Методические рекомендации к спецкурсу для родителей «профилактика алкогольной, наркотической, токсикоманической и игровой зависимостей старшеклассников в семье и референтной группе»



Скачать 471,23 Kb.
страница1/3
Дата22.04.2016
Размер471,23 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СПЕЦКУРСУ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛЬНОЙ,

НАРКОТИЧЕСКОЙ, ТОКСИКОМАНИЧЕСКОЙ И ИГРОВОЙ

ЗАВИСИМОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СЕМЬЕ И

РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЕ»

В методических рекомендациях представлена тематика спецкурса для родителей «Профилактика алкогольной, наркотической, токсикоманической и игровой зависимостей старшеклассников в семье и референтной группе», включающая теоретико-методологические-основы проблемы профилактики

данных зависимостей среди подростков. Раскрываются биологические факторы, приводящие к возникновению различных видов аддикции у молодежи, психологические особенности подросткового возраста, особенности профилактики зависимостей; выделяются этапы лечения

наркотической зависимости, определяется роль родителей на каждом этапе, включает вопросы для обсуждения, а также список рекомендуемой литературы. Практическая часть курса проходит в виде тренингов, групповых дискуссий, круглых столов. Методические рекомендации предназначены для подготовки родителей к профилактике химической и нехимической аддикции среди подростков.




В последнее время наблюдается резкий рост употребления ПАВ и других видов зависимостей среди подростков. Родители в новых условиях не в состоянии оказывать эффективное воспитательное воздействие, психолого-педагогическую помощь и поддержку юношам, поскольку сами не

обладают знаниями, навыками и современными позитивными стратегиями поведения.

Данный курс играет особую роль в плане подготовки родителей к профилактике зависимостей среди подростков. Что такое зависимость? Это проявления психического и психологического дискомфорта индивида в результате неблагоприятного воздействия микросоциальных, социально-психологических и индивидуально-биологических факторов, мешающие успешной самореализации личности как представителя данного общества и приносящие вред здоровью человека и окружающей его среде. В подростковом возрасте наиболее распространенными видами зависимостей являются табакокурение, алкоголизм, токсикомания, наркомания, гемблинг и др.


Семья может предотвратить знакомство собственного сына или дочери с зависимостью. Известный польский психотерапевт Марек Котаньский утверждал, что наркотики, алкоголь не имеют силы над счастливым человеком, умеющим ставить перед собой цели и достигать их, над

человеком интересным окружающим и интересующимся окружающими. Подросток должен чувствовать любовь и поддержку родителей, должен быть уверен, что родители готовы помочь ему в трудных ситуациях.

Причины алкогольной, наркотической, тоскикоманической и игровой зависимости среди старшеклассников.

Аддиктивное поведение — одна из форм деструктивного, девиантного, поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности по средствам изменения своего психического состояния [2]. По мнению Е. Н. Проценко, каждый из нас использует в своей жизни тот или иной вид наркотика, если считать таковым любое средство, меняющее наше эмоциональное состояние, способствующее облегчению душевной боли [5].

Процессу появления и развития аддиктивного поведения могут способствовать 4 группы факторов: биологические, психологические, социальные и мировоззренческие факторы [3].

Биологические предпосылки - определенный, своеобразный для каждого способ реагирования на воздействия различных веществ, факторов среды. К причинам биологического характера относят наследственную отягощенность подростка нервно-психическими заболеваниями, из-за которых он не может реализовать себя иным способом и ищет веселья и необычных ощущений в приеме спиртного или наркотиков.Белогуров С.Б. приводит следующие сведения: биологическаяпредрасположенность к наркомании может появиться также в результате психических стрессов [1]. Американские ученые также выделяют такой фактор, как генетическая предрасположенность к различным формам аддиктивного поведения, передающаяся по наследству. Согласно гипотезе «дефицита удовлетворенности», есть определенные изменения в генах, которые не позволяют человеку поддерживать свой душевный комфорт, используя общепринятые в окружающей его культурной

среде виды поведения. В основе синдрома лежит нарушение обмена нейромедиатора дофамина в мозге, в структурах, входящих в так называемую «систему удовлетворения». В большинстве случаев люди с заложенным в генах дефицитом удовлетворенности начинают лечить его «уличными лекарствами».

К социальным факторам возникновения зависимости можно отнести следующие:

1) Мода - стиль, образ жизни, в результате та или иная форма зависимого поведения становится необходимой болезненной потребностью.

2) Влияние групп сверстников. Вхождение подростка в неформальные группы, стремление идентифицировать себя с этой субкультурой также может способствовать возникновению у него «популярной» в данной группе зависимости [1].

3) Низкий уровень учебно-воспитательного процесса, в который входит формализм, стремление избавиться от трудных учащихся; отсутствие педагогического воздействия на неблагополучные семьи; недооценка педагогами психологических особенностей подросткового возраста; неподготовленность педагогов к работе с разными типами трудных детей.

4) Неогранизованность в проведении свободного времени. Отсутствие досуга, социально одобряемых развлечений в обществе.

5) Нарушения семейного контекста:

• пьющая или наркотизированная семья;

• принуждение к употреблению химических веществ;

• несовместимость мировоззрения родителей и их детей;

• отсутствие эмоционального и духовного контакта, совместного

отдыха и деятельности детей и особенно подростков и родителей;

• отсутствие контроля со стороны родителей, низкая дисциплина в семье

и др.

К психологическим факторам относятся личностные особенности, отражение в психике психологических травм в различных периодах жизни. Провоцирующими факторами отклоняющегося, аддиктивного поведения считаются нервно-психическая неустойчивость, акцентуации характера (гипертимный, неустойчивый, конформный, истероидный, эпилептоидный типы), поведенческие реакции группирования, реакции эмансипации и другие особенности подросткового возраста (Личко А. Е., Жмуров В. А., Шабанов Я. Д., Штакельберг О. Ю., Овчарова Р. В. и др.). К этим факторам необходимо отнести особенности, обусловленные характерными для этого периода реакциями: эмансипации, группирования, увлечения (хобби), и формирующимися сексуальным влечениям (Личко А. Е.).



Влияние типа акцентуации характера на риск формирования зависимостей констатировал А. Личко. Он отметил, что кроме неустойчивых и истероидных личностей к аддиктивному поведению склонны люди со следующими акцентуациями: гипертимы, для которых наиболее привлекательны формы поведения, приводящие к новым контактам, а также к потреблению веществ, вызывающих эйфорию; циклоиды, у которых особенности поведения зависят от фазы цикла настроения;для эмоционально-лабильных людей характерны два основных механизма формирования аддикций – это так называемые «крик о помощи» и самоистязание; для шизоидных акцентуантов привлекательны те увлечения или вещества, которые способствуют аутистическому фантазированию или же облегчают контакты с другими людьми; у эпилептоидов аддикция – проявление самодеструкции. Личко указывал на то, что есть ацентуанты, вообще не склонные к аддиктивному поведению: в соответствии с его классификацией акцентуаций это сенситивы и психастеники [4].

Основным мотивом поведения подростков, склонных к аддиктивным формам поведения, является бегство от невыносимой реальности. Но чаще встречаются внутренние причины, такие как переживание стойких неудач в школе и конфликты с родителями, учителями, сверстниками, чувство одиночества, утрата смысла жизни, полная невостребованность в будущем и личная несостоятельность во всех видах деятельности и многое другое. Личностная предрасположенность к аддиктивному поведению включает: преобладание избегающей мотивации, снижение мотивации

достижения вплоть до отказа считать себя субъектом деятельности; отсутствие навыков рефлексии, низкий уровень развития самосознания, низкий уровень самоуважения, вплоть до неприятия образа «я», что, однако, может маскироваться защитным поведением, демонстрирующим завышенную самооценку; самозащитный тип реакции на фрустрацию, детерминируемый неуверенностью в себе, что проявляется в отказе от деятельности при столкновении с малейшими трудностями; тенденция к

уходу от реальности в стрессовой ситуации; несформированность функции прогноза; экстернальный локус контроля.

Некоторыми учеными выделяются также мировоззренческие предпосылки аддиктивного поведения.



Христофорова М.И., Шипицина Л.М. отмечают нарушение эмоционального контакта между матерями и подростками и считают, что нарушенные, дисгармоничные внутрисемейные отношения являются одним из базовых факторов становления аддиктивного поведения. Особенностью их отношений является раздражительность и авторитарное подавление матерью агрессивности ребенка. Враждебные, конфликтные межличностные отношения с окружающими (особенно родителями, родными, учителями, соседями, милицией) можно также считать мировоззренческой предпосылкой аддиктивного поведения [7]. Еще одной мировоззренческой предпосылкой аддиктивного поведения является отношение к жизни. По данным Сорокина В.М. понятие «жизнь» для подростков имеет другой личностный смысл. Жизнь не всегда является той доминирующей, абсолютной ценностью, каковой она представляется взрослому. Чем старше становится человек, тем большую ценность приобретает для него жизнь, становясь богаче и разнообразней по своему содержанию. Именно поэтому в профилактических программах указание на то, что наркотики угрожают жизни, не всегда достигают цели [8].

Психологические особенности подросткового возраста.

Подростковый возраст рассматривается как возрастной период от 11-12 до 17-18 лет - переход от детства к взрослости. В настоящее время выделяют три взаимосвязанных и развивающихся асинхронно стороны подросткового возраста: физическую, психологическую и социальную.



Подростковый возраст характеризуется повышенной эмоциональной нестабильностью, в частности, связанной с перестройкой гормональной системы. Высокоактуальная для подростка потребность в признании его самостоятельности при недостаточной готовности к реальному ее принятию, с одной стороны, является необходимым этапом формирования зрелого соотнесения психологического «Я» и социального «Я». Подростковый возраст - возраст интенсивного формирования нравственных понятий, представлений, убеждений, принципов. В отсутствие реального взрослого подростки начинают опосредствовать свои поступки «взрослыми» нормами и правилами. Это может приводить к максимализму в поведении - преувеличенно аффективному принятию или отвержению реальных форм жизни. Подросток активно навязывает свои резко положительные или отрицательные представления о жизни окружающим людям. В это время резко возрастает ценность для подростка коллектива сверстников. Одновременно характерным признаком подросткового возраста является повышенный интерес к себе, своим способностям, к своим чувствам. Интенсивно развиваются самосознание и самооценка. Важной характеристикой психологического образа является формируемое в раннем подростковом возрасте чувство взрослости как субъективное переживание готовности стать самостоятельным. Переоцениваемая готовность нередко приводит к конфликтам, но последние имеют и положительный смысл, так как заставляют подростка более адекватно оценить свои возможности и свое место в социуме. Сохраняющиеся детские черты и признаки соседствуют с появлением признаков взрослости, делая подростковый возраст периодом, проблемным для отношений подростка как с самим собой, так и с окружением. Это является основанием относить особенности подросткового возраста к факторам риска формирования аддиктивной стратегии взаимодействия с миром. Выбор аддиктивной стратегии поведения обусловлен трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложные социально-экономические условия, многочисленные разочарования, крушение идеалов, конфликты в семье, школе, на производстве, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов. Реальность такова, что цель психологического и физического комфорта не всегда можно достигнуть. Для нашего времени характерно и то, что происходит очень стремительное нарастание изменений во всех сферах общественной жизни. Нагрузка на системы адаптации очень велика. Существует два способа выживания: борьба и адаптация. Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный и слишком односторонний способ выживания - уход от проблем. Естественные

адаптационные возможности аддикта нарушаются на психофизиологическом уровне. Важным признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта. Перепады настроения, всевозможные стрессовые ситуации сопровождают нашу жизнь всегда, люди по-разному воспринимают эти состояния и по-разному на них реагируют. Одни готовы противостоять превратностям судьбы, брать на себя ответственность за происходящее и принимать решения, а другие с трудом переносят даже кратковременные и незначительные колебания настроения и психофизического тонуса. Такие люди обладают низкой переносимостью

фрустраций. С этой точки зрения, психологические особенности подросткового возраста могут стать причиной социальной дезадаптации молодых людей и привести их к выбору аддиктивной стратегии поведения.



Особенности семейной профилактики химической и

нехимической аддикции среди подростков

Нередко родители убеждены в том, что самое главное - напугать подростка возможными последствиями зависимого поведения для здоровья и жизни. Однако, далеко не всегда эти ожидания оправдываются: хотя подростки знают, что наркотики и азартные игры - это «опасно, вредно и т. д.», они все равно решаются на эксперимент. Беседы важны и нужны, но при этом советуем родителям обратить внимание на ряд условий, соблюдение которых поможет установить контакт с сыном или дочерью и сделает эффект от беседы максимальным.

- Важно найти подходящий момент для обсуждения.

- Не нужно превращать обсуждение в скучную лекцию, где ребенку отводится роль слушателя. Самое разумное - организовать обмен мнениями, в ходе которого родители (уважительно и тактично) могут попытаться повлиять на взгляды подростка.

- Основной акцент обсуждения рекомендуется сделать на том, как наркотизация и гемблинг могут отразиться на значимых для молодых людей ценностях, например на внешности, успехах в спорте (если они имеют значение), реальности получения желаемой профессии и т. д. Объясните ребенку, чем и как знакомство с зависимостью может помешать реализации его мечты.

- Не стоит разбрасываться угрозами и обещаниями наказаний. Сама по себе такая угроза может стать своеобразной провокацией. Для подростка, стремящегося продемонстрировать свою взрослость, самостоятельность, независимость, гораздо большее значение будет иметь высказанное взрослым доверие к нему: «Меня очень расстроит и огорчит, если ты решишься на

столь неразумный поступок, однако я верю, что ты способен принимать правильные решения, умеешь делать верный выбор».

Задача бесед может считаться выполненной, если взрослому удалось сформировать у молодого человека следующие убеждения:

- Не существует безопасных одурманивающих веществ. Любое вещество, способное вызывать эффект измененного состояния, опасно для человека.

- Не существует безопасных форм зависимости.

- Аддиктивное поведение не может служить способом решения тех или иных проблем. Наоборот, наркотики становятся препятствием для реализации задач и планов [1].

Тревожные признаки.

Что делать, если выяснилось, что подросток употребляет наркотическое вещество.

Признаки могут свидетельствовать о пробе наркотика или токсикоманического препарата, но не подтверждают ее стопроцентно. Целесообразнее заранее проанализировать ситуацию и обдумать, как тактично и необидно для сына или дочери высказать тревожащие вас мысли.

Изменения во внешнем виде:

- Бледная кожа, синие круги под глазами, часто выступающий пот. Если подросток употреблял средства бытовой химии, то одежда, волосы могут достаточно долго сохранять специфический химический запах.

- Неестественно расширенные или суженные зрачки. Этот признак нередко сохраняется в течение нескольких часов после приема препарата.

- Расчесы на коже - нередко подростки, для того чтобы скрыть от взрослых следы инъекций, расчесывают их, утверждая, что это последствия укуса комаров, следы от царапин и т. д.

- Молодой человек может перестать уделять внимание одежде, своему внешнему виду, выглядеть неряшливым, неопрятным.

Изменения настроения:

- Немотивированные перепады настроения - от бурного, истерического веселья до слез, переживаний, обидчивости.

- Внезапные приступы агрессивности. При этом подросток, обычно спокойный и уравновешенный, неожиданно для окружающих может неадекватно прореагировать даже на самое незначительное замечание или реплику взрослого, нагрубить и оскорбить родителей. Через некоторое время он снова становится спокойным, раскаивается в собственной агрессивности, признает ее несправедливость.

Изменения поведения:

- Молодой человек много спит (порой до 12-15 ч).

- Периодически возникает зверский аппетит, когда сын или дочь в буквальном смысле слова опустошают холодильник.

- Изменяется круг общения. Прежние друзья перестают звонить, приходить в гости. Зато появляются новые, которые избегают общения со взрослыми членами семьи, забегают на минуточку, и подросток ведет с ними переговоры в коридоре.

- Подросток перестает рассказывать о том, как и с кем, он проводит время, все чаще отсутствует дома. Попытки родителей выяснить, чем же занимается их сын или дочь, вызывают у последних раздражение.

- Сын или дочь гораздо чаще, чем раньше, просит деньги на подарок, поездку на экскурсию, новый диск и т. д. Могут пропадать деньги из кошельков родителей.

- Прежние интересы, увлечения теряют свою притягательность для подростка. Родители могут узнать, что сын или дочь уже несколько месяцев не ходит в секцию или кружок, у ребенка снижается успеваемость, планы на будущее — поступить в институт, заработать на летнюю поездку в международный молодежный лагерь и т. д. — уже не имеют для него значения,

- Исчезла доверительность в отношениях с родителями, родственниками. подросток не интересуется домашними проблемами и заботами, равнодушно реагирует на попытки родителей поговорить по душам, их волнения и переживания.

Еще раз хотим подчеркнуть - каждый из этих признаков сам по себе не может полностью подтверждать факт знакомства с наркотическим веществом, однако на эти сигналы нужно обязательно обратить внимание, найти причину описанных изменений в жизни подростка. Самая опасная тактика родительского поведения в этом случае - попытка спрятать голову в песок, отмахнуться от возможной проблемы. Ведь если сын или дочь действительно приобщились к наркотизации, им необходима помощь близкого человека. Чем раньше взрослый узнает об этом, тем больше у него шансов помочь своему ребенку.

Что делать, если выяснилось, что подросток употребляет наркотическое вещество?

Во-первых, следует еще раз убедиться в основательности собственных предположений, понаблюдав за поведением ребенка. Если опасения у взрослых сохраняются, нужно обсудить ситуацию с самим подростком. Чаще всего он отрицает то, что употребляет наркотики, так как боится реакции взрослых, стремится скрыть от них неприятность. Нужно спокойно объяснить, что именно в его поведении настораживает и волнует, заставляя предполагать возможность наркотизации, и попросить объяснить происходящее. Важно, чтобы было понимание того, что взрослые хотят не

наказать его, а помочь. Во-вторых, необходимо установить, насколько далеко зашло знакомство с наркотиком - ограничилось ли оно эпизодической пробой или уже стало систематическим. Следует попытаться узнать следующее:

- сколько раз и какое вещество он принимал;

- откуда доставал вещество; кто дал ему это вещество;

- где и при каких обстоятельствах употреблялось вещество;

- почему он употреблял вещество;

- какие ощущения он испытывал при употреблении, возникали ли негативные ощущения в тот период, когда вещество не принималось.

Если выяснилось, что употребление вещества носит эпизодический характер, прежде всего следует уделить внимание мотивам приобщения. Они могут быть связаны:

- с наркогенным давлением среды;

- со стремлением испытать новые, незнакомые ощущения: «было интересно узнать, что же это такое»;

- со стремлением занять свое место в группе: «хотелось стать своим», «хотелось, чтобы приняли в группу»;

- со стремлением испытать приятные ощущения, получить удовольствие;

- со стремлением избавиться от скуки, попытаться найти способ интересного времяпрепровождения.

Еще раз подчеркнем, что приобщение к наркотизации - это, как правило, попытка решить ту или иную социальную проблему, которую молодой человек не может решить иным способом. Вот почему так важно выяснить, что именно подтолкнуло сына или дочь к знакомству с одурманивающим веществом, и показать, как можно добиться желаемого без помощи наркотизации.

Необходимо объяснить, какие негативные последствия его могут ожидать, если знакомство с одурманивающим веществом будет продолжаться. Однако сделать это можно по-разному. Можно прочитать лекцию, а можно предложить сыну или дочери придумать и написать сценарий фильма об их будущей жизни - такой, какой они ее представляют. После чего попросить переписать этот сценарий с учетом того, что в жизнь вмешалось одурманивающее вещество. Можно обсудить истории жизни популярных музыкантов, актеров, которым удалось справиться с зависимостью.

Для того чтобы убедиться, что единственная проба вещества так и останется единственной, родителям следует договориться с подростком о конкретных правилах поведения - например, сообщать о том, куда сын или дочь идет и во сколько вернется, к какому часу ему нужно всегда быть дома, какие обязанности у него есть в доме. Важно, чтобы эти условия не просто выдвигались родителями: «С завтрашнего дня ты обязан выполнять следующее...», а принимались совместно с сыном или дочерью, при этом их мнение тоже учитывалось. В этом случае гораздо больше шансов на то, что эти условия будут приняты, ведь они для него не просто ограничения свобод, а правила, в выработке которых он тоже принимал участие. Родителям имеет смысл проконсультироваться с профессиональным психологом, обсудить с ним конкретные обстоятельства ситуации. Возможностей для получения такой консультации сегодня достаточно много. Ведь она может носить даже виртуальный характер - об этом не стоит забывать тем родителям, кто считает, что Интернет - это зона молодых, и до сих пор не освоил его возможности. Психолог подскажет, как вести себя с

друзьями сына или дочери, которые кажутся подозрительными, как организовать взаимодействие с ребенком, помочь ему найти общий язык со сверстниками и т. д. Рекомендации профессионала дадут возможность взрослым взглянуть на проблему со стороны и найти эффективные способы ее решения.

А что делать, если использование наркотического или токсикоманического вещества приобрело систематический характер и есть основания подозревать сформированную зависимость? Тут, прежде всего, необходима консультация и помощь специалистов - психологов, наркологов. Родителям нужно обязательно организовать такую встречу и уговорить молодого человека принять в ней участие. Избавление от зависимости - длительный и сложный процесс, в котором потребуется участие всех членов семьи, однако, самостоятельно справиться с проблемой семье трудно. Найти помощь и поддержку родители могут и в консультационных центрах при наркологических клиниках, и в службах помощи наркозависимым и их родителям, и в общественных организациях, занимающихся проблемами наркомании. В большинстве городов создан телефон доверия, где можно

узнать адреса организаций, помогающих людям, столкнувшимся с проблемами наркотиков.



Каталог: dnevnik -> sites -> default -> files -> customfiles -> infopage
infopage -> Тема Человек и общество
dnevnik -> Дневник врач-интерн: Петренко Тимур Сергеевич База: сокпб №1 Руководители
infopage -> Программа работы с детьми, требующими социальной поддержки
dnevnik -> Дневник классного руководителя
dnevnik -> Студент (ка) 2 -го курса института педагогики, психологии и социологии сфу: Жалкина Анна Андреевна
dnevnik -> Памятка-ориентир для студентов-практикантов
dnevnik -> Федеральное государственное автононое


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница