Методические рекомендации Калининград Издательство Калининградского государственного университета
Примечание: Знаком «+» обозначен выбор. Чтобы нагляднее представить положение каждого ученика в группе, на основе таблицы (матрицы) составляется карта групповой дифференциации (рис. 1). ![]() Рис. 1. Карта групповой дифференциации П р и м е ч а н и е. На данной карте показаны не все связи, чтобы не загромождать ее условными обозначениями. Карта состоит из четырех концентрически расположенных окружностей. В первом круге (в центре) карты располагаются учащиеся, получившие наибольшее число выборов, во втором – получившие более половины или половину максимального числа выборов; в третьем – менее половины максимального числа, а в четвертый круг попадают учащиеся, не получившие ни одного выбора. На карте все обозначения условны: так, мальчики отмечены треугольниками, а девочки – кружками. В каждом треугольнике или кружочке ставится число, соответствующее номеру, под которым школьник значится в матрице. Треугольники и кружочки соединяются сплошной линией, если выбор устойчив. Если он односторонен, то стрелка указывает в сторону предпочитаемого ученика. Если же выбор взаимный, то можно поставить стрелки в обе стороны. Неустойчивый взаимный выбор (ученики выбрали один другого по 1 – 2 позициям) на карте обозначается штриховой линией со стрелками в обе стороны. Неустойчивый невзаимный выбор на карте обозначается штриховой линией со стрелкой в сторону выбираемого ученика. В социальной психологии принято обозначать положение личности в группе в следующих категориях. «Лидер» («звезда») – член группы, получивший наибольшее количество выборов (на карте он размещается в первой зоне, в центре). Он популярен. Однако «звезд» в группе немного – один-два, реже – три-четыре человека. «Предпочитаемый» – член группы, получивший более половины или половину максимального числа выборов. На карте он размещается во второй зоне. «Оттесненный» – термин, обозначающий члена группы, получающего менее половины от максимального числа выборов в третьей зоне. «Изолированный» – лицо, которое не получает ни одного выбора. На карте его помещают в четвертой зоне. В дальнейшем нужно выяснить следующее: – какие личностные качества «звезды», «предпочитаемого» наиболее ценимы членами группы? – чем объясняется положение в классе тех, кого никто не выбрал? Популярность тех или иных учеников в классе объясняется рядом обстоятельств. Так, «звезда» умеет устанавливать контакт с одноклассниками. Популярные часто общительны, хорошо учатся. Они понимают и оценивают состояние своих товарищей по классу, помогая им, входят в их положение. В отдельных же случаях среди школьников популярными оказываются ученики с сомнительным поведением и личностными качествами, не отвечающими высокими нормами морали. Причин непопулярности также может быть немало. В одних случаях это безразличие к собственной учебе и успеваемости своих одноклассников. В других – бездеятельность, вялость, пренебрежительное отношение к мнению своих товарищей, что отталкивает от них большинство учащихся. Когда в группе сложилась определенная система межличностных отношений, формируются малые психологические группы (по терминологии теории человеческих отношений – неформальные группы). Они имеют свои особенности: – включают небольшое число людей – от 3 до 10, что определяется возможностью личных контактов, непосредственных связей «лицом к лицу»; – складываются на основе чувства симпатии, единства интересов и увлечений, общих черт характера и поведения; – имеют своих лидеров; – в них возникают своих ритуалы, традиции, правила, обязанности и санкции. Лидерство – это естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. З. Фрейд понимал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны – групповой, с другой – индивидуальный. В основе этих процессов лежит способность лидеров притягивать к себе, бессознательно вызывать чувство восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером. Психоаналитики выделили десять типов лидерства: 1. «Соверен», или «патриарший повелитель». Лидер в образе строгого, но любимого отца, он способен подавить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почитают. 2. «Вожак». В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака – носитель этих стандартов. Ему стараются подражать в группе. 3. «Тиран». Он становится лидером, потому что внушает окружающим чувство безотчетного страха, может добиться повиновения, его считают самым сильным. Лидер-тиран – доминирующая, авторитарная личность, его обычно боятся, ему подчиняются. 4. «Организатор». Он выступает для членов группы как сила, поддерживающая «Я-концепцию» и удовлетворяющая потребности каждого; снижает чувство вины, тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают. 5. «Соблазнитель». Человек становится лидером, играя на слабости других. Он выступает в роли «магической силы», давая выход вовне подавленным эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снижает напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают всех его недостатков, а иногда и основных целей. 6. «Герой». Жертвует собой ради других, такой тип особенно проявляется в ситуациях группового протеста. Благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер-«герой» увлекает за собой людей. 7. «Дурной пример». Толкает к действию бесконфликтную личность, эмоционально «заражает» окружающих. 8. «Кумир». Влечет, притягивает, положительно заряжает окружение; его любят, боготворят и идеализируют. 9. «Изгой». 10. «Козел отпущения». Два последних типа – антилидеры в группе, они являются объектом агрессивных тенденций, из-за которых развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером. Стоит ему исчезнуть, и группа начинает распадаться, так как пропал общегрупповой стимул. Вообще лидерство в группе складывается из эмоционального, делового и информационного компонентов. «Эмоциональный» лидер – это душевный человек, к которому каждый член группы может обратиться за сочувствием, «поплакать в жилетку». С «деловым» лидером хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех. К «информационному» лидеру все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию. Динамика развития внутригрупповых отношений сильно влияет на эмоциональный настрой группы, который выражается в психологическом климате. Выявление характера межличностных отношений в классе рекомендуется проводить два-три раза в год, это позволяет определить эффективность проводимой классным руководителем воспитательной работы и корректировать ее в дальнейшем.
Оценки в баллах означают следующее: +3 – данное положительное свойство присущее классу всегда; +2 – данное положительное свойство проявляется в большинстве случаев; +1 – данное положительное свойство проявляется достаточно часто; 0 – ни это положительное, ни противоположное отрицательное свойство не проявляются, достаточно заметно или в одинаковой степени проявляется то и другое; –1 – данное отрицательное свойство проявляется достаточно заметно; –2 – данное отрицательное свойство проявляется часто; –3 – данное отрицательное свойство проявляется всегда.
Продолжение карты-схемы
Окончание карты-схемы
П р и м е ч а н и е: Если заполнение этой карты подростку покажется сложным, то можно предложить провести оценку только прямых (явных) утверждений, ставя либо знак «+», либо «–» («есть» или «нет»). Обратные же утверждения сохраняются и рассматриваются как противоположные, придающие большую стабильность прямым. Предложенный же для старшеклассников вариант оценки по семибалльной системе должен по каждому пункту иметь только одну оценку. По каждому из 14 пунктов подсчитывается общее число баллов. Например, по 12-му пункту мы имеем в сумме 26 баллов (данные всего класса) и это число преобладает среди других. Следовательно, указанное свойство более всего присуще классу. Сумма баллов по каждому свойству поможет определить преобладающие или недостающие качества, присущие характеру психологической атмосферы в классе. Каталог: wp-content -> uploads -> 2012 2012 -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М 2012 -> Методические рекомендации для преподавателей 12 Методические рекомендации для аспирантов 2012 -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения» 2012 -> Управление образования администрации Красногорского района 2012 -> О самообследовании самарского государственного экономического университета 2012 -> Мбоу «Лицей-интернат №1» с проблемными детьми, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 2012 -> Образовательная программа дошкольного образования 2012 -> Дошкольная педагогика как наука Поделитесь с Вашими друзьями: |