Методические рекомендации «Обеспечение педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в условиях внедрения фгос»



Скачать 376.38 Kb.
страница1/3
Дата15.02.2016
Размер376.38 Kb.
  1   2   3
Методические рекомендации

«Обеспечение педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в условиях внедрения ФГОС»

Методические рекомендации составлены на основе материалов городской рабочей группы «Обеспечение педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в условиях внедрения ФГОС» под руководством Гладковой Юлии Андреевны, канд.пед.наук.

В работе группы приняли участие старшие воспитатели, педагоги-психологи, воспитатели дошкольных образовательных организаций г.Москвы: М. Баратова, Ю. Беляева, Л. Воробьёва, Е. Горб, Г. Григорьева, В. Губанова, И. Гусева, М. Деева, О.Зубатова, Е. Зубова, Т. Иванова, И. Иванцова, Т. Качалова, Е. Колесова, О. Кондрухова, Т .Кострова, Е. Кузичева, М. Максимова, Л.Малкина, Т.Молодчая, Е. Мусаева, А.  Никишина, О. Овчарова, О. Осмоловская, А. Петрова, О. Плеханова, Ж. Попкова, Н. Разина, А. Романова, Н. Солдатова, О.Степанова, Е. Тимофеева, Н. Титова, Н. Шипунова, О. Шумель и другие.



Данные рекомендации и приложения к ним могут быть использованы работниками дошкольных образовательных организаций для разработки и реализации раздела основной образовательной программы дошкольного образования в части взаимодействия педагогов с родителями воспитанников, а также для планирования и организации работы по обеспечению педагогической поддержки семьи и повышении компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в условиях внедрения ФГОС ДО.

К каждому разделу методических рекомендаций даны практические приложения, схемы, системы планирования, сценарии, презентации.
Введение
Семья выступает важнейшим институтом социализации личности, она формирует у ребенка психологическую основу гражданской идентичности, ценностей и модели нравственного поведения. Ценности, приобретенные в семье, могут трансформироваться под воздействием дальнейшего опыта социализации, но именно в детстве закладывается фундамент мировоззрения человека. Под влиянием сложившейся в ходе семейного воспитания системы ценностей, потребностей и мотивации формируется отношение к стране, ее народам, историческому и культурному наследию.

Партнерство семьи и дошкольной образовательной организации является важнейшим условием эффективного решения воспитательно-образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Приоритетная роль семьи в воспитании и развитии ребенка заключается в том, что родители выступают для него «эмоциональным тылом», «обеспечивая базисную потребность в психологическом контакте и безусловном принятии» (А.Д. Кошелева). С такой позиции взаимодействие педагога с родителями должно быть направлено, в первую очередь, на укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных родительско-детских отношений. Поэтому содержание взаимодействия детского сада с семьей не должно дублировать формы и методы общественного воспитания, оно должно отражать специфику «вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника» (Е.П. Арнаутова).



Приложение 1 к данным рекомендациям – презентация с описанием направлений, форм и методов сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, с практическими примерами.

1. Вопросы взаимодействия с семьей в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования (раздел I, п.1.4., пп.5).

Одной из целей, на решение которых направлен ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (раздел I, п.1.6., пп.9).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (раздел I, п.1.7., пп.6).

Согласно требованиям к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, в содержательном разделе данного документы должны быть представлены, наряду с прочими, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников (раздел II, п. 2.11.2.).

Не менее важное место занимают вопросы взаимодействия с семьей в ряду требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а именно:

- образовательная среда организации должна включать условия для участия родителей в образовательной деятельности (раздел III, п. 3.1.);

- одним из важнейших психолого-педагогических условий успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования является поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей в непосредственно в образовательную деятельность (раздел III, п. 3.2.1., пп.8).

В ряду условий, необходимых для создания социальной ситуации развития ребенка, соответствующей специфике дошкольного возраста, одним из приоритетных является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (раздел III, п. 3.2.5., пп.5).

Дошкольная образовательная организация должна также создавать возможности для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы (раздел III, п. 3.2.8., пп.3).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет ряд требований к результатам освоения основной образовательной программы, являющиеся ориентиром для решения задач взаимодействия с семьями воспитанников (раздел IV, п.4.4.).

Таким образом, основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО, являются:

1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи

2. Повышение компетентности родителей

3. Помощь семье в воспитании и образовании ребенка

4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО

В планировании и организации указанной работы педагогические коллективы должны руководствоваться современными нормативно-правовыми, методическими и иными документами, а также локальными актами образовательной организации (Приложение 2).

Для реализации указанных направлений необходимо учитывать основные принципы сотрудничества с семьей.

2. Основные принципы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей
Под взаимодействием, в широком понимании, этого термина понимается процесс взаимного воздействия субъектов друг на друга с определенной целью.

Поскольку речь идет о взаимодействии двух субъектов образовательного процесса, целесообразно рассмотреть категорию «педагогическое взаимодействие». Данный процесс имеет две стороны:

1) функционально-ролевая, - участники взаимодействия должны понимать и принимать функции друг друга. Педагог должен понимать приоритетную роль семьи в воспитании и развитии дошкольника, а родители должны четко осознавать, какова роль дошкольной образовательной организации в образовании ребенка;

2) личностная, - педагоги и родители признают и принимают индивидуальные и личностные особенности друг друга. Педагог должен иметь четкую установку на то, что каждая семья уникальна, самоценна, имеет свои особенности, потребности, запросы; а родители должны принимать педагога, как личность со своими интересами, особенностями.

Взаимодействие педагога с родителями воспитанников должно быть основано на равном сотрудничестве, которое, в свою очередь, характеризуется согласованностью и слаженностью действий и мнений.

Таким образом, основными принципами сотрудничества педагогов с семьями воспитанников являются:

Принцип 1. Понимание педагогами и родителями функций и роли друг друга в воспитании и образовании ребенка дошкольного возраста.

Принцип 2. Максимально полное, деликатное изучение семьи воспитанника.

Принцип 3. Открытость педагога к семье.

Принцип 4. Активная позиция всех участников: педагог, семья, ребенок.



3. Основные направления взаимодействия педагога дошкольной образовательной организации с семьей
3.1. Изучение семей воспитанников
Каждая семья индивидуальна по своему виду, составу, социальному положению; каждый родитель имеет свои ожидания от педагога дошкольной организации, имеет свои представления о содержании воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Поэтому для эффективного построения работы специалистам детского сада нужно максимально глубоко изучать семью с тем, чтобы понять ее особенности, потребности, трудности и ожидания. Кроме доверительного контакта, это позволит выстроить систему дифференцированной работы с группами семей, уделить внимание индивидуальным интересам и потребностям родителей. Однако важно помнить, что изучение семьи должно проводиться деликатно, ненавязчиво, с согласия родителей (законных представителей) ребенка.
ЗАДАЧИ:

1. Определение социального статуса и самочувствия семьи и воспитанника.

2. Определение индивидуальных особенностей семьи и ребенка, выявление семей с особыми потребностями.

3. Определение ожиданий, воспитательно-образовательных потребностей семьи и ребенка.

4. Определение компетентности родителей, стиля детско-родительских взаимоотношений.
ФОРМЫ РАБОТЫ:

1. Письменные формы:

- анкета «Будем знакомы»;

- анкета «История моей семьи»;

- опросник;

- родительское сочинение;

- «Неоконченные предложения» и другие.

2. Устные формы:

- интервью;

- беседа;

- синквейн и другие.

3. Дистанционно-анонимные:

- переписка по электронной почте;

- форум;

- «Почтовый ящик» и другие.

4. Наблюдения:

- ребенка в разных видах деятельности

-семьи в ситуациях совместной деятельности (общение, образовательная, спортивная, досуговая, трудовая, игровая деятельность).

5. Проективные игровые и рисуночные методики:

- Рисунок семьи;

- Рисунок несуществующего животного;

- Дерево;

- Четыре персонажа;

- Почта;


- Домики и другие.

Описание указанных и других методов изучения семьи представлено в Приложении 3.



3.2. Реклама дошкольной образовательной организации
Как эмпирические, так и научные данные показывают, что сложности в налаживании взаимодействия детского сада с родителями возникают из-за неверной трактовки, а зачастую и из-за недооценки семьей роли дошкольного учреждения, поэтому одним из важнейших направлений является реклама, подразумевающая пропаганду дошкольного образования, рекламу собственных педагогических кадров и образовательных услуг.

ЗАДАЧИ:

1. Повышение социального статуса дошкольного образования (формулировка ФГОС ДО).

2. Повышение рейтинга дошкольной образовательной организации.

3. Привлечение максимального числа детей дошкольного возраста в организацию

4. Повышение авторитета педагогов организации в глазах родительской общественности, других социальных институтов.

5. Оптимизация оценки качества профессиональной деятельности педагогов, организации в целом



ФОРМЫ РАБОТЫ:

1. Сайт дошкольного отделения образовательной организации

* Страничка группы на сайте ОО: достижения группы; фото- и видео-альбом; информация о мероприятиях; интервью и другие интересные материалы; электронное портфолио педагога.

2. Выставки результатов воспитательно-образовательной работы: творческие работы; фото-отчеты.

3. Открытые показы различных видов детской деятельности

4. Совместные детско-родительские мероприятия:

-досуги, спортивные и конкурсные мероприятия;

-трудовые, благотворительные и другие акции.



Приложение 4.

3.3. Информационное обеспечение
Стремительное развитие информационного общества, появление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии в качестве средства общения, распространения педагогических знаний, консультативной поддержки семьи, а также открытости системы работы образовательного учреждения для родителей.

ЗАДАЧИ:

1.Всестороннее информационное обеспечение родителей в вопросах семейного воспитанияю

2.Освещение вопросов сотрудничества педагогов и родителей.
Формы взаимодействия образовательного учреждения с родителями воспитанников, посредством использования ИКТ:

-Сайт образовательного учреждения;

-Вебинар;

-Скайп;


-Блог;

-Социальная сеть;

-Трансляция (с использованием экранов, светодиодных табло);

-Электронная почта;

-Вайбер (viber);

-Whats App.

Методические рекомендации по данному направлению работы представлены в Приложении 5.


3.4. Педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей

ЗАДАЧИ:

1.Психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания дошкольников, в соответствии с индивидуальными особенностями, потребностями, запросами.

2.Повышение компетентности родителей в вопросах развития и семейного воспитания ребенка дошкольного возраста.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

1.Традиционные фронтальные формы: собрания, консультации, семинары.

2.Традиционные индивидуальные формы: беседы, консультации.

3.Интерактивные формы: детско-родительский клуб, родительская школа, конференция, тренинг, деловая игра.

4.Вовлечение семьи в образовательный процесс: управляющий совет, образовательные проекты, трудовая, конкурсная, досуговая деятельность, акции.

Указанные формы работы реализуются по двум направлениям:

1) для массового контингента семей воспитанников;

2) для дифференцированных групп семей:

-семьи детей различных возрастных категорий;

-семьи будущих первоклассников;

-различные категории неблагополучных семей;

-семьи детей с поведенческими проблемами;

-семьи детей с особыми потребностями;

-семьи одаренных детей

-семьи детей, не посещающих ДОУ;

Приложение 6а. Система комплексного дифференцированного психолого-педагогического просвещения и сопровождения семьи.

Приложение 6б. Система психолого-педагогического сопровождения семьи по образовательным областям.

3.5. Методическая работа с педагогами
Успешность и эффективность взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников зависит от психолого-педагогической компетентности педагогов, их мотивационной и коммуникативной готовности к организации данной работы. Большая роль в подготовке педагогов по данному направлению принадлежит методической службе дошкольной образовательной организации.

Старшему воспитателю дошкольного учреждения необходимо так построить методическую работу, чтобы основой профессионального сознания воспитателя стала его внутренняя убежденность в том, что, во-первых, семье принадлежит приоритетная роль в формировании личности ребенка; во-вторых, каждая семья уникальна, поэтому необходим дифференцированный подход к повышению психолого-педагогической культуры. Это требует перестройки мотивационной сферы, профессионального мышления, коррекции поведения, причем не только в процессе воздействия извне, но и на основе самовоспитания, самообразования, педагогической рефлексии. Другими словами, необходим более высокий уровень профессионально-педагогической культуры, благодаря чему у педагога появится осознание необходимости деформирования и переформирования профессиональной деятельности на основе замены одних приемов взаимодействия с родителями другими, овладения новой технологией общения с ними.



ЗАДАЧИ:

1.Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах семейного воспитания, взаимодействия с семьей.

2.Овладение навыками эффективного общения, обогащение коммуникативного опыта.

3.Расширение арсенала интерактивных форм взаимодействия педагога с семьей воспитанника, эффективных методов и приемов психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка.


НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Направление

Содержание

Форма

1. Содержательное (теоретическое)

Основы семьи и семейного воспитания

Консультация

Лекция


Мультимедиа-презентация

2. Личностно-психологическое

Психологическая, эмоциональная подготовка педагога

Тренинг
Психологическое упражнение


Мозговой штурм
Деловая игра
Практические упражнения

3. Коммуникативное

Овладение навыками эффективной коммуникации, приемами эффективного социального взаимодействия

4. Методическое

Формы, методы и приемы эффективного взаимодействия педагога с семьей

Семинар

Круглый стол

Мозговой штурм

Апробация форм работы




ОСНОВА ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ – ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ В ДОО

Центральное место в разделе теоретической подготовки педагогов должны занять знания  аксиологического характера: ценность семьи, ее, эмоциональных и нравственных основ, родительства, ребенка, воспитания, семейных традиций. При этом акцентировать внимание важно на тех нравственных ключевых принципах семейного взаимодействия, от которых зависит эмоциональное самочувствие всех членов семьи, особенно ребенка: любовь, соучастие, верность, взаимопомощь, преданность, уважение к прародителям.

Воспитатель должен иметь представления о психолого-педагогических основах функционирования современной семьи,  особенностях воспитательной ситуации  и родительско-детских отношений в зависимости от совокупности факторов (культура общая и психолого-педагогическая, тип и структура семьи, материальное положение и организация быта и т.д.).  Неосведомленность педагогов в таких вопросах создает основные проблемы во взаимодействии с семьей. Незнание специфики семейного воспитания ведет к тому, что воспитатель механически переносит содержание и методы воздействия на ребенка в детском саду на семейные условия.

Семейное воспитание приоритетно в силу биологической и эмоционально-психологической зависимости ребенка от родителей, тогда как общественное воспитание оказывает социализирующее воздействие на ребенка  как равноправного члена группы сверстников. Исходя из таких различий, очевидно, что педагог и родитель по-разному смотрят на вопросы воспитания и обучения ребенка, а это несовпадение взглядов может осложнить  налаживание взаимодействия. Однако в указанных различиях лежит и основной смысл сотрудничества, направленного на осознание единой цели воспитания и обучения ребенка, и основанного на взаимодополнении.

Развитие педагогической рефлексии у воспитателей способствует преодолению стереотипов и установок, являющихся одной из причин непонимания необходимости дифференцированной работы с семьями. Поэтому в процессе работы с воспитателями важно обучать их самоанализу своей деятельности, обращая их внимание на самоопределение причин, тормозящих эффективное взаимодействие с родителями, на сложившиеся стереотипы, установки и те личностные особенности, которые снижают влияние (а иногда сводят на нет) на формирование психолого-педагогической культуры родителей.

Действенным здесь является прием обмена опытом, мнениями между педагогами по вопросам общения с родителями, привлечения их к воспитательно-образовательному процессу, оформлению наглядной информации, тематике и содержания бесед, родительских собраний. Воспитатели могут рассказать о своих трудностях, путях их преодоления.

Помимо теоретической и мотивационно-коммуникативной подготовки, необходима работа практической направленности. Чтобы развить у педагогов определенные навыки реализации технологии дифференцированного взаимодействия с родителями с учетом особенностей семьи, старшим воспитателям необходимо использовать такие формы работы, как деловые игры, тренинги, выполнение проектов, творческих заданий.

В тренингах и играх воспитатели имеют возможность воспроизводить жизненные ситуации,  требующие  действий, которые связаны с решением вполне конкретных, порой нестандартных задач. Причем, игры нужно строить так, чтобы педагоги, взяв на себя роль, учились культуре общения, соблюдению  уважительного отношения к личности собеседника. В игровой форме педагоги могут упражняться в применении «Я – сообщения», учиться отказываться от форм конфликтной субкультуры, выражать интерес к мнению собеседника, жестами, репликами, мимикой,  поощряя его к высказываниям. Игры имеют также высокую степень информативности, так как позволяют на примере знакомить воспитателей со многими тонкостями внутрисемейных отношений.

В работу с воспитателями необходимо включать также деловые игры, практические упражнения и тренинги, направленные на повышение уровня коммуникативной культуры, культуры педагогического общения как важнейшей характеристики профессионально-педагогической культуры.

Показателями эффективности работы методической службы с воспитателями являются: умение педагогов проектировать и осуществлять разные формы психолого-педагогического просвещения (беседы, консультации, вечера вопросов и ответов, родительские собрания, совместная деятельность родителей, детей, педагогов); умение грамотно в теоретическом и методическом отношении готовить наглядные материалы (стенды, тематические буклеты, листовки, афиши, извещающие о предстоящих мероприятиях). Кроме того, хорошо подготовленному воспитателю легко удается стимулировать активность родителей, поддерживать их инициативы, мотивировать для участия в совместной работе, строить взаимодействие в соответствии с принципами углубленности и избирательности.


4. Раздел «Педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей» в основной образовательной программе дошкольного образования
Основываясь на изложенных выше методических рекомендациях, в основную образовательную программу дошкольного образования должны быть включены следующие аспекты по направлению «Педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей»:
Цель и задачи

Основные принципы работы

Требования к условиям организации работы

Требования к педагогическому составу ДОО

Основные направления работы

5.1) методическая работа с педагогами;

5.2) изучение семьи;

5.3) реклама;

5.4) информационное обеспечение;

5.5) педагогическая поддержка семьи и повышение родительской компетентности:

* работа с массовым контингентом;

* работа с дифференцированными группами

6. Система мониторинга эффективности работы.

7. Приложение: диагностические методики, планирование и т.д.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница