Методические рекомендации Ответственный редактор Т. Н. Гусева Центр «Школьная книга» Москва 2010 Москва, 2010г



страница1/5
Дата20.04.2016
Размер0.95 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования

Московского городского психолого-педагогического университета


Инклюзивное образование

Выпуск 2



Дмитриева Т.П.

Организация деятельности координатора по инклюзии

в образовательном учреждении
Методические рекомендации


Ответственный редактор Т.Н. Гусева

Центр «Школьная книга»

Москва

2010



Москва,

2010г.

Дмитриева Татьяна Павловна – научный сотрудник Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования Института проблем интегративного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогического университета, методист, педагог-психолог Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской» Центрального окружного управления образования Департамента образования города Москвы.
Консультанты:

Семаго Наталья Яковлевна – канд.псих.наук, доцент, руководитель Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО (МГППУ)

Семенович Марина Львовна – директор Окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ЦППРиК "Тверской" Центрального окружного управления образования ДО г.Москвы

Сабельникова Светлана Игоревна – заместитель директора Окружного методического центра Центрального окружного управления образования Департамента образования города Москвы

«Инклюзивное образование», выпуск 2 содержит методические материалы по организации деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении, которые были разработаны Дмитриевой Т.П. и проходит апробацию на базе образовательных учреждений Центрального окружного управления образования.



Введение новой должности координатора по инклюзии вызвано необходимостью обеспечения эффективного взаимодействия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса, что является одним из важнейших условий успешного включения детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей в среду образовательного учреждения, адаптации образовательного учреждения к новым условиям функционирования.

Для руководителей и специалистам образовательных учреждений, выполняющих функции координатора.



ОГЛАВЛЕНИЕ
Рецензия


ВВЕДЕНИЕ


ПОСЛЕ ПРАВКИ И ВЕРСТКИ

Особенности психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в учреждении, реализующем инклюзивную практику





Цель и основные задачи деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении





Условия эффективной деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении





Сферы и технология деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении





Управление. Координатор – член административной группы




Психолого-педагогическое сопровождение. Координатор –член междисциплинарной команды специалистов образовательного учреждения




Взаимодействие с социальными партнерами




Взаимодействие с родителями




Основные показатели эффективности деятельности образовательного учреждения по реализации инклюзивной политики и практики





Список литературы





Приложение 1. Программно-методическое обеспечение





Приложение 2. Нормативно-правовые акты





Приложение 3. Данные по детям с ОВЗ школьного возраста, посещающим инклюзивные образовательные учреждения





Приложение 4. Учреждения, оказывающие помощь образовательным учреждениям в области развития инклюзивного образования





Приложение 5. Полезные адреса и ссылки





Рецензия
На методические рекомендации Дмитриевой Татьяны Павловны

«Организация деятельности координатора по инклюзии

в образовательном учреждении»
Современные требования, предъявляемые к теории и практике образования, актуализируют проблему поиска наиболее эффективных методов и приемов коррекционной и профилактической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, путей совершенствования организации, содержания и методик их обучения и воспитания. В пособии Дмитриевой Татьяны Павловны «Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении» научно обоснован комплексный дифференцированный подход к созданию устойчивой, развивающейся, эффективно действующей системы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в учреждениях разных типов и видов. В разделах пособия подчеркивается интегративный подход к решению наиболее значимых вопросов, с опорой на современные теоретические концепции.

Все методические авторские материалы апробированы в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, так как автор имеет значительный опыт практической работы и исследовательской деятельности. Автор во всех разделах последовательно отстаивает традиционную для современного образования позицию комплексного, системного, личностно ориентированного, деятельностного подходов.

В пособии решены следующие задачи: обозначена сфера и технологии деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении; раскрыты основные принципы и условия, влияющие на эффективность деятельности координатора; даны рекомендации специалистам школ и дошкольных образовательных учреждений, выполняющим функции координатора, в эффективном планировании и мониторинге своей профессиональной деятельности, постановке ясных и выполнимых задач по организации и повышению эффективности своей работы.

Предлагаемая система лишена методической рецептурности, приводимые примеры и приемы работы, принципы, методы не называются как единственно возможные и правильные. Они нацеливают на дальнейший творческий поиск, вариативность методических решений.

Представленные материалы могут быть использованы для совершенствования работы в системе общеобразовательных учреждений. Полученные данные могут быть использованы на курсах переподготовки и повышения квалификации педагогов ДОУ, психологов, логопедов, учителей. Важно отметить, что предлагаемые формы и методы адекватны и эффективны, оригинальны и своевременны, что позволяет подчеркнуть новизну и теоретическую значимость представленных методических материалов.

Вывод: рекомендовать к изданию.

Рецензент

кандидат педагогических наук,

директор Учреждения РАО

«Институт психолого-педагогических

проблем детства» Волосовец Т.В.



Введение

Не школа преобразовывает жизнь, а, напротив того,

жизнь создает для себя школу и приспособляет ее

к своим потребностям и стремлениям.

Д.И.Писарев

Коренные социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ) направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей. В качестве подтверждения этой мысли можно привести слова руководителя Департамента образования г. Москвы О.Н. Ларионовой: «Очевидно, что для развития инклюзивного образования сегодня важно не только решить организационно-методические и материально-технические вопросы, но и необходимо подготовить самих педагогов, учащихся и родителей к процессу совместного обучения детей, имеющих разные возможности. И именно со школьной скамьи необходимо воспитывать детей воспринимать мир во всем его многообразии. Понимать, что какими бы разными мы ни были по национальности или по цвету кожи, по уровню физического развития или здоровья, мы все должны иметь равные возможности для развития и жизни».

Поддерживая инклюзивную культуру, реализуя инклюзивную политику и практику, образовательные учреждения действуют в инновационном режиме. При этом одной из основных становится задача на основе имеющегося опыта в области образования детей с ОВЗ создать устойчивую, развивающуюся, эффективно действующую систему психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в учреждениях разных типов и видов. «Для обеспечения стабильного долгосрочного развития школы необходимо целенаправленно создать в ней организационно-образовательную систему, способную интегрировать и точно направлять профессиональные усилия и творческий потенциал педагогического коллектива. Организационно-образовательная система школы включает такие основные элементы, как ее структурная организация, координационные механизмы, образовательная среда, содержание образования, образовательный процесс, субъекты образовательного процесса и т.д.» (20, с. 4).

Одним из условий эффективной работы образовательного учреждения в области развития инклюзивной культуры, политики и практики является качественное управление всем процессом включения «особого» ребенка и его семьи в общеобразовательную среду. Перед руководством образовательного учреждения, вступающего на путь инклюзии, встает и другая задача – адаптация всех участников образовательного процесса – родителей, детей, педагогов к меняющимся социальным условиям. В связи с этим в штате образовательных учреждений появились новые специалисты – координаторы по инклюзии, или координаторы по особым образовательным потребностям (данный термин используется в некоторых англоязычных странах). На сегодняшний день фигура такого координатора в образовательном учреждении, реализующем инклюзивное образование, становится ключевой.

Как правило, функции координатора по инклюзии в образовательном учреждении выполняет один сотрудник, но встречается и такая ситуация, когда функции координатора делят между собой несколько человек. Так Д. Митчелл в своей работе «Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования» (гл. 6) приводит исследования, касающиеся роли лидера в развитии инклюзивной культуры и политики в образовательном учреждении. В исследовании приняли участие три школы в США в течение полного учебного года. В результате было обнаружено, что шесть основных лидерских ролей – «а) разработку и пропаганду ви́дения, б) поощрение и признание, в) привлечение ресурсов, г) стандартные организационные процедуры, д) отслеживание улучшений, и е) преодоление проблем.» выполняло множество человек, включая тех, у кого в школе не было формальной власти (12, с 15).

В настоящем пособии мы будем говорить о деятельности координатора по инклюзии (далее - координатора), как о единичной фигуре.

В пособии мы попытаемся решить следующие задачи:


  • обозначить сферы и технологии деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении;

  • раскрыть основные принципы и условия, влияющие на эффективность деятельности координатора;

  • помочь специалистам школ и дошкольных образовательных учреждений, выполняющим функции координатора, в эффективном планировании и мониторинге своей профессиональной деятельности, постановке ясных и выполнимых задач по организации и повышению эффективности своей работы.



Особенности психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в учреждении, реализующем инклюзивную практику

Особенности психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в образовательных учреждениях, обусловлены пониманием философских, ценностных оснований, в том числе принципов и приоритетов. Эти приоритеты можно найти в Концепции психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в образовательных учреждениях ЦАО в рамках проекта «Стрижи», опубликованную в информационном журнале «Стрижи» (ЦОУО), сборнике «Пути развития инклюзивного образования в Центральном округе» (ЦОУО, 2009г.).

«Без реализации представленных приоритетов и условий, без специализированного психолого-педагогического сопровождения как процесса интеграции в целом, так и его отдельных структурных компонентов включение ребенка с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в среду общеобразовательного учреждения представляется практически невозможной.

Таким образом, создание модели психолого-педагогического сопровождения интегративного процесса можно рассматривать как одно из основных условий и составляющих успешности интеграции»(3, с. 5-6).

Анализ современной научной литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения позволяет сде­лать вывод о существовании нескольких точек зрения на по­нимание сущности данного процесса. Рядом исследователей психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как сопровождение соответствующими специалистами обу­чения и воспитания ребенка. Другая точка зрения сводится к трактовке данного процесса как сопровождения развития ребенка. Полагаем, что данные взгляды не противоре­чат, а дополняют друг друга. Представляется обоснованным рассматривать психолого-педагогическое сопровождение как комплексный процесс, затрагивающий все сферы жизнедеятельности ребенка. Когда речь идет об инклюзивном образовании, т. е. необходимости создания такой системы действий, при кото­рой интеграция, объединение в одном классе (группе) детей с обыч­ным развитием и детей с особенностями психофизического развития, то, в первую очередь, необходимо говорить о полноценном участии последних в жизни класса (группы).

В условиях инклюзивного образования психолого-педагогическое сопровождение организуется, и индивидуально и фронтально.

Деятельность специалистов сопровождения направлена, в том числе, и на под­готовку учителей (воспитателей) для работы как с детьми с ОВЗ, так и с группой их сверстников, включающей ребенка с ОВЗ, формирование социального интере­са к этим детям, на корректность участников сопровождения в отношении используемой терминологии. Психолого-педагогическое сопровождение функциониру­ет на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечи­вается непрерывность процесса сопровождения.

Значимость и продуктивность сопровождения определя­ется его системностью, вниманием к широкому кругу воп­росов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.

Сопровождение семьи означает не только поддержку семей, имеющих детей с особенностями психофизического развития. Это также и формирование социального интереса к «особым» детям у всех родителей инклюзивного клас­са (группы). Таким образом, от понимания потребностей «особых» детей на микроуровне (одноклассник моего сына нуждается в специальной книге, специальном стуле, специальном уст­ройстве двери) можно перейти на макроуровень, когда каж­дый человек, осуществляя свои профессиональные и общест­венные функции, будет осознавать необходимость учета подобных потребностей и детей, и взрослых. При этом координатор по инклюзии в образовательном учреждении является организатором процесса сопровождения, его «двигателем».

На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие учащихся (воспитанников), положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способ­ствует развитию взаимодействия детей. В старших клас­сах школы, кроме этого, сопровождение призвано помочь в решении экзистенциальных проблем, в первую очередь самопознания и самореализации.

Учеными установлена прямая связь между наличием со­циально-эмоционального благополучия ребенка в учебном коллективе и его успешностью во всех видах деятельности, в том числе и учебной. Технология социально-эмоционального взаимодействия предполагает работу с педагогами, «нормально» развивающимися учащимися и их родителями в системе инк­люзивного образования, нацеленную на преодоление отрица­тельных установок, формирование приятия «особых» детей, понимание их особых потребностей, организатором которой также является координатор. В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется социальная компе­тентность, навыки общения с окружающими, преодолевается социальная изоляция, расширяются возможности произволь­ного взаимодействия со сверстниками. У тех и других фор­мируется опреде­ленная степень социальной зрелости и понимание факта (одного из главных признаков инклюзивного образования), что ребенок с ОВЗ не хуже и не лучше других - он такой же, как все.

Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье.

Даже если у детей, посещающих инклюзивное образовательное учреждения сходные нарушения, требующие создания похожих условий в образовательной среде, у каждого из них есть различия в особенностях микросреды, стиля воспитания в семье, возможностей для развития, потребностях и мотивах. Поэтому каждый ребенок и его семья требуют индивидуального подхода с учетом всех этих факторов.

В дополнение к вышеизложенному, хотелось бы упомянуть о важности командного междисциплинарного подхода в психолого-педагогическом сопровождении. То, насколько сотрудники объединены идеей и философией инклюзивного образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению «особого» ребенка и его семьи, других участников образовательного процесса, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат в коллективе. Системный междисциплинарный подход выражается и в таких конкретных вещах, как: опора на единую научно-методологическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка; общего междисциплинарного языка в трактовке тех или иных результатов диагностики; разработка взаимодополняющей коррекционно-развивающей программы; открытость информации о ребенке для всех специалистов, которые работают с ним и его семьей; единое календарно-тематическое планирование; проведение специалистами коррекционно-развивающих занятий на материале, включенном в содержание общеобразовательной программы и т.п.

Таким образом, можно выделить следующие принципы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в образовательном учреждении:

1) непрерывность;

2) системность;

3) индивидуальный подход;

4) обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса;

5) междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения.



Цель и основные задачи деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении
По нашему мнению, основной целью в работе координатора является обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса, что является одним из важнейших условий успешного включения детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей в среду образовательного учреждения, адаптации образовательного учреждения к новым условиям функционирования.

Можно выделить основные задачи деятельности координатора с точки зрения нормативной компетентностной модели деятельности педагога, дающей общее представление о том, что должно быть сделано для достижения наилучших результатов. При этом компетенция нами рассматривается как «интегрированная характеристика работника, основанная на его знаниях, опыте, навыках, мотивации, демонстрируемая в деятельности и поведении и позволяющая успешно решать профессиональные задачи» (9, с.39). К ним относятся:

1. Поддержка деятельности администрации в направлении развития инклюзивной культуры в учреждении, формировании инклюзивных ценностей, философии и идеологии в педагогическом, ученическом и родительском коллективах, «укладности» образовательного учреждения;

2. Участие в осуществлении инклюзивной политики, определении стратегии и тактики деятельности педагогического коллектива в области инклюзивного образования;

3. Планирование, реализация и анализ конкретных шагов администрации по развитию инклюзивной практики в образовательном учреждении;

4. Поддержка инклюзивной практики: организация условий для инновационной деятельности конкретных педагогов – учителей, воспитателей, специалистов психолого-педагогического сопровождения;

5. Поиск необходимых ресурсов как «внутри» образовательного учреждения, так и «вне» его;

6. Планирование, реализация и мониторинг конкретных шагов педагогического коллектива по включению «особых» детей в группу сверстников и в образовательный процесс, оценку адаптации и динамики развития;

7. Координация взаимодействия в междисциплинарной команде специалистов психолого-педагогического сопровождения, в том числе участников психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения;

8. Регулирование взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций, поддержка отношений сотрудничества и взаимопомощи;

9. Организация взаимодействия с родителями учащихся (воспитанников);

10. Координация взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами – учреждениями и организациями, связанными в единую систему инклюзивных образовательных учреждений или заинтересованными в развитии идей и поддержке инклюзивного образования.

Содержание и конкретные шаги в деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении напрямую зависит от следующих факторов:


  • общей стратегии органов управления образования и администрации образовательного учреждения в области развития инклюзивного образования;

  • стадии (этапа) включения образовательного учреждения в работу по развитию инклюзивной политики и практики;

  • специфики организации работы в образовательном учреждении той или иной ступени образования (детский сад, школа), определенного типа и вида (Центр образования – школа здоровья, детский сад комбинированного вида или Центр развития ребенка и т.д.);

  • подготовленности педагогического коллектива образовательного учреждения;

  • специфики контингента детей и родителей – участников образовательного процесса;

  • этапа работы в течение текущего учебного года;

  • содержания решаемой конкретной организационной задачи.


Каталог: content -> File
File -> Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования
File -> А. В. Безруких, О. М. Пиляаина Архетипы в психотерапии
File -> Тип личности и болезнь
File -> С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография
File -> Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования
File -> Дмитрий Калинский 5 шагов к счастливому я генетика счастья
File -> Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании
File -> Учебная программа «психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в доу»
File -> Учебная программа «психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в начальной школе»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница