Методические рекомендации к самостоятельной работе



Скачать 88,26 Kb.
Дата02.06.2016
Размер88,26 Kb.
ТипМетодические рекомендации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ


СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

по специальностям:

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений;

08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Основы философии»

Кемерово 2014



Темы для самостоятельного изучения:

  1. Бытие. Бытие - основополагающее понятие философии. Трансформация понятия бытия. Новая идея бытия.

  2. Мистическая философия. Метафизика. Новые идеи современных философов.

  3. Человек как основная проблема философии. Вселенная. Человек во вселенной.

  4. Происхождение человека. Его сущность. Концепции происхождения Вселенной и Человека.

  5. Смысл жизни и ценности человека. Категории бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть.

  6. Человек и познание. Субъект, объект познания. Рациональное и чувственное познание, эмпиризм и рационализм. Формы и методы научного познания.

  7. Сознание и духовный мир человека. Человек и культура. Цивилизация.

  8. Понятие сознания. Сознательное, бессознательное в человеке. Духовный мир человека. Классификация культуры. Западная и восточная культура.

  9. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Сценарий будущего.

Литература:

1. Горелов, А.А. Основы философии [Текст]: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. / А. А. Горелов. – М: Академия, 2009. – 256 с.

Дополнительная:

2. Горбачев В.Г. Основы философии [Текст] : Учебник для студентов СПО. / В.Г. Горбачев.- М: Владос- пресс, 2002. -336 с.



3. Канке, В.А. Основы философии [Текст] : Учебник для студентов СПО / В. А. Канке. – М: Логос, 2001.- 288 с.: ил.
Вопросы для самопроверки.

ТЕМА: БЫТИЕ


  1. Как переводится термин «бытие»?

  2. Что включается в себя материальный мир?

  3. Что означает единство окружающего мира?

  4. Какие естественные науки изучают материю?

  5. Какие категории применяет философия для постижения бытия?

  6. В чем смысл философской проблемы бытия?

  7. Проблема «бытия» была поставлена в античной философии. Каковы «жизненные корни» и философский смысл этой проблемы?

  8. Покажите на примерах эволюцию понятия «бытие», начиная с античности и заканчивая ХХ веком?

  9. Движение – атрибут материи, основной принцип материалистической философии. В чем его смысл?

  10. Раскройте цепочку: мир природы – мир символов мир человека.

  11. Охарактеризуйте понятия «пространства» и «времени». Взаимосвязаны ли они?

  12. Как вы понимаете бесконечность и неисчерпаемость материи?

  13. Что имел ввиду французский ученый Б. Паскаль, когда писал: «В необъятных просторах пространства и времени мы – ничто…»?

  14. Можно ли создать «машину времени»?

  15. Как вы понимаете фразу У. Шекспира: «Не хвастай, время, властью надо мной!».

ТЕМА: ЧЕЛОВЕК ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ.

  1. Какие науки изучают феномен человека?

  2. Какие природные качества человека вы считаете главными?

  3. Что в человеке от природы, а что от общества?

  4. Что вы понимаете под свободой человека и для чего она нужна?

  5. Надо ли, на ваш взгляд, размышлять над смыслом своей жизни?

  6. Как вы представляете свое призвание в жизни?

  7. На какие ценности вы предпочитаете ориентироваться в своей жизни?

  8. Как вы думаете, можно ли человеку жить без идеала?

  9. Как вы понимаете выражение «человек есть тайна»?

  10. В чем сущность фрейдистской концепции человека?

  11. Как охарактеризовать понятие «человечество»? Почему в конце 20 - го века остро встала проблема «выживания» человечества?

  12. Что означает тезис о человеке как о космопланетарном феномене?

ТЕМА: ВСЕЛЕННАЯ. ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕЛЕННОЙ.

  1. Что есть природа для человека: храм, мастерская, нечто другое?

  2. Какие причины привели к глобальному экологическому кризису?

  3. Как изменялись философские представления о природе?

  4. Попытайтесь привести примеры сложных систем, в которых есть хаос и порядок?

  5. Что (кто), на ваш взгляд, сотворил мир?

  6. Подчиняется ли человек законам физики?

  7. Пустота и пространства это одно и тоже?

ТЕМА: СОЗНАНИЕ.

  1. В чем трудности решения философской проблемы сознания?

  2. Сознание неразрывно связано с языком. В чем смысл связи?

  3. Что такое «иллюзорное сознание»?

  4. Что такое «обыденное сознание»?

  5. Что такое «общественное сознание»?

  6. Чем отличалось античное понимание от средневекового?

  7. Философия нового времени заявила о том, что «сознание есть самопознание» как это понимать?

  8. В чем смысл проблемы «бессознательного»?

ТЕМА: ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА.
ЦИВИЛИЗАЦИИ


  1. Какие науки изучают культуру общества?

  2. Что вы понимаете под «антикультурой»? В чем она проявляется?

  3. Что вы можете сказать о своеобразии русской культуры?

  4. Как происходит диалог культур?

  5. Что означает в вашем понимании «быть культурным человеком»?

  6. Что такое смысл истории?

  7. Почему понятие «культура» многовариантно? По разному интерпретируется?

  8. Есть ли разница между «обыденным и теоретическим» представлением о культуре?

  9. Как соотносится «природное» и «культурное»?

  10. Почему понятия «культура» и «культ» созвучны? Есть ли связь между ними?

  11. Что такое традиции, новации в культуре? Как они взаимосвязаны?

  12. Что такое «элитарная» , «массовая» , «молодежная» культуры?

  13. Какими путями культура распространяется? Как она воспринимается людьми?

  14. Дж. Р. Киплинг утверждал: «Запад есть запад, Восток есть восток. И им никогда не сойтись». Можно ли согласиться с решительными утверждением английского писателя?

  15. П. Я. Чаадаев полагал, что Россия могла бы стать «мостом» между Западом и Востоком. Каково место России в мировой историю?

  16. Каким образом наша личная биография вписывается во всеобщую историю?

Реферат.

Реферат – (от латинского refere – докладывать, сообщать) доклад по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, статьи.



Требования к составлению реферата.

  1. Реферат составляется в объеме 10-12 листов

  2. Содержит: титульный лист (тема реферата, ФИО студента, учебное заведение, группа), план, вступление (раскрывает суть изучаемого вопроса, цели и задачи), основную часть(отражает главную суто реферата), выводы(обобщенные выводы и резудьтаты проделанной работы), список литературы (не менее 1-3 источников)

  3. Реферат пишется на бумаге стандарта А4, с расположением текста только с одной стороны

Цель написания реферата:

  1. ориентироваться в наиболее общих философских проблемах;

  2. знать социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

  3. формирование самостоятельного исследовательского мышления;

  4. умение работать с информацией и ее систематизация, интерпретация;

  5. получение дополнительной информации по изучаемой дисциплине.

Темы рефератов:

1.Эмпиризм и рационализм в философии XVII века

Литература:



  1. Мамардашвили М.к. Картезианские размышления. – М. , 1993.

  2. Рассел Б. История западной философии. Т. 2. – Новосибирск, 1994. – Гл. 10-12.

  3. История философии в кратком изложении. – М. . 1993.

2.Французский материализм XVIII века

Литература:



  1. Введение в философию. Ч. 1. – М. , 1990.

  2. История философии в кратком изложении. – М. . 1993.

  3. Азаркин Н. М. Монтескье. – м. , 1988.

3.Философия И. Канта

Литература:



  1. Соловьев Э. Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. – М. , 1992.

  2. Рассел Б. История западной философии. Т. 2 – Новосибирск, 1994.

  3. Философия Канта и современность. – М., 1974.

4.Философия К. Маркса

Литература:



  1. Кантор К. М. Немецкая идеология Маркса – Энгельса и русский марксизм // Вопросы философии. – 1995. - № 12.

  2. Толстых В. И. и др. Марксизм: pro и contra. – М. , 1992.

5.Проблемы человека в философии XX века

Литература:



  1. Введение в философию. – М. , 1990. – Ч. 1 – Гл. 4.

  2. Мир философии. Ч. 1. 2. М. . 1991.

6.Традиции и особенности русской философии XIXIX веков.

Литература:



  1. Благова Т. И. Родоначальники славянофильства. А. хомяков и И. Киреевский. – М. , 1995.

  2. Зеньковский А. В. История русской философии. – Л. . 1991.

  3. Лосский Н. О. История русской философии. – М. . 1991.

7.Русская религиозная философия XX веков:Н. . Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, П. А., П. . Флоренский. С. Л. Франк, Л. Шестов

Литература:



  1. Вехи. Из глубины. – М. . 1991.

  2. Вригт Г. Ч., фон. Философия и техника Н. Бердяева // Вопросы философии. - 1995. № 4.

8.Философия категории бытия

Литература:



  1. Глядков В. А. Философский практикум. – М. , 1994.

  2. Зотов А. Ф. , Мельвиль Ю. К. Западная философия XX века. – М. . 1994. – Гл. 5.

  3. Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М. , 1986.

9.Философская категория материи

Литература:



  1. Введение в философию. – М. , 1990. – Ч. 1, Гл. 2. Ч. 2, Гл. 6

  2. Шредингер Э. Мое мировоззрение // Вопросы философии. – 1994. - № 9,10.

10.Категории пространства и времени

Литература:



  1. Ахундов М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. – М., 1982.

  2. Пространство и время. – Киев, 1984

11.Философское понимание природы

Литература:



  1. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. – М. . 1988.

  2. Карпинская Р. С. Биология и мировоззрение. – М. , 1980.

12.Практика как специфически человеческий способ отношения к миру

Литература:



  1. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. – М. , 1974.

  2. Введение в философию. – М. , 1990. – Ч. 2. – Гл.10.

13.Человечество перед лицом глобальных проблем

Литература:



  1. Введение в философию. – М. , 1990. – Ч. 2. – Гл.16.

  2. Мир философии. – М. , 1991. –Ч. 2. – Разд. 8.

Критерии оценки реферата:

  1. легкость и доступность изложения;

  2. логика изложения;

  3. объяснение новых понятий;

  4. наличие выводов;

  5. эмоциональность изложения;

  6. интерес слушателя.

Сообщение.

Сообщение по персоналиям – это форма предоставления информации, передающаяся в виде предложений, это краткий рассказ о жизни и деятельности известного мыслителя.

  1. Тип сообщения – повествование

  2. Продолжительность сообщения до 10 минут

  3. Источниками сообщения могут быть – учебники, словари, энциклопедии, интернет – ресурсы.

  4. Сообщение предлагается в устной форме (при изложении можно пользоваться записями)

  5. Записи не требуют специального оформления.

  6. В сообщениях по персоналиям следует отражать биографию автора, назнание его произведений, основные идеи его научной и филофской концепции.

Цель сообщения:

  1. формирование самостоятельного исследовательского мышления;

  2. умение работать с информацией и ее систематизация, интерпретация;

  3. получение дополнительной информации по изучаемой дисциплине.

Темы сообщений:

  1. Натурфилософы античности: Фалес, Гераклит, Демокрит, Парменид, Платон, Аристотель, Анаксемен, Анаксимандр. Сократ.

  2. Философы средневековья: Августин Блаженный, Фома Аквинский.

  3. Философы Возрождения. Первые гуманисты Европы – Франческо Петрарка, Данте Алигъере. Н. Кузанский, Дж. Бруно, Н. Коперник, И. Ньютон, Фр. Бэкон.

  4. Философия французского Просвещения: Ж. Ж. Руссо, Ф. Вольтер, Д. Дидро.

  5. Мыслители философии 20 века: З. Фрейд, Ф. Ницше. Теория психоанализа, идея сверхчеловека.

  6. Русская философия 19-20 века: В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, Данилевский Н. Я., Иванов В. И., Шестов Л.

  7. Мистическая философия

  8. Человек как основная проблема философии.

  9. Смысл жизни и ценности человека (творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть).

  10. Русский космизм. К. Э. Циолковский, Н. Ф. Федоров.

  11. Человек и познание.

Каталог: site -> wp-content -> uploads -> 2015
site -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
site -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
site -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
site -> Работа с семьей: проблемы и методы их решения. На заметку социальному работнику
site -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения
site -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница