Методические рекомендации Краснодар 2015



страница1/8
Дата27.05.2016
Размер1.42 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
Методические рекомендации


Краснодар 2015
Авторы-составители:


Рыженко С. К.

кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования


Чернявская О.С.

старший преподаватель кафедры психологии Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования



Рецензенты:


Кузма Л.П.

Ефрюшкина О.В.

кандидат психологических наук, заведующий кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования


кандидат психологических наук, педагог-психолог государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Краснодарского края






В методических рекомендациях представлены материалы, необходимые для организации и осуществления психологического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС общего образования. Дается перечень нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность педагога-психолога школы, рекомендуемая номенклатура дел. Формат рабочей тетради с предложенными образцами организационно-методической, рабочей и отчетной документации позволит педагогу-психологу оперативно справиться с оформлением документации. Методические рекомендации предназначены педагогам-психологам общеобразовательных организаций, студентам психолого-педагогических факультетов, а также слушателям курсов повышения квалификации.



Утверждены на заседании Ученого совета протоколом №_  от _ 2015 г.

Шрифтом красного цвета обозначены дополнения специалистов МБУ ЦПДК г.Сочи.


ВВЕДЕНИЕ
Согласно квалификационным характеристикам педагог-психолог осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в школе.

Можно выделить две основные трудовые функции педагога-психолога:



  1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ.

  2. Оказание психологической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации.

В соответствии с требованиями ФГОС общего образования психолого-педагогические условия реализации основных образовательных программ общего образования должны обеспечивать:

-преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования;

-учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;

-формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;

-вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);

диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации);

вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Пакет  документации педагога-психолога включает в себя:

–нормативно-правовую документацию;

–учетно-отчётную документацию;

–организационно-методическую документацию.

НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Номенклатура дел позволяет систематизировать тот перечень документов, который ведет педагог-психолог в образованном учреждении. Номенклатура дел составляется с учетом документооборота, отражающего основные направления деятельности и сферы профессиональных интересов педагога-психолога. Номенклатура дел является достаточно вариативной и зависит от стратегии построения своей профессиональной деятельности педагогом-психологом.

Каждая папка подписывается согласно тому перечню, который указан в номенклатуре дел. На обложке любой папки прикрепляется в левом верхнем углу – название образовательного учреждения согласно уставу, а в правом – индекс дела согласно номенклатуре дел.

Сам лист «Номенклатура дел» подписывается директором школы. Перечень папок в номенклатуре дел обновляется раз в пять лет, сам лист номенклатуры дел – с января месяца каждого календарного года.

Папка «Входящая документация» содержит все нормативно-правовые документы, которые регламентируют работу педагога-психолога:



  • постановления Правительства РФ, приказы, письма Минобрнауки России;

  • постановления, распоряжения главы администрации;

  • приказы, положения образовательной организации;

  • письма других организаций: отдела опеки и попечительства, медицинских учреждений, органов внутренних дел, прокуратуры, органов социальной защиты и т.д.

Папка «Исходящая документация» содержит документы педагога-психолога:

  • информацию по запросу вышестоящих организаций;

  • справки;

  • аналитические отчеты;

  • письма и т.д.

Учетно-отчетная документация педагога-психолога представляет собой содержательный анализ деятельности по всем направлениям психологического сопровождения. К отчетной документации относятся: заключения по результатам индивидуального или группового обследования участников образовательного процесса, листы коррекционно-развивающей работы.

Журналы учета видов работы позволяют отслеживать ежедневные разнообразные мероприятия, проводимые педагогом-психологом в течение года. Наличие всего объема информации, отраженной в журналах учета видов работы, позволяют психологу успешно проводить анализ проделанной за учебный год работы, получать необходимые отчетные статистические данные. Журналы заводятся на каждый вид деятельности: психодиагностика, консультирование, развивающая, коррекционная, просветительская, экспертная и методическая работа. Допускается ведение одного журнала с отведением определенного количества страниц на каждый вид деятельности.




Примерный лист номенклатуры дел педагога-психолога

образовательного учреждения


Номенклатура дел 201___ год

Индекс дела

Наименование дела

Кол-во папок

Срок заполнения

Срок хранения

  1. Нормативно-правовая документация

01.01

Входящая документация

1

В течение года

Постоянно

01.02

Исходящая документация

1

В течение года

Постоянно

01.03

Номенклатура дел*

1

В течение года

Постоянно

  1. Учетно-отчетная документация

02.01

Перспективный план работы педагога-психолога на год

1

Июнь

Постоянно

02.02

План работы на месяц

1

В течение года

Постоянно

02.03

Журнал индивидуальных консультаций

1

В течение года

Постоянно

02.04

Журнал индивидуальной коррекционно-развивающей работы

1

В течение года

Постоянно

02.05

Журнал диагностической работы

1

В течение года

Постоянно

02.06

Журнал учета групповых форм работы

1

В течение года

Постоянно

02.07

Документы о выполнении работы (справки, отзывы)

1

В течение года

Постоянно

02.08

Протоколы и заключения диагностических обследований

1

В течение года

Постоянно

02.09

Годовой аналитический отчет

1

Май

Постоянно

02.10

Индивидуальные психологические карты обучающихся**  

1

В течение года

Постоянно
















03. Организационно-методическая документация

03.01

Тематические планы мероприятий  

1

В течение года

Постоянно

03.02

Журнал экспертизы и организационно-методической работы

1

В течение года

Постоянно

03.03


Коррекционно-развивающие, профилактические программы

1

В течение года

Постоянно

03.04

План самообразования

1

В течение года

Постоянно

03.05

Методические разработки психологических игр, упражнений

1

В течение года

Постоянно

03.06

Методические рекомендации, памятки

1

В течение года

Постоянно

03.07

График работы

1

Сентябрь

Постоянно

03.08

Циклограмма работы на месяц

1

В течение года

Постоянно

03.09

Диагностический инструментарий


1

В течение года

Постоянно

*Здесь могут храниться: лист номенклатуры дел; трудовой договор; должностная инструкция; инструкция по охране труда педагога-психолога, паспорт кабинета педагога-психолога, который содержит перечень имущества и оборудования.

**Ведутся на обучающихся с ОВЗ, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации и нуждающихся в индивидуальной психокоррекционной работе.

Итоговая отчетность представлена годовым аналитическим отчетом, который состоит из статистического и развёрнутого аналитического отчета за год в соответствии с утвержденным перспективным планом. При написании годового отчета педагог-психолог помимо приведённой статистики и её анализа должен указать затруднения, возникшие проблемы, что должно быть учтено при составлении следующего перспективного плана.

Протоколы и заключения диагностических обследований, психологические карты обучающихся относятся к закрытой документации и должны храниться в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и могут предъявляться по запросу профильных специалистов системы образования муниципалитета и края, курирующих данное направление, методистов территориальной методической службы. Это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности.

Психологическая карта обучающегося (карта психического развития)– совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте. Психологическая карта должна содержать выписку из медицинской карты, отражающую основные параметры психофизического развития ребенка и его соматического состояния. Индивидуальная психологическая карта оформляется на детей-инвалидов, детей с ОВЗ, обучающихся на дому; детей, лишенных родительского попечения; детей из социально неблагополучных семей; детей «группы риска» (состоящих на внутришкольном учете или в КДН, обучающихся с отклоняющимся поведением, в том числе суицидальным), других детей, нуждающихся в индивидуальном психологическом сопровождении.

Психологические заключения содержат структурированные показатели психофизического развития ребенка, оценку нормативно-возрастных показателей развития универсальных учебных действий, основанные на психологической диагностике показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка.

Выписки из психологических заключений и карт развития оформляются по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных и других государственных организаций и ведомств. Основной текст выписки – адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы.

Протоколы обследования являются формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком.

Протоколы коррекционных занятий (листы коррекционных занятий), бесед оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний.

Папка раздела «Организационно-методическая документация» содержит документы:


  • помогающие окружающим ориентироваться во времени работы педагога-психолога;

  • фиксирующие и регламентирующие работу педагога-психолога;

  • инструментарий специалиста.

Журнал организационно-методической работы отражает участие педагога-психолога в научно-практических конференциях, круглых столах, выступления на методическом объединении, педсоветах и т. д.

В папке «Диагностический инструментарий» хранятся используемые в работе надёжные и валидные психодиагностические методики. Примерный перечень психодиагностических методик представлен в Письме Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК- 268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». Также педагог-психолог может использовать лицензированные компьютерные программы научно-производственных фирм «Алматея», «Адалин», «Иматон».

Для организации индивидуальных и групповых коррекционных и развивающих занятий педагог-психолог использует программы, рекомендованные Министерством образования и науки России, Федерацией психологов образования России, Министерством образования и науки Краснодарского края.

Организационно-методическая документация оформляется педагогом-психологом самостоятельно и по мере необходимости может быть дополнена.

Каждая папка хранится в течение 5 лет. Затем сдается в архив.

Педагог-психолог представляет на утверждение руководителю образовательной организации перспективный план на предстоящий учебный год (Форма №1), график (Форма №2) и циклограмму рабочего времени (Форма №3). На согласование методисту территориальной методической службы (ТМС), руководителю методического объединения (РМО) или другому специалисту, курирующему деятельность школьных психологов в муниципалитете представляется перспективный план на предстоящий учебный год в срок не позднее 15 сентября текущего года.

По итогам учебного года педагог-психолог предоставляет годовой аналитический отчет о проведенной работе руководителю образовательной организации (Форма №14) до 25 мая и в срок не позднее 30 мая методисту ТМС, руководителю РМО или другому специалисту, курирующему деятельность школьных психологов в муниципалитете.

При увольнении педагог - психолог сдает всю документацию руководителю образовательной организации.




РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 22 декабря 2014 г. N 1601 г. Москва "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" устанавливает педагогам-психологам продолжительность рабочего времени в пределах одной ставки 36 часов в неделю.

Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 № 69
"Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений" п. 8.1. гласит, что «режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения с учетом: выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами».

Количество общего рабочего времени в течение года при 36-часовой рабочей неделе, составляет примерно 1800 часов, или 160 часов в месяц (с учетом отпускного времени). Необходимо знать количество рабочих часов именно в месяц, а не в неделю, так как не каждую неделю психолог выступает на педсовете, родительском собрании или участвует в консилиуме. Рассмотрим, как рабочее время педагога-психолога распределяется в соответствии с видами деятельности в соответствии с «Ориентировочными нормами продолжительности различных видов работ практического психолога образования», принятыми на коллеги Министерства Образования РФ «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ» (решение № 7/1 от 29.03.95).

В таблице общее рабочее время психолога представлено как основное и подготовительное. Согласно нормативам, эти части равноценным по астрономическим часам. Основное рабочее время составляет не менее половины, т.е. примерно 80 часов в месяц. Его предусмотрено использовать на консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую, профилактическую, просветительскую и экспертную работу с учащимися, родителями и педагогами, как в индивидуальной, так и в групповой формах.

Вторая же половина времени (еще 80 часов в месяц) приходится на обработку и анализ полученных результатов, заполнение документации, организационную и методическую работу.



В связи с тем, что организационно-методическая работа является не менее важным направлением деятельности необходимо уточнить, что именно может быть отнесено к организационно-методической работе:

  • анализ и планирование деятельности в целом;

  • анализ научной и практической литературы для подбора инструментария и разработки развивающих и коррекционных программ;

  • участие в научно-практических семинарах, конференциях, посещение совещаний и методических объединений, курсов повышения квалификации;

  • оформление кабинета.

  • При составлении годового или текущего плана, необходимо всегда планировать данную работу.

  • Время, затраченное на исполнение того или иного вида работы, может варьироваться в зависимости от причин обращений к психологу, первичности или повторности обращения, возраста, состояния и других особенностей обращающегося.

  • Кроме того, в соответствии с запросами образовательного учреждения, сочетание вида работы и количества рабочего времени на его выполнение может меняться. Если на какой-то вид деятельности запрос не предъявляется, то освободившееся время распределяется по усмотрению психолога и согласованию с администрацией на другие, более необходимые виды работы.

Ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога по видам деятельности

ВИДЫ РАБОТ

I

II

Время на один прием (мероприятие)

Общее время в месяц

Время на подготовку или анализ

Общее время в месяц

Индивидуальное психологическое обследование

1-1,5 часа

15 часов

0,5-1 час

10 часов

Групповое психологическое (скрининговое) обследование

1-1,5 часа

3 часа

3-3,5 часа

7 часов

Индивидуальная консультация

1-1,5 часа

15 часов

0,3 часа

3 часа

Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие

0,5-1,5 часа

15 часов

0,3 часа

3 часа

Групповое развивающее и коррекционное занятие

1-1,5 час

20 часов

1 час

20 часов

Просветительская работа

0,5-1,5 час

4 часа

0,5 часа

2 часа

Экспертная работа

2,5-3 часа

3 часа




2 часа

Организационно-методическая работа

-

-

7 часов в неделю

28 часов

ВСЕГО

-

75 часов

-

75 часов

По таблице легко определить количественные показатели деятельности педагога-психолога. В среднем в нашем случае они составляют за 10 месяцев работы (учебный год):



  • Диагностика индивидуальная: 150 – 170 обследований;

  • Диагностика групповая: 20 групп;

  • Консультирование: 150-170 приемов;

  • Развивающие и коррекционные занятия
    индивидуальные: 150 – 170 занятий;
    групповые: 200 – 240 занятий.

  • Просветительские мероприятия: 20 мероприятий;

  • Экспертные мероприятия: 10 мероприятий.

Примерная продолжительность различных видов работы

школьного психолога


Вид работы

Среднее

время

(в часах)

Примечания

1.Индивидуальная психологическая диагностика, обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций.

6,0

Из расчета на одного учащегося.

2. Групповая психодиагностика, обработка результатов, оформление психологического заключения.

16,5

Из расчета на один класс.

3. Индивидуальное консультирование учителей.

1,5

Из расчета на одну беседу.

4. Групповое консультирование учителей.

2,0

То же.

5. Индивидуальное консультирование родителей:

первичный прием,

вторичный прием,

последующие приемы.



2,5


1,5

0,7


То же.


--“--

--“--


6. Групповое консультирование родителей:

первичное,

последующие.

2,0


1,0

--“--


--“--

7. Индивидуальное консультирование учащихся

а) начальной школы:

первичное,

последующие,

б) средней школы:

первичное,

последующие,

в) старшей школы:

первичное,

последующие


1,5


0,7
2,0

0,7
2,5

1,0

Из расчета на одну беседу


--“--

--“--
--“--

--“--


8. Профконсультации

а) с учащимися средней школы,

б) с учащимися старшей школы.

3,0

5,0

Из расчета на одного учащегося (включая беседы с родителями и педагогами).

Без проведения психодиагностической работы.


9. Индивидуальная коррекционная работа с учащимися.

30,0

Из расчета на одного учащегося.

10. Групповая коррекционная работа с учащимися.

40,0

Из расчета на группу.

11. Деловые игры, тренинг с педагогами:

подготовка,

проведение.


7,0

40,0


Из расчета на одну игру, на один цикл занятий.

12. Подготовка к педагогическому консилиуму.

5,0

Без диагностической работы.

13. Подготовка к выступлению на родительском собрании, педсовете, семинаре для учителей.

3,0

Из расчета на одно мероприятие.

14. Подготовка к проведению «воспитательных часов» для учащихся.

3,0

--“--

15. Ежедневное итоговое оформление документации.

0,5

--“--

16. Обобщение результатов работы, написание отчета.

5,0

--“--

17. Консультации в научных центрах, участие в методическом семинаре школьных психологов.

8,0

В неделю.

18. Работа в библиотеке, в том числе электронной.

5,0

--“--

Распределение видов профессиональной деятельности по дням недели и рабочим часам может варьироваться при сохранении общего принципа организации психологических взаимодействий с детьми и взрослыми, а также с учетом особенностей данных взаимоотношений:



  1. Групповые занятия с детьми (коррекционные и развивающие) не рекомендуется проводить в утренние часы в понедельник.

  2. Все диагностические процедуры целесообразно организовывать с утра.

  3. Индивидуальное и групповое консультирование родителей желательно сдвинуть на более позднее время.

Необходимо учитывать, что нагрузка педагога-психолога в образовательной организации будет давать эффективные результаты при работе не более, чем со 380- 500 обучающимися.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Документы в сфере защиты прав детей:


  1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года).

  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ)

  3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 31.01.2014)

  4. Федеральный закон от 24.06.1999 №120 – ФЗ (ред. от 02.04.2014, изм. от 04.06.2014) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

  5. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения»

  6. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

  7. Указ президента РФ от 01.06.2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

  8. Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 № 1 "Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации"

  9. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена указом президента РФ В.В. Путина, Пр. №827 от 03.04.2012 г.).

  10. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

  11. Закон Краснодарского края от 21.07.2008г. № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае».

  12. Закон Краснодарского края от 29 декабря 2004 г. N 827-КЗ «Об обеспечении основных гарантий прав ребенка в Краснодарском крае».

  13. Постановление главы администрации Краснодарского края  от  4 апреля 2008 г. № 258 "Об утверждении положения о порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в области организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении"

Документы в сфере образования:


  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.А. Медведевым, Пр. №271 от 04.02.2010 г.).

  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.02.2014)

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта» начального общего образования.

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373».

  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413

  7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".

  9. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"

  10. Приказ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  11. Приказ №1599 от 19.12.2014 «Об утверждении государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

  12. Приказ №1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

  13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" вместе с "СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...")

  14. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 октября 2011 г. № 2537 «Об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011 – 2015 годы».

  16. Письмо Минобразования РФ от 18 апреля 2008 от 28 октября № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

  17. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации №06-356 от 27.02.2012 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся».

  18. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № АФ – 72/06 от 25.02.2011 «Об обеспечении возможности анонимного сообщения».

  19. Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 25 июля 2008 года № 2412 «Об утверждении Примерного положения о порядке приема в специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Краснодарского края».

  20. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. N 795 "Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников"

  21. Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 15 сентября 2008 года № 3249 «О дополнении в приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 25 июня 2008 года «Об утверждении Примерного положения о порядке приема в специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Краснодарского края».

  22. Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 29 сентября 2009 г. № 3081 «О развитии безбарьерной среды в образовательных учреждениях в 2009-2010 учебном году в образованиях Краснодарского края».

  23. Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 11.11.2009 года №3551 «Об организации инклюзивного образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в Краснодарском крае».

  24. Письмо Министерства образования и науки Краснодарского края №___47-12968/14-14__от 8.09.2014 г. «Схема организации и проведения аттестации педагогических работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории в Краснодарском крае


Документы в сфере организации психологического сопровождения:


  1. Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России, принятый на Всероссийском съезде практических психологов образования 26.03.2003 г.

  2. Письмо Минобразования РСФСР от 30.05.1989 №542/13т «О введении должности психолога в учреждениях народного образования»

  3. Письмо ФСЗ РФ от 26.07.1995 N П-3-11-1450 "О Службе практической психологии образования".

  4. Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 № 636 "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации".

  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082 “Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии”.

  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 июня 2014 г. "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования".

  7. Письмо Министерства образования и науки РФ № 06-971 от 07.07.2006 «Об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».

  8. Письмо Минобразования РФ от 28.10.2003 N 18-52-1044ин/18-28 "О рекомендациях по организации деятельности психологической службы в среднем специальном учебном заведении, о примерной должностной инструкции педагога-психолога среднего специального учебного заведения".

  9. Письмо Минобрнауки РФ от 28.12.2007 N 06-1965 "Рекомендации по совершенствованию деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров)".

  10. Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 N 28-51-513/16 "О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования"

  11. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 06-1216 от 24.09.2009 г. «О совершенствовании комплексной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам».

  12. Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 25 сентября 2009 года № 3060 «Об утверждении Положения о психолого-социально-педагогической службе образования Краснодарского края».

  13. Письмо МОН КК РФ №28-51-513/16 от27.06.2003 «Организация службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в образовательном учреждении».

  14. Письмо МОН КК от 21.2013 № 47-17062/13-14 «О методических рекомендациях по организации психолого-педагогического сопровождения процесса обучения детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий».

  15. Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК- 268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

  16. Приказ труда и социальной защиты Российской Федерации №514 /н от 24 июля 2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».


Документы в сфере трудового права:


  1. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 02.04.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.04.2014)

  2. Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций"

  3. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601

  5. "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре"

  6. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 № 216н (ред. от 23.12.2011) "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования"

  7. Приказ Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений».

  8. Приказ Росрезерва от 19.12.2008 № 172 "Об утверждении Перечней должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных учреждений"

  9. Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».

  10. Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”» (ред. от 26.05.2009)

  11. Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» (ред. от 16.07.2009).

  12. Постановление Минтруда России от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры».


Локальные нормативные акты (внутриорганизационные документы):

  1. Устав образовательной организации;

  2. Должностная инструкция педагога-психолога;

  3. Основные образовательные программы

  4. Общешкольные планы;

  5. Положения о социально-психологической службе образовательной организации, о Штабе воспитательной работы, о Совете профилактике и другие.


Форма № 1


Согласовано

руководитель РМО

(методист ТМС)

Утверждаю

Директор __________________

(наименование ОО)






Перспективный план работы
_______________педагога-психолога _________на ______________учебный год

ФИО

Цель: _________________________________________________________________________

Задачи:________________________________________________________________________



Наименование работы

Раздел ООП*

Категория

Сроки

Форма отчетности

Психологическая диагностика














































Индивидуальная коррекционно-развивающая работа














































Групповая коррекционно-развивающая работа














































Консультирование














































Психологическое просвещение и профилактика**














































Экспертиза и организационно-методическая работа***














































Проектная деятельность****





























































Диспетчерская деятельность и межведомственное взаимодействие*****














































Примечание

  • Цель отражает основное содержание деятельности педагога-психолога.

  • Основаниями для определения задач являются как, функциональные обязанности психолога, запрос администрации, профессиональный анализ состояния образовательного процесса с точки зрения психолога (на основании отчета о работе психолога за предыдущий учебный год), штатное расписание, количество учащихся/воспитанников, так и наличие в ОО специальных условий, уровень квалификации педагога-психолога.

*Указывается соответствующий раздел основной образовательной программы, например, Психолого-педагогические условия реализации ООП, Программа формирования УУД, Система оценки образовательных результатов, Программа воспитания и социализации и т.д.

**Данный раздел включает в себя и образовательную деятельность педагога-психолога (реализация образовательных программ по психологии: элективных курсов, уроков психологии и т.д.).

***Экспертиза – вид деятельности педагога-психолога, направленный на оценку комфортности и безопасности образовательной среды, анализ эффективности использования методов и средств профессиональной деятельности.

****Проектная деятельность включается в перспективный план при участии педагога-психолога в реализации образовательных проектов и психологического сопровождения опытно-экспериментальной работы любого уровня (международного, федерального, регионального, муниципального, уровня образовательной организации).

*****Включает направление обучающегося к узким специалистам с целью углубленной диагностики, коррекции, психотерапии, связь с центрами, медицинскими учреждениями, выборочный контроль за посещаемостью коррекционных занятий, получение заключений по результатам углубленной диагностики и др.

Примечание.

1. Перспективный план может строиться не по видам, а по направлениям деятельности педагога-психолога или быть тематическим. Тогда в строке указывается направление деятельности:

- Деятельность в рамках ШВР,

- Работа в рамках Центра профориентации,

- Работа в рамках кабинета профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни,

- Работа в школьной службе медиации,

- Работа в ПМПк,

- Психологическое сопровождения реализации ФГОС НОО,

- Психологическое сопровождение ФГОС ООО,

- Формирование жизнестойкости и профилактика суицидального поведения,

- Психологическое сопровождение обучающихся «группы риска»

- Поддержка детских объединений, ученического самоуправления,



- Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации,

- Психологическое сопровождение подготовки обучающихся к итоговой аттестации.

2. Графа «Наименование работы» может содержать как название разового мероприятия с указанием темы и формы проведения (собрание, тренинг, беседа, урок…), так и название программы деятельности по определенному направлению (например: проведение диагностического обследования или сопровождения класса YII вида и т.п.). Во втором случае должны быть подпункты пункта 3 (с указанием названии мероприятия, темы, формы проведения), каждый из которых имеет свой срок и результат.

3. В графе «Категория» отражается категория сопровождения (учащиеся (с указанием класса, воспитанники (с указанием группы), педагоги, родители).

4. Если ответственность за организацию и проведение мероприятий распределяется между несколькими сотрудниками, то необходимо добавить дополнительную графу «Ответственные» после графы «Срок проведения». Можно указать содержание ответственности (например: оформление помещения, подбор участников, проведение тренинга и т.д.).

Форма № 2 (примерная форма)*





Утверждаю

Директор __________________

(наименование ОО)



ГРАФИК РАБОТЫ

педагога-психолога ______________________________

(Ф.И.О.)


на 201__ - 201__ учебный год ___________________________________

(наименование ОО)





День недели/ общее время

работы*

Часы непосредственной работы с участниками образовательного процесса

Часы

организационно-методической

работы

Кол-во часов в день

Часы

консультативного приема

родителей

и педагогов

Часы индивидуальной

и групповой

работы с обучающимися

Понедельник














Вторник














Среда














Четверг














Пятница














Суббота












Всего часов

в неделю












Педагог - психолог _____________________Ф.И.О.


*Общее количество времени в неделю составляет 36 часов, из них 18 часов непосредственной работы с участниками образовательного процесса, 18 часов организационно - методической работы.
*Можно использовать форму, указанную в дополнении.

Форма № 3 (примерна форма)*






Утверждаю

Директор __________________

(наименование ОО)

Циклограмма работы

педагога-психолога*


День недели


Время

Содержание работы

Понедельник

9.00 – 11.30

Подготовка к занятиям

11.30-13.00

Групповая психодиагностика

13.00-15.00

Консультирование обучающихся (индивидуальное, групповое)


Вторник

12.00 –14.00

Коррекционно-развивающие и профилактические занятия (групповые, старшие классы)

14.00-16.00

Подготовка к занятиям

16.00-18.00

Коррекционно-развивающие занятия (групповые, среднее звено)


Среда

12.00-13.30

Психодиагностика

13.30-14.00

Подготовка к занятиям

14.00-15.00

Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные)

15.00-16.30

Коррекционно-развивающие занятия (групповые, начальная школа)

16.30-18.00

Обработка результатов


Четверг*


9.00-15.00

Методический день:

организационно-методическая работа (анализ, планирование деятельности; анализ научно-практической литературы; участие в семинарах, посещение курсов, совещаний, МО и т.д.)

Пятница

9.00-11.30

Обработка результатов

11.30-13.00

Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные, групповые)

13.00-15.00

Консультирование обучающихся (индивидуальное)


Суббота

9.00-11.00

Оформление документации

11.00-12.30

Консультирование педагогов (индивидуальное)

12.30-13.30

Оформление кабинета

13.30-15.00

Консультирование родителей (индивидуальное, групповое).

Психологическое просвещение родителей (лекторий)



*Распределение видов профессиональной деятельности по дням недели и рабочим часам может варьироваться.

*Можно использовать форму, указанную в дополнении.

Форма № 4
План работы на месяц

________________________педагога-психолога _____________________

ФИО ( наименование ОО)
на ___________________месяц________года




п/п

Виды деятельности

и содержание работы


Срок выполнения


Участники

(возрастная группа)


Формы и средства

Отметка о выполнении

и примечания









































































  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница