Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 7 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу



Скачать 289.42 Kb.
Дата22.02.2016
Размер289.42 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Цели курса:

-формирование у студентов знаний об основных теориях исследования человеческой агрессии;

-выявить особенности определения понятий «агрессия» и «агрессивность» в психологии;

-дать представление об основных факторах, вызывающих агрессию;

-определить основные проблемы, возникающие в подростковом кризисе;

-научить студентов применять методики, выявляющие агрессивное поведение.

Задачи курса:

-овладение категориально-понятийным аппаратом, позволяющим дифференцировать «агрессию» и «агрессивность»;

-формирование у студентов представлений о проблеме агрессии в психологии;

-овладение диагностическими методиками исследования агрессии в подростковом возрасте.



В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- основные зарубежные и отечественные теории агрессии;

- психологические особенности социализации агрессии;

- содержание и структуру подросткового кризисов;

- методы и методики диагностики агрессии и агрессивности.

Студент должен уметь:

- анализировать основные факторы, вызывающие агрессию;

- определять проблемы подросткового кризиса;

-разрабатывать практические рекомендации по разрешению трудностей, связанных с агрессивным поведением в подростковом возрасте.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.

Тема 1. Определение понятий «агрессия» и «агрессивность» в психологии

Вопросы для обсуждения:

1.Назовите наиболее важные, на ваш взгляд, достоинства и недостатки определений «агрессии» и «агрессивности» в отечественной и зарубежной психологии.

2.Определите основной мотив агрессивного поведения.

3.Оцените вклад естественных и социальных наук в определение агрессии.


Задания для самостоятельной работы:

1. Проанализируйте виды и формы агрессии.

2.Проанализируйте и оцените уровневое структурирование агрессии.

3.Обоснуйте необходимость комплексного изучения агрессии.


Основная литература:

1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб: Прайм – ЕВРО – ЗНАК: НЕВА М.: ОЛМА - Пресс, 2001. – 210 с.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб: Питер пресс, 1997. – 336 с.

3. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. – СПб: Гуманитар. агентство «Акад. проект», 2000. – 219 с.

4. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб: Питер, 2003. – 336 с.

5. Курбатова Т.Н. Структурный анализ агрессивности//Б.Г.Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии. – СПб, 1995.

6. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

7. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности//Психологический журнал. – 1996.- № 5.

8. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994. – 447 с.
Дополнительная литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: МГУ, 1988. – 429 с.

2. Бойко И.Б. Проявления агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола//Вопросы психологии. – 1993. – № 4.

3. Васильева О.С., Абидова И.В. Возрастные особенности агрессивности школьников//Школа здоровья. – 1996. – № 3.

4. Знаков В.В. Понимание асоциальными подростками ситуаций насилия и унижение человеческого достоинства//Вопросы психологии. – 1990. – №2.

5. Ковалёв П.А. Агрессивность и агрессивное поведение//Ананьевские чтения: Тезисы научно-практической конференции/Под ред. А.А.Крылова. – СПб, 1995.

6. Колчина Л.П. Связь поведенческого и вербального показателей социальной агрессивности и агрессивности при фрустрации//Темперамент/Под ред. В.С.Мерлина. – Пермь, 1976.

7. Левитов Н.Д. Психологическое состояние агрессии//Вопросы психологии, 1972. – №6.

8. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). – М.: Прогресс, 1984. – 272 с.

9. Реттис С.В. Ценностные ориентации как психологический фактор склонности к агрессивному поведению в юношеском возрасте. Дисс…канд.псих.наук. – Вологда, 2002.

10. Румянцева Т.Г.Факторы, способствующие агрессии//Психология человеческой агрессивности/ Под ред. А.Е.Тарас – Минск: Карвест, 1999.

11. Соловьёва С.В. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии. Дисс…докт. психол. наук. – СПб, 1995.

12. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. – М.: Изд. центр «Академия», 1998. – 320 с.

13. Zilmann D. Connection between sexuality and aggression (2nd ed.). - Mahwah NJ: Lawrence Erlbaum Associates Inc.,1998.


Тема 2. Основные теории исследования человеческой агрессии

Вопросы для обсуждения:

1.В чём вы видите основную проблему исследования агрессии в различных теориях?

2.Перечислите междисциплинарные исследования агрессивности.

3.Проанализируёте методы изучения агрессии в каждом теоретическом направлении.
Задания для самостоятельной работы:

1.Охарактеризуйте предпосылки осмысления природы и сущности человеческой агрессии в психологии.

2.Выделите причинно-следственные связи исследования агрессии в каждом теоретическом направлении.
Основная литература:

1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб: Прайм – ЕВРО – ЗНАК: НЕВА М.: ОЛМА - Пресс, 2001. – 210 с.

2. Левитов Н.Д. Психологическое состояние агрессии//Вопросы психологии, 1972. – №6.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977. – 575 с.

4. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). – М.: Прогресс, 1984. – 272 с.

5. Лоренц К. Врожденный запрет братоубийства//Диалоги продолжаются: Полемические статьи о возможных последствиях развития современной науки. – М.: Политиздат, 1989.

6. Мартенс Р. Социальная психология и спорт. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 176 с.

7. Михайлова О.Ю. Криминальная сексуальная агрессия: теоретико-методологический подход/Под ред. П.Н.Ермакова. – Ростов-на-Дону: Рост. унив-та, 2000. – 150 с.

8. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности//Психологический журнал. – 1996. – № 5.

9. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития. - М.: Педагогика, 1988. – 118 с.

10. Фрейд З. Я и Оно. – Тбилиси: Мерани, 1991. – 375 с.

11. Харченко А.И. Системный анализ явления агрессии человек – человек. - М., 1995. – 78 с.


Дополнительная литература:

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Ред. – изд. центр консорциума «Социал. здоровье России», 1994. – 221 с.

2. Дубинин Н. П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. – М.: Политиздат, 1989. – 350 с.

3. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. - СПб: Питер, 2003. – 336 с.

4. Кудрявцев И. А., Ратинова Н.А., Савина О.Ф. Деятельностный подход при экспертном анализе агрессивно-насильственных правонарушений// Псих. журнал. – 1997. - № 3.

5. Реан А.А. Локус контроля делинквентной личности//Психологический журнал. – 1994. – № 2.

6. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка и условия его коррекции. – М. – Воронеж, 1996. – 96 с.

7. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск, 1996. – 192 с.

8. Antoch R. F. Zaz Kritik von Macht und Gevelt Bei Alfred Adler// Individual psychol. – 1991. – № 2.

9. Berkowitz L. Frustration – aggression hypothesis: examination and reformulation// Psychol. Bull. 1989. - № 1.

10. Rosenzweig S. The current status of the Rosenzweig Picture-Frustration Study as measure of aggression in personality. In P.F.Brain & D.Benton, Multidisciplinary approaches to aggression research. - Amsterdam, 1981.
Тема 3. Основные факторы, вызывающие агрессию

Вопросы для обсуждения:

1.Какие основные факторы, вызывающие агрессию и агрессивность вы можете выделить?

2.В чём заключается вклад нейрофизиологии в изучение проблемы агрессии?

3.Какие основные механизмы детерминации агрессии вы можете выделить?

Задания для самостоятельной работы:

1.Охарактеризуйте истоки агрессивного поведения человека.

2.Дайте анализ взаимосвязи гормонов и агрессии.


Основная литература:

1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб: Прайм – ЕВРО – ЗНАК: НЕВА М.: ОЛМА - Пресс, 2001. – 210 с.

2. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.: Педагогика, 1991. – 141с.

3. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб: Питер, 2003. – 336 с.

4. Масагутов Р.М. Детская и подростковая агрессия (психопатологические и социально-психологические аспекты). – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2002. – 101 с.

5. Мойер К. Хирургия агрессивности//Диалоги продолжаются: Полемическая статья о возможных последствиях развития современной науки. – М.: Политиздат, 1989.

6. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Метод. пособие/ С.Н.Ениколопов, Л.В.Ерофеева, И.Соковня и др.; Под ред. И.Соковни. – М.: Просвещение, 2002. – 158 с.
Дополнительная литература:

1. Васильева О.С., Абидова И.В. Возрастные особенности агрессивности школьников//Школа здоровья. – 1996. – № 3.

2. Пирожков В.Ф. Криминальная психология: Психология подростковой преступности. – М.: Ось - 89, 1998. Кн. 1-ая. – 317 с.

3. Румянцева Т.Г. Философский анализ методологических и концептуальных оснований теорий человеческой агрессии: Автореферат дисс. … д-ра философ. наук. – Минск, 1991.

4. Слотина Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся подростков. Дисс…канд. псих. наук. – СПб, 2002.

5. Харченко А.И. Системный анализ явления агрессии человек – человек. – М., 1995. – 78 с.


Тема 4. Социализация агрессии

Вопросы для обсуждения:

1.Как можно контролировать агрессивные импульсы?

2.Какую роль играет воспитание в социализации агрессии?

3.Насколько агрессивные реакции ребенка зависят от поведения родителей?

Задания для самостоятельной работы:

1.Выделите положительные и отрицательные стороны наказания как способа сдерживания агрессивного поведения ребенка.

2.Проанализируйте половозрастные различия в способах проявления агрессии.


Основная литература:

1. Артур М.Хорн, Глейзер Б., Сейджер Т.. Притеснения: обидчики и жертвы//Школа здоровья. – 1995. – № 3.

2. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М.: Педагогика, 1991. – 141с.

3. Косевский М. Агрессивные преступники. - Варшава, 1976. – 248 с.

4. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся//Вопросы психологии. – 1994. – № 3.

5. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Метод. пособие/ С.Н.Ениколопов, Л.В.Ерофеева, И.Соковня и др.; Под ред. И.Соковни. – М.: Просвещение, 2002. – 158 с.

6. Репина Т.А. Анализ теорий поло-ролевой социализации в современной западной психологии// Вопросы психологии. – 1987. – № 2.

7. Соловьёва С.В. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии. Дисс…докт. психол. наук. – СПб, 1995.


Дополнительная литература:

1. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 222 с.

2. Нравственность, агрессия, справедливость//Вопросы психологии. – 1992. – №1.

3. Полис А.Ф. Изучение закономерностей социализации в связи с природными предпосылками индивидуального развития. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.

4. Пулккинен Л. Становление образа жизни с детского до юношеского возраста//Психология личности и образ жизни. Отв. ред. Е.В.Шорохова. – М.: Наука, 1987.

5. Развитие личности ребенка. Общ. ред. А.М.Фонарева. – М.: Прогресс, 1987. – 272 с.

6. Boonse S.L. Aggression in african - american boys: a discriminate analysis//Genet., Soc. And Gen. Psychol. Monogr. – 1991. – № 2.
Тема 5. Проблема подросткового кризиса

Вопросы для обсуждения:

1.Кто из отечественных и зарубежных психологов занимался проблемой подросткового кризиса?

2.Какие наиболее характерные конфликты происходят в подростковом кризисе?

3.В чём вы видите особенности депривации в подростковом кризисе?
Задания для самостоятельной работы:

1.Проанализируйте стадии подросткового кризиса.

2.Охарактеризуйте проблемы подросткового возраста.
Основная литература:

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. псих. труды/Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практ. психологии – Воронеж: НПОМДЭК. – 1995. – 352с.

2. Выготский Л.С. Психология. – М.: Апрель пресс: ЭКСМО - пресс, 2000. – 1008 с.

3. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. – М.: Педагогика, 1991. – 232 с.

4. Кле М. Психология подростка. – М.: Педагогика, 1991. – 171 с.

5. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. - М.: МГУ, 1981. – 81 с.

6. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту/Под ред. Дубровиной И.В.–М.: Педагогика, 1987. – 184 с.

7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.


Дополнительная литература:

1. Бершедова Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов. Дисс…докт.псих.наук. – М., 1999.

2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. – 1978. – № 4.

3. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1982. – 208 с.

4. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. – Л: Медицина: Ленингр. отд-е, 1979. – 335 с.

5. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. - М.: Знание, 1983. – 80 с.

6. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. – М.: Знание, 1990. – 80 с.

7. Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте/Под ред. Богоутдинова А.М. – Душанбе: «Ирфон», 1969. – 100 с.


Тема 6. Особенности проявления агрессивного поведения у подростков

Вопросы для обсуждения:

1.В чём на ваш взгляд проявляются агрессивные тенденции на уровне группы.

2.Какие патологические формы агрессии возникают в подростковом возрасте?

3.Как стремление к детерминированию влияет на агрессивное поведение?

4.Определите наиболее эффективные меры предотвращения агрессии.


Задания для самостоятельной работы:

1.Систематизируйте представления об агрессии в отечественной психологии.

2.Выделите качественные изменения в подростковом возрасте.

3.Проанализируйте характерные проявления агрессии в подростковом возрасте.


Основная литература:

1. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. – СПб: Гуманитар. агентство «Акад. проект», 2000. – 219 с.

2. Ениколопов С.Н. Агрессивность и конфликтность несовершеннолетних правонарушителей как объект педагогического изучения и воздействия. Дисс…канд.псих.наук. – СПб, 1996.

3. Ковалёв П.А. Агрессивность и агрессивное поведение//Ананьевские чтения: Тезисы научно-практической конференции/Под ред. А.А.Крылова. – СПб, 1995.

4. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков. – СПб: Лань, 1999. – 127 с.

5. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: Сфера, 2000. – 441 с.

6. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка и условия его коррекции. – М. – Воронеж, 1996. – 96 с.

7. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте//Вопросы психологии. – 1988. – № 6.


Дополнительная литература:

1. Горьковская И.А. Медико- и социально-психологические корреляты устойчивости противоправного поведения подростков. Дисс…докт.псих.наук. – СПб, 1998.

2. Гурко Л. Кризис американского духа. – М.: Изд. иностр. лит., 1958. – 309 с.

3. Дранищева Э.И. Психологические особенности личности девочек – правонарушительниц. Автореф. дисс…канд.псих.наук. – Киев, 1972.

4. Знаков В.В. Понимание асоциальными подростками ситуаций насилия и унижение человеческого достоинства//Вопросы психологии. – 1990. – №2.

5. Ольшанская Е.В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации. Дисс…канд. псих. наук. – М., 2000.

6. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. – М.: Изд. Центр «Академия», 1998. – 320 с.
Тема 7. Особенности проявления агрессии у умственно отсталых подростков

Практическое занятие проходит на базе С(К)ОШ VIII вида.

1. Нарушения поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью(беседа с психологом).

2. Непосредственное наблюдение за подростками с нарушением интеллекта во время уроков и во внеурочной деятельности.

3. Анкетирование детей на предмет выявления у них агрессивных форм поведения.

4. Анкетирование педагогов на предмет выявление в их классах детей с агрессивными формами поведения.


Тема 8. Основные принципы и методы построения коррекционно-развивающей работы

Вопросы для обсуждения:



  1. Принципы построения коррекционно-развивающей работы.

  2. Направления коррекционно-развивающей работы.

  3. Просмотр и аннотация на учебный фильм «Коррекция агрессивного поведения».

Задания для самостоятельной работы:

1. Написать аннотацию на фильм «Коррекция агрессивного поведения», 1ч.21 мин.

2. Составить схему «Направления коррекционной работы с агрессивными детьми».

Литература:

1. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой.- СПб., 2004.

2. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.- Ростов-на-Дону., 2004

3. Немов Р.С. Психология. Кн.3.-М., 1995.

4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн.1.-М.,2000.

5. Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.-СПб.-М.,2002.


Тема 9. Методы и приемы коррекции агрессивного поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью

Вопросы для коллективного обсуждения

1.Что такое креативная терапия? В каких случаях она применяется?

2.Игротерапия в работе с агрессивными подростками.

3.Методы и приемы управления агрессией.

4.Методы сопровождения агрессивного ребенка: арт-терапия, игротерапия, музыкотерапия, песочная терапия, работа с мягким материалом, использование воды, драматерапия. Работа с родителями.

Задания для самостоятельной работы:


  1. Песочная терапия. Особенности ее применения.

  2. Арт-терапия. Особенности ее применения. Проведение методики «Несуществующее животное».

  3. Придумать и описать серию игр, направленных на коррекцию агрессивного поведения.

Литература:



  1. Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей: психокоррекционная работа с агрессивными, тревожными и аутичными детьми.=М.,2002.

  2. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей.-М.,2003.

  3. Лебедева Л.Д. Арт-терапия детской агрессивности// Начальная школа.-2001.-№ 2.

  4. Зимина И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования// Педагогика.-2003.-№5.

  5. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под ред. Л.М Шипицыной.-Спб.,2003.

  6. Зинкевич-ЕвстигнееваТ.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии.-Спб.,2003.

  7. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии, 1992, № 5-6.

  8. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.- Ростов-на-Дону., 2004.

  9. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой.- СПб., 2004.

  10. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб., 2004.


1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература, учебные издания: учебники и учебные пособия, включая (при наличии) их электронные версии:

Основная литература:

1.Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб: Прайм – ЕВРО – ЗНАК: НЕВА М.: ОЛМА - Пресс, 2001. – 210 с.

2.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. псих. труды/Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практ. психологии – Воронеж: НПОМДЭК. – 1995. – 352с.

3.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер пресс, 1997. – 336 с.

4.Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М.: Педагогика, 1991. – 141с.

5.Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. – СПб: Гуманитар. агентство «Акад. проект», 2000. – 219 с.

6.Кле М. Психология подростка. – М.: Педагогика, 1991. – 171 с.

7.Колчина Л.П. Связь поведенческого и вербального показателей социальной агрессивности и агрессивности при фрустрации//Темперамент/Под ред. В.С.Мерлина. – Пермь, 1976.

8.Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб: Питер, 2003. – 336 с.

9.Личко А.Е. Подростковая психиатрия. – Л: Медицина: Ленингр. отд-е, 1979. – 335 с.


  1. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). – М.: Прогресс, 1984. – 272 с.

  2. Масагутов Р.М. Детская и подростковая агрессия (психопатологические и социально-психологические аспекты). – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2002. – 101 с.

  3. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков. - СПб: Лань, 1999. – 127 с.

  4. Нравственность, агрессия, справедливость//Вопросы психологии. – 1992. – №1.

  5. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: Сфера, 2000. – 441 с.

  6. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Метод. пособие/ С.Н.Ениколопов, Л.В.Ерофеева, И.Соковня и др.; Под ред. И.Соковни. – М.: Просвещение, 2002. – 158 с.

  7. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности//Психологический журнал. – 1996. – № 5.

  8. Румянцева Т.Г.Факторы, способствующие агрессии//Психология человеческой агрессивности/ Под ред. А.Е.Тарас – Минск: Карвест, 1999.

  9. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка и условия его коррекции. – М. – Воронеж, 1996. – 96 с.

  10. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск, 1996. – 192 с.

Дополнительная литература:




  1. Артур М.Хорн, Глейзер Б., Сейджер Т.. Притеснения: обидчики и жертвы//Школа здоровья, 1995. – № 3.

  2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. – 1978. – № 4.

  3. Васильева Г.С. Взаимосвязь агрессивного отношения к людям, социального статуса в межличностных отношениях свойства темперамента у старших дошкольников//Темперамент: Системное исследование. – Пермь, 1976.

  4. Васильева О.С., Абидова И.В. Возрастные особенности агрессивности школьников//Школа здоровья. – 1996. – № 3.

  5. Василюк В.Е. Психология переживания: Анализ преодоления кризисных ситуаций. – М.: МГУ, 1984. – 200с.

  6. Выготский Л.С. Психология. - М.: Апрель пресс: ЭКСМО - пресс, 2000. – 1008 с.

  7. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. – Л.: Медицина, 1990. – 172 с.

  8. Дубинин Н. П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. – М.: Политиздат, 1989. – 350 с.

  9. Знаков В.В. Понимание асоциальными подростками ситуаций насилия и унижение человеческого достоинства//Вопросы психологии. – 1990. – №2.

  10. Ковалёв П.А. Агрессивность и агрессивное поведение//Ананьевские чтения: Тезисы научно-практической конференции/Под ред. А.А.Крылова. – СПб, 1995.

  11. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982. – 208 с.

  12. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1978. – 222 с.

  13. Кудрявцев И. А., Ратинова Н.А., Савина О.Ф. Деятельностный подход при экспертном анализе агрессивно-насильственных правонарушений// Псих. журнал. – 1997. – № 3.

  14. Курбатова Т.Н. Структурный анализ агрессивности//Б.Г.Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии. – СПб, 1995.

  15. Левитов Н.Д. Психологическое состояние агрессии//Вопросы психологии, 1972. – №6.

  16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977. – 575 с.

  17. Мид М. Культура и мир детства. Избр. произв. - М.: Наука, 1988. – 429 с.

  18. Мойер К. Хирургия агрессивности//Диалоги продолжаются: Полемическая статья о возможных последствиях развития современной науки. – М.: Политиздат, 1989.

  19. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. – М.: МГУ, 1981. – 81 с.

  20. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. – М.: Знание, 1983. – 80 с.

  21. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся//Вопросы психологии. – 1994. – № 3.

  22. Полис А.Ф. Изучение закономерностей социализации в связи с природными предпосылками индивидуального развития. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.

  23. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М.: Знание, 1990. – 80 с.

  24. Репина Т.А. Анализ теорий поло-ролевой социализации в современной западной психологии// Вопросы психологии. – 1987. – № 2.

  25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: ПитерКом, 1998. – 668 с.

  26. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. – М.: Изд. центр «Академия», 1998. – 320 с.

  27. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте//Вопросы психологии. – 1988. - № 6.

  28. Фрейд З. Я и Оно. – Тбилиси: Мерани, 1991. – 375 с.

  29. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994. – 447 с.

  30. Харченко А.И. Системный анализ явления агрессии человек – человек. – М., 1995. – 78 с.


Примерные зачётные тестовые задания.
1.Агрессия – это…

2.Определяющее свойство агрессии:

а) конструктивность;

б) деструкция;

в) поведение;

г) наказание.

3.Кто ввёл дополнительные аспекты в базовое определение агрессии:

а) Р.Бэрон и Д.Ридчардсон;

б) З.Фрейд и А.Адлер;

в) А.Бандура и Л.Берковиц;

г) А.Басс и С.Фешбек.

4.В модели агрессии Э.Фромм выделяет:

а) конструктивную и деструктивную агрессию;

б) врожденную агрессию;

в) поведенческую агрессию;

г) доброкачественную и злокачественную агрессию.

5.Основание уровневого структурирования агрессии по Т.Н.Курбатовой является:

а) соответственно мотивации;

б) соответственно уровня психологической организации;

в) соответственно поведения;

г) соответственно наказания.

6.Перечислите науки в рамках, которых изучается агрессия.

7.Агрессивность – это…

8.Синоним агрессивности:

а) жестокость;

б) злость;

в) порыв;

г) раздражение.

9.В каком веке проблема агрессивности оформилась в современном виде:

а) начало XIX – середина XIX;

б) середина XIX – конец XX;

в) конец XIX – начало XX;

г) начало XX – середина XX.

10.Перечислите основные теории, изучения агрессии.

11.Осовоположником (ками) фундаментальной инстинктивистской теории агрессии является:

а) З.Фрейд;

б) У.Макдаугалл и У.Джеймс;

в) Дж.П.Скотт;

г) А.Сторр и С.Фешбек.

12.Факторы, от которых зависит преобразование энергии в агрессивное поведение по К.Лоренцу.

13.Основопологающими для схемы «фрустрация – агрессия» являются:

а) возбуждение и торможение;

б) возбуждение и замещение;

в) торможение и замещение;

г) торможение и рационализация.

14.Кто и какие модификации ввёл в схему «фрустрация – агрессия».

15.Социальное подкрепление может быть:

а) положительное и отрицательное;

б) отрицательное и нейтральное;

в) положительное и нейтральное;

г) нейтральное и замещающее.

16.Наиболее выражены различия между агрессивными и неагрессвиными детьми в:

а) жестокости;

б) социальном статусе;

в) предпочтении агрессивных альтернатив;

г) незнании конструктивных решений.

17.В какой теории принуждение квалифицируется как агрессия, если оно не узаконено социальными нормами?

18.Какой подход в отечественной психологии позволяет за счёт разных целей глубже дифференцировать разновидности агрессивного поведения?

19.Ю.М.Антонян выделяет компоненты агрессии:

а) отрицательный, положительный, нейтральный;

б) конструктивный, отрицательный, дефицитарный;

в) конструктивный, деструктивный, нейтральный;

г) конструктивный, деструктивный, дефицитарный.

20.Кто предложил в качестве единицы агрессии «Социальный Алгоритм»?

21.Перечислите специфические признаки агрессии, отличающие её от других стратегий поисковой активности.

22.Основные факторы, вызывающие агрессию:

а) биологические, социальные;

б) наследственные, приобретенные;

в) биологические, социальные, индивидуальные детерминанты;

г) раздражение, ненависть.

23.Под влиянием, каких факторов может возникнуть агрессивность по К.Мойеру?

24.Социализация агрессии – это…

25.Перечислите факторы социализации агрессии.

26.Для подростковой агрессии характерны…

27.Факторы, способствующие росту делинквентной агрессии среди подростков…

Примерный перечень вопросов к зачёту (экзамену).


  1. Понятие «агрессия». Подходы к определению агрессии отечественными и зарубежными психологами.

2.Проблема агрессии в психологии девиантного поведения.

3. Классификации агрессии и агрессивного поведения.

4. Классификация агрессии А.Бассса и А.Дарки.

5. Классификация агрессии по Э.Фромму.

6. Виды агрессивности по О.Хухлаевой.

7. Классификация агресиии А.А.Романова.

8. Классификация агрессии по Амону.

9.Факторы, способствующие агрессии.

10.Роль индивидуальных, внешних и социальных факторов, влияющих на агрессивное поведение.

11.Эволюция агрессивного поведения человека в течение жизни.

12.Агрессия при расстройствах личности.

13.Портрет агрессивного ребенка дошкольного возраста.

14.Факторы, провоцирующие агрессивность ребенка.

15.Медико-психолого-педагогическое сопровождение агрессивного ребенка в ДОУ.

16. Особенности агрессивного поведения детей на разных возрастных этапах.

16. Психолого-педагогическое изучение агрессивных форм поведения у детей.

17. Методы изучения агрессии у детей дошкольного младшего школьного возраста.

18. Диагностика агрессивного поведения подростков.

19.Анкетирование как метод изучения агрессии. Виды анкет.

20.Применение метода опроса для изучения агрессивности личности. Перечислить виды опросников.

21.Тестирование как один из способов диагностики агрессии.

22.Диагностика агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

23.Критерии агрессивности ребенка.

24.Проективные методики в диагностике агрессивного поведения детей.

25. Психолого-педагогическое изучение агрессивных форм поведения у детей и подростков с нарушениями развития.

26. Особенности проведения психологического исследования подростков с нарушениями развития.

27. Особенности агрессивного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья.

28. Особенности агрессивного поведения детей с интеллектуальной недостаточностью.

29. Особенности агрессивного поведения детей с нарушением эмоционально-волевой сферы.

30. Агрессия при расстройствах личности.

31.Принципы построения коррекционно-развивающей работы с агрессивными детьми.

32.Направления коррекционно-развивающей работы с агрессивными детьми.

33.Методы и приемы управления агрессией.

34.Методы сопровождения агрессивного ребенка.

35.Игротерапия как метод коррекции агрессивного поведения детей.

36.Креативная терапия как один из приемов коррекции агрессивного поведения.

37.Арт-терапия как метод коррекции агрессивного поведения детей.

38.Особенности агрессивного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью.

39. Психолого-педагогическое изучение агрессивных форм поведения у подростков с нарушениями развития.

40. Методы и приемы коррекции агрессивного поведения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.


Примерная тематика рефератов.


  1. Основные принципы коррекционной работы с агрессивными детьми.

  2. Игровая коррекция агрессивного поведения дошкольников.

  3. Сказкотерапия как метод коррекции агрессии.

  4. Агрессия при расстройствах личности.

  5. Методы изучения агрессии.

  6. Теории агрессии в отечественной и зарубежной литературе.

  7. Критерии агрессивности ребёнка.

  8. Портрет агрессивного ребёнка дошкольного возраста.

  9. Нетрадиционные методы коррекции агрессивного поведения.

  10. Психологическое сопровождение агрессивного ребёнка.

  11. Возрастные проявления агрессии.

  12. Коррекция агрессивности.

  13. Социально-психологические факторы суицидального поведения.

  14. Социально-психологическая и медицинская коррекция суицидов.

  15. Возрастные особенности суицидального поведения.

  16. Психологическая характеристика делинквентных (преступных) групп.

  17. Характеристика сектантских групп как формы девиантного поведения.

  18. Подростковая субкультура и неформальные молодежные объединения.

  19. Профилактика и коррекция девиантного поведения.

  20. Работа психолога с трудными детьми и их родителями.

  21. Социальная помощь детям и подросткам с девиантным поведением.

  22. Изучение девиантного поведения.

  23. Копинг-стратегии у детей и подростков.

  24. Типы и виды девиаций.

  25. Теории отклоняющегося поведения.

  26. Типы делинквентного поведения.

  27. Типы аддиктивного поведения.

  28. Вредные привычки у детей и подростков.

  29. Развитие ребенка в алкогольной семье.

  30. Наркотическая зависимость у детей и подростков.

  31. Характерологическая и патохарактерологическая реакция.

  32. Аффективные дети.

  33. Гипердинамический синдром у детей.

  34. Коррекция детских страхов.

  35. Коррекция нарушения поведения у дошкольников.

  36. Психологическая характеристика криминального поведения .

  37. Школьная дезадаптация.

  38. Педагогически и социально запущенные дети.

  39. Сексуальные девиации и перверсии.

  40. Психологическая помощь аутичным детям.

  41. Коррекция страхов у детей.



Примерная тематика курсовых работ.

  1. Особенности межличностных взаимоотношений у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

  2. Методы и приёмы коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

  3. Медико-психолого-педагогическое сопровождение агрессивного ребёнка в ДОУ.



Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.

  1. Предупреждение и педагогическая коррекция агрессивного поведения умственно отсталых дошкольников.

  2. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция агрессивного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта.

  3. Психолого-педагогическая диагностика агрессивного поведения детей дошкольного возраста.


Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов заочной формы обучения
Целями выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения являются углубление теоретических знаний по дисциплине, развитие навыков самостоятельной работы, логического мышления и умения анализировать материал.

При выполнении работы перед студентом стоят следующие задачи:

1.Изучить основные положения по теме контрольной работы, изложить их сущность, обобщить материалы различных источников и связать их с практикой.

2.Выявить и изложить аргументы «за» и «против» в отношении спорных вопросов.

3.Изложить и аргументировать собственную точку зрения по рассматриваемым в работе вопросам.

Перед написанием контрольной работы постарайтесь просмотреть как можно больше литературы по теме, но отобрать для работы только несколько источников. Пусть это будут те книги и статьи, которые Вам наиболее понятны и интересны. Список рекомендуемой литературы можно расширить или изменить по своему усмотрению.

Успешность выполнения работы определяется полным раскрытием темы. Текст контрольной работы должен быть авторским, это Ваша задача.

Студент имеет право самостоятельно выбрать тему контрольной работы, если ни одна из предложенных тем ему не интересна.

Начальным разделом контрольной работы является введение, где студент должен отразить актуальность рассматриваемой темы.

Основное содержание контрольной работы должно раскрывать ее тему в логической последовательности рассмотрением ряда вопросов, которые студент определяет самостоятельно.

Каждый вопрос должен отражать его актуальность, сущность рассматриваемых понятий и категорий, существующей точки зрения специалистов и изложение собственного взгляда автора.

В заключении контрольной работы необходимо сформулировать основные выводы и предложения автора по рассматриваемому кругу вопросов.

Контрольная работа должна быть напечатана на одной стороне стандартного листа односортной бумаги формата А4 через два интервала или написана от руки четким и разборчивым почерком, брошюруется любым способом.

Страницы контрольной работы следует нумеровать. Титульный лист считается первым, он не нумеруется.

На титульном листе необходимо указать: название вуза и факультета, учебную дисциплину, тему работы, специальность и номер группы, Ф.И.О. студента и преподавателя (образец титульного листа находится на кафедре).

После титульного листа должна следовать структура содержания работы с указанием страниц начала ее отдельных разделов и вопросов.

В конце контрольной работы следует привести список использованной литературы.

Объем контрольной работы не более 15 машинописных страниц.



Примерную тематику контрольных работ см. 1.9.
Словарь терминов (глоссарий)

Агрессивность устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость).

Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического ущерба либо на уничтожение другого человека или группы лиц.

Адаптация – ограниченный во времени процесс приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

Алкоголизм злоупотребление алкоголем.

Аномалия – отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность.

Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов.

Возбуждение – свойство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение.

Воздействие – целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому.

Враждебность – реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.

Делинквентное поведение – антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред, как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Депривация – психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей.

Деструкция – это нарушение целостности, при котором прекращается процесс деформации.

Доминанта – временно господствующая рефлекторная система, обуславливающая работу нервных центров в данный момент и тем самым придающая поведению определенную направленность.

Жестокость - свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей, животных или же в стремлении к их причинению.

Идентичность – свойство индивида оставаться самим собой в изменяющихся социальных ситуациях и является результатом осознания индивидом самого себя в качестве человеческой личности, отличающейся от других.

Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость.

Инстинкт – совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека.

Интенция – направленность сознания, мышления на какой-либо предмет.

Катализатор – стимул, ускоряющий реакцию.

Катарсис – специальный приём психотерапевтического воздействия, заключающийся в разрядке, «отреагировании» аффекта, ранее вытеснение в подсознание и являющегося причиной невротического конфликта.

Компенсация – возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Кризис – особый, относительно непродолжительный во времени (до года) период онтогенеза, характеризующийся резкими психологическими изменениями.

Локус контроля – качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным способностям и усилиям.

Моделирование – исследование психических процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических моделей.

Наказание – действие, которое совершается с целью уменьшения, по крайней мере временно, вероятности того, что какое-либо поведение наказанного повторится.

Насилие – это применение силовых методов, или психологического давления с помощью угроз применения силовых методов, заведомо направленных на слабых или тех, кто не может оказать сопротивление.

Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта.

Негативизм – немотивированное поведение субъекта, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп.

Образец – ролевая модель, объект для подражания.

Оскорбление – умышленное или по неосторожности унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, т. е. форме, контрастирующей принятым в обществе.

Переживание – любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни.

Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Психоанализ – совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами; направление, созданное З.Фрейдом.

Психологическая защита - специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

Развитие личности – процесс формирования личности как социального качества индивида в результате социализации и воспитания.

Реакция – любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде – от биохимической реакции отдельной клетки до условного рефлекса.

Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний.

Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Статус – положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

Стереотип – относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта, складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе.

Стрессор – фактор, вызывающий состояние стресса.

Торможение – активный, неразрывно связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочий органов.

Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий.

Фрустрация – психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; переживание неудачи.

Эволюция – это изменение наследственных признаков популяции организмов в течение нескольких поколений.

Экспансия – расширение, распространение чего-нибудь за первоначальные пределы.

Эмоция – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их субъективных свойств к потребностям субъекта.
Каталог: files -> kafspil -> metodic
metodic -> Требования к уровню освоения содержания дисциплины
metodic -> Вопросы для самостоятельного изучения
metodic -> Цель дисциплины: развить историко-педагогическую культуру сту­дентов. Задачи дисциплины
metodic -> Задачами курса являются
metodic -> Цель данного курса состоит в том, чтобы привлечь внимание будущих специалистов к поиску путей использования психолого-педагогической науки для осмысления и совершенствования практической деятельности. Настоящая программа ориентирована на решение следующих
metodic -> Темы для самостоятельного изучения
metodic -> Программа «Психология детей с зпр»
metodic -> Раскрыть основные понятия и принципы детской практической психологии
metodic -> Цели освоения дисциплины


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница