Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26»
Организация работы по профилактике подростковых правонарушений
в классе
( педагогический проект)
Исполнители:
Прокина Ксения Николаевна,
социальный педагог МБОУ
СОШ №26
Кемерово 2014
Содержание
Введение 3
1.Основы системы профилактики правонарушений в Российской
Федерации 5
1.1.Основные понятия, цели и задачи системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних 5
1.2. Виды профилактики правонарушений 7
1.3.Меры индивидуальной профилактики правонарушений 8
2. Методические рекомендации по организации работы по профилактике подростковых правонарушений в классе 10
2.1.Причины, порождающих различные формы отклонений 10
2.2.Доминирующие направления и условия в работе с трудными детьми 12
2.3. Основные формы работы педагогов по профилактике и коррекции отклонений в поведении детей 16
2.4.Примерный план работы по профилактике правонарушений среди учащихся для педагогов на 2014-2015 учебный год. 19
Заключение 22
Список литературы 24
Введение
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного подростка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.
Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Темпы роста подростковой преступности заметно опережают темпы роста правонарушений в других возрастных группах. Как правило, это дети из неблагополучных, многодетных семей, семей беженцев, которые подвергаются насилию, нервным стрессам, ведут бездомный образ жизни и предоставлены самим себе. Подростка увлекает полная свобода действий, безнаказанность. Он становиться «изгоем» в обществе. И результат - повальное употребление наркотических веществ, алкоголизм и табакокурение среди молодежи -потрясает своей статистикой. [4, 10]
В отечественной науке и практике накоплен разноплановый материал, отражающий специфику педагогического воздействия с детьми той или иной группы-с младшими школьниками и подростками, юношами и девушками, с одаренными и талантливыми детьми, с учениками, отстающими в развитии и т. д.
Однако на сегодняшний день существует дефицит знания в области педагогического взаимодействия с детьми девиантного поведения и «группы риска», недостаточна научно-методическая база для выбора стратегии действий и поведения психолога и педагога. В связи с этим актуальной остается проблема создания эффективной системы профилактики и предупреждения безнадзорности и правонарушений.
Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности ребенка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников. [6, 10]
Решать эти задачи невозможно в одиночку. В создавшихся условиях необходимо объединить усилия педагогов, психологов, родителей, а также работников правоохранительных органов.
Цели и задачи:
Цели:
-
Адаптация подростков девиантного поведения в социуме.
-
Формирование личностных нравственных качеств подростков.
Задачи:
-
Вовлечение подростков позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию.
-
Сдерживания вовлечения подростков в употребление ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни.
1.Основы системы профилактики правонарушений в Российской Федерации.
1.1.Основные понятия, цели и задачи системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Основные понятия
1) виктимологическая профилактика – деятельность субъектов системы профилактики правонарушений, ориентированная на предупреждение преступлений и иных правонарушений путем снижения у лиц риска стать жертвами противоправных посягательств;
2) правонарушение – преступление и административное правонарушение;
3) профилактика правонарушений – меры социального, правового, воспитательного и иного характера, направленные на нейтрализацию или устранение причин и условий совершения правонарушений, заключающиеся в целенаправленном, предупредительном воздействии на лиц с антиобщественным поведением, как в их собственных интересах, так и в интересах общества, а также направленные на снижение у лиц риска стать жертвами преступных посягательств;
4) система профилактики правонарушений – совокупность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан, принимающих участие в профилактике правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Цели и задачи системы профилактики правонарушений
Профилактика правонарушений осуществляется в целях обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства, противодействия причинам и условиям совершения правонарушений, снижения уровня преступности. Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач: 1) выявление, изучение причин и условий правонарушений, принятие мер по их устранению (минимизации, нейтрализации);
2) координация деятельности и взаимодействие субъектов профилактики правонарушений;
3) социальная адаптация и реабилитация лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе бывших осужденных и освободившихся из мест лишения свободы;
4) снижение у физических лиц риска стать жертвами правонарушения;
5) формирование материально-технических, финансовых, людских и иных ресурсов обеспечения личной и общественной безопасности;
6) повышение правосознания и уровня правовой культуры граждан;
7) обеспечение участия юридических лиц, общественных объединений и граждан в профилактике правонарушений и государственная поддержка участия граждан и их объединений в деятельности по профилактике правонарушений;
8) сокращение отставания социально-правового контроля преступности от ее качественно-количественных изменений.
1.2 Виды профилактики правонарушений
Видами профилактической деятельности являются:
1) общая профилактика правонарушений, имеющая целью выявление, изучение, устранение (минимизацию, нейтрализацию) социально-экономических, правовых, иных причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих им, или облегчающих их совершение на федеральном, региональном, местном и ведомственном уровнях, а также повышение уровня правосознания граждан;
2) индивидуальная профилактика правонарушений, осуществляемая на основании фактов предкриминального поведения лица субъектами системы профилактики правонарушений с целью позитивной коррекции поведения этих лиц, ликвидации либо нейтрализации криминогенных факторов, действующих в их окружении.
Категория лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактика, основания индивидуальной профилактической работы, ее сроки и права указанных лиц определяются федеральными законами.
3) виктимологическая профилактика правонарушений, заключающаяся: в выявлении лиц, способных стать жертвой правонарушения в силу присущих им субъективных качеств (лиц с повышенной виктимностью) или объективных свойств; устранении либо нейтрализации факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих поведение отдельных лиц, обусловливающее совершение в отношении них правонарушений; выявлении групп риска таких лиц с целью восстановления или активизации их защитных свойств; разработке либо совершенствовании имеющихся специальных средств защиты лиц от правонарушений.
1.3 Меры индивидуальной профилактики правонарушений
1. Меры индивидуальной профилактики правонарушений применяются для систематического целенаправленного воздействия на правосознание и поведение лица, от которого следует ожидать совершения правонарушения, либо его ближайшее окружение в целях предупреждения совершения правонарушений со стороны указанных лиц, а также устранения (минимизации, нейтрализации) причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих их совершению.
2. Мерами индивидуальной профилактики правонарушений являются:
1) профилактическая беседа;
2) вынесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
3) установление особых требований к поведению правонарушителя;
4) профилактический учет и контроль;
5) принудительные меры медицинского характера и воспитательного воздействия, устанавливаемые судом;
6) установление судом административного надзора;
7) иные меры индивидуальной профилактики правонарушений, применяемые субъектами системы профилактики в установленном законом порядке.
3. Меры индивидуальной профилактики правонарушений определяются с учетом индивидуальных особенностей лиц, в отношении которых они применяются, характера и степени проявления предкриминального поведения, при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4. Меры принудительного и ограничительного характера применяются на основании и в порядке, предусмотренными федеральными законами.
5. Поводами для принятия мер индивидуальной профилактики правонарушений могут являться:
1) сообщения или заявления физических и (или) юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации;
2) материалы, поступившие из государственных органов и органов местного самоуправления;
3) решения суда;
4) иная полученная в установленном порядке информация, свидетельствующая о намерении лица совершить правонарушение. [10]
2. Методические рекомендации по организации работы по профилактике подростковых правонарушений в классе.
2.1.Причины, порождающих различные формы отклонений
Для более успешной профилактической работы с подростками «группы риска» необходимо помнить о причинах, порождающих различные формы отклонений, такие как:
-социально-педагогическая запущенность, когда подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;
-глубокий психический дискомфорт, вызванный неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему стороны родителей, учителей, товарищей и т.д.
-отклонения в психическом и физическом состоянии здоровья, возрастные кризисы, акцентуация характера и другие отклонения психоневрологического и физиологического свойства;
-отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; занятости полезными видами деятельности; позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;
-безнадзорность, отрицательное влияние окружающей среды и развивающаяся на этой основе социально-психологическая дезадаптация, смещение социальных и личных ценностей с позитивных на негативные.
Анализ причин девиантного поведения школьников и его проявлений позволяет сделать следующие выводы:
-для эффективной деятельности общеобразовательной школы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков необходим комплексный подход к решению проблемы различных групп специалистов. На уровне школы это, в первую очередь, взаимодействие классного руководителя, социального педагога, психолога и врача;
-профилактическое направление работы должно быть приоритетным в работе с детьми и подростками;
-профилактическая и коррекционная работа может осуществляться в следующих формах: работа с семьей, работа с группами детей и подростков, проявляющих групповые девиации, индивидуальная работа;
-организацию работы по профилактике и коррекции девиантного поведения целесообразно осуществлять с учетом половых различий;
-в целях приоритетного определения профилактического направления работы с детьми и подростками с девиантным поведением необходимо осуществлять прогнозирование отклоняющегося от нормы поведения учащихся. [1,233-234]
2.2. Доминирующие направления и
условия в работе с трудными детьми
В работе с трудными детьми важно реализовать следующие направления:
перевод социальной ситуации в педагогическую;
воспитание нравственно-правовой убежденности;
формирование адекватной самооценки, выработка способности критически относиться к самому себе;
развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;
создание ситуации успеха в доминантном виде деятельности, включение в социально полезные виды деятельности;
организация педагогического влияния на индивидуально - групповые мнения окружающих (семья, сверстники педагоги, другие взрослые);
предупреждение невротических расстройств и паталогических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания, драмомания и др.);
организация благоприятного социально-психологического климата;
ликвидация пробелов в знаниях.
Эффективному взаимодействию с трудными детьми способствуют:
знание и учет факторов социализации личности ребенка, причин отклонений в его поведении;
учет индивидуально - психологических, возрастных, половых особенностей ребенка, социальной ситуации его развития;
учет особенностей положения, социального статуса воспитанника в коллективе сверстников, семье, среде неформального общения, в социуме;
уважение к личности воспитанника, установление доверительных с ним отношений, понимание его душевного состояния;
включение в творческую общественно полезную деятельность;
опора на положительное в ребенке, вера в его возможности, заинтересованность в судьбе воспитанника;
выработка единых требований, действий по отношению к воспитаннику со стороны школы, семьи, других воспитательных институтов, субъектов социального воспитания;
защита ребенка от неблагоприятных условий и влияний. [9,41-43]
Классификация групп подростков-правонарушителей
Д.И. Фельдштейн выявляет пять групп подростков-правонарушителей.
Представители первой группы характеризуются наличием ряда примитивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представлений. Они эгоистичны, озлоблены, агрессивны, осознанно совершают правонарушения, не любят трудиться. Для исправления поведения таких подростков их нужно вовлекать в общественно полезные трудовые дела, используя присущее им упорство в достижении поставленной цели, стремление к первенству, частично осознанное чувство их социальной неполноценности.
Ко второй группе относятся подростки с деформированными потребностями, подражающие представителям первой группы. Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых. Для перевоспитания их важно изменить обстановку и привычные формы поведения, высказать доверие к ним, одобрять их достижения, выработать умения не только подчиняться, но и командовать.
У подростков третьей группы наличествуют как деформированные, так и позитивные потребности и взгляды. Эгоизм и слабоволие обрекают их на асоциальные поступки. Полезной для них в воспитательном отношении является ритмичная и напряженная трудовая деятельность, работа, дающая возможность проявить себя и самоутвердиться.
К четвертой группе можно отнести не верящих в себя, внушаемых, заискивающих перед более сильными товарищами подростков.
Представители пятой группы - случайные правонарушители. Они слабовольны и неустойчивы перед дурным влиянием. У подростков этих двух групп важно пробудить интерес к нормальной жизни, создать перспективу личности и тем самым подвести к включению в полезную трудовую деятельность. Им необходимы постоянная коллективная работа в должном темпе, систематический контроль и оценка их деятельности, личная ответственность, активное участие в соревновании. [3, 74-77]
Методы снятия неблагоприятного состояния
Разрешение проблемы снятия неблагоприятного состояния возможно различными методами.
Подавление - жесткое пресечение и ограничение действий и поступков ребенка, чтобы избежать тех из них, которые могут нанести вред. Возможность применения данного метода находиться в прямой зависимости от авторитета и социального влияния взрослого.
Вытеснение- метод вызвать другое, более благоприятное состояние, заменив тем самым агрессивное переживание. Он используется с целью устранить отрицательные проявления через включение ребенка в деятельность. Нет гарантий, что подросток сможет переключиться в работу, а не продолжит свои агрессивные действия через некоторое время.
Игнорирование - специально инструментованное для субъекта (ребенка) способность не обратить внимания на неблагоприятное состояние. Метод применяется с целью постепенного угасания накала состояния.
Санкционирование (ограниченное временем) – метод, предполагающий разрешение и право на проявление данного неблагоприятного состояния(апатии, грусти, скуки), несмотря на то что оно не опрвдывает ожиданий окружающих и отклоняется от социальных норм и ценностей. Метод используется в целях постепенного исхода переживания и его угасания.
Концентрация на положительном – сосредоточение на позитивном в самом (ребенке) и переориентация внимания на позитивное в объекте (другом человеке, животном, предмете и т.д.), против которого была направлена злость, агрессия, раздраженность или гнев. [5, 25-27]
2.3 Основные формы работы педагогов по профилактике и коррекции отклонений в поведении детей
Основными формами работы педагогов по профилактике и коррекции отклонений в поведении детей являются:
-
Санитарно-просветительская форма;
-
Психогигиеническая и психопрофилактическая формы;
-
Организационно-управленческая форма работы, направленная на координацию усилий специалистов разного профиля, школы и семьи.
Санитарно-просветительская форма работы осуществляют как на уроках по предмету, так и внеклассных мероприятиях. Например, на уроках природоведения, литературы, затрагивая темы вредных привычек и асоциальных форм поведения, учитель должен не запугивать учащихся, а формировать критическое отношение к реальной действительности, способствовать выработке правильной личностной позиции в отношении различных жизненных ситуаций.
В этой связи важное значение приобретают внеклассные мероприятия, направленные на выработку общественной позиции к тем или иным нарушениям дисциплины, несоблюдением общепринятых норм поведения, употреблению алкоголя или наркотиков и т.д. К этим мероприятиям также относятся: периодический выпуск стенной газеты, школьные радиопередачи, организуемые самими учащимися, дежурства по школе и т.д.
Полезно проведение циклов бесед с привлечением специалистов, выпускников, родителей учащихся. Информация для детей должна быть представлена широко и разнообразно, с использованием средств массовой информации, технических средств обучения. Все это позволит детям получить стройную систему знаний, преодолеть ошибочные мнения о тех или иных вредных привычках, будет способствовать формированию здорового образа жизни. [7,153-155]
Психогигиеническая и психопрофилактическая формы работы должны включать в себя:
- обучение детей правилам и нормам гигиены с учетом половозрастных особенностей;
-изучение особенностей физического и психического развития детей в период пребывания в учреждении;
-анализ социально-культурных условий воспитания детей в конкретном микросоциальном окружении - в семье, в кругу сверстников.
Эта работа позволяет своевременно выявить группу детей с повышенным риском формирования различных вредных привычек и девиаций поведения, а также особенности аномального развития детей.
В практике учебно-воспитательной работы педагоги чаще всего ограничиваются общепринятыми мерами воздействия - поощрением и наказанием. Поэтому отношения, которые устанавливаются между взрослым и ребенком, учителем и учеником, следует рассматривать как недостаточно естественные, так как ребенок постоянно «должен» быть исполнительным, послушным. К сожалению, многие педагоги не всегда задумываются над тем, что в неравных отношениях с ребенком они способствуют порождению психотравмирующих факторов, вызывающих отклонения от нормального физического и психического развития личности ребенка.
В работе с детьми необходимо прежде всего следовать принципам индивидуального подхода к воспитанию. Осуществляя этот подход, педагог, таким образом, включается в единый комплексный процесс клинико-психологической профилактики аномальных личностных проявлений, способствует их раннему выявлению и своевременной реабилитации. [8, 91-94]
Формы работы: групповая работа, тренинг поведения, личностный тренинг, дискуссии, мозговые штурмы, беседы, встречи, лекции, ролевые игры, психогимнастика, просмотр и обсуждение видеофильмов, индивидуальные консультации, тесты, экскурсии, конкурсы, праздники.
Вариативный план мероприятий по работе с подростками в течение года
-«Сегодня-поступок, завтра-характер» (по нравственному воспитанию для подростков);
-проведение акции «Стоп - наркотики!»-1раз в учебный год;
-обучающий тренинг «Новый взгляд»;
-занятия с элементами тренинга «Быть уверенным - это здорово»;
-профилактика табакокурения и наркомании с использованием слайдов, видеофильмов»;
-социально-ориентированная, правовая программа «Подросток и закон»;
-пресс-конференция» Преступление и наказание»;
-социально ориентированная программа «Мой выбор профессии»;
-социально ориентированная программа «Помогая другим, помогаем себе».
2.4 . Примерный план работы по профилактике правонарушений
среди учащихся для педагогов на 2014-2015 учебный год
N п/п
|
Мероприятия/деятельность
|
Сроки
|
Работа с учащимися класса
|
1
|
Изучить Федеральный закон «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
|
август
|
2
|
Выявление обучающихся, находящихся в социально опасном положении
|
сентябрь-октябрь
|
3
|
Составление социального паспорта
|
сентябрь
|
4
|
Вести учет учеников класса, систематически пропускающих или не посещающих учебные занятия без уважительной причины
|
в течение года
|
5
|
Контроль занятости учащихся класса во внеурочное время. Привлечение их к полезной деятельности: кружки, секции, шефская помощь престарелым
|
в течение года
|
6
|
Индивидуальные беседы с обучающимися:
-
девиантного поведения;
-
попавшими в трудную жизненную ситуацию;
-
по замечаниям и докладным
|
в течение года
|
7
|
Психолого-педагогическая диагностика учащихся
|
в течение года по плану
|
8
|
Контроль поведения и внешнего вида учащихся класса
|
в течение года
|
9
|
Посещение на дому учащихся класса. Анализ семейной ситуации
|
в течение года
|
10
|
Оказание социальной, правовой помощи ребёнку и семье
|
в течение года
|
11
|
Контроль посещения учащимися школьной столовой
|
в течение года
|
12
|
Организация и проведение классных часов по привитию ЗОЖ, профилактике табакокурения, употребления спиртных напитков, других ПАВ
|
в течение года по плану
|
13
|
Помощь в организации классного самоуправления
|
в течение года
|
14
|
Организация летнего труда и отдыха учащихся
|
июнь-август
|
Работа с учителями
|
15
|
Участие в работе МО учителей классных руководителей школы (по приглашению)
|
весь год (согласно циклограмме)
|
16
|
Посещение уроков в классе
|
в течение года по плану
|
17
|
Совместная работа по замечаниям и докладным
|
по мере поступления
|
18
|
Подготовка документов для пополнения портфолио класса и портфолио каждого ученика
|
по мере поступления
|
19
|
Участие в подготовке общешкольных мероприятий
|
в течение года по плану
|
20
|
Выступление на совещаниях, педагогических советах
|
весь год (согласно циклограмме)
|
Работа с родителями
|
21
|
Выявление семей класса, находящихся в социально опасном положении
|
август
|
22
|
Посещение семей учащихся класса. Анализ семейной ситуации
|
в течение года по мере необходимости
|
23
|
Оказание правовой, педагогической, материальной помощи нуждающимся семьям
|
в течение года по мере необходимости
|
24
|
Проведение родительских собраний
|
в течение года по плану
|
25
|
Организация летнего труда и отдыха учащихся
|
июнь-август
|
Заключение
Кардинальные перемены, переживаемые нашим обществом во всех сферах политической и социально-экономической жизни, не могут не распространяться на практику в области предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Содержание перестройки воспитательно-профилактической системы, прежде всего, определяется тем, что существовавшая ранее «карательная» профилактика, основанная на мерах социального контроля, общественно административного и уголовного наказания, должна быть заменена на охранно-защитную профилактику, представленную комплексом мер адекватной социально-правовой, медико-технологической и социально-педагогической поддержки и помощи семье, детям, подросткам, юношеству. Государство располагает разнообразными средствами реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. К их числу могут быть отнесены: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая профилактика, виктимологическая профилактика, правовое предупреждение и др. Достижение желаемого эффекта в профилактике правонарушений и преступности несовершеннолетних возможно лишь при условии привлечения к воспитательной работе с ними педагогов-профессионалов. Анализ материалов показал, что причинами отклонений в поведении школьников являются: педагогическая неграмотность родителей, безнадзорность, вызванная занятостью родителей, отрицательный пример родителей, или аморальное поведение, нарушение структуры семьи. Это приводит к возникновению у детей неправильных представлений, привычек, потребностей. Наиболее эффективными педагогическими приемами, являются: чуткое, внимательное, доверительное отношение к ребенку, укрепление у него веры в себя, в свои силы, опора на положительные качества личности. Материалы исследования показали, что преодоление отклонений в поведении школьников протекает наиболее успешно при сочетании убеждений с упражнениями детей в правильных действиях и поступках. В результате исследования можно сделать вывод, что школьники с отклонениями в поведении и нравственном развитии нуждаются в специальных педагогических воздействиях, предусматривающих коррекцию их поведения. Профилактика правонарушений среди учащихся будет будет успешной при раннем выявлении детей, склонных к асоциальному поведению и образу жизни, а также при сплоченной организации работы всех педагогов образовательного процесса.
Список литературы:
1. Дедов, Н. П. Социальная конфликтология [Текст]: учеб, пособие / Н. П. Дедов, А. В. Морозов. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 336с.
2.Дереклеева, Н. И. Информационные часы в школе: 10-11 классы [Текст] / Н. И. Дереклеева, М. Ю. Савченко, И. С. Артюхова. - М.: ВАКО, 2009. -208с.
3.Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя (5-9 классы) [Текст] / Н. И. Дереклеева, М. Ю. Савченко, И. С. Артюхова. - М.: ВАКО, 2007. -145с.
4.Кулинич, Г. Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 8-11 классы [Текст] / Г. Г. Кулинич. - М.: ВАКО, 2009. - 272с.
5.Рожков, М. И. Воспитание трудного подростка: Дети с девиантным [Текст]: учеб, пособие / М. И. Рожков. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 240с.
6.Справочник социального педагога [Текст] / Сост. Т. А. Шишковец. - М.: ВАКО, 2007. - 336с.
7.Фалькович, Т. А. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы [Текст] / Т. А. Фалькович, Н. С. Толстоухова, Н. В. Высоцкая. - М.: ВАКО, 2008. -256с.
8.Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога [Текст]: учеб, пособие / М. В. Шакурова. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 272с.
9.Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педагога [Текст]: пособие для студ. высш. пед. заведений / П. А. Шентенко, Г. А. Воронина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 272с.
10. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12116087/#ixzz2zAaOPMvwHYPERLINK "http://base.garant.ru/12116087/#ixzz2zAaOPMvw©"© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2014.
Поделитесь с Вашими друзьями: |