Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «Психология развития личности. Технологии личностного развития»



Скачать 115.22 Kb.
Дата16.02.2016
Размер115.22 Kb.
ТипМетодические рекомендации

Тихонина Т.А.


Методические рекомендации для студентов по изучению

дисциплины «Психология развития личности. Технологии личностного развития»
Содержание:


1.Перечень и содержание основных тем по курсу «Психология развития личности. Технологии личностного развития» 1

2.Темы семинарских занятий по курсу «Психология развития личности. Технологии личностного развития» 2

3.Рекомендации по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины «Психология развития личности. Технологии личностного развития» 4

4.Описание последовательности действий студента при изучении дисциплины «Психология развития личности. Технологии личностного развития» 4

5.Рекомендации по работе с литературой 5

6.Советы по подготовке к зачету по курсу «Психология развития личности. Технологии личностного развития» 5

7.Рекомендуемые источники и литература (основная и дополнительная) 6



  1. Перечень и содержание основных тем по курсу «Психология развития личности. Технологии личностного развития»



Раздел 1. Общие основы психологии развития личности.
Тема 1. История становления и этапы развития науки.

Историческая хронология. Этапы развития психологии развития личности. Основные проблемы и методологические подходы. Междисциплинарные связи.


Тема 2. Понятие личности и ее структура.

Общие представления о личности. Структура личности. Основные подходы к изучению личности. Взаимосвязь личности с другими компонентами психологической структуры человека.


Тема 3. Общие представления о развитии личности.

Многообразие подходов к рассмотрению понятия формирования и развития личности. Основные положения и уровни развития личности. Сознание как основа развития личности. Особенности развития личности в историогенезе.


Раздел 2. Движущие силы и условия развития личности.
Тема 4. Основные предпосылки развития личности.

Основные факторы развития личности. Среда, наследственность и развитие личности. Представление о развитии в различных направлениях психологии. Натуральный и культурный ряды развития личности в онтогенезе (Л.С.Выготский). Концепция двойной детерминации развития личности и ее методологические предпосылки.


Тема 5. Движущие силы развития личности

Образ жизни, индивидные свойства человека, совместная деятельность как "безличные” предпосылки и основания развития личности. Движущие силы развития личности в представлениях отечественных и зарубежных психологов (З.Фрейд, Э.ФромМ.: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев С.Л. Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе и др.). Положения о психосоциальной идентичности личности как критерия ее зрелости, роль конфликта в развитии личности, этапы развития личности.


Раздел 3. Периодизации развития личности
Тема 6. Основные закономерности периодизации развития личности.

Психологические принципы и основания периодизации развития личности человека. Кризисы развития и их роль в становлении личности.


Тема 7. Периодизации развития личности в отечественной и зарубежной психологии.

Ведущая деятельность как основа периодизации развития личности в концепции А.Н.Леонтьева. Противоречие между мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сферами как основа периодизации Д.Б.Эльконина. Биогенетические периодизации развития человека. Понятие рекапитуляции и фазы развития личности. Представления об этапах психосексуального развития ребенка в психоанализе З.Фрейда. Социогенетические периодизации развития личности. Персоногенетические периодизации развития человека. Эпигенетическая концепция развития Э.Эриксона. Эпигенетический принцип развития.


Раздел 4. Онтогенез и жизненный путь, как основные определяющие развития личности.
Тема 8. Жизненный путь человека и история развития личности

Жизненный путь человека как история развития личности и индивидуальности. Влияние жизненного пути человека на его онтогенетическую эволюцию. Психологический возраст. Проблема периодизации развития личности в зрелом возрасте. Проблем развития личности в старости.


  1. Темы семинарских занятий по курсу «Психология развития личности. Технологии личностного развития»

Семинар по теме: «Развитие человека в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни»



  1. История возникновения психологии развития личности как науки. Многообразие подходов к феноменологии личности.

  2. Психология развития личности в науках о природе, человеке и обществе. Междисциплинарный статус проблемы личности и ее развития. Проблема развития личности и уровни методологии науки.

  3. Системный и историко-эволюционый подход к личности и ее развитию.

  4. Человек как индивид в системе биогенеза. Человек как личность в системе социогенеза. Человек как индивидуальность в системе персоногенеза.

Семинар по теме: «Движущие силы и условия развития личности»



  1. Среда, наследственность и развитие личности. Представление о развитии в различных направлениях психологии.

  2. Образ жизни, индивидные свойства человека и совместная деятельность как предпосылки и факторы развития личности.

  3. Движущие силы развития личности. Взгляды психологов различных направлений на проблему личностного развития (концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Э. Эриксона, З.Фрейда, Э.Фромма и др.).

  4. Жизненный путь человека как история индивидуальности. Влияние жизненного пути человека на его онтогенетическую эволюцию. Психологический возраст.

Семинар по теме: «Периодизации развития личности»



  1. Психологические принципы и основания периодизации развития человека. Кризисы развития и их роль в становлении личности.

  2. Биогенетические периодизации развития человека. Концепция развития ребенка С.Холла: закон рекапитуляции; фазы развития личности. Представления об этапах психосексуального развития ребенка в психоанализе З.Фрейда.

  3. Социогенетические периодизации развития человека. Когнитивная ориентация. Основные положения концепции развития морального сознания личности. Разработка представления о периодизации развития личности в социальной психологии.

  4. Персоногенетические периодизации развития человека. Эпигенетическая концепция развития Э.Эриксона. Положения о психосоциальной идентичности личности как критерия ее зрелости, роль конфликта в развитии личности, этапы развития личности.

  5. Проблема периодизации развития личности во взрослом возрасте. Старость.

Семинар по теме: «Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности»



  1. Общее представление об индивидных свойствах человека. (Б.Г.Ананьев).

  2. Личность и индивидные свойства человека. Классификация индивидных свойств и их место в регуляции поведения личности.

  3. Половой диморфизм и психологические характеристики индивида. Проблема психологии половых различий.

Семинар по теме: «Развитие личности. Социально- исторический образ жизни как источник развития»



  1. Личность в истории культуры. Проблема социально-типического в личности.

  2. Социальный характер и национальный характер. Социогенетические истоки развития личности.

  3. Личность и социальная группа. Ролевые теории личности и их критика.

  4. Социализация личности как интериоризация социальных форм поведения (Л.С.Выготский).

Семинар по теме: «Персоногенез личности. Жизненный путь»



  1. Общая характеристика индивидуальности. Нормальное и отклоняющееся развитие личности, психологическое и личностное здоровье. Личностная зрелость.

  2. Продуктивные проявления индивидуальности личности. Самоактуализация, самореализация и персонализация. Развитие структуры "Я" личности (в разных направлениях психологии).

  3. Положение Джемса о существовании трех компонентов эмпирического "Я": физическая личность, социальная личность и духовная личность. Разработка представлений о развитии структуры "Я", самосознания и самооценки (М.Бахтин, М.Бубер, Л.Выготский).


ВАЖНО!

По программе курса предусматривается тренинг личностного развития, прохождение которого является обязательным условием для выставления зачета.

Написание студентами с использованием списка основной и дополнительной литературы программы тренинговой работы по теме: «Личностный рост» (в программе должны быть следующие элементы: пояснительная записка, включающая теоретический анализ основных понятий по теме, обоснование цели, задач, правил и принципов работы; тематический план программы тренинговой работы; описание конкретных игр, упражнений, вопросов для рефлексии, используемых в программе) с последующей защитой данной программы на практическом занятии. Процедура защиты предусматривает тренировку навыков студентов в качестве ведущего тренинга личностного роста.

  1. Рекомендации по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины «Психология развития личности. Технологии личностного развития»


Самый оптимальный вариант планирования и организации студентом времени, необходимого для изучения дисциплины – распределить учебную нагрузку равномерно, т.е. каждую неделю знакомиться с необходимым теоретическим материалом на лекционных занятиях и закреплять полученные знания самостоятельно, прочитывая рекомендуемую литературу.

К семинарским занятиям необходимо готовиться за неделю или две до срока их проведения, чтобы была возможность проконсультироваться с преподавателем по трудным вопросам. В случае пропуска занятия, необходимо предоставить письменную разработку пропущенной темы. Самостоятельную работу следует выполнять согласно графику и требованиям, предложенным преподавателем.

Допуск к зачетуу по дисциплине предполагает активное участие в практических и семинарских занятиях, а также своевременное выполнение домашних и самостоятельных заданий.

  1. Описание последовательности действий студента при изучении дисциплины «Психология развития личности. Технологии личностного развития»


Задание для подготовки к семинарским занятиям по данному курсу студент получает от преподавателя.

Основным промежуточным показателем успешности студента в процессе изучения дисциплины является его готовность к семинарским занятиям. Поэтому важно определить некий алгоритм действий студента по подготовке к семинарским занятиям:



  • Приступая к выполнению задания по любой теме, прежде всего, ознакомьтесь с планом занятия, изучите соответствующий раздел учебника и учебного пособия, библиографию.

  • Затем выясните наличие литературы или теоретического материала по соответствующей теме.

  • По каждому вопросу предложенной темы студент должен определить и усвоить ключевые понятия и представления.

  • Для более глубокого понимания проблемы далее необходимо познакомиться с дополнительной литературой и законспектировать основные положения.

  • В случае возникновения трудностей студент должен и может обратиться за консультацией к преподавателю, ведущему данный курс.

Критерием готовности к семинарскому занятию будет умение ответить на все указанные вопросы, используя рекомендованные источники, а также наличие соответствующих конспектов.

Студенты обязаны:

    1. Освоить содержание разделов, изучив учебную и дополнительную литературу.

    2. Подготовить доклад по одному из предложенных вопросов семинара.

    3. Иметь конспект по изучаемой теме.

Студент имеет право:

  1. Получить консультацию по подготовке к семинарскому занятию.

  2. Добавить библиографию по теме.

  3. Сделать записи в тетрадях для практических занятий наиболее важных положений, которые могут быть использованы при ответе на вопросы семинара (цель - сформировать собственное суждение по данной проблеме).

  4. В зависимости от требований семинара, сложности вопроса результат изучения литературы может быть оформлен в виде плана (структуры) ответа, тезисов ответа (доклада).

  5. Подготовить развернутый ответ по следующему плану: дать определение рассматриваемого явления, раскрыть его сущность, показав его структуру, вскрыв причинно-следственные связи и взаимовлияние факторов, условий и обстоятельств на рассматриваемое явление (процесс), определить состояние, закономерности и тенденции его изменения в зависимости от различных факторов и условий. В процессе такой работы важно вскрыть положительные стороны и недостатки с тем, чтобы в выводах сформулировать обоснованные научные и другие рекомендации по альтернативным позициям.

  6. Сообщения желательны небольшие - 5-10 минут. Главное обращать внимание на основные моменты изучаемой темы.

  7. По согласованию с преподавателем, читающим данный курс, студент может подготовить сообщение на самостоятельно предложенную тему.



  1. Рекомендации по работе с литературой


Умение работать с литературой – важный фактор успешности учебной деятельности студента и, вместе с тем, показатель его развития как субъекта познания. Отсюда необходимые рекомендации по работе с психологической литературой:

  • при выборе источника теоретического материала надо исходить из основных понятий по теме, чтобы точно знать, что конкретно искать в том или ином издании (см. аннотацию к книге).

  • для более глубокого усвоения и понимания материала следует читать не только имеющиеся в тексте определения или теоретические представления, но и примеры.

  • в процессе чтения важно осознавать, в рамках какого психологического подхода или направления изложена проблема. Это позволит прийти к пониманию вопроса на более высоком уровне обобщения.

  • чтобы получить объемные и системные представления по теме, нужно посмотреть несколько работ (возможно альтернативных) по данному вопросу.

  • не следует конспектировать весь текст, относящийся к рассматриваемой проблеме, так как такой подход не дает возможности осознать материал. Необходимо выделить и законспектировать только основные положения, позволяющие выстроить логику ответа на вопросы интересуемой темы.

  • в целях самоконтроля по усвоению материала можно выполнить задания по данной теме (в конце параграфа или раздела книги).



  1. Советы по подготовке к зачету по курсу «Психология развития личности. Технологии личностного развития»


Подготовка к экзамену и его результативность также требует умения оптимально организовывать свое время. Идеально, если студент познакомился с основными представлениями и понятиями в аудиторном процессе изучения дисциплины. Тогда подготовка к зачету по контрольным вопросам позволит систематизировать материал и глубже его усвоить.

Работу лучше начинать с распределения предложенных контрольных вопросов по разделам и темам курса.

Затем необходимо выяснить наличие теоретических источников (конспект лекций, хрестоматия, учебники, монографии).

При чтении материала следует выделять основные понятия и определения, можно их законспектировать Выделение опорных понятий дает возможность систематизировать представления по дисциплине и, соответственно, результативнее подготовиться к экзамену.



Успешный ответ на экзаменационный билет предполагает процесс продумывания логики изложения материала по каждому вопросу, запоминание примеров.

  1. Рекомендуемые источники и литература (основная и дополнительная)


Основная

  1. Абдуллин А. Г. Теория и технология личностного роста : учеб. пособие для вузов / Абдуллина Д. Г., Пручкина Н. М. - Магнитогорск : [Изд-во МаГУ], 2010. - 162 с. 
    Кол-во экземпляров: 1

  2. Крэйн У.  Психология развития человека. 25 главных теорий - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, [2007]. - 512 с. - (Психология - лучшее) 
    Кол-во экземпляров: 1

  3. Психология развития личности в условиях депривации: учеб.-метод. комплекс / Пятунин В. А. - Магнитогорск : [Изд-во МаГУ], 2011. - 51 с. 
    Кол-во экземпляров: 5

  4. Рамендик Д. М. Тренинг личностного роста - М. : Форум [и др.], 2007. - 176 с. - (Профессиональное образование) - Доп. Мин. обр. РФ 
    Кол-во экземпляров: 1

  5. Шевцова И. В. Упражнения и рекомендации для тренинга личностного роста - СПб. : Речь, 2007. - 192 с. 
    Кол-во экземпляров: 1


Дополнительная


  1. Грачева Л. В. Тренинг внутренней свободы: Актуализация творческого потенциала - СПб. : Речь, 2005. - 60 с. - (Психологический тренинг) 
    Кол-во экземпляров: 1

  2. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга - СПб. : Речь, 2005. - 254 с. - (Психологический тренинг) 
    Кол-во экземпляров: 1

  3. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга - СПб. : Речь, 2007. - 254 с. - (Психологический тренинг) 
    Кол-во экземпляров: 3

  4. Климчук В. А. Тренинг внутренней мотивации - СПб. : Речь, 2005. - 75 с. - (Психологический тренинг) 
    Кол-во экземпляров: 2

  5. Макарова Л. Н. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся / Шаршов И. А. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 95 с. - (Б-ка практического психолога) 
    Кол-во экземпляров: 10

  6. Пахальян В. Э. Групповой психологический тренинг : учеб. пособие для вузов - СПб. : Питер, 2006. - 224 с. - (Учебное пособие) - Рек. УМО 
    Кол-во экземпляров: 3

  7. Тренинг по сказкотерапии - СПб. : Речь, 2006. - 170 с. 
    Кол-во экземпляров: 1

  8. Хухлаева О. В.  Психология развития. Молодость, зрелость, старость : учеб. пособие для вузов - М. : Академия, 2005. - 204 с. - (Высшее профессиональное образование) - Доп. УМО 
    Кол-во экземпляров: 41

  9. Эксакусто Т. В. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 340 с. - (Психологический практикум) 
    Кол-во экземпляров: 1

Каталог: fac
fac -> Рабочая Программа учебной дисциплины м 01. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
fac -> Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
fac -> Роль информационных технологий в развитии экономики и общества. Проблемы, перспективы, положительные и негативные аспекты информатизации
fac -> Общая характеристика педагогики как науки 3 1 Объект, предмет, задачи педагогики 3 2 Структура педагогической науки 14
fac -> 1. Цель и задачи освоения дисциплины Цель изучения дисциплины
fac -> Печатается по решению ученого совета факультета физической культуры и спорта фгбоу ни иргту
fac -> Общая характеристика специальности 040104 – организация работы с молодежью
fac -> Монографии сотрудников кафедры
fac -> Дипломных и курсовых работ на 2013/2014 учебный год по специальности "Дошкольная педагогика и психология"


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница