Методические рекомендации по изучению дисциплины



страница1/8
Дата18.02.2016
Размер1.32 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.Б.2.3 Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: История педагогики и образования

Основная образовательная программа подготовки бакалавра

по направлению

050400.62 Психолого-педагогическое образование

Профиль: Психология образования

Утверждено на заседании

кафедры педагогики

Психолого-педагогического института


(протокол № 1 от 09 сентября 2013 г.)

Зав.кафедрой

____________ Рычкова Н.А.

Автор программы:

Черник В.Э., к.п.н., доцент кафедры педагогики


Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «История педагогики и образования» являются развитие историко-педагогического мышления студентов посредством формирования системы знаний о генезисе педагогической теории и практики для лучшего понимания проблем современного образования и возможных путей их разрешения; формирование положительной мотивации к профессии педагога.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО.

Задачи курса:


  • расширить профессионально-педагогический кругозор путем усвоения ключевых идей и проблем педагогической теории и практики в их развитии в различных странах и в различные исторические эпохи;

  • содействовать формированию способности объективно оценивать историю и современное состояние педагогической теории и практики путем выявления различных факторов, условий, приводивших или приведших к определенному положению дел;

  • способствовать развитию критичности и диалектичности профессионального мышления, сознания невозможности однозначного подхода к решению педагогических проблем путем выявления различных (как положительных, так и отрицательных) последствий идей или действий различных представителей педагогической науки и практики прошлого и современности;

  • стимулировать формирование у студентов собственной профессиональной позиции, а также накоплению опыта ее выражения путем создания педагогических ситуаций выбора, собственного проектирования возможных ситуаций, а также необходимости аргументировать свой выбор;

  • содействовать развитию эмпатии средствами, побуждающими студентов занимать положение учащихся, а также тех или иных педагогов при рассмотрении вариантов решения педагогических проблем;

  • содержательными и операционными средствами содействовать формированию у студентов приверженности гуманистическим ценностям образования и собственной жизни.

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Общие профессиональные:

- готов использовать знание различных теорий воспитания, обучения и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста (ОПК-4);

- способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать: основные подходы к рассмотрению места истории педагогики и образования в системе социального знания; исторические условия возникновения и развития воспитания, школы как социального института культуры, основные этапов развития просвещения и педагогики; историю возникновения и основные направления развития педагогической практики, педагогических идей, теорий и систем; педагогические концепции выдающихся представителей педагогической мысли и практику их воплощения в реалии жизни; гуманистические традиции прошлого педагогического опыта, его значение для настоящего; традиции и ценности отечественной педагогической культуры;

2) Уметь: посредством метода конкретно-исторического анализа выявлять и характеризовать исторические условия возникновения и развития воспитания, школы как социального института культуры; характеризовать основные этапы развития просвещения и педагогики; выделять гуманистические традиции прошлого педагогического опыта и обосновывать их значение для настоящего; мыслить педагогическими категориями и представлять их генезис; соотносить педагогические идеи, концепции с именами их авторов; устанавливать связи между основными представителями педагогической мысли и их трудами; устанавливать хронологическое соответствие историко-педагогических событий и явлений.


      1. Владеть: историко-педагогическими методами анализа тенденций развития образования в современных условиях; знанием различных теорий воспитания, обучения и развития; пониманием высокой социальной значимости профессии, готовностью ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики.

Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины (модуля)



Форма самостоятельной

работы


Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Обряд инициаций и подготовка к ним как зачаточная форма организованного воспитания.

Сделать аннотацию

проверка аннотации



2.

Воспитание и обучение в Древнем Риме.

Чтение, конспектирование

собеседование

3

Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения (14-16 вв.).

Чтение, конспектирование

Собеседование, проверка конспектов

4

Возникновение и деятельность братских школ; славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в Московском государстве

Чтение, конспектирование




5

Ж.-Ж. Руссо о женском воспитании.

Чтение, конспектирование

проверка контрольной работы

6

Вклад М.В. Ломоносова в отечественное образование.

Чтение, конспектирование

защита реферата

7

Дидактическая система И.Ф. Гербарта.

Чтение, конспектирование

собеседование

8

Особенности инновационных моделей образования в зарубежной Европе и США рубежа 19- начала 20 вв.

Чтение, составление таблицы

проверка таблиц

9

Развитие системы образования в России в 19 в.

Чтение, конспектирование

Собеседование

10

Болонский процесс.

Подготовка реферата

защита реферата

11

Развитие проблемы содержания образования, форм, методов обучения и оценки образовательных результатов в советский период истории отечественной педагогики.

Чтение, составление таблицы

Проверка таблицы




Всего:







Образовательные технологии. Интерактивные формы занятий:


№ раздела (темы)

Формы




9.

Работа в группах: Инновационные модели образования в Западной Европе и Америке в конце XIX – начале XX вв.




10

Дискуссия на тему «Роль К.Д. Ушинского в развитии актуальных педагогических проблем».




10

Дискуссия о причинах появления несвободной личности в обществе и значении авторитета в подавлении индивидуальности личности




10.12

Решение ситуационных задач при рассмотрении проблемы семейного воспитания в истории зарубежной и отечественной педагогики




3.10

Дискуссия о требованиях к личности учителя в истории педагогики




12

Дискуссия на тему: «Идеи и опыт учителей-экспериментаторов последней трети XX – начала ХХI века».




12

Дискуссия на тему: «Передовой педагогический опыт, деятельность учителей-экспериментаторов».






Методические рекомендации по организации изучения модуля «История педагогики и образования»
Семинар 1
Образовательно-воспитательные системы

в различные социально-экономические формации
1. Воспитание в первобытном обществе.

2. Воспитание, школа и педагогическая мысль в рабовладельческую эпоху:

а) сравнительно-сопоставительный анализ педагогических систем Спарты, Афин и Древнего Рима;

б) мысли о воспитании в философских учениях Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Квинтилиана и др.

3. Воспитание в феодальную эпоху. Церковная, светская (рыцарская) и городская системы воспитания.

4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.). Педагогические идеи Ф.Рабле, Т.Кампанеллы, Т.Мора, М.Монтеня и.др.



Вопросы и задания


  • Почему нельзя утверждать, что в афинской системе воспитания можно было достигнуть цели гармонически развитой личности?

  • Что в системе спартанского воспитания актуально в педагогической практике современного образования?

  • Какими античными идеями воспитания Вы вооружились бы в своей практической деятельности?

  • В чем заключается значение первобытнообщинного воспитания для познания в исторической перспективе целостного процесса развития образования в условиях современного цивилизованного человеческого общества?

  • Заполните таблицу:




Характеристика исторической эпохи

Цель и задачи педагогической эпохи

Основные принципы педагогической системы

Формы организации педагогического процесса

Воспитательно-образовательные средства

Содержание воспитательно-образовательного процесса




















Познакомьтесь со словарем педагогических терминов эпохи Античности и составьте кроссворд с их использованием.
Агеллы – специальные государственные воспитательные учреждения в Лаконии в форме военных лагерей, где находились мальчики от 8 до 15 лет.

Академия – философская школа, основанная Платоном близ Афин в IV.в. до н.э.

Гимнасия – государственное воспитательное учреждение в древних Афинах VI – IV вв. до н.э., посещаемое юношами 16 – 18 лет для занятий литературой, политикой, гимнастикой, философией и подготовки к государственной службе.

Грамматиста – частная школа в древних Афинах и Риме, где обучали за определенную плату чтению, письму и счету.

Дидаскал – учитель в школе грамматиста в Афинах.

Калькулятор – учитель арифметики в древнегреческих элементарных школах.

Кифариста – частная школа в древних Афинах, где обучали за определенную плату мальчиков 7 – 14 лет пению, декламации и поэзии.

Калокагатия – (от греч. kalos – прекрасный и agathos – добрый) – в древнегреческой философии – гармония внешних и внутренних качеств, физических и духовных способностей как идеал воспитания человека.

Криптия – право молодежи, входившей в военные отряды, убивать любого из илотов, кажущего подозрительным.

Лакония – юго-восточная часть Пелопонесского полуострова. В древности на территории Лаконии находился Спартанский полис.

Лаконичная речь в спартанской системе воспитания – умение четко и кратко отвечать на вопросы.

Литератор – учитель грамоты в первых классах древнеримской начальной школы.

Мусическая школа – частное платное образовательно-воспитательное учреждение в Афинах, включающее литературное, музыкальное образование, знакомство с основами наук: ораторского искусства, политики, этики, философии.

Палестра – гимнастическая школа в Афинах, занятия в которой мальчики в возрасте с 12 до 14 лет посещали одновременно с мусической школой.

Педагогиум – древнеримская школа для детей рабов.

Педагог – образованный раб, преподававший в педагогиуме, либо раб, сопровождавший ребенка на занятия.

Педоном – воспитатель в агеллах.

Риторские школы – учебные заведения, готовившие ораторов и политических деятелей

Стиль – в Древней Греции и Риме стержень для письма.

Философские салоны – частные философские школы в Древнем Риме, в которых знакомились с философской концепцией их создателей.

Эфебия – обязательная для свободнорожденных молодых людей школа воинского искусства в Древней Греции.

Эфебы – свободнорожденные юноши 18 – 20 лет, обучавшиеся военному искусству в эфебии в Афинах.

Ювентус – распространенная в Древнем Риме со II в. до н.э. молодежная образовательная организация, основанная на принципах афинской эфебии.

Литература

1. История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 512 с.

2. Хрестоматия по истории педагогики: В 3х т. Т. 1. Античность. Средневековье / Под общ.ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. – 512 с.

Семинар 2



СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЗГЛЯДОВ

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ ПЕДАГОГОВ ХVII – XIX ВЕКОВ

ПО АКТУАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ ПЕДАГОГИКИ

Ц е л ь: проанализировать развитие взглядов на цель, природосообразность воспитания, отношение к школе и семье как социальной среде воспитания в контексте философско-мировоззренческих позиций зарубежных педагогов XVII - XIX вв.



Вопросы для обсуждения:

  1. Сравнительный анализ взглядов Я. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, А. Дистервега, Р. Оуэна на цель воспитания.

  2. Развитие идеи природосообразности воспитания в западноевропейской педагогике 17-19 вв.

Основная литература:

  1. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А.И.Пискунов. М., 1974. С. 96-98, 98-101, 222-223, 125-127, 182, 188, 337-354, 419-421, 433-437, 446, 450, 452-453. – сделать необходимые выписки.

  2. История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 512 с. – Глава 8 (Разделы о Я.Коменском, Д. Локке, Ж.Ж.Руссо). Глава 10. (Разделы о И.Г. Песталоцци, А. Дистервеге, Р.Оуэне). – сделать необходимые выписки

Дополнительная литература

  1. Кумарин В. Дайте школе Коменского, и она станет домом радости : [Использование в обучении принципа природосообразности, разраб. Я.А. Коменским: Сравнит. педагогика] // Нар. образование. -1998. -N 6. - C. 190-193

  2. Кумарин В. Аксиомы Коменского, или Строгий наказ гения научной педагогики всем реформаторам и модернизаторам школьного образования // Нар. образование. -2001. -N 8. - C. 237-241

  3. Кларин В.М. И.Г. Песталоцци: подвижник педагогики // Педагогика. -1996. -N 1. - C. 44-49


Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы студентов:

При подготовке к семинару познакомьтесь с работами педагогов, взгляды которых будут обсуждаться. Используйте рекомендованное пособие по истории педагогики и образования под редакцией А.И. Пискунова, а также материалы лекций. Выписки из предложенных фрагментов работ и рекомендованной дополнительной литературы лучше группировать по проблемам и оформить в виде таблицы с графами




Педагог, время жизни, страна

Краткая характеристика мировоззренческой позиции педагога

Характеристика цели воспитания

Идея природосообразности воспитания

Отношение к школь ному и семейному воспитанию
















Знакомясь с работами педагогов, текстом учебного пособия, записями, сделанными на лекциях, подумайте:


  • Что влияло на определение цели воспитания тем или иным педагогом?

  • Какое значение при этом имела мировоззренческая позиция педагога, время, в которое он жил?

  • Что включает в себя мировоззренческая позиция?

  • Какое содержание каждый из педагогов вкладывал в цель воспитания?

  • Насколько она соответствовала потребностям времени? Обоснуйте свою точку зрения.

Готовясь ко второму вопросу, обратите внимание на то, что идея природосообразности воспитания многоаспектна.

Сюда относятся взгляды педагога на характер природных задатков, соотношение социального и биологического в личности, факторы ее формирования, возрастные и индивидуальные особенности личности, попытки создать возрастные периодизации и др.

Обратите внимание на требование Я.А. Коменского учитывать индивидуальные особенности в процессе обучения, разработанную им типологию учащихся (См.: "Великая дидактика". Гл. 12). Сравните его взгляды с теми, которые высказывает А. Дистервег (С. 419-421). Обратите внимание на введение Дистервегом принципа культуросообразности воспитания. В чем его сущность? Каковы идеи Дистервега о соотношении принципов культуросообразности и природосообразности воспитания. Продумайте свою оценку вклада того или иного педагога в разработку идеи природосообразности воспитания.


Семинар 3

Инновационные модели образования

в Западной Европе и Америке в конце XIX – начале XX вв.

Ц е л ь: охарактеризовать особенности инновационных моделей образования в зарубежной Европе и США рубежа 19- начала 20 вв.



Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика эпохи конца XIX – начала XX вв.

2. “Новые школы” и экспериментальная работа в области педагогической практики.

3. Педагогика “гражданского воспитания” и “трудовые школы” немецкого педагога Георга Кершенштейнера.

4. “Педагогика действия” Августа Лайя.

5. Экспериментальная педагогика Эрнста Меймана.

6. Прагматическая педагогика Джона Дьюи.

7. Вальдорфская педагогика.



Вопросы и задания

Какие типы школ выделяются в экспериментальной педагогике Западной Европы и Америки?

Экспериментальное направление для западной школы является традиционным как в воспитании, так и в образовании. Назовите первую экспериментальную школу.

Объясните причины возникновения экспериментальной педагогики.

Какое место занимали идеи свободного воспитания в процессе обновления педагогической науки и практики в конце XIX – начале XX вв.?

Почему роль учителя в новых экспериментальных школах была умалена и практически разрушена?

Заполните таблицу и сравните “новые школы” Западной Европы.

“Новые школы”

в Западной Европе



Основные идеи, реализуемые школами, принципы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса







Литература

1. История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 512 с.

2. Хрестоматия по истории педагогики: В 3х т. Т. 3. Новейшее время. / Под общ.ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 560 с.

3. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993 – 1999. Т. I – II.

Семинар 4

РОЛЬ К.Д.УШИНСКОГО В РАЗВИТИИ

АКТУАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Ц е л ь: проанализировать взгляды К.Д. Ушинского на соотношение педагогической теории и практики, о роли труда и учения в развитии личности, охарактеризовать идеи педагога о национальной самобытности воспитания, выяснить актуальность этих идей для современной педагогики.



Вопросы для обсуждения.

  1. К.Д. Ушинский о педагогике как науке и искусстве воспитания.

  2. К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности.

  3. Идея народности воспитания в теории К.Д. Ушинского.

  4. Значение анализируемых идей К.Д. Ушинского для современной педагогики.

Конспектировать:

  1. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России /Сост. С.Ф. Егоров. М., 1986. С. 220-232.

  2. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России /Сост. С.Ф. Егоров. М., 1986.

3. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избр. пед. произведения. М.,1968.

Дополнительная литература

  1. Лордкипанидзе О.Д. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. Тбилиси, 1974.

  2. Струминский В.Н. Очерки жизни и педагогической деятельности К.Д. Ушинского. М., 1960.

  3. Зеньковский В.В. К.Д. Ушинский // Педагогика. -2001. - N 6. - C. 67-71

  4. Карамышева З.Ш. Взгляды К.Д. Ушинского на воспитывающее значение свободного труда // Педагогический альманах. - Уфа, 1998. - Вып. 1. - C. 31-35

  5. Пискунов А.И. Ушинский – основоположник научной педагогики в России // http://piskunov-ai.ru/scientific-publications/history-of-pedagogy


Методические рекомендации
В истории отечественной педагогики впервые о необходимости научно-теоретической разработки вопросов воспитания и обучения писал в статье "О сократическом способе учения" Н.И. Новиков, который в общем виде высказал идею о педагогике как науке и воспитательном искусстве. К.Д. Ушинский в статье "О пользе педагогической литературы" развивает идеи своих предшественников и по-новому смотрит на некоторые аспекты этой не утратившей значения проблемы.

Анализируя статью, обратите внимание на то, что доказывает самостоятельность педагогики как науки? Как К.Д. Ушинский определяет предмет педагогики? Почему он считал необходимой связь педагогики с другими науками? Какими? Обратите внимание, как он доказывает необходимость теоретической подготовки учителей и воспитателей.

Для лучшего и более правильного понимания взглядов К.Д. Ушинского важно иметь в виду, что в конце XIX — начале XX в. в русском языке бытовали термины: «педагогика» и «педагогия». Первым обозначалась наука о воспитании, а вторым — сама практика воспитания и обучения. Однако это различение понятий в то время не установилось.

Ушинский раскрывает в своей статье специфику педагогики, которая является одновременно, говоря его словами, и «наукой» и «искусством». В чем состоит искусство педагогики? Почему «наука» и «искусство» в педагогике неразрывны? Постарайтесь определить, что нового в подходах К.Д. Ушинского к этим аспектам проблемы в сравнении с И.Ф. Гербартом.

Обратите внимание на понятие рецептурной педагогики. Что это такое? Возможны ли рецепты в педагогике?

Сравните взгляды К.Д. Ушинского на проблему педагогической опытности с мыслями И. Гербарта об этом. От чего зависит педагогическая опытность?

К.Д. Ушинский считает, что влияние личности учителя не могут заменить никакие средства обучения. Разделяете ли Вы его точку зрения, что убеждения педагога формируют убеждения воспитанника?

Наконец, в чем видит К.Д. Ушинский значение педагогической литературы? Для кого и почему она нужна?

К.Д. Ушинский глубоко и всесторонне проанализировал роль труда в развитии личности. Выступая за свободный труд как осознанную необходимость, он подчеркивал, что решающее значение имеет не количество, а характер труда.

Обратите внимание на приведенные К.Д. Ушинским примеры, показывающие, как разрушительно сказывается отсутствие труда на обществе, отдельных сословиях, частной жизни людей. Почему, по мнению К.Д. Ушинского, наслаждения должны уравновешивается трудом? Что происходит в противном случае?

Человек – единство биологического и социального, с этих позиций рассмотрите потребность в наслаждении и потребность в труде, почему необходима гармония этих потребностей?

Много внимания уделяет К.Д. Ушинский в статье "Труд в его психическом и воспитательном значении" умственному труду. Как он опровергает бытовавшее в его время мнение, что умственный труд вреден для здоровья человека? Учение – тоже труд, основная деятельность детей. К.Д. Ушинский выступает против "потешающей" педагогики, настаивает на том, что учение должно быть серьезным и достаточно трудным. Какие аргументы он при этом приводит?

В конечном итоге постарайтесь сделать вывод – в чем состоит психическое значение труда, а в чем – воспитательное.

В русской педагогике второй половины 19 века актуальной была идея народности воспитания. Многие прогрессивные деятели России обращались к ней. К.Д. Ушинский также уделяет ей огромное внимание. Он выступает за народное общественное воспитание. В статье "О народности в общественном воспитании" он показывает, когда и как возникают национальные особенности общественного воспитания, чем они обусловлены. В какой мере можно пользоваться педагогическим опытом другого народа?

Какие, по утверждению К.Д. Ушинского, качества являются национальными чертами русского народа? Возможно, что некоторые положения статьи вызовут возражения, в этом случае подумайте: чем могут быть объяснены эти спорные мысли К.Д. Ушинского. Ценным является стремление К.Д. Ушинского показать, как можно осуществить идею народности на практике. Каковы его предложения?

Насколько, по вашему мнению, актуальны идеи К.Д. Ушинского?

Семинар 5



Русские педагоги второй половины 19 – начала 20 в.
Тема 1. история педагогики и образования как область научного знания.
Вальдорфская школа
Народные училища
Семинария учительская
Школа русская национальная

Каталог: files -> kafosp -> metodica -> %D0%91%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%82
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%82 -> Методические рекомендации по дисциплине дв подготовка ребенка к школе
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%82 -> Образовательная программа по направлению подготовки бакалавриата 44. 03. 01 «Педагогическое образование»
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%82 -> Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста»
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%82 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины б 1 Методика совершенствования речевой деятельности младших школьников
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%82 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины б 1 Методика совершенствования речевой деятельности младших школьников
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%82 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины б 2 Теория обучения и воспитания образовательной программы по направлению подготовки бакалавриата
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%82 -> Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100. 62 «Педагогическое образование» Профиль: «Дошкольное образование. Музыка»
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%82 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины б в. 14. Теории и технологии развития речи
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%82 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины
%D0%91%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%82 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины дв здоровьесберегающие технологии в образовании


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница