Методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника. Для организации и полноценного функционирования воспитательного процесса



Скачать 166.79 Kb.
Дата12.02.2016
Размер166.79 Kb.
ТипМетодические рекомендации
МБОУ « Хивская средняя(полная) общеобразовательная школа им.М.Шамхалова»

Утверждено на заседании

педагогического совета

2.09.201


Мир, в котором я живу

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО

РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………………………………………………………………….3

1.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,

ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………………………………………………………5

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ……………………………………………………………………………………………….………7

3.СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ……………………………………………………………………………………….9

4. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И

ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ

РАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ………………………………………………………………………………………………..…….15

5.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ………………………………………………………………….………………………………………17

6.КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ПРОГРАММЫ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………….…………203

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного

развития обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон «Об

образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников,

Программа воспитания и социализации обучающихся.

Данная Программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по

организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего

школьника.

Для организации и полноценного функционирования воспитательного процесса

требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи,

общественных организаций, включая учреждения дополнительного образования, культуры

и спорта, традиционных российских религиозных организаций.

Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада

школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу школы.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся содержит шесть

разделов.

Первый – «Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся»

раскрывает конкретную цель и задачи духовно-нравственного развития младших

школьников.

Второй раздел «Основные направления духовно-нравственного развития учащихся

младших классов» содержит приоритетные направления воспитательной работы и

определяет традиционные источники нравственности.

В третьем разделе «Содержание духовно-нравственного развития учащихся начальной

школы» раскрыты основные подходы к организации воспитания, задачи духовно-

нравственного развития конкретизируются с учетом направления воспитания. В каждом из

направлений воспитания раскрывается соответствующая система базовых ценностей, а так

же приводятся основные виды деятельности и формы занятий с учащимися.4

Четвертый раздел «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по

духовно-нравственному развитию учащихся» формулирует основные условия повышения

эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности;

задачи, формы взаимодействия школы и семьи, взаимодействие школы с общественными и

традиционными религиозными организациями.

В пятом разделе – «Планируемые результаты духовно-нравственного развития

учащихся» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые

должны быть сформированы у младших школьников по каждому из направлений

воспитания.

Шестой раздел «Критерии эффективности функционирования Программы духовно-

нравственного развития и воспитания младших школьников» предлагает ряд методик для

изучения результата духовно-нравственного развития школьников, динамики нравственного

развития, анализа состояния воспитательного процесса.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего

школьника формулируются, достигаются и решаются в контексте национального

воспитательного идеала. На его основе в Федеральном государственном образовательном

стандарте начального общего образования обоснован «портрет выпускника начальной

школы» и сформулирована основная цель нравственного развития и воспитания

личности младшего школьника. Она заключается в становлении личностных

характеристик выпускника начальной школы, а именно:

любящий свою семью, свой край, свою Родину и свой народ; уважающий и

принимающий ценности своего рода и общества;

способный к организации собственной деятельности и готовый

самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,

обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Духовно-нравственное воспитание - это процесс «содействия духовно-нравственному

становлению человека, формированию у него:

 нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности,

гражданственности,апатриотизма),

 нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

 нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению

самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

 нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления

духовной рассудительности, послушания, доброй воли). 5

Цель:

Воспитание, развитие и становление личности младшего школьника на основе



нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к

окружающему миру, к людям, себе.

Задачи:

 Формирование у учащихся чувства любви к Отечеству на основе изучения



православных культурных традиций.

 Создание общешкольной атмосферы любви, взаимопонимания и взаимопомощи.

 Развитие активного культурного сознания и нравственного поведения детей.

 Формирование личности, уважающей историю своего народа, способную к

толерантному взаимодействию с окружающей действительностью.

 Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление

авторитета семьи.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

МЛАДШИХ КЛАССОВ

Задачи воспитания классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи

тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-

нравственного развития младших школьников.

В условиях современной начальной школы процесс духовно - нравственного

развития и воспитания личности младшего школьника ориентирован на:

- формирование жизненной позиции, соответствующей демократическим

преобразованиям общества;

- воспитание нравственных качеств на основе общечеловеческих

ценностей;

- организацию личностной и социально ценной, многообразной

деятельности;

На основе воспитательного идеала выпускника начальной школы

определены традиционные источники нравственности:

 патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение

Отечеству, сохранение традиций своего народа);

 гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед

Отечеством, закон и правопорядок);

 социальная солидарность (свобода личная и национальная;

доверие к людям; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

 семья (любовь к близким, почитание родителей, забота о старших6

и младших);

 традиционные российские религии и традиции народной культуры (свобода совести

и вероисповедания, религиозные идеалы, межэтнический мир)

 искусство и литература (гармония, духовный мир человека,

нравственный выбор);

Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся лицея в

перспективе достижения общенационального воспитательного идеала выпускника

начальной школы осуществляется в рамках программы «Мир, в котором я живу».

Чтобы решить задачи, поставленные перед образовательным учреждением, в

Программе духовно-нравственного развития личности младшего школьника

определены приоритетные направления воспитательной работы:

1. Мое Отечество.

2. Мир человеческих отношений.

3. Мир культурного наследия.

4. Мир твоей души.

Деятельность педагогического коллектива должна быть направлена на то, чтобы

обеспечить развитие у учащихся способностей ориентироваться, быть социально -

адаптированными, делать ценностный выбор и одновременно быть открытым миру,

доверять ему и эффективно действовать в нем.

Поэтому основная цель духовно-нравственного развития на современном этапе -

развитие представлений ребенка о возможных способах толерантного взаимодействия с

окружающим миром, об уникальных особенностях мира вещей, природы и людей.

3. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В основе Программы духовно – нравственного развития, воспитания и социализации

учащихся начальной школы и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада

школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный,

развивающий.

Аксиологический подход.

Воспитание представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу

ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку.

Ценности нематериальны, ими нельзя владеть и распоряжаться. Ценность есть у человека

только тогда, когда она принимается через совместную с другими людьми деятельность.

Аксиологический подход изначально определяет систему воспитания и социализации

школьников, весь уклад школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, 7

культурной, личностной ценностью для младших школьников, педагогов и родителей

Система ценностей определяет содержание основных направлений духовно – нравственного

воспитания младших школьников.

Системно-деятельностный подход.

Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев - определял

воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы

поведения.

Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность,

педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями,

сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации

пространства воспитания и социализации младшего школьника, пространства его духовно-

нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности:

- воспитание как деятельность должно охватывать все виды образовательной

деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной.

- системно-деятельностный подход учитывает утрату семьей и школой монополии на

воспитание и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и

социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по

возможности согласована. Системно-деятельностный подход выступает методологической

основой организации уклада школьной жизни.

Развивающий подход.

Подход дает принципиальное понимание системно-деятельностноймногоукладной

технологии духовно-нравственного развития обучающегося и определяет общую

конструкцию Программы воспитания и социализации учащихся начальной школы.

Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников

оформляется в виде тематической программы. Основу такой программы составляют:

- система морально-нравственных установок и ценностей (аксиологический подход);

- многоукладность программы, которая охватывает различные виды образовательной и

социально-педагогической деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, семейной,

общественно полезной (системно-деятельностный подход);

- содержание в программе ряда технологий воспитания и социализации по числу и

характеру своих базовых ценностей. 8

Направления работы по духовно – нравственному развитию и воспитанию

младших школьников.

1. МОЕ ОТЕЧЕСТВО

Воспитание патриотизма, гражданского самосознания, уважения к правам и

обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своему краю; уважение традиций

своего народа; любовь к близким; долг перед старшим поколением, семьей; свобода и

ответственность; доверие к людям.

Задачи:


 Формирование у учащихся уважительного отношения к своему дому, своей семье, к

представителям старшего поколения.

 Воспитание любви к своему городу, родному краю, Родине, к своему народу.

 Дать представление о символах государства и субъекта Российской Федерации –

Флаг, Герб, Гимн.

 Воспитывать уважение к защитникам Родины, национальным героям.

 Сформировать элементарные представления о правах и обязанностях гражданина

России.


Содержание деятельности

Класс Уровень Содержание воспитательной деятельности

1 Беседы:

Познакомьтесь со мной: мой дом, мои родители, мои близкие.

Моя Родина - Россия. Государственный флаг, герб, гимн.

Президент Российской Федерации. Конституция – основной закон

государства. Права ребёнка в России.

День Защитника Отечества. День Победы

2 Праздник «День народного единства»

Выставка рисунков «Моя семья»

Праздник День Победы

Посещение театров, кинотеатров, выставок и т.п.

1 класс

3 Акция «Подарок воину»



Акция «Открытка ветерану Великой Отечественной войны»

1 Беседы:

Город Магнитогорск в Российском государстве. Администрация

города. Глава города. Права гражданина. Обязанности

горожанина. Магнитогорск – защитник Отечества.

2 класс


2 Праздник «День народного единства»

Выставка рисунков «Мой любимый город»

Экскурсия по городу Магнитогорску

Экскурсия на ГЛЦ «Металлург»

Посещение театров, кинотеатров, выставок и т.п.

Праздник День Победы9

3 Акция «Подарок воину»

Акция «Открытка ветерану Великой Отечественной войны»

1 Беседы:

Административное деление нашего государства. Регион. Область.

Областной центр. Челябинская область.

Каким должен быть Защитник Отечества?

2 Праздник «День народного единства»

Праздник «Курсы молодого бойца»

Конкурс плакатов к Дню защитника Отечества

Праздник День Победы

3 класс

3 Акция «Подарок воину»



Акция «Открытка ветерану Великой Отечественной войны»

Участие в концерте для ветеранов

1 Беседы:

Я - гражданин Российской Федерации. Нация и национальность.

Национальные традиции и дружба между народами. Конституция

Российской Федерации.

2 Праздник «День народного единства»

Праздник «Курсы молодого бойца»

Конкурс плакатов к Дню защитника Отечества

Праздник День Победы

4 класс

3 Акция «Подарок воину»



Акция «Открытка ветерану Великой Отечественной войны»

Участие в концерте для ветеранов

2.МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Формирование нравственных чувств и этического сознания через взаимоотношения в

коллективе и семье.

Ценности: правила вежливого поведения в обществе, культура общения с людьми,

отзывчивость, дружба, честность, справедливость, отношения в семье;

Задачи:


 Познакомить с правилами поведения и культурой общения в общественных местах.

 Учить взаимоотношениям в коллективе.

 Формирование у младших школьников почтительного отношения к родителям,

осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

 Воспитание доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и

сопереживания другим людям.

Содержание деятельности

Класс Уровень Содержание воспитательной деятельности

1 Беседы:

Азбука этикета: я – ученик, это значит...

Вежливые слова. Правила поведения в общественных местах.

1 класс


2 Посещение театров, кинотеатров, выставок и т.п.10

3 Посвящение в первоклассники

Концерт для мам

Праздник для пап

1 Беседы:

Азбука этикета: как нужно ходить друг к другу в гости.

Что такое дружба? Лучший друг. Правила дружбы.

2 Посещение театров, кинотеатров, выставок и т.п.

2 класс

3 Концерт для мам



Праздник для пап

1 Беседы:

Правила работы в группе. Как относиться к младшим? Как

относиться к старшим? Что такое внимание и забота.

2 Посещение театров, кинотеатров, выставок и т.п.

3 класс


3 Концерт для мам

Праздник для пап

Организация игр в своём классе на переменах

1 Беседы:

Азбука этикета: основы делового общения. Как говорить по

телефону. Переписка личная и деловая.

Что значит быть лидером? Как подобрать команду?

2 Посещение театров, кинотеатров, выставок и т.п.

Прощание с начальной школой.

4 класс


3 Концерт для мам

Праздник для пап

Организация игр на переменах для первоклассников

3.МИР КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Воспитание духовно-нравственной культуры у младших школьников на традициях

народной педагогики.

Ценности: традиции семьи, родная школа и ее традиции, история города, области, края,

национальные герои и важнейшие события истории страны;

Задачи:

 Познакомить с истоками культурного наследия и национальными традициями.



 Формирование у учащихся чувства любви к Отечеству на основе изучения православных

культурных традиций.

 Воспитывать чувство национальной гордости.

Содержание деятельности

Класс Уровень Содержание воспитательной деятельности 1-2 класс

1 Беседы:

Народные праздники – культурное наследие

Народные игры. Народные песни

2 Праздник День матери

Разучивание народных подвижных игр на перемене

1 Беседы:

Народные традиции. Народные обряды.

Уважение к народным традициям людей других национальностей.

2 Праздник «День народного единства»

Праздник День матери

Народные промыслы. Традиционные искусства.

Народные традиции в современном мир

3 «Покровская ярмарк

4. МИР ТВОЕЙ ДУШИ

Формирование осознанного духовно-нравственного отношения к жизни через

самопознание.

Ценности: нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство.

любовь, культура миропонимания, жизненные ценности.

Задачи:


 Формирование способности к духовному развитию, самовоспитанию и универсальной

духовно-нравственной компетенции «становиться лучше».

Способствовать укреплению нравственности, внутренней установки личности

школьника поступать согласно своей совести.

 Обогащать нравственный опыт личности опытом других людей.

 Укрепление у младшего школьника нравственной позитивной самооценки и

самоуважения.12

Содержание деятельности в 1-2 классах

1 Беседы:

Поступки хорошие и плохие. Может ли человек быть хорошим или

плохим? Что такое человеческое достоинство. Как уважать своё и

чужое достоинство.

2 Игра-практикум «Как попросить прощения?»

Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей о дружбе,

взаимопомощи.

1 Беседы:

Что такое характер? Черты характера. Можно ли изменить

характер.

Что такое совесть. Что значит «поступать по совести».

2 Игра-практикум «Подари другому радость».

Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей о справедливости, о

людях с сильным характер

Научись управлять собой. Что значит самоуважение.

Мужество и смелость.

2 Игра-практикум «Конфликт».

Просмотр кинофильмов героического содержания.

1 Беседы:

Как составить о себе приятное впечатление. Как отстоять свою

точку зрения. Главные ценности человека: жизнь, семья, Родина

4. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ДУХОВНО-

НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников осуществляются не

только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту

жительства. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации

нравственного уклада жизни младшего школьника.

Для развития ребенка очень важны гармоничные отношения с родителями. Основными

задачами в работе с родителями являются:

 развитие у родителей эмпатии и способности оказывать поддержку;

 усиление взаимного интереса и принятия;

 развитие конструктивных способов взаимодействия;

 поиск новых конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций;13

 увеличение взаимной открытости;

 улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и

закономерностей его развития.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-

нравственного развития, воспитания младших школьников. Уклад семейной жизни

представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни

обучающихся. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо

рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших

школьников. Для этого используются различные формы взаимодействия семьи и школы:

- родительские собрания и конференции;

- индивидуальные консультации;

- педагогический практикум

- родительские недели.

В деятельности школы по повышению педагогической культуры родителей принимают

участие врачи, социально-психологическая служба, работники правоохранительных

органов, представители общественности.

В формировании нравственного уклада школьной жизни свои традиционные позиции

сохраняют учреждения дополнительного образования и культуры (театры, музеи,

библиотеки, кинотеатры, центры детского творчества, детские клубы и т.п.).

При осуществлении программы воспитания и развития учащихся необходимо

взаимодействовать с общественными и традиционными религиозными организациями для

создания достаточных условий духовно-нравственного развития младшего школьника, его

воспитания и полноценной социализации в контексте формирования идентичности

гражданина России, более полной реализации собственной программы воспитания и

социализации обучающихся.

5.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются

по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об

общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых

формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и

повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет

взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании)

как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного

опыта.14


Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного

отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир,

знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для

достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников

между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной

среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает)

первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их

ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного

общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек

действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем,

гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое

значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами

школы, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть

последовательным, постепенным, что должно учитываться при

реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших

школьников «Воспитать человека» в образовательном учреждении МОУ – лицей №10.

К ожидаемым результатам относятся:

1.МОЕ ОТЕЧЕСТВО

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и

обязанностям человека.



 ценностное отношение к России, к своей малой родине, государственной символике,

русскому и родному языку, к Конституции и законам Росси


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница