Методические рекомендации «Особенности организации и проведения непосредственно образовательной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении»



Скачать 379.25 Kb.
страница1/4
Дата13.04.2016
Размер379.25 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4


Администрации города Костромы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Костромы

«Центр развития ребенка – Детский сад № 35»


Методические рекомендации
«Особенности организации и проведения

непосредственно образовательной деятельности в современном

дошкольном образовательном учреждении»

d:\дс35\оформление\ind.rabota_logopeda.jpg


Кострома, 2013
Бестелесная Лариса Александровна,

Раева Валентина Вячеславовна – старшие воспитатели МБДОУ

города Костромы «Центр развития ребенка – Детский сад № 35»


Методические рекомендации для воспитателей образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования «Особенности организации и проведения непосредственно образовательной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении»

Кострома, 2013

Методические рекомендации посвящены проблеме организации обучения детей дошкольного возраста на современном этапе в соответствии с Федеральными государственными требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В них представлены особенности организации и проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Даны сравнительные характеристики формам обучения детей - занятию и непосредственно образовательной деятельности. Достаточно подробно рассмотрена структура и компоненты непосредственно образовательной деятельности.

Авторы рекомендаций стремятся показать важность и необходимость организации обучения детей дошкольного возраста в ходе совместной деятельности педагога и детей

Адресуется воспитателям и старшим воспитателям образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования.


Уважаемые коллеги!
Долгое время основной формой организации обучения в детском саду считалось занятие. Оно организовывалось и проводилось педагогом, который определял в соответствии с реализуемой программой обучения и воспитания содержание, методику и технологию занятий с детьми различных возрастных групп.

В настоящее время в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655) образовательную деятельность следует осуществлять в совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной деятельности детей. Именно эта перемена сложнее всего поддается пониманию педагогов – практиков: как отказаться от того, что, по их мнению, получалось лучше всего?

В связи с этим, многим педагогам психологически трудно отойти от сложившихся стереотипов (например, «вкладывать» в ребенка как можно больше информации), сменить ценностные ориентиры, осознанно прийти к собственной рефлексии и быть готовым к принятию принципиально иной педагогической позиции.

Поэтому, непосредственно образовательная деятельность воспринимается педагогами зачастую как сумма занятий, организуемая взрослым для передачи детям знаний, умений и навыков.

Однако, в современных условиях педагог должен владеть принципиально новой развивающей технологией, уметь работать с новым, непривычным для него содержанием обучения.
В центре внимания авторов методических рекомендаций - непосредственно образовательная деятельность, как форма организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста на современном этапе.

Предложенные материалы будут интересны и полезны воспитателям для понимания происходящих перемен в современных подходах построения эффективного процесса развития и воспитания дошкольников.

Время перемен и законны развития заставляют нас учиться,

переучиваться и повышать квалификацию,

изучать, сравнивать, оценивать и выбирать.

Давайте делать это вместе!

Лариса Александровна Бестелесная

Валентина Вячеславовна Раева
Особенности организации обучения

детей дошкольного возраста на современном этапе
«Загляни в начало, и ты многое поймешь

Народная мудрость


В связи с изменением социокультурной и экономической ситуации в стране в конце 80-х года ХХ века началось реформирование системы образования. В 1989 году вышла в свет «Концепция дошкольного воспитания», в которой были раскрыты негативные черты существующей системы дошкольного воспитания (авторитарный стиль взаимодействия, идеологизация содержания, приоритет обучения над воспитанием и пр.). «Концепция дошкольного воспитания» впервые провозгласила идею самоценности дошкольного периода детства, который исключительно важен для развития ребенка сам по себе, а не лишь как «этап подготовки к будущей жизни» — к школе. «Только отношение к детству, как к самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие долго действующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства».

В Концепции обозначены четыре основных принципа, которые стали основополагающими для изменения содержания дошкольного образования России:


  • гуманизация - воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви, семье, Родине, природе;

  • развивающий характер образования - ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи;

  • дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения - развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;

  • деидеологизация - приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.


Таким образом, общий подход к процессу современного образования претерпел изменения, оно должно стать гуманистическим, личностно-ориентированным, развивающим и вариативным. Сегодня создаются объективные предпосылки для пересмотра теоретических основ и технологий системы массового образования.

В связи с изменениями общества появились и другие требования к его членам.


Современный человек должен уметь:

  • самостоятельно оценивать себя и свои поступки;

  • понимать окружающий мир природы и мир людей;

  • принимать самостоятельные решения относительно себя, других людей, социальных групп и общества в целом.

Наиболее естественным подходом в педагогической деятельности в современном образовании является личностно-ориентированный, признающий ценность развивающейся индивидуальности ребенка.

Вариативность образования призвана соответствовать потребностям и возможностям различных групп детей и их индивидуальным особенностям. Мы не должны стараться научить ребенка чему-то, важно воспитывать чувства ребенка, привить ему интерес к познанию окружающего, и тогда роль обучения будет иной, это прежде всего будет развитие готовности к самостоятельному познанию…Научить ребенка мыслить и самостоятельно добывать знания – это педагогическая цель современного образования.


Тезисы-цитаты Цукерман Г.А. дают возможность четко определить главное отличие развивающего обучения от традиционного:

  • традиционная педагогика основывается на трех китах – «дать образец, мотивировать его воспроизведение, вводить дозированную помощь, постепенно уменьшающуюся, по мере того как ребенок осваивает образец»;

  • основания нетрадиционной педагогики - «не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны, и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать».

Важно подчеркнуть, что прямой задачей обучения и воспитания в дошкольном периоде является развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка, а усвоение знаний и навыков происходит лишь постольку, поскольку они необходимы для развития способностей. Следовательно, усвоение знаний является средством достижения цели. Центр тяжести переносится с того, какой учебный материал предлагается детям, на то, как он дается.

Приоритетной задачей педагога на современном этапе является установка на развитие творческой деятельности ребенка, умение расковать мысль малыша, побудить стремление создавать новое, нестереотипное, делать самостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения. «Воспитатель должен стремиться не к передаче детям готовых знаний,
а к организации такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путем решения проблемных задач»
(«Концепция дошкольного воспитания»).

Для этого дошкольное образование необходимо связать с наукой и искусством. Педагог должен уметь «пленять и очаровывать» воспитанников, «заражать» их идеалами, ценностями и смыслами жизнедеятельности.


Дидактика(с греч.- «поучающий», «изучающий») – это «всеобщее искусство всех учит всему» (Я.А. Коменский), «отрасль педагоги, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов), а также разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения (Н.В. Бордовская, А.А. Реан).
Педагог строит свою деятельность в соответствии с тем, идеи какой педагогической системы он реализует. Профессор В.П. Беспалько предложил классификацию педагогических систем (технологий), созданных на основе типа организации управления познавательной деятельностью Принципиально важной стороной в педагогической системе является позиция ребенка в образовательном процессе и отношение к нему со стороны взрослых.
Автор выделяет шесть педагогических систем:

  1. Авторитарная педагогическая система (технология), в которой педагог является единоличным субъектом образовательного процесса, а ребенок – «объект». Она отличается жесткой организацией жизнедеятельности детей, подавлением их инициативы и самостоятельности, применением требований и принуждения.

  2. Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаетсядидактоцентрическая педагогическая система (технология), в которой господствует приоритет обучения («самое главное – это специальная готовность детей к школе»), а главными факторами формирования личности считаются дидактоцентрические средства.

  3. Личностно ориентированнаяпедагогическая система (технология) ставит в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация ее природных потенциалов. Ребенок – центр образовательной системы, ее основа. Данную технологию часто называют антропоцентрической. Таким образом, личностно ориентированная педагогическая система характеризуется антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеет цель – разностороннее, свободной и творческое развитие ребенка. В рамках личностно ориентированной педагогической системы выделяются: гуманно-личностная педагогическая система, педагогическая система сотрудничества и педагогическая система свободного воспитания и развития ребенка.




  1. Гуманно-личностная педагогическая система (технология)отличается, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку ребенка и оказание помощи ему. Идеи уважение и любви к ребенку, оптимистическая вера в его творческие силы, отказ от принуждения отличают эту технологи от других.




  1. Педагогическая система сотрудничества реализует идеи демократизма, равенства и приоритет партнерских субъект-субъектных отношений педагога и ребенка. Воспитатель и ребенок самостоятельно нарабатывают содержание, дают оценки, находясь в состоянии СО-трудничества, СО-творчества.

  2. Педагогическая система свободного воспитания и развития делает акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельность (в процессе обучения в том числе). Осуществляя выбор, ребенок наилучшим образом реализует позицию субъекта, основой данной технологии является внутреннее побуждение ребенка, но не внешнее побуждение.

Новые цели и задачи обусловили новое содержание образования, а, следовательно, и новые подходы к обучению детей дошкольного возраста.



Обучение – способ организации образовательного процесса, двусторонний процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, направленный на передачу и освоение обучающимся содержания образования.
Обучение – это общение педагога и детей, в процессе которого происходит управляемое познание, освоение социокультурного опыта, овладение конкретными видами деятельности, которые лежат в основе формирования личности, освоения системы ценностей.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования решение программных образовательных задач должно осуществляться в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, а не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, а также в ходе проведения режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.


Следовательно, обучение в современном дошкольном образовательном учреждении – составная часть образовательного процесса, которое может занимать разное место в режиме дня.


Обучение в образовательной деятельности


Непосредственно образовательная деятельность


Образовательная деятельность,

осуществляемая в ходе режимных моментов


Целенаправленное обучение в режимных моментах

Стихийное обучение

Ребенок осваивает новые способы деятельности, умения, происходит обогащение представлений детей, их систематизация и обобщение

Обучение в процессе детской деятельности, проектируемое заранее. Ребенок овладевает способами деятельности, с помощью взрослого добывает знания (опыты, эксперименты, наблюдения и пр.)

Самообучение ребенка в подготовленной среде (например, в дидактических играх и упражнениях)



Ребенок осваивает массу информации, разнообразные представления об окружающем (житейские), овладевает речью в процессе общения и деятельности. Задачи обучения не проектируются заранее, возникают по ходу деятельности.

Организованная образовательная деятельность осуществляется через разные формы обучения.



Форма организации обучения – способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения.
Традиционно выделяются следующие формы организации обучения:


Формы организации обучения


Особенности

Индивидуальная-

педагог обучает одного ребенка (коррекционная работа)




Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.


Групповая

(индивидуально-коллективная)- совместное выполнение задания несколькими детьми


Группа делится на подгруппы.

Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.




Фронтальная-

педагог одновременно обучает группу детей, внутри который каждый выполняет учебное задание самостоятельно. Группа может включать в себя весь коллектив дошкольников, а может быть разделена на части. Возможна смешанная форма обучения – сначала все вместе, а затем по частям



Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения может быть деятельность художественного характера.

Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.




Формы организации непосредственно образовательной деятельности предполагает организацию различных видов детской деятельности и адекватные возрасту формы работы с детьми.

Это связано, прежде всего, с тем, что уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Дошкольника смело можно назвать практиком: познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначальна субъектна, поскольку дошкольник – это, прежде всего, деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.



Помочь ребенку открыть мир для себя и себя – миру призваны взрослые, в том числе взрослые, имеющие такую непростую и такую замечательную профессию - ПЕДАГОГ!
Организованная образовательная деятельность соединяет в себе различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, двигательную, музыкально-художественную, восприятие художественной литературы.


Образовательная область

Детская деятельность

Формы работы

«Физическая культура»

Двигательная деятельность организуется при проведении НОД по развитию движений детей, режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка.

Подвижные игры с правилами. Подвижные дидактические игры. Игровые упражнения. Соревнования. Досуг.Игровые ситуации. Ритмика. Аэробика, детский фитнес. Спортивные игры и упражнения. Аттракционы. Спортивные праздники. Гимнастика (утренняя и пробуждения). Организация плавания.


«Социализация»

Игровая деятельность, являясь основным видом детской деятельности, организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей.


Сюжетные игры. Игры с правилами. Создание игровой ситуации по режимным моментам с использованием литературного произведения. Игры с речевым сопровождением. Пальчиковые игры. Театрализованные игры.

«Труд»

Трудовая деятельность организуется с целью формирования у детей положительного отношения к труду, через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. Включает такие направления работы с детьми как: самообслуживание, организацию хозяйственно-бытового труда, труд в природе, ручной труд.

Дежурство. Поручения. Задания. Самообслуживание. Совместные действия. Экскурсии.

«Познание»

Познавательно-исследовательская деятельность организуется с целью развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития. Основная задача данного вида деятельности – формирование целостной картины мира,

расширение кругозора детей.

Наблюдения. Экскурсии. Решение проблемных ситуаций. Моделирование.Экспериментирование. Коллекционирование. Увлечения.Реализация проекта. Игры (сюжетные, с правилами.Интеллектуальные игры (головоломки, викторины. Задачи-шутки, ребусы, шарады). Мини-музеи. Конструирование.

«Коммуникация»

Коммуникативная деятельностьосуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду, способствует овладению ребенком конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.


Беседа. Ситуативный разговор. Речевая ситуация. Составление и отгадывание загадок. Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные). Игровые ситуации. Этюды и постановки. Логоритмика.

«Чтение художественной литературы»

Восприятие художественной

литературы направлено на формирование у детей интереса и потребности в чтении книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.




Чтение. Обсуждение. Заучивание, рассказывание. Беседа. Театрализованная деятельность. Викторина. КВН. Вопросы и ответы. Презентации книжек. Выставки в книжном уголке. Литературные праздники, досуги.

«Музыка»

музыкально-художественная деятельность организуется с детьми ежедневно, в определенное время и направлена на развитие у детей музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку. Данный вид деятельности включает такие направления работы: как слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, танцевально-игровое творчество, игра на детских музыкальных инструментах.


Музыкальные дидактические игры. Слушание музыкальных произведений. Беседа. Досуг. Музыкальные праздники. Театрализованные игры. Этюды и постановки. Игровые ситуации.

«Художественное творчество»

Продуктивная деятельность направлена на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение их потребности в самовыражении. Данный вид деятельности реализуется через рисование, лепку, аппликацию.


Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. Реализация проектов. Создание творческой группы. Детский дизайн. Опытно-экспериментальная деятельность. Выставки. Мини-музеи.

Каталог: Kostroma EDU
Kostroma EDU -> Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб пособие для студ высш учеб заведений /А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с
Kostroma EDU -> 1 Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка
Kostroma EDU -> Программа деятельности Методического Ресурсного Центра
Kostroma EDU -> К вопросу о формировании личностно-профессиональной компетентности учителя-логопеда
Kostroma EDU -> Публичный отчет директора за 2012-2013 учебный год г. Кострома 2013
Kostroma EDU -> Одной из важнейших задач школы является формирование жизненного и профессионального самоопределения учащихся
Kostroma EDU -> Понятия «технология», «педагогическая технология», Признаки педагогической технологии
Kostroma EDU -> Деятельность пмпк в условиях современного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница