Методические рекомендации Калининград Издательство Калининградского государственного университета



страница1/4
Дата15.02.2016
Размер0,68 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4





ДИАГНОСТИКА
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ПОДРОСТКОВ
И СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Методические рекомендации
















Калининград

Издательство Калининградского государственного университета


2003

Диагностика межличностных отношений подростков и старшеклассников: Методические рекомендации / Сост. Л.В. Сгурская, Г.С. Тамарский. – Калининград: Изд-во КГУ, 2003. – 44 с.

Межличностные взаимоотношения учащихся в классе изучаются с помощью различных методов. Некоторые из них, позволяющие определить характер взаимоотношений в процессе обучения между одноклассниками, учителями и учениками, родителями и их детьми, представлены в данных рекомендациях.

Предназначены студентам-практикантам, школьным психологам и классным руководителям.

Составители: Л.В. Сгурская, Г.С. Тамарский.

Печатаются по решению Редакционно-издательского совета Калинин­град­ского государственного университета.

© Сгурская Л.В., Тамарский Г.С.,
составление, 2003

© Издательство КГУ, 2003


ВВЕДЕНИЕ




В больших и малых группах существуют отношения и взаимоотношения.


Отношение – это позиция личности ко всему окружающему и к самой себе. Это психологические процессы, связанные с концентрацией внимания, с интересами, чувствами, выражающими отношение человека к чему-либо, его позицию.

Взаимоотношение – взаимная позиция одной личности по отношению к другой или другим людям. Взаимоотношение предполагает «взаимную связь» и осуществляется в форме деловых и личных взаимоотношений. Оно реализуется в общении и в то же время накладывает отпечаток на общение, служит своеобразным его содержанием.



МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕТОДОМ СОЦИОМЕТРИИ

Данная методика предполагает выбор партнера для совместного действия путем ответа на вопросы типа: «С кем бы ты хотел?…». Такие вопросы называются критериями выбора.

Порядок проведения исследования

Каждый член группы (класса) должен назвать фамилии тех, кого он выбирает в той или иной ситуации. Для этого предварительно составляются вопросы для анкетирования с учетом возрастных особенностей опрашиваемых.

Так, для школьников можно предложить следующий вариант вопросов.

1. С кем бы ты хотел учить уроки, выполнять контрольные работы?

2. Кого бы из своих одноклассников ты пригласил на день рождения?

3. С кем ты больше всего откровенен?

4. Кто тебе больше всех нравится в классе?

5. С кем бы ты предпочел пойти в поход, выполнять ответственные поручения?


Обработка полученных данных
На основе ответов школьников составляют матрицу (таблицу), которая дает представление о положении, занимаемом каждым учеником в системе межличностных отношений в классе.

Образец матрицы


п/п


Кого выбирают?

Кто выбирает?



1

2

3

4

5

6

7

8

1

Карпухин




+




+




+







2

Павликова

+










+

+







3

Соболев

+







+




+







4

Варенников

+













+







5

Орлов

+













+

+




6

Моторкина

+






















7

Шабаева




+




+










+

8

Трапезников




+










+







Количество полученных выборов:

5

3

0

3

1

6

1

1

Примечание: Знаком «+» обозначен выбор.
Чтобы нагляднее представить положение каждого ученика в группе, на основе таблицы (матрицы) составляется карта групповой дифференциации (рис. 1).


Рис. 1. Карта групповой дифференциации


П р и м е ч а н и е. На данной карте показаны не все связи, чтобы не загромождать ее условными обозначениями.

Карта состоит из четырех концентрически расположенных ок­руж­ностей.

В первом круге (в центре) карты располагаются учащиеся, получившие наибольшее число выборов, во втором – получившие более половины или половину максимального числа выборов; в третьем – менее половины максимального числа, а в четвертый круг попадают учащиеся, не получившие ни одного выбора.

На карте все обозначения условны: так, мальчики отмечены треугольниками, а девочки – кружками. В каждом треугольнике или кружочке ставится число, соответствующее номеру, под которым школьник значится в матрице.

Треугольники и кружочки соединяются сплошной линией, если выбор устойчив. Если он односторонен, то стрелка указывает в сторону предпочитаемого ученика. Если же выбор взаимный, то можно поставить стрелки в обе стороны.

Неустойчивый взаимный выбор (ученики выбрали один другого по 1 – 2 позициям) на карте обозначается штриховой линией со стрелками в обе стороны.

Неустойчивый невзаимный выбор на карте обозначается штриховой линией со стрелкой в сторону выбираемого ученика.

В социальной психологии принято обозначать положение личности в группе в следующих категориях.

«Лидер» («звезда») – член группы, получивший наибольшее коли­чество выборов (на карте он размещается в первой зоне, в центре). Он популярен. Однако «звезд» в группе немного – один-два, реже – три-четыре человека.

«Предпочитаемый» – член группы, получивший более половины или половину максимального числа выборов. На карте он размещается во второй зоне.

«Оттесненный» – термин, обозначающий члена группы, получающего менее половины от максимального числа выборов в третьей зоне.

«Изолированный» – лицо, которое не получает ни одного выбора. На карте его помещают в четвертой зоне.

В дальнейшем нужно выяснить следующее:

– какие личностные качества «звезды», «предпочитаемого» наиболее ценимы членами группы?

– чем объясняется положение в классе тех, кого никто не выбрал?

Популярность тех или иных учеников в классе объясняется рядом обстоятельств. Так, «звезда» умеет устанавливать контакт с одноклассниками. Популярные часто общительны, хорошо учатся. Они понимают и оценивают состояние своих товарищей по классу, помогая им, входят в их положение.

В отдельных же случаях среди школьников популярными оказываются ученики с сомнительным поведением и личностными качествами, не отвечающими высокими нормами морали.

Причин непопулярности также может быть немало.

В одних случаях это безразличие к собственной учебе и успевае­мости своих одноклассников. В других – бездеятельность, вялость, пренебрежительное отношение к мнению своих товарищей, что отталкивает от них большинство учащихся.

Когда в группе сложилась определенная система межличностных отношений, формируются малые психологические группы (по терминологии теории человеческих отношений – неформальные группы). Они имеют свои особенности:

– включают небольшое число людей – от 3 до 10, что определяется возможностью личных контактов, непосредственных связей «лицом к лицу»;

– складываются на основе чувства симпатии, единства интересов и увлечений, общих черт характера и поведения;

– имеют своих лидеров;

– в них возникают своих ритуалы, традиции, правила, обязанности и санкции.

Лидерство – это естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. З. Фрейд понимал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны – групповой, с другой – индивидуальный. В основе этих процессов лежит способность лидеров притягивать к себе, бессознательно вызывать чувство восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером. Психоаналитики выделили десять типов лидерства:

1. «Соверен», или «патриарший повелитель». Лидер в образе строгого, но любимого отца, он способен подавить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почитают.

2. «Вожак». В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака – носитель этих стандартов. Ему стараются подражать в группе.

3. «Тиран». Он становится лидером, потому что внушает окружающим чувство безотчетного страха, может добиться повиновения, его считают самым сильным. Лидер-тиран – доминирующая, авторитарная личность, его обычно боятся, ему подчиняются.

4. «Организатор». Он выступает для членов группы как сила, поддерживающая «Я-концепцию» и удовлетворяющая потребности каждого; снижает чувство вины, тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают.

5. «Соблазнитель». Человек становится лидером, играя на слабости других. Он выступает в роли «магической силы», давая выход вовне подавленным эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снижает напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают всех его недостатков, а иногда и основных целей.

6. «Герой». Жертвует собой ради других, такой тип особенно проявляется в ситуациях группового протеста. Благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер-«герой» увлекает за собой людей.

7. «Дурной пример». Толкает к действию бесконфликтную личность, эмоционально «заражает» окружающих.

8. «Кумир». Влечет, притягивает, положительно заряжает окружение; его любят, боготворят и идеализируют.

9. «Изгой».

10. «Козел отпущения».

Два последних типа – антилидеры в группе, они являются объектом агрессивных тенденций, из-за которых развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером. Стоит ему исчезнуть, и группа начинает распадаться, так как пропал общегрупповой стимул.

Вообще лидерство в группе складывается из эмоционального, делового и информационного компонентов. «Эмоциональный» лидер – это душевный человек, к которому каждый член группы может обратиться за сочувствием, «поплакать в жилетку». С «деловым» лидером хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех. К «информационному» лидеру все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.

Динамика развития внутригрупповых отношений сильно влияет на эмоциональный настрой группы, который выражается в психологическом климате.

Выявление характера межличностных отношений в классе реко­мендуется проводить два-три раза в год, это позволяет определить эффективность проводимой классным руководителем воспитательной работы и корректировать ее в дальнейшем.

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ В КЛАССЕ С ПОМОЩЬЮ КАРТЫ-СХЕМЫ
По сравнению с психологическим климатом психологическая атмосфера более динамична и отражает преобладающее эмоциональное состояние в классе, отмеченное за небольшой отрезок времени. Чтобы получить представление о психологическом климате, проследить динамику этого явления, карту-схему (см. ниже) необходимо заполнять два-три раза в течение учебного года.

Оценки в баллах означают следующее:

+3 – данное положительное свойство присущее классу всегда;

+2 – данное положительное свойство проявляется в большинстве случаев;

+1 – данное положительное свойство проявляется достаточно часто;

0 – ни это положительное, ни противоположное отрицательное свойство не проявляются, достаточно заметно или в одинаковой степени проявляется то и другое;

–1 – данное отрицательное свойство проявляется достаточно заметно;

–2 – данное отрицательное свойство проявляется часто;

–3 – данное отрицательное свойство проявляется всегда.
Карта-схема


№ п/п

Положительная

характеристика



Оценка

Отрицательная

характеристика



+3

+2

+1

0

–1

–2

–3

1

В классе преобладает бодрый и жизнера­достный тон






















Преобладает настроение подавленности и пессимизма

Продолжение карты-схемы

№ п/п

Положительная

характеристика



Оценка

Отрицательная

характеристика



+3

+2

+1

0

–1

–2

–3

2

Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимное расположение






















Конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатия

3

В классе высоко ценится принципиальность, бескорыстие, желание трудиться совместно






















Принципиальность, честность, бескорыстие не в почете, нет стремления к совместному труду

4

Класс стремится общаться и сотрудничать с другими классами






















Наблюдается стремление обособиться от других классов

5

В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение и понимание






















Группировки конфликтуют между собой

6

Одноклассникам нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время. Успехи или неудачи отдельных учащихся вызывают соревнование, сопереживание и искреннее участие всех






















Одноклассники проявляют отрицательное отношение к тесному общению, отказываются от участия в совместных делах. Успехи и неудачи оставляют равнодушными, а иногда вызывают зависть, злорадство

7

Преобладает одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями






















Критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов

8

Учащиеся с уважением относятся к мнению друг друга






















В классе каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению других

Окончание карты-схемы

№ п/п

Положительная

характеристика



Оценка

Отрицательная

характеристика



+3

+2

+1

0

–1

–2

–3

9

В трудных ситуациях класс «один за всех и все за одного»






















В трудных случаях класс «раскисает», возникают растерянность, взаимные обвинения

10

Класс доброжелательно относится к новым учащимся, старается помочь им освоиться






















Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность

11

Класс активен, полон энергии






















Класс пассивен, инертен

12

Класс быстро откликается, если нужно сделать полезное для всех дело






















Класс невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах

13

В классе существует справедливое отношение ко всем учащимся, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту






















Класс заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их

14

К похвалам, поощрениям класс относится с чувством гордости






















К похвалам и поощрениям класс относится равнодушно

П р и м е ч а н и е: Если заполнение этой карты подростку покажется сложным, то можно предложить провести оценку только прямых (явных) утверждений, ставя либо знак «+», либо «–» («есть» или «нет»). Обратные же утверждения сохраняются и рассматриваются как противоположные, придающие большую стабильность прямым.


Предложенный же для старшеклассников вариант оценки по семибалльной системе должен по каждому пункту иметь только одну оценку. По каждому из 14 пунктов подсчитывается общее число баллов. Например, по 12-му пункту мы имеем в сумме 26 баллов (данные всего класса) и это число преобладает среди других. Следовательно, указанное свойство более всего присуще классу. Сумма баллов по каждому свойству поможет определить преобладающие или недостающие качества, присущие характеру психологической атмосферы в классе.

Каталог: wp-content -> uploads -> 2012
2012 -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
2012 -> Методические рекомендации для преподавателей 12 Методические рекомендации для аспирантов
2012 -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения»
2012 -> Управление образования администрации Красногорского района
2012 -> О самообследовании самарского государственного экономического университета
2012 -> Мбоу «Лицей-интернат №1» с проблемными детьми, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
2012 -> Образовательная программа дошкольного образования
2012 -> Дошкольная педагогика как наука


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница