Методические рекомендации по изучению дисциплины «Нормативные документы по защите и охране детства»



Дата21.04.2016
Размер48,2 Kb.
ТипМетодические рекомендации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Нормативные документы по защите и охране детства»

для студентов специальности 040101.65 «Социальная работа»



Автор:

М.И. Сидорова, к.п.н., ст. преподаватель кафедры «Социальных наук».


Цель освоения дисциплины «Нормативные документы по защите и охране детства»:

- формирование у студентов целостного представления о системе социальной защиты детства в РФ.



Основные задачи курса «Нормативные документы по защите и охране детства»:

  • дать общее понятие о концепции социальной защиты детства: ее способах, видах, формах, направленности, принципах и приоритетах;

  • познакомить студентов с основами государственной политики в интересах детей;

  • рассмотреть систему международных, федеральных и региональных нормативно- правовых актов, закрепляющих особые права детей.

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:



  • содержание и сущность социальной защиты детства;

  • понятийный аппарат социальной защиты детства;

  • основные направления и способы государственной политики Российской Федерации в интересах детей;

  • систему нормативных правовых актов, посвященных социальной защите детства;

  • права и свободы детей в различных сферах жизнедеятельности; проблемы реализации их на практике;

  • общепризнанные принципы и нормы международного права в области защиты прав и интересов ребенка;

  • основные базовые международные документы по правам ребенка;

  • способы, механизмы и принципы социальной защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

уметь:

  • анализировать сущность, содержание и цели законодательных и нормативных актов в области социально-правовой защиты детства;

  • выявлять социально-педагогические подходы к воспитанию и формированию личности в межкультурном пространстве.


Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени




Наименование раздела, темы

Количество часов

всего

ауд.

Лк

Пр/

СМ

ЛБ

СР

1.

Международные соглашения о социальной защите детства

4

2

2

-

10

2.

Социальная защита детства в истории России

6

2

4

-

12

3.

Современная система социальной защиты детства в РФ

2

2

-

-

8

4.

Государство в системе социальной защиты детства

2

2

-

-

8

5.

Семья в системе социальной защиты детства

3

3

-

-

8

6.

Нормативно-правовая база социальной

защиты детей-сирот и детей, оставшихся



без попечения родителей.

8

4

4

-

12

7.

Социальная защита детей в сферах образования и труда

5

3

2

-

12




Итого:

30

18

12




70


Содержание практических занятий
Практическое занятие №1 (2 часа)

Тема: Формирование международного сотрудничества в области социальной защиты детства
План:

  1. Организация Объединенных Наций и ее роль в координации усилий мирового сообщества по социальной защите детства.

  2. Декларация прав ребенка: основные идеи и принципы.

  3. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

  4. Международная Конвенция ООН «О правах ребенка».


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Когда и в связи с чем в мировом сообществе возник вопрос об отдельном рассмотрении проблем социальной защиты детства?

  2. В каких документах мирового сообщества рассматриваются проблемы социальной защиты детства?

  3. Какие принципы социальной защиты детства провозглашены в Декларации прав ребенка?

  4. Назовите основные положения Конвенции ООН «О правах ребенка».


Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализируйте содержание Конвенции ООН «О правах ребенка». Ответьте на вопрос: «Почему Конвенцию иногда называют конституцией прав ребенка?»

  2. Выпишите основные положения Конвенции ООН «О правах ребенка».

  3. Определите чем Конвенция ООН отличается от Декларации ООН.


Основная литература:

  1. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Положение детей в мире. – М., 1991.

  2. Права ребенка: Сборник документов и статей. – М., 1990.

  3. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2004. – С. 54-88, 169-191.


Дополнительная литература:

  1. Актуальные проблемы современного детства: Сборник научных трудов. – М., 1992.

  2. Положение детей в мире. – М., 1997.


Практическое занятие №2 (4 ч.)

Тема: Социальная защита детства в истории России
План:

  1. Социальная защита детства в дореволюционной России.

  2. Социальная защита детства в Советской России.

  3. Организация социальной защиты детства в современной России.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Когда и как в России возник первый опыт общественного призрения детей, оставшихся без попечения родителей?

  2. Какие формы социальной защиты детства возникли в дореволюционной России?

  3. Каковы особенности социальной защиты детства в Советской России?

  4. Сформулируйте основные тенденции развития системы социальной защиты детства в современной России.

  5. Какой опыт социальной защиты детства дореволюционной и советской России был бы полезен в современных условиях?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Составьте сравнительную таблицу: «Основные субъекты социальной защиты детства в дореволюционной, советской и современной России».

  2. Охарактеризуйте качественные изменения, произошедшие в системе социальной защиты детства в постсоветский период.


Основная литература:

  1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. – М., 1999.

  2. Клемантович И.П. Социальная защита детей в России. – М., 1988.

  3. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2004.


Дополнительная литература:

  1. Беляков В.В. Сиротские учреждения России. – М., 1993.

  2. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. – М., 1988.

  3. Семейный кодекс Российской Федерации. – М., 1996.

  4. Программа Коммунистической партии Советского Союза. – М., 1961.


Практическое занятие №3 (4 часа)

Тема: Нормативно-правовая база социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
План:

  1. Организация устройства детей.

  2. Усыновление.

  3. Опека и попечительство.

  4. Приемная семья.

  5. Государственные учреждения.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Какие нормативные акты регулируют вопросы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

  2. Что такое биологическое сиротство и что такое социальное сиротство?

  3. По каким причинам дети остаются без попечения родителей?

  4. Каков порядок учета детей, оставшихся без попечения родителей?

  5. Как осуществляется усыновление (удочерение)?

  6. Как осуществляются опека и попечительство над детьми?

  7. Что такое приемная семья?

  8. Назовите и охарактеризуйте формы государственных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей.

  9. Какие требования предъявляются к потенциальным усыновителям, опекунам, попечителям и приемным родителям?

  10. Какая разница между освобождением и отстранением от обязанностей опекунов, попечителей и приемных родителей?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Дайте определение понятиям: социальное сиротство; усыновление; опека; попечительство; приемная семья.

  2. Выпишите из Семейного кодекса РФ требования к личности усыновителей и приемных родителей.


Основная литература:

  1. Антокольская М.В. Семейное право. – М., 1997.

  2. Гражданский кодекс РФ. – М., 2000.

  3. Кабышев О.А. Усыновление. Опека и попечительство над детьми. – М., 1998.

  4. О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный Закон РФ от 21.12.96.

  5. О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Закон РФ от 20.06.92.

  6. Положение о приемной семье: Постановление Правительства РФ от 17.06.96.

  7. Порядок организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей: Постановление Правительства РФ от 17.07.96.

  8. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2004.

  9. Семейный кодекс Российской Федерации. – М., 1996.


Дополнительная литература:

  1. Иванова Н.П. Воспитание и развитие детей в детском доме. – М., 1996.

  2. Рыбинский Е.М. Сиротливое детство России. – М, 1997.

  3. Семейный детский дом: реальность, проблемы и перспективы в современной России. – М., 1995.


Практическое занятие №4 (2 часа)

Тема: Социальная защита детей в сферах образования и труда
План:

  1. Социальная защита будущих матерей и детей-дошкольников.

  2. Социальная защита детей в сфере образования.

  3. Социальная защита труда несовершеннолетних.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. В каких случаях и размерах выплачиваются пособия беременным женщинам?

  2. Кому, в каких случаях и размерах выплачиваются пособия на несовершеннолетних детей?

  3. В каких случаях и размерах выплачивается пенсия на ребенка по потере кормильца?

  4. Назовите основные виды образовательных программ для несовершеннолетних граждан РФ.

  5. В каких формах дети и подростки могут получить интересующее их образование?

  6. Какие дополнительные образовательные услуги могут оказывать обучающимся образовательные учреждения?

  7. Назовите основные функции образовательных учреждений в области охраны и укрепления здоровья несовершеннолетних обучаемых.

  8. Как учитываются особенности несовершеннолетних при заключении с ними трудового договора?

  9. Какие ограничения обязан соблюдать работодатель при организации труда несовершеннолетних?


Задания для самостоятельной работы:

    1. Охарактеризуйте государственную политику РФ в области образования детей.

    2. Выпишите из Трудового Кодекса РФ перечень ограничений на использование детского труда.


Основная литература:

  1. «Об образовании»: Закон РФ. – М., 1996.

  2. Клемантович И.П. Социальная защита детства в России. – М., 1998.

  3. Конвенция ООН о правах ребенка. – М., 1991.

  4. Трудовой кодекс РФ. – М., 2002.


Дополнительная литература:

  1. Кадры предприятия. 2650 видов работ, при выполнении которых запрещен труд женщин и подростков: Практическое пособие. – М., 2000.

  2. Право социального обеспечения: Учебное пособие. – М., 2000.

  3. Социальная защита детства в России. – М., 1998.

  4. Шкатулла В.И. Образовательное право. – М., 2001.



Примерный перечень вопросов к зачету.

  1. Формирование международного сотрудничества в области социальной защиты детства.

  2. Международная конвенция «О правах ребенка».

  3. Комитет ООН по правам ребенка.

  4. Деятельность стран-участниц Конвенции.

  5. Социальная защита детства в дореволюционной России.

  6. Социальная защита детства в Советской России.

  7. Организация социальной защиты детства в современной России.

  8. Содержание и принципы современной системы социальной защиты детства.

  9. Формы и методы социальной защиты детства.

  10. Субъекты социальной защиты детства.

  11. Цели и субъекты государственной политики социальной защиты детства.

  12. Государственные социальные стандарты и гарантии социальной защиты детства.

  13. Социальная защита детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

  14. Уровни реализации государственной политики по социальной защите детства.

  15. Брак родителей и судьбы детей.

  16. Установление происхождения ребенка.

  17. Права детей и обязанности родителей.

  18. Ограничение и лишение родительских прав.

  19. Организация устройства детей.

  20. Усыновление.

  21. Опека и попечительство.

  22. Приемная семья.

  23. Государственные учреждения.

  24. Социальная защита будущих матерей и детей-дошкольников.

  25. Социальная защита детей в сфере образования.

  26. Социальная защита труда несовершеннолетних.



Примерная тематика рефератов.

    1. «Детские деревни» в Австрии.

    2. Государственная поддержка многодетных семей и одиноких матерей.

    3. Децентрализация социальной защиты детства в США.

    4. Деятельность органов опеки и попечительства в современной России.

    5. Закон Великобритании «О детях».

    6. Коллизионные нормы защиты прав и интересов детей.

    7. Конвенция ООН о правах ребенка, ее особенности и пути реализации.

    8. Контроль за ходом выполнения Конвенции ООН о правах ребенка.

    9. Основные направления государственной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    10. Охрана труда несовершеннолетних.

    11. Охрана здоровья детей в России.

    12. Права детей в области семейных отношений.

    13. Права ребенка в России.

    14. Проблемы беспризорности детей в России и пути их разрешения.

    15. Пути содействия реализации Конвенции ООН о правах ребенка.

    16. Реформирование системы социальной защиты детства в постсоветский период.

    17. Роль и значение неправительственных организаций в реализации прав детей.

    18. Советский опыт социальной защиты детства.

    19. Социальная защита детей-инвалидов во Франции.

    20. Социальная защита детей-сирот в современных условиях.

    21. Социальная защита детства в дореволюционной России.

    22. Социальная защита детства в Финляндии.

    23. Социально-правовое положение в Российской Федерации и основные пути реализации государственной политики в интересах детей.

    24. Социально-экономические меры, предпринимаемые в России по реализации Конвенции ООН о правах ребенка.

25.Учреждения социальной защиты населения.

Примерные тестовые задания.


Вариант 1.
1. К документам предвоенной Лиги Наций в области социальной защиты детства в 1924 году относится:

а) Европейская коалиция в защиту детей.

б) Союзный пакт защиты прав детей.

в) Женевская декларация прав ребенка.

г) Лондонская декларация о свободе ребенка.
2. Организация Объединенных Наций в 1959 году приняла:

а) Пакт свободы ребенка.

б) Декларацию прав ребенка.

в) 12 Принципов благополучия детей.


3. Международным документом в области социальной защиты детства, в котором на основании юридических норм зафиксированы меры по социальной защите ребенка, обязательные для исполнения государствами, его подписавших является:

а) Билль о правах ребенка.

б) Конвенция ООН о правах ребенка.

в) Международный пакт о поддержке детей.

г) Европейская коалиция в защиту детей.
4. Первый опыт общественной заботы о детях-сиротах и детях, оставленных родителями, на Руси возникает:

а) В родовой общине славян.

б) В время царствования Ивана Грозного.

в) При Петре I.


5. Во время правления Екатерины II широкое распространение получило создание:

а) Губернских шпиталитетов.

б) Обществ попечения о неимущих и нуждающихся.

в) Воспитательных домов.


6. Первый советский Семейный кодекс принят:

а) В 1918 г.

б) В 1924 г..

в) В 1938 г.


7. Определите субъект государственной структуры Советской России, который не относится к защите детства в этот период.

а) Комиссия по правам ребенка.

б) Государственный совет защиты детей.

в) Деткомиссия ВЦИК.

г) Общественные организации (профсоюзная, комсомольская, пионерская и др.).

8. Как называется интегрированная совокупность основных направлений и принципов, субъектов и объектов, форм, методов и материальной базы, обеспечивающих безопасность детей?

а) Система мер помощи детству, материнству и отцовству.

б) Система поддержки детства и материнства.

в) Система социальной защиты детства.

г) Система коалиции в защиту детей.


9. Как определяет законодательство Российской Федерации детей, оставшиеся без попечения родителей; инвалидов; имеющих недостатки в психическом и физическом развитии; жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; из семей беженцев и вынужденных переселенцев; оказавшиеся в экстремальных условиях; жертв насилия; отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; проживающих в малоимущих семьях; с отклонениями в поведении; жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств?

  1. Дети, нуждающиеся в особой защите.

  2. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

  3. Дети, требующие особую заботу.

  4. Дети, добивающиеся защиты.

10. Какая форма социальной защиты детства в России не рассматривается как основная?



  1. Постановления и решения компетентных органов.

  2. Программы.

  3. Планы мероприятий по социальной защите детства.

  4. Создание и развитие материальной базы для социальной защиты детства.

  5. Стимулирование и поощрение социальной защиты детства.

11. Ведущим принципом, на котором строится институт усыновления является:

а) Охрана права каждого ребенка на социальную защиту.

б) Многообразие форм и видов социальной защиты детства.

в) Наилучшее обеспечение интересов детей.
12. Попечительство назначается над детьми в возрасте:

а) от 10 до 14 лет.

б) от 14 до 18 лет.

в) от 16 до 18 лет.


13. Правила установления опеки и попечительства над детьми определяются:

а) Конституцией РФ.

б) Семейным кодексом РФ.

в) Гражданским кодексом РФ.


14. С какого возраста наступает полная уголовная ответственность ребенка?

а) С 14 лет.

б) С 16 лет.

в) С 18 лет.


Вариант 2.
1. В международном сообществе вопрос об отдельном рассмотрении проблем социальной защиты детства возник:

а) В результате массовых движений за демократические реформы в XIX веке.

б) В начале XX века.

в) После окончания II Мировой войны.


2. В 1985 году Организация Объединенных Наций приняла:

а) Всеобщую Декларацию прав человека..

б) Женевскую декларацию прав ребенка.

в) Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.


3. Конвенция ООН о правах ребенка является правовым документом:

а) Федерального уровня.

б) Международного уровня.

в) Муниципального уровня.


4. Наиболее полным документом древнерусского права, в котором определены условия опекунства, права детей при разделе семейного имущества, их социальное положение после смерти родителей, является:

а) «Поучение» Владимира Мономаха.

б) «Русская правда», составленная князем Ярославом.

в) «Устав» Великого князя Владимира.


5. Начало созданию в России благотворительных обществ положила:

а) Екатерина II

б) Императрица Мария Федоровна.

в) Великая княжна Елизавета Федоровна.


6. Первый Всероссийский съезд по охране детства был проведен:

а) В 1919 г.

б) В 1930 г.

в) В 1935 г.


7. Социальная защита детства в Советской России характеризуется:

а) Созданием системы детских домов семейного типа.

б) Созданием системы частных и государственных попечительских обществ.

в) Созданием системы общедоступных образовательных и оздоровительных учреждений.


8. Определите принцип, который не учитывается в российской системе социальной защиты детства?

  1. Всеобщности и доступности основных форм социальной защиты детства.

  2. Интеллектуальной состоятельности.

  3. Многообразия форм и видов социальной защиты детства.

  4. Единства и дифференциации социальной защиты детства.

9. Как называется процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы?



  1. социальная адаптация

  2. социальная реабилитация ребенка

  3. социальное служение детям

  4. виктимологическая защита.

10. Государственная политика социальной защиты детства осуществляется в соответствии:

а) С минимальными социальными показателями уровня жизни населения страны.

б) С минимальными социальными критериями оценки характера благополучия детей.

в) С минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей.
11. Лишение родительских прав производится:

а) В административном порядке.

б) В зависимости от конкретных обстоятельств: либо в административном, либо в судебном порядке.

в) Только в судебном порядке.


12. Институт приемной семьи законодательно закреплен:

а) Конституцией РФ.

б) Семейным кодексом РФ.

в) Гражданским кодексом РФ.


13. Опека назначается над детьми в возрасте:

а) До 14 лет.

б) До 16 лет.

в) До 18 лет.


14. С какого возраста наступает гражданская правоспособность ребенка:

а) С момента рождения.

б) С 14 лет.

в) С 18 лет.



Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Основная литература


  1. Антокольская М.В. Семейное право. - М., 1997.

  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2000.

  3. Варывдин В.А. Семейное право // Право: Курс лекций / Под ред. В.А. Варывдина. - М., 1999.

  4. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: Учеб. Пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

  5. Всеобщая Декларация прав человека (ООН, 10.12.48). - М., 1993.

  6. Декларация прав ребенка (ООН, 20.11.59). - М., 1989.

  7. Дети России. Президентская программа: Указ Президента РФ от 19.02.96. № 210.

  8. Иванова Н.П. Воспитание и развитие детей в детском доме. - М., 1996.

  9. Кабышев О.А. Усыновление. Опека и попечительство над детьми. - М., 1998.

  10. Клемантович И.П. Социальная защита детей в России. — М., 1998.

  11. Международные акты о правах человека: Сб. док. В.Л. / В.Л. Карташкин, Е.Л. Лукашева. - М., 1998.

  12. Международные документы по правам человека. – СПб., 1997.

  13. Миронов О.О. Права человека: сборник документов. – М., 2006.

  14. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие. – М., 1997.

  15. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001.

  16. Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

  17. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. – М., 2004.

  18. Социальная защита детства в России. – М., 1998.

  19. Социальная педагогика: Курс лекций // Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.

  20. Филонов Г.Н. Теоретико-методологические основы социальной педагогики. – М., 1993.


дополнительная

  1. Беляков В.В. Сиротские учреждения России. – М., 1993.

  2. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства // Собр. соч. в 6 т. - М., 1983.

  3. Гордеева А.В. Практическая реабилитационная педагогика. — М., 1996.

  4. Клемантович И.П. Благотворительность в России: Страницы истории. - М., 1998.

  5. Козлов А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. - М., 1998.

  6. Комментарии к Гражданскому кодексу РФ (любое издание).

  7. Комментарии к Конституции РФ (любое издание).

  8. Комментарии к Уголовному кодексу РФ (любое издание).

  9. Комментарий к Закону РФ «Об образовании. / Отв. ред. В.И. Шкатулла - М., 1998.

  10. Комментарий к Семейному кодексу РФ (любое издание).

  11. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. – М., 1993.

  12. Конституция РФ: Энциклопедический словарь / В.А. Туманов, В.Е. Чиркин, и др. - М., 1997.

  13. Курган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. - Челябинск, 1995.

  14. О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Закон РФ. 21.12.96. № 159-ФЗ.

  15. О порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством): Приказ Минобразования РФ. 19.08.99. № 199.

  16. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Закон РФ. 24.07.98. № 124-ФЗ.

  17. Основные направления государственной семейной политики: Указ Президента РФ. 14.05.96. № 712.

  18. Положение о Межведомственной комиссии по вопросам усыновления (удочерения) иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации: Постановление Правительства РФ. 28.03.2000. № 267.

  19. Положение о приемной семье: Постановление Правительства РФ. 17.07.96. № 829.

  20. Порядок организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей: Постановление Правительства РФ. 03.08.96. №919.

  21. Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации: Постановление Правительства РФ. 29.03.2000. № 275.

  22. Программа Коммунистической партии Советского Союза. – М., 1961.

  23. Семейный детский дом: реальность, проблемы и перспективы в современной России. - М., 1995.

  24. Словарь международного права. - М., 1982.

  25. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. - М., 1991.

  26. Социальная энциклопедия / А.П. Горкин. - М., 2000.

  27. Социальный педагог: подготовка и деятельность. - Челябинск., 1994.

  28. Терповская М.Ф. О системе социальной защиты детей в Великобритании. - М., 1996.

  29. Шарин В.И. Фонды социальной защиты. – Екатеринбург, 2001.

  30. Шкатулла В.И. Образовательное право. – М., 2001.

  31. Энциклопедический юридический словарь. - М., 1997.

  32. Юридическая энциклопедия (любое издание).

  33. Яркина Т.Ф. Социальная педагогика и социальная работа в контексте международного сотрудничества. – М., 1998.


Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Перечень используемых технических средств

  1. Аудио- видеоаппаратура;

  2. мультимедийная техника.


Перечень используемых пособий

  1. контрольно-тестирующие комплекты (бланочное тестирование);

  2. сравнительные таблицы;

  3. схемы;

  4. графики.


Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения

Учебные фильмы:



  • «Дети-сироты»;

  • «Пенитенциарные учреждения в России»;

  • «Профилактика наркомании у детей и подростков»;

  • «Конвенция ООН о правах ребенка»;

  • «Защита детей от насилия».



Каталог: files -> kafsoc -> metodic -> 2012-2013%20%D1%83%D1%87.%D0%B3%D0%BE%D0%B4
2012-2013%20%D1%83%D1%87.%D0%B3%D0%BE%D0%B4 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «семьеведение» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата
2012-2013%20%D1%83%D1%87.%D0%B3%D0%BE%D0%B4 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «технология социальной работы»
2012-2013%20%D1%83%D1%87.%D0%B3%D0%BE%D0%B4 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социальной работы»
2012-2013%20%D1%83%D1%87.%D0%B3%D0%BE%D0%B4 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология»
2012-2013%20%D1%83%D1%87.%D0%B3%D0%BE%D0%B4 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология организаций»
2012-2013%20%D1%83%D1%87.%D0%B3%D0%BE%D0%B4 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория социальной работы»
2012-2013%20%D1%83%D1%87.%D0%B3%D0%BE%D0%B4 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы наркологии»
2012-2013%20%D1%83%D1%87.%D0%B3%D0%BE%D0%B4 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология образования»
2012-2013%20%D1%83%D1%87.%D0%B3%D0%BE%D0%B4 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Молодежная субкультура в современном обществе»
2012-2013%20%D1%83%D1%87.%D0%B3%D0%BE%D0%B4 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение» для студентов специальности 040201. 65 Социология со специализацией «Социология организаций»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница