Методические рекомендации по организации и контролю самостоятельной работы студентов по дисциплине «Уголовное право. Особенная часть»



страница1/3
Дата16.02.2016
Размер0.57 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Юридический факультет

ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

по дисциплине «Уголовное право. Особенная часть»


Методические рекомендации

Казань


2013


УДК 344

ББК 67.408

Б

Печатается по решению Учебно-методической комиссии юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета от «» 2013г. Протокол №

Составитель: кандидат юридических наук, доцент Балеев С.А.


Рецензенты: доктор юридических наук, профессор Сундуров Ф.Р.

доктор юридических наук, профессор Талан М.В.


Б Уголовное право. Особенная часть: Методические рекомендации по организации и контролю самостоятельной работы студентов по дисциплине «Уголовное право. Особенная часть» / Сост. С.А. Балеев.- Казань: Изд-во Казанского (Приволжского) федерального университета


Методические рекомендации по организации и контролю самостоятельной работы студентов по дисциплине «Уголовное право. Особенная часть» предназначены для студентов 3 курса очного отделения юридического факультета, обучающихся по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» и получающих квалификацию (степень) выпускника – бакалавр при изучении учебной дисциплины «Уголовное право. Особенная часть».

© Балеев С.А., 2013.

© Казанский (Приволжский)

федеральный университет», 2013.


В настоящее время актуальными становятся требования к умению современного студента самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести творческий поиск необходимого материала. Направленность учебного процесса на саморазвивающуюся личность требует учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предоставления им права самостоятельного выбора путей и способов образования. Целью современного образовательного процесса является воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способной решать проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы. Внедрение в практику учебных программ с повышенной долей самостоятельной работы активно способствует также модернизации учебного процесса.


1. Функции, цели и виды самостоятельной работы студентов

Необходимость организации со студентами разноплановой самостоятельной деятельности способствует получению знаний и их усвоению во взаимосвязи теории и практики.

Самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относятся:


  • Развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов);

  • Информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, не подкрепленная самостоятельной работой, становится мало результативной);

  • Ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается профессиональное ускорение);

  • Воспитывающая (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);

  • Исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления).

Самостоятельная работа студентов проводится в целях:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • углубления и расширения теоретических знаний;

  • формирования умений работать с нормативно – правовыми актами, материалами судебной практики, справочной документацией и специальной литературой;

  • развития творческой инициативы, активности, ответственности и организованности;

  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию и самосовершенствованию;

  • развития исследовательских навыков.

Для достижения указанной цели студенты на основе плана самостоятельной работы и рабочей программы дисциплины «Уголовное право. Особенная часть» должны решать следующие задачи:

  • изучить положения Уголовного кодекса РФ и иных нормативно – правовых актов;

  • ознакомиться с разъяснениями положений закона в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ;

  • изучить рекомендуемую основную и дополнительную литературу;

  • усвоить содержание объективных и субъективных признаков составов преступлений;

  • ответить на контрольные вопросы;

  • решить предложенные задачи.

Самостоятельная работа студентов складывается из следующих элементов:



  • изучение и усвоение в соответствии с учебным планом программного материала по дисциплине;

  • решение задач;

  • выполнение тестовых (контрольных) заданий;

  • написание курсовых работ;

  • подготовка и сдача зачетов и итоговых экзаменов;

  • написание и защита дипломной работы.



Самостоятельная работа студента включает такие формы, как:

  • конспектирование лекций;

  • получение консультаций у преподавателя для разъяснения наиболее сложных вопросов;

  • индивидуальное домашнее занятие;

  • анализ ситуаций, изложенных в сборнике задач, их разрешение и обоснование;

  • подготовка ответов на вопросы тестовых заданий;

  • подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм обучения («круглые столы», деловые игры, конференции);

  • подготовка научных докладов на конференции;

  • выполнение рефератов, курсовых и дипломных работ;

  • подготовка к зачету и экзамену;

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно рабочей программе учебной дисциплины «Уголовное право. Особенная часть».

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер с учетом специфики изучаемой дисциплины и индивидуальных особенностей студента.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:

Для овладения знаниями:


  • чтение текста первоисточника (Уголовного кодекса РФ), учебника, рекомендованной дополнительной литературы;

  • ознакомление с иными нормативно – правовыми актами и актами судебного толкования положений закона;

  • составление плана текста;

  • выписки из текста, его конспектирование;

  • работа со словарями и справочниками;

  • исследовательская работа;

  • использование аудио- и видеозаписи;

• работа с электронными информационными ресурсами.

Для закрепления и систематизации знаний:

  • работа с конспектом лекции;

  • повторная работа над учебным материалом (с первоисточниками, постановлениями Пленума Верховного Суда, Комментариями к УК РФ, учебником, дополнительной литературой);

  • составление плана и тезисов ответа на теоретические вопросы;

  • решение практических заданий и обоснование их решения;

  • составление схем, таблиц для систематизации учебного материала;

  • выполнение тестовых заданий;

  • ответы на контрольные вопросы;

  • подготовка сообщений к выступлению на научном кружке или конференции;

  • подготовка рефератов;

  • подготовка к сдаче зачета и экзамена.
    Для формирования умений:

  • решение задач из сборника;

  • подготовка к деловым играм;

  • участие в научных и практических конференциях;

  • проектирование и моделирование разных видов и компонентов
    профессиональной деятельности;

  • участие в НИРС;

  • анализ профессиональных умений с использованием аудио - видеотехники и компьютерных программ;

  • подготовка курсовых и дипломных работ.


2. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Приступая к изучению дисциплины «Уголовное право. Особенная часть», студент должен внимательно ознакомиться с настоящими рекомендациями и требованиями рабочей программы по данному курсу.

Методическими материалами, направляющими самостоятельную работу студентов по дисциплине являются:


  • рабочая программа (структура и содержание дисциплины (модуля) Уголовное право. Особенная часть);

  • методические указания, планы и задания к практическим занятиям;

  • методические указания по выполнению курсовой работы;

  • контрольные задания для выполнения тестовых заданий;

  • список международных нормативно – правовых актов, российского законодательства и иных нормативно – правовых актов, рекомендованных для изучения тем курса;

  • список рекомендованных для изучения материалов судебной практики;

  • списки основной и дополнительной литературы в рабочей программе дисциплины.

Методические указания обращают внимание студента на главное, существенное в изучаемой дисциплине, помогают выработать умение анализировать явления и факты, связывать теоретические положения с практикой, а так же облегчают подготовку к выполнению курсовых работ и сдаче экзаменов.

Эффективность всей самостоятельной работы студентов во многом определяется уровнем самоконтроля.

Основным объектом самоконтроля студентов в системе учебы должны быть:



  • планирование самостоятельной работы;

  • выполнение индивидуального плана;

  • изучение предмета согласно рабочей программе и тематическому плану;

  • выполнение тестовых заданий;

  • написание курсовых работ.


3. Контроль и управление самостоятельной работой студентов

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной или устной форме.



Формами и методами контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Уголовное право. Особенная часть» являются:

  • проверка решения задач из сборника;

  • доклады и дискуссии;

  • тестирование;

  • рефераты и контрольные работы;

  • защита курсовых работ;

  • зачет;

  • экзамен;

При оценке письменных работ учитываются:

  • требуемый объем и структура работы;

  • логика изложения материала;

  • стиль изложения;

  • наличие ссылок на источники;

  • постановка вопросов и степень их раскрытия;

  • формулировка выводов по итогам работы.

Управление самостоятельной работой студентов осуществляется в следующих формах:

  • Консультации (в ходе консультации студенты должны осмыслить полученную информацию, задачей преподавателя является определение степени понимания темы студентом и оказание ему необходимой помощи).

  • Следящий контроль (осуществляется на лекциях и практических занятиях в форме собеседования, устных ответов студентов, проверки письменного решения задач и контрольных работ, тестирования, организации дискуссий. Преподаватель фронтально просматривает наличие письменно решенных задач и конспектов).

  • Текущий контроль осуществляется в ходе проверки и анализа отдельных видов самостоятельных работ, выполненных во внеаудиторное время. Это, как правило, работы индивидуального характера: доклады, рефераты, курсовые и дипломные работы.

Итоговый контроль осуществляется путем проведения зачета (1 семестр) и экзамена (2 семестр), предусмотренных учебным планом.

Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

  • уровень освоения студентами учебного материала.

  • умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач.

  • обоснованность и четкость изложения ответа.

Основными формами поощрения за добросовестную самостоятельную (внеаудиторную) работу студента являются учет внеаудиторной работы студента при выставлении оценки по балльной системе, а также в зачетную и экзаменационную сессии, в том числе с освобождением студента на зачете от ответа на вопросы, по которым его самостоятельная работа была ранее оценена преподавателем на отлично.
4. План1

самостоятельной работы студента по дисциплине «Уголовное право. Особенная часть»


п/п

Тема дисциплины



Тип самостоятельной работы студента

Часы

СРС


Формы контроля СРС

1.

Особенная часть уголовного права и вопросы квалификации преступлений

Самостоятельная

работа по теоретическому

курсу (лекционные занятия)


4


Дискуссия, доклады

2.

Преступления против жизни и здоровья

Изучение рекомендованной литературы, нормативного материала, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, решение задач из сборника, подготовка к тестированию

6

Тестирование

3.

Преступления против свободы, чести и достоинства личности

Изучение рекомендованной литературы, нормативного материала, решение задач из сборника

4


Устный опрос, проверка решения задач из сборника

4.

Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности

Изучение рекомендованной литературы, нормативного материала, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, решение задач из сборника



4


Устный опрос, проверка решения задач из сборника

5.

Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина

Изучение рекомендованной литературы, нормативного материала, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, решение задач из сборника

4


Дискуссия, доклады, проверка решения задач из сборника

6.

Преступления против семьи и несовершеннолетних

Изучение рекомендованной литературы, нормативного материала, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, решение задач из сборника

4


Устный опрос, проверка решения задач из сборника

7.

Преступления против собственности

Изучение рекомендованной литературы, нормативного материала, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, решение задач из сборника

6


Устный опрос, проверка решения задач из сборника.

Контрольная работа



8.

Преступления в сфере экономической деятельности

Изучение рекомендованной литературы, нормативного материала, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, решение задач из сборника, написание реферата

8


Устный опрос, проверка решения задач из сборника.

Проверка рефератов



9.

Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях

Изучение рекомендованной литературы, нормативного материала, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, решение задач из сборника

4


Дискуссия, доклады, проверка решения задач из сборника


10.

Преступления против общественной безопасности

Изучение рекомендованной литературы, нормативного материала, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, решение задач из сборника, подготовка к тестированию

6


Устный опрос, проверка решения задач из сборника.

Тестирование



11.

Преступления против здоровья населения и общественной нравственности

Изучение рекомендованной литературы, нормативного материала, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, решение задач из сборника, подготовка докладов

4


Дискуссия, доклады. Проверка решения задач из сборника


12.

Экологические преступления

Изучение рекомендованной литературы, нормативного материала, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, решение задач из сборника, подготовка докладов

4

Дискуссия, доклады. Проверка решения задач из сборника


13.

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта



Изучение рекомендованной литературы, нормативного материала, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, решение задач из сборника

4


Устный опрос, проверка решения задач из сборника

14.

Преступления в сфере компьютерной информации

Изучение рекомендованной литературы, нормативного материала, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, решение задач из сборника

4


Доклады, проверка решения задач из сборника

15.

Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства

Изучение рекомендованной литературы, нормативного материала, материалов судебной практики, решение задач из сборника, подготовка докладов

4


Дискуссия, доклады. Проверка решения задач из сборника


16.

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления



Изучение рекомендованной литературы, нормативного материала, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, решение задач из сборника

4


Устный опрос, проверка решения задач из сборника


17.

Преступления против правосудия

Изучение рекомендованной литературы, нормативного материала, материалов судебной практики, решение задач из сборника, подготовка докладов

4

Дискуссия, доклады. Проверка решения задач из сборника


18.

Преступления против порядка управления

Изучение рекомендованной литературы, нормативного материала, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, решение задач из сборника


4


Устный опрос, проверка решения задач из сборника

19.

Преступления против военной службы

Изучение рекомендованной литературы, нормативного материала, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, решение задач из сборника

4

Устный опрос, проверка решения задач из сборника



20.

Преступления против мира и безопасности человечества

Изучение рекомендованной литературы, нормативного материала, решение задач из сборника, подготовка докладов


4


Дискуссия, доклады. Проверка решения задач из сборника



5. Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Знание уголовного права, как и любой другой отрасли права, складывается из трех составляющих: знание положений закона, знание практики его применения, знание теории вопроса. Поэтому Особенную часть уголовного права рекомендуем изучать по следующей схеме: самостоятельный анализ закона – изучение основной и дополнительной учебной и научной литературы – изучение практики применения закона – решение задач из сборника. Следует помнить, что изучение вопросов Особенной части уголовного права предполагает постоянное обращение к положениям Общей части, поэтому рекомендуется регулярное использование в процессе обучения если не монографий по темам из Общей части, то, по крайней мере, учебной литературы.

Самостоятельный анализ закона дает студенту навык для дальнейшей практической работы. Знание закона предполагает не заучивание наизусть его текста, а умение правильно толковать те положения, которые в законе закреплены.

Чтобы избежать ошибок в понимании того, как можно и как нельзя толковать действующий закон, необходимо попытаться уяснить положения закона комплексно: с точки зрения грамматики, логики, соотношения с иными нормами уголовного закона и иных отраслей права, объема нормы (для этого необходимо вспомнить виды толкования закона, а также виды диспозиций уголовно-правовых норм). Такой подход к изучению Особенной части основан на том, что студент обладает уже базовыми знаниями, полученными при изучении Общей части, а потому есть все предпосылки для того, чтобы изучение каждой темы из курса Особенной части начиналось именно с попытки самостоятельного толкования действующего закона.

Анализ каждого конкретного состава преступления дается по следующей схеме:

1. объект преступления

- родовой

- видовой

- непосредственный

- предмет преступления и (или) потерпевший от преступления

2.объективная сторона

- деяние (действие, бездействие)

- общественно опасные последствия

- причинная связь

- место, время, обстановка, способ, средства

3. субъективная сторона

- вина, ее форма и вид

- мотив, цель, эмоции

4. субъект.

- общие признаки (физическое лицо, возраст, вменяемость)

- специальные признаки.

При анализе субъективной стороны состава преступления следует помнить, что ее признаки устанавливаются на основе подробного анализа всех обстоятельств дела до и после совершения преступления, а также признаков объективной стороны (см. например, пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 27.01.1999 г. «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)»).

Сначала необходимо проанализировать основной состав преступления, а затем дать анализ признаков квалифицированного и особо квалифицированного состава.

В том случае, если норма является бланкетной, анализ ее невозможен без обращения к соответствующим нормативным актам из других отраслей права, перечень которых представлен в списке рекомендованной литературы.

Если преступление является конвенционным, то необходимо изучить текст соответствующей конвенции и сопоставить его с текстом действующего уголовного закона.

Необходимо всегда иметь в виду, что законодательство, уголовное в том числе, базируется на Конституции РФ, к которой также требуется обращаться при изучении Особенной части уголовного права.



Каталог: docs
docs -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
docs -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
docs -> Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
docs -> Образование в человеческом измерении
docs -> Отчет о проведенной 25-26 ноября 2010 г
docs -> Мифтахова нурия шайхулисламовна система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе
docs -> Заполярный филиал
docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница