Методические рекомендации по организации первоочередного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях в условиях мирного времени, а также пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское



Дата07.06.2016
Размер0.82 Mb.
ТипСтатья


Главное управление МЧС

России по Республике Калмыкия

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации первоочередного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях в условиях мирного времени, а также пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставления жилья и принятие других необходимых мер органами местного самоуправления муниципального

образования, организации (службы) и объекта

экономики.

г. Элиста

2013


СОДЕРЖАНИЕ



I.

Общие положения

стр. 4

II.

Основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с первоочередным обеспечением населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий.

стр.5

II.

Жизнеобеспечение пострадавшего населения в условиях чрезвычайных ситуаций в мирное время.

стр.6

IV.

Основные требования к обеспечению населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях.

стр. 8

V.

Приложения

стр. 16



  1. Общие положения.

Статья 2 Федерального закона «О гражданской обороне» определяет, что одна из основных задач в области гражданской обороны является «первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер».

В мирное время обеспечение безопасности людей в чрезвычайных ситуациях, обусловленных природными стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами и защита населения от опасностей, возникающих в случае аварий, катастроф, стихийных бедствий также является общегосударственной задачей и одной из главных обязанностей руководителей предприятий, организаций и учреждений. Статья 14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предписывает руководителям «планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций».

В мирное время чрезвычайные ситуации могут возникать в результате производственных аварий, катастроф, стихийных бедствий, диверсий или факторов военно-политического характера.

Характер последствий аварий и катастроф, опасных, прежде всего, своей внезапностью, зависит от их вида, масштабов, особенностей предприятия, обстоятельств и обстановки, в которой произошла авария. В ряде случаев авария сопровождается пожарами, взрывами, утечкой и распространением радиоактивных и аварийных химически опасных веществ.

Поэтому наряду с проблемой предотвращения потерь среди населения в зонах чрезвычайных ситуаций, очагах поражения неизбежно появляется проблема жизнеобеспечения лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций.

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях осуществляют с целью сохранения жизни и здоровья людей, пострадавших в зоне чрезвычайных ситуаций, на маршрутах эвакуации и в местах их отселения.

Термин «жизнеобеспечение» объединяет группу проблем, которые касаются обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях материальными и финансовыми ресурсами, сырьем и энергией. Само понятие «жизнеобеспечение» широко применялось в документах еще в 70 – 80 г.г. и под ним подразумевались мероприятия по обеспечению укрываемых в защитных сооружениях водой, воздухом, продуктами питания и т.д.

На современном этапе терминологической основой концепции жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях является ГОСТ Р 22.3.01 – 94. Стандарт устанавливает общие требования к жизнеобеспечению населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях, причиной возникновения которых являются стихийные (природные) бедствия или техногенные аварии и катастрофы. Жизнеобеспечение пострадавшего населения в условиях чрезвычайных ситуаций должно обеспечивать условия для его выживания на основе удовлетворения первоочередных потребностей по установленным нормам и нормативам жизненно важных видов материальных средств и основных услуг, включая медицинское обслуживание и оказание первой медицинской помощи.

Для совершенствования уровня подготовленности должностных лиц органов управления и командно - начальствующего состава территориальных подсистем РСЧС по организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего в чрезвычайных ситуациях населения МЧС России разработаны и направлены во все субъекты Российской Федерации «Методические рекомендации по организации и ведению гражданской обороны в субъекте РФ и муниципальных образований», утвержденные Главным военным экспертом МЧС России генерал-полковником П.В. Платом (исх. от 13.12.2012 № 2-4-87-30-14), регламентирующие порядок выбора, планирования, организации и реализации соответствующих мероприятий по сохранению жизни и здоровья населения при возникновении чрезвычайных ситуаций.


II. Основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с первоочередным обеспечением населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с первоочередным обеспечением населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе с медицинским обслуживанием, включая оказание первой медицинской помощи, со срочным предоставлением жилья и принятием других необходимых мер в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об Утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», являются:

планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения;

создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;

предоставление населению коммунально-бытовых услуг;

проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

осуществление эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;

определение численности населения, оставшегося без жилья;

инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения, размещение людей, оставшихся без жилья, в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также осуществление подселения населения на площадь сохранившегося жилого фонда;

предоставление населению информационно-психологической поддержки.

Мероприятия для решения данной задачи для органов местного самоуправления и организаций определены приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», в соответствии с которым органы местного самоуправления в целях решения задачи по первоочередному обеспечению населения планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:

-планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения;



    • создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

    • нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;

    • предоставление населению коммунально-бытовых услуг;

    • проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    • проведение лечебно-эвакуационных мероприятий;

    • развертывание необходимой лечебной базы в загородной зоне, организация ее энерго- и водоснабжения;

    • определение численности населения, оставшегося без жилья;

    • инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определения возможности его использования для размещения пострадавшего населения;

    • размещение пострадавшего населения в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также подселение его на площади сохранившегося жилого фонда;

    • предоставление населению информационно-психологической поддержки.

Известно, что до 2004 года задачи по первоочередному обеспечению населения выполняли службы ГО. В соответствии с действующим законодательством упразднено понятие «Службы ГО», однако задачи по видам первоочередного обеспечения населения для всех уровней исполнительной власти остались.

Очевидно то, что обеспечение мероприятий ГО должно опираться на реально существующую систему государственного и местного самоуправления.

То есть, с целью реализации своих полномочий в субъекте РФ, муниципальных образованиях создаются органы обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны, в том числе - задачи первоочередного обеспечения населения.

В Приморском крае реализацию данной задачи в отдельных муниципальных образованиях осуществляют соответствующие спасательные службы или иные органы исполнительной власти края, структурные подразделения органов местного самоуправления и организаций.

Например, «Положением об организации и ведении гражданской обороны в Приморском крае», утвержденным Постановлением Губернатора Приморского края от 03.09.2010 N 86-пг (в ред. Постановления Губернатора Приморского края от 06.02.2013 № 17-пг) определены мероприятия и закреплены ответственные органы исполнительной власти за их реализацию:

«По первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе по медицинскому обслуживанию, включая оказание первой помощи, срочному предоставлению жилья и принятию других необходимых мер:



    • планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения (медицинское обеспечение, обеспечение жильем, продуктами питания, водой, предметами первой необходимости, коммунально-бытовыми услугами и др.);

    • создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

    • нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами и обеспечение горячим питанием;

    • предоставление населению коммунально-бытовых и иных услуг;

    • определение численности населения, оставшегося без жилья;

    • инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения;

    • проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    • проведение лечебно-эвакуационных мероприятий;

    • размещение пострадавшего населения в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также подселение его на площади сохранившегося жилого фонда;

    • предоставление населению информационно-психологической поддержки.

    • Организация проведения мероприятий, указанных в абзацах втором, третьем настоящего пункта, возлагается на департамент гражданской защиты Приморского края во взаимодействии с органами исполнительной власти Приморского края, ответственными за планирование видов обеспечения и создание запасов соответствующих материальных средств.

    • Организация проведения мероприятий, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, возлагается:

    • по нормированному снабжению населения продовольственными товарами - на департамент лицензирования и торговли Приморского края;

    • по снабжению населения непродовольственными товарами, обеспечению горячим питанием - на департамент труда и социального развития Приморского края.

    • Организация взаимодействия с муниципальными образованиями Приморского края и контроль проведения мероприятий:

    • указанных в абзацах пятом, седьмом настоящего пункта, возлагается на департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края;

    • указанных в абзаце шестом настоящего пункта, возлагается на департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края во взаимодействии с департаментом труда и социального развития Приморского края.

    • Организация проведения мероприятий, указанных в абзацах восьмом, девятом настоящего пункта, возлагается на департамент здравоохранения Приморского края.

    • Организация проведения мероприятия, указанного в абзаце десятом настоящего пункта, возлагается на эвакуационную комиссию Приморского края.

    • Организация проведения мероприятия, указанного в абзаце одиннадцатом настоящего пункта, возлагается на департамент массовых коммуникаций Приморского края во взаимодействии с департаментом здравоохранения Приморского края и департаментом труда и социального развития Приморского края.

Необходимо отметить, что мероприятия по первоочередному обеспечению населения, пострадавшему при ведении военных действий или вследствие этих действий включаются в Планы гражданской обороны и защиты субъекта РФ, муниципальных образований и организаций, структура и содержание которых определены приказом МЧС России от 16.02.2012 № 70 ДСП.


III. Жизнеобеспечение пострадавшего населения в условиях чрезвычайных ситуаций в мирное время.
Планирование, организация исполнения и непосредственное руководство проведением мероприятий по защите населения в чрезвычайных ситуациях находятся в компетенции органов исполнительной власти на местах, постоянно действующих комиссий по чрезвычайным ситуациям соответствующих территориальных и функциональных подсистем и звеньев РСЧС, органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, аварийно – спасательных служб и формирований, диспетчерских служб предприятий и других организаций.

Система жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуаций – это совокупность согласованных и взаимоувязанных по целям, задачам, месту и времени действий территориальных и ведомственных органов управления, сил, средств и соответствующих служб, направленных на создание условий, необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зоне чрезвычайной ситуации, на маршрутах эвакуации и в местах отселения пострадавшего населения по нормам и нормативам, разработанным и утвержденным в установленном порядке.

Система жизнеобеспечения включает в себя такие действия как:

  1. Первоочередные потребности населения в чрезвычайных ситуациях – т.е. набор и объемы жизненно важных материальных средств и услуг, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в чрезвычайных ситуациях.

  2. Медицинское обеспечение в зоне чрезвычайных ситуаций – это удовлетворение потребностей населения в первой медицинской помощи, сортировка пораженных и оказание им необходимой квалифицированной и элементов специализированной медицинской помощи с последующей, в случае необходимости, эвакуацией в лечебные учреждения для стационарного лечения, а также выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
  3. Обеспечение водой в зоне чрезвычайных ситуаций – предусматривает добычу, очистку, хранение, восполнение запасов, транспортирование и распределение воды для удовлетворения потребностей населения.


  4. Обеспечение продуктами питания – требует налаживания производства, транспортирования и распределения продуктов питания для удовлетворения потребностей населения.

  5. Обеспечение жильем – включает развертывание и сооружение временных жилищ, а также использование сохранившегося жилого фонда для размещения лишившихся крова населения.

  6. Обеспечение коммунально-бытовыми услугами – удовлетворение минимальных потребностей населения в тепле, освещении, банно-прачечных услугах, удалении нечистот и бытовых отходов на жилой территории.

  7. Обеспечение предметами первой необходимости - удовлетворение потребностей населения в одежде, обуви, постельных принадлежностях, простейшей бытовой посуде, моющих средствах.

Работа подсистем РСЧС всех уровней в области организации первоочередного жизнеобеспечения населения в условиях чрезвычайных ситуаций должна быть направлена на повышение их готовности к своевременному и полному обеспечению пострадавшего населения временным жильем, продуктами питания, предметами первой необходимости, коммунально-бытовыми услугами.

Исходя из опыта ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, МЧС России пришло к выводу о необходимости разработки мобильного комплекса жизнеобеспечения. Основу комплекса составляют модули связи и управления, водоснабжения, питания, жилого, предметов первой необходимости, коммунально-бытового, медицинского, энергетического, инженерного и ремонтно-эксплуатационного. Комплекс жизнеобеспечения в зависимости от развития инфраструктуры субъекта Российской Федерации, в котором возникла чрезвычайная ситуация может использоваться как в полном составе, так и в составе нескольких модулей.

При создании и поддержании условий жизнеобеспечения пострадавшего в чрезвычайных ситуациях населения должны соблюдаться следующие его основные принципы:



  • приоритетность функции государства в подготовке и проведении всего комплекса мероприятий по жизнеобеспечению населения в условиях чрезвычайных ситуаций;

  • рациональное распределение функций по жизнеобеспечению населения в условиях чрезвычайных ситуаций между центральными, региональными, местными и ведомственными органами управления;

  • территориально-производственная (отраслевая) организация жизнеобеспечения населения;

  • персональная ответственность должностных лиц за выполнение законодательных, правовых и нормативных актов по жизнеобеспечению населения при чрезвычайных ситуациях;

  • заблаговременность подготовки страны к жизнеобеспечению населения при чрезвычайных ситуациях;

  • обеспечение социальной защищенности и психологической поддержки всех граждан в зоне чрезвычайных ситуаций;

  • обеспечение физиологической и энергетической достаточности норм жизнеобеспечения населения в зонах чрезвычайных ситуаций;

  • первоочередное ориентирование системы жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях на местные ресурсы и возможности с последующим (при необходимости) использованием региональных и государственных ресурсов в зависимости от типа и масштаба чрезвычайных ситуаций;

  • открытость процесса жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях за счет использования ресурсов от не пострадавших регионов страны и зарубежной помощи;

  • способность к быстрому восстановлению системы жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях после воздействия на нее дестабилизирующих факторов природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

.

IV Основные требования к обеспечению населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях.


Устойчивая тенденция к ужесточению требований, предъявляемых к правовым, аттестационным, технологическим, организационным, эксплуатационным документам и мероприятиям, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, определила принципиально новый - оперативный подход к жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях, на основе мобильного комплекса средств первичного жизнеобеспечения. При выборе мест расположения загородных зон для размещения населения необходимо учитывать особенности и преимущества, связанные с их положением относительно потенциально опасных объектов.

Требования к выбору районов размещения загородных зон

Районы загородных зон должны быть расположены за пределами 30-км зоны вокруг атомных станций, вне зон возможных разрушений, опасных радиоактивных загрязнений, химического заражения, катастрофических затоплений, распространения оползней, селей, снежных лавин и других опасных факторов.

Размещение загородных зон не допускается:


  • на землях заповедников, заказников, природных национальных парков, ботанических садов и водоохранных полос;

  • в зонах охраны гидрометеорологических станций;

  • на землях зеленых зон городов;

  • на земельных участках, загрязненных органическими и радиоактивными отходами;

  • в опасных зонах отвалов породы угольных и сланцевых шахт;

  • в сейсмически опасных районах и зонах, непосредственно прилегающих к активным разломам;

  • в охранных зонах магистральных трубопроводов;

  • вблизи государственных стратегических и военных объектов;

  • в районах расположения объектов, эксплуатация которых связана с возможностью возникновения аварий, сопровождающихся пожарами и взрывами с выбросом в окружающую среду токсичных веществ;

  • в сселяемых населенных пунктах;

  • в районах, подверженных воздействию ураганов, тайфунов и смерчей;

  • в районах, где вода в источниках водоснабжения имеет высокую химическую и биологическую загрязненность, превышающую предусмотренные правилами охраны поверхностных вод нормативы.

Районы загородных зон должны отвечать требованиям:

  • санитарных норм и правил защиты населения от воздействия электромагнитных полей, создаваемых радиотехническими объектами;

  • санитарных норм и правил защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередач переменного тока промышленной частоты;

  • обеспечения сроков перевозки персонала, продолжающих свою работу на промышленных предприятиях с непрерывным циклом производства, на работу и обратно в загородную зону на отдых не более 4 часов.

Обеспечение эвакуируемых продовольствием и питьевой водой

 Обеспечение эвакуируемых продуктами питания в загородной зоне должно осуществляться через местную сеть продовольственных магазинов и предприятий общественного питания совместно с органами рабочего снабжения. Для обеспечения горячим питанием и сухими пайками личного состава аварийно-спасательных формирований, эвакуируемого персонала и членов их семей, а также пораженных на базе подразделений органов рабочего снабжения необходимо создавать мобильные формирования - подвижные пункты питания и подвижные пункты продовольственного снабжения. Обеспечение продуктами питания следует осуществлять за счет имеющихся текущих и специально создаваемых запасов этих продуктов на базах и складах. Рекомендуемые нормы обеспечения продуктами питания пострадавшего в чрезвычайных ситуациях населения, а также спасателей, рабочих, разбирающих завалы при ведении спасательных работ, хирургов приведены соответственно в таблицах 1 и 2 на рис. 2.

Нормы питания в мирное время должны обеспечивать удовлетворение средних энергетических потребностей и составлять в расчете на 1 человека:


  • у мужчин и женщин от 20 до 39 лет - 2600 ккал/сут.;

  • у мужчин и женщин старше 39 лет - уменьшение среднего значения на 5% через каждые 10 лет, а свыше 60 лет - на 10%;

  • пенсионеры и дети - 1600 ккал/ cут.

Суточные нормы продовольствия, закладываемые на пункты управления и в убежища при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, в расчете на одного человека, приведены в таблице 3 (рис. 3).

На случай чрезвычайных ситуаций также необходимо предусматривать вывоз товарных запасов в загородную зону. Для чего необходимо:

проводить рекогносцировку районов эвакуации, мест возможного размещения продовольственных запасов;

иметь расчеты требуемого транспорта и определить порядок вывоза этих запасов.

Эвакуируемым необходимо иметь с собой запас продуктов питания и воды на трое суток.

После завершения эвакуации в загородной зоне организуется горячее питание отдыхающих смен организаций и членов их семей - в предприятиях общественного питания в районе эвакуации, а также приобретение ими продуктов питания в торговой сети по месту жительства.

Персонал работающих смен промышленных предприятий получает горячее питание в столовых этих предприятий.

При планировании развития материально-технической базы торговли и питания загородной зоны (районов эвакуации) необходимо исходить из нормативов, приведенных на рис. 4 в таблице 4.

При расчетах потребности в предприятиях общественного питания необходимо принимать - 1 посадочное место на 25-30 человек, приписанных на снабжение.

Торговлю в загородной зоне осуществляется в объемах и порядком, установленными местными органами власти (по талонам, карточкам, спискам и т.п.). Так например, минимальная норма обеспечения водой эвакуируемых в загородной зоне должна составлять не менее 25 литров на человека в сутки. Однако, при дефиците питьевой воды, необходимо устанавливать более жесткие режимы водопотребления (рис. 4 , таблица 5).

Примечание к 5 таблице:

1. Водообеспечение в жестком режиме не должно продолжаться более 5 суток - в климатических зонах с умеренным климатом. После этих сроков необходимо переходить на более щадящие режимы водообеспечения (второй или третий).

2. В числителе указаны нормы водообеспечения населения и подростков старше 14 лет, в знаменателе - для детей до 14 лет и кормящих женщин.

3. Нормы водообеспечения одного человека в сутки даны для второй климатической зоны. Для первой вводится коэффициент 1,3 , а для третьей и четвертой - 1,6.

4. Для лечебных нужд дополнительно к нормам, указанным в таблице 5, устанавливают по 5,5 л в сутки на каждого больного.

5. Нормы водообеспечения, указанные в таблице, рассчитаны на малую физическую активность человека. Норму водообеспечения для питья людям, выполняющим работы различной тяжести устанавливают введением коэффициентов: легкая - 1,25; средней тяжести - 1,33 - 1,54; тяжелая - 1,75.

В качестве источника водоснабжения в районах эвакуации в первую очередь следует использовать подземные воды. На водопроводных станциях должен быть введен специальный режим работы, обеспечивающий очистку и обеззараживание воды от вредных веществ, а также контроль за ее качеством.

Выбор источников водоснабжения должен быть согласован с органами санэпиднадзора, которые выдают заключение о пригодности их для водоснабжения.



Обеспечение эвакуируемых предметами первой необходимости.

Обеспечение эвакуируемых предметами первой необходимости в чрезвычайных ситуациях должно осуществляться органами рабочего снабжения и местными органами торговли.

Обеспечение личного состава аварийно - спасательных формирований бельем, обменной одеждой и предметами туалета должно осуществляться через подвижные пункты вещевого снабжения, создаваемые в системе органов торговли и снабжения.

При возникновении чрезвычайных ситуаций должны быть предусмотрены меры по защите запасов промышленных товаров, находящихся на базах, складах и магазинах.

Эвакуируемые должны брать с собой комплект верхней одежды и обуви по сезону (в летнее время и теплые вещи), постельное белье, туалетные принадлежности и другие предметы первой необходимости. Общий вес их вместе с продуктами питания и водой не должен превышать 50 кг на человека.

В перечень предметов первой необходимости, поставляемых для эваконаселения через торговую сеть, включаются:



  • одежда (одежда и белье, трикотажные изделия, головные уборы, все виды чулочно-носочных изделий, шерстяные платки, ткани взамен одежды);

  • ткани (хлопчатобумажные и льняные);

  • обувь разная;

  • посуда, мыло, моющие средства;

  • галантерейно-парфюмерные изделия (зубная паста, зубные щетки, нитки, иголки, пуговицы, расчески, гребешки, предметы гигиены);

  • прочие непродовольственные товары (табачные изделия, спички, керосин и пр.).

Обеспечение эвакуируемых жильем и коммунальными  услугами.

При временном размещении эвакуируемых необходимо обеспечивать среднюю жилую площадь из расчета не менее 2,5 кв. м. на человека.

Не допускается размещение эвакуируемых в производственных помещениях, на складах и базах, вблизи мест хранения сильнодействующих ядовитых веществ, горючих и смазочных материалов, ядохимикатов и других опасных и вредных для здоровья людей веществ.

Подобранный жилой фонд должен обеспечивать нормальные санитарно- гигиенические и культурно-бытовые условия, иметь тепло- и водоснабжение, места приготовления и приема пищи, отдыха.

При размещении эвакуируемых в домах и помещениях, не имеющих центрального отопления, необходимо предусматривать обеспечение их твердым топливом (по установленным расценкам и суточным нормам):


  • для отопления - с учетом размеров занимаемой жилой площади;

  • для хозяйственных нужд - по количеству людей, размещенных на данной площади.

Средняя норма топлива для удовлетворения коммунально-бытовых служб составляет 3,2 кг условного топлива в сутки на одного человека. Для перевода показателей условного топлива в значение рабочего топлива (применяющегося в конкретном регионе) используется калорийный эквивалент (Э) (рис.5):

Э = Qp/7000,
где Qp - теплота сгорания рабочего топлива, ккал/кг;

7000 - теплота сгорания условного топлива, ккал/кг.

Значения калорийных эквивалентов различных видов топлива приведены в таблице на рис. 9.

Исчисление потребности рабочего топлива производится по формуле:

Вр = Bу/Э,

где Вр - количество потребного рабочего топлива, т;



Ву - количество потребного условного топлива, т;

Э - калорийный эквивалент.

Трудоустройство эвакуируемых.

Вопросы трудоустройства, прибывающих в районы эвакуации лиц, должны быть решены эвакокомиссией совместно с органами власти, исходя из наличия рабочих мест в загородной зоне.

В первую очередь, имеющиеся людские ресурсы следует задействовать для оборудования жилья, временных – коммунально-бытовых объектов, создания объектов соцкульбыта.

В силу недостаточной емкости учебной базы в загородной зоне необходимо предусматривать организацию учебного процесса в свободных помещениях общественных и культурно-бытовых учреждений, приспособив их под учебные классы. При этом занятия организуются в несколько смен. Доукомплектование учебных заведений и органов образования, в том числе вновь развертываемых, производится за счет специалистов, прибывающих по эвакуации. Согласование вопросов организации учебного процесса должны осуществлять соответствующие органы образования и эвакокомиссии.



Торгово-бытовое обслуживание эвакуируемых.

Торгово-бытовое обслуживание эвакуированных осуществляется через местные торговые организации, сеть общественного питания и бытового обслуживания, а также путем расширения и увеличения пропускной способности сельской сети материального обеспечения за счет органов рабочего снабжения. Директивные (утвержденные) и рациональные (расчетные) нормы и нормативы по торгово-бытовому обслуживанию приведены в таблице 6 (рис. 6).



Медицинское обеспечение эвакуируемых.

Медицинское обеспечение при чрезвычайных ситуациях должно заключаться:



  • в оказании всех видов медицинской помощи пострадавшим от аварийно химически опасных, сильнодействующих веществ, от воздействия факторов стихийных бедствий, аварий и катастроф;

  • в проведении санитарно – эпидемиологической профилактики;

  • в проведении санитарной обработки людей, поступающих на стационарное обследование и лечение;

  • в медицинском обследовании и учете лиц, получивших поражение от действия аварийно химически опасных веществ;

  • в учете лиц подвергшихся госпитализации;

  • в медицинском обеспечении процесса эвакуации;

  • в амбулаторном обследовании и лечении в районах эвакуации лиц, подвергшихся воздействию АХОВ, оказавшихся в зонах химического заражения и получившим травмы и ранения различной степени тяжести.

Медицинское обслуживание эваконаселения в загородной зоне требуется осуществлять через существующую сеть больниц, поликлиник и медпунктов сельской местности, расширяющуюся за счет медико-санитарных частей и органов здравоохранения эвакуируемых объектов, а также развертывания лечебных учреждений в зданиях общественного назначения.

Медицинское обслуживание на маршрутах эвакуации организуется силами служб экстренной медицинской помощи эвакуируемых организаций путем развертывания на время эвакуации стационарных и подвижных медицинских пунктов.

Директивные (утвержденные) и рациональные (расчетные) нормы и нормативы по медицинскому обеспечению приведены в таблице 7 (рис. 7).

Организация управления, оповещения и связи

в загородной зоне размещения эвакуируемых 

Для создания нормальных условий для организации управления, оповещения и связи в загородной зоне по возможности необходимо иметь:



  • на узле связи района эвакуации (или в отделении милиции) - оконечный комплект аппаратуры оповещения П-160, включенный в систему оповещения данной территории, а также комплект приемно-передающей аппаратуры оповещения П-164, сопряженной с аппаратурой П-160;

  • достаточное количество электросирен и уличных громкоговорителей, подключенных к аппаратуре П-164;

  • автоматическую телефонную связь из расчета 0,16 номера на одного человека;

  • средства периодической печати из расчета по 0,2 номера на одного человека;

  • средства доставки почты из расчета 0,02 посылки на одного человека в сутки и 0,66 единиц письменной корреспонденции на одного человека в сутки;

  • средства линейных аппаратных связи - 0,024 канала на одного человека;

  • междугородную телефонную связь - 0,004 канала на человека;

  • радиотрансляционную сеть - 0,25 ватт мощности на одного человека;

  • телеграфную связь - 0,001 аппарата типа РТА-80 на одного человека;

  • пункт управления действиями в чрезвычайных ситуациях, для размещения в нем 25 рабочих мест и соответствующих средств связи и оповещения.

Кроме того, пункт управления должен иметь не менее двух каналов проводной связи (один из которых междугородный), которые задействуются или арендуются у предприятий связи, а также несколько каналов радиосвязи (в соответствии со схемой организации радиосвязи).

Особенности психогенного воздействия чрезвычайных ситуаций различной физической природы

на первоочередное жизнеобеспечение

Помимо поражающих факторов, оказывающие физическое воздействие на человека, любое стихийное бедствие, авария, катастрофа оказывает мощное психотравмирующее действие, влияющее на целевое использование средств первоочередного жизнеобеспечения пострадавших и спасателей.

Наиболее сильная психотравма возникает у людей подвергшихся физическому воздействию поражающих факторов, а также у непосредственно наблюдавших процесс и последствия катастрофы, но не подвергшихся травматическому воздействию. Существенным психотравмирующим эффектом обладают внешний вид разрушений, а так же раненых, пораженных, погибших. Так например, спасатели прибывшие в район железнодорожной катастрофы, происшедшей под Уфой из-за взрыва газопровода, при виде обожженных и раненых испытали "страх и ужас" - 98 %; 62 % - растерянность и слабость в конечностях; 20% - предобморочное состояние; у 30 % отмечено снижение кистевой силы; у 10 % изменение сердечной деятельности. Работоспособность спасателей снизилась на 50 %. Динамика развития психических расстройств у пострадавших в чрезвычайных ситуациях показывает, что стадия психологической демобилизации длится в среднем до 3-х суток и существенно влияет на нормы реального использования средств первоочередного жизнеобеспечения. В этот период человек неряшлив, желания связанные с поддержанием жизненных отправлений подавлены, отсутствует аппетит, долго не питавшиеся люди могут начать есть, а потом прекратить прием пищи, бросить недоеденные продукты. Спасателей удивляет и раздражает, что вполне здоровые люди бесцельно бродят среди развалин, равнодушно топча целые и надкусанные продукты.

В последующие 7 - 10 дней психические отклонения отчетливо заметны. На этот период приходится наивысший показатель утомления, истощения биологических резервов организма, функциональных расстройств, а следовательно и снижение потребления первоочередных средств жизнеобеспечения. Характеризуя общую картину реакции населения на психотравмирующее действие поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, надо отметить, что катастрофы, связанные с радиационными авариями, с радиоактивным заражением местности, а так же, в меньшей мере, с химическим заражением, дадут иную картину развития психических нарушений, существенно отличающуюся от приведенной выше. Это связано с тем, что деструктивные изменения в организме и психике пораженных развиваются и углубляются в течение некоторого времени, проходящего после катастрофы. Если в обычной чрезвычайной ситуации психическое напряжение с течением времени ослабевает, то при радиационном и химическом поражении происходит его увеличение параллельно тому, как ухудшается общее самочувствие пострадавшего, его близких и окружающих людей.

Практика показывает, что для снятия психической напряженности у населения рекомендуется наладить возможно более полное информирование его о событиях, происходящих в зоне чрезвычайной ситуации, о действиях спасателей, планах и результатах спасательных работ. Для пострадавших в чрезвычайных ситуациях важно заполнить "информационный вакуум" - расширить поток внешних сообщений, чтобы отвлечь людей от трагических переживаний.

В связи с изложенным, важна оптимизация структурного масштаба первоочередных средств жизнеобеспечения населения и временных норм расхода средств первоочередного жизнеобеспечения.



Мероприятия по подготовке к действиям по защите населения в чрезвычайных ситуациях следует планировать и осуществлять дифференцированно по видам и степеням возможной опасности на конкретных территориях, с учетом насыщенности этих территорий объектами промышленного назначения и проводить их при рациональном расходовании материальных и финансовых ресурсов.

Р
ис.1




Рис. 2



Рис. 3





Рис. 4



Рис. 5



Рис. 6





Рис. 7

Каталог: upload
upload -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
upload -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
upload -> «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии»
upload -> Государственный образовательный
upload -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
upload -> Сборник тезисов докладов и методических материалов круглого стола психологов (11-12 ноября 2015 года) Екатеринбург 2015
upload -> Название кафедры
upload -> Мультикультурное образование в сша, канаде и австралии
upload -> Департамент образования и молодежной политики


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница