Методические рекомендации по организации и прохождению экономической практики и практики менеджмента для студентов заочной формы обучения по специальности



Скачать 179.54 Kb.
Дата15.02.2016
Размер179.54 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»
Тверской филиал

Кафедра государственного управления и менеджмента



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОХОЖДЕНИЮ


ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ И ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА
для студентов заочной формы обучения по специальности

080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

Тверь 2011 г.

Составитель: Аркаченков А.Д., к.т.н., доцент, зав. кафедрой государственного управления и менеджмента
Утверждено на заседании кафедры

«04» октября 2011 г., протокол № 2



Программа экономической практики и практики менеджмента
Данная программа разработана для проведения практики по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление».

Государственное и муниципальное управление – это область профессиональной деятельности, обеспечивающая рациональное управление экономическими и социальными процессами, организацию систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития. В связи с этим практика осуществляется, в основном в основном в государственных органах, входящих в систему законодательной, исполнительной и судебной власти, органах местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждениях, предприятиях, коммерческих организациях.


Цели и задачи практики

В результате прохождения практики студент должен знать:



  • виды организационных структур;

  • стили руководства и условия их применения;

  • систему управления персоналом предприятия;

  • психологические аспекты управления, порядок разрешения конфликтных ситуаций в коллективе;

  • порядок принятия управленческих решений;

уметь:

Программа практики разработана в соответствии с учебным планом и рассчитана на 6 недель (324 часа).

Основанием для прохождения студентами практики в органах и учреждениях государственного и муниципального управления является договор Филиала РАНХиГС об условиях прохождения практики в данных организациях.

График работы студентов в период практики предусматривает 40-часовую рабочую неделю.

В ходе практики студенту назначается руководитель от Филиала РАНХиГС и руководитель от базы практики.

Руководитель от базы практики осуществляет общее руководство производственной практикой, проверяет содержание записей в дневнике и отчете, оценивает правильность и своевременность их выполнения.

Руководитель от Филиала РАНХиГС оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий в сборе материалов, оценивает результаты выполнения студентами программы практики на основании дневника и отчета по практике.

Студенты отражают выполнение практических работ в дневнике, который ведется согласно образцу (Приложение 2).

По окончании прохождения практики студентами представляются отчет и дневник, которые отображают весь объем проделанной за период практики работы.

Руководитель от базы практики проверяет правильность оформления дневника и отчета, составляет отзыв о результатах обучения по всем разделам тематического плана с последующим выставлением общей оценки по практике, подписывает отчет и заверяет его печатью (Приложение 4).

После оформления дневник и отчет в установленные сроки сдаются для проверки руководителю от Филиала РАНХиГС, который дает собственное заключение (Приложение 4).
1. Тематический план практики в органах государственного управления

и в учреждениях


Этапы прохождения практики

1. Назначение и структура государственного или муниципального органа (учреждения).

2. Система методов управления.

3. Организация управления персоналом.

4. Социальные аспекты функционирования государственного или муниципального органа (государственного или муниципального учреждения).

5. Выявление и анализ основных проблем государственного или муниципального органа (учреждения).

6. Выводы и рекомендации о проделанной работе.

7. Оформление отчета по практике.



Содержание практики

(в органах государственного управления и учреждениях)




  1. Назначение и структура государственного или муниципального органа (учреждения)

Студент должен:

  • рассмотреть историю и порядок организации данного органа или учреждения;

  • объяснить его роль в системе государственных (муниципальных) органов;

  • выявить цели и задачи деятельности данного органа (учреждения);

  • провести анализ его внешней и внутренней среды;

  • выделить и описать объекты, которыми управляет данный орган (учреждение);

  • определить тип организационной структуры данного органа (учреждения);

  • выделить его достоинства и недостатки.




  1. Система методов управления

Студент должен:

  • рассмотреть систему методов управления в данном органе (учреждении);

  • описать коммуникационный процесс в органе (учреждении);

  • рассмотреть правовое обеспечение управленческой деятельности в данном органе (учреждении).




  1. Организация управления персоналом

Студент должен:

а) кадровое планирование;

б) отбор персонала;

в) наем и высвобождение персонала;

г) адаптация персонала;

д) развитие персонала;

е) система мотивации персонала;

ж) оценка результативности деятельности персонала;


  • оценить, насколько эффективна политика управления персоналом с точки зрения управления органом или учреждением.




  1. Социально-психологические аспекты функционирования государственного или муниципального органа (государственного или муниципального учреждения)

Студент должен:

  • рассмотреть стиль управления, используемый в данном органе (учреждении);

  • описать методы и способы принятия управленческих решений;

  • выявить степень участия рядовых работников в выработке и принятии управленческих решений;

  • проанализировать социально-психологический климат в коллективе органа (учреждения);

  • проанализировать отношения между работниками;

  • рассмотреть существующие в данном органе (учреждении) конфликты и способы их урегулирования;

  • выявить основные источники конфликтов.




  1. Выявление и анализ основных проблем государственного или муниципального органа (учреждения)

Студент должен:

  • выявить основные проблемы государственного или муниципального органа (учреждения);

  • рассмотреть и проанализировать данные проблемы;

  • определить источники их возникновения и динамику развития;

  • оценить характер отношения руководителей и работников органа (учреждения) к данным проблемам;

  • оценить эффективность методов разрешения проблем с точки зрения их целесообразности и ресурсного обеспечения.




  1. Выводы и рекомендации о проделанной работе

Студент должен:

  • обобщить и проанализировать полученные результаты;

  • сделать выводы и разработать практические рекомендации по следующим направлениям:

а) совершенствование организационной структуры;

б) улучшение организации управленческого труда;

в) совершенствование трудовых отношений;

г) разрешение основных проблем организации.




  1. Оформление отчета по практике

Студент должен оформить отчет в соответствии со следующими требованиями:

  1. Текст отчета пишется четко и разборчиво на одной стороне стандартного листа (формат А4), при необходимости снабжается таблицами, схемами, диаграммами.

  2. Титульный лист оформляется в соответствии с образцом (Приложение 3).




  1. Тематический план практики в коммерческих организациях и государственных унитарных предприятиях




Этапы прохождения практики

1. Общая характеристика предприятия

2. Организационная структура управления

3. Управление производством

4. Управление персоналом

5. Информационная система управления

6. Экономические службы и финансовое состояние предприятия

7. Управление маркетингом




  1. Общая характеристика предприятия

Студент должен получить информацию и уточнить:

  • Цели и задачи предприятия;

  • Масштаб деятельности предприятия;

  • Миссию и имидж предприятия;

  • Характер производственной кооперации, систему снабжения и сбыта;

  • Географическое положение, климатические и природные условия предприятия;

  • Степень механизации и автоматизации производства и процессов управления;

  • Уровень специализации, кооперирования и концентрации производства;

  • Организационную структуру производства (организационно-правовые формы структурных подразделений и характер организационных отношений между ними);

  • Производственную структуру предприятия (технологический аспект);

  • Стратегию и тактику управления предприятием;

  • Уровень организационной культуры




  1. Организационная структура управления

По данному разделу студент должен изучить:

  • Организационную структуру управления деятельностью предприятия с учетом его организационно-правовой формы;

  • Характер организационных отношений между структурными подразделениями;

  • Компоненты организационной структуры; линейные подразделения (управление основным производством) функциональные структуры подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия), обеспечивающие структурные подразделения;

  • Методы, применяемые на предприятии для совершенствования и поощрения организационных структур управления на каждом уровне;

  • Структуру и функции аппарата управления предприятия;

  • Регламентацию деятельности структурных подразделений, их внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделениями;

  • Эффективность и экономичность структуры управления, механизмы ее совершенствования.

Отчет по этому разделу студент должен дополнить схемами организационных структур управления предприятия, его структурных подразделений (отдела, цеха и т.д.). Студент должен обосновать основные мероприятия по совершенствованию организационной структуры базового предприятия.




  1. Управление производством

Данный раздел предполагает изучение:

  • Производственной функции предприятия;

  • Структуры организационной системы, включающей подсистемы обеспечения , планирования и контроля;

  • Оперативного планирования выпуска продукции;

  • Нормирования труда и управления запасами;

  • Календарного планирования и диспетчеризации производства;

  • Мотивации и стимулирования труда в целях активизации человеческого фактора;

  • Управления производством на уровне высшего руководства, руководителей среднего и низшего звена.

Студенты необходимо:



  • Ознакомиться с организацией учета, анализа и планирования производства на предприятии, методикой разработки планов, прогнозов, текущих производственных программ в целом по предприятию или какому-либо базовому производственному подразделению;

  • Изучить процесс планирования объемов выпуска продукции и разработки соответствующих программ маркетинга, обосновать необходимость их использования на данном предприятии;

  • Проанализировать методы и приемы, используемые при обосновании производственной программы, с учетом потребностей рынка, производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

  • Изучить систему показателей, характеризующих производственную деятельность, ее эффективность, а также научиться, использовать их в процессе принятия управленческих решений;

  • Проанализировать систему организации производственных связей между звеньями и подразделениями предприятий, ее эффективность;

  • Ознакомиться с системой товародвижения, сбыта и продвижения продукции на предприятии (планированием товародвижения, выбором и оценкой каналов сбыта, формами организационной торговли);

  • Дать комплексную оценку организации управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия;

  • Изучить систему управления маркетингом (на предприятиях с маркетинговыми службами) и дать ей оценку.




  1. Управление персоналом

Необходимо изучить кадровый потенциал предприятия и его формирование, в том числе:

  • Профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала);

  • Планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе (по категориям персонала);

  • Процесс подбора кадров руководителей и специалистов;

  • Систему материального и морального стимулирования;

  • Функции управленческого персонала;

  • Требования, предъявляемые к работникам аппарата управления, их соответствие квалификационным требованиям общей и специальной подготовки:

  • Систему работы с кадрами (ротация, повышений квалификации, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение и др.);

  • Методы повышения эффективности управленческого труда.




  1. Информационная система управления

По данному разделу студенты должны изучить:

  • Массивы информации;

  • Коммуникационный процесс;

  • Коммуникации между уровнями управления и подразделениями; коммуникации между предприятием (организацией) и внешней средой (органы государственного регулирования, потребители, поставщики и др.);

  • Характеристику общей схемы информационных потоков в организации;

  • Информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации);

  • Средства передачи и преобразования информации;

  • Документооборот предприятия и его характеристику;

  • Организацию делопроизводства, рационализацию документооборота предприятия;

  • Пути устранения недостатков коммуникационного процесса;

  • Совершенствование коммуникаций в организации.




  1. Экономические службы и финансовый менеджмент

По этому разделу студенту необходимо:

  • Изучить структуру и содержание деятельности экономических служб;

  • Ознакомиться с ситемой цен на выпцскаемую продукцию и методикой их формирования;

  • Приобристи навыки составления финансового плана, баланса доходов и расходов предприятия;

  • На основе бухгалтерского баланса уметь рассчитывать и оценивать показатели финансового состояния предприятия;

  • Изучить механизм формирования, распределения и использования прибыли, а также резервы увеличения прибыли и рентабельности;

  • Осуществить комплексную оценку финансового положения предприятия, определить основные финансовые проблемы;

  • Внести предложения по выработке соответствующих управленческих решений в области ценообразования и финансов, по их реализации и контролю за выполнением принятых решений.




  1. Управление маркетингом

Студент должен отразить в отчете:

  • Задачи службы маркетинга;

  • Систему организации службы маркетинга;

  • Задачи и мезанизм действия подсистемы маркетинговых исследований рынка и возможностей фирмы;

  • Анализ маркетинговой среды фирмы;

  • Структуры и функции маркетинговой информационной системы (МИС);

  • Планирование продукции и товарную политику;

  • Упралвение качеством товара;

  • Стадии жизненного цикла товара и функции маркетинговых служб;

  • Инновационную политику;

  • Ассортиментную политику предприятия и направления его ассортиментной стратегии;

  • Роль посредников в товародвижении;

  • Условия выбора и интенсивность каналов товародвижения и сбыта;

  • Требования к торговым посредникам;

  • Планирвоание продвижения товара на рынке;

  • Коммуникационную политику фирмы;

  • Основные методы релизации изделий (услуг);

  • Стратегию и тактику фирмы в области рекламы и ее эффективность;

  • Инструменты стимулирования сбыта;

  • Ценовую политику и конкуренцию;

  • Факторы, определяющие решения по ценам;

  • Ценовую рекламу;

  • Ценовые гарантии и особые соглашения;

  • Определение цен на новые изделия и их поведение на рынке;

  • Предложения по повышению эффективности маркетинговой детельности предприятия.




  1. Выявление и анализ основных проблем предприятия

Студент должен:

  • Выявить основные проблемы предприятия по всем 7 разделам тематического плана прохождения практики;

  • Рассмотреть и проанализировать данные проблемы;

  • Определить источники их возникновения и динамику развития;

  • Оценить характер отношения руководителей и работников предприятия к данным проблемам;

  • Оценить эффективность методов разрешения проблем с точки зрения их целесообразности и ресурсного обеспечения, а также их социального эффекта.




  1. Выводы и рекомендации о проделанной работе

Студент должен:

  • обобщить и проанализировать полученные результаты;

  • сделать выводы и разработать практические рекомендации по следующим направлениям:

а) совершенствование организационной структуры;

б) улучшение организации управленческого труда;

в) совершенствование трудовых отношений;

г) разрешение основных проблем организации.




  1. Оформление отчета по практике

Студент должен оформить отчет в соответствии со следующими требованиями:

  1. Текст отчета пишется четко и разборчиво на одной стороне стандартного листа (формат А4), при необходимости снабжается таблицами, схемами, диаграммами.

  2. Титульный лист оформляется в соответствии с образцом (Приложение 3).

Приложение 1


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»
Тверской филиал


НАПРАВЛЕНИЕ

НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ И ПРАКТИКУ МЕНЕДЖМЕНТА

Студент_________________________________________________________


Специальность __Государственное и муниципальное управление________
Специализация___________________________________________________
Курс_______
Направляется для прохождения практики в период_____________________

В организацию (учреждение)________________________________________


_________________________________________________________________

Директор Тверского филиала РАНХиГС _____________________ А.А. Осипов

Приложение 2

ДНЕВНИК

ПРОХОЖДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ И ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА

(вид практики)
Студента_____________________ ___курса

Ф.И.О.



№ п/п

Число, месяц

Вид работы, выполняемой студентом



Содержание работы



Оценка, замечания и предложения куратора от предприятия

1













2













3













4













5













6













7













8













9













10













11













12













13













14

























_________________ (подпись студента)

Печать







__________________________________ (ФИО, подпись руководителя-куратора от базы практики)

Дата













__________________________________ ФИО, подпись руководителя от

Тверского Филиала РАНХиГС



Приложение 3
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»
Тверской филиал

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ


«ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»


Отчет


по экономической практики и практики менеджмента



студента___________________________

Ф.И.О.





Место прохождения практики ________________________________

__________________________________




Руководители практики:

от Тверского филиала РАНХиГС __________________________________

(должность, Ф.И.О.)




От организации____________________

(должность, Ф.И.О.)

Тверь – 201__ г.

Приложение 4
ИТОГОВЫЙ ОТЗЫВ О ПРАКТИКЕ

РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ (КУРАТОРА ОТ ОРГАНИЗАЦИИ)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



«___»_____________ 201__г.

Руководитель _______________/________/




Ф.И.О., подпись



ОТЗЫВ ОБ ОТЧЕТЕ ПО ПРАКТИКЕ

РУКОВОДИТЕЛЯ ОТ ТВЕРСКОГО ФИЛИАЛА РАНХиГС
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дата «___»____________ 201__г.

Руководитель ________________/________/




Ф.И.О., подпись

Итоговая оценка практики________________________________________



(зачтено/не зачтено)
Каталог: student
student -> Маргарита Валерьевна Донцова
student -> А. Г. Свинаренко «20» декабря 2005 г
student -> Концептуализация вымысла в языковом сознании и тексте 10. 02. 19 теория языка
student -> Андрей Александрович Вербицкий Наталья Анфиногентовна Бакшаева Психология мотивации студентов
student -> Актуальность исследования
student -> Учебный курс «Социальная психология»
student -> 1. Определение психологической коррекцииПсихокоррекция
student -> 1. Определение семьи и ее функции Семья
student -> Диссертация На соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология магистерская программа Психическое здоровье 1-ый рецензент Исполнитель


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница