Методические рекомендации по экологическому воспитанию ст. Калининская, 2012 г. Данный методический материал предназначен в помощь руководителям детского чтения для проведения мероприятий с детьми и подростками



Скачать 202.27 Kb.
Дата20.04.2016
Размер202.27 Kb.
ТипМетодические рекомендации
МКУ «Калининская МБ»

Организационно-методический отдел


«Чистота планеты – чистота души»

Методические рекомендации

по экологическому воспитанию

ст. Калининская,

2012 г.
Данный методический материал предназначен в помощь руководителям детского чтения для проведения мероприятий с детьми и подростками.

Материал подготовлен главным библиотекарем муниципального казенного учреждения «Калининская межпоселенческая библиотека» Э.В. Пушкарской.

http://klncbs.krd.muzkult.ru/

БИБЛИОТЕКА — ЦЕНТР ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Серьезнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, вносит существенные коррективы и в отношения человека и природы, заставляет переосмысливать все достижения мировой цивилизации. Поэтому экологическая культура и экологическое воспитание так важны в настоящее время.
Еще в 1866 году Э. Геккель назвал «Общую науку об отношениях организмов к окружающей среде» — экологией. «Экос» по-гречески — «дом, жилище», «logos» — «слово», отсюда — «экология», буквально — «слово о доме».
Экология — это не отвлеченное понятие, неотдаленные катаклизмы и катастрофы, а все, что нас окружает, что имеет отношение к каждому из нас — проблемы среды нашего обитания. От уровня экологического воспитания и культуры зависит вопрос выживания человечества.
Экологическая проблема касается сегодня всех сфер жизни общества. Наука, политика, экономика теснейшим образом переплетаются с экологией.
Наши библиотеки являются одними из тех организаций, которые принимают самое активное участие в экологическом воспитании пользователей. Непростые задачи ставят библиотеки в течение всего времени в области экологического просвещения:

  • с помощью книги привлечь читателей к экологическим проблемам;

  • стараться сформировать фонд экологической направленности;

  • показывать, с помощью мероприятий насколько обширна взаимосвязь экологии и культуры на протяжении истории человеческого общества;

  • разъяснять, что хищническое отношение к окружающей природе ведет к экологическим катастрофам;

  • доказывать, что, в сущности, успех борьбы за здоровье и выживание человечества зависит от каждого из нас.

Прежде, чем сформулировать эти задачи, необходимо самим ознакомиться с проблемами экологии, в частности нашего края и района.

Воспитание любви к природе и красоте окружающего мира в библиотеке начинается с оформления ее интерьера. Фонд в библиотеке находится в открытом доступе и постоянно «рекламирует» себя книжными экспозициями, внутриполочными мини-выставками, организуемыми просмотрами литературы – это привлекает читателей. Кроме книг и журнальных статей в оформлении выставок умело используются поделки из природного материала. Сухие листья, еловые и сосновые шишки, ветки деревьев, цветов, использование лекарственных трав – все это помогает читателям войти в мир прекрасного, полюбить природу. Поделки и композиции наглядно дополняют и раскрывают содержание книг. «Мир птиц и зверей», «На лесной тропинке», «Кис-кис», «Хорошие соседи, веселые друзья», «Мы в ответе за все», «Уж небо осенью дышало…», «Их нужно сберечь» - вот перечень некоторых книжных выставок, которые можно оформить в библиотеке.
Книжные выставки — это визитная карточка библиотеки, по ним судят не только о форме, но и о стиле работы в целом. Они позволяют более широко использовать наглядность, которая делает восприятие книги ярче, полнее, зримее.
В  библиотеке можно организовать клубы по интересам. Например:


  • «Почемучка» — для дошкольников и учащихся 1-6 классов

  • «Диалог» для взрослых пользователей.

В клубе можно провести следующие мероприятия: циклы бесед «Жизнь в океане», «В гостях у золотой рыбки», «Жители нашего леса», «Мир лекарственных трав», «Зеленая аптека на опушке леса», экскурсии в лес «По лесной тропинке», эколого-краеведческая игра «Тропинками родного края», «Это земля твоя и моя», викторины «Зимующие птицы», «Птичьи голоса».При проведении мероприятий используются аудиозаписи. Различные звуки леса, журчание ручья, пение птиц привлекают пользователей всех возрастов.

В Калининской детской библиотеке организован клуб «Родничок». Цель работы этого клуба - природоохранительное просвещение. Заседания проходят 1 раз в месяц. Формы заседаний разнообразны: это часы интересных сообщений, часы информации, турниры знатоков, экологические беседы, устные журналы, конкурсы, познавательные игры, викторины, часы вопросов и ответов.

План работы клуба «Родничок» на 2012 год

Клуб

« Р о д н и ч о к »

Природоохранительное

просвещение

Заседания

Младший школьный возраст

Время

проведения

«Книжки умные читаем и природу уважаем»

Экологический час

Обзор книг, журналов






Январь

«Неужели север вдруг превратиться может в юг?»

Час рассказа, час общения

Февраль

«Голубая планета. От известного до непознанного»

Информационный час, конкурс рисунка

Март

«Мы вас ждём, товарищ птица, отчего вам не летится»

Час интересных сообщений,

Викторина с комментариями



Апрель

«Звезда, дарующая жизнь»

/о солнце/



Познавательный час, конкурс стихов, рисунков

Май

«Весёлое щедрое лето идёт - у жителей леса забот полон рот»

Час интересных сообщений,

Викторина с комментариями



Июнь

«Край родной мой в блеске радуг, в свете зорь»

Экологический час

Краеведческая викторина



Сентябрь

«Мы на море побывали, много нового узнали»

Час познания, час общения, творческий конкурс

Октябрь

«Чем скажите, знаменит витаминов алфавит?»

Викторина с комментариями


Ноябрь

«Лучше гор могут быть только горы»

Час информации, час познания

Декабрь

Традиционными в библиотеке становятся такие праздники, как «День охраны окружающей среды», «День земли», «День птиц и цветов». Можно провести викторину «По морям, по волнам», школьники мастерят скворечники для птиц, проводится акция «Зеленый десант», «Живи земля» по очистке парка, берега реки Понура, пляжа от бытового мусора. Сажают саженцы деревьев возле школы, в парке, у дороги. Выпустить листовки с призывами беречь природу, охранять лес. Объявить конкурс рисунков и плакатов «Береги природу». На улицах сел, станиц и хуторов развесить рисунки и плакаты «Каждый в ответе за чистоту». Участвовать в экологическом десанте, по уборке мусора «Своей станице — чистые улицы».


Важным аспектом в экологическом воспитании является экологическое краеведение.

Мероприятия – дни информации и часы информации, беседы, посвященные экологии родного края, станиц и хуторов, рассчитаны не только на детей, но и на их родителей, с которыми наши читатели-дети, обычно щедро делятся всем интересным, что происходит в библиотеке. Поэтому в клубе «Диалог» (для взрослых пользователей) так же проводятся мероприятия на экологические темы. «Кубань – боль и беда Краснодарского края» - беседа плавно переходит в диспут по проблемам сегодняшнего дня реки, старожилы села вспоминают и былую Кубань… При проведении устного журнала «Экология и современность», на странице «Трагедии века» - пригласить выступить непосредственных участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

К местным экологическим проблемам неравнодушны все жители сел, станиц и хуторов, поэтому на заседания надо приглашать не только членов клуба, но и всех желающих. Надо бить тревогу о загрязнении окружающей среды, села, станицы в целом, обратить на существующие факты внимание прессы, общественности, представителей власти.

Знакомя читателей с экологическими проблемами, говоря о красоте и богатстве природы надо всегда использовать произведения художественной литературы и искусства, воздействующие на чувства человека, воспитывающие его душу. «Певцы природы» - можно так назвать литературную экскурсию по произведениям К. Паустовского, Н. Сладкого, М. Пришвина, В. Пескова, которая поможет глубже понять суть взаимосвязи природы и человека. Провести поэтические часы «Природа в произведениях поэтов и композиторов».


Большой популярностью пользуются мероприятия, посвященные домашним любимцам — кошкам, собакам, певчим птицам: театрализованный урок «Все о кошках» («Кошкин дом» — инсценировка), «Всегда рядом» — о собаках, где сами дети рассказывают о своих питомцах.
Ко Дню Здоровья - организовать и оформить книжную выставку «Лекарство на грядке».

Ко Дню пожилых людей можно оформить книжную выставку «Будем здоровы», по которой провести обзор литературы. А с учащимися школы провести час интересных сообщений «Все о чае».


Экологическая работа библиотек проводится в тесном сотрудничестве со школами. Особо значимые мероприятия, посвященные экологии рекомендуем освещать на страницах районной газеты «Калининец», на сайтах администрации муниципального образования Калининский район, Калининской межпоселенческой библиотеки и сайте сельских администраций.

Через книгу, через чтение можно привить драгоценное чувство любви к родному краю, его природе, которая нам всем необходима. Надо донести до каждого своего читателя мысль, принадлежащую Антуану де сент Экзюпери «Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит пересесть из него просто некуда». Давайте же приложим все усилия и найдем у человечества силы, средства и разум поладить с природой.

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Экологическая проблематика становится одним из главных направлений деятельности библиотеки. Наша цель – с помощью фондов библиотек расширить представление читателей о многообразии форм живой и неживой природы, о взаимоотношении человека и природы, о мерах по её охране. Необходимо отметить, что мероприятия, раскрывающие вопросы экологии, особенно востребованы среди детской и подростковой аудитории. Формы мероприятий самые разнообразные:

уроки экологии

часы информации

викторины

конкурсы

беседы


Примерный план мероприятий по экологии




Форма работы

Название мероприятия

Исполни-

тель


Время

1.

Дни информации

«Мир планеты и его тайны»

«Про всех и всё на свете

расскажут книги эти»

«Великие люди мира из серии «100 великих»

«В судьбе природы наша судьба»


библиотека

1-3 кв.

2.

Интелек-

туально-познаватель-

ные конкурсы

и игры


«Хочу все знать»

«Почемучки»

«Мир планеты и его тайны»

«Здравствуй, удивительный мир»

«На штурм небес»

«Сберечь земли очарованье»

«Я познаю мир»

«Я иду по лесу»



библиотека

1-4 кв.

3.

Экологические часы

«О Земле с тревогой»

«Природа наш дом»

«Кто не верит в чудеса, для того скучны леса»

«Природе нужен спасательный круг»

«Качество воды – качество жизни»

«Среди деревьев и трав»



библиотека

1-4 кв.

4.

Часы интересных сообщений

«Лекарства под ногами»

«Тайны целебных трав»

«Голубое богатство планеты»

«Что мы знаем о собаках»

«Удивительные животные»

«Кругом вода»



библиотека

1-4 кв.

5.

Книжные выставки

«Берегите наш общий дом»

«Тайны живой природы»

«Жить в согласии с природой»

«Чистая планета – чистые души»

«Про все на свете расскажут книги эти!»

«Родники моего детства»

«Мир планеты и его тайны»


библиотека

1-4 кв.

6.

Экологический праздник

«Там, на неведомых дорожках»

«Колокола тревоги» (ко Дню Земли)



библиотека

1-3 кв.

7.

Викторина

«Спасательный лес – батюшка»

«Моя планета – человеческий дом»

«Крылатый почтальон – пернатый чемпион»


библиотека

1-4 кв.

8.

Час рассказа

«Чистота природы – чистота души»

библиотека

1-4 кв.

9.

Неделя экологии

беседа


«Бросьте спасательный круг природе»

«Тропой природных достопримечательностей»



библиотека

3 кв.

10.

Экологический час

«Спасем от себя планету»

библиотека

3 кв.

11.

Поэтический вечер

«Сияньем строк воспетая планета»

«Как прекрасен мир цветов, посмотри!»






1-4 кв.


12.

Игра-путешествие

«Путешествие в лес, полный чудес

«В лесу мы только гости»






1-3 кв.

13.

Игровая программа

«Детективная экология»




3 кв.

14.

Час сообщений

«Лекарство под ногами»

«Тайны целебных растений»

«В садике волшебном»





1-4 кв.

Роль игры в воспитательном процессе.

Когда речь идет о технологии воспитания младших школьников, то, конечно же, мы обращаемся в первую очередь к игре.

Спросите детей: “Почему вы любите играть?”. Они ответят: “Играть интересно”; “нравится”; “хочется”; “играть весело!” и т.д. И именно поэтому, для нас библиотекарей поиграть с детьми – важно!

Об игре написано много. Чтобы не повторять известных истин, подумаем о том, как и во что играть, чтобы развивать у детей экологическую культуру. Мы специально не употребляем здесь термин “экологические игры”, так как уже укоренившиеся в литературе и педагогической практике представления о них связанно с вопросами задания “биологического” характера, рассчитано на усвоение детьми природоведческого материала. “Уроки в игровой форме” – вот, пожалуй, наиболее часто встречающийся сегодня вид “экологических игр”.

“Игра – дело серьезное”. Игра в воспитательном процессе – это сама жизнь, образная модель жизненных ситуаций, проекция на естественный процесс жизнедеятельности ребенка. Играя, ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; играя, он выполняет вполне конкретную природоохранную работу; играя, он усваивает правила поведения в окружающей среде; играя, он становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду.

Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой. Это крайне важно в современной ситуации, предоставляющей ребенку бесконечное множество негативных примеров.

Игра интересна, увлекательна, игра насыщенна образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти.

На первом мероприятии можно спросить у читателей, как правильно вести себя в лесу. И услышишь в ответ множество “нельзя”. “Нельзя рвать цветы”, – сказал один ребёнок, “нельзя ломать ветки” – предложил другой, “нельзя разводить костры”, – вспомнил третий.

После названных детьми запретов возросло ли наше желание прогуляться с ними по лесу? А у самих ребят? Или, может быть, лучше всего в лес не ходить, чтобы не причинять природе вреда? «А что там делать?» - можно услышать в ответ. Да, вероятно, детям не хочется идти в лес, чтобы выполнять там правила поведения, вспоминать запреты и то ли слушать ваше «нельзя, нельзя, нельзя!»

Почему же мы думаем о детях столь плохо, почему же мы считаем их столь жестокими, чтобы в разряд наиболее распространенных «ошибок в поведении» (!) включаем «не убивай, не разоряй, не ломай, не рви?..». Не ранит ли детскую душу, любящую природу, подобный запрет? Отзовется ли детская душа нам, взрослым, так плохо думающим о ребенке?

Ведь детям так хочется быть «хорошими», знать, что взрослые им доверяют, слышать похвалу. Тем более, что младший школьник часто, безусловно, верит словам взрослого: «если преподаватель сказал, что я могу поступить хорошо, значит, могу и буду, если наоборот – соответственно, могу и буду поступать плохо».

Другая беда в нашей работе с правилами поведения в окружающей среде – не только «качество» задаваемого ими негатива, просвещающего детей, «как принести природе вред», но и его количество. Можно провести анкетирование своих читателей, предложив им ответить: «За что лес может рассердиться на тебя, а за что – поблагодарить?».



Экологические игры

Загадки Лесовичка

Кузя и Маркеша весело шагают по тропинке. Кругом зелено, много цветов, небо высокое, голубое, а облака плывут белыми барашками. Хорошо! Вот и лес.



Маркеша. Смотри, Кузя, какой-то старичок сидит прямо на травке – муравке.

Кузя. Да это же старичок Лесовичок! Добрый день, дедушка!

Лесовичок. День добрый! В гости к лесным жителям отправились? А правила вежливости не забыли?
Выберите правило вежливости:

  1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

  2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – ещё вырастет!

  1. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!

  2. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

  1. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

  2. Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

Маркеша. Мы выбрали правила вежливости. А вы, ребята, выбрали?


Стихотворения для обсуждения.


Г. Ладонников

ДИКАРЬ В ЛЕСУ

Хозяйка белочка


В лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том
Каждый сук
И каждый кустик знала
Однажды в лес
Противный тип
Пришёл с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви;
Нашёл один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий….
Отбросил куст
И, как медведь,
Пошёл себе довольный,
А бедной белке
И смотреть
На это было больно.

Б. Заходер

ПРО ВСЕХ НА СВЕТЕ

Все-все –


На свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки
Да, если мы с кем-то не очень дружны
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.

Приведем далее несколько методик, диагностирующих и развивающих экологическую культуру детей младшего школьного возраста.

Экологический светофор”

С помощью этой методики можно развивать:


  • представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;

  • умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);

  • расширить опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности.

Оборудование.

  • Набор из цветных кружков (красного, жёлтого, зелёного) для каждого ученика.

  • Набор карточек с изображением и описанием деятельности, поступков человека на природе.

Методика в форме игры, которую можно провести в читальном зале библиотеки.

В ходе игры все участники получают по три кружка: красный, жёлтый, зелёный. Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет своё значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.

На видном месте вывешивается таблица, напоминающая о значении цветов – сигналов экологического светофора.


  • Красный – запрещает действие, приносящее вред окружающей среде и жизни людей.

  • Жёлтый – предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе.

  • Зелёный – разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным.

Ведущий зачитывает описание поступка человека на природе, демонстрирует детям соответствующий рисунок. Участники игры должны оценить тот или иной поступок, подняв по сигналу ведущего один из имеющихся кружков, – включить тот или иной сигнал экологического светофора.

Письмо зелёному другу”

Методика помогает не только определить готовность учащихся начальных классов помогать природе и заботиться о ней, но и развивает у них чувство сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира. Ребёнок вводится в следующую ситуацию.

“Представь, что где-то в глубине леса растёт небольшое деревце. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце прилетает стайка птиц – поют, суетятся, дерутся… и улетают. Это деревце сказало по секрету, что ему очень хочется иметь друга – человека, лучше школьника, чем взрослого. И что сначала ему хочется получить от него письмо…”

Далее библиотекарь предлагает детям: “Напишите деревцу. Может быть, кто-то из вас окажется именно тем другом, которого оно ждёт. Подумайте, о чём ему хотелось бы прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить, что вы могли бы предложить деревцу, чтобы оно с радостью согласилось дружить с вами”.

Методика может быть проведена как небольшое сочинение, лучше – с игровыми элементами: письмо вкладывается в конверт, сопровождается рисунком, заполняется адрес и т.п.

Лес благодарит и сердится”

Методика позволяет выявить отношение младших школьников к природе и развивать представления детей о правилах, нормах взаимодействия с нею.

После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в лес, парк, восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:

Напиши, за что лес мог бы сказать тебе:


  • спасибо;

  • рассердиться на тебя;

При анализе детских работ рекомендуем обратить внимание на следующее:



  1. Что преобладает в детских ответах в графе “Лес благодарит” – перечисление норм и правил поведения в лесу (например, “Лес скажет спасибо, если мы не будем бросать мусор, рвать листья, ломать ветки” и т.д.) или примеры практической экологически ориентированной деятельности (например, “Лес скажет спасибо за то, что мы соберём мусор или будем подкармливать птиц” и др.). Очевидно, что второй вариант ответов свидетельствует о более высоком уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы.

  2. Приводят ли дети в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную работу.

  3. Как часто в графе “Лес сердится” появляются ответы, указывающие в той или иной форме на бездействие детей (например, “Лес сердится, если мы не кормим птиц, если не приходим очистить его от мусора” и др.). Эти ответы также говорят об активной позиции ребёнка как защитника природы. Оказание помощи природе – норма поведения личности (в отличие от нормы “не причинять природе вреда”).

  4. Какие экологические проблемы звучат в ответах детей как наиболее актуальные.

  5. Какие нормы и правила взаимодействия с природой, а также, какие практические дела дети выдвигают на первый план.

Список литературы:

1. В судьбе планеты – наша судьба: глобальные проблемы экологической безопасности: рекомендательный библиографический список/ Краснодар. Краев. Универс. Науч. Б-ка им. А.С. Пушкина; информ.-библиогр. отдел; {сост. М.А. Лебедь}. – Краснодар, 2011. – 56 с. – (Международному дню Земли посвящается).

2. Эко-курьер: информационный бюллетень / Вып. 8., Краснодарская краевая юношеская библиотека, Информационно-библиографический отдел; сост. Д.Ю. Шабров, О.В. Кучерова; отв. за выпуск Л.И. Самойлова. – Краснодар, 2006. – 32 с.

3. Эко-курьер: информационный бюллетень / Вып.8., Краснодарская краевая юношеская библиотека, Информационно-библиографический отдел; Сост. Д.Ю. Шабров, О.В. Кучерова; Отв. за выпуск Л.И. Самойлова. – Краснодар, 2006. – 32 с.

4. Эко-курьер: информационный бюллетень / Вып.8., Краснодарская краевая юношеская библиотека, Информационно-библиографический отдел; Сост. Д.Ю. Шабров, О.В. Кучерова; Отв. за выпуск Л.И. Самойлова. – Краснодар, 2006. – 32 с.

5. Эко-курьер: информационный бюллетень / Вып.7., Краевая юношеская библиотека, Информационно-библиографический отдел; Сост. Д.Ю. Шабров; Отв. за выпуск Л.И. Самойлова. – 2005. – 23 с.

6. Эко-курьер: информационный бюллетень / Вып.7., Краевая юношеская библиотека, информационно-библиографический отдел; Сост. Д.Ю. Шабров; Отв. за выпуск Л.И. Самойлова. – 2005. – 23 с.

7. Эко-курьер: информационный бюллетень / Краева юнош. Б-ка, Информ.-библиогр. отд.; Сост. А.В. Полешко, Д.Ю. Шабров; Отв. за выпуск Л.И. Филиппова. – 2001. – 15 с.

8. Эко-курьер: информационный бюллетень. Вып. 3. / Краевая юнош. б-ка, Информ.-библиогр. Отд.; Сост. Д.Ю. Шабров; Отв. за выпуск Л.И. Самойлова. – 2003. – 32 с.

9. Земля – наш общий дом: рекомендательный список литературы. / Краснодарская краевая юношеская библиотека, Информ.-библиогр. отдел; Сост. Д.Ю. Шабров; Отв. за выпуск Л.И. Самойлова. – 2005. – 20 с.

10. Зуева А. Тигр в шаге от легенды / Антонина Зуева // Читаем, учимся, играем. – 2011. - № 9. – с. 90-92.

О защите амурского тигра в Приморье.
11. Кострюкова Т. Мусорознайка / Татьяна Кострюкова // Читаем, учимся, играем. – 2011. - № 9. – с. 93-95.

О том, откуда берется мусор и как его правильно утилизировать.
12. Разанен А. Юные защитники земли / Александра Разанен // Читаем, учимся, играем. – 2011. - № 4. – с. 68-71.

О том, как сохранить природные богатства нашей планеты.

13. Брылова М. Цветочные рассказы / Марина Брылова // Читаем, учимся, играем. – 2012. - № 3. – с. 108-111.



Рассказы о цветах.
14. Пешкун Л. Гав-шоу / Любовь Пешкун // Читаем, учимся, играем. – 2012. - № 2. – с. 102-107.

О наших четвероногих друзьях – собаках.
15. Подгорнова Г. Живая планета / Галина Подгорнова // Читаем, учимся, играем. – 2012. - № 1. – с. 86-89.

О сохранении и защите жаб и лягушек.
16. Елистратова З. Жить в гармонии с природой / Зульфия Елистратова // Библиополе. – 2011. - № 3. – с. 30-36.

Как приобщить детей к миру природу, к пониманию ее ценности в жизни человека, причастности к сохранению и защите братьев наших меньших.
17. Рылова Е. Защитница зеленого дома земли / Елена Рылова // Библиополе. – 2011. - № 6. – с. 58-61.

Программа по экологическому воспитанию «Школа матушки-природы».
18. Щербакова А. Наши лохматые друзья / Аля Щербакова // Библиополе. – 2011. - № 10. – с. 69-72.

Материал к часу занимательной кинологии.

Материал подготовлен главным библиотекарем муниципального казенного учреждения «Калининская межпоселенческая библиотека» Э.В. Пушкарской.



http://klncbs.krd.muzkult.ru/
Каталог: img -> upload -> 652 -> documents
upload -> Мультикультурное образование в сша, канаде и австралии
upload -> На правах рукописи
upload -> Становление профессионального самоопределения студентов вуза в педагогической культуре изменяющегося социума
upload -> На правах рукописи
upload -> Формирование русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов юридического профиля в условиях полиязычия 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания
upload -> На правах рукописи Игнатенко Ирина Ивановна формирование культуры иноязычного делового общения студентов в системе высшего гуманитарного образования
upload -> Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств 19. 00. 04 Медицинская психология
upload -> Педагогический мониторинг инновационной деятельности в системе «школа ссуз вуз» 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
upload -> Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США
documents -> Игра окончена


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница