Методические рекомендации для учителя: в 9 классе учащиеся начали изучение вопроса о роли коммуникации в жизни человека и общества тему «Межличностное общение»



Скачать 116.8 Kb.
Дата28.04.2016
Размер116.8 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Полейко Е.А.,

методист высшей категории отдела методического обеспечения

историко-обществоведческого и социокультурного образования НИО

ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ, Х класс

Материалы к уроку «Социальная коммуникация»

(раздел 1 «Социальная сфера общества»)

Методические рекомендации для учителя:

В 9 классе учащиеся начали изучение вопроса о роли коммуникации в жизни человека и общества – тему «Межличностное общение», в которой рассматривались: роль общения в жизни людей, способы взаимодействия с окружающими людьми, особенности общения в малых группах, социальная ориентация личности, конфликтное и бесконфликтное поведение, культура общения. В 10 классе на повышенном уровне изучения учебного предмета в раздел 1 «Социальная сфера общества» включена тема «Социальная коммуникация», в которой рассматривается современное общество и человек в нём под воздействием непрерывных потоков информации, передаваемой по разным каналам.

При определении целей и задач учебного занятия по новому материалу необходимо учитывать, что критериальной основой для оценки результатов учебно-познавательной деятельности учащихся по данной теме (согласно учебной программе) являются следующие планируемые результаты.

Учащиеся научатся:

1) понимать и правильно использовать понятия «социальная коммуникация», «массовая коммуникация»;

2) распознавать типы социальной коммуникации;

3) характеризовать особенности массовой коммуникации в современном обществе;

4) использовать средства массовой коммуникации в качестве источника социально-гуманитарной информации.

Подчеркнём, что личностные результаты освоения содержания учебной программы, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, в учебной программе определены как прогнозируемые и не подлежат промежуточной и итоговой проверке.



План работы над темой

  1. Типы социальной коммуникации.

  2. Средства массовой коммуникации.

  3. Особенности массовой коммуникации в современном обществе.

В процессе планирования и подготовки урока по данной теме учителю рекомендуется ознакомиться с ключевыми идеями основоположников теории коммуникации и информационного общества Г. Лассуэлла, М. Маклюэна, Л. Стрэйта, Н. Постмана, О. Тоффлера. В блоге «Медиаэкология: исследования медийных экосистем в Институте журналистики БГУ» (Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.media-ecology.blogspot.com.by/2011/02/blog-post_23.html) компактно размещены небольшие по объёму материалы, которые можно использовать при подготовке учителя к уроку и для самостоятельной работы учащихся по данной теме. В качестве опережающего задания можно предложить ученикам следующие ключевые вопросы для работы:

  1. Земной шар теперь не более чем деревня? (М. Маклюэн «Понимание медиа: внешние расширения человека».)

  2. Телевидение убивает детство? (Н. Постман «Исчезновение детства».)

  3. Как технология оттесняет человека, а медиа трансформируют мир и государства? (Л.Стрэйт «Изучение медиа как медиа».)

Обращаем внимание, что схема коммуникационного процесса может быть использована в качестве основы для построения любого урока по теме «Социальная коммуникация».

Схема. Модель коммуникации по Г. Лассуэллу



d:\221\палейка\материалы для сайта\авторы\полейко\image003.jpg

Источник: http://evartist.narod.ru/text5/78.htm

Особое внимание при изучении данной темы следует уделить работе с медиатекстами. Медиатекст(от лат. media textus «средства, посредники + ткань; сплетение, связь, сочетание») — сообщение, текст любого медийного вида и жанра.

Понятие медиатекст возникло в XX веке в связи с бурным развитием средств массовой коммуникации (медиа), когда на смену традиционному печатному тексту пришли новые разновидности текстов, связанные с кинематографом, радио, телевидением, видео, интернетом, мобильными телефонами и т.д. Для эффективного использования медиатекстов в образовательном процессе рекомендуем внимательно ознакомиться с методическими рекомендациями по использованию элементов медиаобразования в процессе обучения обществоведению в Х классе (см. Приложение к Методическим рекомендациям по организации обучения обществоведению в Х классе в условиях реализации профильного обучения).

Возможные элементы для конструирования урока

по теме «Социальная коммуникация»:

1. Работа со словарем: поиск значения понятий «социальная коммуникация», «массовая коммуникация».

2. Фронтальная работа: конкретизация примерами разных типов социальной коммуникации (межличностной и массовой).

3. Практическая работа с использованием элементов медиаобразования: анализ новостного сообщения об одном событии в средствах массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, социальные сети). См. памятку: Ключевые вопросы для анализа медиасообщения



4. Изучение списка самых популярных фильмов/телепередач за несколько последних лет. Обоснование учащимися своих версий: почему именно эти медиатексты имели успех у аудитории в то или иное время, в той или иной социокультурной ситуации.

Литература для учителя и источники материалов для учащихся:

    1. Давыдов, С. А. Социология: конспект лекций. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.e-reading.club/chapter.php/99772/59/Davydov_ _Sociologiya__konspekt_lekciii.html

    2. Кашуба, В. В школу с медиа: разработки и сценарии уроков, мероприятий/ В.Кашуба [и др.] ГУО «Мин. Обл. ин-т развития образования». – Минск: Мин. Обл. ИРО, 2015. – 80 с.

    3. Понятие, роль и формы массовых коммуникаций. Электронный ресурс «Энциклопедия экономиста». Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/marketing/massovye-kommunikacii.html

    4. Флойд, К. Медиакод: инструкция по выживанию в медийно насыщенной среде/ К. Флойд, Ю. Халлин. – FOJO: Media Institute, 2013. – с.48

    5. Челышева, И.В. Анализ и интерпретация медиатекста в отечественном медиаобразовании//Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском пространстве. М.: Изд-во МГУ, 2006. с.553-554

    6. Шейбе С., Рогоу Ф. Медіаграмотність. Критичне мислення у мультимедійному світі. Підручнік для вчителя / Сінді Шейбе, Фейз Рогоу / перакл. з англ. С.Дьома; за за загал. ред. В.Ф.Іванова, О.В.Волошенюк. – К., 2014. 319 с.

Материалы для учащихся по теме «Социальная коммуникация»

Типы социальной коммуникации

Коммуникация — от лат. communicatio — сообщение, передача и от communicare — делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать – объект исследования разных наук (от технических до гуманитарных). Представители разных наук вкладывают разный смысл в понятие «коммуникация», и это закономерно.

Коммуникация является важнейшим условием существования и организации общества, поэтому для социологии важно исследование коммуникации как социально обусловленного процесса, в рамках которого формируются индивидуальные и групповые установки деятельности людей. Речь идёт о социальной коммуникациисоциально обусловленном процессе передачи и восприятии информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств.



Коммуникация может происходить на нескольких уровнях — между индивидами, между социальными группами, в рамках одного общества или между обществами. Поэтому выделяют следующие типы социальной коммуникации:

  • по характеру целевой аудитории — межличностную, групповую и массовую;

  • по автору, источнику сообщения — официальную и неофициальную;

  • по способу трансляции — вербальную и невербальную.

Учёные считают, что становление современного информационного общества (общество, в котором главную роль играют наука, знание и информация) стало результатом нескольких коммуникационных революций, которые изменили не только способы обработки и передачи информации, но и систему ценностей, уклад жизни людей, способ производства. Революции в истории социальной коммуникации были связаны с появлением письменности, книгопечатания, электронных устройств.

Периодизация исторического процесса, по мнению канадского философа М. Маклюэна, выглядит следующим образом: первой была эпоха человека слушающего – племенного индивида с преобладанием устной речи в качестве средства коммуникации. Изобретение алфавита, а потом и книгопечатания создало человека смотрящего, который жил во вторую эпоху – эпоху индустриального индивида с преобладанием печатного слова над устной речью. Третью (современную) эпоху представляет человек слушающий и смотрящий – индивид, который существует в условиях электронной (аудиовизуальной) коммуникации.

Значительный вклад в теоретические разработки социальной коммуникации внес американский учёный Г. Лассуэлл. Он разработал модель коммуникации, в которой выделил пять элементов:


  • 1) кто – коммуникатор (тот, кто формирует и передает сообщение);

  • 2) что – сообщение;

  • 3) какспособ передачи сообщения, канал;

  • 4) кому – аудитория, которой адресуется сообщение;

  • 5) зачем – с каким эффектом, эффективность.

Процесс социальной коммуникации может исследоваться на разных уровнях: на микроуровне имеется возможность исследовать межличностную и групповую коммуникацию; на макроуровне коммуникативный процесс анализируется в сфере социальных институтов – семьи, религии, культуры, образования, экономики и др. Здесь речь идёт о массовой коммуникации.

Средства массовой коммуникации

Массовая коммуникация – это процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств — печати, телевидения, радио, кинематографа, интернета и т.д., в результате которых сообщение поступает сразу к большим группам людей. В процессе коммуникации важным является не только то, что передается, по каким каналам проходит информация, но и результативность передачи этой информации.

Массовая коммуникация прежде всего характеризуется:


  1. наличием технических способов, которые обеспечивают регулярность, массовость, публичность сообщений;

  2. социальной значимостью информации;

  3. массовостью аудитории;

  4. многоканальностью с возможностью выбора способа коммуникации.

Средства массовой коммуникации иначе называют медиа (от лат. media – средства, посредники). К ним относятся пресса, радио, телевидение, кино, фото, видео, интернет, компьютерные игры и др. Среди средств массовой коммуникации телевидение занимает лидирующие позиции. Современные социологические исследования демонстрируют явный приоритет телевидения в системе способов проведения свободного времени у представителей разных поколений.

Особенности массовой коммуникации в современном обществе

Масштаб влияния медиа на все сферы жизни общества возрастает с каждым днём. Медиасфера развлекает, предоставляет информацию, обучает. В современном мире молодые люди проводят больше времени в медиапространстве (музыка, фильмы, видеоигры, общение в социальных сетях), чем в общении с семьёй и друзьями. Установлено, что в развитых странах мира потребление медиапродуктов подростками занимает до 10 часов в день. Например, одновременная переписка в социальной сети, просмотр вплывающих рекламных сообщений, прослушивание новостей и музыки по радио, играющих как фоновое сопровождение во время подготовки домашнего задания, стали распространённой моделью поведения школьников. Медиасфера содержит множество рисков: сцены насилия в новостях, нарастающее давление со стороны культивируемых медиа стереотипов и идеалов красоты в индустрии моды и шоу-бизнеса, угрозы и оскорбления в социальных сетях, незаконная загрузка данных из интернета и др.



Международные исследования показывают, что отсутствие у человека навыков критического мышления и анализа медиасообщений может иметь губительные последствия. В современном мире важно быть медиаграмотным, что означает уметь:

  • установить автора конкретного медиасообщения;

  • осознать, каких мыслей или действий ждал от нас создатель медиасообщения;

  • распознать предвзятость, дезинформацию и ложь;

  • заметить, что местами история умышленно недосказана;

  • сделать осознанный выбор  и принять  решение;

  • создать и распространить собственные медиасообщения с соблюдением этических и правовых норм.

Вопросы и задания для учащихся:

  1. Проанализируйте собственное потребление медиапродуктов. Заполните таблицу «Медиадневник», указав данные (в минутах) за полный день (данные за будний и выходной дни будут отличаться). Составьте диаграмму медиапотребления (укажите доли в %). Сравните свои данные с данными других учеников. Обсудите полученные результаты в группе, классе.

Таблица. Медиадневник

Книги

Радио

Телевидение

Пресса

Интернет

Чтение по школьной программе

Чтение по собственному предпочтению

Выпуски новостей

музыка

Передачи для целевой аудитории

Новости

Кино

Шоу, развлечения

Образовательные программы

Газеты

Глянцевые журналы

Новости

Поиск информации

Игры

Кино, ивдео

Социальные сети

Онлайн-обучение, курсы

  1. Воспользуйтесь схемой коммуникационного процесса Г.Лассуэлла. Проанализируйте процесс коммуникации в интернете средствами электронной почты, видеоконференции, форума и дискуссионной группы на сайте, чата в коммуникаторе, социальной сети (комментарий, пост, приватное сообщение, чат) для разной аудитории.

  • Какие каналы и почему используются в общении с ровесниками?

  • Какие каналы и почему используются в общении с учителями?

  • Какие каналы необходимо использовать в обращении к организациям, учреждениям?

  1. Посмотрите видео «Путешествие к острову медиаграмотности» (Режим доступа: https://youtu.be/QId4XXR7gR8). Составьте краткое описание рекламного ролика или трейлер (видеоролик) к данному видео. Какие ключевые понятия вы выделите? На чём будете делать акцент? Как привлечёте внимание аудитории?

  2. Прочитайте следующий фрагмент из публичной лекции современного писателя и философа Умберто  Эко «От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст», прочитанной в 1998 году. Как вы думаете, иллюстрируют ли эти строки изменения в массовой коммуникации, которые произошли в результате появления компьютеров и интернета? Можно ли согласиться с автором через 20 лет после написания этих строк? Аргументируйте свою точку зрения.

«…Часто мне думается, что в ближайшем будущем наше общество расщепится – или уже расщепилось – на два класса: тех, кто смотрит только телевидение, то есть получает готовые образы и готовое суждение о мире, без права критического отбора получаемой информации, и тех, кто смотрит на экран компьютера, то есть тех, кто способен отбирать и обрабатывать информацию. Тем самым начинается разделение культур, существовавшее во времена Средневековья: между теми, кто способен был читать рукописи и, значит, критически осмыслять религиозные, философские и научные вопросы, и теми, кто воспитывался исключительно посредством образов в соборе – отобранных и обработанных их творцами. Тема для фантаста! Будущий век, в котором пролетарское большинство пользуется только зрительной коммуникацией, а планируется эта коммуникация компьютерной литературной элитой».

Домашнее задание для учащихся:

Написать текст для новостного выпуска о каком-либо событии (школьная газета, сайт, пост в социальных сетях).




Каталог: wp-content -> uploads -> 2015 -> umodos
2015 -> Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личности
2015 -> Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательрных учреждений и организаций организация учебного процесса с использованием дистанционных
2015 -> Лекция Как важно понимание семьи Категория: ветераны боевых действий и члены их семей
umodos -> Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2015/2016 учебном году»
umodos -> Методические рекомендации для учителя по теме «Гендерные отношения в современном обществе»
umodos -> Учебная программа факультативных занятий для IX класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения
umodos -> Урока-практикума «Человек в социальной структуре общества» раздел 1 «Социальная сфера общества»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница