Методические рекомендации по организации работы с родителями учащихся по профилактике наркомании в целях ее предупреждения распространения в образовательных учреждениях



страница1/3
Дата21.04.2016
Размер0.54 Mb.
  1   2   3
Методические рекомендации

по организации работы с родителями учащихся

по профилактике наркомании

в целях ее предупреждения распространения

в образовательных учреждениях
1. Введение

Массовое потребление психоактивных веществ в молодежной среде, в том числе потребление наркотиков остается одной из острейших проблем современности, так как по своим долгосрочным последствиям представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.

По оценкам экспертов наркомании подвержены в основном подростки и молодежь. По статистике, основными потребителями наркотиков являются люди от 14 до 30 лет. Поэтому проблема распространения и употребления наркотиков в молодежной и образовательной среде приобрела особую актуальность и требует совместных решительных действий, как со стороны государства, так и со стороны общества.

На фоне экономической нестабильности отмечается резкое обострение проблемы социального сиротства несовершеннолетних, что еще больше осложняет проблему подростковой наркомании.

Обращает на себя внимание рост числа женщин, употребляющих наркотические и психоактивные вещества (за последние 10 лет оно увеличилось в 6,5 раза), появление «семейной» наркомании и фактов вовлечения малолетних детей в наркоманию собственными родителями.

Научно установлено, что склонность к курению, употреблению алкоголя, наркотиков, вообще к нездоровому образу жизни и к асоциальному поведению закладываются в самом раннем детстве. Соответствующие вкусы, потребности и манера поведения формируются на основе автоматически работающих инстинктов ребенка: подражания, ориентировачно-исследовательского (попробовать самому), группового (общение, быть таким же, как другие) самоутверждения (поскорее выйти из подчинения взрослым и делать, что заблагорассудится) и других.

В сложившейся ситуации профилактика наркомании в молодежно-подростковой среде приобретает приоритетное значение, а в число значимых субъектов профилактики наркомании среди детей, подростков и юношества следует отнести их ближайшее окружение: семью, родителей. Большинство эффективных профилактических программ, как отечественных, так и зарубежных, как обязательный компонент в комплексе мероприятий, направленных на предотвращение вовлечения подростков и молодежи в немедицинское употребление психоактивных веществ (далее ПАВ) включает работу с семьей.

С учетом актуальности проблемы наркотизации молодежи и понимания того, что, во-первых, родители составляют первую общественную среду ребенка, закладывают основы его физического и психического здоровья, играют важнейшую роль в формировании жизненных ориентиров; во-вторых, родительская общественность является многочисленной, активной и наиболее заинтересованной в здоровье своих детей частью общества, одним из перспективных направлений взаимодействия подразделений МВП ФСКН России с системой образования по вопросам профилактики является работа с родителями школьников и студентов.

Поэтому считаем своевременным предложение методических рекомендаций по организации профилактической антинаркотической работы с родительской общественностью, разработанных на основе обобщения научно-практических материалов по указанной проблеме.
2. Основные направления, цели и задачи работы с родителями школьников и студентов
Несмотря на понимание большинством родителей их основополагающей роли в воспитании и развитии своих детей, в современном обществе имеют место следующие группы проблем:

1. Значительная часть родительской общественности склонна рассматривать наркоманию как сугубо индивидуальную проблему отдельных людей. К сожалению, среди населения велика доля равнодушия, позиционной нейтральности и терпимости к происходящим вокруг негативным явлениям, родители очень часто подвержены ошибочной иллюзии, состоящей в уверенности в том, что беда наркомании не может коснуться их ребенка. Это в какой-то степени отражает эффект «привыкания», а в некоторых случаях осознания собственного бессилия в борьбе не просто с наркоманией, а в борьбе за физическое и психическое здоровье конкретного наркомана (знакомого, близкого друга, родственника).

2. Вторая группа проблем связана с отсутствием знаний, навыков и современных социально адаптированных стратегий поведения у взрослой части населения, не позволяющим им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку детям.

2.1. По оценкам специалистов большинство современных семей характеризуются неблагоприятным психологическим климатом, неустойчивым типом взаимоотношений, дезориентациями ближайших и перспективных семейных целей, сведением смысла жизни к парадигме прагматичности. К сожалению, значительная часть современных родителей занята, прежде всего, проблемой зарабатывания денег и не уделяет достаточного времени общению со своими детьми, не обладает высоким уровнем психолого-педагогической и правовой культуры, в результате чего, подростки оказываются одинокими и психологически беспомощными в связи с утратой связи со старшим поколением.

2.2. Обращает на себя внимание недостаточная информированность детей и родителей о квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией и превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению ПАВ. По материалам Центра социологических исследований Минобразования России и ведомственных отчетов о состоянии наркоситуации в молодежной среде в Российской Федерации около 60% опрошенных детей и подростков и 28% взрослых не представляли, куда можно обратиться при появлении наркотических проблем. Непосредственно столкнувшись в семье с наркотизацией своего ребенка, родители часто дают аффективные или даже панические реакции, не знают, что делать и в результате остаются один на один со своей проблемой.

3. Большинство родителей стремится скрыть факт употребления ребенком наркотиков и решать возникшие проблемы в первую очередь через медицинских специалистов. Причем, в основном, население ориентировано на анонимную наркологическую помощь. Многие при этом стремятся прибегать к услугам частнопрактикующих специалистов, что в целом иногда только загоняет проблему в тупиковое положение. Выявление лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызывает большие трудности, в результате чего фактически вся лечебно-профилактическая и реабилитационная работа в области наркологии касается явных, запущенных случаев наркомании, токсикомании и алкоголизма.

Таким образом, родители, даже серьезно обеспокоенные волной ранней наркотизации, являются практически беспомощными и мало организованными в осуществлении конкретных профилактических воздействий и относятся к ним негативно или безучастно, равнодушно.

Профилактика массовой девиации молодого поколения и особенно детской, подростковой и молодежной наркомании требует воспитания, информирования и самих взрослых (родителей, учителей школ, ПТУ, преподавателей колледжей, вузов, руководителей предприятий и образовательных учреждений), так как в советский период с подобными масштабными девиантными явлениями они не сталкивались. В этой связи встает общегосударственная задача повышения уровня культуры здоровья всего российского общества.

На решение указанных проблем направлены усилия государства и общества при организации профилактической антинаркотической работы с семьей.

Основные направления работы с семьей широко представлены в Концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде, которая была разработана по заказу Министерства образования России, утверждена приказом Минобразования России от 28.02.2000 года № 619 и одобрена решением Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту от 22.05.2000 года.

Концепция предусматривает широкий спектр антинаркотической профилактической помощи семье как единой системе. Согласно концепции основными направлениями работы с семьей являются:

- формирование активного отношения родителей к наркотизации ребенка,

- предупреждение вовлечения детей в раннюю наркотизацию,

- организация на уровне дома, двора, микросоциума благополучной ненаркотической среды, нетерпимой к антиобщественному поведению детей, распространению среди них алкоголя, наркотиков и других ПАВ.


Основные направления работы с родителями в образовательных учреждениях:

1. Формирование активного отношения родителей к риску наркотизации в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок.

2. Предупреждение случаев вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, эмоционального отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье.

3. Оказание помощи семье, когда ребенок начал злоупотреблять психоактивными веществами.

4. Организация на уровне дома, двора, уличного микросоциума благополучной ненаркотической среды, нетерпимой к антиобщественному поведению детей, распространению среди них алкоголя, наркотиков и иных психоактивных веществ.

В системе образования и здравоохранения к настоящему времени накоплен значительный опыт системной профилактической работы с родителями, которая строится с учетом следующих целей и задач:


Цели работы с родителями:

- формирование у родителей установки на актуальность проблемы наркотизации детей и подростков, непримиримого отношения к употреблению и распространению наркотиков;

- формирование у родителей навыков в оценке факторов риска наркотизации, а также качеств, способствующих эффективному социально поддерживающему и развивающему поведению в семье и в процессе взаимодействия с детьми;

- формирование группы лидеров родителей - активных субъектов наркопрофилактики.


Задачи работы с родителями:

1.Дать знания родителям о психологических особенностях ребенка, подростка, эффектах психоактивных веществ, особенностях семейных взаимоотношений, семейных стрессах и поведении, направленном на их преодоление (семейное проблем-преодолевающее поведение).

2.Помочь осознать собственные личностные, семейные и социально-средовые ресурсы, способствующие преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с детьми в семье.
3.Определить направление и стратегии развития личностных, семейных и социально-средовых ресурсов.

4.Определить направления и стратегии развития личностных ресурсов у детей. (Как взаимодействовать с ребенком так, чтобы его личностные и семейные ресурсы развивались, а не подавлялись? Как делать семью социально-поддерживающей, а не социально-подавляющей системой?)

5.Обучить навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с детьми.

6.Выявлять родителей, нуждающихся в профессиональной медико-психологической, психотерапевтической, наркологической и психиатрической помощи.

7.Оказывать профессиональную медико-психологическую и психотерапевтическую помощь, нуждающимся родителям.
8.Выявлять лидеров-родителей, готовых осуществлять консультативную и социальную поддержку другим семьям.

9.Обучить их основам оказания социально-психологической поддержки и консультативной помощи другим родителям.



3. Разграничение компетенции по организации профилактической работы с родителями школьников и студентов и ее нормативно-правовое обеспечение
Основные направления государственной политики в сфере оборота наркотиков и в области противодействия их незаконному обороту определены пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Ситуация с потреблением психоактивных веществ в подростковой и молодежной среде, обусловила принятие и реализацию Федеральных целевых программ по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2001; 2002-2004, 2005-2009 годы.

Практика реализации предыдущих программ (на 1999-2001; 2002-2004 годы) показала их определенную эффективность как способа (инструмента) комплексного решения проблемы профилактики зависимостей среди подростков и молодежи на государственном уровне.

По данным федеральных министерств и социологических исследований, в России происходит интенсивное расширение наркорынка за счет вовлечения школьников и студенческой молодежи. Наркодельцы для распространения наркотиков используют учебные заведения и места досуга молодежи.

В связи с тем, что одной из задач осуществления образовательного процесса является решение проблем воспитания детей и молодежи, работа с родительской общественностью активно организуется органами управления образованием и реализуется в образовательном пространстве. При этом в системе образования поддерживается ориентация на приоритет воспитательной функции семьи, преодоление отчужденности детей от семьи, борьбу с асоциальными явлениями: детской беспризорностью, преступностью, наркоманией. Решение многих задач, связанных с профилактикой зависимостей находится в компетенции органов управления образованием и образовательных учреждений. В соответствии с приказом Минобразования России от 23.03.1999г. № 718 вопросы организации работы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами признаны приоритетными в деятельности Минобразования России. Роль системы образования в первичной профилактике зависимостей закреплена в государственных документах (Постановления Правительства Российской Федерации, Решения Совета безопасности, Федеральная программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», приказы и инструктивные письма Министерства образования и науки РФ).

Практически во всех регионах Российской Федерации разработаны программы по работе с семьей, привлечению родителей и общественности к воспитанию.

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, охрана здоровья людей гарантируется статьей 7 Конституции Российской Федерации.

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17,18,19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Закона «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Исключительную роль семьи в решении задач воспитания подчеркивает Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

Для обеспечения единого подхода к формированию принципов и механизмов антинаркотической работы при Минобразовании России создан Федеральный экспертный совет, к основным задачам которого относятся: экспертная оценка антинаркотических программ, определение единой позиции по вопросам взаимодействия с общественными, религиозными и другими негосударственными организациями, а также средствами массовой информации.

Основным документом, определяющим приоритетные направления деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений в сфере профилактики нарокмании, является Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, разработанная специалистами Министерства образования и науки Росси (одобрена решением Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту от 22.05.2000 года). Данная концепция стала основой для разработки соответствующих целевых антинаркотических программ среди подростков и молодежи как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.

В письме № 28-51-565/16 от 18.07.2003 г., подготовленном Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования Российской Федерации

органам управления образованием субъектов Российской Федерации рекомендовано на основе сложившихся социокультурных условий и экономических возможностей содействовать объединению усилий правоохранительных и здравоохранительных органов, родительской и педагогической общественности, представителей традиционных для нашей страны религиозных конфессий в борьбе с наркоманией; ужесточению мер ответственности за распространение наркотических и других психоактивных веществ;

педагогическим коллективам образовательных учреждений рекомендовано создавать условия для:

- возрождения системы родительского всеобуча, развития разнообразных форм психолого-педагогического просвещения родителей, повышения их культурно-образовательного уровня с учетом различного социального положения семей; создания системы массовых мероприятий с родителями, работы по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся (воспитанников);

- выявления и использования в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, традиций семейной народной педагогики;

- оказания помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков .

На Федеральном уровне с 2000 по 2004гг. основным реализатором мероприятий по первичной профилактике наркомании было Министерство образования РФ.

Органы и учреждения здравоохранения ранее и в настоящее время в большей степени реализуют положения вторичной и третичной профилактики. Сегодня основным куратором реализации государственной политики в области профилактики и противодействия наркомании является Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Она определена государственным заказчиком-координатором Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. №561.

Профилактическая антинаркотическая работа осуществляется органами внутренних дел в соответствии с возложенными на милицию задачами такими как:

• обеспечение безопасности личности;

• предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

• охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

• оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов5.

В соответствии с Положением о Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 г. № 272. данная комиссия является координационным органом, образованным для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

В целях совершенствования государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в соответствии с Указом Президента РФ от 18 октября 2007 г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» образован Государственный антинаркотический комитет, который является органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также осуществляющим подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации.

Для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров образованы антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации6.

Немалую роль в организации профилактической антинаркотической работы с родителями также играют и общественные объединения, которые проводят работу, направленную на формирование в обществе здорового образа жизни, усиление родительской ответственности за детей.


Основные функции субъектов профилактической деятельности при организации работы с родителями
Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации предполагает участие в формировании системы профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, всех органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, различных организаций, включая государственные и муниципальные учреждения, общественные и религиозные объединения, а также родителей (иных законных представителей), специалистов образовательных и культурно-просветительских учреждений, волонтеров молодежных организаций.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией выявляют основные причины и условия, способствующие немедицинскому потреблению наркотиков и их незаконному обороту, и принимают комплексные меры, направленные на их устранение или минимизацию.

Координацию этой деятельности проводит специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Государственный антинаркотический комитет и антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации разрабатывают меры, направленные на профилактику незаконного оборота наркотиков.

Одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума по-прежнему остается общеобразовательное учреждение.

Субъектами организации антинаркотической профилактической работы с родителями в образовательном пространстве являются заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, школьньпт психолог, социатьный педагог, лекторы - специалисты по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами, в том числе, сотрудники органов наркоконтроля, специалисты по проблемам предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и молодежи, специалисты психолого-медико-педагогических комиссий, служб социальной защиты населения, центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи населению, специалисты комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав для оказания помощи «проблемной» семье.

Администрация образовательного учреждения: осуществляет контроль и координацию профилактической работы в образовательном учреждении в целом.

Учителя-предметники и классные руководители: благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медико-психолого-педагогической службой школы и т. д.), обеспечивают организацию профилактической работы на уроке.

Медико-психолого-педагогическая служба:

Школьный врач: обеспечивает работу медицинских кабинетов учебных заведений - одного из важных звеньев антинаркотической профилактики, консультативного пункта для педагогов, детей, родителей.

Школьный психолог: обеспечивает:

• психологическую поддержку педагогического процесса (выявление и предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса, позитивное разрешение конфликтных ситуаций):

• психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся:

• организационно целостную психологическую помощь детям 1руппы риска, в том числе направление ребенка и его родителей к тому специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне школы.

Социальный педагог несет ответственность:


  • за привлечение к совместной деятельности различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;

  • систематическую работу с семьями школьника (особенно с семьями детей группы риска);

Органы ученического самоуправления: создают общешкольное волонтерское движение, проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях, организуют постоянную работу внутришкольного наркопоста.

Библиотека: обеспечивает информационно-методическую базу

профилактической работы.



Учрежден ия дополнительного образования и культуры: организуют информационно-просветительскую, работу с родителями, совместное творчество детей, педагогов и родителей, создают условия для активного участия родителей в организации досуга детей.

Общественные организаиии: развивают широкую профилактическую деятельность в образовательных учреждениях, в СМИ, проводят массовые антинаркотические акции.

Районная и городская наркологические службы организуют консультативную работу с родителями: признаки приобщения ребенка к наркотикам, о лечении наркомании и стратегии поведения родителей в период реабилитации.

СМИ, в том числе Интернет формируют общественное мнение.

Правоохранительные органы:

• работают с детьми и родителями по вопросам правовой ответственности за употребление, хранение и распространение наркотических средств и психотропных веществ;

• осуществляют юридическое консультирование по проблемам наркомании;


  • обеспечивают взаимодействие школы с районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделениями профилактики правонарушений несовершеннолетних;

  • организуют первичный профилактический учет детей и подростков, замеченных в приеме наркотиков7.

Роль подразделений межведомственного взаимодействия в сфере профилактики территориальных органов ФСКН России в организации профилактической работы с родителями учащихся и студентов заключается в организации мер в пределах своей компетенции, направленных на предупреждение и устранение условий, способствующих незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ, организации и реализации в пределах своей компетенции мероприятий, направленных на антинаркотическую пропаганду.

Инспектора по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, закреплённых за общеобразовательными учреждениями (школьные инспектора) профилактическую деятельность строят по трем основным направлениям: работа с учащимися, родителями и педагогическими коллективами. Среди основных задач школьных инспекторов - профилактика правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница