Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология конфликта в условиях социокультурных изменений»



Скачать 373.01 Kb.
Дата14.02.2016
Размер373.01 Kb.
ТипМетодические рекомендации


Соломатина Е.Н.

СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА

В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Учебно-методический комплекс

Москва, 2009


Соломатина Е.Н.

Социология конфликта в условиях социокультурных изменений. Учебно-методический комплекс / Е.Н. Соломатина. – М.: КДУ, 2009. – 30 с.

Учебно-методический комплекс содержит программу дисциплины специализации «Социология конфликта в условиях социокультурных изменений», методические рекомендации по изучению дисциплины, контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы, а также практические и тестовые задания, экзаменационные вопросы и списки основной и дополнительной литературы. Комплекс написан в помощь студентам, обучающимся по специальности «Социология».


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Обязательный минимум содержания…………………………...4

  2. Характеристика дисциплины………………………………........5

  3. Учебно-тематический план……………………………………...7

  4. Учебная программа…………………………………………........8

  5. Практическое содержание семинарских занятий ……………12

  6. Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология конфликта в условиях социокультурных изменений»…………………………………………….…...…...16

  7. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы……………………………………….18

  8. Примерная тематика рефератов и курсовых работ……………………………………………………………..20

  9. Примерный перечень вопросов к экзамену…………………...22

  10. Тест по выявлению уровня подготовленности студентов по дисциплине «Социология конфликта в условиях социокультурных изменений»…………………………………24

  11. Общий список рекомендуемой литературы…………………..27


1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
Федеральный компонент Государственного

образовательного стандарта высшего профессионального

образования по дисциплине специализации

«Социология конфликта в условиях социокультурных изменений»
Социология конфликта представляет собой отдельную область научного знания и является дисциплиной специализации учебно-научного цикла предметов, изучающих социологические проблемы безопасности, конфликта и компромисса.

В процессе освоения данной дисциплины студенты должны получить представления об объекте, предмете и основных методах социологии конфликта, о категориях ее понятийного аппарата, об основных теория конфликта, концепциях, направлениях и научных школах. Речь также пойдет о социальной сущности конфликта, его характеристике как социокультурного явления, о его функциях и свойствах.

В ходе обучения раскрываются особенности теоретико-методологического анализа конфликта в условиях социокультурных изменений в обществе, особенности формирования социокультурной среды конфликта. Затрагиваются также проблемы управления конфликтом в социально-педагогической и организационной среде, особенности формирования ценностного и функционально-целевого компромисса.

Студенты также должны будут познакомиться с основными методами социологических исследований социокультурных конфликтов, методами предотвращения, урегулирования и разрешения конфликтных ситуаций.

Результатом полученных знаний и приобретенных навыков должен стать высокий уровень социологической подготовки студентов.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Социология конфликта в условиях социокультурных изменений» читается в V семестре на третьем году обучения студентам социологического факультета. Она является дисциплиной специализации учебно-научного цикла предметов, изучающих социологию культуры, воспитания и безопасности (безопасность России в глобальном мире, теория и методология социологии безопасности, социология безопасности и противодействия терроризму, социология конфликта и компромисса), а также на основе полученных знаний в области истории социологии, общей социологии, методологии и методики социологических исследований и дисциплин основной образовательной программы подготовки специалистов по специальности «Социология».

В результате изучения данной дисциплины студенты должны иметь представление о предмете социологии конфликта, о категориях ее понятийного аппарата, об основных социологических теориях конфликта и практикуемой деятельности по предотвращению, урегулированию и разрешению конфликтных ситуаций, о наиболее продуктивных методах анализа. Студент обязан показать глубокие знания теории через умение проявлять их в предлагаемых конкретных практических задачах и ситуациях.

Содержание дисциплины включает 10 тем. Тематика соответствует стандарту дисциплины специализации. С учетом того, что курс читается социологам, основной упор делается не на рассмотрение особенностей изучения конфликта как такового, а в большей степени направлен на его соответствие социологическим категориям. Структурно каждая тема содержит два уровня знаний: теоретический и практический, которые взаимодополняют друг друга, что способствует эффективности усвоения лекционного материала. В каждую тему включены как основные дидактические единицы по учебной дисциплине, так и дидактические единицы для самостоятельного изучения студентами.

Расширенный объем учебного материала облегчит самостоятельную работу студента не только при подготовке к практическим занятиям, но и при выборе темы для написания реферата или курсовой работы.

Ответы на контрольные вопросы по каждой теме дают возможность студентам закрепить полученные знания

Для более полного изучения материала содержание дисциплины сопровождается учебно-методическим разделом, в котором даны перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов, примерная тематика рефератов и курсовых работ, вопросы к экзамену, список рекомендуемой литературы, включающий в себя как классические труды, так и новейшие работы социологов.



Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины - сформировать у студентов теоретические представления о сущности социокультурного конфликта и практические навыки по предотвращению, урегулированию и разрешению конфликтных ситуаций.

Задачи дисциплины:



  • раскрыть сущность конфликта как социокультурного явления, особенности его теоретико-методологического анализа в современной социологии;

  • раскрыть особенности формирования социокультурной среды конфликта, его динамику и функции;

  • провести практические занятия по формированию умения предотвращения манипулятивного воздействия, ведения переговоров в процессе управления конфликтом,

  • раскрыть особенности межличностных и межгрупповых стилей регулирования конфликта;

  • раскрыть особенности управления конфликтом в социально-педагогической и организационной среде;

  • показать особенности формирования ценностного и функционально-целевого компромисса;

  • раскрыть методику социологических исследований социокультурных конфликтов.

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





Наименование тем

Всего (часов)

Аудиторные занятия

(часов)

Самостоятельная

работа (часов)

Лекции

Семинары

1.

Конфликт как социокультурное явление

4

2

-

2

2.

Теоретические и методологические основы социологии конфликта

8

4

-

4

3.

Социокультурная среда конфликта

8

4

2

2

4.

Динамика конфликта

6

2

2

2

5.

Особенности течения социокультурных конфликтов

6

4

-

2

6.

Управление конфликтом. Переговорный процесс

4

2

-

2

7.

Межличностные и межгрупповые стили регулирования конфликта

6

2

2

2

8.

Конфликты в образовательном процессе

4

2

-

2

9.

Социокультурные конфликты в организации. Особенности формирования ценностного и функционально-целевого компромисса

6

2

2

2

10.

Методика социологических исследований социокультурных конфликтов

6

4

-

2




ИТОГО:

58

28

8

22



ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ: Экзамен.



4. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Тема 1. Конфликт как социокультурное явление

Определение понятия и сущности конфликта как социокультурного явления. Основные признаки конфликта. Субъективно-объективные противоречия как основа конфликта. Структура конфликта. Объект и предмет конфликта. Основные виды конфликтов. Классификация конфликтов по степени нормативной регуляции (по Л. А. Козеру). Позитивные и негативные функции конфликта.


Тема 2. Теоретические и методологические основы социологии конфликта

Теоретико-методологические предпосылки осмысления проблемы конфликта (Конфуций, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель).

Проблема возникновения, предупреждения и разрешения конфликта в трудах Н. Макиавелли. Основные причины конфликтов по Т. Гоббсу, Дж. Локку. Консенсус как форма социальной солидарности по О. Конту.

Теория конфликта Э. Дюркгейма через взаимоотношения общества и личности. Проблематика конфликта в социологии М. Вебера.

Природа социального конфликта по К. Марксу.

Понятие социального конфликта и социальной напряженности в теории Т. Парсонса. Понятие напряженности в теории Н. Смелзера.

Предметная определенность конфликтов в работах М. Дойча, Л. Козера, Дж. Бернарда.

Социально-психологическая традиция исследований конфликта в работах Р. Дарендорфа, З. Фрейда, К. Юнга. Потребность в безопасности по К. Левину.

Определение конфликта, источники его возникновения, классификация в теоретических разработках У. Линкольна, А. Здравомыслова, А. Дмитриева.

Объект и предмет, структура социологии конфликта и ее место в системе социологического знания.

Система категорий, сущность и принципы. Общенаучные и общесоциальные категории.

Использование институционально-сетевой методологии, социологического анализа конфликта. Сетевой подход в социологических исследованиях в работах М. Кастельса, В. Кузнецова, В. Нечаева, В. Разуева.


Тема 3. Социокультурная среда конфликта

Понятие среды конфликта. Внутренняя и внешняя среда конфликта. Основные стороны социокультурного конфликта. Противоборствующая сторона конфликта. «Третья сторона конфликта». Косвенная сторона конфликта. Субъекты и участники конфликта. Понятия рангов и статусов субъектов конфликта. Понятие силы. Манипулирование конфликтующими сторонами. Технологии защиты от манипулятивного воздействия. Инцидент и его основные виды.


Тема 4. Динамика конфликта

Сущность понятия социальной напряженности, ее природа. Основные стадии и признаки социальной напряженности. Динамика социальной напряженности. Порог толерантности.

Определение предконфликтной стадии (конфликтной ситуации). Основные варианты поведения конфликтующих сторон. Стадия развития конфликта. Основные фазы в развитии конфликта. Стадия разрешения конфликта. Основные варианты разрешения событий. Послеконфликтная стадия. Взаимозависимость динамики конфликта, субъективного восприятия сторонами друг друга и взаимных конфликтных установок.
Тема 5. Особенности течения социокультурных конфликтов

Модель мотивационной ориентации М. Дойча. Основные типы мотивационной ориентации в конфликте: кооперативная, индивидуалистическая, конкурентная. Личность в конфликте. Возможности диспозиционного подхода к изучению социокультурных конфликтов.

Этноцентризм как способ возникновения социокультурного конфликта. Основные факторы, влияющие на возникновение и интенсивность этноцентризма.

Корпоративная культура как совокупность разделяемых членами корпорации норм, ценностей компании. Функции и основные элементы корпоративной культуры. Влияние корпоративной культуры на течение конфликта.


Тема 6. Управление конфликтом. Переговорный процесс

Цели и стратегии поведения в ситуации конфликта – критерии выбора. Управление конфликтом или разрешение конфликта? Основные структурные элементы управления конфликтом. Характерные особенности принятия управленческих решений в ходе конфликта. Роль информации в управлении конфликтом. Формирование корпоративной культуры как структурный элемент управленческой деятельности.

Переговоры как взаимный поиск компромисса конфликтующих сторон. Основные процедуры ведения переговоров. Метод «принципиальных переговоров» (по книге «Путь к согласию, или переговоры без поражения» Роджера Фишера и Уильяма Юрии).
Тема 7. Межличностные и межгрупповые стили

регулирования конфликта

Понятие и сущность межличностного конфликта. Субъекты и объекты межличностного конфликта. Межличностное восприятие и конфликт. Идентификация, рефлексия, эмпатия, стереотипизация как структурные элементы процесса межличностного восприятия. Понятия межличностной совместимости и межличностной несовместимости. Виды межличностных конфликтов. Варианты исхода межличностных конфликтов. Предупреждение и разрешение межличностных конфликтов. Методы урегулирования межличностного конфликта.

Внутригрупповая динамика (формальные и неформальные групповые нормы). Конфликт между формальной и неформальной системами отношений. Роль лидера в процессе конфликта. Лидер как необходимый элемент управляющей системы (по Т. Парсонсу). Классификации лидерства по М. Веберу.

Межгрупповые конфликты и причины их возникновения. Понятия социальной идентичности и социального сравнения. Особенности межгрупповых конфликтов (феномен сплочения). Последствия групповых конфликтов.


Тема 8. Конфликты в образовательном процессе

Основные линии противоречий в образовательном процессе. Конфликт и противоречия, обусловленные коммерциализацией образовательных услуг. Причины возникновения конфликтов в российской системе высшего образования. Формы общения студентов и преподавателей, студентов и администрации Вуза. Направленный конфликт. Социологические исследования способов регулирования конфликтов, используемых участниками педагогического процесса и их отношение к конфликтам. Варианты предупреждения и регулирования конфликта в образовательной системе Вуза. Методы диалога и компромисса.


Тема 9. Социокультурные конфликты в организации. Особенности формирования ценностного и функционально-целевого компромисса

Понятие конфликта в организации. Виды конфликтов в организации и причины их возникновения. Особенности конфликтов в социокультурной системе отношений организации. Функции и последствия конфликтов в организации. Предупреждение, разрешение и управление конфликтами в организации. Правовое обеспечение организационных конфликтов.

Культура компромисса. Формирование функционально-целевого социального компромисса. Основные структурно-функциональные методы (оптимизация социальной структуры; координация и интеграция действий; обеспечение сопоставимости и взаимосвязи общей и комплексных целей). Функционально-ролевой компромисс. Закрепление стандартных, типичных социальных действий в социальных функциях.

Взаимосвязь формирования ценностного и функционально-целевого компромисса. Способы влияния на формирование социального компромисса (социокультурные, рассудочные, эмоциональные).


Тема 10. Методика социологических исследований социокультурных конфликтов

Роль социологической экспертизы, ее эффективность при подготовке рекомендаций по предупреждению и урегулированию социокультурных конфликтов. Сущность методики стадиального анализа конфликта.

Мониторинг социальной напряженности. Техника снятия социальной напряженности, пути ее совершенствования.

Технологии оперативного сбора социально-значимой «экспресс-информации», научно обоснованное выделение «модальных», «референтных», «экспертных» групп. Предметное определение содержательных единиц контент-анализа документов, публикаций, публичных выступлений, аналитических докладов, передач информации на электронных носителях, в информационно-коммуникативных сетях и трансляциях СМИ.



Метод «кейс-стади». Социально-психологические методы (моделирование, ролевые игры, установление обратной связи, тренинг социальных умений.). Метод исследования способов актуализации и способов воздействия на массовое сознание, индивидуальное и групповое поведение в конфликте.

5. ПРАКТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Практическое занятие по теме 3

«Социокультурная среда конфликта»
Проведение сюжетно-ролевой игры «Манипулирование конфликтующими сторонами».

I. Цель игры – на примере разыгранной ситуации показать студентам возможности манипулирования конфликтующими сторонами своим рангом для получения одностороннего преимущества в конфликте.

II. Участники игры. Две конфликтующие стороны: индивид – индивид; группа – группа. Это могут быть оппоненты, равные по социальному статусу: «работник – работник», «подразделение – подразделение» в организации; неравные: «руководитель – подчиненный».

III. Порядок проведения игры.

  1. Назначаются противоборствующие стороны.

  2. Выбирается объект (предмет) конфликта.

  3. Выбирается экспертная комиссия.

  4. Каждая из противоборствующих сторон выстраивает собственную стратегию игры.

    1. Начинается дискуссия, в которой каждая конфликтующая сторона стремится доказать, что именно она защищает в конфликте интересы и ценности группы, а противоборствующая сторона беспокоится только о своих личностных интересах.

    2. Разбор проведенной игры. Экспертная комиссия определяет победителя. Побеждает та сторона, которая сумела убедить судей в своей общественной значимости.

    3. Общее обсуждение прошедшей игры и подведение итогов.


Практическое занятие по теме 4

«Трансформация конфликтной ситуации»
Цель задания – познакомить студентов с возможными способами трансформации конфликта из одного состояния в другое с целью его урегулирования.

Установка на выполнение. В таблице 1 показана взаимозависимость динамики конфликта, субъективного восприятия сторонами друг друга и взаимных конфликтных установок. На примере конкретных или мнимых конфликтных ситуаций необходимо рассмотреть динамику конфликта в направлении его эскалации (спор – противоборство – война) и деэскалации (война – противоборство – спор). При этом необходимо описать порядок применения предполагаемых процедур по урегулированию конфликта, например, путем комплексного или поэтапного воздействия на элементы структуры конфликта.

Форма выполнения. Задание выполняется в письменной форме и сдается преподавателю для проверки. Проверенные работы подлежат обсуждению.

Таблица 1

Взаимозависимость динамики конфликта

Тип конфликта

(стадия развития)

спор

противоборство

война

Взаимное восприятие сторонами друг друга

оппонент

противник

враг

Конфликтная установка

диалог, компромисс

соперничество, доминирование

уничтожение

Приложение 1

Механизмы процесса взаимодействия в конфликтной ситуации

(выбор стратегии)

  1. Механизм влияния

А) Демонстрация усиления собственных ресурсов.

Б) Выжидание, удержание предыдущего состояния (включая некоторые уступки).

В) Риск.

Г) Принуждение.

Д) Ложные маневры, дезинформация.


  1. Механизм научения.

  2. Механизм «приближения – избегания».

  3. Механизм оценки выигрышей или проигрышей.


Практическое занятие по теме 7

«Межличностные и межгрупповые стили регулирования конфликта»
Основное занятие – ознакомление с методикой определения способов регулирования конфликтов по основе теста (по К. Томасу).

Тест призван выявить склонность студента к использованию пяти основных стилей конфликтного поведения и степень выраженности этой склонности:



  1. Стиль конкуренции (соперничества)

  2. Стиль избегания (уклонения от конфликта)

  3. Приспособление

  4. Сотрудничество

  5. Компромисс.

Инструкция: Каждому студенту раздается опросник с 30 суждениями, необходимо выбрать то суждение, которое более типично для поведения в конфликтной ситуации.

Подведение итогов: По ключу определяется количество ответов, которое соответствует каждому из пяти типов поведения в конфликтной ситуации. Каждый ответ оценивается в 1 балл. По количеству набранных баллов можно судить о предпочитаемом стиле регулирования конфликта.

Дополнительное задание (письменная работа):

Укажите, какие тактики необходимо применять в следующих ситуациях:



  1. Истинные интересы скрываются, но доводы одинаково убедительны;

  2. Одинаково значимы цели и важны подходы обеих сторон;

  3. Принятие решения должно быть быстрым, и вы убеждены в своей правоте;

  4. Конфликтная ситуация разрешится сама собой через определенное время;

  5. Решение проблемы важнее для партнера, чем для вас.

Литература:

Пугачев В.П. Руководство персоналом: Практикум. М., 2006.
Практическое занятие по теме 9

«Социокультурные конфликты в организации»
Проведение теста «Культура в вашей организации»

Цель теста – выработка навыков определения преобладающего типа культуры в организации, влияющего на регулирование социокультурных конфликтов.

Инструкция: Каждому студенту раздается опросник с 10 вопросами, характеризующими различные стороны жизнедеятельности организации. По каждому вопросу выбирается вариант ответа (А, Б, В или Г), который наиболее соответствует вашей организации. Если практический опыт работы отсутствует, то необходимо представить организацию, которая является наиболее привлекательной. В этом случае можно узнать личную предрасположенность к определенному типу культуры, что следует учитывать при выборе места работы. Необходимо учитывать, что часто в организации имеет место сочетание различных типов культур, одна из которых является доминирующей.

Подведение итогов: Выбранные варианты ответов переносятся на ключ. Каждый выбор (каждая обведенная буква) равняется одному баллу. Пользуясь ключом, производится подсчет общего количества баллов по колонке. Колонка, получившая наибольшее количество баллов, указывает на тип культуры, доминирующей в организации. Предложенные типы культур:

  1. Культура власти

  2. Бюрократическая культура

  3. Культура задачи

  4. Культура, ориентированная на людей, учет их интересов, забота о нравственном климате в коллективе, преимущественно кооперативное принятие решений.

Литература

Пугачев В.П. Руководство персоналом: Практикум. М., 2006.
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ»
Для качественного и всестороннего изучения дисциплины «Социология конфликта в условиях социокультурных изменений» потребуется знакомство с учебниками, учебно-методическими пособиями, монографической и справочной литературой, периодическими источниками - статьями в журналах, энциклопедических словарях, опубликованными материалами ежегодных конференций по проблемам социологии конфликта. Студенты должны ознакомиться с данным массивом информации по тем теоретическим направлениям, которым были посвящены лекции. Знакомство с материалом считается завершенным, когда обучаемыми выделена совокупность смысловых структурных элементов материала, состоящая из:

- Списка тезисов смысловых единиц анализируемого теста.

- Перечня основных понятий рассмотренного смыслового блока.

- Перечня неясных вопросов, по которым требуются пояснения преподавателя.

Особое внимание следует обратить на освоение понятийного аппарата предметной области дисциплины. Понятия – это форма существования всякой науки, и мыслительный процесс осуществляется в понятийной форме. Поэтому в процессе изучения «Социологии конфликта в условиях социокультурных изменений» обучаемому необходимо обратить особое внимание на использование таких базовых понятий как «конфликт», «социокультурная среда конфликта», «динамика конфликта», где особое внимание следует обратить на такие дихотомии как «внешнее - внутреннее», «система - структура - сеть». К базовым понятиям можно также отнести понятия «социальный компромисс», «культура компромисса», «консенсус». Грамотный понятийный аппарат помогает студенту включить тематику социологии конфликта в общий контекст своей социологической подготовки. Формируя понятийный аппарат, студент уже на начальном этапе освоения дисциплины получает возможность уяснить место изучаемой темы или проблемы в рамках предметного поля «Социологии конфликта».

Помимо понятийного аппарата должен происходить рост освоения теоретико-методологической основы дисциплины. Процесс освоения предполагает знакомство с основными теоретическими направлениями, концептуальными подходами и научными школами «Социологии конфликта». Теоретическое осмысление социального конфликта и его доминирующая роль при объяснении социальных процессов и изменений в обществе в работах К. Маркса, М. Вебера, В. Парето, Р. Дарендорфа. Использование институционально-сетевой методологии, социологического анализа конфликта в работах М. Кастельса, В. Кузнецова, В. Нечаева, В. Разуева.


Теория и методология выполняют свои важнейшие функции: теория позволяет использовать накопленные достоверные знания о проблеме, опосредовано приобщить собственные усилия по освоению проблематики социологии конфликта к работе всего научного сообщества. Методология позволяет выбрать эффективный и перспективный путь дальнейшего обогащения знаниями, в первую очередь добываемыми в рамках эмпирических исследований.

Обучаемому необходимо также особое внимание обратить на изучение методов социологического анализа состояния и динамики конфликта в условиях социокультурных изменений, методов получения и обработки конкретных данных социологических исследований, их интерпретации, на основе которых и формулируются обучаемым конкретные выводы.




7. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


        1. Понятие и сущность конфликта как социокультурного явления.

        2. Классификация конфликтов по степени нормативной регуляции (по Л.А. Козеру).

        3. Объект и предмет социологии конфликта.

        4. Функции социологии конфликта.

        5. Особенности изучения конфликта в условиях социокультурных изменений в обществе.

        6. Какое значение имели конфликты в истории становления и развития общества?

        7. Назовите основные источники и предпосылки возникновения учения о социальном конфликте.

        8. Какой вклад в развитие теоретико-методологических основ социологического изучения конфликта внесли М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс?

        9. Понятие социологии конфликта в работах А. Здравомыслова и А. Дмитриева.

        10. Какое влияние оказывает окружающая среда на развитие и исход конфликта?

        11. Что такое противоборствующая сторона конфликта и какова ее структура?

        12. Какую роль в конфликте играет «третья сторона»?

        13. Что такое «косвенная сторона» и какова ее роль в конфликте?

        14. Каковы различия между субъектом и участником конфликта?

        15. Назовите источники социальной напряженности.

        16. Раскройте особенности подхода к выявлению напряженности на всех уровнях социального действия.

        17. Что такое «переоценка ценностей» в конфликте и когда она происходит?

        18. Назовите основные способы разрешения конфликта.

        19. Что такое институционализация конфликта?

        20. Межличностный, групповой, организационный, государственный и межгосударственный компромисс в работах В. Кузнецова, Д. Скотта, М. Дойча, М. Мескона.

        21. Дайте определение корпоративной культуры.

        22. Роль корпоративной культуры в регулировании конфликтов.

        23. Управление конфликтом.

        24. Какова структура межличностного восприятия?

        25. Какие факторы влияют на межличностную совместимость?

        26. Назовите основные типы конфликтных людей.

        27. Основные способы предупреждения межличностных конфликтов.

        28. Назовите основные причины внутригрупповых конфликтов.

        29. Каковы основные причины возникновения конфликтов в российской системе высшего образования.

        30. Что такое «направленный конфликт»?

        31. Что такое «система социального партнерства» и какова ее роль в предупреждении и регулировании конфликта?

        32. Методика стадиального исследования социокультурного конфликта.

        33. Контент-анализ официальных документов.

        34. Возможности метода «кейс-стади» в социологическом исследовании социокультурного конфликта

        35. Методика социологических исследований управления конфликтом.

        36. Сущность и понятие компромисса.

        37. Культура компромисса по В.Н. Кузнецову.

8. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ


  1. Конфликт как вид социокультурного взаимодействия.

  2. Социокультурные противоречия как основа конфликта в современном российском обществе.

  3. Сравнительный анализ подходов к теории классового конфликта в работах К. Маркса и Р. Дарендорфа.

  4. Основные подходы к изучению конфликта в трудах отечественных ученых.

  5. Особенности институционально-сетевой методологии для социологического анализа конфликта.

  6. Определение конфликта, источники его возникновения, классификация в теоретических разработках У. Линкольна, А. Здравомыслова, А. Дмитриева.

  7. Социокультурная среда конфликта.

  8. Манипулирование конфликтующими сторонами.

  9. Технологии защиты от манипулятивного воздействия.

  10. Межличностный, групповой, организационный, государственный и межгосударственный компромисс в работах В. Кузнецова, Д. Скотта, М. Дойча, М. Мескона.

  11. Консенсус – как высшая форма компромисса.

  12. Понятийная схема социологического анализа конфликта.

  13. Социальная напряженность как этап в процессе развития конфликта.

  14. Динамика социальной напряженности.

  15. Механизмы процесса взаимодействия в конфликте.

  16. Характеристика основных типов мотивационной ориентации в конфликте по М. Дойчу.

  17. Конфликт ценностей на уровне личности, социальной группы, общества.

  18. Конфликтная личность (методика исследования).

  19. Соотношение кооперации и этноцентризма.

  20. Роль корпоративной культуры в регулировании конфликтов.

  21. Характерные особенности принятия управленческих решений в ходе конфликта.

  22. Роль информации в управлении конфликтом.

  23. Формирование корпоративной культуры как структурный элемент управленческой деятельности.

  24. Предупреждение и разрешение межличностных конфликтов.

  25. Роль лидера в процессе конфликта.

  26. Особенности межгрупповых конфликтов (феномен сплочения).

  27. Стратегии поведения руководителя по отношению к лидеру.

  28. Особенности религиозных и этнических конфликтов.

  29. Социологические исследования способов регулирования конфликтов, используемых участниками педагогического процесса и их отношение к конфликтам.

  30. Варианты предупреждения и регулирования конфликта в образовательной системе Вуза.

  31. Методы диалога и компромисса.

  32. Особенности конфликтов в социокультурной системе отношений организации.

  33. Предупреждение, разрешение и управление конфликтами в организации.

  34. Правовое обеспечение организационных конфликтов.

  35. Социологическая экспертиза социальной напряженности.

  36. Мониторинг социальной напряженности.

  37. Методика стадиального исследования социокультурного конфликта.

  38. Контент-анализ официальных документов.

  39. Возможности метода «кейс-стади» в социологическом исследовании социокультурного конфликта.

  40. Социально-психологическая диагностика конфликтов.

9. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ


  1. Сущность конфликта как социокультурного явления.

  2. Основные элементы конфликта.

  3. Социокультурные факторы возникновения и обострения конфликтов.

  4. Объект и предмет социологии конфликта.

  5. Функции социологии конфликта.

  6. Особенности теоретико-методологического анализа конфликта в современной социологии.

  7. Основные причины конфликтов по Т. Гоббсу, Дж. Локку.

  8. Консенсус как форма социальной солидарности по О. Конту.

  9. Проблематика конфликта в социологии М. Вебера.

  10. Социально-психологическая традиция исследований конфликта в работах Р. Дарендорфа, З. Фрейда, К. Юнга.

  11. Понятие социального конфликта и социальной напряженности в теории Т. Парсонса.

  12. Развитие идеологии и социальные конфликты.

  13. Понятие среды конфликта.

  14. Понятие силы в социологии конфликта.

  15. Сущность понятия социальной напряженности, ее природа.

  16. Стадия развития конфликта.

  17. Понятийная схема социологического анализа конфликта.

  18. Институционализация конфликта.

  19. Межличностный, групповой, организационный, государственный и межгосударственный компромисс в работах В. Кузнецова, Д. Скотта, М. Дойча, М. Мескона.

  20. Консенсус – как высшая форма компромисса.

  21. Понятие риска в социологии конфликта.

  22. Поведенческий подход к изучению рисков в работе Н. Лумана «Социология риска».

  23. Основные типы мотивационной ориентации в конфликте.

  24. Личность в конфликте.

  25. Влияние корпоративной культуры на течение конфликта.

  26. Цели и стратегии поведения в ситуации конфликта.

  27. Роль средств массовой коммуникации в управлении конфликтом.

  28. Переговоры как взаимный поиск компромисса конфликтующих сторон.

  29. Основные процедуры ведения переговоров.

  30. Понятие и сущность межличностного конфликта.

  31. Виды межличностных конфликтов.

  32. Классификации лидерства по М. Веберу.

  33. Межгрупповые конфликты и причины их возникновения.

  34. Понятия социальной идентичности и социального сравнения.

  35. Особенности изучения религиозных и этнических конфликтов.

  36. Причины возникновения конфликтов в российской системе высшего образования.

  37. Варианты предупреждения и регулирования конфликта в образовательной системе Вуза.

  38. Виды конфликтов в организации и причины их возникновения.

  39. Предупреждение, разрешение и управление конфликтами в организации.

  40. Правовое обеспечение организационных конфликтов.

  41. Социология конфликта и компромисса.

  42. Особенности методики достижения компромисса.

  43. Функционально-ролевой компромисс.

  44. Способы влияния на формирование социального компромисса.

  45. Культура компромисса по В.Н. Кузнецову.

  46. Роль социологической экспертизы, ее эффективность при подготовке рекомендаций по предупреждению и урегулированию социокультурных конфликтов.

  47. Мониторинг социальной напряженности.

  48. Социально-психологические методы (моделирование, ролевые игры, установление обратной связи, тренинг социальных умений.).

  49. Метод исследования способов актуализации и способов воздействия на массовое сознание, индивидуальное и групповое поведение в конфликте.

  50. Возможности метода «кейс-стади» в социологическом исследовании социокультурного конфликта.


10. ТЕСТ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ»
1. К какой стадии конфликта относится осознание сторонами несовместимости своих интересов, ценностей и целей?:

а) кризиса;

б) конфликтной ситуации;

в) конфликтных действий;

г) конфликтной оппозиции;

д) нарастания социальной напряженности;

е) война.
2. Какие конфликты характеризуются неограниченным и расширяющимся спектром конфликтного взаимодействия?:

а) эмоциональные;

б) многофакторные;

в) эскалирующие;

г) межличностные;

д) межгрупповые;

е) цивилизационные.
3. Какое из научных направлений рассматривают конфликт как социокультурное явление?:

а) гуманитарное;

б) функционалистское;

в) социологическое;

г) диалектическое;

д) синергетическое;

е) все верно.
4. Кто из известных ученых прошлого, исследуя основные причины возникновения конфликтов, характерных для естественного состояния людей, называет следующие: «во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в-третьих, жажда славы»?:

а) Н. Макиавелли;

б) Дж. Локк;

в) Т. Гоббс;

г) К. Маркс.
5. Кто вводит в научный оборот понятие «консенсус», который является главным принципом научной социологии, выражающим формы социальной справедливости?:

а) Сен-Симон;

б) О. Конт;

в) Дж. Милль;

г) Г. Спенсер;

д) Э. Дюркгейм.


6. К основным стилям конфликтного поведения не относятся:

а) гуманный;

б) приспособление;

в) силовой;

г) уклонение от конфликта;

д) компромисс;

е) прагматический;

ж) сотрудничество.


7. Без какого из следующих качеств невозможно проявление лидерства?:

а) харизматический, волевой характер;

б) признание подчиненными;

в) увлеченность коллективными целями;

г) ярко выраженные способности предвидения, прогноза;

д) уважение и поддержка со стороны вышестоящего руководства;

е) высокая профессиональная компетентность:

ж) все верно.


8. Основные причины возникновения конфликтов в системе государственного высшего профессионального образования:

а) деградация материально-технической базы учебных заведений;

б) падение престижа социального статуса преподавателя;

в) снижение мотивации преподавательской деятельности;

г) отток профессорско-преподавательского состава в коммерческие структуры;

д) «утечка мозгов» за рубеж:



е) все верно.

9. Основные положения теории социального конфликта Р. Дарендорфа, это:

  1. социальные изменения в обществе происходят постоянно;

  2. каждое общество пронизано конфликтом;

  3. каждый элемент в обществе вносит свой вклад в его дезинтеграцию;

  4. каждое общество основано на том, что одни члены общества принуждают других к подчинению;

  5. члены каждого общества ориентированы на сотрудничество;

  6. все верно.


10. По мнению специалистов, существуют различные типы межэтнических конфликтов:

  1. конфликты стереотипов;

  2. конфликты идей;

  3. конфликты действий;

  4. конфликты культур;

  5. социально-политические конфликты;

  6. все верно.


11. К важнейшим конфликтам, связанным с психологическими проблемами взросления, относят:

  1. диффузию идентичности;

  2. диффузию времени;

  3. застой в работе;

  4. отрицательную идентичность;

  5. все верно.


12. К какому виду конфликта можно отнести ситуацию, когда молодые люди не могут выработать свои ценности, цели и идеалы:

  1. отрицательная идентичность;

  2. диффузия времени;

  3. диффузия идентичности.


11. ОБЩИЙ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Литература основная:

Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельника и Н. Федеровой. М., 2000.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Гоббс Т. Левиафан. М., 1936.

Голенкова З., Акулич М., Кузнецов В. Общая социология. М., 2005.

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологический журнал. 1994. № 5.

Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и современное. М., 2002.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Учебник: В 3-х тт. М., 2000. Т. 1.

Дойч М. Конструктивное разрешение конфликтов: принципы, обучение и исследования // Психология конфликта. СПб., 2001.

Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения // Социс. 1991. № 2.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1995.

Зиммель Г. Человек как враг // Социологический журнал. 1994. № 2.

Зубков В. Социологическая теория рисков. М., 2003.

Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000.

Козер Л.А. Социальный конфликт: современные исследования. М., 1991.

Кузнецов В.Н. Идеология. Социологический аспект. Учебник. М., 2005.

Кузнецов В.Н. Культура безопасности. М., 2001.

Кузнецов В.Н. Культура компромисса // Московско-Шанхайская модель миропорядка. М., 2006.

Кузнецов В.Н. Социология конфликта и компромисса: учебно-методический комплекс. М., 2007.

Кузнецов В.Н. Социология безопасности: Учебник. // Институт социально-политических исследований РАН. Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2004.

Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности. М., 1995.

Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000.

Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

Энциклопедический словарь – ежегодник «Безопасность Евразии-2003». М., 2004.



Литература дополнительная:



Абрамов Р.Н. Сетевые структуры и формирования информационного общества // Социологические исследования. 2002. № 2.

Аверьянов Л.Я. Социальная напряженность / Социология: что она знает и может? М., 1993.

Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. М., 1993.

Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. 1991. № 3.

Андреев В.И. Конфликтология. Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. М., 1995.

Андреева Г.М. Социальная психология М., 1994.

Аннан Кофи А. «При большей свободе: к развитию, безопасности и правовые и правам человека для всех». Доклад Генерального секретаря 21 марта 2005 // Безопасность Евразии. 2005. № 1.

Бабосов Е.М. Конфликтология: учеб. пособие для студентов вузов. Минск, 2000.

Безопасность Евразии-2003: Энцикл. словарь-ежегодник. М., 2004.



Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. Новосибирск, 1989.

Вебер М. Харизматическое государство. Саратов, 1994. Вып. 1.

Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). М., 2000.

Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций. М., 2000.

Давыдов А.А. Измерение социальной напряженности М., 1992.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 2000.

Дэна Д. Преодоление разногласий. СПб., 1994.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

Зайцев А. Социальный конфликт. М, 2000.

Запрудский Ю.Г. Внутри конфликта // Социологические исследования. 1993. № 7.

Запрудский Ю.Г. Конфликтология. Ростов-на-Дону, 2001.

Заславская Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества // Социологические исследования. 2001. № 8.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 2005.

Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов н/Д., 1998.

Зиммель Г. Кризис культуры. // Избр.: в 2 т. М., 1996. Т.1.

Иванов В.Н., Смолянский В.Г. Конфликты и конфликтология. М., 1994.

Иванова В.А. Страхи и тревоги россиян: «западники» и «традиционалисты» // Социологические исследования. 2002. № 3.

Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М., 2000.

Исраэлян В., Лебедева М. Переговоры – искусство для всех // Международная жизнь. 1991. № 11.

Казаренкова Т.Б. Интегральная социология высшего образования. М., 2001.

Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. Корпоративная культура и PR. Ростов н/Д., 2003.

Капто А.С. Профессиональная этика. М.-Ростов н/Д., 2006.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

Кильмашина Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты. М., 2004.

Козлова О.И. Развитие идеологии и социальные конфликты // Социс. 1993. № 4.

Козырев Г.И. Основы конфликтологии: учебник. М., 2007.

Конфликты в коллективе и пути их преодоления. Л., 1991.



Ксенофонтов В.Н. Компромисс // Социологическая энциклопедия: В 2 т. М., 2003. Т.1.

Куконков П.И. Социальная напряженность как этап в процессе развития конфликта // Социальные конфликты. Вып. 9. М., 1995.

Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. М., 1995.

Лапин Н.И. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996.

Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. М., 1997.

Левин К. Типы конфликтов. // Психология личности: Тесты. М., 1982.

Лосев А.Ф., Тахо-Гори А.А. Платон, Аристотель. М., 1993.

Лысихин И.Е. Духовные факторы возникновения и обострения конфликтных ситуаций. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. М., 1995. № 9. Ч. 1.

Макиавелли Н. Государь. // Избр. соч. М., 1982.

Осадчая Г.И. Социология социальной сферы. М., 1999.

Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М., 1977.

Охотникова М.М. Социология согласия. Тюмень. 2000.

Печчеи А. Человеческие качества: Пер. с анг. / Под общ ред. Д.М. Гвишиани. М., 1985.

Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995.

Пугачев В.П. Руководство персоналом: Практикум. М., 2006.

Рапопорт А. Природа конфликта и теория человеческих потребностей. Социальный конфликт: современные исследования. М., 1991.

Риск в социальном пространстве / Под ред. А.В. Мозговой. М., 2001.



Рукавишников В.О. Социальная напряженность // Диалог. 1990. № 8.

Руткевич М.Н. Социология образования молодежи. М., 2002.

Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. Вып. II. Киев, 1991.

Смирнова П. Становление профессиональной идентичности и развитие личности современного российского студента // Безопасность Евразии. 2006. № 4.

Соколов С.В. Социальная конфликтология. М., 2001.

Социальные конфликты в современной России. М., 1999.

Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 12. Российское образование: перед лицом кризиса. М., 1997.

Социология молодежи: Учебник / Под ред. В.Н. Кузнецова. М., 2005.



Социология социальной сферы: учебное пособие. / Под ред. А.А. Акулич, В.Н. Кузнецова. М., 2007.

Спивак В.А. Корпоративная культура. СПб., 2001.

Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М., 1996.

Сухов А.Н. Социальная психология безопасности: Учеб пособ. М., 2002.

Тернер Дж. Структура современной социологической теории. М., 1985.

Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М., 2001.

Тощенко Ж.Т. Социология жизни как концепция исследования социальной реальности // Социологические исследования. 2002. № 2.

Фишер Р., Юрии У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1992.

Черняк Т.В. Конфликты в организации и технологии их разрешения. Новосибирск, 1998.

Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. М., 1996.

Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций М., 2001.

Яницкий О. Россия как «общество риска»: контуры теории // Россия: трансформирующее общество / Под ред. В.А. Ядова. М., 2001.

Яновский Р.Г. Патриотизм. О смысле созидающего служения Человеку, Народам России и Отечеству. М., 2004.


Каталог: files -> course
course -> Теория и практика социальной работы
course -> Социология безопасности и противодействия терроризму
course -> Безопасность россии в глобальном мире
course -> Курс «Риторика и стилистика»
course -> Лекции Практические
course -> Программа дистанционного курса интегральной кинезиологии по методу наталии любимовой
course -> Социальные функции фольклора
course -> Курс «История информатики» Лекция
course -> Тематическое планирование курсов повышения квалификации по теме: «Развитие творческих способностей личности учащихся»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница