Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации фгос до



страница1/37
Дата17.07.2022
Размер2,13 Mb.
#162116
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Государственное автономное учреждение города Москвы «Московский центр качества образования»
Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО
Москва 2014
УДК 373.21 ББК 74.104 М 545
М 545 Авторский коллектив: Будже Т. А., Докукина О. С., Никитина Т. А.
Методические рекомендации по организации обра­зовательной деятельности дошкольных образователь­ных организаций в условиях реализации ФГОС ДО. - М.: Московский центр качества образования, 2014. - 160 с.
ISBN 978-5-9773-0106-0
ISBN 978-5-9773-0106-0
© Московский центр качества образования, 2014

Введение
Современные нормативные правовые документы феде­рального уровня - закон Российской Федерации «Об образова­нии» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ и приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года № 1155 «Об утвер­ждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» - внесли значительные коррективы в представления как о самом дошкольном образо­вании, так и о профессиональной деятельности работников си­стемы дошкольного образования. Стратегические изменения, происходящие в связи с введением Федерального государ­ственного образовательного стандарта дошкольного образова­ния (далее - ФГОС ДО), требуют выстраивания новой системы психолого-педагогического сопровождения педагогов дошколь­ного образования при осуществлении образовательной дея­тельности в контексте данных изменений.
Реализация ФГОС ДО - непростой процесс, требующий максимального внимания и поддержки педагогов со стороны психологических и методических служб.
Контингент педагогов дошкольного образования доста­точно неоднороден. Поэтому важно каждому специалисту по­мочь найти свое достойное место в развивающейся инноваци­онной системе, помочь осознать и сформировать необходимые профессиональные компетенции.
Отправной точкой в выборе стратегии психолого- педагогического сопровождения реализации ФГОС ДО, несо­мненно, является их адаптация для осознания педагогическим коллективом. В связи с тем, что до утверждения ФГОС ДО нор­мативными правовыми документами, регламентирующими об­разовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения, выступали федеральные государственные требо­вания к структуре основной образовательной программы до­школьного образования (далее - ФГТ к структуре), утвержден­ные приказом Минобрнауки 23 ноября 2009 года от № 655 и фе­деральные государственные требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образова­ния (далее - ФГТ к условиям), утвержденные приказом Минобр­науки от 20 июля 2011 года № 2151, нелишним будет проанали­зировать и сопоставить данные документы со ФГОС ДО.
I. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Различия ФГТ и ФГОС
п.1.2 ФГОС ДО
Основные принципы:

  • поддержка разнообразия детства;

  • личностно-развивающийи гуманистический характер вза­имодействия;

  • уважение личности ребенка;

  • реализация Программ в формах, специфических для де­тей данной возрастной группы, прежде всего в формеиг- ры, познавательной иисследовательской деятельности,

в форметворческой активности, обеспечивающей художе­ственно-эстетическое развитие ребенка
Основные принципы, указанные в п.2.4 ФГТ, в целом не противоречат требованиям ФГОС ДО:

  • принцип развивающего образования;

  • принципы научной обоснованности и практической применимости;

  • принцип полноты, необходимости и достаточности;

  • принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования де­тей дошкольного возраста;

  • предусматривать решение программных образова­тельных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных момен­тов в соответствии со спецификой дошкольного обра­зования;

  • предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного воз­раста и ведущим видом деятельности для них явля­ется игра.

Однако есть два принципа, которым следует уделить дополнительное внимание:
1. Принцип интеграции образовательных областей.
Если в содержании ФГОС ДО не употребляется понятие «интеграция образовательных областей», это не означает, что данный принцип на сегодняшний день неуместен.
В соответствии с п. 2.9 обязательная часть основной об­разовательной программы дошкольного образования (далее - Программа) предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образователь­ных областях. Однако это не означает, что необходимо интегри­ровать «все со всем». К сожалению, от педагогов часто можно услышать следующее: «Попробуйте в одно занятие с двадцатью пятью детьми включить все образовательные области». Подобно­го рода высказывания говорят о том, что педагоги не осознают или не хотят разобраться благотворной сути интеграции.
Интеграция - это состояние связанности, взаимопроник­новения и взаимодействия отдельных образовательных обла­стей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Например, занятие по развитию речи воспитанников не является узконаправленной формой организации деятельности детей по отдельной локальной сфере. Речевое развитие вклю­чает владение речью как средством общения; обогащение ак­тивного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и ин­тонационной культуры речи, фонематического слуха, формиро­вание звуковой аналитико-синтетической активности как пред­посылки обучения грамоте.
Однако вышеперечисленные компетенции ребенка фор­мируются не на «пустом месте». Происходит данное формиро­вание во взаимодействии ребенка с взрослыми и сверстниками (социально - коммуникативное развитие); при формировании первичных представлений о себе; других людях, объектах окру­жающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающе­го мира (познавательное развитие); при ознакомлении с художе­ственной литературой, фольклором, при стимулирование сопе­реживания персонажам художественных произведений (художе­ственно - эстетическое развитие); при активизации речевых зон головного мозга во время двигательной деятельности, крупной и мелкой моторики обеих рук (физическое развитие). Но это не значит, что весь вышеперечисленный комплекс средств речево­го развития должен войти в одну дидактическую единицу (заня­тие). Данный процесс происходит планомерно, как само собой разумеющийся фак, привычная деятельность изо дня в день.

Каталог: www -> fgos
www -> Рабочая программа дисциплины
www -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
www -> Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в учебно-исследовательской и познавательной деятельности»
www -> Учебное пособие Нижний Новгород 2011 год
www -> Федеральное государственное бюджетное
www -> Минобразования РФ от 27. 06. 2003 n 28-51-513/16
www -> «Социология малых групп»
fgos -> Одобрена 1 Целевой раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования 9


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница