Методические рекомендации
по организации дистанционного образования детей-инвалидов,
нуждающихся в обучении на дому
(поматериалам сайтов: base.consultant.ru, websoft.ru, rudocs.exdat.com, firo.ru,
edurt.ru,http://edu.shd.ru, http://festival.1september.ru)
Содержание
Введение 1
1. Нормативно – правовое обеспечение организации
дистанционного обучения детей-инвалидов 2
2. Организация образовательного процесса с использованием дистанционных технологий
2.1. Требования к формированию целевой группы (обучающиеся) 4
2.2 Индивидуальный учебный план 5
2.3 Организация дистанционного обучения 6
2.4 Использование Интернет – технологий в дистанционном
обучении детей-инвалидов 8
2.5 Дистанционные технологии в обучении детей с
ограниченными возможностями 11
Литература 16
Введение
Во всех странах и любой группе общества есть дети-инвалиды, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими должен получать образование и развиваться. Проводимая в настоящее время политика в отношении инвалидов – результат развития мирового сообщества в течение последнего столетия. Она прошла путь от идеи полноценного ухода за инвалидами в соответствующих учреждениях до получения равных возможностей в образовании.
Использование дистанционных форм при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет обеспечить ребенка качественным образованием вне зависимости от места обучения, предоставляет возможность общения со сверстниками, необходимого для социализации и адаптации в обществе. Обучаясь в информационной компьютерной среде, ребёнок одновременно получает профессиональные навыки, которые в дальнейшем обеспечат ему работу и достойное существование.
В целях создания условий для повышения качества жизни и здоровья детей Правительство РФ утверждает целевую программу «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА», включая подпрограммы «Обновление образовательных стандартов», «Здоровье школьников», «Развитие дистанционного образования детей - инвалидов».
Нормативно – правовое обеспечение организации дистанционного обучения детей-инвалидов:
1.1 Декларация прав ребенка, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года;
1.2 Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 14 декабря 1960 года;
1.3 Декларация о правах умственно отсталых лиц, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года;
1.4 Декларация о правах инвалидов, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года;
1.5 Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года;
1.6 Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года;
1.7 Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 года;
1.8 Конституция Российской Федерации;
1.9 Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
1.10 Конвенция «О правах ребенка».
1.11 Закон об образовании
1.12 Приказ Комитета образования и науки от 10.06.2009 года № 318 «Об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих образовательные учреждения с применением дистанционных образовательных технологий».
1.13 Приказ Комитета образования и науки от 31.08.2009 года № 376 «Об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальной программе на дому».
1.14 Порядок организации дистанционного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих образовательное учреждение.
1.15 Решение Координационного совета по делам инвалидов муниципального образования город Салехард от 16 марта 2010 года; распоряжение Администрации города от 02 июля 2010 года № 677-р «Об утверждении Концепции муниципальной целевой программы «Реабилитация и социальная адаптация инвалидов на 2011-2013 годы»
1.16 Учебный план для организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.17 Договор на организацию обучения посредством дистанционных технологий с применением средств компьютерной техники и связи.
1.18 Договор о передаче оборудования в безвозмездное пользование законному представителю учащегося.
1.19 Договор о передаче оборудования в безвозмездное пользование преподавателю.
1.20 Должностная инструкция учителя дистанционного обучения.
1.21 Должностная инструкция инженера компьютерного класса.
1.22 Устав образовательного учреждения.
1.23 Учебные программы.
1.24 Государственный образовательный стандарт.
1.25 Методические рекомендации по дистанционному обучению.
1.26 Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.
1.27 Управленческая деятельность по информационному обеспечению.
На основании статьи 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, с согласия их родителей (законных представителей) должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
Государственные гарантии Российской Федерации (далее - РФ) на достойную жизнь и свободное развитие человека обеспечиваются рядом нормативных правовых документов.
Согласно Конституции РФ основными социальными задачами РФ являются поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7), защита прав человека, в том числе права на образование (ст. 43, 45), под охрану государства поставлено здоровье граждан (ст. 41), а также действует запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ст. 55).
Концепцией реформирования системы специального образования (от 09 февраля 1999 г. № 3/1) определены основные направления, одним из которых является «создание и развитие специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями в системе образования общего назначения, на всех ступенях, во всех типах и видах образовательных учреждений (содействие развитию интеграционных процессов)».
В связи с принятием РФ Конвенции о правах ребенка и дальнейшей ее ратификацией, осуществляется работа по ее анализу и разработке первоочередных мероприятий по ее реализации. Одним из приоритетных направлений является внедрение инклюзивного образования.
В законопроекте «Об образовании» одной из государственных гарантий реализации права на образование в РФ является «получение качественного образования без дискриминации лицами с ограниченными возможностями здоровья, коррекции нарушений развития и социальной адаптации, в том числе на основе специальных педагогических подходов, оказания ранней коррекционной помощи, посредством создания условий для инклюзивного и интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и в обстановке, которая максимальным образом способствует получению образования определенного уровня и направленности, а также их социальному развитию» (ст.5 п.4).
Вопросы организации дистанционного образования детей-инвалидов в муниципальных образованиях должны быть урегулированы правовыми актами, принимаемыми органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования в соответствии с их компетенцией.
2. Организация образовательного процесса с использованием дистанционных технологий
2.1. Требования к формированию целевой группы (обучающиеся)
Дистанционное обучение – это обучение, при котором осуществляется целенаправленное взаимодействие обучающегося и преподавателя на основе информационных (компьютерных) технологий независимо от места проживания участника учебного процесса.
Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребенок-инвалид получил качественное образование. К таким детям нужен индивидуальный подход. Часто такие дети требуют некоторой специфики при обучении и т.п. И это может дать ребенку-инвалиду дистанционное обучение, позволяя ребенку с ограниченными возможностями найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.
Таким образом, дистанционное обучение этой категории учащихся необходимо в силу специфики психического развития ребенка и системы образования. И организация образования детей-инвалидов в начальной школе по дистанционной форме обучения – вполне логична и оправдана.
Целевую группу составляют дети-инвалиды, обучающиеся на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, которые могут обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий и не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером.
Комплектование классов (групп) для организации дистанционного обучения детей-инвалидов осуществляется с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов при наличии следующих документов:
- заявления родителей (законных представителей) о согласии обучения ребенка-инвалида с применением дистанционных образовательных технологий;
- копии паспорта или свидетельства о рождении ребенка;
- документа, подтверждающего инвалидность ребенка;
- справки врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения или заключения центральной психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости обучения на дому;
- справки лечебно-профилактического учреждения об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с компьютером;
-заявления родителей (законных представителей) о согласии на сбор и обработку персональных данных.
Дистанционное обучение детей-инвалидов может быть реализовано различными формами:
-очные занятия с применением дистанционных технологий (использование электронного контента* для организации образовательного процесса и контрольных мероприятий);
-индивидуальные дистанционные занятия взаимодействия (в том числе, онлайн уроки), групповые дистанционные занятия (включая, проектную работу, вебинары**);
-занятия с дистанционным включением ребенка-инвалида в деятельность класса (с применением технологий телевещания и интернетвещания);
-самостоятельные занятия с тьюторским сопровождением (на основе размещенного на специализированных ресурсах электронного образовательного контента и средств связи: телефонный номер, электронную почту, номер ICQ, номер SKYPE или другой, на основе которого может осуществляться удаленное взаимодействие).
Образовательный процесс может осуществляться в режиме онлайн (вебинары, обсуждения и пр.) и режиме офлайн (общение через почту, форумы, блоги и пр.).
*Контент - информационно значимое наполнение Интернета – тексты, графика, мультимедиа.
**Вебинар – «виртуальный» семинар, организованный посредством Интернет-технологий.
2.2 Индивидуальный учебный план
Каждый ученик обучается по индивидуальному учебному плану, в который в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития и пожеланий родителей, включены часы федерального, школьного компонента и часы индивидуальных консультаций. Обучение по индивидуальному учебному плану, наряду с применением современных образовательных технологий, обеспечивает гибкость образовательного процесса и успешное освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ.
Учебные планы индивидуального обучения учащихся на дому, состоят из инвариантной и вариативной частей. Инвариантная часть обеспечивает реализацию основных общеобразовательных программ рекомендованных Министерством образования Российской Федерации, вариативная часть учитывает особенности, образовательные потребности и интересы учащихся. Учебные планы составляются индивидуально, в соответствии с психофизическими возможностями учащихся с непосредственным участием родителей (законных представителей).
Часы индивидуально-коррекционных занятий при дистанционном обучении составляют от 3 до 8 часов и используются для занятий с психологом, логопедом, коррекции практических знаний учащихся в области информационных и компьютерных технологий, для постановки опытов и экспериментов, при создании конструкций и моделей.
В целях реализации проекта обучения детей-инвалидов посредством дистанционных технологий с применением средств компьютерной техники и связи, в индивидуальные учебные планы всех учащихся дистанционного обучения был введен курс «Основы работы ученика в СДО». Изучение этого курса дает возможность обучить учащихся работать на компьютере с электронной оболочкой Apple MacBook, изучить основные устройства, научиться создавать, копировать и архивировать документы, работать в интернете, научиться работать в электронной среде СДО Moodle. Для удовлетворения потребностей и расширения кругозора детей, повышения мотивации к обучению, были введены дополнительные курсы дистанционного обучения: «Город мастеров», «Английский для начинающих», «В удивительном мире химии», «Питание и здоровье человека».
В результате в 2009-2010 учебном году учащимися были выбраны 10 курсов основного и дополнительного образования в форме дистанционного обучения.
Учебный процесс основан на интеграции очного и дистанционного обучения: выбранные курсы учащиеся школы осваивали, используя сайт i-Школы (http://iclass.intschool.ru/), вместе с этим к каждому из учащихся на дом приходит педагог, помогающий справиться с возникшими проблемами или трудностями. Курсы сайта i-Школы разработаны по всем предметам и устроены таким образом, что помогают ребенку не только развить свои способности, но и освоить общеобразовательную программу, а при желании и приступить к углубленному изучению предмета. По окончанию курсов учащимся выставлены итоговые оценки.
При помощи современных технологий ученик может не только получать задания и обучающие материалы, но и в режиме on-line общаться с преподавателем и другими учащимися. Школьная программа дистанционного обучения от обычной общеобразовательной программы ничем не отличается: в нее включены все обязательные предметы, дополнительные занятия и система оценок знаний. Используя дистанционное обучение, мы обеспечиваем равенство и доступность образования детям с ограниченными возможностями здоровья.
2.3 Организация дистанционного обучения
В настоящее время использование дистанционных технологий позволяет не только обеспечить ребенка-инвалида качественным образованием, но и дать ему общение со сверстниками (окно в мир), столь необходимое для социализации, реабилитации и адаптации. Так как дистанционное обучение невозможно без знания компьютера и использования современных информационных технологий, ребенок-инвалид уже фактически получает профессиональные навыки, которые в дальнейшем могут обеспечить ему работу и независимую жизнь.
Однако качественное образование для детей-инвалидов может быть обеспечено только при условии решения проблем, свойственных как дистанционным технологиям, так и в целом обучению детей-инвалидов.
Проблема обратной связи. Необходимо обеспечить оперативное получение необходимой информации о состоянии каждого ребенка, успешности его обучения (различные формы тестирования, косвенные методы, телефон доверия), создать механизмы коррекции форм и технологий образования.
Проблема общения - одна из главных причин, почему процесс обучения инвалидов так мало успешен. Именно коллективные установки, непосредственно задаваемые более лидерами самих детей, чем воспитателями, определяют дух и настрой учащихся на учебу. Дистанционные методы общения (телефон, электронная почта, чат) популярны среди детей и подростков и способны удовлетворять их потребность в общении в гораздо большей мере, чем у людей старшего поколения. В любом случае, коллектив учащихся должен быть создан (виртуальный класс), процесс общения учащихся должен инициироваться, поддерживаться и направляться опытным педагогом-энтузиастом или психологом.
Проблема развития интереса к изучаемым предметам может быть решена за счет:
- организации процесса общения в виртуальном классе;
- привлечения высококвалифицированных преподавателей, в т.ч. вузовских;
- дифференциации и индивидуализации обучения;
-включения в обучение игровой, моделирующей компоненты;
- максимально раннего начала обучения.
Дифференцированное обучение является одним из преимуществ дистанционных методик. Для его успешной реализации необходимо иметь психологический портрет и карту процесса обучения для каждого учащегося, а следовательно, необходимы служба психологической поддержки и развитая гибкая система тестирования.
Проблема сроков обучения. В каждом ребенке от рождения заложен огромный потенциал, в том числе способность познавать мир, учиться и огромный интерес к этому процессу. За 2-3 первых года жизни он без труда усваивает объем знаний и умений, существенно превышающий школьную программу. Способности к обучению у детей-инвалидов в ряде случаев деградируют гораздо быстрее, чем у здоровых, - следовательно, процесс будет успешным только в том случае, если обучение начать в самые ранние сроки и в него будут включены родители.
В настоящее время использование дистанционных технологий в организации учебного процесса регулируется федеральными нормативными актами. Дистанционные технологии в организации образовательного процесса системы общего, профессионального и дополнительного образования в настоящее время регламентируют два документа: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» и Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.06.2008 г. № 01-17/05-01 «О применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования».
2.4 Использование Интернет – технологий
в дистанционном обучении детей-инвалидов
Обучение на основе компьютерных телекоммуникаций обеспечивает возможность:
- чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической);
- хранения информации в памяти компьютера (электронная почта) нужное количество времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки;
- интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи с преподавателем или с другими участниками обучающего курса;
- доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Internet, работы с этой информацией;
- организации совместных телекоммуникационных проектов, электронных конференций, компьютерных аудио- и видеоконференций.
Основные цели дистанционного образования можно свести к следующим.
1. Дать возможность обучаемым совершенствовать, пополнять свои знания в различных областях в рамках действующих образовательных программ, в том числе и при изучении иностранных языков.
2. Дать аттестат об образовании, ту или иную квалификационную степень на основе результатов соответствующих экзаменов (экстернат).
3. Дать качественное образование по различным направлениям школьных и вузовских программ.
Современные средства позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к распространяемым в сетях учебным материалам: учащийся должен уметь выбрать размер и тип шрифта при просмотре полученного по электронной почте материала, убрать или переместить рисунки и т.п., изменить цвета, используемые для оформления текста, подобрать степень яркости и контраста, выбрать удобные ему графические символы разметки текста (конечно, все это предполагает достаточное владение применяемыми программными средствами). Возникает новая, с точки зрения эргономики, ситуация: учащийся сам подбирает индивидуально наиболее эргономичные характеристики изучаемого материала. Поэтому важно, чтобы учащиеся дистанционной формы обучения владели всеми необходимыми пользовательскими навыками.
Среди критериев эффективности дистанционного обучения выделяются 2 категории:
-Интерактивность - ключевое понятие образовательных программ дистанционного обучения. Курсы дистанционного обучения должны обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предоставлять возможность группового обучения.
-Чрезвычайно важно предусматривать высокоэффективную обратную связь, чтобы обучаемые могли быть уверены в правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Такая обратная связь должна быть как пооперационной, оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки.
Технически решить проблему дистанционного обучения в настоящее время можно действительно по-разному. Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния и любого объема и содержания.
При дистанционном обучении обучаемый должен не только владеть пользовательскими навыками работы с компьютером, но и способами работы с аутентичной информацией, с которой он встречается в различных ресурсах Интернет. Речь идет о том, что учащиеся должны хорошо владеть различными видами чтения: изучающим, поисковым, ознакомительным, работать с электронными справочниками и словарями, которые могут быть приданы данному курсу или существовать автономно на различных серверах. Поэтому важно иметь курсы, нацеленные на обучение этим специфическим видам чтения, работы со справочными электронными материалами.
Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной деятельности, умением применять полученные знания в различных проблемных ситуациях должна носить систематический характер, строиться как на основе оперативной обратной связи (заложенной в текст учебного материала, а также в организацию оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса), так и отсроченного контроля (например, при тестировании).
Модель дистанционного обучения должна предусматривать гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данному курсу, оперативное и систематическое взаимодействие с ведущим преподавателем курса, консультантами-координаторами, групповую работу по типу обучения в сотрудничестве (cooperative learning) с участниками данного курса, используя все многообразие проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы над соответствующими модулями курса, предусматривать совместные телекоммуникационные проекты участников курса, организуя обсуждения, презентации групп и индивидуальные презентации промежуточных и итоговых результатов в ходе электронных телеконференций, обмениваясь мнениями, информацией с участниками курса, а также при необходимости с любыми другими партнерами через сеть Internet.
В самое последнее время для таких целей все больше используются специальные Web-страницы, которые может организовать для себя каждый обучаемый или группа сотрудничества. Работа с такими страницами значительно облегчает весь процесс взаимодействия.
Использование компьютерных телекоммуникаций в качестве технологической основы дистанционного обучения особенно очевидно, если появляется возможность использования видеоконференций. Дело в том, что при языковом образовании, чрезвычайно важен фактор «присутствия», фактор общения, создания языковой среды и использования видеоконференции может оказаться весьма привлекательным, если урок ведется, например, преподавателем-тьютором.
При этом надо иметь в виду, что тиражирование учебных материалов на порядок дешевле, чем традиционным способом. Сами же обучаемые имеют возможность перенести полученные материалы на свою дискету или флеш-карту, распечатать их и работать с ними так, как им это наиболее удобно.
Однако, в настоящее время, когда школы в своей массе еще не оснащены дорогостоящей, достаточно мощной техникой, важно предусмотреть курсы разной степени технологической сложности: от текстовых файлов, получаемых пользователями с базового сервера по запросу, до мультимедийных курсов различной конфигурации (со звуковым сопровождением, как минимум, с возможностями графического оформления, динамики и пр.). Для решения проблемы звукового и графического оформления курсов в настоящее время наиболее целесообразным представляется комплектация CD-ROM как основы базового курса и телекоммуникационных технологий для организации самого учебного процесса и управления познавательной деятельностью учащихся.
Изложение материала в предлагаемом пособии в виде плана–конспекта позволяет дать вначале определение основных терминов и понятий, затем – теоретическую часть и описание алгоритмов применения соответствующих возможностей на практике. В практическую часть включены задания с пошаговым их выполнением. Иллюстрации с изображениями окон, схем, таблиц позволяют облегчить понимание изучаемого материала.
Освоение методических материалов для курсов повышения квалификации по организации дистанционного обучения детей-инвалидов в системе общего образования обеспечит успешную деятельность учителей и администраторов в организации дистанционного обучения этой категории детей.
2.5 Дистанционные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями
В настоящее время в связи с активным развитием и использованием в образовательной сфере новых информационных технологий дистанционное обучение все более выделяется из заочного обучения и обретает самостоятельную жизнь. Дистанционное обучение, основанное на использовании современных информационных и коммуникационных технологий, позволяет осуществить многоцелевые образовательно-профессиональные программы, доступные различным социальным группам и слоям населения; является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.
На протяжении последних лет в системах образования различных стран проводятся работы по внедрению в практику технологий дистанционного, открытого образования, режимов удаленного обучения на расстоянии. Тысячи людей сегодня обучаются дистанционно, имея доступ к получению среднего профессионального и высшего образования, различных форм дополнительного образования и повышения квалификации.
Дистанционные технологии обучения (образовательного процесса) представляют собой совокупность методов, средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий. Использование дистанционных технологий предполагает специальную организацию образовательного процесса, базирующуюся на принципе самостоятельного обучения. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации. Дистанционное обучение использует современные интерактивные информационные технологии: модульные, сетевые, ТВ, кейс-технологии. В настоящее время все большую популярность завоевывает дистанционное обучение на базе Интернет-технологий. Телекоммуникационная среда Интернет обладает рядом специфических особенностей (открытость, доступность, вариативность, интерактивность и т.д.), которые необходимо учитывать при проектировании, создании и проведении дистанционных учебных курсов. Опыт организации дистанционного обучения для людей с ограниченными возможностями показывает успешность этой идеи, и на сегодняшний день в таком режиме обучается достаточно большое количество инвалидов.
При этом следует отметить, что новые технические и технологические средства сетевых коммуникаций могут предоставить принципиально новые методические возможности для дистанционного обучения детей с особыми потребностями именно в рамках общего образования. Во-первых, предоставляется возможность выстроить индивидуальную траекторию продвижения для каждого ребенка за счет возможности выбора уровня и вида представления материала в зависимости от особенностей (ограничений) и индивидуального развития, организовать самостоятельное продвижение по темам курса успевающему ребенку и возможность возврата к запущенному материалу отстающему ребенку. Возможная нерегулярность посещения учебных занятий в массовой или специализированной школе, связанная с ограничением передвижения, заменяется обучением в удобное и подходящее для ребенка время. Гибкость структуры учебного процесса позволяет учесть потребности и возможности каждого ребенка, его интересы и индивидуальный темп продвижения по изучаемому материалу.
Широко используемая методика индивидуальных траекторий связана с отсутствием жесткой регламентации перечня дисциплин в учебном плане. При этом фиксируется определенный минимум естественно-научных и гуманитарных знаний, и на этой основе наращиваются те знания и умения, необходимость в которых испытывает конкретный ребенок.
Основное достоинство дистанционных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями состоит в отсутствии строгой привязки к месту и времени проведения занятий, в индивидуализации обучения за счет адаптации уровня и формы учебного материала, надлежащей настройки сервисов, исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
Во-вторых, появляется возможность организовать щадящий режим обучения, сокращая количество часов учебной нагрузки, нормируя количество времени, проводимого за компьютером, многократно возвращаясь к изучаемому материалу при необходимости. Происходит компенсирование отсутствия некоторых функций, к примеру, если ребенок не может нажимать на клавиши пальцами, он приспосабливается — берет в рот карандаш и с его помощью работает на компьютере.
В-третьих, дистанционные технологии в определенной степени разрешают основную проблему «особых» детей, которая заключается в недостатке общения с другими людьми и, в особенности, со сверстниками. Несмотря на физическую удаленность субъектов обучения друг от друга, существует реальная возможность взаимного общения детей в рамках курсовых и тематических совместных занятий как по вертикали (педагог - обучающийся), так и по горизонтали (между обучающимися, в режиме электронной почты, конференций, чата, виртуальных семинаров и т.п.).
Безусловно, для организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями необходимо учитывать специфику психолого-педагогического фактора общения в сети как особого вида коммуникации, появившегося в условиях современной информационной среды. Хочется отметить, что возникающие в процессе человеческой коммуникации специфические барьеры, которые носят социальный или психологический характер, при дистанционном общении исчезают совсем либо уменьшается их значимость. К примеру, большая часть детей, обучаясь в массовой школе, испытывают стресс: страх и подавленность из-за несоответствия ожиданиям педагога, неуверенность при публичном ответе, «нездоровое» соперничество при сравнении себя с другими.
Отличительной чертой дистанционного обучения детей с особыми потребностями является замена личностного, непосредственного взаимодействия c педагогом различными средствами опосредованной учебной коммуникации, предполагающей активное взаимодействие и реализуемой с помощью разнообразных электронно-коммуникативных систем: прямое диалоговое общение в режиме форума, чата, проведение общегрупповых занятий в режиме виртуальный класс, использование «интерактивной доски», консультирование в режиме on-line.
В-четвертых, у ребенка, обучающегося дистанционно, расширяются возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами, каналами и увеличиваются способы доступа к ним. Следовательно, расширяется информационно-познавательное поле ребенка, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие.
В-пятых, дистанционные технологии ориентированы на использование различных форм самостоятельного обучения. Переход к обучению, где инициативной стороной является не только преподаватель, но и, прежде всего, сам учащийся, ведет к разрушению образовательных стереотипов и к тому, что сам обучающийся может выбирать как формы, так и способы обучения, время и формы взаимодействия с преподавателем. Развитие навыков самостоятельного обучения расширяет возможности ребенка и может в дальнейшем обусловить его профессиональные интересы.
В-шестых, повышается эффективность (скорости, полноты и, главное, объективности) проверки деятельности обучаемых и контроля усвоения благодаря легкореализуемым в сетях различным формам проверки.
При организации дистанционного обучения детей с особыми потребностями возникают и определенные трудности: ограничение возможности развития творческих способностей детей; ограничение информационных и иллюстративных возможностей педагога в учебном процессе; ограничение непосредственного эмоционального влияния педагога на ребенка с целью поддержки его интереса и учебной мотивации; вопросы технического и методического обеспечения процесса обучения.
Кроме того, обучая «особых» детей, необходимо учесть трудности каждого отдельно взятого ребенка. Трудности, которые испытывают дети с ограниченными возможностями в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.
Основная нагрузка при разработке дистанционных курсов по предметам ложится на педагога, который должен учесть все особенности обучающихся детей и с помощью тщательно продуманных методов обучения включать в познавательную деятельность разные психические структуры обучающегося, разные уровни его активности. Естественно, требуется усилить психологическую компоненту учебных дистанционных курсов.
Очевидно, что дистанционное обучение предоставляет большие возможности для детей с особыми потребностями. Благодаря достаточно развитым техническим возможностям современных компьютеров, а также программного обеспечения, позволяющим, к примеру, вводить информацию с голоса, в дистанционное обучение могут быть вовлечены разные категории детей-инвалидов, и не только с проблемами опорно-двигательного аппарата. Тем более что существуют специализированные технические средства адаптации, позволяющие детям с различными ограничениями полноценно взаимодействовать с компьютером.
В целом, основная идея дистанционного обучения - это учитывать возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с особыми потребностями, т.е. оказать помощь в выработке индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения, включая дистанционное. Помимо этого, не менее важной целью является обеспечить его культурное развитие, социализацию, развивать творческие способности и навыки самостоятельной деятельности. Образовательная среда должна быть нацелена не только (а может быть, и не столько) на собственно образовательные цели, сколько на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.
Для решения этих задач необходимо выстроить такую систему организации дистанционного обучения, основополагающими характеристиками которой являются:
- изучение комплекса медико-психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями, включая медико-психологическое обследование, оформление карты ИПР с рекомендациями для дистанционного обучения;
- непрерывное психолого-педагогическое сопровождение дистанционных учебных курсов и процесса обучения ребенка: использование методик психодиагностики, позволяющих выявлять индивидуальные особенности ребенка, отслеживать динамику его развития, вырабатывать рекомендации для педагогов и родителей, связанных с обучением, воспитанием и реабилитацией ребенка;
- возможность сочетания традиционных и дистанционной форм обучения, когда отдельные курсы или их фрагменты можно изучать с использованием дистанционных технологий, а другие - по традиционной форме в рамках школы общего типа, специального или надомного обучения;
- выделение интегральных характеристик обучающегося с помощью дистанционных технологий: показатели умственного развития, модальности восприятия информации, темперамент, личностные качества;
- разработка и осуществление социальной программы работы с семьей, обязательное включение родителей в процесс обучения ребенка, выработка совместной политики общения и социального включения ребенка с ограниченными возможностями;
- интеграция деятельности специалистов, работающих в системе дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями (методические советы, обучающие курсы, повышение квалификации, стажировки, мастер-классы и т.п.).
При таком раскладе дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями представляется в качестве основы новой парадигмы[1] образовательного процесса, ибо в центре его становятся не содержание учебного материала, предметы, формы и методы обучения, а именно личность обучающегося, его индивидуальность, самореализация в учебном процессе. Подобный личностный подход связан и с индивидуализацией обучения, поскольку предполагает учет личностных, психофизиологических и когнитивных особенностей, ценностей и индивидуальных потребностей каждого ребенка.
Таким образом, дидактические свойства и функции сетевых телекоммуникаций, а также ряд преимуществ дистанционного над традиционными формами обучения подтверждают целесообразность вовлечения особых детей в обучение дистанционными технологиями с целью оказания помощи в получении ими полноценного образования и успешной социальной адаптации.
Литература
Агаев В.Т. Методические рекомендации по подготовке материалов для учебных аудио-видеосредств. – М.: МИЭП, 2008.
Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / Пер. с англ. – М.: Педагогика, 2007.
Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, 2009.
Архипов Б.А., Воробьева Е.А., Семенович А.В., Назарова Л.С., Шегай В.М. Комплексная методика психомоторной коррекции. – М., 2007.
Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: ВЛАДОС, 2008.
Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально-психологические проблемы инвалидов // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1 / Под ред. В.С. Кукушина. - Ростов н/Д., 2007.
Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты. – М.: ИНФО, 2006.
Быков Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество // Дополнительное образование. - 2006. - №1.
Поделитесь с Вашими друзьями: |