Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста»



Скачать 124.67 Kb.
Дата22.02.2016
Размер124.67 Kb.
ТипМетодические рекомендации


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
ИГРЫ И ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (С ПРАКТИКУМОМ)

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

050400.62 –Психолого-педагогическое образование

Профиль «Психологическое образование»

Утверждено на заседании

кафедры педагогики

Психолого-педагогического института
(протокол № 1 от 09 сентября 2013г.)

Зав.кафедрой

___________________Рычкова Н.А.

Автор-составитель: Смага А.А., доцент, кандидат педагогических наук.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста» (с практикумом)

Тематика и планы аудиторной работы студентов очной формы обучения по изучаемому материалу


Задания для самостоятельной работы:

  • Изучите особенности организации материальной среды и режим дня группы. Сделайте анализ игровых зон в одной из групп.

  • Обоснуйте принципы построения предметно-игровой среды ДОО.

  • Ознакомившись с литературой, установите зависимость между общими педагогическими правилами воспитания и особенностями развития детей.

  • Подберите фольклорный материал для организации игр и занятий с детьми.

  • Подготовьте реферативные сообщения по организации предметно-
    игровой среды в разных возрастных группах ДОО.

  • Разработайте педагогические рекомендации для родителей по организации игр с детьми 3-го года жизни.

  • Разработайте рекомендации для родителей по организации игр и выбора игрушек для детей второго года жизни.

  • Раскройте динамику развития сюжета в играх детей младшего и среднего возраста

  • Раскройте понятие «развивающая среда», «игровая среда», «предметная среда».

  • Составьте конспект организации игры драматизации с детьми старшего дошкольного возраста, прокомментируйте в аудитории.

  • Составьте конспект организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста, прокомментируйте в аудитории.

  • Составьте перечень игрушек для детей разных периодов первого
    года жизни.

  • Составьте перспективный план проведения дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста на месяц (по всем направлениям).

  • Составьте рекомендации для родителей на тему: «Как правильно выбрать игрушку для ребёнка дошкольного возраста».

  • Сформулируйте требования к организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах дошкольного учреждения.


Тема 1.: Игра - ведущая деятельность дошкольника.

План:


  • Становление игры в истории развития человечества (А.Н. Сикорский, Г.В. Плеханов, Д.Б. Эльконин).

  • Социальный характер детской игры (К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко).

  • Проблема детской игры в современной теории и практики дошкольного воспитания.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Теоретические подходы к изучению детской игры в истории педагогической науки.

  2. Содержание, структура творческой сюжетно-ролевой игры
    (воображаемая ситуация, сюжет, игровое действие, роль, правило, мотив).

  3. Характеристика сюжетно-ролевой игры как творческой деятельности (игровой образ и средства его создания, наличие замысла, развитие творчества и фантазии).

  4. Организация сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах детского сада.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выпишите цитаты из изученной литературы, убедительно утверждающие следующее положение «Игра - это средство развития и воспитания ребёнка дошкольного возраста».

  2. Составьте таблицу методических приёмов руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста. Подберите примеры, иллюстрирующие некоторые методы.


Тема 2: Руководство играми детей раннего возраста.

План:


  1. Этапы развития игры детей в раннем возрасте.

  2. Руководство играми детей.

  3. Формирование взаимоотношений детей в играх.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Этапы развития детей в раннем возрасте.

  2. Руководство играми детей.

  3. Формирование взаимоотношений детей в играх.

  4. Характеристика предметной, сюжетно-отобразительной, сюжетно-ролевой игр детей раннего возраста.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Разработать конспект игры для детей раннего возраста, и провести в аудитории.

  2. Составить библиографию по проблеме «Игра детей раннего возраста» используя литературу за последние 5 лет.


Тема 3: Дидактические игры.

План:


  1. Сущность, педагогические условия развития дидактической игры.

  2. Характеристика игр с готовым содержанием и правилами.

  3. Методика организации дидактических игр в разных группах ДОО.

Вопросы для коллективного обсуждения.

1.Понятие, виды, характеристика дидактических игр.

2.Функции дидактической игры.

3.Структурные компоненты дидактической игры, их характеристика.

4.Методика организации дидактических игр в разных возрастных
группах детского сада.

Задания для самостоятельной работы:



  1. Составить аннотацию на сборники дидактических игр (по выбору студента)

  2. Разработать новые дидактические игры или варианты к уже опубликованным, продемонстрировать в аудитории.


Тема 4: Театрализованные игры.

План:


  1. Сущность, педагогические условия развития режиссерских игр.

  2. Характеристика игр-драматизаций, особенности руководства.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Значение театрализованных игр для становления личности ребенка.

  2. Характеристика основных видов театрализованных игр.

  3. Своеобразие игр-драматизации.

  4. Особенности организации игр детей в разных возрастных группах детского сада и руководства ими.

  5. Развитие творчества дошкольников в процессе игр-драматизации.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Разработайте программу наблюдения за организацией и ходом игры- драматизации в одной из возрастных групп.

  2. Продумайте и спланируйте подготовительную работу для драматизации какого-либо литературного произведения (возраст детей выберете сами).

  3. Сформулируйте показатели детского творчества в ходе постановки литературного произведения.

Литература:



  1. Акулова О. Театрализованные игры //Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. - С. 24-32.

  2. Гераскина Л. Занятия по театрализованной деятельности //Дошкольное воспитание. – 2000. - №8. – С. 106.

Дополнительная литература:


  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.- С. 301-311.

  2. Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников //Игра дошкольника /Под ред. С.Л. Новоселовой. - М, 1989.-С. 166-170.

  3. Стрелкова Л.П. Игры-драматизации //Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А.Д. Кошелевой. - М., 1985,- С. 117-125.

  4. Зверева О.Л., Ерофеева Т.И. Игра-драматизация //Спецкурс: Воспитание детей в игре. - М., 1994.- С. 12-22.

  5. Суслова Э.К., Ботнарь В.Д. Игры-драматизации - основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. -1994. - № 3.


Тема 5.: Строительно-конструктивные игры.

План:


  1. Организация строительно-конструктивных игр в разных возрастных группах ДОО.

  2. Методика обучения конструктивным умениям детей дошкольного возраста.

  3. Виды конструирования, их характеристика.

Вопросы для коллективного обсуждения:



  1. Содержание и тематика строительно-конструктивных игр в разных возрастных группах детского сада.

  2. Особенности развития конструктивных способностей в строительных играх ребёнка.

  3. Методика формирования конструктивных умений у детей дошкольного возраста.

  4. Значение конструирования из разных видов материала в развитии творческих способностей детей.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составить библиографический обзор статей из журналов «Дошкольная педагогика», «Обруч» и др. за последние 5 лет по проблеме развития конструктивных способностей дошкольников.

  2. Подобрать примеры конструктивных заданий для детей разных возрастных групп ДОО.

Основная литература:

1. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 4 изд., стереотип. – М. : Академия, 2002. – 416 с.

2. Страшнова, Е. Игра и дошкольник [Текст] / Е. Страшнова // Дошкольное воспитание. – 2009. - №11. - С. 115-118.

3. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст]: Учеб. пособие / Д. Б. Эльконин. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 248с.

4. Лусс Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего. Пособие для педагогов-дефектологов. – М.: Владос, 2003. – 147 с.


Дополнительная литература:

1. Парамонова Л. Творческое конструирование: психологические и педагогические и психологические основы его формирования //Дошкольное воспитание. – 2001. - №3.

2. Урадовских Г. Развитие творческих способностей детей в процессе конструирования из бумаги // Дошкольное воспитание. – 2004. - №11.
Тема 6.: Современные подходы к организации игр в дошкольном образовательном учреждении.

План:


  1. Виды игр детей раннего и дошкольного возраста, их характеристика.

  2. Значение игрушки для развития ребенка.

  3. Подходы к содержанию игр дошкольников в программах воспитания и обучения.

  4. Структурные компоненты игр дошкольников.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Игра – ведущий вид деятельности детей.

  2. Вариативность организации игр с детьми разного возраста в НОД и в самостоятельной деятельности детей.

  3. Своеобразие организации игр в дошкольном учреждении и в домашних условиях.

Задания для самостоятельной работы:

Лабораторные занятия (практикум):
Тема 1, 2: Режим дня в дошкольном учреждении. Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Вопросы для коллективного обсуждения:



  1. Понятие «режим», его сущность.

  2. Игра как основной вид деятельности дошкольника.

  3. Педагогические требования к построению режима дня в разных возрастных группах ДОО.

  4. Влияние режима на самочувствие ребёнка.

Задания для самостоятельной работы:

1. Разработать педагогические рекомендации для родителей по организации режима дня и игры в условиях семейного воспитания.

2. Составить конспект по воспитанию у детей в ДОО культурно-гигиенических навыков в процессе игры, прокомментировать в аудитории (возрастная группа на выбор).

3. Подготовить конспект игры с детьми любой возрастной группы в ДОО.


Тема 3-4: Виды игр детей и формы их организации.

Вопросы для коллективного обсуждения:



  1. Методика руководства играми в разных возрастных группах ДОО.

  2. Центры, их значение и оборудование.

  3. Самостоятельность детей в организации игр.

Задания для самостоятельной работы:

    1. Составить таблицу, отражающую содержание всех видов игр дошкольников с усложнением от группы к группе.

  1. Разработать конспект организации и проведения игры с детьми дошкольного возраста (любая возрастная группа) - прокомментировать в аудитории.

  2. Составить таблицу «Планирование игровой деятельности детей на неделю», в которой отразите формы организации игры детей в каждой возрастной группе.



Тема 5. Игра дошкольника.

Вопросы для коллективного обсуждения:



  1. Значение игр и игрушек в становлении личности ребёнка.

  2. Особенности организации разных видов игр в ДОО.

  3. Развитие творчества дошкольников в процессе игровой деятельности.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Используя методические разработки, опубликованные в
    педагогической литературе и результаты собственных наблюдений, составьте рекомендации для родителей на тему: «Как правильно выбрать игрушку для ребенка дошкольного возраста».

  2. Опишите примерный ход сюжетно-ролевой игры детей 5-6 лет, указав приемы педагога, направленные на решение воспитательных задач.

  3. Разработайте конспект игры-занятия, помогающий обогатить игровые действия с игрушками детей разных возрастных периодов раннего детства.

  4. Составьте библиографический обзор статей из журнала «Дошкольное воспитание» за последние 5 лет по проблеме педагогического руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста.

  5. Сделайте попытку разработать новые дидактические игры или варианты к уже опубликованным.

  6. Подберите примеры конструктивных заданий «по условиям» для детей разных возрастных групп из книги А.Н. Давидчук или составьте их сами.

Основная литература:

  1. Кутузова И. Развитие игровой деятельности //Дошкольное воспитание. – 2003. - №5. – С. 25.

  2. Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников: Учебное пособие. – М.: Пед. общество России, 2004. – 90 с.

  3. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г. Играем с малышами: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М.: Просвещение, 2003. – 80 с.

  4. Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности // Дошкольное воспитание. – 2002. - №4. – С. 70-73.

  5. Фопель К. Игры с детьми //Дошкольное образование (Прил. к газ. «Первое сентября»). – 2005. - №7. – С. 7-18.

Дополнительная литература:



  1. Игрушки и пособия для детского сада /Под ред. В.М. Изгаршевой. - М., 1987.-С.85-99.

  2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М.: Гном и Д, 2000. – 95 с.


Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

    1. Рекомендуемая литература:

Список используемой литературы

  1. Безруких, М. М. Ступеньки к школе [Текст]: Книга для педагогов и родителей / М.М. Безруких. – М. : Дрофа, 2010. – 127 с.

  2. Белошапкина, С. Играя, учимся [Текст] / С. Белошапкина // Дошкольное воспитание. – 2012. - №7. - С. 40-42.- 2006. – 80 с.

  3. Закирова, К. Игры разные нужны / К. Закирова, Э. Сабирзянова // Дошкольное воспитание. – 2012. - №6. - С. 91-92.

  4. Лупенко, Е. Дидактические игры [Текст] / Е. Лупенко // Дошкольное воспитание. – 2011. - №8. - С. 83-84.

  5. Мурзина, Е. И.А. Сикорский о детской игре и ее роли в психическом развитии ребенка [Текст] / Е. Мурзина // Дошкольное воспитание. – 2010. - №4. - С. 81-85.

Дополнительная литература



  • Авдулова, Т. Игра: ее развитие на современном этапе [Текст] / Т. Авдулова // Дошкольное воспитание. – 2008. - №8. – С. 28-33.

  • Арсентьева, В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст]: Учебное пособие для студ. высших пед. учебных заведений / В.П. Арсентьева. – М.: Форум, 2009. – 142с.

  • Волошина, Л. Игре все возрасты покорны [Текст] / Л. Волошина // Дошкольное воспитание. – 2009. - №1. – С. 109-111.

  • Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 2006. - №6. - С. 62-68.

  • Глушкова, Г. Игра или упражнение? [Текст] / Г. Глушкова // Дошкольное воспитание. – 2008. - №12. - С. 29-36

  • Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста [Текст]: Пособие для восп. дет. сада и род. / Сост. Л. А.Венгер, О. М.Дьяченко. - М. : Просвещение, 1989. – 370 с.

  • Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 4 изд., стереотип. – М. : Академия, 2002. – 416 с.

  • Менджерицкая, Д. Детские игры [Текст] / Д. Менджерицкая // Дошкольное воспитание. – 2008. - №5. - С. 10-11.

  • Менчинская, А. М. Проблемы, обучения, воспитания и психического развития ребенка [Текст]: Избранные психологические труды/ А. М. Менчинская, Под ред. Е. Д. Божович. – М. : МПСИ, 2004. – 512 с.

  • Новоселова, С. Л. Развивающая предметно – игровая среда [Текст] / С. Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. - С. 46-50.

  • Страшнова, Е. Игра и дошкольник [Текст] / Е. Страшнова // Дошкольное воспитание. – 2009. - №11. - С. 115-118.

  • Шустова, И.Б. Игры для детей [Текст] / И. Б. Шустова. – М. : Издательский дом Литература, 2005. – 230 с.

  • Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст]: Учеб. пособие / Д. Б. Эльконин. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 248с.

  • Эльконин, Д.Б. Игры дошкольника [Текст] / Д. Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. – 2008. - №7. - С. 19-28.



Каталог: files -> kafosp -> metodica -> %D0%91%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%82
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%82 -> Методические рекомендации по дисциплине дв подготовка ребенка к школе
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%82 -> Образовательная программа по направлению подготовки бакалавриата 44. 03. 01 «Педагогическое образование»
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%82 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%82 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины б 1 Методика совершенствования речевой деятельности младших школьников
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%82 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины б 1 Методика совершенствования речевой деятельности младших школьников
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%82 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины б 2 Теория обучения и воспитания образовательной программы по направлению подготовки бакалавриата
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%82 -> Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование» Профиль: «Дошкольное образование. Музыка»
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%82 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины б в. 14. Теории и технологии развития речи
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%82 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%82 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины дв здоровьесберегающие технологии в образовании


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница