


  1. Требования к речи оратора.

  2. Проблема стиля ораторской речи.

  3. Система норм русского литературного языка.

  4. Коммуникативные качества литературной речи.

  5. Условия функционирования и языковые особенности книжных стилей. Устная и письменная форма литературной речи.

  6. Стилистические нормы современного русского литературного языка.

Занятия 12-15. Культура спора


  1. Спор. Классификация споров. Полемика.

  2. Культура спора.

  3. Логическая культура оратора.

  4. Основные формально-логические законы.

  5. Доводы в споре.

  6. Полемические приёмы.

  7. Классификация вопросов. Виды ответов.

  8. Уловки в споре.




Авторские фразеологизмы

Каталог: public -> uploads
uploads -> Учебно-методический комплекс учебной дисциплины методика преподавания истории
uploads -> Учебно-методический комплекс «Геронтопсихология»
uploads -> Учебно-методический комплекс учебной дисциплины психология духовной жизни
uploads -> Учебный план по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
uploads -> Сборник: Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XII международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Часть 1 / Под общ. Ред. С. С


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница