Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов



Скачать 103.14 Kb.
страница1/7
Дата16.02.2016
Размер103.14 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Национальный исследовательский университет

(ННГУ)


В.С. Ширманов, В.Н. Волков, Е.И. Яковлева

А.В. Крымов, Ю.В. Родионова, О.Н. Косырева

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации самостоятельной работы студентов

Рекомендовано объединенной методической комиссией


филиалов и ФПРК ННГУ для студентов
всех направлений и форм подготовки, обучающихся в Борском филиале

Нижний Новгород

2013
УДК 001.89 (075.8)

ББК Ч215л3 (я73)

М 54

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: учебно-метод. пособие/В.С. Ширманов, В.Н. Волков, Е.И. Яковлева, А.В. Крымов, Ю.В. Родионова, О.Н. Косырева. – Нижний Новгород: Нижегород. госун-т, 2013. – 45 с.

Рецензент: д.э.н., профессор О.В Трофимов.

Настоящие методические рекомендации являются обязательными для студентов Борского филиала ННГУ всех направлений и форм подготовки.


В них включены основные требования по выполнению самостоятельной работы: докладов, рефератов, презентаций, контрольных и курсовых работ.

Ответственный за выпуск:

председатель методической комиссии филиалов и ФПРК

к.т.н., доцент Д.Н. Шуваев


Работа выполнена в Борском филиале ННГУ

директор филиала

к.ф.н., доцент Е.И. Яковлева

УДК 001.89 (075.8)

ББК Ч215л3 (я73)

© Нижегородский государственный

университет им. Н. И. Лобачевского, 2013

Оглавление




Введение


На современном рынке труда конкурентоспособным может стать только квалифицированный работник соответствующего уровня и профиля, компетентный, свободно владеющей своей профессией и ориентированный в смежных областях деятельности, способный к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов и готовый к постоянному профессиональному росту. Чтобы подготовить и обучить такого профессионала, высшим учебным заведениям необходимо изменить свой подход к планированию и организации учебно-воспитательной работы. Это в равной степени относится к изменению содержания и характера учебного процесса. В современных реалиях задача преподавателя высшей школы заключается в организации и направлении познавательной деятельности студентов, эффективность которой во многом зависит от их самостоятельной работы. В свою очередь, самостоятельная работа студентов должна представлять собой непросто самоцель, а средство достижения прочных и глубоких знаний, инструмент формирования активности и самостоятельности студентов.

Методические рекомендации подготовлены с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта 3-го поколения.

Целью данных методических рекомендаций является организация, управление и обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов в процессе обучения.

Настоящие методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов Борского филиала ННГУ очной и заочной форм обучения всех направлений подготовки.



1. Самостоятельная работа студентов: виды, организация и контроль


В современной науке существует несколько классификаций самостоятельной работы студентов. Один из вариантов такой классификации представлен в табл. 1.

Таблица 1.



Виды самостоятельной работы студентов

Виды

Содержание

Репродуктивная

Повторение учебного материала, самостоятельный просмотр, прочтение, конспектирование учебной литературы; прослушивание, запоминание, заучивание и пересказ магнитофонных записей лекций, Интернет-ресурсы и др.

Познавательно-поисковая

Написание курсовых, контрольных работ и рефератов. Разработка сообщений, эссе, докладов, докладов с презентациями. Подготовка выступлений на практических и семинарских занятиях, проработка литературы по дисциплинарным проблемам, и др.

Творческая

Подготовка дипломной работы (дипломного проекта), научных статей, рефератов, участие в научно-исследовательской работе, в студенческих и научно-практических конференциях.

Студенты в ходе выполнения самостоятельной работы должны руководствоваться ориентировочной основой деятельности на каждом этапе:

1 этап – определить цели самостоятельной работы;

2 этап – конкретизировать познавательные (практические или проблемные) задачи;

3 этап – оценить собственную готовность к самостоятельной работе по решению познавательных задач;

4 этап – выбрать оптимальный способ действий (технологии, методы и средства), ведущий к достижению поставленной цели через решение конкретных задач;

5 этап – спланировать (самостоятельно или с помощью преподавателя) программу самостоятельной работы;

6 этап – реализовать программу самостоятельной работы.

Планирование и контроль преподавателем самостоятельной работы студентов необходим для успешного ее выполнения. Преподаватель заранее планирует систему самостоятельной работы, учитывает все ее цели, формы, отбирает учебную и научную информацию и методические средства коммуникаций, продумывает свое участие и роль студента в этом процессе.

Вопросы для самостоятельной работы студентов, указанные в рабочей программе дисциплины, предлагаются преподавателями в начале изучения дисциплины. Студенты имеют право выбирать дополнительно интересующие их темы для самостоятельной работы.

Содержание деятельности преподавателя и студента при выполнении самостоятельной работы представлено в табл. 2.

Таблица 2.



Содержание деятельности при выполнении самостоятельной работы

Основные характеристики

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Цель выполнения СР

  • объяснить смысл и цель самостоятельной работы;

  • дать подробный инструктаж о требованиях, предъявляемых к самостоятельной работе и методах ее выполнения;

  • продемонстрировать образец самостоятельной работы

  • понять и принять цель самостоятельной работы как личностно значимую;

  • познакомиться с требованиями и образцами самостоятельной работы

Мотивация

  • раскрыть теоретическую и практическую значимость выполнения самостоятельной работы,

  • сформировать познавательную потребность студента и готовность к выполнению самостоятельной работы;

  • мотивировать студента на достижение цели

Управление

  • осуществлять управление через воздействие на каждом этапе процесса выполнения самостоятельной работы;

  • дать оптимальные технологии выполнения самостоятельной работы

самому осуществлять управление самостоятельной работой (проектировать, планировать, рационально распределять время и т.д.) на основе предложенных технологий

Контроль и коррекция выполнения

  • осуществлять входной контроль, предполагающий выявление начального уровня готовности студента к выполнению самостоятельной работы;

  • намечать дальнейшие пути выполнения самостоятельной работы;

  • осуществлять итоговый контроль конечного результата выполнения самостоятельной работы

  • осуществлять текущий и итоговый операционный самоконтроль за ходом выполнения самостоятельной работы;

  • самоанализ и исправление допущенных ошибок и внесение корректив в работу;

  • ведение поиска оптимальных способов выполнения самостоятельной работы;

  • осуществлять рефлексию к собственной деятельности

Оценка

  • давать оценку самостоятельной работе на основе сличения результата с образцом;

  • давать методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы выявлять затруднения и типичные ошибки; подчеркивать положительные и отрицательные стороны;

  • устанавливать уровень и определять уровень продвижения студента и тем самым сформировать у него мотивацию достижения успеха в учебной деятельности

дать оценку собственной работе, своим познавательным возможностям и способностям сопоставляя достигнутый результат с целью самостоятельной работы



Каталог: books -> met files
met files -> Учебное пособие Нижний Новгород 2011 год
met files -> Учебное пособие Нижний Новгород 2011 год
met files -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практическая полиграфия»
met files -> Ливанова Е. Ю. «Роль практики в формировании профессиональных компетенций выпускника вуза»
met files -> Учебное пособие Нижний Новгород 2012 год
met files -> Интерактивные формы и методы обучения в высшей школе
met files -> Сборник методических разработок по образовательно-профессиональной программе 080103 Национальная экономика
met files -> Рабочая программа дисциплины «Онтология и теория познания» для аспирантов Направление подготовки
met files -> Учебно-методическое пособие технология социальной работы Направление подготовки 390302 Социальная работа Профиль подготовки
met files -> Методика обучения иностранных студентов письменной речи


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница