Методические рекомендации по обучению населения, проживающего в зонах



Скачать 134,96 Kb.
Дата20.04.2016
Размер134,96 Kb.
ТипМетодические рекомендации


ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЧС РОССИИ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

ОТДЕЛ ФКБЖН, ПРС

Методические рекомендации

по обучению населения, проживающего в зонах

экстренного оповещения, действиям в условиях быстроразвивающихся чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера




г.Челябинск – 2014

Введение
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.11.2012 года №1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» в Челябинской области создана система КСЭОН.

Постановлением Правительства Челябинской области от 20.11.2013 года №458-п «О перечне границ зон экстренного оповещения населения Челябинской области» определены муниципальные образования и основные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, которые могут внезапно и стремительно развиваться.

14 декабря 2013 года Президент Российской Федерации дал поручение (Пр-2903) Правительству Российской Федерации, руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ принять дополнительные меры по обучению населения, проживающего в зонах экстренного оповещения, действиям в условиях быстроразвивающихся чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и по подготовке соответствующих специалистов для решения этой задачи.

По реализации вышеназванного поручения в Челябинской области от 20.01.2014 года разработан План обучения должностных лиц органов управления и населения Челябинской области действиям при получении сигналов КСЭОН на 2014 год.

Данным Планом предусмотрено, что дополнительные меры по обучению должностных лиц органов управления и населения Челябинской области по вышеназванным вопросам будет организовано в рамках Единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Пути реализации поручения Президента РФ

по дополнительному обучению должностных лиц органов управления и населения Челябинской области, проживающего в зонах экстренного оповещения, действиям в условиях быстроразвивающихся чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
1. Формы обучения и нормативно-правовая база.

Основными формами дополнительного обучения должностных лиц органов управления и населения Челябинской области, проживающего в зонах экстренного оповещения, действиям в условиях быстроразвивающихся чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера будет модель обучения контингента с помощью дистанционных образовательных технологий и через средства массовой информации (печать, радио, телевидение).

Нормативной базой по такой технологии будут следующие законодательные акты Российской Федерации:


  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г.№499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам";

  • Инструктивное письмо Минобразования России от 03.07.1998 г. № 41 "О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании";

  • Распоряжения Минобразования России от 26.08.2003 г. № 985-24 "О расчёте предельной численности контингента обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий";

  • Письмо руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Минобразования России от 11.06.2004 г. № 01-17/05-01 "О применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования";

  • Приказ Минобразования РФ от 6 мая 2005 г. № 137 "Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования РФ";

  • МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН о дистанционном обучении в государствах-участниках СНГ. Принят на тридцать шестом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление № 36-5 от 16 мая 2011 года);

  • ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения;

  • ГОСТ Р 52656-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные Интернет-порталы федерального уровня. Общие требования;

  • ГОСТ Р 52657-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные Интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов;

  • Организационно-методические указания по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской защиты на 2011-2015 годы (предлагают субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям) одним из усилий в работе по выполнению главной задачи сосредоточиться на внедрении современных технологий обучения населения – дистанционной формы обучения.


2. Суть дистанционной формы обучения.

Дистанционное обучение - это обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно и когда все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.

В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло "корреспондентское обучение". Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века.

Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие еще помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток - у учащегося не было возможности получить обратную связь.

В конце 80-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ Минобразования России № 1050, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого слушателя (группы слушателей), где бы он ни находились.

Именно такая форма обучения в современных условиях будет наиболее приоритетна по обучению населения, проживающего в зонах экстренного оповещения, действиям в условиях быстроразвивающихся чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Она будет выражаться в совокупности технологий, обеспечивающих быструю доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивного взаимодействия обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставлении обучаемым возможности самостоятельной работы по дальнейшему освоению изучаемого материала.


Данное обучение будет строиться на использовании следующих основных элементов:

  • среды передачи информации (телевидение, радио, информационные коммуникационные сети);

  • методов, зависимых от технической среды обмена информацией.


Использование технологий такого обучения позволит:

  • снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы и т. п.);

  • проводить обучение большого количества человек;

  • повысить качество обучения за счет применения современных средств передачи информации и ее поиска в объемных электронных библиотеках;

  • создать единую образовательную среду.

Правила использования дистанционных образовательных технологий образовательными учреждениями при реализации основных и (или) дополнительных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и образовательных программ изложены в приказе Министерством образования и науки РФ от 06.05.2005 г. №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».



Примерные вопросы дополнительного обучения

должностных лиц органов управления ГОЧС и населения

Челябинской области, проживающего в зонах экстренного оповещения, действиям в условиях быстроразвивающихся чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

- чрезвычайные ситуации, характерные для Челябинской области (муниципального образования), присущие им опасности для населения и возможные способы защиты от них;



- сигналы оповещения об опасностях, порядок их доведения до населения и действия населения по ним;

- порядок работы должностных лиц органов управления ГОЧС по организации управления, связи и оповещения в системах ГОЧС;

- предназначение, оборудование, размещение и организация работы пунктов управления;

- порядок работы дежурных смен, их обязанности;

- меры, повышающие устойчивость управления ГОЧС;

- организация связи, использование государственных, ведомственных и коммерческих сетей связи в интересах управления ГО и защиты населения от ЧС;

- принципы построения и использования системы централизованного оповещения. Локальные системы оповещения.


3. Организация учебного процесса.

а). дополнительное обучение должностных лиц органов управления ГОЧС (органов повседневного управления):

К органам повседневного управления на территориях городского округа и муниципального района относятся:

- единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований (района, города, городского поселения, сельского поселения);
- дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

В назначенное время руководитель занятия (руководитель органа ГОЧС муниципального образования или начальник (преподаватель) курсов ГО через конференцсвязь организует учебный процесс по запланированным вопросам обучения.

Методы обучения по данному направлению могут быть различные:


  • рассказ:

Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым. Возможно несколько видов рассказа - рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Цель первого - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено другими методами, например, беседой. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющий вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности обучаемых.

Во время рассказа-изложения преподаватель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.

Рассказ-заключение обычно проводится в конце занятия. Преподаватель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме.

В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные), логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного, резюмирования. Условиями эффективного применения рассказа является тщательное продумывание темы, удачный подбор примеров и иллюстраций, поддержание должного эмоционального тонуса изложения.



  • беседа:

Метод беседы предполагает разговор преподавателя с обучающимся, он организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. В ходе применения метода беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.).

Вопросы к беседе должны быть достаточно емкими для целостного восприятия. Слишком большое дробление темы на вопросы разрушает логическую ее целостность, а слишком крупные вопросы становятся недоступными для обсуждения обучаемыми. Вопросы не должны требовать от учащихся односложных ответов. Преподаватель может использовать вспомогательные, наводящие вопросы, позволяющие продолжить обсуждение изучаемой проблемы.

Возможны беседы, в ходе которых обучаемые вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы, подыскивают новые примеры использования в жизни изучаемого ранее явления. Такие беседы носят в основном объяснительный характер и рассчитаны в основном на ранее усвоенном, на активизацию памяти обучаемых.


  • проблемно-поисковые методы обучения:

Проблемно-поисковые методы применяются в ходе проблемного обучения. При использовании проблемно-поисковых методов обучения преподаватель использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание.

Обучаемые, основываясь на прежнем опыте и знаниях, вызывают предположения о путях решения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант решения проблемной ситуации.

Проблемно-поисковые методы обучения очень эффективны для дистанционного обучения, ибо они достаточно часто применяются на практике с помощью наглядных, словесных и практических методов. В связи с этим принято говорить о методах проблемного изложения учебного материала, о проблемных и эвристических беседах, о применении наглядных методов проблемно-поискового типа, о проведении проблемно-поисковых практических работ исследовательского вида.

Изложение учебного материала методом проблемного рассказа и проблемно построенной лекции предполагает, что преподаватель по ходу изложения размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты и ведет за собой мышление слушателей, делая его более активным и творческим.


Итогом занятия может быть краткий устный опрос.


ИНТЕРНЕТ







Должностные лица органов управления ГОЧС



б). дополнительное обучение населения:

В назначенное время руководитель занятия (руководитель органа ГОЧС муниципального образования или начальник (преподаватель) курсов ГО через конференцсвязь организует учебный процесс по запланированным вопросам обучения.

Обучаемые (работающее население) в больших и малых городах могут быть собраны на предприятиях, учреждениях и заведениях в актовых залах или в приспособленных для собраний помещениях.

Обучаемые (неработающее население) могут быть собраны на УКП, в домах престарелых, домах ветеранов, в библиотеках и т.д.

Обучаемые (учащиеся) могут быть собраны, как правило, в актовых залах учебных заведений (классах).

Обучаемые (в сельской местности) могут быть собраны на сходах поселков и сел в сельских клубах или на заранее развернутой подготовленной площадке.



Основным методом такого обучения будет рассказ с показом видеороликов по действиям в сложившейся быстроразвивающейся чрезвычайной ситуации.




ИНТЕРНЕТ

Органы управления ГОЧС

в муниципальном образовании

(курсы ГО)

Обучаемые


Литература:

  • Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 1997 г.

  • Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 167 с.

  • Зайченко Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения: Монография. - СПб.: Изд-во "Астерион", 2004. - 188 с.

  • Иванченко Д.А. Системный анализ дистанционного обучения: Монография. ― М.: Изд-во "Союз", 2005. ― 192 с.

  • Малитиков Е.М., Карпенко М.П., Колмогоров В.П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Право и образование. – 2000. – №1 (2). – С. 42–54.

  • Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2006.

  • Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2004.

  • Хуторской А. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютера. – 2002. - №36. – С. 26-30.

  • Хуторской А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. – 2001. - №2. – С.30-35.

  • Хуторской А.В. Пути развития дистанционного образования в школах России // Всероссийская научная конференция Relarn. Тезисы докладов. - М., 2000.

  • Достоинства и недостатки дистанционного обучения // "Образование: путь к успеху". - Уфа., 2010.

  • Жуков В.Н., Лукьянович А.В. Современные информационно-коммуникационные технологии в формировании культуры безопасности жизнедеятельности // Журнал "ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности", вып. 6, 2010;

  • Прищепов Д.З., Тараканов А.Ю., Норсеева М.Е. Новые образовательные технологии обучения населения в области жизнедеятельности // Журнал "Технологии гражданской безопасности" вып. 4 том 7, 2010;

  • Лукьянович А.В., Пашков А.А. Перспективы внедрения многопользовательских ролевых онлайновых игр по проблемам формирования культуры безопасности жизнедеятельности // Научный интернет-журнал "Технологии техносферной безопасности" [http://www.ipb.mos.ru/ttb/2011-4/2011-4.html]: Официальный сайт научного интернет-журнала "Технологии техносферной безопасности" - Электрон. дан. - Режим доступа: http://ipb.mos.ru/ttb/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.


Методические рекомендации по обучению населения, проживающего в зонах экстренного оповещения, действиям в условиях быстроразвивающихся чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, 2014 г. - 8 стр.

В методических рекомендациях изложены рекомендуемые формы и методы по дополнительному обучению населения, проживающего в зонах экстренного оповещения, действиям в условиях быстроразвивающихся чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Рекомендации предназначены для органов ГОЧС муниципальных образований Челябинской области.

Авторский коллектив: Лучкин В.М., Ростов С.А., Лапин С.В., Борисенко О.В.

Замечания и предложения просим направлять по адресу:

454126, г.Челябинск, ул.Татьяничевой, 4

Тел.8(351) 239-71-16, E-mail: oprs@blaze.uu.ru





Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Выпускных квалификационных работ
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница