Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса в общем образовании



страница1/26
Дата13.02.2016
Размер4.04 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ

И ОРГАНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Томск 2014


Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса в общем образовании/ сост. Е.В. Дозморова, А.А. Лыба – Томск: ТОИПКРО, 2014. – 253с.

Составители:

Дозморова Елена Владимировна, проректор по научной работе ТОИПКРО, кандидат педагогических наук; Лыба Алла Анатольевна, заведующий кафедрой сопровождения инноваций в образовании ТОИПКРО

Методические рекомендации, представленные в сборнике, раскрывают вопросы организации образовательного процесса и обновления содержания образования в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты


© Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки

работников образования, 2014

Содержание


Содержание 3

РАЗДЕЛ II Формирование содержания в условиях перехода на ФГОС 78


РАЗДЕЛ I. Организация образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС


Составление учебных планов общеобразовательных организаций Томской области на 2014-2015 учебный год


Дозморова Е.В., проректор по НР ТОИПКРО,
Лыба А.А., заведующий кафедрой
сопровождения инноваций в образовании ТОИПКРО


I. Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Томской области, реализующих ФГОС начального общего образования, на 2014-2015 учебный год

В соответствии с графиком поэтапного введения федеральных государственных образовательных стандартов в 2014-2015 учебном году I-IV классы общеобразовательных организаций будут обучаться по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (далее – ФГОС НОО).

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, учебный план является неотъемлемой частью основной образовательной программы общего образования; требования к его наполнению закреплены в соответствующем ФГОС.

В целях соблюдения действующего законодательства при организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (далее – ОО) Томской области; формирования единых подходов к разработке нормативных документов, регламентирующих реализацию образовательной программы общеобразовательной организации в 2014-2015 учебном году для I-IV классов, необходимо руководствоваться следующим пакетом документов:



  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 года № 986, зарегистрированный Минюстом России 3 февраля 2011 года № 19682, «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрированный Минюстом России 4 февраля 2011 года № 19707, «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357, зарегистрированный Минюстом России 12 декабря 2011 года № 22540, «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;

Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993) (http://mon.gov.ru/dok/akt/8321/);

письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. N 08-548 «О федеральных перечнях учебников»;

письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.11.2010 № 6842-03/30 «О введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся в общеобразовательных учреждениях»;

письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (http://mon.gov.ru/dok/akt/8498/).

Отличия в характеристиках учебных планов, формируемых в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и государственных образовательных стандартов общего образования 2004 года, представлены в таблице 1.
Таблица 1

Отличия учебных планов (ФГОС-2009 и ГОС-2004)

№ п/п

В условиях реализации

ФГОС НОО-2009

ГОС-2004

1.

Часть (Раздел 3) основной образовательной программы начального общего образования (закреплено в требованиях ФГОС начального общего образования к структуре основной образовательной программы).

Номинально - составная часть образовательной программы ОУ, реально – самостоятельный нормативный документ.

2.

Утверждается в составе основной образовательной программы начального общего образования – отдельный приказ не издается.

Утверждается приказом по

образовательному

учреждению.


3.

Обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Инвариантная часть (федеральный, национально-региональный компоненты) и вариативная часть (компонент образовательного учреждения)1 и внеучебная деятельность2.

4.

На нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования (4 года) и на текущий учебный год.

На текущий учебный год.

Основная образовательная программа (далее – ООП) начального общего образования в образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию, создаётся в соответствии с ФЗ-273, на основе ФГОС НОО и с учетом примерной ООП НОО3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования размещена на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации: http://mon.gov.ru/files/materials/7195/noo-prim.pdf.

ООП НОО определяет содержание и организацию образовательного процесса в начальной школе и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Разработка образовательной организацией ООП НОО осуществляется самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет образовательной организации, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательной организацией.

Основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования, согласно ФГОС НОО, являются учебный план и план внеурочной деятельности (п. 16 ФГОС НОО).

Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Основная образовательная программа начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательная организация.

Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 3039 часов и более 3345 часов (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 22.09.2011 N 2357).

Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса4.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.



Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:

  • формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

  • готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;

  • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

  • личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

ФГОС НОО определяет основные задачи реализации предметных областей (таблица 2).

Таблица 2.

№ п/п

Предметные области

Основные задачи реализации содержания

1.

Филология

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

2.

Математика и информатика

Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

3.

Обществознание и естествознание (Окружающий мир)

Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

4.

Основы духовно- нравственной культуры народов России

Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

5.

Искусство

Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

6.

Технология

Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.

7.

Физическая культура

Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и предусматривает:



  • увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

  • введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей)5, в том числе с учетом региональных и этнокультурных особенностей региона и специфики ОО.

При формировании данной части учебного плана необходимо учитывать следующее: соотношение часов, отводимых на обеспечение запросов и потребностей обучающихся, и часов, отводимых на курсы (предметы, виды деятельности и т.д.), отражающие специфику ОО, определяется организацией самостоятельно.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обсуждается на родительских собраниях, согласовывается с членами педагогического и Управляющих советов, после чего окончательно утверждается руководителем ОО.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям в соответствии с диагностикой обучающихся и их родителей (законных представителей), а также спецификой образовательной программы общеобразовательной организации.

В целях постепенного наращивания учебной нагрузки при «ступенчатом» режиме обучения в первом полугодии в первом классе6 обеспечивается организация адаптационного периода:



  • по 3 урока в день по 35 минут каждый в сентябре-октябре;

  • по 4 урока по 35 минут каждый в ноябре-декабре;

  • по 4 урока по 45 минут каждый в январе-мае.

На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 в редакции приказов Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241, от 22.09. 2011 года № 2357 предлагаем примерный учебный план начального общего образования и примерный план внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта (1-4 классы).

Примерный учебный план начального общего образования и примерный план внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта (1-4 классы)

Предметные области




Количество часов в год

Всего

Предметы

1

класс


2

класс


3

класс


4

класс


за 4 года

Обязательная часть




Филология

Русский язык

5

5

5

4,5(5)

19,5 (20)




Литературное чтение

4

4

4

3,5(4)

15,5 (16)




Иностранный язык4

-

2

2

2

6

Математика и

Математика

4

4

4

4

16

информатика



















Обществознание и

Окружающий мир

1

1(2)

1(2)

1(2)

4(7)

естествознание



















Основы духовно-

нравственной культуры народов России



Основы духовно-

-

-

-

1

1

нравственной
















культуры народов России
















Искусство

Музыка

1

1

1

1

4




Изобразительное

1

1

1

1

4




искусство
















Технология

Технология

1

1

1

1

4

Физическая

Физическая культура

3

3

3

3

12

ИТОГО

При 5-дневной неделе

20

22

22

22

86

При 6-дневной неделе

-

23

23

24

90

Часть, формируемая участниками образовательного процесса




при 5-ти дневной неделе

-

-

-

-

-

при 6-ти дневной неделе

-

3

3

2

8

В том числе региональный компонент

1

1

1

1

4

Предельно допустимая нагрузка при 5-ти дневной неделе

21

23

23

23




Предельно допустимая нагрузка при 6-ти дневной неделе

-

26

26

26



Образовательным организациям следует иметь в виду, что количество часов, отводимых на изучение предметов (предметных областей) учебного плана, может быть иным. Так, примерный учебный план не выдерживает соотношение частей 70 и 20. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, может составлять от 4 часов в I классе до 5 часов в IV классе (при 6-дневной неделе).

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) могут разрабатываться индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательной организации (п. 19.3 в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241)

Общеобразовательная организация самостоятельно разрабатывает план внеурочной деятельности или выбирает один из предлагаемых примерных планов. Количество направлений развития личности определяется образовательной организацией самостоятельно в зависимости от запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), имеющихся условий кадрового, материально-технического и программного обеспечения.

План внеурочной деятельности образовательной организации определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся, реализующих программы начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения), с учётом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.

Возможно следующее распределение часов внеурочной деятельности: еженедельное или неравномерное в течение всего учебного года, с учетом каникулярного времени и выходных дней, в зависимости от задач, поставленных при реализации программы внеурочной деятельности. В случае неравномерного распределения времени в течение учебного года возможна оплата за конкретное количество отработанных часов (по договору, приказу о дополнительной тарификации на месяц, четверть, полугодие за счет часов, вынесенных на вакансию, или по аутсорсингу)7.

Допускается реализация программ внеурочной деятельности в разновозрастных группах. При этом, в зависимости от количества обучающихся, может быть протарифицирован как один класс, так и каждый, где обучающиеся занимаются по данной программе (например, хор).

В целях достижения результатов освоения основной образовательной программы возможна разработка и реализация программ внеурочной деятельности с учетом разных направлений развития личности.

В обоих случаях в пояснительной записке необходимо указать более полную информацию об особенностях реализации часов внеурочной деятельности.

Наименова-ние рабочей программы

Классы

Кол-во часов

в год


Продолжительность

занятий


Распределе-ние часов

Формы организа-ции

Руководи-тель

Место проведе-ния

1

2

3

4

5

6

7

8









































































Пояснения:

1 – наименование рабочей программы.

2 – параллель классов.

3 – количество часов в год.

4 – продолжительность занятий зависит от возраста обучающихся и вида деятельности.

Для обучающихся 1-2 классов продолжительность занятий (чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, игры) не должна превышать более 50 минут в день. Просмотры телепередач и кинофильмов проводить не чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1-2 классов.

5 – распределение часов.

6 – формы организации (экскурсии, кружки, секции, "круглые столы", конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса).

7 – руководитель.

8 – место проведения. При организации внеурочной деятельности обучающихся возможны варианты использования ресурсов учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.



II. Составление учебных планов общеобразовательных учреждений Томской области, реализующих основное общее образование и среднее общее образование по БУП-2004 года, на 2014-2015 учебный год

В целях соблюдения действующего законодательства при организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Томской области, формирования единых подходов к разработке нормативных документов, регламентирующих реализацию образовательной программы общеобразовательного учреждения, в 2014-2015 учебном году необходимо руководствоваться следующим пакетом документов:

Для V – XI классов ОО, осуществляющих образовательный процесс в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», необходимо учитывать все внесённые изменения:

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;



  • приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 г. N 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. N 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» (официальная публикация: «Вестник образования России» № 13, июль 2011 г.).

  • приказ Министерства образования Российской Федерации от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089» - приложение № 1;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» - приложение № 2;

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993) - http://mon.gov.ru/dok/akt/8321/;

  • письмо Министерства образования и науки России от 19.11.2010 № 6842-03/30 «О введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся в общеобразовательных учреждениях»;

  • письмо от 08.10.2010 г. № ИК – 1494/19 «О введении третьего часа физической культуры», приложение «Методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в недельный объём учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» - приложение № 3;

  • письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2012г. N МД - 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года» - приложение № 4;

  • письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.10.2011г. N МД - 1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;

  • письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.07.2011г. N МД - 883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»;

  • письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. N 08-548 «О федеральных перечнях учебников».

  • При организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в среднем общем образовании руководствоваться:

  • письмом Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010г. N 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения» – приложение № 5;

  • письмом Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010г. N 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» – приложение № 6.

В общеобразовательных организациях, реализующих образовательный процесс в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241, 03.06.2011 года № 1994 от 22.09. 2011 года № 2357), недопустимы нарушения Закона Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта». В целях исполнения данного закона при составлении школьных учебных планов рекомендуем использовать модель, состоящую из двух частей: инвариантная и вариативная части.

Инвариантная часть – предметы федерального компонента образования. Вариативная часть учебного плана – предметы, учебные курсы, дисциплины (модули), содержание которых проектируется на основе учета социокультурной и экономической специфики Томской области и региона Сибири в целом, а также с учетом конкретного образовательного заказа обучающихся и их родителей.

Учебный план, в том числе и вариативная часть плана, формируется общеобразовательным учреждением самостоятельно (п.6 ст.32, ФЗ «Об образовании»).

При проектировании вариативной части могут быть использованы учебные программы и учебные пособия, ранее апробированные в общеобразовательных учреждениях в рамках регионального компонента базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Томской области, а также иные учебные курсы и учебные материалы, обеспечивающие не только целостное восприятие природных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей Томской области, но и реализацию условий для индивидуализации обучения.

Часы вариативной части учебного плана могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках в рамках проектно-исследовательской деятельности. Допускается использование часов компонента образовательного учреждения на реализацию программ дополнительного образования детей в рамках отработки модели внеурочной деятельности при дальнейшей реализации ФГОС.

Вариативная часть учебного плана старшей школы должна быть усилена за счёт применения современных моделей профильного обучения, в том числе обеспечивающих кооперацию образовательной программы 10-11 классов с образовательными программами организаций начального, среднего и высшего профессионального образования. Основное назначение профильного обучения – расширение возможностей для реализации индивидуальных образовательных программ. При этом необходимо отрабатывать различные модели организации образовательного процесса с учетом внеурочной деятельности:


  • дистанционные формы обучения (для одарённых детей, МКШ, сетевых профильных классов);

  • проведение лабораторных работ старшеклассников на базе вузов, проведение научно-познавательных экскурсий для старшеклассников в научных лабораториях вузов и академических институтов (на договорной основе);

  • создание условий для использования площадок учреждений культуры (музеи, театры);

  • организация профильных предметных лагерей в каникулярное время (инженерно-технический, физико-математический, социально-экономический, художественно-эстетический, оборонно-спортивный, естественнонаучный, социально-гуманитарный, филологический, информационно-технологический, агротехнологический, индустриально-технологический (электротехника /радиотехника).

Базисный учебный план

общеобразовательных организаций Российской Федерации

(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 03.06.2011 N 1994)

основное общее образование

Учебные предметы

Количество часов в год

Всего

V

VI

VII

VIII

IX

Русский язык

105 (210)

105

(210)


105 (140)

105

70

490 (735)

Литература

70

70

70

70

105

385

Иностранный язык

105

105

105

105

105

525

Математика

175

175

175

175

175

875

Информатика и ИКТ










35

70

105

История

70

70

70

70

70

350

Обществознание (включая экономику и право)




35

35

35

35

140

География




35

70

70

70

245

Природоведение

70













70

Физика







70

70

70

210

Химия










70

70

140

Биология




35

70

70

70

245

Искусство (Музыка и ИЗО)

70

70

70

35

35

280

Технология

70

70

70

35




245

Основы безопасности жизнедеятельности










35




35

Физическая культура

105

105

105

105

105

525

Итого:

840

875

1015

1085

1050

4865

Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения

(6-дневная неделя)



280 (175)

280 (175)

210 (175)

175

210

1155 (910)

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка

при 6-дневной учебной неделе

требования СанПиН)


1120

1155

1225

1260

1260

6020

Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения

(5-дневная неделя)



175

175

105

70

105

630

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка

при 5-дневной учебной

неделе (требования СанПиН)


1015

1050

1120

1155

1155

5495

Примечание. Часы, отведённые в базисном учебном плане (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 03.06.2011 N 1994) на изучение родного языка и литературы, общеобразовательные организации по своему усмотрению могут использовать на реализацию компонента региональной направленности и компонента образовательной организации, или увеличить недельное количество часов на изучение русского языка.



Примерный учебный план (недельный)

для общеобразовательных организаций с русским языком обучения

основное общее образование

Учебные предметы

Количество часов в неделю

итого

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Русский язык

6*

6*

4*

3

2

21

Литература

2

2

2

2

3

11

Иностранный язык

3

3

3

3

3

15

Математика **

5

5

5

5

5

25

Информатика и ИКТ










1

2

3

История***

2

2

2

2

2

10

Обществознание (включая экономику и право)




1

1

1

1

4

География




1

2

2

2

7

Природоведение

2













2

Физика







2

2

2

6

Химия










2

2

4

Биология




1

2

2

2

7

Искусство (Музыка и ИЗО)

2

2

2

1

1

8

Технология

2

2

2

1




7

Основы безопасности жизнедеятельности










1




1

Физическая культура

3

3

3

3

3

15

ИТОГО

27

28

30

31

30

146

Часть, формируемая участниками образовательного процесса




Региональная составляющая

2

2

2

2

2

10

Краеведение:



















История Сибири****

1













1

Экология Томской области****




1

1







2

География Томской области****










1

0,5

1,5

Литературное наследие Сибири****




0,5










0,5

Основы безопасности жизнедеятельности и культура здорового образа жизни

1

0,5

1




0,5

3

Основы социализации личности (включая планирование карьеры)










1

1

2

Компонент образовательного учреждения (6-дневная учебная неделя)


3

3

3

3

4*****

16

Предельно допустимая аудиторная нагрузка при 6-дневной учебной неделе

32

33

35

36

36

172

Компонент образовательного учреждения (5-дневная учебная неделя)

0

0

0

0

1

1

Предельно допустимая аудиторная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

29

30

32

33

33

157


Примечание:

* количество часов указано с учетом часов, выделенных на изучение родного языка и литературы согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889.

** при изучении учебного предмета «Математика» образовательная организация самостоятельно определяет количество часов на изучение тем алгебры и геометрии (отводимое количество часов указывается в рабочей программе по учебному предмету «Математика»).

*** при изучении учебного предмета «История» образовательная организация самостоятельно определяет количество часов на изучение разделов курса: «Всеобщая история» и «История России» (отводимое количество часов указывается в рабочей программе по учебному предмету «История»).

**** указанные часы рекомендуется использовать для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.

***** не менее 2 часов компонента образовательной организации рекомендуется направить на организацию предпрофильной подготовки обучающихся.



Примерный учебный план
Среднее общее образование

Учебный план для X-XI классов основан на двухуровневом (базовом и профильном) федеральном компоненте государственного стандарта. Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательной организации и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.

При формировании учебного плана профильной направленности общеобразовательным организациям необходимо руководствоваться примерными учебными планами для некоторых возможных профилей, указанными в пояснительной записке к федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

Учебный план профильного обучения включает обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть федерального компонента) и учебные предметы на профильном уровне.

Учебные предметы по выбору на базовом уровне могут быть включены только в учебный план для универсального (непрофильного) обучения.



Примерный учебный план для среднего общего образования

Федеральный компонент

Обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть)

Учебные предметы

Количество часов за два года обучения (10/11 классы – объём часов в неделю)

Русский язык

70 (1/1)

Литература

210 (3/3)

Иностранный язык

210 (3/3)

Математика*

280 (4/4)

История*

140 (2/2)

Обществознание (включая экономику и право)**

140 (2/2)

Естествознание***

210 (3/3)

Физическая культура

210 (3/3)

ОБЖ

70 (1/1)

Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях / (количество часов за два года обучения)




Базовый уровень

Профильный уровень

Русский язык

-

210 (3/3)

Литература

-

350 (5/5)

Иностранный язык

-

420 (6/6)

Математика

-

420 (6/6)

История

-

280 (4/4)

Физическая культура

-

280 (4/4)

ОБЖ

-

140 (2/2)

Обществознание**

1

210 (3/3)

Экономика

0,5

140 (2/2)

Право

0,5

140 (2/2)

География

1

210 (3/3)

Физика

2

350 (5/5)

Химия

1

210 (3/3)

Биология

1

210 (3/3)

Информатика и ИКТ

1

280 (4/4)

Искусство (МХК)

1

210 (3/3)

Технология

1

280 (4/4)

Допустимая нагрузка по федеральному компоненту на базовом или профильном уровне

не более 2170 (не более 31/ не более 31)

Предметы региональной направленности

140 (2/2) ****

Компонент образовательного учреждения*****

не менее 280 (не менее 4 часов/не менее 4 часов)

ИТОГО

2590 (37/37)

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе

2590 (37/37)

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

2380 (34/34)

* учебные предметы «Математика» и «История» в учебном плане указываются одной строкой без деления на основные разделы (алгебра и начала анализа и геометрия, всеобщая история и история России).

** учебный предмет "Обществознание" в среднем общем образования изучается как обязательный учебный предмет на базовом уровне (2 часа) с включением тем (модулей) по экономике и праву или как три отдельных предмета по выбору (базовый уровень): «Обществознание» (1 час), «Экономика» (0,5 часа) и «Право» (0,5 часа).

На профильном уровне "Обществознание" (3 часа) в зависимости от выбранного профиля дополняется самостоятельными учебными предметами "Экономика" и "Право".

*** учебный предмет «Естествознание» в X-XI классах может не изучаться в случаях, если:


  • три учебных предмета естественнонаучного цикла изучаются на базовом уровне: «Физика», «Химия», «Биология»;

  • один учебный предмет естественнонаучного цикла изучается на профильном, два – на базовом уровне,

  • два учебных предмета естественнонаучного цикла изучаются на профильном, один – на базовом уровне,

  • все три учебные предмета естественнонаучного цикла изучаются на профильном уровне

****1 час предмета региональной направленности рекомендуем использовать на изучение учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.

1 час из часов, отведённых на изучение предметов региональной направленности, рекомендуем использовать на изучение предмета «Основы проектирования» (включая социальное и бизнес-проектирование, предпринимательство, налоги и законы Томской области) или использовать для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.

***** При выборе элективных курсов предпрофильной и профильной подготовки вариативной части учебных планов общеобразовательных организаций рекомендуем руководствоваться письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 марта 2010 г. № 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения» и методическими рекомендациями «О реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения» (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 марта 2010 г. № 03-413)


Каталог: upload -> files -> docs
docs -> Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области
docs -> О вреде курения
docs -> «Добро пожаловать в мир книги!»
docs -> Воспитание у дошкольников самоуважения и уверенности в себе
docs -> Академия генеральной прокуратуры
docs -> Справочник по фондам государственного архива свердловской области екатеринбург ббк 79. 34(2) к 786
docs -> От мысли к действию!
docs -> Плана финансово-хозяйственной деятельности муниципального бюджетного учреждения
docs -> Единый кодификатор предметов снабжения для федеральных государственных нужд


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница