Методические рекомендации классным руководителям «Внеучебная деятельность как ресурс развития личностных компетенций студентов»



страница1/6
Дата22.02.2016
Размер494 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
ФГОУ СПО «Омский колледж профессиональных технологий»



О.В. Сорокина, Е.А. Литовченко


Методические рекомендации классным руководителям
«Внеучебная деятельность как ресурс развития личностных компетенций студентов»

Омск, 2010

Рецензенты:

Н.С. Макарова, к.п.н. ВПО «Омский государственный педагогический университет» .

Методические рекомендации предназначены для классных руководителей с целью использования в воспитательной работе современных педагогических технологий и методов обучения. В данном пособии раскрыты: характеристика методов активного обучения, метода проектов, методика коллективного творческого обучения. В разделе диагностики и рефлексии классным руководителям предлагаются методики, позволяющие отследить уровень развития личностных компетенций студентов.

Содержание

стр.


Введение 3

Воспитательное мероприятие как

основной элемент процесса воспитания 4

Алгоритм проведения воспитательного мероприятия 5

Методы активного обучения 6

МАО: Неиметационные методы 7

МАО: Имитационные методы 28

Метод проектов 35

Метод проведения коллективного творческого воспитания

(МКТВ) 43

Диагностика и рефлексия 46

Библиографический список 54

Приложение 55

Введение

В современной России, в свете интеграционных образовательных процессов проблема совершенствования качества профессионального образования и подготовки специалиста, отвечающего общественным запросам, обретает все большую значимость. Востребованность специалистов в условиях рыночной экономики обеспечивается конкурентоспособностью – интегральной характеристикой современного специалиста - профессионально компетентного, мобильного в условиях социально-экономических перемен, быстро адаптирующегося к новым обстоятельствам, ориентирующегося в информационных потоках и способного оптимально разрешать возникающие проблемы. Основой успешности конкурентоспособного специалиста становится личностный потенциал, способность к его актуализации и наращиванию.

В новых условиях специалист среднего звена, помимо знаний, умений и навыков в области техники и технологии, должен обладать определенными профессионально важными личностными качествами, соответствующими мировому уровню образования и способствующими развитию профессиональной компетентности, высокому мастерству и качеству профессионального труда.

Профессиональное обучение и воспитание – это органичный процесс подготовки специалиста в условиях современного образовательного учреждения. Продуктом такой деятельности станет личность студента, обладающего не только прочными знаниями, но и умениями оперативно решать разнообразные производственные задачи, эффективно общаться в коллективе, брать на себя ответственность, качественно организовывать собственную деятельность. Эти качества личности нужны в любой профессиональной сфере и характеризуют такую позицию, которая является компетентностью.

Внеучебная деятельность в колледже имеет свою специфику, она сориентирована на развитие общих и личностных компетенций студента необходимых для становления его профессиональной компетентности (Приложение 1).

На сегодняшний момент внеучебная деятельность является привлекательной и востребованной студентами, так как в ней используются современные образовательные педагогические технологии и методы воспитания.

Процесс внедрения педагогических технологий и методов воспитания во внеучебную деятельность требует научно-методического сопровождения. Методические рекомендации будут обеспечивать внеучебную педагогическую деятельность классных руководителей в области развития личностных компетенций студентов необходимых для подготовки конкурентоспособных, профессионально-мобильных специалистов.

Воспитательное мероприятие

как основной элемент процесса воспитания
Воспитательное мероприятие – это определенный отрезок времени педагогического процесса, своеобразный по назначению, конструкции и содержанию; совокупность действий педагога и обучающегося для достижения конкретных результатов в образовании, развитии и формировании личности последнего; это конкретное звено воспитательной работы классного руководителя.

Сущность воспитательного мероприятия заключается в том, что у обучающиеся развиваются общие и личностные компетенции, формируется отношение к окружающей действительности.

Формы проведения воспитательных мероприятий разнообразны:

-час общения – это гибкая по составу и структуре форма воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеучебное время общение классного руководителя с обучающимися учебной группы;

-представление-соревнование (конкурсная программа на сцене или на площадке) – это представление, предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками в чем-либо;

-фронтальная беседа (встреча с интересными людьми) - специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме);

-защита проектов - представление в ходе, которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты;

-ярмарка – это развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы;

-изготовление выставки (конкурс газет, рисунков, дружеских шаржей, эссе) – это специально организованная деятельность по созданию экспонатов или информационного продукта для последующей демонстрации кому-либо;

-экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющего проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и др.;

-поход – это дальняя прогулка или путешествие, специально организованное передвижение на определенное (достаточно протяженное) расстояние, в ходе которого предполагаются остановки (привалы).


Алгоритм проведения воспитательного мероприятия
Воспитательное мероприятие включает в себя следующие этапы:

I. Диагностический этап

1. Анализ педагогической ситуации (выработка и принятие диагностического решения – отдельной личности и коллектива, на основе чего прогнозируются результаты воспитания, возможные трудности и ошибки обучающихся, их ответные реакции на возникшие проблемы):

а) определение потребностей и интересов обучающихся в досуговой сфере;

б) определение степени важности, актуальности данного мероприятия для обучающихся;

в) постановка ориентировочных целей и задач;

г) определение готовности или неготовности обучающихся к участию.

2. Определение своей компетенции в организации и проведении мероприятия, необходимости привлечения круга лиц для оказания помощи.

II. Этап целеполагания:

1. Формулировка конкретных педагогических целей, задач и определение необходимых и достаточных условий для их эффективного решения.

2. Педагогическое целеполагание сопровождается анализом и мысленным отбором имеющихся средств достижения искомого результата и завершается проектированием мероприятия.

III. Этап планирования:

1. Мотивация обучающихся к активному участию в планировании своей досуговой деятельности, выбору форм организации досуга, в том числе участия в мероприятиях.

2. Выбор формы проведения воспитательного мероприятия, методов активного обучения.

3. Помощь обучающимся в организации и проведении планирования мероприятия (использование мозгового штурма, дискуссии и т.д.)



IV. Этап осуществления мероприятия на практике:

1. Подготовка мероприятия:

а) помощь обучающимся в организации работы по подготовке мероприятия:

- подготовка сценария (в содержании сценария входят: учебная цель мероприятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план, общее описание процедуры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц);

- распределение ролей;

- организация репетиций;

- подготовка реквизита и костюмов, музыкального и мультимедийного сопровождения;

б) привлечение к подготовке мероприятия специалистов, педагогов, родителей.

2. Проведение мероприятия.

V. Этап итоговой рефлексии:

1. Анализ и оценка результатов на основе сопоставления предполагаемых результатов с полученными.

2. Анализ результатов проведенного мероприятия.

3. оценка собственной деятельности каждым участником.

Таким образом, несмотря на множество форм воспитательных мероприятий, можно выделить базисные, которые могут быть самостоятельными, а могут являться компонентами других мероприятий. К таким мероприятиям относятся: беседа, диспут, конкурс и др. Эффективность проведения воспитательных мероприятий, направленных на развитие общих и личностных компетенций студентов будет зависеть от применения современных педагогических технологий: методов активного обучения, метода проектов, КТД.
Методы активного обучения (МАО)

Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения цели обучения и воспитания, общего развития личности, профессиональной её подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждение мысли, что стратегическим направлением активизации обучения и воспитания является не увеличение объёма передаваемой информации, а создание психологических условий, осмысленности учения, включение в него обучающихся на уровне не только интеллектуальной, но и личностной и социальной активности.

Использование активных методов обучения позволяет создать такие психолого-педагогические условия, при которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наибольшей мере выразить себя, своё индивидуальное «Я».

Методы активного обучения – это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение педагогом готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение обучающимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. По классификации М. Новик методы активного обучения делятся на неимитационные и имитационные. Характерной чертой неимитационных занятий и мероприятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между педагогом и обучаемыми. Отличительной чертой имитационных занятий и мероприятий является наличие модели изучаемого процесса. Особенность имитационных методов – разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым.

К неимитационным методам относятся:

- тематические дискуссии;

- мозговой штурм;

- круглый стол;

- метод модерации.

К имитационным методам относятся:

- деловые игры;

- анализ конкретных ситуаций;

- ролевые игры;

- оргдеятельностные игры.

МАО: Неимитационные методы
ДИСКУССИЯ
Дискуссия – это способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы.

Дискуссия обеспечивает активное включение студентов в поиск истины: создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки её участников в процессе группового взаимодействия.

Дискуссию можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия активно используется для организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности студентов.

Условия эффективного проведения дискуссии в общем виде следующие:

1. Информированность и подготовленность студентов к дискуссии, свободное владение материалом, привлечение различных источников для аргументации отстаиваемых положений.

2. Правильное употребление понятий, используемых в дискуссии, их единообразное понимание.

3. Корректность поведения, недопустимость высказываний, задевающих личность оппонента.

4. Установление регламента выступления участников.

5. Полная включенность группы в дискуссию, участие каждого студента в ней, для чего необходимо:

-привлечение студентов к определению темы дискуссии, предоставление им возможность выбора темы из нескольких альтернативных;

-проблемно сформулировать тему дискуссии, так, чтобы вызвать желание ее обсуждать;

-расположить группу по кругу, устранить преграды, затрудняющие общение;

-предоставить каждому студенту возможность высказаться;

-обучение студентов умению вести дискуссию, совместная выработка правил и норм групповой коммуникации.

6. Особая позиция педагога как руководителя дискуссии, которая заключается в стимулировании обсуждения, консолидации мнений, подведение результатов работы. Личная позиция педагога по обсуждаемой проблеме не должна доминировать, хотя он может выступать в роли рядового участника дискуссии, не навязывая студентам свою точку зрения.

При организации дискуссии необходимо обратить особое внимание на размещение участников дискуссионного общения, которое зависит от типа и вида дискуссии.

Экспериментально установлено, что для каждого вида дискуссии существует определенная схема эффективного размещения ее участников. Так, для организации дискуссии – диалога, в процесс которой необходимо принять согласованное решение, более подходит расположение участников по кругу. Для дискуссии, основанной на позитивном противостоянии (например, для дебатов), более продуктивно будет расположение участников, отстаивающих разные точки зрения, друг против друга. Дискуссии, организуемые посредством поэтапного обсуждения проблемы сначала в малых группах, затем общими силами, требуют иного расположения участников.


Последствие дискуссии:

-проявления отношения к точкам зрения других участников как достойным уважения и понимания;

-разрешения конструктивного конфликта, обнаружение оптимальных путей решения задач;

-формируется отношение к руководителю занятия не как к носителю единственно верной точки зрения, а как к опытному коллеге по общей работе.


Ошибки дискуссий:

-монополия руководителя занятий;

-безоговорочная вера участников в своего руководителя;

-издержки стимулирования;

-увлечения обсуждения абстрактных проблем, отклонения от заданной темы;

-некоторые участники дискуссий «забивают» других, не давая сказать им ни слова;

-правила поведения в дискуссии;

-я критикую идеи, а не людей;

-моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению;

-я побуждаю каждого из участников обсуждению;

-я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен;

-я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему;



-я изменяю свою точку зрения под воздействием факторов и убедительных аргументов.
Проведение дискуссии:
I этап - Ориентация


Задачи

Средства

По отношению к проблеме

  1. Сформулировать цель и тему обсуждения.

  2. Установить время дискуссии.

  3. Заинтересовать участников, создать необходимую мотивацию.

  4. Добиться однозначного понимания проблемы всеми участниками.

  5. Начать обмен мнениями (по возможности без оценок).

  1. Объяснить, что обсуждается, зачем нужна дискуссия в данной ситуации, в какой степени необходимо решить задачу (каким может быть результат, в какой форме представлен).

  2. Объявить участникам время, отведенное для дискуссии.

  3. Изложить проблему в виде противоречия. Указать, в чем значимость проблемы, какие результаты может дать ее решение.

  4. Попросить задать вопросы. Можно предложить контрольные вопросы.

  5. Предоставить слово желающим или предложить высказаться конкретным участникам. Руководителю не рекомендуется брать слово первым.

По отношению к группе

  1. Познакомить участников дискуссии, если они не знакомы.

  2. Ориентировать на коллективное решение.

  3. Создать доброжелательную атмосферу, положительный эмоциональный фон.

  1. Попросить представиться, например, по кругу.

  2. Можно сообщить о преимуществах группового решения.

  3. Доброжелательное отношение ко всем участникам - доброжелательные интонации, обращения, жесты.

По отношению к каждому участнику

  1. Добиться того, чтобы в дискуссии принимали участие все члены группы.

  2. Активизировать пассивных.

  3. Оказывать помощь выступающим.

  1. Можно, например, установить порядок выступлений по кругу, если возникает затруднение с включением всех участников.

  2. Например, обратиться к молчащему с вопросом, просьбой помочь.

  3. Внимательно выслушать каждого, лучше не перебивать. Порекомендовать без боязни высказывать свои мнения, поскольку важно учесть их всех.

II этап - Оценка

Задачи

Средства

По отношению к проблеме

  1. Собрать максимум предложений. Постараться осветить все аспекты проблемы.

  2. Провести анализ собранных предложений.

  3. Держаться “в русле” проблемы, не допускать отклонений от темы и поворотов.

  4. Не допускать отклонений от темы.

  5. Помогать продвигаться вперед.

  1. Выслушать каждого, выступать со своими предложениями только после того, как выслушаны мнения всех участников.

  2. Подводить частичные итоги, выделять основные положения, делать предварительные выводы.

  3. Тактично останавливать отклонившихся от темы, напоминать о целях и задачах дискуссии.

  4. Спросить: “Что это дает нашему обсуждению? Ваши замечания относятся к обсуждаемому вопросу?”

  5. Если дискуссия топчется на месте, спросить: “Отличается ли эта мысль от той, которая была высказана только что?”

По отношению к группе

  1. Поддерживать высокий уровень активности всей группы.

  2. Поддерживать деловую атмосферу.

  3. Не допускать личной конфронтации участников.

  4. Поддерживать теплую, дружественную атмосферу.

  1. Всем поочередно предоставлять слово. Не допускать затянувшихся диалогов и монологов, чрезмерной активности за счет других.

  2. Требовать ясного изложения мыслей, уточнять неясные положения. Руководителю больше спрашивать и слушать. Самому стараться говорить меньше, но по существу.

  3. Устранять недоразумения между участниками дискуссии. Пресекать оценочные суждения, направленные на личные качества оппонента.

  4. Например, использовать улыбку, поощрительные высказывания типа: “Хорошо, мы продвигаемся”.

По отношению к каждому участнику

  1. Уделять максимум внимания мнению каждого участника.

  2. Требовать ясной аргументации.

  3. Активизировать пассивных.

  4. По возможности сохранять беспристрастность.

  1. Внимательно выслушивать каждого участника. Преждевременно не прерывать говорящего.

  2. Уточнять неясные положения, просить объяснить свою точку зрения.

  3. Обратиться к молчуну с вопросом. Любезно попросить его высказать свою точку зрения.

  4. Уделять равное внимание, оказывать поддержку всем участникам.

III этап - Контроль

Задачи

Средства

По отношению к проблеме

  1. Четкое и внятное подведение итогов.

  2. Сравнить итог с поставленной целью.

  3. Если тема не исчерпана, стимулировать продолжение дискуссии.

  1. Формулировка выводов, решения или спектра решений.

  2. Напомнить цель, сопоставить с ней результаты дискуссии.

  3. Предложить группе продолжить дискуссию в следующий раз.

По отношению к группе

  1. Принятое решение должно быть групповым.

  2. Помочь группе прийти к согласованному мнению.

  3. Сохранить деловую, доброжелательную атмосферу, несмотря на возможную конфронтацию мнений.

  1. При подведении итогов учитывать по возможности мнения всех членов группы. Каждый должен высказать свое мнение по поводу группового решения.

  2. Умелая постановка вопросов, обобщение полученных результатов.

  3. Подчеркнуть важность разнообразия предложений и подходов для нахождения оптимальной альтернативы.

По отношению к каждому участнику

  1. Добиваться того, чтобы у каждого или, по крайней мере, у большинства, осталось чувство удовлетворения от участия в дискуссии.

  1. Подчеркнуть вклад каждого в общий итог. Не жалеть заслуженных похвал. Поблагодарить всех членов группы за участие в дискуссии.

В учебном заведении дискуссии могут быть следующих видов:

-дискуссия-диспут - ведущий объявляет тему и предоставляет слово желающим (иногда тем, кто специально подготовился). Ход диспута определяется частично ведущим, но в основном непредсказуем, имеет эмоциональный характер;

-конференция – вид дискуссии, где обсуждение и спор предваряются коротким сообщением о состоянии проблемы или результатах некоторой работы. Для конференции характерны развёрнутая аргументация выдвинутых тезисов, спокойное их обсуждение;

-прогрессивная дискуссия – групповое решение проблемы с одновременной тренировкой участников в соответствующих коммуникативных умениях и навыков. Это вид дискуссии состоит из 5 этапов:

а) зарождение идеи (участникам даётся время на выдвижение идей о путях решения данной проблемы);

б) вес предложения выписываются на доске;

в) обсуждается каждый предложенный вариант;

г) рассматриваются наиболее подходящие варианты, затем они располагаются по степени значимости, то есть осуществляется верификация идей;

д) руководитель организует дискуссию, в результате которой остаются решения, получившие наибольшее количество голосов, из них и выбирается окончательное;

Подобная форма дискуссии помогает вырабатывать умение быстро и эффективно принимать групповое решение.

-дискуссия-соревнование - все участники делятся на две команды. Выбираются жюри, определяются критерии оценивания предлагаемых решений: глубина решения, его доказательность, логичность, четкость, адекватность поставленной цели. Согласовывается тема дискуссии и система баллов. Вести дискуссию может педагог. В конце проводится коллективное обсуждение и решение предложенных вариантов решения проблемы или проблемной ситуации. Затем жюри объявляет результаты, комментирует их.

В проведении дискуссии используются различные организационные методики:

1) Методика «Вопрос-ответ». Это разновидность простого собеседования, отличие состоит в том, что применяется определенная форма постановки вопросов для собеседования с участниками дискуссии-диалога. Стратегия ведения диалога заключается в переходе от желания собеседника говорить с вами к пониманию его интересов, состояний, отношений, от понимания собеседника к принятию, а в случае необходимости – к его убеждению.

2) Методика «Клиника». При использовании этого вида методики каждый из участников разрабатывает свой вариант решения, предварительно дав в открытое обсуждение свой «диагноз» представленной проблемной ситуации; затем это решение оценивается как руководителем, так и специально выделенной для этой цели группой экспертов по балльной шкале.

3) Методика «Эстафеты». Каждый заканчивающий выступление участник может передать слово тому, кому считает нужным.

4) «Свободно плавающая дискуссия». Сущность данного вида дискуссии состоит в том, что группа к результату не приходит, но активность продолжается, уже во внутреннем плане. В основе такой процедуры групповой работы лежит «Эффект Зейгарник», характеризующийся высоким качеством запоминания незавершенных действий, поэтому частники продолжают «домысливать» наедине идеи, которые оказались незавершенными.

5) Процедура «Обсуждение вполголоса». Данная методика предполагает проведение закрытой дискуссии в микрогруппах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе которой мнение своей микрогруппы докладывает её лидер и это мнение обсуждается всеми участниками.
ДЕБАТЫ

Дебаты - (франц. debats, от debattre — спорить), обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании; прения.

Дебаты это аргументированный спор, в котором стороны (как правило две) ставят задачу убедить кого-либо в чём либо. При оценке спора, в первую очередь используются аргументы, но так же учитываются и разнообразные риторические приёмы, умение работать с аудиторией, выразительность речи и т.п. Дебаты можно рассматривать как образовательную технологию, направленную на развитие критического мышления, толерантности, культуры диалога и оттачивания коммуникативных навыков. Технология «Дебаты» предполагает активное включение самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации, организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых, включение студентов в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности, а также обеспечение диалогического общения не только между педагогом и обучающимися, но и между обучающимися в процессе добывания новых знаний.

Принципы дебатов:

1) Уважение. В ходе дебатов не затрагивается личность участников, нельзя унижать участника за то, что он с вами не согласен. Дебаты касаются идей и их столкновения, и лучшим оружием здесь могут быть только обоснованные аргументы. Другими словами, атакуются аргументы оппонентов, их рассуждения и свидетельства, но не сами оппоненты.

2) Честность. Честность – стержень дебатов. Ваша задача быть честным в своих аргументах, в использовании свидетельств и в ваших ответах в раунде перекрестных вопросов. Не стыдно сказать: «Я не знаю», стыдно соврать людям в глаза. Дебаты, так же, как любой вид спорта должны давать равные условия участникам: одинаковое время выступления, одинаковое время на подготовку и т.д.

3) Главное не победа, а участие. Основное значение дебатов – обогатить вас и одновременно доставить удовольствие. Иными словами, обучение имеет большее значение, чем победа. Если вы участвуете в дебатах только для того, чтобы выиграть, вы поставили неправильную цель.

Участники дебатов:

- команды дебатёров. В зависимости от формата, состоит из одного, двух, или четырёх человек, которые называются спикерами. На протяжении игры команда представляют и отстаивают свою позицию, и отвечают на вопросы.

- судейская коллегия. Состоит, как правило, из нечётного числа судей которые и судят дебаты. По ходу игры судьи заполняют судейский протокол, в котором оценивают аргументы и способ доказательства этих аргументов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, побеждает. При этом судейство осуществляется на основе следующих критериев: содержательность аргументов, правильность тезисов, достоверность фактов, умение задавать вопросы, красноречивость, скорость и громкость изложения информации, жестикуляция, дикция, зрительный контакт, соблюдение регламента, наличие речевых ошибок, избыточное цитирование, излишняя агрессивность и т.д.

-дебатский Таймкипер. Следит за соблюдением регламента дебатов и правил игры. Он записывает время, использованное спикером, и фиксирует продолжительность таймаутов. С помощью специальных сигналов Таймкипер предупреждает спикеров о том, что до окончания выступления (подготовки) осталось 2 минуты, 1 минута и 30 секунд, также подает сигнал об окончании времени выступления или подготовки к дебатам.

Победа в дебатах всецело зависит от мастерства команды: именно индивидуальные умения спикеров, коллективная работа, высокий класс игры.

На успех оказывают влияние:

-зрительный контакт;

-голос (скорость, монотонность, дикция, паузы, интонации, громкость);

-мимика и жесты (улыбки, поднятие бровей, хмурый, испуганный взгляд, неестественная мимика и жестикуляция);

-психологическое самочувствие (преодолейте нервозность, боязнь, панику, ужас, неуверенность в себе, агрессивность).


Основные элементы дебатов:

1. Тема. Первый шаг в любых дебатах – это формулировка темы. Темы дебатов бывают политическими, ценностными и фактическими. По открытости темы дебатов делятся на открытые, полузакрытые и закрытые.

2. Определение терминов и понятий. Определения необходимы как отправная точка дебатов. Чёткие определения помогают судье лучше понять позицию команды и контекст ее аргументов.

3. Аргументы. Каждая команда для доказательства своей позиции создает систему аргументации, то есть совокупность аспектов и аргументов в защиту своей точки зрения, представленных в организованной форме. С помощью аргументации команда пытается убедить судью, что ее позиция по поводу темы – наилучшая. Дебаты вообще и парламентские дебаты в частности без аргументов не возможны.

4. Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить судье свидетельства – поддержки (цитаты, факты, статистические данные), доказывающие их позицию.

5. Вопросы. Большинство видов дебатов предоставляют каждому участнику возможность отвечать на вопросы спикера-оппонента. Раунд вопросов спикера одной команды и ответов спикера другой называется «перекрестными вопросами». Вопросы могут быть использованы как для разъяснения позиции, так и для выявления потенциальных ошибку противника. Полученная в ходе перекрестных вопросов информация может быть использована в выступлениях следующих спикеров.

6. Решение судей. После того, как судьи выслушивают аргументы обеих сторон по поводу темы, они заполняют судейские протоколы, в которых фиксируют решения о том, какой команде отдано предпочтение по результатам дебатов (аргументы и способ доказательства которой были более убедительными).

Результативность дебатов:

-создает условия для принятия обучающимися многообразия действительности, формирует их системное видение;

-способствует формированию умений и навыков работы с источниками, документами, справочными материалами, периодикой и т.д.

-развивает устную речь;

-учит критически мыслить, формулировать, излагать и аргументировать собственную точку зрения;

- учит слушать и слышать не только свое, но и другое мнение;

-учит работать сообща ради достижения общей цели;

-учит корректно общаться.
Стили (виды) дебатов:

Командные:

- дебаты Линкольна-Дугласа.

- политические, парламентские) дебаты.

- дебаты Карла Поппера.



Дебаты Линкольна-Дугласа

Этот тип был смоделирован по принципу знаменитых дебатов между Авраамом Линкольном и Стивеном Дугласом. Это - дебаты «о ценности». Участники концентрируют внимание на ценностях, противопоставление которых присутствует в теме. («Наказание важнее в криминальной судебной системе, чем реабилитация» или «Культурное многообразие важнее, чем одна общая культура»). Участники дебатов спорят по поводу основолагающих принципов «за» или «против», то есть они не обсуждают практическую сторону своей позиции. Например, участник, выступающий за то, что «правительство должно заботиться о нуждах бедных», не должен доказывать эффективность тех или иных правительственных программ. Его цель - доказать, что правительство должно создавать те или иные программы. В общем, Дебаты Линкольна-Дугласа основываются на «идеях, ценностях и духе», от которых зависят политические, экономические, социальные, моральные и эстетические позиции, которых мы придерживаемся.


Политические дебаты

На политических дебатах рассматривается практическое применение конкретной позиции. («Правительство должно запретить всю рекламу табака», «Иммиграция должна быть решительно сокращена»). Утверждающая данную тему сторона (команда) предлагает особый план для достижения цели, указанной в теме. И доказывают, что этот план намного эффективнее, чем другие. Например, команда «за» может предложить какую-то конкретную программу изменения определенной социальной политики. У команды «против» есть несколько возможностей ответа:

1. Они могут заявить, что изменения нежелательны, то есть, что сохранение статуса-кво вполне приемлимо в отношении данной проблемы.

2. Они могут заявить, что предложенный план - плохой план и продемонстрировать, что его недостатки перевешивают доствоинства.

3. Команда "против" может предложить лучший план для решения проблемы.

Если доказательства в Дебатах Линкольна-Дугласа носят философский и литературный характер, в политических дебатах они основаны на практических и статистических данных.


Парламентские дебаты

Парламентские дебаты построены по принципу дебатов в Британском Парламенте. Одна команда представляет правительство, а другая - Лояльную Оппозицию. Спикер палаты управляет ходом действия и является судьей. Все участники дебатов должны обращаться к нему или к ней: «Господин Спикер» или «Госпожа Спикер». Каждая команда состоит из двух участников. Правительственная команда состоит из Премьер-министра и члена правительства (иногда называемого министром короны). Команда оппозиции состоит из лидера оппозиции и одного ее члена. Первая обязанность правительственной команды - определить те термины, которые употребляются в теме (предложении). Между темой обсуждения и определением должна быть понятная логическая связь. Обычно, участники парламентских дебатов достаточно широко используют как практические, так и философские аргументы в поддержку своей позиции (комбинация Дебатов Линкольна-Дугласа и Политических Дебатов). Участники этих дебатов могут прерывать друг друга небольшими замечаниями, содержащими опровержение какого-либо аспекта выступления оппонента.


Программа Дебатов Карла Поппера

Программа дебатов Карла Поппера представляет собой комбинацию дебатов Линкольна-Дугласа и Политических. Этот тип дебатов предназначен для развития работы в командах по три человека (в каждой), чтобы студенты работали вместе как над подготовкой к дебатам, так и на самих дебатах. Программа дебатов Карла Поппера возникла как программа, развивающая умения рассуждать и критически мыслить. Программа разработала свой стиль, близкий к стилю политических дебатов, где студенты учатся обсуждать проблемы, анализировать данные проблемы с разных точек зрения, предполагать возможные пути (стратегии) решения проблем. В этом цель Программы Дебатов Карла Поппера - вовлекать студентов в обсуждение проблем и планирование решений, а не просто в дискуссии.


Индивидуальные

- импровизационная речь.

- авторское исполнение.
Ход дебатов: в дебатах участвуют 2 команды из 3-х человек (спикеров). Спикеры обсуждают данную тему, при этом одна команда (утверждающая команда) обосновывает тезис, а другая (отрицающая команда) опровергает.

Обсуждение происходит в соответствии с регламентом игры.



Порядок выступ-лений

Спикер

Время

выступ-ления

Роль спикера

1

2

3

4

1

Первый спикер утверждающей команды (У1)

6 мин

  • Представляет утверждающую команду.

  • Формулирует тему дебатов, показывает ее актуальность.

  • Заявляет позицию своей команды.

  • Объясняет ключевые понятия темы.

  • Выдвигает в организованной форме все аргументы утверждающей команды, затрагивающие наиболее важные аспекты рассматриваемой проблемы.

2

Третий спикер отрицающей команды (О3) задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (У1)

3 мин

О3 задает перекрестные вопросы У1 с целью принизить значение аргументов У1.

У1 отвечает на вопросы.

(переход «на личности», дискуссия во время раунда вопросов не допускается).


3

Первый спикер отрицающей команды (О1)

6 мин

  • Представляет отрицающую команду.

  • Формулирует тезис отрицания.

  • В общем виде, принимает определения, предложенные командой (дебаты по определениям запрещены).

  • Опровергает аргументы, представленные У1, выдвигает в организованной форме все аргументы отрицающей команды.




4

Третий спикер утверждающей команды (У3) задает вопросы первому спикеру отрицающей команды (О1)

3 мин

У3 задает перекрестные вопросы О1 с целью принизить значение аргументов О1.

О1 отвечает на вопросы



(переход «на личности», дискуссия во время раунда вопросов не допускаются).

5

Второй спикер утверждающей команды (У2)

5 мин

  • Опровергает аргументы, представленные О1.

  • Восстанавливает аргументы утверждающей команды, усиливает утверждающую линию, представляя новые доказательства (новые аргументы не приводятся!).

6

Первый спикер отрицающей команды (О1) задает вопросы второму спикеру утверждающей команды (У2)

3 мин

О1 задает перекрестные вопросы У2 с целью принизить значение аргументов и доказательств У2.

У2 отвечает на вопросы (переход «на личности», дискуссия во время раунда вопросов не допускаются).



7

Второй спикер отрицающей команды (О2)

5 мин

Опровергает аргументы, представленные утверждающей командой.

Восстанавливает аргументы отрицающей команды, усиливает отрицательную линию, представляя новые доказательства (новые аргументы не приводятся!).



8

Первый спикер утверждающей команды (У1) задает вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2)

3 мин

У1 задает перекрестные вопросы О2 с целью принизить значение аргументов и доказательств О2.

О2 отвечает на вопросы (переход «на личности», дискуссия во время раунда вопросов не допускаются).



9

Третий спикер утверждающей команды (У3)

5 мин

Представляет финальный контраст игры с целью усиления утверждающей линии:

  • Выделяет наиболее важные области столкновения позиций команд.

  • Проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объясняет, почему приводимые утверждающей командой аргументы более убедительны.

  • Делает эффектное заключение.

10

Третий спикер отрицающей команды (О3)

5 мин

Представляет финальный контраст игры с целью усиления отрицающей линии:

  • Выделяет наиболее важные области столкновения позиций команд.

  • Проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объясняет, почему приводимые отрицающей командой аргументы более убедительны.

  • Делает эффектное заключение.

Каталог: sites -> omkpt.ru -> files -> public
sites -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
sites -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
sites -> Работа с семьей: проблемы и методы их решения. На заметку социальному работнику
sites -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения
sites -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
public -> Кроме убеждений нужны знания, которые можно Приобрести, и методы, которые можно освоить
public -> Психолого-педагогическая практика


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница