Методические рекомендации для учителей. Общие положения



Скачать 166.78 Kb.
Дата22.02.2016
Размер166.78 Kb.
ТипМетодические рекомендации
А.Б. Перзеке,

доктор филологических наук,

профессор

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 2015 г.

Методические рекомендации для учителей.

Общие положения.

В ситуации, когда стали известны направления государственного сочинения, задача учителя литературы заключается в том, чтобы за оставшийся до него небольшой период времени наиболее эффективно подготовить к нему учеников выпускных классов. При этом самым главным фактором подготовки выступает опора учителя на знания по литературе, которые есть у выпускников, и их активизация, организация повторения текстов в реальном объёме и применимо к направлениям, а также ориентация учеников на специфику декларированных требований к сочинению, а также на ряд важных принципов, соблюдая которые, можно успешно выстроить самостоятельную письменную работу. Базовое требование, заключённое а положении о государственном сочинении, гласит:



Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

Эти требования становятся основополагающими при работе с учениками. Для них открывается возможность заранее понять основной принцип выпускного сочинения и вполне успешно подготовиться к возможной теме по каждому из предложенных направлений. Выпускникам необходимо прежде всего с помощью учителя научиться понимать общие, абстрактно-философские смыслы предложенных направлений на уровне своего возрастного восприятия и иметь навыки рассуждения на конкретные темы с опорой на литературные произведения. А это подразумевает понимание проблематики избранного круга классических произведений, отобранных в соответствии с предложенными тематическими направлениями, и хорошее знание самих текстов с сюжетными подробностями и деталями. Кроме того, ученики должны быть сориентированы на определённые принципы изложения и построения материала.

Назовём несколько общих правил успешного написания сочинения, которые с помощью учителя должны знать выпускники.

А) В самостоятельной письменной работе по литературе, в которой на первый план выходит размышление, очень важно, чтобы пишущий взял удобную ему тональность и говорил своим собственным голосом, избегая дежурных штампов, общих мест, ложного пафоса и другой искусственности. Поэтому учащихся есть смысл нацелить так, чтобы они представляли себе доброжелательного, близкого им адресата сочинения, которому излагают свои мысли. Это может быть кто-либо из родственников, учитель литературы, близкий друг или кто-то ещё, с кем легко быть откровенным. Именно при наличии такой адресности сочинение обретёт доверительные интонации и искренний, естественный характер демонстрации своих взглядов и представлений, проявляющих личность пишущего.

Б) Учащийся должен чётко осознавать разницу между пересказом содержания произведения и анализом, в котором раскрывается его смысловая основа. Именно на пути анализа, не являющегося механическим пересказом содержания сюжета, а выступающего интерпретацией – толкованием, проявляется личность автора сочинения и его нестандартные подходы к данному тексту, умение связать его с другими текстами, с проблемами современности и своей собственной жизнью. Выпускнику необходимо объяснить, что он не должен опасаться проявить своё мнение, которое в ряде случаев может быть оригинальным, что необщепринятый подход к пониманию известного произведения применимо к конкретной теме сочинения, получивший достаточное обоснование, является несомненным достоинством работы, придаёт ей творческий характер.

В) При подготовке к сочинению выпускнику необходимо обновить знание того круга текстов, которые он планирует использовать при написании сочинения, а также представлений об их интерпретациях, содержащихся в школьных учебниках и дополнительных источниках как исходных. Это необходимо не для буквального повторения этих подходов к произведениям в своей работе, а в качестве опоры для самостоятельного предметного развития мысли.

Г) Ученику необходимо ясно понимать, что сочинение должно обладать целостностью, аргументированным развитием и завершённостью мысли, иначе говоря, иметь свою выстроенную внутреннюю структуру, что в нём важны смысловые связки или переходы между отдельными его частями, которые делают его логичным, целенаправленным смысловым единством. Поэтому выпускнику после выбора темы имеет смысл предварительно составить план сочинения с хорошо продуманной последовательностью изложения материала.

Структура плана.

Вступление. Эта первая часть сочинения не является формальной. В ней происходит подход к избранной теме: демонстрируется понимание её смысла в общем виде и отношение к ней пишущего. От вступления совершается мотивированный переход к основной части работы.

– План фиксирует опорные фрагменты основной части сочинения и плавное смысловое движение от одного из них к другому. Здесь осуществляется развёрнутое раскрытие темы с опорой на художественные тексты.

Заключение является необходимым элементом сочинения, в котором обобщаются и подводятся итоги раскрытия темы, происходит смысловое и интонационное завершение разговора. Его ключевые слова могут быть: «Таким образом». При этом заключение может быть совсем небольшим по объёму и составлять всего несколько предложений.

Ученик для успешного написания выпускного сочинения должен совмещать в себе следующие качества, возникающие благодаря предварительной подготовке: владение общей проблематикой, лежащей в основе каждого направления, а затем и его конкретной темы, понимание проблематики конкретных литературных произведений, на которые он ссылается, умение от общих принципов идти к их частным проявлениям и от частного восходить к общему. При этом он должен помнить, что самым главным в сочинении являются его собственные рассуждения, выражение им своей личной позиции по отношению к проблеме и её авторскому изображению в художественном тексте, умение видеть смысловые взаимосвязи и между разными текстами, и между действительностью и литературой как её художественного зеркала.

Усвоить эти принципы и подготовиться к сочинению на самом деле не так сложно, как иной раз кажется. Ученикам для развития соответствующих представлений и навыков необходимы образцы подобных мыслительных операций и собственная практика по их применению. Они должны ясно осознавать, что заучить несколько образцов, чтобы воспроизвести один из них в ходе написания сочинения, невозможно, необходимы творческий подход и непосредственно свои знания и навыки, опора на собственные силы. За время, оставшееся до экзамена, им следует проработать каждое из направлений: понять его суть, определить с помощью учителя возможные темы и круг соответствующих им художественных произведений. При этом выпускникам стоит написать пробные сочинения по возможной теме каждого из предлагаемых направлений, чтобы проверить и совершенствовать свои навыки, преодолеть недостатки, почувствовать уверенность в себе. В этом случае любые темы на экзамене не явятся для них неожиданностью и так или иначе свою положительную роль сыграют «домашние заготовки».

Предлагаемая далее разработка призвана способствовать развитию пониманию учащимися философского смысла направлений, вооружить их опорным материалом для своих собственных рассуждений, а также рекомендовать круг произведений, которые могут быть использованы ими с учётом того важного обстоятельства, что большинство предлагаемых текстов соответствует содержанию сразу нескольких направлений и подходит для самых разных поворотов тематики внутри каждого из них. В то же время, за учениками остаётся право широкого собственного выбора произведений для раскрытия избранной темы не только из состава названных здесь, но и далеко за его пределами.


Тематические направления итогового сочинения.


  1. «Время» направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха. (Из положения об итоговом сочинении).

Наш мир существует в неотделимых друг от друга измерениях времени и пространства. Время – форма протекания всех жизненных процессов, фактор движения, мера длительности существования всех объектов, включая человека, общество, цивилизацию, характеристика последовательной смены их состояний в процессах изменения и развития.

В философии время понимается как необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении – из прошлого, через настоящее в будущее), внутри которого происходят все существующие в бытии явления и события.

Время никогда не стоит на месте, оно измеряется секундами, часами, сутками, годами, сроком человеческой жизни, историческими веками и эпохами.

В литературе мы имеем дело с художественным временем, т.е., временем, осмысленном писателями и воплощённом в образной системе сюжета средствами искусства слова. Оно проявляется в изображении исторических эпох с их внешними приметами и событиями, в воссоздании движения жизненного процесса, показа развития ситуаций. Структура сюжета от пролога и завязки до развязки и эпилога отражает процесс течения времени, неизбежно определяющего динамику событий. Литература показывает, как время проявляется в облике людей, их положении, устремлённости, судьбах. Именно в изображении жизненной конкретики и проявляется в литературе образ времени, к которому относится практически

вся полнота того, что в ней изображается.

Три измерения времени: настоящее, прошлое и будущее, находят самое разное воплощение в художественных произведениях. Литература средствами слова способна показывать их самое различное совмещение даже в рамках одного произведения. В творениях писателей, охватывающих большие исторические периоды, изображаемые события складываются в масштабный образ реки времени, потока времени, в котором движется общество и каждый отдельный человек. Литература умеет показать сочетание времени исторического, общезначимого и индивидуально переживаемого, субъективного.

Каждый человек – сын своего времени. В его внешнем существовании и внутреннем содержании так или иначе отражаются идеи времени и идеалы, характерные приметы, исторические события. Человек фактически плывёт в потоке времени, которое определяет его судьбу. Время течёт и в сознании человека, определяя его представления о мире и их движение. В литературе внутренние и внешние изменения, происходящие с человеком, называются эволюцией героя.

Эти общие представления и рассуждения, осмысленные учениками, пригодятся им при работе над сочинением в тематическом русле данного направления. Можно обозначить и примерный круг тем, к которому с теми или иными вариациями будет относиться и тема, представленная на экзамене. Постижение принципов подхода к проблеме времени (равно как и к проблемам других направлений), позволит ученику успешно использовать ресурс предварительной подготовки. Одни и те же тексты при соответствующем обосновании могут быть использованы для раскрытия целого круга тем одного направления. Названные произведения призваны способствовать самостоятельному поиску, их легко заменить на другие, которые выпускнику не менее хорошо знакомы и покажутся ему более подходящими для глубокого раскрытия избранной темы. Размышления на неё в сочинении могут быть подкреплены обращением как к одному, так и к нескольким произведениям.


  1. Что означает для человека испытание временем? – «Ионыч» А.Чехова, «Обломов» А.Гончарова.

На примере этих произведений становится видно, к какому печальному итогу приходит человек, который оказывается неспособен реализовать присущий ему жизненный потенциал, выдержать негативное давление среды, преодолеть собственную душевную инерцию, бороться за любовь и семейное счастье. Оба героя не выдерживают испытания временем и любовью, посылаемые каждому человеку, и выступают ярким примером бесполезно прожитой жизни, что усиливается их финальным одиночеством. Таких героев писатели показывают для понимания того, как нельзя строить свою жизнь, которая даётся человеку один раз.

  1. Как историческое время (эпоха) проходит сквозь судьбы людей? Или: Человек и его эпоха.

«Война и мир» Л. Н. Толстого: путь князя Андрея, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Николая Ростова, Пети Ростова.

«Пётр I» А. Н. Толстого: судьбы Меншикова, Боровикова, Федьки Умойся Грязью, Александры Боровиковой / боярыни Волковой.

«Живые и мёртвые» К.Симонова – испытания, которые выпали на долю Синцова и Серпилина вместе с армией и народом.

При раскрытии подобной темы нужно вести речь об объективных конкретно-исторических обстоятельствах, перед лицом и во власти которых оказывается человек, испытывая жизненные взлёты и падения, подчиняясь им и одновременно проявляя собственную волю и свои личностные качества.



  1. Когда человек бывает в единстве со своим временем?

«Судьба человека» М.Шолохова,

«А зори здесь тихие», «В списках не значился» Б.Васильева.

Здесь важно подчеркнуть, что в период страшных испытаний для всей страны и всего народа человек исполняет не только веление времени и свой долг, но и сознательное веление свое души, не думая о себе и не боясь смерти. Именно тогда в человеке, полностью убеждённым в правоте своего дела, проявляется героическое начало.


  1. От чего зависит человеческая судьба?

«Ионыч», «Крыжовник» А.Чехова, «Судьба человека» М.Шолохова.

«Тихий Дон» М.Шолохова – Григорий Мелехов, женские судьбы в романе, связанные с судьбой Григория: Аксинья – возлюбленной, Натальи - жены, Ильиничны – матери, Варвары – сестры.

Судьба есть результат движения человека по времени, его зависимости от силы обстоятельств, близких людей, понимания жизненных ценностей, собственного выбора, она – его итоговое состояние в мире.


  1. Как можно выпасть из своего времени?

«Обломов» А.Гончарова, «Живи и помни» В.Распутина.

Негативный пример того, как человек замыкается в своём индивидуальном времени, уклоняется и скрывается от участия в протекании времени общезначимого с его проблемами, тревогами и велением, причиняет этим эгоистичным выбором страдание любящим его, губит в себе всё хорошее.



  1. Прошлое как урок настоящему.

«Бородино», «Песня про купца Калашникова» М. Лермонтова.

Мужество ценою жизни при защите Отечества, при отстаивании своего человеческого достоинства пред лицом деспотичной власти не тускнеет во времени, не теряет своей высшей ценности. Оно становится примером для подражания, образцом поведения для потомков, поскольку негативные обстоятельства для страны и личности в прежние времена периодически появляются и в последующие.



  1. Каким бывает герой своего времени?

Онегин, Печорин, Базаров, Шариков, лейтенант Плужников (роман Б. Васильева «В списках не значился»).

Герой своего времени концентрирует в себе его характерные приметы для своей исторической эпохи, проявляющиеся в его социальном положении, взглядах, поведении, нравственных принципах, стремлениях, отношении к окружающим, господствующим представлениям, традициям, любви и судьбе. Такие личности с глубоко созвучными своему времени чертами встречаются в реальной жизни, а в литературе выступают выразителями представлений своих создателей о зависимости человека от нравов, идей и событий окружающего мира. У каждого времени есть свои отличительные черты и, соответственно, свои герои, через которых они проявляются. При этом Шариков является сатирическим персонажем, результатом критического отношения автора к идеологии и человеческой сущности новой власти.



  1. Конфликт поколений как конфликт эпох. – Комедия «Горе от ума» А. Грибоедова, роман «Отцы и дети» И. Тургенева.

Каждое историческое время, в том числе и наше, заключает в себе взаимоотношения старшего и младшего поколений, сложившихся в его разные периоды, связанные с разной общественно-политической ситуацией, и несущие порой противоположные представления о жизненно важных общезначимых вопросах. Классическая литература в яркой образной форме отражает споры «отцов и детей», порой доходящие до острого конфликта, по принципиальным проблемам. Имея своё конкретное содержание, эти споры происходят по сегодняшний день.


  1. «Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

(Из положения об итоговом сочинении).
Дом – это не просто строение, имеющее стены и крышу, но прежде всего особое пространство человеческой жизни, в котором очаг, колыбель, печь, мать, отец и другие родные люди. Дом противостоит всему враждебному во внешнем пространстве, защищает семью, является исходной точкой для человека в мире (началом начал) и конечной точкой и целью всех его странствий. Поэтому дом среди человеческих жизненных ценностей занимает одно из самых первых мест, стоя в одном ряду с семьёй.

  1. Что значит для человека отчий / родной дом?

  2. Мир дома / дом как мир.

«Тихий Дон» М. Шолохова, «Белая гвардия» М. Булгакова, «Деревянные кони», «Дом» Ф. Абрамова, «Дом у дороги» А. Твардовского.

С отчим домом связаны дорогие воспоминания о детстве, о родителях. Дом хранит уют и тепло, в нём живёт любовь родных людей друг к другу, он построен для себя и для потомков, полон привычных вещей, из него уходят в полный тревоги мир и в него возвращаются повзрослевшие дети, в него приходят и радость и беда. Во время войны человек защищает, прежде всего, свой дом.

Дом как мир человеческой жизни напоминает корабль, в котором все, кто с ним связан, плывут то по тихому, то по бурному морю житейскому. Думая о родном доме, стремясь к созданию семьи, человек может нести его в своей душе.

Дом воплощает в себе идею устроенности жизни, нарушение разумных начал его существования новыми обитателями свидетельствует о присущей им «разрухе в головах». – «Собачье сердце» М. Булгакова.



3) Драматическая утрата дома.

«Медный всадник» А. Пушкина, «Судьба человека» М. Шолохова.

Утрата своего дома или надежды обрести его происходит в результате природных и общественных катаклизмов, проявляет незащищённость человека от внешних сил и лишает его жизненной основы, становясь причиной душевных страданий, опустошённости и одиночества.

Иногда герой в определённой мере оказывается сам виноват в подобной утрате родового гнезда – «Вишнёвый сад» А. Чехова, или неспособности создать свой семейный дом из-за собственного эгоизма и выбора других ценностей, ставших для него самыми главными – «Ионыч».


III. «Любовь» направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах. (Из положения об итоговом сочинении).

Любовь – это стремление к соединению с кем или чем-либо: человеком, объектом или родом деятельности (любовь к чтению), составляющим для личности сверхценность, потребность обладания предметом своей любви, единства с ним. Любовь в узком плане – влечение мужского и женского начала, в широком плане – распространение этого чувства на большой круг предметов и явлений: «Люблю грозу в начале мая». Ещё в древности люди знали о великой силе любви. Помимо направленности на свою «половину», любовь может быть к родителям и детям, другу, коню и собаке, родному дому, городу, профессии, музыкальному инструменту, оружию, образу жизни.

Существует любовь к природе и многому другому из числа людей, животных, предметов и явлений, ставших в нашем мире дорогими и необходимыми человеку, приносящими ему практическую пользу или выступающими объектом бескорыстного служения, причиной рождения целой гаммы ярких чувств – восхищения, приязни, заботы, боязни утраты, ревности, страданий от отсутствия взаимности или от разлуки, самоотверженности вплоть до жертвенного самоотречения и т. д., в которых проявляется сущность самого любящего человека.


  1. Любовь мужчины и женщины.

«Дама с собачкой» А. П. Чехова – Гуров и Анна Сергеевна. «Евгений Онегин» А. С. Пушкина – Евгений и Татьяна. «Барышня – крестьянка» А. С. Пушкина – Берестов-младший и «Акулина». «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – Печорин и Бэла. Печорин и княжна Мэри. «Горе от ума» А. С. Грибоедова – Чацкий и Софья. «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова – Мастер и Маргарита. «Тихий Дон» М. А. Шолохова – Григорий и Аксинья.

*Любовь и долг. – «Анна Каренина» Л. Н. Толстого.

*Трагедия безответной любви. – «Гранатовый браслет» А. И.

Куприна.

Эта форма любви занимает центральное место в жизни каждого человека. Она бывает взаимной, светлой и спокойной, и несчастливой, входящей в противоречие с нравами общества, волей родителей, чувством долга, силой различных обстоятельств, бывающих непреодолимыми. Любовь зависит от стихии человеческих чувств, не подвластных разуму, их силы, искренности и постоянства, от степени эгоизма, присущего человеку, честности перед собой и тем, кто его любит, от его внутренней свободы, от нравственного выбора, который делает он сам... В любви нет готовых рецептов, каждая история любви неповторима.



  1. Родительская любовь. – «Станционный смотритель» А. С. Пушкина, «Отцы и дети» А. С. Тургенева, «Ионыч» А. П. Чехова.

«Отец Горио», «Евгения Гранде» О. де Бальзака.

Любовь родителей к детям заключает в себе желание им счастья и добра, тревогу за их судьбу, порой стремление влиять на неё с самыми благими намерениями. Родительская любовь бывает требовательная, суровая, а также бескорыстная и жертвенная, её беззащитность проявляется в ситуации, когда с детьми случается беда или перед лицом неблагодарных детей.



  1. Любовь к городу.

*«Медный всадник» А. С. Пушкина («Люблю тебя, Петра творенье…») – восхищение блеском и величием новой столицы, выросшей на месте дикой природы по замыслу Петра. Изображение её разных граней, прекрасных каждая по-своему, гармонии с каждой из них автора – жителя

*«Белая гвардия» М.А. Булгакова – развёрнутый образ родного для автора и героев романа, неповторимо прекрасного, древнего Города – русского Киева.

IV. «Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств её достижения. (Из положения об итоговом сочинении).
Применимо к человеку, понятие Путь имеет прямое и символическое значение. Он складывается из того направления в реальном пространстве или пространстве души, в котором человек движется по своей воле, сознательно выбирая цель, или в общем потоке жизни, состоит из самого процесса движения и результата пройденного расстояния. Каждый путь имеет начало, этапные координаты и финал. Очень характерны существующие в языке выражения: «жизненный путь человека», «дорога жизни», «исторический путь народа», «духовный путь личности», «выбор жизненного пути». Это сложный путь испытаний, поражений и побед, нравственного выбора, ошибок, заблуждений и постижения истины, материальных и духовных обретений и утрат. На жизненном пути человек может быть счастлив и несчастлив, реализует свои стремления и силы, или оказывается невостребованным, «лишним».

Путь человека, понимаемый как судьба, протекает во времени, так или иначе связан с домом, неизбежно включает в себя любовь в её самых разных проявлениях. Эти тематические направления итогового сочинения по своему смыслу составляют неразрывное целое, в которое входят все главные измерения человеческой жизни и фактически требуют одной подготовки. Избирая тему, связанную с одним из этих измерений и, соответственно, определённым направлением, учащийся целенаправленно ориентируется на её конкретный смысл, но при этом по мере необходимости использует и другие, связанные с ним смыслы, образующие цепочку: путь – время – дом – любовь – судьба – смысл жизни – рождение / смерть – добро / зло – мужество / трусость – сила / слабость – родина – война и мир – долг – свобода и т.д.

Названные ниже некоторые литературные произведения, герои и варианты тем приводятся с целью дать исходный импульс творческим размышлениям выпускников в тематическом русле направления, связанного с категорией Пути.



«Медный всадник» А. С. Пушкина – путь бедного Евгения, имеющего мечты о семье, через потоп, утрату невесты, безумие, бунт против Медного всадника к выброшенному водой дому возлюбленной и смерти.

«Война и мир» Л. Н. Толстого – пути духовных и нравственных исканий Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой и их итоги.

«Судьба человека» М. А. Шолохова – путь Андрея Соколова из родного дома через войну.

«Залётный» В. М. Шукшина – такие разные жизненные пути братьев Анисима и Григория Квасовых, встретившихся через полвека после разлуки.

  1. Жизнь человека с высокими помыслами – «путь чести» князя Андрея.

  2. Трагический путь народа и отдельной личности в бурлящем историческом потоке – народная судьба и судьба Григория Мелехова.

  3. Трагедия невозможности возвращения в родной дом – замкнутый круг побега Мцыри.

  4. Путь бунта и путь верности долгу – Пугачёв и Гринёв.

  5. Путь в бессмертие – подвиг Сотникова (, Ивана («Иваново детство» В. Богомолова), лейтенанта Плужникова («В списках не значился» и девушек-зенитчиц («А зори здесь тихие» Б. Васильева).

  6. Путь, освещённый любовью – Гуров и Анна Сергеевна («Дама с собачкой А. П. Чехова) и т.д.

VI. «Год литературы» направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе. (Из положения об итоговом сочинении).

В русле этого направления учащийся может рассказать о своих читательских предпочтениях, мотивировать свой интерес к тем или иным произведениям классической или современной, русской или зарубежной литературы, избрать для анализа какое-либо из них для конкретного рассмотрения. Удачным может выглядеть умение выпускника показать современность звучания творений великих писателей, их непреходящее значение, значимость и актуальность широко читаемых произведений сегодняшних авторов, связь любимых книг пишущего сочинение с его собственными жизненными интересами. Важно во вступлении сказать о своём понимании роли чтения в жизни человека и сделать соответствующий смысловой переход к анализу-комментарию одного, предварительно глубоко осмысленного учеником, или нескольких текстов, используя связующую логику для обращения к каждому из них. Здесь может пригодиться хорошее знание произведений, представление о которых выпускник обновлял при подготовке к государственному выпускному сочинению.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Семья как фактор социогенеза: ценностно-нормативный аспект
2015 -> «Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог
2015 -> Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
2015 -> Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личности
2015 -> Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательрных учреждений и организаций организация учебного процесса с использованием дистанционных
2015 -> Лекция Как важно понимание семьи Категория: ветераны боевых действий и члены их семей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница